Научная статья на тему 'Приобщение дошкольников к родной культуре'

Приобщение дошкольников к родной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛИЗМ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Негина Т.А.

В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ознакомления с родной культурой, приобщения к ней. Анализируется воспитательный потенциал фольклора и народной игрушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Негина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение дошкольников к родной культуре»

218

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

lib.org/bookreader.php/98165/Erofeeva_-_Obshchie_osnovy_pedagogiki_kons-

pekt_lekciii.html.

2. Муханбетжанова А.В., Иргалиев А.С. Педагогические условия успешной социализации воспитанников детской деревни семейного типа / А.В. Муханбетжанова, А.С. Иргалиев // Фундаментальные исследования -2012. - № 3-2. - С. 305-309.

3. Об утверждении федеральной программы развития образования: фе-дер. закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 26 июня 2007 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. -№ 16. - Ст. 1639.

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 -2015 годы: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 61: в ред. от 28 января 2015 г. // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1377.

5. Смирнова В.Н. Технология педагогического управления образовательным учреждением как условие успешной социализации дошкольника: дис. ... к. пед. наук / В.Н. Смирнова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2002. - 185 с.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

© Негина Т.А.*

Детский сад общеразвивающего вида № 2 «Медвежонок», Ульяновская область, р.п. Карсун

В статье поднимается проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе ознакомления с родной культурой, приобщения к ней. Анализируется воспитательный потенциал фольклора и народной игрушки.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание дошкольников, народная культура, регионализм, краеведческий подход в воспитании дошкольников.

Дошкольное детство - важнейший этап развития человека. В этом возрасте ребенок начинает открывать для себя город или поселок, в котором живет и который становиться для него необходимой средой существования. Сегодня система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, уважающих права и свободы личности, обладающих высшей нравственностью и проявляющих национальную и духовную терпимость [1].

Воспитатель.

Теория и методика дошкольного образования

219

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому, родному краю, своей малой Родине. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному краю, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Ребенку необходимо сообщать определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, его районе и городе, наконец, о стране. Такой краеведческий принцип отбора содержания и построения методики патриотического восприятия приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей [2].

Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о знании страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

В последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые, но на современном этапе а проблема ознакомления детей с народной культурой, остаётся актуальной.

Таким образом, приобщение детей к культуре и традициям своего края является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка,

220

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Любая территория страны независимо от ее размера уникальна по своим культурным характеристикам и заслуживает внимание к себе в качестве объекта изучения, трансляции, возрождения. Значимость культуры конкретного региона понимается исследователями, доказывается необходимость изучения и использования этой социокультурной составляющей в образовательном процессе.

Культура родного края богата и разнообразна по своему содержанию: в ней находят свое отражение устное и музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, художественные ремесла, деятельность мастеров культуры, современные культурные традиции. Региональные культурные традиции обладают богатым педагогическим потенциалом: способствуют расширению кругозора, культурных интересов, формируют навыки выполнения творческих заданий, развивают мышление, активизируют интерес, учат реконструировать и трансформировать усвоенный социальнохудожественный опыт в новых ситуациях для решения новых познавательных задач и, в конечном счете, воспитывают у детей чувство любви к малой Родине, через нее - гордости за великую страну, чувство патриотизма. В настоящее время исследователи обращают внимание на одну из проблем образования - «дефицит культуры в образовании». Решение данной проблемы, по мнению В.П. Зинченко, позволит перейти «от человека образованного» к «человеку культуры» социокультурной составляющей в образовательном процессе.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Теория и методика дошкольного образования

221

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным педагогам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства - все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление. В действующих современных программах заложены разные требования к приобщению детей к народной культуре и традициям.

В МКДОУ № 2 «Медвежонок» р. п. Карсун Ульяновской области реализуется программа «Карсунские просторы», разработанная под редакцией А.Ю. Тихоновой, предусматривающая комплексный подход в развитии дошкольников средствами истории и культуры. В результате исследования коллектив пришел к выводу о том, что знакомство детей с культурой и историей необходимо начинать с изучения традиционной культуры и искусства, истории родного края. В настоящее время детский сад использует эту программу как дополнительную к основной, типовой программе, сохраняя систему полученных детьми знаний, систему проведения мероприятий [4, 5].

В наше время, когда привычными словами стали «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нанеш-ние дошкольники, о важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой в нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых «идеалов». В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.

Дети перестали играть в куклы, сюжетно - ролевые игры («Семья», «Дочки - матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера - «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т.д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, мы пришли к выводу - помочь вернуть ребёнка в мир доброты, в мир ценностей культуры поможет народная кукла. В настоящее время и дети, и даже многие взрослые могут и не знать, как выглядят окружающие когда-то наших предков вещи: орудия труда, хо-

222

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

зяйственная утварь, что представляют собой куклы самоделки. В продаже можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Однако дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, руками мамы, воспитателя, которые вложили в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Народные куклы делятся на четыре вида: обереги, обрядовые, лечебные, игральные. Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов-дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.

Список литературы:

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект /

Теория и методика дошкольного образования

223

А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков; Рос. акад. образования. - М.: Просвещение, 2009. - 29 с.

2. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебное пособие. - Ульяновск: УлГПУ 2014. - С. 76-89.

3. Тихонова А.Ю. Краеведческий образ семьи как средство воспитания / под ред. М.А. Кавардаковой // Дошкольник. Образование. Семья. Методические рекомендации. - Ульяновск, 2009.

4. Тихонова А.Ю. Дошкольное краеведение: понятие, содержание, принципы / под ред. М.А. Кавардаковой // Дошкольник. Образование. Родной край. Методические рекомендации. - Ульяновск: УИПКПРО, 2010.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

© Помещикова В.В.*

Детский сад № 78 «Г номик», г. Белгород

Статья посвящена проблеме создания условий в дошкольном образовательном учреждении способствующих развитию музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Показаны, на примере МАДОУ № 78 «Гномик» г. Белгорода условия, отвечающие современным требованиям для организации музыкальной деятельности в ДОУ и развитию музыкальных способностей у детей.

Статья адресована музыкальным руководителям, воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова музыкальные способности, развитие музыкальных способностей, условия развития музыкальных способностей.

В дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности - ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности.

Раннее проявление музыкальных способностей, несомненно, является одним из показателей хорошей музыкальной одарённости, однако никак нельзя считать, что отсутствие таких ранних проявлений в какой-либо мере является показателем слабости или тем более отсутствия музыкальных способностей.

Музыкальный руководитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.