Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ'

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / АССОРТИМЕНТ / ЗАТРАТЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хромова И.Н., Карпенко И.С., Третьякова В.В.

Современные условия определяют необходимость развития методов организации производственной системы в динамически изменяющейся рыночной среде, что обусловливает особую значимость планирования ассортимента продукции производственных организаций. В статье исследованы особенности формирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия на основе результатов анализа данных о продажах продукции и структуре себестоимости. Авторами исследован состав и последовательность процедур принятия управленческих решений в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING MANAGEMENT DECISIONS OF PRODUCT RANGE PLANNING

Modern conditions determine the need for the development of methods for organizing the production system in a dynamically changing market economy, which determines the special importance of planning the assortment of products of industrial companies. The article examines the features of the assortment of manufactured products of an industrial enterprise based on sales and cost analysis. The authors investigated the composition and sequence of procedures for making management decisions in combination with methods for developing and optimizing alternatives.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ»

6. Тюпаков К.Э. Роль человеческого капитала в реализации стратегии инновационного развития региона / К.Э. Тюпаков, Т.Е. Хорольская, А.А. Костанян // Вестник Академии знаний. - 2021. - № 2 (43). - С. 245-248.

7. Управление инновационной деятельностью экономических систем: теория и практика: коллективная монография / Полянин А.В., Кулакова Л.И., Авдеева И.Л., Парахина Л.В., Адамен-ко А.А., Хорольская Т.Е., Цысов А.С., Азарова Н.А., Головина Т.А., Сахарова С.М., Долгова С.А., Голикова Ю.Б., Кыштымова Е.А., Лытнева Н.А., Кулагина Н.А., Родионов Д.Г., Чмаро А.С., Лаврикова Н.И., Масюк Н.Н., Бушуева М.А. и др., Орел, 2021. - 260 с.

References:

1. Brizhak O., Klochko E., Adamenko A. Neoindustrial Paradigm of Russian Corporations Integration into the Economy System Under the Conditions of Transition to the Sixth Technological Order. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, 111, p. 619-626.

2. Gladilina I.P. Concepts of the Information Society and the Development of the Digital Economy / I.P. Gladilina, Yu.V. Zolotukhina // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017.Vol. 7.No. 9A. S. 145154.

3. Goncharova N.A. Informatization of state regulation processes in the branches of the agro-industrial complex. Goncharova, R.N. Aulov // Actual problems of modern economy. - 2019. - No. 2. - S. 22-26.

4. Problems of financing and accounting in the implementation of an innovative model of economic development: questions of theory and practice / Kruglyak Z. I., Shvyreva O. I., Chernyavskaya S. A., Vlasenko E. A., Nebavskaya T. V., Fedotova E B., Litvinova V.S., Rudenko O.N. - Collective monograph / Moscow, 2015 .-- 278 p. S. 150-176.

5. Trubilin A.I. Food safety: problems and solutions / A.I. Trubilin, K.E. Tyupakov, A.A. Adamenko // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. - 2021. - No. 90. - S. 5-10.

6. Tyupakov K.E. The role of human capital in the implementation of the strategy of innovative development of the region / K.E. Tyupakov, T.E. Khorolskaya, A.A. Kostanyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. - No. 2 (43). - S. 245-248.

7. Management of innovative activity of economic systems: theory and practice: collective monograph / Polyanin A.V., Kulakova L.I., Avdeeva I.L., Parakhina L.V., Adamenko A.A., Khorolskaya T. E., Tsysov A.S., Azarova N.A., Golovina T.A., Sakharova S.M., Dolgova S.A., Golikova Yu.B., Kyshtymova E.A., Lytneva N.A. , Kulagina N.A., Rodionov D.G., Chmaro A.S., Lavrikova N.I., Masyuk N.N., Bushueva M.A. et al., Oryol, 2021. - 260 p.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-302-307

И.Н. Хромова - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, ikhrommm@gmail.com,

I.N. Khromova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Accounting Department, FSBEI HE Kuban SAU;

И.С. Карпенко - студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, karpenko.irina.2000@mail.ru,

I.S. Karpenko - student of accounting and finance faculty, FSBEI HE Kuban SAU; В.В. Третьякова - студентка учетно-финансового факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, tretyakova-20@bk.ru,

V.V. Tretyakova - student of accounting and finance faculty, FSBEI HE Kuban SAU.

ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ MAKING MANAGEMENT DECISIONS OF PRODUCT RANGE PLANNING

Аннотация. Современные условия определяют необходимость развития методов организации производственной системы в динамически изменяющейся рыночной среде, что обусловливает особую значимость планирования ассортимента продукции производственных организаций. В статье исследованы особенности формирования ассортимента выпускаемой продукции промышленного предприятия на основе результатов анализа данных о продажах продукции и структуре себестоимости. Авторами исследован состав и последовательность процедур принятия управленческих решений в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.

Abstract. Modern conditions determine the need for the development of methods for organizing the production system in a dynamically changing market economy, which determines the special importance of planning the assortment of products of industrial companies. The article examines the features of the assortment of manufactured products of an industrial enterprise based on sales and cost analysis. The authors investigated the composition and sequence of procedures for making management decisions in combination with methods for developing and optimizing alternatives.

Ключевые слова: управленческий учет, управленческие решения, планирование, ассортимент, затраты, прибыль, рентабельность.

Keywords: management accounting, management decisions, planning, assortment, costs, profit, profitability.

Принятие управленческих решений является неотъемлемой частью процесса управления экономическим субъектом. В условия рыночной на первый план выходят критерии эффективности и повышение требований к гибкости управления организациями. В настоящее время экономическая среда, в силу своей нестабильности и подвижности, требует новых методов управления, соответствующих уровню развития современных организаций. Это определяет необходимость совершенствования навыков разработки и обоснования различных управленческих решений.

Принятие решения - это ключевой аспект управления. На свойства принимаемых руководителем управленческих решений оказывают влияние личные качества руководителя, его способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, наличие современных технологий, условия принятия соответствующих решений, ограниченность ресурсов и т. д.

Важным аспектом при определении управленческого решения является процесс его формирования. Для эффективной разработки необходимого решения и его дальнейшего исполнения следует изучить этапы принятия управленческих решений (рисунок 1).

Рисунок 1 - Этапы принятия управленческих решений

Принятие решений осуществляется в несколько этапов:

1. Предварительный этап. На этом этапе назначаются главные цели; уровни рассмотрения, элементы и структура системы (процесса) подсистемы, основные противоречия, узкие места и ограничения.

2. Постановка задачи. Данный этап включает формулирование задачи; определение типа задачи; определение множества альтернатив и критериев для выбора из них наилучших; выбор метода решения.

3. Выработка решения. На данном этапе устанавливаются способы измерения альтернатив: методы математического или имитационного моделирования, методы экспертной оценки.

4. Принятие решения. Этап предусматривает решение задачи принятия решений с привлечением математических методов и информационных технологий, экспертов. На этом

этапе происходит математическая обработка исходной информации, ее уточнение и изменение в случае необходимости.

5. Выполнение решений и анализ полученных результатов.

Правильная поочередность представленных стадий изучаемого управленческого процесса позволяет прийти к оптимальному и наиболее удовлетворяющему запросы всех внутренних и внешних пользователей решению.

Управление в организации является неотъемлемой частью ее функционирования и дальнейшего развития. В рамках принятия краткосрочных управленческих решений в области производственной и реализационнойдеятельности особого внимания заслуживают вопросы планирования ассортимента продукции.

При принятии управленческих решений в сфере ассортиментной политики важную роль играют показатели себестоимости производимой продукции, маржинального дохода, рентабельности продукции, от которых во многом зависят перспективы развития организаций.

ОАО Кондитерский комбинат «Кубань» - крупнейшее предприятие кондитерской отрасли Юга России, признанный лидер в области высоких технологий, объема производства и реализации продукции, одно из основных бюджетообразующих предприятий Тимашев-ского района.

Ассортимент продукции комбината насчитывает свыше 300 наименований. Чтобы выдерживать жесткую конкуренцию на рынке кондитерских изделий необходимо постоянное обновление, как ассортимента, так и материально -технической базы. Исходя из многообразия выпускаемых изделий, принятие управленческих решений в области планирования ассортимента продукции, подлежащей реализации, является сложной и одной из первостепенных задач организации. Разработку и осуществление данных решений рассмотрим на примере производства однородных видов кондитерских изделий - тортов «Рыжик», «Наполеон» и «Панчо». Предполагаемая структура продаж указанных видов продукции представлена на рисунке 2.

ОАО Кондитерский комбинат «Кубань» планирует получить прибыль от реализации указанных изделий в объеме 230 тыс. руб. При этом стоит учитывать, что постоянные затраты составят 145 тыс. руб.

Для проведения надлежащего анализа принимаемых управленческих решений необходимо произвести расчеты показателей на основе имеющейся информации о производстве конкретных видов тортов в таблице 1.

