Научная статья на тему 'ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ'

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНОЕ ЖИВОТНОЕ / СОДЕРЖАНИЕ ЖИВОТНОГО / НЕОБХОДИМЫЕ РАСХОДЫ / NEGLECTED ANIMAL / ANIMAL MAINTENANCE / NECESSARY EXPENSES / REMUNERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова Наталья Викторовна

В статье рассматриваются последствия задержания безнадзорного животного. Лицо, обнаружившее такое животное, обязано совершить предусмотренные законом действия, что, в свою очередь, требует корреляции с действиями соответствующих органов власти. Последствия задержания безнадзорного животного будут зависеть от того, будет ли обнаружен собственник такого животного или заявит ли он о себе. Причём многие положения законодательства о приобретении права собственности на безнадзорных животных требуют кардинальных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acquisition of property rights on unsupervised animals

The article discusses the consequences of the detention of a neglected animal. The person who discovered such an animal must perform actions prescribed by law, which, in turn, requires correlation with the actions of the relevant authorities. The consequences of the detention of a neglected animal will depend on whether the owner of the animal is found or declares himself. Moreover, many of the provisions of the legislation on the acquisition of the right to ownership of neglected animals require fundamental changes.

Текст научной работы на тему «ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ»

_Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА БЕЗНАДЗОРНЫХ ЖИВОТНЫХ КОРНИЛОВА Наталья Викторовна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры гражданского права и гражданского и процессуального права Хабаровского государственного университета экономики и права. E-mail: n_kornilva@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются последствия задержания безнадзорного животного. Лицо, обнаружившее такое животное, обязано совершить предусмотренные законом действия, что, в свою очередь, требует корреляции с действиями соответствующих органов власти. Последствия задержания безнадзорного животного будут зависеть от того, будет ли обнаружен собственник такого животного или заявит ли он о себе. Причём многие положения законодательства о приобретении права собственности на безнадзорных животных требуют кардинальных изменений.

Abstract: The article discusses the consequences of the detention of a neglected animal. The person who discovered such an animal must perform actions prescribed by law, which, in turn, requires correlation with the actions of the relevant authorities. The consequences of the detention of a neglected animal will depend on whether the owner of the animal is found or declares himself. Moreover, many of the provisions of the legislation on the acquisition of the right to ownership of neglected animals require fundamental changes.

Ключевые слова: безнадзорное животное, содержание животного, необходимые расходы, вознаграждение.

Keywords: neglected animal, animal maintenance, necessary expenses, remuneration.

Одним из первоначальных способов приобретения права собственности является приобретение права собственности на безнадзорных животных. Данному способу приобретения права собственности посвящены ст. 230-232 Гражданского кодекса РФ.

Итак, животное (в нашем случае одомашненное) осталось без надзора. И определённое лицо его задержало. Каковы последствия такого задержания?

Во-первых, такое лицо обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника (п. 1 ст. 230 ГК РФ).

Обращает внимание на себя отсутствие срока, в течение которого лицо, задержавшее животное, должно вернуть его собственнику. Представляется, что необходимо распространить трёхдневный срок и на срок, в течение которого такое лицо обязано вернуть животное. При этом необходимо установить последствия неисполнения такой обязанности.

Во-вторых, на время розыска собственника животных они могут быть оставлены лицом, задержавшим их, у себя на содержании и в пользовании либо сданы на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По

просьбе лица, задержавшего безнадзорных животных, подыскание лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных осуществляют полиция или орган местного самоуправления (п. 1 ст. 230 ГК РФ). Указанная норма практически является нежизнеспособной, что обусловлено правом, а не обязанностью полиции или органов местного самоуправления подыскивать лицо, имеющее необходимые условия для содержания животного.

В свою очередь, отметим, что обязанности по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных действующим законодательством возложены на субъекты Российской Федерации. Такая позиция основана на прямом указания пп. 49 п. 2 ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [1].

Вместе с тем до сих пор действуют положения некоторых актов, принятые до введения в действие Федерального закона № 184-ФЗ, которыми обязанность по отлову, содержанию и использованию

безнадзорных животных возложена на муниципальные образования. Так, в соответствии с пунктом 4.9 Санитарных правил СП 3.1.096-96, Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных" [5] порядок отлова безнадзорных собак и кошек, их содержания и использования устанавливает местная администрация. Именно такая противоречивость и способствует существованию диаметрально противоположных точек зрения [9] [10].

