Научная статья на тему 'Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе. Интегрированное занятие «В поисках потерянных книжек»'

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе. Интегрированное занятие «В поисках потерянных книжек» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
32
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / средний дошкольный возраст / художественная литература / интегрированное занятие

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Льдокова А. Г., Лаврова В. А., Сушкова Е. А.

В статье речь идёт о том, что детские книги играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. Но в наше время приобщение дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению, а в приоритете становятся компьютер и телевизор. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе. Интегрированное занятие «В поисках потерянных книжек»»

о своей малой Родине, о ее достопримечательностях. А при изучении темы в 4-м классе «Путешествие по России» мы попутно изучаем географическое положение, водоемы, экологию нашего края. Дети пишут сообщения о тех городах, где были и хотели бы побывать.

На уроках литературного чтения обучающиеся знакомятся с различными жанрами фольклора. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определенный опыт, с традициями народа, их укладом.

Уроки технологии дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на темы: «Мой город», «Моя улица», « Мой дом». Продуктивность у таких уроков гораздо выше, чем у традиционных уроков. В рамках изучения русского народного творчества мы посещаем краеведческий музей, где изучаем выставки декоративно-прикладного искусства и изобразительное искусство.

Организуя внеурочную деятельность, начиная с 1 класса, мы изучаем такой модуль, как краеведение. Одна из активных форм изучения исторического краеведения -экскурсии и походы по родному краю, с 1 -го класса мы путешествуем, посещая достопримечательности нашего города, изучаем природные и архитектурные памятники, посещаем музеи, галереи, выставки. Благодаря ярким и наглядным экскурсиям ребята с легкостью запоминают информацию и делятся ею со сверстниками.

Начиная с 1-го класса проводим исследовательскую и проектную работу, готовим проекты к научно-практической конференции. Большинство проектов учащих-

ся моего класса носят краеведческую направленность, дети вместе с родителями с удовольствием изучают историю родного края, проводят исследовательскую работу по жанрам устного народного творчества.

В рамках предметных недель по русскому языку и литературе дети с удовольствием участвуют в творческих конкурсах таких, как «Фразеологизмы в рисунках», «Иллюстрации к русским народным сказкам», кроссворды на тему: «Что за прелесть эти сказки?!», конкурс гирлянд из пословиц и поговорок о русском языке.

Праздники, направленные на изучении истории и быта русского народа стараюсь проводить ежегодно. Для этого провожу тщательную подготовку: готовим с ребятами выступления, организуем выставку собственных работ. Это праздник «День семьи», к которому ребята готовят рассказ о своей семье, составляют генеалогическое древо. Ко Дню защитника традиционно проводятся уроки мужества. На внеклассных мероприятиях дети знакомятся с защитниками Отечества: былинными героями, героями земляками, жившими в разные исторические периоды.

Таким образом, я убедилась, что важно приобщать детей как к культуре родного края, так и к культуре всей России, потому что обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость и за свою страну, и за свой город. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно глубокое и систематическое изучение истории народа, его культуры поможет детям в дальнейшей жизни с уважением относиться к культуре народов большой и малой Родины.

Педагог должен идти в ногу со временем, по-новому уметь выстраивать диалог с детьми, но важно, чтобы он смог донести и сохранить культурное наследие, которое нам оставили предки.

Литература

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ug.ru/moj-kraj-moj-gorod-moya-ulicza-moj-dom/ (дата обращения: 13.11.2023).

УДК 37

Льдокова А.Г., Лаврова В.А., Сушкова Е.А.

Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе. Интегрированное занятие «В поисках потерянных книжек»

Аннотация

В статье речь идёт о том, что детские книги играют важную роль в процессе речевого, познавательного, личностного развития ребёнка. Но в наше время приобщение дошкольников к миру художественной литературы определяется тем, что у детей снижается интерес к чтению, а в приоритете становятся компьютер и телевизор. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка - дошкольника.

и Ключевые слова: дети, средний дошкольный возраст, художественная литература, интегрированное занятие._

ц

жличноств

жличност

ель: повысить уровень познавательно-речевого и художественно-эстетического раз-

вития детей. Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы,

доставить детям радость, вызвать у них эмоционально положительный отклик к книге.

Задачи.

Образовательные - обогатить знания детей о названиях и героях известных им книг; прививать любовь к

книге, расширять словарный запас; закреплять приемы аккуратного пользования бумагой и клеем; закреплять приемы рисования.

Развивающие - развивать познавательную активность; развивать сообразительность и смекалку, логическое мышление; творчество, воображение.

Воспитательные - воспитывать дружеские отношение друг к другу и любовь к книгам.