■ Торт «Наполеон»

■ Торт «Панчо»

Рисунок 2 - Предполагаемая структура продаж продукции в ОАО Кондитерский комбинат «Кубань»

Таблица 1 - Состав затрат на производство и цены продаж продукции ОАО Кондитерский комбинат «Кубань»

Показатель Вид продукции

Торт «Рыжик» Торт «Наполеон» Торт «Панчо»

Переменные затраты на 1 кг продукции, руб. - всего 245,00 266,00 279,00

в том числе: - материальные затраты 158,53 166,25 173,39

- затраты на оплату труда 18,15 23,38 22,17

Цена продажи 1 кг, руб. 580,00 640,00 710,00

Для определения оптимальной структуры ассортимента для заданного уровня прибыли необходим произвести следующие расчеты.

1. Объем продаж продукции, исходя из приведенной структуры, кг: Торт «Рыжик» - х

Торт «Наполеон» - 50х/20 = 2,5х Торт «Панчо» - 30х/20 = 1,5х

2. Выручка от продаж продукции, руб.: Торт «Рыжик» - 580х

Торт «Наполеон» - 2,5х * 640 = 1600х Торт «Панчо» - 1,5х * 710 = 1065х

3. Переменные затраты на производство продукции, руб.: Торт «Рыжик» - 245х

Торт «Наполеон» - 2,5х * 266 = 665х Торт «Панчо» - 1,5х * 279 = 418,5х

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль (580х + 1600х + 1065х) - (245х + 665х + 418,5х) - 145000 = 230000

х = 196 (кг)

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что для достижения заданного уровня прибыли при сложившейся структуре продаж Кондитерскому комбинату «Кубань» необходимо реализовать 196 кг торта «Рыжик», 490 кг торта «Наполеон», 294 кг торта «Панчо».

Из проведенных выше расчётов, следует, что для извлечения желаемой прибыли, Кондитерский комбинат «Кубань» должен реализовать следующее количество продукции: торт «Рыжик» - 196 кг, торт «Панчо» - 294 кг. и торт «Наполеон» - 490 кг.

Для анализа прибыльности деятельности Кондитерского комбината целесообразно оценить маржинальный доход, полученный от реализации каждого вида продукции (таблица 2).

Таблица 2 - Расчет ожидаемой прибыли ОАО Кондитерский комбинат «Кубань»

Показатель Вид продукции Итого

Торт «Рыжик» Торт «Наполеон» Торт «Панчо»

Объем продаж, кг 196 490 294 -

Цена 1 кг, руб. 580 640 710 -

Переменные затраты на 1кг, руб. 245 266 279 -

Маржинальный доход на 1кг, руб. 335 374 431 -

Совокупный маржинальный доход, руб. 65 660 183 260 126 714 375 634

Постоянные затраты, руб. - - - 145 000

Прибыль от продаж, руб. - - - 230 634

Анализ представленных данных свидетельствует о том, что результаты производства и реализации данных видов тортов обеспечивают полное покрытие переменных затрат. Это подтверждают полученные значения показателя маржинального дохода. В расчете на 1 кг маржинальный доход составил для торта «Рыжик» - 335 руб., для торта «Наполеон» -

374 руб. и торта «Панчо» - 431 руб. При сопоставлении вышеуказанного показателя с имеющимися данными об объеме продаж, очевидно, что совокупный маржинальный доход будет наибольшим для торта «Наполеон» - 183260 руб., а наименьшим для торта «Рыжик» -65660 руб.

Сравнивая показатель совокупного маржинального дохода с показателем постоянных затрат, получаем ожидаемую прибыль в размере 230634 руб.

Общую оценку экономической эффективности организации смогут дать показатели полной себестоимости продукции и рентабельности отдельных видов продукции запланированной производственной программы (таблица 3).

Таблица 3 - Расчет полной себестоимости и рентабельности продаж продукции ОАО Кондитерский комбинат «Кубань»

Показатель Вид продукции

Торт «Рыжик» Торт «Наполеон» Торт «Панчо»

Переменные затраты на 1 кг, руб. 245 266 279

Постоянные затраты, руб. 27 554 72 240 45 206

Постоянные затраты на 1 кг, руб. 140,58 147,43 153,76

Полная себестоимость, руб. 385,58 413,43 432,76

Цена 1 кг, руб. 580 640 710

Прибыль от продаж на 1 кг, руб. 194,42 226,57 277,24

Рентабельность продаж, % 33,5 35,4 39,0

Для определения полной себестоимости требуется постоянные расходы распределить между всеми позициями производственной программы. Наиболее точный результат будет получен в том случае, если в основе распределения будут приняты затраты, превалирующие среди всех прочих производственных затрат. Анализируемое производство - материалоем-кое, так как наибольший удельный вес в структуре себестоимости приходится на стоимость основных материалов. Поэтому за базу распределения постоянных расходов примем величину материальных затрат, необходимых для изготовления каждого вида торта.

