Научная статья на тему 'Приобщение к здоровому образу жизни на уроках физической культуры в школе'

Приобщение к здоровому образу жизни на уроках физической культуры в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение к здоровому образу жизни на уроках физической культуры в школе»

ПРИОБЩЕНИЕ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

© Алынин С.А.*

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, г. Санкт-Петербург

В статье освещаются вопросы формирования здорового образа жизни школьников. Приведены конкретные предложения по вопросам формирования здорового образа жизни на уроках физической культуры.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, повышение мотивации здорового образа жизни.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования названо сохранение здоровья учащихся, воспитание у подрастающего поколения культуры здоровья, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни [2].

Здоровый образ жизни должен восприниматься как единственно возможный и оправданный способ жизнедеятельности, позволяющий индивидууму вести активный и осознанный образ жизни до глубокой старости. Комплексный подход к формированию здорового образа жизни невозможен без учета следующих факторов, влияющих на здоровье человека: самооценка собственных достижений; настрой на долгую здоровую жизнь; эмоциональное состояние; уровень общей, духовной, физической культуры; осознанность отношения к здоровью; уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья; стиль жизни; самоконтроль; профилактика заболеваний; режим дня, труда и отдыха; регулярные медицинские осмотры; наследственность; условия жизни; круг общения; общественная оценка личности [4]. Большую, если не главную роль в формировании, мотивации и осознанном выборе здорового образа жизни играют образовательные учреждения, особенно школа, где зарождаются привычки и воспитывается характер.

Учебная нагрузка в школе достаточно продолжительна по времени и умственным нагрузкам. Учебники и учебные пособия, необходимые для школьных занятий, по массе часто превосходят нормы, допустимые для школьников, к этому добавляется вес самого портфеля, сменной обуви. Дети много времени проводят в статичной позе, мебель часто не соответствует росту учеников, поэтому развиваются болезни позвоночника, которые достаточно трудно излечиваются.

Уроки физической культуры, которые призваны укреплять здоровье учеников, не справляются с поставленной перед ними задачей ввиду многих

* Аспирант кафедры Межкультурных коммуникаций.

216

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

объективных причин: расписание составлено таким образом, что ученики за короткую перемену должны успеть переодеться как к уроку физкультуры, так и к последующим урокам уже после физических нагрузок, что приводит к нарушению гигиенических норм. Нормы и показатели, которые дети должны выполнить в ходе занятий, рассчитаны на абсолютно здоровых детей, а их, как показывают исследования, практически нет. Доля детей, имеющих первую группу здоровья, ничтожно мала. Таким образом, уроки физической культуры, призванные сохранять здоровье учеников, превращаются в бесконечную сдачу нормативов, которые негативно сказываются на физическом и психологическом состоянии учеников. Несмотря на то, что учебное время, отведенное на физическую культуру, увеличено до трех часов в неделю, на сегодняшний день, видимых результатов по укреплению здоровья учащихся и приобщению их к здоровому образу жизни не привело. Для повышения мотивации занятий физической культурой и развитию здорового образа жизни учащихся необходимо применить ряд комплексных мер в учебном процессе школьных образовательных организаций:

1. Необходимо медицинское обследование каждого ученика с целью рекомендаций для занятий физической культурой, которые предусмотрены группой здоровья, индивидуальными особенностями и предрасположенно-стями, ограничениями в выполнении физических упражнений определенной группы по медицинским показаниям.

2. Класс необходимо разделить на группы соответственно медицинским показаниям и для каждой группы разработать свою учебную программу и свой учебный план, соответствующий не общим нормативам, а конкретным возможностям учащихся, входящих в каждую группу. Нормативы для каждой группы должны быть разработаны в зависимости от возможностей учащихся. Необходимо предусмотреть перспективные показатели, которых действительно способен достигнуть ученик в процессе занятий, что приведет к усилению мотивации и стремлению достигнуть новых результатов. Как известно, состояние успеха благотворно сказывается на дальнейших результатах и способствует активизации стремлений в достижении цели, что приведет, в конечном итоге, к регулярным занятиям физической культурой, приносящим удовольствие от самого процесса занятий, - а это уже шаг к здоровому образу жизни.

3. Необходимо скорректировать расписание занятий таким образом, чтобы учащиеся после физических нагрузок могли восстановиться, провести гигиенические процедуры (душевые кабины есть в каждой школе, если они не работают или не используются по назначению - вопрос к администрации учебных заведений). В качестве конкретного предложения по составлению расписания можно рассмотреть следующее: два часа занятий ставить друг за другом, то есть «парой». Это позволит провести достаточную разминку, которая необходима для проведения дальнейших усиленных физических нагрузок, основное время использовать с максимальной пользой и за-

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки 217

кончить урок релаксацией, способствующей быстрому восстановлению. Это возможно воплотить только в том случае, если урок будет длиться два академических часа подряд, что вполне возможно применить в каждом школьном образовательном учреждении. Оставшийся, третий урок в неделю, возможно использовать следующим образом: небольшая подготовительная разминка, далее знакомство с новыми упражнениями, или отработка уже знакомых. Также возможно использовать этот урок для сдачи нормативов и улучшения собственных показателей, когда ученик не все время занят активными физическими упражнениями, поэтому не потребуется время для восстановления. Можно посвятить этот урок подготовке к игровым тренировкам: отрабатывать подачи мяча, ведение мяча, изучать правили игр и т.д. Таким образом, можно добиться повышения мотивации к занятиям физической культурой, и, как следствие, улучшению состояния здоровья каждого ученика.

4. Возможно, следует отказаться от привычной аттестации по физической культуре по пятибалльной шкале: невозможно оценить занятия ученика с первой группой здоровья, который может и должен сдавать нормы ГТО (по новым рекомендациям Минобразования) и занятия ученика подготовительной группы, для которого выполнение простых упражнений - уже шаг к новому физическому состоянию. Основная цель физической культуры в школе - привитие навыков физического здоровья и приобщение учеников к осознанному здоровому образу жизни в дальнейшем, а не выставление оценок за выполнение тех или иных упражнений. Если использовать предложенный ряд мер по усовершенствованию преподавания физической культуры в школе, вероятно, результат будет более благоприятным для здоровья подрастающего поколения, чем это происходит в настоящее время.

Вопросы формирования здорового образа жизни в настоящее время достаточно широко изучаются и освещаются в научной литературе отечественных и зарубежных ученых, но проблема повышения мотивации и формирования здорового образа жизни человека на всех ступенях его развития остается до конца не решенной, а поэтому до сих пор остается актуальной.

Список литературы:

1. Агеевец В.У Роль физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов / В.У Агеевец // Вопросы физического воспитания студентов. - Л.: ЛГУ, 1965. - Вып. 2. - С. 31-35.

2. Виленский М.Я. Опыт экспериментального планирования учебных нагрузок в целях оптимизации физической и умственной работоспособности студентов // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 10. -С. 55-58.

3. Галкин Ю.П. Теоретико-методологические основы видов физической культуры: учебное пособие / Ю.П. Галкин. - Смоленск, 2004. - 86 с.

4. Давиденко Д.Н. Здоровый образ жизни: учебное пособие / Д.Н. Дави-денко, П.В. Половников, Ю.Ю. Глушков. - СПб.: СПбГУ 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.