Научная статья на тему 'ПРОДУКТ КОНДИТЕРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ'

ПРОДУКТ КОНДИТЕРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ безубыточности / маржинальных доход / фактор / зона безопасности / прибыль / управленческое решение / break-even analysis / marginal income / factor / safety zone / profit / management decision

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.И. Смирнова, А.А. Каракейян, К.Д. Ольшанская, П.С. Савельева

Анализ безубыточности деятельности организации является важным инструментом управления, так как позволяет провести оценку критического уровня деятельности хозяйствующего субъекта, выявить факторы и возможность прогнозировать их на перспективу. В данной статье подробно рассматриваются задачи и методика анализа безубыточности. На примере ООО «Сладость» разрабатываются этапы планирования безубыточности производственной деятельности, проводится анализ критического объема продаж, рассчитываются пороговые значения параметров для новых видов кондитерской продукции. По результатам исследования разработаны управленческие решения по корректировке ассортиментной программы, определены продукты наиболее выгодные для анализируемой организации, а также предложены мероприятия для роста прибыли от продаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFECTIONERY PRODUCTION PRODUCT: BREAK-EVEN ANALYSIS AND MANAGEMENT DECISION JUSTIFICATION

The break-even analysis of an organization's activities is an important management tool, since it allows one to assess the critical level of an economic entity's activities, identify factors and the ability to predict them for the future. This article discusses in detail the tasks and methodology of break-even analysis. Using the example of LLC "Sladost", the stages of planning a break-even production activity are being developed, an analysis of the critical volume of sales is carried out, threshold values of parameters for new types of confectionery products are calculated. Based on the results of the study, management decisions were developed to adjust the assortment program, the most beneficial products for the analyzed organization were identified, and measures were proposed to increase sales profits.

Текст научной работы на тему «ПРОДУКТ КОНДИТЕРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ»

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11171

Л.И. Смирнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, ekji@mail.ru,

L.I Smirnova - Associate Professor of the Department of Economic Analysis, Ph.D., Kuban state agrarian University;

А.А. Каракейян - студент, Кубанский государственный аграрный университет, Alino-ch ka.K08@yan dex.ru,

A.A. Karakeiyan - student, Kuban state agrarian University;

К.Д. Ольшанская - студент, Кубанский государственный аграрный университет, k_olshan-skaya@bk.ru,

K.D. Olshanskaya - student, Kuban state agrarian University;

П.С. Савельева - студент, Кубанский государственный аграрный университет, saveleva2576@yan dex.ru,

P.S. Saveleva - student, Kuban state agrarian University.

ПРОДУКТ КОНДИТЕРСКОГО ПРОИЗВОДСТВА: АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ОБОСНОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ CONFECTIONERY PRODUCTION PRODUCT: BREAK-EVEN ANALYSIS AND MANAGEMENT DECISION JUSTIFICATION

Аннотация. Анализ безубыточности деятельности организации является важным инструментом управления, так как позволяет провести оценку критического уровня деятельности хозяйствующего субъекта, выявить факторы и возможность прогнозировать их на перспективу.

В данной статье подробно рассматриваются задачи и методика анализа безубыточности. На примере ООО «Сладость» разрабатываются этапы планирования безубыточности производственной деятельности, проводится анализ критического объема продаж, рассчитываются пороговые значения параметров для новых видов кондитерской продукции.

По результатам исследования разработаны управленческие решения по корректировке ассортиментной программы, определены продукты наиболее выгодные для анализируемой организации, а также предложены мероприятия для роста прибыли от продаж.

Abstract. The break-even analysis of an organization's activities is an important management tool, since it allows one to assess the critical level of an economic entity's activities, identify factors and the ability to predict them for the future.

This article discusses in detail the tasks and methodology ofbreak-even analysis. Using the example of LLC "Sladost", the stages of planning a break-even production activity are being developed, an analysis of the critical volume of sales is carried out, threshold values ofparameters for new types of confectionery products are calculated.

Based on the results of the study, management decisions were developed to adjust the assortment program, the most beneficial products for the analyzed organization were identified, and measures were proposed to increase sales profits.

Ключевые слова: анализ безубыточности, маржинальных доход, фактор, зона безопасности, прибыль, управленческое решение.

Keywords: break-even analysis, marginal income, factor, safety zone, profit, management decision.

В быстро меняющихся условиях новых вызовов экономики каждый руководитель своей организации должен принимать те или иные управленческие решения с целью повышения эффективности функционирования бизнеса, снижения рисков и достижения целевых параметров.

Современный процесс управления организацией с каждым годом становится сложнее, это обусловлено как развитием рыночных отношений и значительным увеличением конкуренции, а также расширением огромного потока информации, который необходимо эффективно обработать для принятия управленческих решений, что актуально для микропредприятий, каковыми являются кондитерские, пекарни, и другие бизнес -единицы кондитерского производства.

Целью данной работы является выработка обоснованного управленческого решения по корректировке ассортимента с применением методики анализа безубыточности, оценкой предпринимательского риска и прибыли.

