Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ ООН'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ ООН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ООН / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Михайлов Алексей Евгеньевич, Рябчиков Вадим Вячеславович

В рамках статьи авторский коллектив рассматривает вопросы правового регулирования предупреждения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в соответствии с правовыми актами, принятыми под эгидой ООН. Как отмечают авторы, комплексный и последовательный подход ООН к противодействию незаконному обороту наркотиков формирует основу для развития в данной сфере национального законодательства. Проведенное исследование позволяет сопоставить международные правовые стандарты с правовыми основами российской государственной антинаркотической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Михайлов Алексей Евгеньевич, Рябчиков Вадим Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR THE PREVENTION OF DRUG TRAFFICKING: THE CASE OF THE UNITED NATIONS

Within the framework of the article, the authors ' team considers the issues of legal regulation of crime prevention in the field of drug trafficking in accordance with legal acts adopted under the auspices of the United Nations. The UN's comprehensive and consistent approach to countering illicit drug trafficking forms the basis for the development of national legislation in this area. The study allows us to compare international legal standards with the legal foundations of the Russian state anti-drug policy.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОФИЛАКТИКИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ ООН»

УДК 343.9

DOI 10.236727x5362-1381-8195^

Ашин Андрей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации urgantfk@mail.ru

Михайлов Алексей Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления, Владимирский филиал РАНХиГС, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний urgantfk@mail.ru

Рябчиков Вадим Вячеславович

кандидат юридических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин факультета права и управления, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний urgantfk@mail.ru

Международно-правовой

механизм профилактики незаконного оборота наркотиков: на примере оон

Andrey A. Ashin

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of State and Municipal Administration, Vladimir branch Russian Academy of Folk Economy and Public Service President of the Russian Federation Administration urgantfk@mail.ru

Alexey E. Mikhailov

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor

of Legal Support State

and Municipal Administration,

Vladimir branch of RANEPA,

Associate Professor of the Department

of Public Law Disciplines

Faculty of Law and Management,

Vladimir Law Institute

Federal Service

of Enforcement of Sentences

urgantfk@mail.ru

Vadim V. Ryabchikov

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor of the Department

of Public Law Disciplines

of the Faculty of Law and Management,

Vladimir Law Institute

Federal Service

of Execution of Punishments

urgantfk@mail.ru

International legal

mechanism for the prevention

of drug trafficking:

the case of the united nations

Аннотация. В рамках статьи авторский коллектив рассматривает вопросы правового регулирования предупреждения преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в соответствии с правовыми актами, принятыми под эгидой ООН. Как отмечают авторы, комплексный и последовательный подход ООН к противодействию незаконному обороту наркотиков формирует основу для развития в данной сфере национального законодательства. Проведенное исследование позволяет сопоставить международные правовые стандарты с правовыми основами российской государственной антинаркотической политики.

Annotation. Within the framework of the article, the authors ' team considers the issues of legal regulation of crime prevention in the field of drug trafficking in accordance with legal acts adopted under the auspices of the United Nations. The UN's comprehensive and consistent approach to countering illicit drug trafficking forms the basis for the development of national legislation in this area. The study allows us to compare international legal standards with the legal foundations of the Russian state anti-drug policy.

Ключевые слова: международное право, ООН, незаконный оборот наркотиков, профилактика наркопреступности.

Keywords: international law, UN, drug trafficking, drug crime prevention.

Глобализация международных отношений, повышение социальной и географической мобильности населения, развитие и укрепление транснациональных преступных связей, а также проблемы с обеспечением безопасности в ряде регионов мира, способствуют развитию незаконного оборота наркотиков. Распространение преступности в сфере незаконного оборота наркотиков в России представляет серьезную проблему для национальной безопасности [1].

Вместе с тем, незаконное распространение наркотиков давно перешагнувшего через интересы национальных юрисдикций. Эта проблема подчеркивается на самом высоком международном уровне. В международных документах ООН, посвященных вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, отмечается, что незаконный оборот наркотиков представляет серьезную угрозу для здоровья и благополучия населения и негативно сказывается на социально-экономических отношениях.