Но при этом необходимо разграничивать обязанности по отлову, содержанию и использованию безнадзорных животных, которые, как мы ответили выше, возложены на субъекты Российской Федерации, от тех правомочий, которые в соответствии со ст. 230 и 231 ГФ, отнесены к компетенции муниципальных образований. Поэтому соответственно нормы, закрепляющие содействие розыску собственника животного; содействие передаче задержанного животного для временного (до обнаружения собственника) содержания лицам, имеющим необходимые условия для этого; должно быть обязанностями муниципальных органов должны претерпеть изменения, а именно закреплять обязанность по розыску собственника животного, по поиску лица, имеющего необходимые условия для их содержания, и передачу ему животных.

Кроме того, в соответствующих актах, посвящённых

1

органам полиции и органам местного самоуправления, требуется четко прописать механизм действия указанных органов в случае обращения к ним лица, задержавшего безнадзорное животное. Иначе в большинстве случаев граждане, которые обнаруживают безнадзорных животных, увы, не «задерживают» их, так как знание положений ст. 230 ГК РФ заставляет скорее пройти мимо, чему способствует и следующее положение ГК РФ.

В-третьих, лицо, задержавшее безнадзорных животных, и лицо, которому они переданы на содержание и в пользование, обязаны их надлежаще содержать и при наличии вины отвечают за гибель и порчу животных в пределах их стоимости (п. 3 ст. 230 ГК РФ).

Кроме того, нельзя не согласиться и с тем, что «лицо, нашедшее безнадзорную собаку и по собственной воле обеспечившее ей необходимые условия, кроме материальных затрат (корм, ветеринарные услуги, оплата дрессировки) несет еще и затраты пси-

1 По нашему мнению, не стоит возлагать на полицию такие функции.

хологического характера, устанавливая контакт с животным, воспитывая его и неся за него ответственность перед его реальным собственником» [8].

Далее последствия задержания безнадзорного животного будут зависеть от того, будет ли обнаружен собственник такого животного или заявит ли он о себе.

Разберём первую ситуацию, когда собственник обнаруживает себя в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных. В таком случае животное возвращается его собственнику. А собственник, в случае если лицо, задержавшее животное, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, потребуют, обязан возместить все необходимые расходы, связанные с содержанием животных, с зачётом выгод, извлечённых от пользования ими.

Что представляют из себя необходимые расходы? В такие расходы включаются все расходы, связанные с кормлением, ветеринарными услугами, дрессировкой. В свою очередь, спорным будет отнесение к таким расходам модные в наше время траты на одежду, косметологические и парикмахерские услуги, расходы на участие в выставках. Но и в некоторых случаях такие расходы могут быть отнесены к необходимым, например, если порода животного требует такой одежды, или животному было причинено увечье, что потребовало проведение космето-логической процедуры, но только в случае, если это мешает жизнедеятельности такого животного.

В свою очередь, от такого животного лицо может извлечь выгоду. К таким выгодам может быть отнесён приплод от такого животного. Прежде всего необходимо разобраться с вопросом, кому принадлежит приплод от такого животного. До 1 сентября 2013 года этот вопрос решался следующим образом: поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежали лицу, использовавшему это имущество на законном основании, если иное не было предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества. Но в любом случае стоимость такого приплода подлежала зачёту при возвращении необходимых расходов и вознаграждения. По-иному решается вопрос о праве на такой приплод с 1 сентября 2013 года. Согласно действующей редакции ст. 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений. А это означает, что такой приплод в любом случае должен быть возвращён, так как не будет уже выгодой для лица, задержавшего животного, и лица, у которого они находились на содержании и в пользовании. Наоборот, в связи с таким приплодом у него возникают дополнительные расходы (ветеринарные, кормление). В связи с чем возникает следующий вопрос: а имеет ли в таком случае лицо, задержавшее животное, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, распорядиться таким приплодом? Приведём пример. Породистая собака принесла приплод 5 щенят. По сложившейся практике через три месяца собственники распоряжаются щенятами или путём совершения дарения, или путем продажи, то есть лицо, у которого на содержании такое животное, сделать это не может. Но, как мы уже отмечали, в силу прямого указания ст. 136 ГК РФ щенята принадлежат на праве собственности собственнику собаки. Смоделируем ситуацию. Добросовестный владелец собаки и щенят в надежде, что собственник обнаружит себя или заявит о своих правах, не будет распоряжаться щенятами. Соответственно у него увеличатся расходы на содержание, а, кроме того, по мере взросления щенят, перспективы пристроить их другим хозяевам будут все меньше и меньше. В итоге в случае если собственник животного не обнаружит себя, то такой добросовестный владелец уже будет обладать шестью собаками, которые будут у него на содержании. Но в случае, если произведёт отчуждение щенков, то все, полученное от продажи этих щенков он должен будет передать собственнику, за вычетом расходов на их содержание.

