Научная статья на тему 'ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ'

ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / НЕЗАКОННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ / БОРЬБА / ПРЕСТУПНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

Проблема противодействия незаконному распространению наркотиков вызывает в мире широкую озабоченность и требует совместной координации усилий стран, поскольку все чаще наркопреступность носит транснациональный характер. В настоящее время в рамках борьбы с наркопреступностью приняты и действуют ряд международно-правовых актов, которые призваны обеспечить для стран единые правовые подходы к противодействию незаконному распространению наркотиков. Однако, учитывая широкое распространение транснациональной наркопреступности, международные правовые акты должны выработать для мирового сообщества единые аспекты достижения правовой определенности в вопросах эффективного противодействия данной угрозе. В частности, должны быть приняты международные правовые акты, регулирующие вопросы объединения усилий правоохранительных органов различных стран, направленные на борьбу с незаконным наркотическим оборотом и распространением наркотиков, в том числе и бесконтактным путем, представляющим наибольшую угрозу в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOPTION OF INTERNATIONAL LEGAL ACTS AS A MEANS OF ACHIEVING LEGAL CERTAINTY: AN EXAMPLE OF COUNTERING DRUG TRAFFICKING

The problem of countering the illicit distribution of drugs is of wide concern in the world and requires joint coordination of countries efforts, since drug crime is increasingly transnational in nature. At present, a number of international legal acts have been adopted and are in force in the fight against drug crime, which are designed to provide countries with common legal approaches to countering the illicit distribution of drugs. However, given the wide spread of transnational drug crime, international legal acts should develop common aspects for the international community to achieve legal certainty in effectively countering this threat. In particular, international legal acts should be adopted that regulate the issues of combining the efforts of law enforcement agencies of various countries aimed at combating illicit drug trafficking and drug distribution, including by contactless means that represent a threat to the public.

Текст научной работы на тему «ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ»

DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-161-165 УДК 341.45

ПРИНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ:

НА ПРИМЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ

Сергей Анатольевич Иванов

доцент кафедры «Международное право»,

Тамбовский государственный технический университет,

кандидат юридических наук

E-mail: seregatambov@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5414-2416

Аннотация. Проблема противодействия незаконному распространению наркотиков вызывает в мире широкую озабоченность и требует совместной координации усилий стран, поскольку все чаще наркопреступность носит транснациональный характер. В настоящее время в рамках борьбы с наркопреступностью приняты и действуют ряд международно-правовых актов, которые призваны обеспечить для стран единые правовые подходы к противодействию незаконному распространению наркотиков. Однако, учитывая широкое распространение транснациональной наркопреступности, международные правовые акты должны выработать для мирового сообщества единые аспекты достижения правовой определенности в вопросах эффективного противодействия данной угрозе. В частности, должны быть приняты международные правовые акты, регулирующие вопросы объединения усилий правоохранительных органов различных стран, направленные на борьбу с незаконным наркотическим оборотом и распространением наркотиков, в том числе и бесконтактным путем, представляющим наибольшую угрозу в настоящее время.

Ключевые слова: наркотики, незаконный оборот, незаконное распространение, борьба, преступность, международное право, международные правовые акты.

ADOPTION OF INTERNATIONAL LEGAL ACTS AS A MEANS OF ACHIEVING LEGAL CERTAINTY: AN EXAMPLE OF COUNTERING DRUG TRAFFICKING

Ivanov Sergei Anatoi'euic h

associate Professor of international law,

Tambov state technical University,

candidate of law

E-mail: seregatambov@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5414-2416

Abstract. The problem of countering the illicit distribution of drugs is of wide concern in the world and requires joint coordination of countries efforts, since drug crime is increasingly transnational in nature. At present, a number of international legal acts have been adopted and are in force in the fight against drug crime, which are designed to provide countries with common legal approaches to countering the illicit distribution of drugs. However, given the wide spread of transnational drug crime, international legal acts should develop common aspects for the international community to achieve legal certainty in effectively countering this threat. In particular, international legal acts should be adopted that regulate the issues of combining the efforts of law enforcement agencies of various countries aimed at combating illicit drug trafficking and drug distribution, including by contactless means that represent a threat to the public.

Keywords: drugs, illicit trafficking, illicit distribution, fighting, crime, international law, international legal acts.

© Иванов С. А., 2021

161

Нью-Йоркская конференция, проходившая с 24 января по 25 марта 1961 года приняла Единую конвенцию о наркотических средствах (далее — Конвенция 1961 года1).