Оборудование: пазлы по мотивам русских народных сказок; карта планет сетевой паутины; флешка; компьютер; пять столов накрытых скатертями разного цвета(желтая, красная, синяя, фиолетовая, зеленая); сундучок с картинками, изображающими героев сказки «Репка»; листы для рисования (скрепленные между собой, в виде книги), клей, цветные карандаши.

Участники: дети средней группы детского сада, воспитатели, Звездочёт.

Предварительная работа: чтение и рассматривание книг, рисование героев любимых сказок, лепка по сказкам, театрализованные игры по мотивам русских народных сказок и произведениям К. Чуковского, заучивание наизусть стихотворений.

Ход занятия.

Воспитатель: дорогие ребята! Я рада вас приветствовать. У нас сегодня очень интересное занятие. Мы отправляемся с вами в путешествие по вашим любимым сказкам. У кого какие любимые сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: как много вы знаете сказок, молодцы, вы наверное любите книги?

Дети: да.

Воспитатель: пойдемте к нашей библиотеке, каждый возьмёт свою любимую книгу и расскажет нам про что она.

Ребёнок: а где же наши книги? Они исчезли!

Воспитатель: действительно книг нет, в библиотеке пусто, только вот маленькая флешка лежит. Может в ней все наши книжки спрятались? Давайте включим компьютер и посмотрим.

Загадочный голос: здравствуйте, дети. Отгадайте кто я?

Сетевая паутина оплела весь белый свет, не пройти детишкам мимо, что же это?

Дети: интернет.

Загадочный голос: да это Я! Вы правы! Ваши книги у меня! Они вам больше не нужны! Теперь я буду вашим лучшим другом. А ваши книжки я спрятал в своей космической сетевой паутине. Ха-ха-ха!!!

Воспитатель: ребята что же делать? неужели действительно нам не нужны больше книжки, а интернет заменит нам любимые сказки, стихотворения, загадки.

Дети: нет, без книжек скучно, не интересно.

Воспитатель: тогда надо выручать наши книжки, вернуть их обязательно. Но как?

Появляется Звездочёт: здравствуйте, ребята. Я сказочный Звездочёт. Это у вас пропали книжки?

Дети: да.

Звездочёт: вы добрые ребята, любите книги и я хочу вам помочь. Но для этого нам надо отправиться с

вами в опасное путешествие. Потому что ваши книги похитил вирус и просто так он их никогда не вернет. У меня есть карта сетевой паутины, на карте много планет, каждая планета имеет свой цвет и на каждой планете вирус спрятал книжки и только выполнив сложные задания вы сможете вернуть их. Вы готовы?

Дети: да.

Звездочёт: тогда отправляемся. Закрываем глазки и повторяем.

Если очень постараться, если очень захотеть

Можно на небо взобраться и до солнца долететь!

Пять, четыре, три, два, один

На каждую цифру рывками руки выше вверх

Вот и в космос мы летим!

И соединяем углом над головой.

Звездочёт: мы на месте, ребята карта подсказывает нам, что сначала нужно отправиться на жёлтую планету. Чтобы узнать какие книги спрятал вирус на этой планете нужно собрать пазл.

Дети: собирают пазл по мотивам русских народных сказок.

Звездочёт: какие сказки спрятались в этом пазле?

Дети: русские народные сказки - теремок, курочка ряба, гуси-лебеди, Маша и медведь, волк и семеро козлят.

Воспитатель: молодцы вы узнали какие книги спрятал вирус на этой планете и освободили их. Больше вирус не может держать их у себя.

В это время второй воспитатель ставит в библиотеку на книжную полку книги, которые перечислили дети.

Звездочёт: не будем терять время отправляемся на синюю планету.

Глаза закрой и покружись

На синей планете очутись!

Звездочёт: ребята смотрите перед нами лежат картинки. Это иллюстрации из наших пропавших книжек. Вы должны внимательно рассмотреть иллюстрацию и вспомнить из какой она книжки, а прочитав отрывок из этого произведения вы и эти книжки освободите и вернёте в свою библиотеку.

1. Картинка (Е.А. Благина «Посидим и в тишине»).

2. Картинка (И.А. Бунин «Листопад»).

3. Картинка (Е.В. Серова «Одуванчик»).

4. Картинка (С.Я. Маршак «Усатый-полосатый»).

Звездочёт: молодцы ребята вы действительно знаете и любите свои книжки, так хорошо прочитали стихи и спасли ещё несколько книжек.

Звездочёт: пора отправляться на другую планету. Следующая планета зелёная.

Глаза закрой и покружись

На зелёной планете очутись!

Звездочёт: на этой планете вирус интернета запутал названия всех сказок.

