2. Polat E.S. The method of projects in foreign language lessons // Foreign languages at school, 2000. № 3 P. 3-9.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
Ефремова И.Н.
Ефремова Ирина Николаевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 134 «Жемчужинка», г. Чебоксары
Аннотация: в статье предлагается конспект занятия по ознакомлению с творчеством Александра Сергеевича Пушкина в подготовительной группе. Ключевые слова: игра, воспитание, творчество.
Цель: воспитывать любовь к книге; приобщать детей к искусству.
Задачи:
Образовательные:
- учить решать кроссворды;
- закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина;
Развивающие:
- учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать стихи;
- развивать восприятие, внимание, быстроту реакции;
Воспитательные
- формировать дружеские взаимоотношения между детьми;
- создать условия для проявления эмоциональных реакций в ролевом взаимодействии;
- воспитывать интерес к поэзии;
Предварительная работа: знакомство с творчеством А.С. Пушкина для детей, рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина, решение кроссвордов.
Оборудование и материал:
- оборудование для компьютерной презентации
- презентация для викторины
- иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
- портрет А.С.Пушкина,
- макет моря, рыбки с номером задания, две удочки,
- кроссворды, ручки,
- жетоны для фиксации ответов,
- «Волшебный сундучок» (зеркальце, орешки, яблоко, белка, рыбка, петушок),
- призы для участников викторины.
ХОД
Дети заходят в группу и становятся полукругом.
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? А знаете ли сказки? Сказки - это произведения большого искусства. Каждая сказка имеет зачин (начало). Назовите, какие зачины вы знаете? (Жили-были..., в некотором царстве, в некотором государстве...) И все сказки имеют своеобразные концовки. Какие концовки вы знаете? (Живут, поживают и добра наживают., и я там был мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).
Все сказки можно разделить на три группы. Давайте вместе подумаем, как мы их разделили бы. Какие герои встречаются в сказках чаще всего? (Животные). Так вот, к 1-й группе мы отнесём сказки о животных. Ко 2-й группе относятся сказки, которые называют
волшебные. А кто действующие лица в волшебных сказках? (Люди и фантастические существа, в этих сказках всегда происходят чудеса) И к 3-й группе сказки социально-бытовые. А кто являются основными персонажами в сказках с таким интересным названием социально-бытовые? (Это люди).
Сказки знают все. По крайней мере, несколько знает каждый из вас, сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? (Ответы детей). Кто сочиняет сказки (Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников и мы послушаем стихотворение о сказках одного из самых любимых писателей.
Ребенок рассказывает отрывок из «Руслана и Людмилы».
Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта А.С. Пушкина (показать портрет). А.С. Пушкин родился в 1799 году. У него в детстве была няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его произведения. С ними знакомили вас ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина. А также рисовали героев различных сказок Пушкина. А какие сказки Пушкина вы знаете?
Ответы детей: «Сказка о попе и работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке».
Педагог: И чтобы наше занятие прошло интересно, мы разделимся на 2 команды. Команда «Золотые рыбки» и команда «Золотые петушки». За каждый правильный ответ команда получает жетон. Необходимо выбрать командира. Который жетоны будет хранить до конца игры. И в конце нашей викторины мы узнаем, какая команда лучше знает сказки Пушкина.
Дети рассаживаются по стульям напротив друг друга.
Педагог: Наша литературная викторина начинается. Отгадайте, из каких сказок эти строки:
• Ветер, ветер! Ты могуч. Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного.
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
• Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно - золотисто Будто мёдом налилось! Видно семечки насквозь.
(Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).
• Вот пошёл он к синему морю: Видит,- море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
(Сказка о рыбаке и рыбке).
• «Ты, бесёнок, ещё молоденек, Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата. Обгони-ка сперва моего брата. Раз-два-три! Догоняй-ка» Пустились бесёнок и зайка: Бесёнок по берегу морскому. А зайка в лесок до дому. (Сказка о попе и работнике его Балде).
• Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица-Третья молвила сестрица-Я б для батюшки - царя Родила богатыря» (Сказка о царе Салтане).
• Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, И к той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).
Педагог: Обе команды справились с этим заданием хорошо. Педагог: Теперь следующее задание. Ответьте на вопросы:
- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? 30 лет и 3 года).
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»).
- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая - ткачихой, а третья - кем? (Поварихой. «Сказка о царе Салтане»).
- С чем пришёл невод в 1-й, 2-й и 3-й (в 1-й - с тиной, во 2-й - с травой морской, в 3-й -с золотой рыбкой. «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря?
(с зайкой. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
- Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса? (1-е: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотыет 2-е: в чешуе, как жар горя 33 богатыря; 3-е: Лебедь обернулась царевной . «Сказка о царе Салтане»).
- Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их? (в комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане»).
- Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Педагог: Пришло время для физкультурной разминки. Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны) И кораблик подгоняет (помахивают руками) Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок) На раздутых парусах (опускают руки) Мимо острова крутого (садятся на корточки)
Мимо города большого (встают) Пушки с пристани палят (хлопают) Кораблю пристать велят (топают).
Педагог: Немного размялись и приступаем к 3 заданию. А теперь давайте поиграем в игру «Поймай рыбку». (На столе лежит игра с магнитными удочками, изображающий море (речку), в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку, с заданием под таким же номером, как у вашей рыбки).
Команды по очереди выполняют задания. Если команда не смогла выполнить, то задание переходит к другой команде.
Педагог: Переходим к 4 заданию. Каждая команда получит кроссворд. Я зачитываю вопрос, а командир с командой записывают ответ в нужной строке.
Ответы составлены таким образом, что по вертикали получается слово «Пушкин» в обведенном секторе. Жетон получает та команда, которая быстрее справилась с заданием. Педагог: И последнее 5 задание. Назовите, из какой сказки предмет. В коробке лежат предметы (орех, игрушка белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку.
Педагог: Задания викторины закончились. Наши дети все молодцы, справились со всеми заданиями. Пока жюри подводит итоги, дети расскажут стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.
Участники викторины рассказывают знакомые стихи.
В конце жюри оглашает итоги и проводит вручение призов участникам викторины.
Список литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.10.2013. № 1155.
2. «Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Москва. БАЛАСС, 2014.
3. Коломыченко С. «Обогащение двигательного опыта дошкольников». «Дошкольное воспитание». № 6, 2016.
ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРАХ - СОРЕВНОВАНИЯХ
Якимова П. В.
Якимова Полина Валерьевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 134 «Жемчужинка», г. Чебоксары
Аннотация: в статье раскрывается потенциал игр соревновательного характера в воспитании дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста, система по их использованию в практике дошкольных учреждений.
Ключевые слова: дружеские взаимоотношения, подвижная игра, детский коллектив, игры соревновательного характера.
Отношения с другими людьми составляют основу человеческой жизни и являются условием формирования человека как социального существа. Они зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.