Анализ безубыточности имеет ряд задач (рисунок 1), первостепенной является - определить точку безубыточности, т. е. такое положение деловой активности, или другими словами такое минимальное количество продукции, которое обеспечит покрытие всех издержек. Чтобы организация начала получать прибыль, необходимо превышение величины маржинального дохода над уровнем постоянных издержек.

Рисунок 1 - Задачи анализа безубыточности

Для более эффективного анализа следует знать какие факторы оказывают наибольшее влияние на безубыточность. Одним из главных влияющих факторов является маржинальный доход на единицу продукции. Другим фактором является уровень постоянных издержек. Очевидно, что рост первого и снижение второго ведут к снижению уровня безубыточности, увеличивают зону безопасности, создают возможность наращивать прибыль.

Точка безубыточности - это объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции организация начинает получать прибыль.

Существует три основных методики анализа безубыточности производства (рисунок 2):

Рисунок 2 - Методика анализа безубыточности производства

Выделяют несколько основных стадий процесса планирования безубыточности. Опираясь на данный план, проведем анализ безубыточности организации ООО «Сладость» и рассчитаем безубыточность новых видов продукции «Космос» и «Лапочка», которые появились в производстве совсем недавно, определим их маржинальный доход и прибыль.

1. Первый этап планирования безубыточности предполагает изучение и оценку внутреннего состояния организации, и анализ рынков сбыта.

Ассортимент продукции в кондитерских и пекарнях г. Краснодара разнообразен и широк, что удовлетворит любые вкусовые предпочтения потребителя. Однако, рынок кондитерских изделий значительно сужается, когда речь идет о веганских кондитерских изделиях, а число производителей ограничивается уже десятком.

ООО «Сладость» является субъектом малого предпринимательства и представлена частной кондитерской. Основной вид деятельности выпуск кондитерских изделий, которые являются веганскими, т. е. вместо молочного продукта животного происхождения используются натуральные продукты растительного происхождения. К примеру, вместо коровьего молока используется медальное, кокосовое.

При выпечке не используются куриные или же перепелиные яйца, а используются кукурузный крахмал, овсяные хлопья и вода, льняное семя и вода, что дает возможность расшить клиентскую базу за счет сегмента потребителей, не употребляющих продуктов животного происхождения. Таким образом, ООО «Сладость» обладает определенными конкурентными преимуществами в своей сфере, но за счет того, что организация существует на рынке совсем недолго, в настоящее время она получила недостаточную популярность и значительно малое количество покупателей. За счет чего объемы продаж и прибыли незначительны. Специфичный вид продукции обеспечивает низкое число конкурентов, позволяя устанавливать свою ценовую политику.

Проанализировав цены на идентичную продукцию у конкурентов, мы выявили несущественное расхождение, но у ООО «Сладость» они ниже. Данное конкурентное преимущество может быть обусловлено

наличием дополнительных скидок у поставщиков и минимальных издержек, что существенно снижает себестоимость продукции.

2. На втором этапе произвели анализ издержек.

Переменные затраты - это издержки организации, которые изменяются в зависимости от объемов производства, что и отличает их от постоянных. В анализируемой организации переменные издержки по производству пирожного «Космос» составляют 46 рублей, а по производству «Лапочка» - 51 рублей. Но, следует отметить, что постоянные издержки на данный вид пирожного больше, чем на пирожное «Лапочка» на 7,58 рублей, что обусловлено необходимостью эксплуатацией дополнительного оборудования для его производства.

3. На третьем этапе прогнозируется влияние будущих цен на факторы производства и величину маржинального дохода (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ критического объема продаж продукции ООО «Сладость»

Показатель Пирожное «Космос» Пирожное «Лапочка»

Исходные

Цена, руб. 105 120

Объем продаж, ед. 445 484

Удельные переменные издержки, руб. 46 51

Постоянные издержки, руб. 19 000 17 000

Выручка, руб. 46 725 58 080

Расчетные

Маржинальный доход, руб. 26 255 33 396

Удельный маржинальный доход, руб. 59 69

Норма маржинального дохода 0,561 0,575

Точка безубыточности, руб. шт. 33 868 322 29 624 246

Запас финансовой прочности, % 27,5 49,0

Актуальная цена на пирожное «Космос» - 105 рублей, а на «Лапочка» - 120 рублей. При изготовлении пирожного «Космос» маржинальный доход составляет 59 руб. а от изготовления пирожного «Лапочка» с учетом действующих издержек составляет 69 руб. Организация в будущем может повысить цену на данную продукцию, но при этом ей необходимо ориентироваться на цены конкурентов, проанализировать рынок, так как продукция путем повышения цены может стать невостребованной.

4. На четвертом этапе рассчитали точку безубыточности.

Точка безубыточности позволяет определить, когда окупится новый продукт, т. е. когда полученные доходы станут больше издержек

При производстве пирожныхв ООО «Сладость», необходимо продать пирожно го «Космос» на сумму 33868 руб., а пирожного «Лапочка» лишь на 29624 руб., точка безубыточности соответственно составит 322 шт. и 246 шт.