Одним из основополагающих международных договоров, формирующих в настоящее время правовые основы профилактики преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, является Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 1961 г.). СССР являлся подписантом данной Конвенции. В силу для СССР она вступила в 1964 году и в настоящее время распространяет свое действие в соответствии с право-приемством договоров и на Российскую Федерацию.

В ст. 2 Конвенции 1961 г. устанавливается правовой режим веществ, подлежащих контролю. При этом в приложениях к данной Конвенции содержатся пронумерованные перечни наркотических средств или препаратов, объединенные в Список I, Список II, Список III и Список IV. Наркотики, включенные в Список I, подлежат всем мерам контроля, предусмотренным данной Конвенцией. Наркотики из Списка IV имеют схожий правовой режим, однако, в рамках национальных юрисдик-ций допускается возможность каждой Стороной определять характер специальных мер контроля, в том числе, возможность установления определенного количества наркотиков, допущенных в оборот для медицинских, научных и исследовательских целей (п. «б» ч. 5 ст. 2). В данный перечень входит, например, каннабис. Список II содержит перечень наркотиков, а Список III - препаратов, которые подлежат мерам контроля, предусмотренным для списка I, но с некоторыми исключениями.

В положениях Конвенции определяются механизмы сбора информации о допустимых потребностях в наркотиках для научных и медицинских целей и меры контроля за соблюдением в национальных юрисдикциях допустимых объемов производства, хранения и потребления наркотиков, а

также, культивирования наркотико-содержащих растений (ст. 19-22). Данные меры позволяют ограничить доступ на теневой рынок наркотиков, снизить уровень их немедицинского потребления.

Отдельно следует остановиться на ст. 35 Единой Конвенции о наркотических средствах, где прописаны меры, применяемые для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В первую очередь, следует отметить, что в рамках данной Конвенции не проводится разница между профилактикой правонарушений и борьбой с ними. Термин «борьба» используется как родовой, охватывающий, как профилактические, так и репрессивные мероприятия. В целом, в указанной норме предусмотрены следующие средства профилактики незаконного оборота наркотиков:

- координация превентивных и репрессивных мероприятий;

-оказание межгосударственной помощи в противодействии незаконному обороту наркотиков; обеспечение тесного и быстрого сотрудничества в данной сфере;

- предоставление информации, установленной Конвенцией.

Важнейшие профилактические меры заложены в положениях ст. 38 и 38 бис. указанной Конвенции, где рекомендуется противодействовать немедицинскому употреблению наркотиков посредством медицинских и воспитательных мер, а также, мер по социальной адаптации и ресоциализации, в том числе, через специализированные центры, а также, при оказании содействию в подготовке кадров, вовлеченных в эту деятельность.

Изменения, происшедшие общественной жизни в середине 60-х годов XX века, привели к принятию нового международного договора - Конвенции о психотропных веществах (Вена, 1971 г.), которая дополняла положения Конвенции 1961 года. СССР не являлся подписантом конвенции, однако, в 1976 году ратифицировал ее, и в 1979 году она вступила в силу, а в настоящее время распространяет своё действие и на Российскую Федерацию.

Конвенция 1971 г. во многом схожа с Конвенцией 1961 г. Предмет ее правового регулирования охватывает вопросы контроля над психотропными веществами, перечни которых также распределены по Спискам - Списку I, Списку II, Списку III и Списку IV. При этом наибольшему контролю подвергаются психотропные вещества из Списка I, использование которых для медицинских и научных целей ограничивается. Психотропные вещества из других списков подлежат более либеральным формам контроля. Требования, предъявляемые к обороту этих веществ, охватывают наличие лицензий на изготовление, а

в случае с веществами из Списка II и III - еще и рецептов при их приобретении. В ст. 4, допускается возможность хранить путешествующим лицам «небольшое количество» веществ из Списков II, III и IV для личного потребления, а также, использовать их в производственных целях для изготовление непсихотропных веществ.