Обращает на себя внимание, что право на возмещение необходимых расходов, связанных с содержанием животного, имеют право как лица, задержавшие животных, так и все лица, у которых животное находилось на содержании и в пользовании.

А собственник, в случае если лицо, задержавшее животное, и лицо, у которого они находились на содержании и в пользовании, потребуют, обязан возместить все необходимые расходы, связанные с содержанием животных, с зачётом выгод, извлечённых от пользования ими.

Проблема, по нашему мнению, может возникнуть с возмещением расходов, на которые указывают некоторые авторы, а именно речь идёт о мо-

ральных затратах (выгул, общение, дрессировка) [8].

Кроме того, лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, также имеет право на вознаграждение в соответствии с п. 2 ст. 229 ГК РФ, то есть размер вознаграждения определяется аналогично размеру вознаграждения за находку - в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, упра-вомоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом. Если стоимость, к примеру, породистого животного, еще возможно определить, то с непородистыми животными это труднореализуемо. В таком случае можно рассчитывать только на соглашение лиц, а если оно не будет достигнуто, то по решению суда.

Кроме того, следует обратить внимание на начало течение шестимесячного срока. Он начинает течь не с момента, когда животное осталось без надзора, а с момента заявления о задержании безнадзорных животных (выделено мною - Н.К). В таком случае возникает закономерный вопрос: а каковы последствия, если лицо не заявит о задержании животного? Систематическое толкование ст. 231 ГК РФ позволяет прийти к выводу, что лицо, задержавшее животное, не приобретает право собственности на такое животное ни при каких обстоятельствах.

Иные последствия возникают в другом случае, когда в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них. В таком случае лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них (п. 1 ст. 231 ГК РФ). При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления. В последнем случае должен быть разработан порядок, регламентирующий процедуру передачи и использования такого животного. В настоящее время правила, закрепляющие такой порядок отсутствуют.

Отдельно в Гражданском кодексе РФ регламентируются последствия явки прежнего собственника животных после перехода их в собственность другого лица. Прежний собственник вправе вернуть животного после перехода их в собственность другого лица только при наличии одного из двух обстоятельств:

1) в случае сохранения к нему привязанности со стороны этих животных;

2) при жестоком либо ином ненадлежащем обращении с ними нового собственника.

В таком случае прежний собственник вправе потребовать их возврата на условиях, определяемых по соглашению с новым собственником, а при недостижении соглашения - судом (п. 2 ст. 231 ГК РФ).

Много вопросов возникает в случае, если всё-таки никто не изъявит желание содержать безнадзорное животное. В таком случае было бы естественным, размещать таких животных в приюты для животных. Но для этого требуется, чтобы в субъектах было значительное количество таких приютов, что, в свою очередь, требует финансирование таких приютов в надлежащем объеме.

В связи с этим интересным представляется анализ законодательства, посвящённого именно содержанию безнадзорных животных, которые были отловлены. В соответствии с федеральными законами 6.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [1], от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" [3] субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, защиту населения от заболеваний, общих для человека и животных, и формирование гуманного и ответственного отношения к безнадзорным животным. Это предопределило, что в круг полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с решением вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных была включена также организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

В Ленинградской области для таких животных предусматривается создание приютов, под которыми понимается организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по содержанию безнадзорных животных, проведению необходимых ветеринарных мероприятий, поиску их собственника или подысканию иного лица, изъявившего желание принять на себя обязанности по дальнейшему содержанию безнадзорного живот-