Таким образом, на основе полученных значений при производстве данных видов продукции наиболее перспективной для производства является пирожное «Лапочка», норма маржинального дохода составляет 0,575 против 0,561 по пирожному «Космос». Норма маржинального дохода, показывает отношение маржинального дохода к выручке, по пирожному «Лапочка» она превышает норму маржинального до хода «Космос», именно поэтому рекомендуется увеличить объемы его производства, соответственно сосредоточить усилия по увеличению спроса.

Высокая конкуренция на рынке кондитерских изделий является угрозой для развития бизнеса. Однако, в результате анализа было выявлено, что ниша веганских кондитерских продуктов достаточно свободная. За счет полезных свойств, низкой себестоимости, при средне рыночной цене, производство становится максимально привлекательным.

5. Пятый этап предусматривает разработку управленческий решений на основе проведенного анализа.

Для увеличения объемов производимой продукции и повышения эффективности продаж пирожного

«Лапочка» руководству общества рекомендуется:

Проведение снижения переменных издержек по данному виду продукции, путем по иска новых поставщиков сырья с более выгодными расценками и условиями (доставка по сниженным ценам, страхование груза, своевременное выполнение обязательств и доставка товара в удобное для организации время), что позволит снизить себестоимость.

Разработка маркетинговой стратегии, с целью увеличения спроса, которая включает в себя:

— взаимодействие со средствами массовой информации: предоставление продукции для массовых социально -значимых мероприятий, бартер с публичными личностями на таких платформах, как INSTAGRAM, TELEGRAM, YouTube;

— создание сайта кондитерской, интернет-магазина для онлайн-заказов продукции с выгодными условиями (акции с использованием промокодов, «выгодные часы»);

— проведение акционных мероприятий (дегустация, мастер -классы по изготовлению веганских кондитерских изделий).

Применение анализа безубыточности в организации, будет способствовать более эффективному управлению ассортиментом, процессом формирования маржинального дохода и прибыли.

Источники

1. Балдин К.В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. - М.: Дашков и Ко, 2019 - 496 с.

2. Адаменко А.А. Оценка непрерывности деятельности организации на основе расчета экономического потенциала / А.А. Адаменко, М.С. Воробьева / В сборнике: Современная экономика и ее информационное обеспечение: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар, 2019. - С. 204-213.

3. Адаменко А.А. Применение системы показателей эффективности деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Т.Ш. Анаников // Вестник Академии знаний. -2018. - № 6 (29). - С. 10-14.

4. Башкатова В.С. Многокритериальный подход к анализу предпринимательских рисков / В.С. Башкатова, В.В. Баш-катов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 106. - С. 60-76.

5. Власова Н. С. Анализ ликвидности и платежеспособности организации / Н. С. Власова, Ю. А. Шевченко // В сборнике: Развитие экономики в условиях цифровизации и ее информационное обеспечение. Материалы международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - 2019. - 219-224.

6. Исаева Ш. М. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений / Ш. М. Исаева, М. И. Альдеров // Апробация. -2018. -№ 5 (8), с. 38-39

7. Смирнова Л.И. Внедрение нового продукта в организацию ООО «Пищевые ингредиенты» / Смирнова Л.И., Ме-зина С.А., Воротникова А.М.. 2020. № 2 (37). С. 310-314.

8. Хорольская Т.Е. Анализ уровня развития экономики коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Л.В. Папова, И.П. Якубец // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 354-359.

References

1. Baldin K.V. Management decisions / K.V. Baldin, S.N. Vorobiev, V.B. Utkin. - M .: Dashkov and Co, 2019 - 496 p.

2. Adamenko A.A. Assessment of the continuity of the organization's activities on the basis of calculating the economic potential / A.A. Adamenko, M.S. Vorobyova / In the collection: Modern economy and its information support: state, problems and development prospects. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. Krasnodar, 2019 .-- S. 204-213.

3. Adamenko A.A. Application of the system of indicators of the effectiveness of the economic entity's activity according to the accounting statements Adamenko, T.E. Khorolskaya, T.Sh. Ananikov // Bulletin of the Academy of Knowledge. -2018. - No. 6 (29). - S. 10-14.

4. Bashkatova V.S. Multicriteria approach to the analysis of entrepreneurial risks / V.S. Bashkatova, V.V. Bashkatov // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2015. - No. 106. - S. 60-76.

5. Vlasova NS Analysis of liquidity and solvency of the organization / NS Vlasova, Yu. A. Shevchenko // In the collection: Development of the economy in the context of digitalization and its information support. Materials of the international scientific conference of young scientists and university teachers. - 2019 .-- 219-224.

6. Isaeva Sh. M. Marginal analysis in making managerial decisions / Sh. M. Isaeva, MI Alderov // Approbation. -2018. -No. 5 (8), p. 38-39

7. Smirnova L.I. Introduction of a new product into the organization LLC "Food Ingredients" / Smirnova L.I., Mezina S.A., Vorotnikova A.M. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 2 (37). S. 310-314.

8. Khorolskaya T.E. Analysis of the level of development of the economy of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, L.V. Papova, I.P. Yakubets // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 354-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.