Обеспечение прибыльности и рентабельности реализации продукции имеющегося ассортимента является индикатором эффективности основной деятельности организации. Выполненные расчеты свидетельствуют о том, что запланированные структурные сдвиги в производственной программе ОАО Кондитерский комбинат «Кубань» обеспечат ему получение желаемого размера прибыли.

Источники:

1. Адаменко А.А. Места возникновения затрат как объекты управленческого учета организаций хлебопекарной отрасли / А.А. Адаменко, Л.А. Ткачева // В сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы VI международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. - 2017. - С. 190-194.

2. Адаменко А.А. Системы управленческого учета коммерческих организаций, их свойства и признаки / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, В.С. Зиновьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 22. - С. 122-127.

3. Говдя В.В. Концепция механизма планирования затрат в учетно-контрольной системе аграрных формирований / Говдя В.В., Дегальцева Ж.В., Величко К.А. // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 435-438.

4. Костюкова Е.И. Информационное обеспечение процесса формирования бизнес-модели в системе управленческого учета / Костюкова Е.И., Бобрышев А.Н. // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - № 5. - С. 35-46.

5. Кузина, А. Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А. Ф. Кузина, Е. А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 198-200.

6. Латыш А.И. Зарубежные системы управленческого учета / Латыш А.И., Кузина А.Ф. // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». - 2016. - С. 479-481.

7. Мельников Р.С. Анализ ассортимента продукции организации / Р.С. Мельников, В.А. Новичков, Т.А. Нормова, А.В. Проценко // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа: сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - 2016. - С. 167-173.

8. Петрова Я.В. Модели и методы бухгалтерского учета в принятии управленческих решений / Я.В. Петрова, Н.С. Власова // Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей, 2013. - С. 270-275.

9. Хромова И.Н. Использование маржинального анализа при обосновании управленческих решений по оптимизации затрат и прибыли в аграрных формированиях / Хромова И.Н., Чамара Д.А. // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 5 (40). - С. 467-472.

References:

1. Adamenko A.A. Places of origin of costs as objects of management accounting of organizations of the bakery industry / А.А. Adamenko, L.A. Tkacheva // In the collection: Modern economy: problems, prospects, information support. Materials of the VI International Scientific Conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. - 2017. - S. 190-194.

2. Adamenko A.A. Management accounting systems of commercial organizations, their properties and characteristics / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, V.S. Zinovieva // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 22. - S. 122-127.

3. Govdya V.V. The concept of the cost planning mechanism in the accounting and control system of agricultural formations / Govdya V.V., Degaltseva Zh.V., Velichko K.A. // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 435-438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kostyukova E.I. Information support of the process of forming a business model in the management accounting system / Kostyukova E.I., Bobryshev A.N. // Agricultural Economics of Russia. - 2016. -No. 5. - S. 35-46.

5. Kuzina, AF Modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / AF Kuzina, EA Pavlenko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 6-7. S. 198-200.

6. Letish A.I. Foreign systems of management accounting / Latysh A.I., Kuzina A.F. // In the collection: Scientific support of the agro-industrial complex. Collection of articles based on the materials of the 71st scientific-practical conference of students based on the results of research in 2015. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I T. Trubilin ". - 2016. - S. 479-481.

7. Melnikov R.S. Analysis of the range of products of the organization / R.S. Melnikov, V.A. No-vichkov, T.A. Normova, A.V. Protsenko // Problems and prospects for the development of the theory and practice of economic analysis: a collection of articles of the international scientific-practical conference of students, graduate students and teachers. - 2016. - S. 167-173.

8. Petrova Ya.V. Models and methods of accounting in making managerial decisions / Ya.V. Petrova, N.S. Vlasova // Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. Materials of the international scientific-practical conference of students, graduate students, undergraduates and teachers, 2013. - pp. 270-275.

9. Khromova I.N. The use of marginal analysis in substantiating management decisions to optimize costs and profits in agricultural formations / Khromova I.N., Chamara D.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 5 (40). - S. 467-472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.