Научная статья на тему 'Отражение традиций народной педагогики в сказках А. С. Пушкина'

Отражение традиций народной педагогики в сказках А. С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
571
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / СКАЗКА А.С. ПУШКИНА / РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Конькина Е.В., Николаева Н.А., Савинова И.А.

Познание окружающего мира постоянно ставит перед человеком задачу эффективного и адекватного восприятия новых знаний, формирования умений и совершенствования навыков. Однако наряду с новыми существуют и знания, накопленные веками. Они несут в себе информацию об особенностях культуры, традициях и обычаях того или иного народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение традиций народной педагогики в сказках А. С. Пушкина»

ОТРАЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА

© Конькина Е.В.* *, Николаева Н.А.*, Савинова И.А.*

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Ключевые слова: народная педагогика; сказка А.С. Пушкина; российская культура; национальная идентичность.

Познание окружающего мира постоянно ставит перед человеком задачу эффективного и адекватного восприятия новых знаний, формирования умений и совершенствования навыков. Однако наряду с новыми существуют и знания, накопленные веками. Они несут в себе информацию об особенностях культуры, традициях и обычаях того или иного народа.

Повышенный интерес к социокультурным проблемам сейчас проявляется в том, что одним из направлений государственной политики становится возрождение и поддержка традиционной народной культуры в исторически самобытных и регионально определенных ее сторонах. Никакие позитивные изменения в обществе невозможны, если в практической деятельности не учитывается такая грань культуры, как специфика обычаев, нравов и традиций каждого народа [4].

Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью. Эта модель воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований, воспроизводится в обрядах и ритуалах, закреплена в языке. Каждое новое поколение получает в наследство определенную картину мироздания, которая служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждым отдельным человеком и одновременно объединяет этих людей как культурную общность. И если взрослый хочет приобщить ребенка к определенной системе мировоззренческих принципов, а значит, и определенной модели мироустройства, то он обязательно должен воплотить ее в виде словесного, изобразительного или поведенческого текста (рассказа, песни, сказки, картины, модели поведения и т.д.), который максимально легко и полно может быть усвоен воспитуемым [5]. Совокупность таких текстов и представляет педагогу творчество А.С. Пушкина.

Пушкин приходит к нам с самого раннего детства, увлекая в мир своих удивительных сказок. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них ... скупы, чувства ... щедры [3].

Особенностью развития современной отечественной педагогики является поиск форм, семантика и прагматика которых обеспечивает целост-

* Доцент кафедры Общей педагогики, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Возрастной психологии, кандидат психологических наук.

* Студент.

Региональные образовательные традиции в современной школе

285

ность нации, формирует культурную идентичность россиян. В этой связи особое значение следует обратить на кладовую Пушкинских сказок, ведь Пушкин очень тонко чувствовал детскую душу, а, следовательно, писал для детей мудро и в то же время интересно, поучительно.

В современном «меняющемся мире» [10] особую актуальность приобретает сказка как средство воспитания, поскольку она позволяет проникнуть в душу и завладеть интересом каждого ребенка. Ведь сказка не только заявляет ребенку о том, что в мире есть множество трудностей, но и учит не бояться сложностей, справляться с ними достойно и смело, создаёт образы положительных героев для подражания, наделённых лучшими человеческими качествами: добротой, находчивостью, трудолюбием, смелостью и др.

Ушинский К.Д. в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» писал, что «напрасно выдумывать воспитание, так как оно существует в народе столько веков, сколько существует сам народ. С народом воспитание родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, его лучшие и худшие качества, и является той почвой, на которой произрастают одно за другим новые поколения России. Эту почву можно только удобрить, улучшить, лишь приноровившись к ней самой, к ее требованиям, силам, недостаткам» [9] Ушинский считал, что сказки просты в осмыслении и соответствуют свойствам детской психики, поэтому очень успешны в обучении и воспитании детей.

Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир практически осваивать сам [2].

Сказки являются для ребёнка первым «путеводителем» по реальному миру. Они дают представление о жизни, о человеческих ценностях. Сказки воспитывают, учат жить, способствуют стремлению ребёнка подражать положительным героям.

Пушкин, размышляя о смысле жизни, о счастье, о вопросах воспитания детей стремился вникнуть в мысли народа, понять его отношение к жизни, глубже узнать национальный характер. В этом ему помогли сказки, которые отвечают всем целям народной педагогики. Отечественные писатели и мыслители всегда обращали внимание доминирующие в российской действительности образ жизни, формы менталитета, культуры, социальной организации, народные национальные традиции:

- приобщению к народному творчеству, истории и традициям народа, воспитанию национального достоинства (В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Белинский В.Г, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки [1]);

286

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- формированию нравственных ценностей (Чуковский считал, что целью сказочника является воспитание в ребёнке человечности. Сказки Пушкина являются ярким примером этого): трудолюбия («Сказка о попе и его работнике Балде»), доброты («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»), отрицательного отношения к жадности и жестокости («Сказка о золотой рыбке») и др.;