В этой Конвенции была впервые поставлена задача борьбы с наркотическим оборотом перед всеми государствами, входящими в ООН, а также планировалось решить многие проблемы, возникшие в тот период по единообразию механизмов, применяемых в процессе борьбы с оборотом наркотических средств различными государствами.

В связи с тем, что существовали уже действующие многосторонние договоры о борьбе с наркотическими средствами, Конвенция должна была заменить их всех единым документом и поэтому сократить число таких документов. В целях более эффективной борьбы с оборотом наркотиков ставилась задача упорядочить и упростить международный контроль с незаконным оборотом наркотиков, что, в свою очередь, должно было привести к сокращению международных контролирующих органов в этой сфере, а также к созданию эффективной системы контроля над производством наркосодержащих продуктов (опийного мака, необработанного опия, листьев коки и каннабиса).

Эта Конвенция положила начало борьбе против наркотиков по всему миру и разрешила споры, возникающие между государствами по вопросу понятийного аппарата, а также запретила такие виды деятельности, которые приводили к производству наркотиков.

Кроме того, Конвенция 1961 года ввела очень важный критерий, который поместил все наркотические средства в определенные списки, что облегчило контроль наркотических средств, а также позволило определять их общественную опасность.

Наиболее опасные и вредные для употребления вещества стали содержаться в первом списке, чуть менее опасные — во втором. К веществам, внесенным в эти списки, применяются наиболее жесткие меры контроля. Контроль над веществами, внесенными в третий список,

1 См.: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах от 30.03.1961. [Электронный ресурс]. СПС «КонсультатнтПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135628/ (дата обращения: 15.09.2020).

гораздо мягче. А вещества, указанные в четвертом списке, нередко встречаются в лечении определенных болезней. Безусловно, их отпуск из аптек и использование в медицинских учреждениях должны осуществляться в соответствии с назначением врача по его рецепту. К сожалению, многие преступники и злоумышленники сегодня специально используют такую лазейку, как рецепт, чтобы воспользоваться и приобрести наркотическое средство.

Еще одним международным документом, имеющим значение для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, является Конвенция о психотропных веществах 1971 года (далее — Конвенция 1971 года2). Речь в ней идет о незаконном потреблении психотропных веществ, употребление которых в 60-е и 70-е годы становится особо популярным. Действие данных веществ на организм человека является приближенным к наркотическим веществам.

Чуть позже была принята еще одна Конвенция, которая сыграла большую роль в борьбе с оборотом наркотических веществ. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (далее — Конвенция 1988 года3) принята специальной конференцией ООН в декабре 1988 года и вступила в силу в ноябре 1990 года. Основным побудительным мотивом ее принятия явилась необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН.

Конвенция 1988 года, как и её предшественницы, была предназначена для контроля и регулирования оборота наркотических веществ. А к этому времени уже было понятно, что проконтролировать или даже вовсе запретить оборот наркотических веществ практически невозможно. В связи с этим были предприняты дополнительные шаги, ставящие своей целью ослабить оборот наркотических веществ. В качестве основного средства, способного решить

2 См.: Конвенция о психотропных веществах от 21.02.1971 [Электронный ресурс]. СПС «Консуль-тантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121091/ (дата обращения 15.09.2020).

3 См.: Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических

средств и психотропных веществ от 20.12.1988 [Электронный ресурс]. СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121092/ (дата обращения: 15.09.2020).

эту проблему, было предложено заключать международные соглашения между государствами, направленные на обеспечение борьбы с наркотиками и употреблением психотропных веществ не в медицинских целях.

Также были расширены перечни психотропных и наркотических средств, которые появились в те годы и уже представляли собой потенциальную общественную опасность.

В Конвенции 1988 года основной упор в борьбе с незаконным оборотом наркотиков делался, что особенно важно, на возобновлении межгосударственных связей органов, основной целью которых являлась борьба с оборотом наркотиков.

Теперь стороны, которые подписались, как участницы этой Конвенции должны были предоставлять друг другу широкую юридическую помощь, способствовать в разрешении конкретных споров, помогать в защите от оборота наркотических веществ.