Воспитатель: ребята давайте вспомним как правильно называются книги, иначе они навсегда останутся у злодея.

Звездочёт: (называет сказки, дети исправляют ошибки в названиях сказок).

«Петушок и зелёный горошек», «Бычок Смоляной хвостик», «Каша из молотка», «Белая шапочка», «Кот в ботин-

ках», «Заяц и семеро козлят», «Три Котенка», «Лисичка с ведерочком», «Сестрица Алёнушка и братец Мишенька».

Звездочёт: молодцы ребята, отлично справились с заданием, можем отправляться дальше. Впереди нас ждёт фиолетовая планета. Это планета загадок. Вы готовы? Дети: да. Звездочёт.

Глаза закрой и покружись На фиолетовой планете очутись! Воспитатель: ну вот мы и на месте. Звездочет ты сказал, что это планета загадок, но здесь ничего нет, только старый сундучок.

Звездочёт: это волшебный сундучок, чтобы он открылся нам нужно произнести волшебное заклинание. Физкультминутка. Раз- подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - тихо сесть. Повторяется 2 раза.

Звездочет: смотрите ребята сундучок открылся, а сейчас мы отгадаем загадки и узнаем какие книжки спрятал вирус на этой планете.

Звездочёт: (достает из сундука листочки с загадками).

1. Затрезвонил телефон: позвонил в квартиру слон, А за ним заговорил и зубастый крокодил,

И газели и мартышки все звонили и чего-то хотели. («Телефон» К. Чуковский)

2. Убежали от бабули ночью все её кастрюли. Потому-что у грязнули, не хотели жить кастрюли. («Федорино горе»)

3. Всех он лечит, исцеляет даже в Африку слетает, Чтобы уж никто не смог пожаловаться на зубную

боль и живот. (Айболит)

4. Покупала самовар угощала всех на славу. Только старый паучок, утащить хотел красаву. (Муха-цокотуха)

Звездочёт: молодцы ребята, отлично справились с заданием, можем отправляться дальше. Впереди нас ждёт последняя красная планета. Глаза закрой и покружись На красной планете очутись!

Смотрите, на этой планете лежит книга, неужели сетевая паутина забыла её спрятать? А нет, вирус и здесь напроказничал. Листы у книги чистые, нет ни одной буквы, ни картинки. Как жаль что мы не можем узнать, что же это была за книга?

Воспитатель: вот смотрите, рядом лежит звездочка, на ней что-то написано.

Вытащил однажды дед этот овощ на обед,

А потом её тащил со всей семьей что было сил.

Дети: это сказка «Репка».

Воспитатель: ребята давайте вспомним героев этой сказки и восстановим нашу любимую книжку.

Дети: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Звездочёт произносит волшебные слова.

Раз, два, три чудо к нам приди! Что-то не получается, ребята давайте все вместе.

Дети: раз, два, три чудо к нам приди!

Звездочёт: достает из своего плаща коробочку с картинками героев сказок, с клеем, и цветными карандашами. Дети с помощью воспитателя наклеивают в определенной последовательности героев сказки и по желанию добавляют рисунки.

Звездочёт: какая чудесная книга у вас получилась. Это книга будет напоминать вам о наших приключениях. Вы славно справились со всеми испытаниями. Теперь вам пора возвращаться назад в детский сад. Нужно сказать волшебные слова и вы будете на месте, а я останусь здесь, в межпланетном пространстве и буду следить, чтобы космический вирус не натворил еще каких-нибудь бед. До свидания ребята.

Дети: спасибо за помощь. До свидания.

Дети и воспитатель: «Раз, два, три, четыре, пять, возвращаемся в детский сад».

Воспитатель: молодцы, ребята! Не испугались трудностей, все задания выполнили и вернули книги. Посмотрите в нашей библиотеку все книжки стоят на своих местах. Книга - это самое главное чудо, которое создал человек. Книгу ещё называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее. Книга - верный и неизменный наш спутник, наш друг. И я надеюсь что никакой интернет, никакой телевизор, никакой космический вирус не разорвет эту чудесную дружбу.

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо вам большое.

Литература

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова. - М.: Кнорус, 2003. - 156 с.

2. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки / Н.А. Деева. - Волгоград: Учитель. - 61 с.

3. Степанов В.А. Сказочные загадки: стихи и загадки для детей дошкольного возраста / В.А. Степанов. -Фламинго, 2011.

4. Шорыгина Т.А. Красивые сказки. Эстетика для малышей / Т.А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2003. - 136 с.

5. Шипицына Л.М. Азбука общения / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова [и др.]. - СПб.: Детство-пресс, 1998.

6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). - М.: Гном, 2023. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.