- обогащению знаний о жизни и природе (Сказки дают ребёнку «целостное мировосприятие и ощущение своей включенности в общий порядок мироздания, т.е. задать некую систему основных координат, помогающих ребенку самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром» [2]);

- привитию интереса к русскому слову, к чувству прекрасного и народным обычаям (В сказках Пушкина привлекает не только их загадочность, но и реалистичность, их нравственная основа);

- сохранению жизни и здоровья (Сказка предупреждает, предохраняет, служит инструкцией для исправления бедственной ситуации, обнадеживает. Но главное - она кодирует, делает знаками таинственные еще для малыша слова, сюжеты, тексты. И здесь сказка в полной мере выполняет свою эпистемологическую функцию).

Сказки Пушкина оптимистичны, в них всегда добро побеждает зло. Важной особенностью сказок Пушкина, как и народных сказок, является то, что они носят поучительный характер: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Особенно ярко это можно наблюдать на примере конкретных сказок.

В «Сказке о попе и его работнике Балде» находчивость, ум и трудолюбие помогает Балде победить жадного попа, который был наказан за свою жадность и за то, что понадеялся на «авось»: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей:

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Щелк щелку ведь рознь.

Да понадеялся он на русский авось [6].

Мораль сказки: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

За жадность и злобу наказана старуха из «Сказки о золотой рыбке»:

... опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

Региональные образовательные традиции в современной школе

287

Царь Дадон из сказки о золотом петушке поплатился жизнью за свою жадность и невыполнение обещания. Мораль сказки: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди » учит справедливости, добру и тому, что нельзя совершать злые поступки.

По мнению Ю.Н. Тынянова для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя -в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок [8].

В сказках Пушкина подкрепляется вера народная в то, что настоящая любовь и добро победят любое зло и даже смерть. Так в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» оживает добрая царевна, её спасает верный и любящий жених Елисей, который в поисках своей возлюбленной отправился на край света. Злая же царица умирает.

Сказки Пушкина, несмотря на то, что не носят назидательной интонации, очень поучительны для детей. В них обращается внимание на такие человеческие пороки, как жадность, лень, ложь, жестокость, хитрость, вероломство, злоба. Показывает на примере своих сказок, что зло обязательно наказывается, а добро побеждает и воспитывает тех, кто нарушает законы морали.

«Поэзия Пушкина, в том числе и его сказки, - пишет И.И. Тихомирова, -лучший воспитатель чувств. Действительно, дети для себя открывают, кроме любви и ненависти, радости и горести, огромное количество новых чувств -сочувствие, жалость, зависть, самопожертвенность и др.» [7].

В сказках А.С. Пушкина отразились следующие качества характера русского человека: трудолюбие; доброта; простота; надежда на «авось»; щедрость; гостеприимство; честность; ум; находчивость и др.

Сказки А.С. Пушкина, доступные пониманию самого маленького читателя, знакомят ребёнка с культурой нашей Родины, отражают традиции русского народа, помогают понять образ мыслей и чувства народа, характер русского человека, его менталитет, формируя у ребёнка национальную идентичность, самосознание, т.е. отождествление себя с русским народом, с его нравственными ценностями.

Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства [8].

Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самые глубины души, в ее бессознательные слои, потому что говорят на их языке. Сказка пре-

288

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дупреждает, предохраняет, служит инструкцией для исправления бедственной ситуации, обнадеживает. Но главное - она кодирует, делает знаками таинственные еще для малыша слова, сюжеты, тексты, за которыми скрываются некие жизненно важные повторяющиеся (с вариациями) фрагменты действительности.

Список литературы:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. сказки. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Конькина Е.В. Здоровьеохранительные культурные формы: семантика и прагматика фольклора // (ВАК) Вестник Томского государственного педагогического университета - Tomsk State Pedagogical University Bulletin. -2011. - № 1. - С. 119-125.

3. Маршак С.Я. Воспитание словом: Статьи, заметки, воспоминания. -Советский писатель, 1964. - 583 с.

4. Николаева Н.А. Девиантное поведение подростков // Хрестоматия. -Оренбург: Изд-во ОГПУ 2002. - 202 с.

5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 288 с.

6. Пушкин А.С. Собр. соч. в трех томах. - Т. 1. - М.: Худож. лит., 2004. -486 с.

7. Тихомирова И. Как воспитать талантливого читателя: сборник статей: в 2-х ч. - Ч. 1. Чтение как творчество; Ч. 2. Растим читателя творца / И.И. Тихомирова. - М.: РШБА. - 2009. - 287 с.

8. Тынянов Ю.Н. Пушкин. - М., 1994.

9. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1998.

10. Фельдштейн Д.И. Характер и степень изменений современного Детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ach. gov.ru/ru/news/archive/12072013/ (дата обращения: 8.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.