В соответствии с Конвенцией 1988 года государства соглашались изменить свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Кроме того, в ней была предусмотрена возможность разрешать судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами, облегчить выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев наркотиками, содействовать использованию метода «контролируемых поставок», прослеживания и перехвата незаконных партий наркотических средств, предотвращать незаконные пересылки по почте наркотиков.

Вместе с тем, несмотря на принятие вышеуказанных Конвенций, остались и остаются нерешенными многие вопросы, касающиеся противодействию транснациональной наркотической преступности. Так, коллизионным остается вопрос привлечения к уголовной ответственности распространителей наркотиков «какой-либо одной группы, участники которой находятся в разных странах»4.

4 Иванов С. А. Предупреждение международной наркотической преступной деятельности на примере противодействия бесконтактным способам сбыта наркотиков в Российской Федерации // Обеспечение безопасности в международном и национальном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. 4 апреля 2017 г. / Под ред.к.ю. н., к.и.н. Пирожковой И. Г., к.ю.н. И. С. Искевич. Тамбов, 2017. С. 140.

Также, с целью увеличения числа наркопотребителей такие участники наркобизнеса все активнее используют сеть Интернет, что позволяет не только применять повышенные меры конспирации, но и осуществлять оперативный поиск продавцов и покупателей, организовывать так называемый «региональный маркетинг»5.

В ходе мониторинга интернет-пространства совместно с Роскомнадзором выявляется и пресекается работа значительного количества интернет-ресурсов, пропагандирующих наркотики и распространяющих наркосодержащие препараты. Однако интернет-магазины продолжают завлекать потенциальных клиентов, проводя специальные маркетинговые акции для привлечения новых и удержания постоянных клиентов (бесплатная доставка «пробников», скидки и пр.). Большая часть таких сайтов зарегистрирована на зарубежных доменах, что не позволяет в полной мере пресекать их работу и привлекать к ответственности организаторов наркобизнеса, в том числе, и в силу коллизионности уголовно-правовых норм разных стран6.

С учетом масштаба проблемы оборота наркотических веществ в последнее время в России принят ряд мер нормативно-правового характера. Так, введена уголовная ответственность за незаконное производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет).

Но одним контролем над внутренним оборотом решить проблему невозможно, поэтому Российская Федерация в борьбе с незаконным оборотом наркотиков ориентируется на указанные Конвенции, а также на другие международные как многосторонние, так и двусторонние договоры.

В январе 1998 года Российская Федерация присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незакон-

5 Торговченков В. И., Иванов С. А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта наркотических веществ в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 85.

6 См.: Гунарис Р. Г. Незаконный оборот наркотических средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2002. 188 с.

State Legal Research. 2021. Issue 4

163

ным оборотом наркотиков между Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по программе ООН по контролю за наркотиками (далее — ЮНДКП).

Также Россия участвует в различных программах по осуществлению контроля за оборотами наркотических веществ в странах Центральной Азии.

В 1998 году между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.

В целях улучшения работы сотрудников, занимающихся задачей противодействия наркотической преступности, налажен обмен опытом с другими ведомствами из других государств, изучение статистической информации, методологической литературы, нормативно-правовых документов7.

По просьбе министров внутренних дел стран Содружества независимых государств МВД России оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в Домодедово. Нужно пояснить, что именно там планируется открытие Международного центра подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что позволит осуществлять обучение сотрудников правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона и в целом государств СНГ.

И, конечно, нужно уточнить, что Россия постоянно взаимодействует с ИНТЕРПОЛОМ. Он же, в свою очередь, извещает страны о новых способах транспортировки или сокрытия наркотиков, о появившихся новых видах наркотических средств. Все эти сведения публикуются ИНТЕРПОЛОМ в своих специализированных изданиях. Так как Конвенция 1988 года закрепила преимущество в сфере обеспечения безопасности от наркотического оборота за двусторонними договорами, то та-

7 См.: Федорюк С. Ю. Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2004. 197 с.

кие договоры активно заключаются. Кроме того, развиваются рабочие контакты.

Подписаны меморандумы о взаимопонимании с Агентством по контролю за наркотиками при Президенте Республики Таджикистан и Агентством Кыргызской Республики по контролю наркотиков.

Меморандумы о сотрудничестве в вопросах контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами подписаны также с компетентными органами Ирана и Вьетнама. Налаживаются рабочие контакты также с компетентными ведомствами Аргентины, Китая и других государств.