ного, и обладающие необходимым для достижения указанных целей имуществом, отвечающим требованиям ветеринарных, санитарных, экологических, противопожарных и иных норм и правил (ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 21.06.2013 г. № 38-оз "О безнадзорных животных в Ленинградской области" [6]). Безнадзорные животные содержатся в приюте до момента: 1) возврата собственникам; 2) передачи иным лицам, изъявившим желание принять на себя обязанности по их содержанию и имеющим для этого соответствующие условия (если в течение шести месяцев со дня поступления животных в приют их собственники не будут обнаружены или сами не заявят о своих правах на них); 3) возврата в прежнюю среду обитания (при отсутствии возможности возврата или передачи животных лицам, указанным в п.п. 1 и 2, и при условии наличия заключения специалиста в области ветеринарии о допустимости возврата животных в прежнюю среду обитания); 4) наступления естественной смерти (если в соответствии с заключением специалиста в области ветеринарии возврат животного в прежнюю среду обитания не допускается); 5) проведения эвтаназии в случаях, предусмотренных исследуемым законом. Для настоящего исследования особый интерес представляет положение ст. 4 Закона о том, что при отсутствии приютов, свободных мест в приютах осуществляется возврат отловленных животных в прежнюю среду обитания после обязательного проведения стерилизации (кастрации), вакцинации, мечения и иных профилактических мероприятий, предусмотренных изучаемым областным законом, специалистами в области ветеринарии. Постановлением Правительства Пермского края от 09.07.2014 г. № 596-п утверждены Правила отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края [7], помимо приютов, предусмотрены пункты временного содержания - это специально отведенное помещение для содержания безнадзорных животных до возврата их владельцам, передачи в приют или в пользование заинтересованным лицам, выпуска в среду обитания в месте отлова (п. 1.2 Правил).

Таким образом, нельзя не отметить, что законодательством предусмотрены различные формы содержания безнадзорных животных, регламентированы все процедуры, которые могут быть совершены в отношении таких животных.

В то же время многих бы проблем удалось бы избежать, если бы была предусмотрена ответствен-

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ность собственников животных за отсутствие регистрации и идентификации животных. На территории большинства субъектов Российской Федерации установлена обязанность владельцев домашних животных регистрировать таких животных. Так, владельцы животных на территории Хабаровского края обязаны регистрировать домашних животных в соответствии с Порядком регистрации домашних животных на территории края. По результатам регистрации животному присваивается регистрационный номер и по заявлению владельца животного выдается регистрационная карточка по соответствующей форме.

Такая регистрация производится в целях:

- учета животных;

- создания реестра домашних животных, в том числе для организации розыска пропавших животных и возвращения их владельцам;

- недопущения появления безнадзорных животных и их свободного пребывания на территории населенных пунктов края (п. 2 Порядка регистрации домашних животных на территории Хабаровского края).

Отметим, что обязательной регистрации на территории Хабаровского края подлежат только собаки. Регистрация кошек производится по желанию владельца на основании заявления.

Осуществляет регистрацию животных краевые государственные бюджетные учреждения - городские (районные) станции по борьбе с болезнями

Библиография:

животных, подведомственные управлению ветеринарии Правительства края.

В соответствии с п. 1 ст. 2.5 Закона РФ от 14.05.1993 г. 4979-1 "О ветеринарии" [2] животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждён Приказом Минсельхоза России от 22.04.2016 г. № 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету" [4]. В указанный Перечень, в частности, включены: лошади, собаки и кошки, пчёлы.

Если бы собственники животных, которые подлежат обязательной регистрации и идентификации, не устранялись от перечисленных действий, то в случае, когда такое животное оказывалось без надзора, лицо, его задержавшее, без каких бы проблем могло установить законного владельца животного.

Таким образом, необходимо констатировать, что законодательство, посвященное животным, основаниям приобретения и прекращения права собственности на него, требует кардинальных изменений.

1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5005.

2. О ветеринарии: Закон РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 17.06.1993. № 24. Ст. 857.

3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения": Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.04.1999. № 14. Ст. 1650.

4. Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету: Приказ Минсельхоза России от 22.04.2016 г. № 161 // Российская газета. 01.06.2016. № 117.

5. Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 13. Бешенство. Санитарные правила. СП 3.1.096-96. Ветеринарные правила. ВП 13.3.1103-96: утв. Госкомсанэпиднадзором РФ 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом РФ 18.06.1996 г. № 23. М., Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора РФ, 1996.

6. О безнадзорных животных в Ленинградской области: Областной закон Ленинградской области от 21.06.2013 г. № 38-оз // http://www.lenobl.ru, 24.06.2013.

7. Правила отлова, регистрации, учета и содержания безнадзорных животных на территории Пермского края: утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.07.2014 г. № 596-п // http://docs.cntd.ru/document/494904221

8. Николюкин С.В., Уткина И.О. Особенности возникновения и прекращения права собственности на безнадзорных и бесхозяйных животных: коллизии гражданского законодательства // Юрист. 2009. № 6.

9. Мадьярова А.В. Обращение с безнадзорными животными - чья сфера ответственности? // Практика муниципального управления. 2013. № 4. С. 105 - 111.

10. Ячменев Г.Г. Отлов и содержание безнадзорных домашних животных (бюджетно-правовой аспект) // Арбитражные споры. 2016. № 3. С. 97 - 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.