На протяжении последних лет сотрудники правоохранительных органов отмечают неуклонный рост преступного «профессионализма» и организованности участников незаконного оборота наркотиков бесконтактным путем.

Наркосбытчики хорошо осведомлены о методах работы правоохранительных органов, и, в частности, о тактике проведения такого организационно-розыскного мероприятия, как «проверочная закупка».

Стараясь обезопасить себя, они разрабатывают новые схемы наркосбыта через сеть интернет, которые существенно затрудняют работу сотрудников правоохранительных органов по выявлению, фиксированию и доказыванию факта продажи. Для противодействия данным схемам сбыта, которым очень активно занимаются транснациональные преступные группы, также необходимо тесное взаимодействие компетентных служб разных стран.

Обобщая сказанное, необходимо констатировать, что добиться успеха в деле борьбы с незаконным оборотом наркотиков, можно только объединив усилия правоохранительных органов различных стран при устранении коллизий правовых норм в их законодательстве, направленном на борьбу с незаконным наркотическим оборотом и распространением наркотиков, в том числе и бесконтактным путем. Следовательно, на современном этапе развития человечества назрела острая необходимость дальнейшего принятия международных правовых актов, устанавливающих единые для стран аспекты достижения правовой определенности в вопросах эффективного противодействия наркотической угрозе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гунарис Р. Г. Незаконный оборот наркотических средств: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2002. 188 с.

2. Иванов С. А. Предупреждение международной наркотической преступной деятельности на примере противодействия бесконтактным способам сбыта наркотиков в Российской Федерации // Обеспечение безопасности в международном и национальном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции. 4 апреля 2017 г. / Под ред.к.ю. н., к.и.н. Пирожковой И. Г., к.ю.н. И. С. Искевич. Тамбов: ТГТУ, 2017. С. 137-141.

3. Торговченков В. И., Иванов С. А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта наркотических веществ в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 84-88.

4. Федорюк С. Ю. Проблемы уголовно-правовой регламентации ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ставрополь, 2004. 197 с.

REFERENCES

1. Gunaris R. G. Nezakonnyj oborot narkoticheskih sredstv: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty: Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 [Illicit drug trafficking: criminal law and criminological aspects: Dis. ... Cand. the faculty of law. Sciences: 12.00.08]. Stavropol, 2002. 188 p. (In Russ.).

2. Ivanov S. A. Preduprezhdenie mezhdunarodnoj narkoticheskoj prestupnoj deyatel'nosti na primere protivodejstviya beskontaktnym sposobam sbyta narkotikov v Rossijskoj Federacii [Prevention of international drug criminal activity on the example of counteraction to contactless methods of drug sales in the Russian Federation]. Obespechenie bezopasnosti v mezhdunarodnom i nacional'nom prostranstve: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 4 aprelya 2017 g. / Pod red. k. yu. n., k.i.n. Pirozhkovoj I. G., k. yu. n. I. S. Iskevich [Ensuring security in the international and national space: Materials of the international scientific and practical conference. April 4, 2017 / Ed.by Pirozhkova I. G., Iskevich I. S.]. Tambov: TGTU, 2017. Pp. 137-141. (In Russ.).

3. Torgovchenkov V. I., Ivanov S. A. Osobennosti preduprezhdeniya beskontaktnyh sposobov sbyta narkoticheskih veshchestv v Rossijskoj Federacii [Features of prevention of contactless ways of selling narcotic substances in the Russian Federation]. Zakony Rossii: opyt, analiz,praktika [Laws of Russia: experience, analysis, practice]. 2016. No. 12. Pp. 84-88. (In Russ.).

4. Fedoryuk S. Yu. Problemy ugolovno-pravovoj reglamentacii otvetstvennosti za nezakonnyj oborot narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih analogov. Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.08 [Problems of criminal law regulation of responsibility for illegal turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their analogues. Dis. ... Cand. the faculty of law. Sciences: 12.00.08]. Stavropol, 2004. 197 р. (In Russ.).

Для цитирования:

Иванов С. А. Принятие международных правовых актов как средство достижения правовой определенности: на примере противодействия незаконному обороту наркотиков // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 161-165.

For citation:

Ivanov S. A. Prinyatie mezhdunarodnyh pravovyh aktov kak sredstvo dostizheniya pravovoj opredelennosti: na primere protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkotikov [Adoption of international legal acts as a means of achieving legal certainty: on the example of countering illegal drug trafficking]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 161-165. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.