В ст. 7 Конвенции 1971 года содержится перечень профилактических средств, рекомендованных для профилактики незаконного оборота психотропных веществ, включенных в Список I, лицензирование, включающие:

- запрет на использование за исключением научным и медицинских целей;

- лицензирование деятельности по производству и распределению психотропных веществ и надзор за этой деятельностью;

- введение правил ограничение продажи психотропным веществ объемами, соответствующими целям приобретения;

- ведение подробной регистрации движения психотропных веществ, используемых для научных и медицинских целей;

- запрещение и ограничение экспорта и импорта психотропных веществ.

Большое значение в противодействии незаконного оборота наркотиков играет и Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г.). СССР ратифицировал данную Конвенцию в 1990 г., в 1991 г. она вступила в силу и в настоящее время формирует правовые основы для государственной политики по противодействию незаконному обороту наркотиков в России.

Причины принятия Конвенции 1988 г. связаны со стремлением международного сообщества усилить противодействие теневому производству наркотиков, международному наркотрафику, развитию транснациональной наркопреступности и отмыванию денег, полученных в результате незаконного оборота наркотиков [2, с. 62]. Особенностью данной Конвенции является ее яркий репрессивный характер, выраженный в формировании перечня действий, которые должны быть криминализированы. Данные действия, в целом, формируют понятие «незаконный оборот наркотиков» (в контексте пределов противоправного поведения), но кроме непосредственного оборота, предполагающего производство, движение и потребление наркотиков, охватывают и сопутствующие деяния, например, легализацию денежных средств.

В ст. 4-9 Конвенции 1988 г. предусматриваются механизмы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, выраженные в рекомендациях по конфискации наркотиков и имущества, применяемого для его изготовления, взаимодействия специализированных органов в рамках уголовного судопроизводства, а также розыскной деятельности. Профилактическое значение данных норм связано с реализацией общей превенции.

В 1998-1999 гг. Россия на платформе ООН подписала ряд Протоколов и Соглашений, в рамках которых взяла на себя обязательство придерживаться положений рассмотренных Конвенций, а также, привести свое законодательство в соответствии с международными стандартами в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Последним документом, принятым в рамках формирования международной повестки в части противодействия незаконному обороту наркотиков, явилась Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 8-30/1 от 19.04.20016 г., в которой мировое сообщество подтвердило свою решимость противодействовать незаконному обороту наркотиков. Учитывая, что данный документ относится к так называемому «праву мягкой силы», он представляет интерес с точки зрения определения передовых технологий противодействия незаконному обороту наркотиков, к которым отнесены:

- меры профилактики немедицинского потребления наркотиков и развития социально-опасных болезней (вирусного гепатитов, СПИД и т.п.);

- меры лечения наркомании и сопутствующих социально-опасных болезней;

- меры по контролю за производством и распределением наркотиков;

- меры по борьбе с наркопреступностью;

- профилактические меры общесоциального характера (развитие медицины, недискриминационную социальную политику;

- развитие образования и т.п.).

Таким образом, международно-правовые стандарты ООН в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков создают комплексную основу для профилактики наркопреступности, предполагая ее реализацию совместно с иными способами воздействия на преступность - и в рамках борьбы с ней, и в рамках минимизации и ликвидации последствий наркопреступности.

Литература:

1. Михайлов А.Е. Преступность в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: состояние и тенденции / А.Е. Михайлов, С.А. Семенов, И.А. Тарака-

Literature:

1. Mikhailov A.E. Criminality in the sphereofil legal turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors: state and trends / A.E. Mikhailov, S.A. Semenov, I.A. Tarakanov // Humanities,

нов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 10. С. 154-157.

2. Михайлова Ю.В. Международные подходы к борьбе с распространением наркотических средств и психотропных веществ / Ю.В. Михайлова, А.Ю. Абрамов // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2013. Т. 8. № 3. С. 61-65.

socio-economic and social sciences. 2020. № 10. P. 154-157.

2. Mikhailova Yu.V. International approaches to the fight against the spread of narcotic drugs and psychotropic substances / Yu.V. Mikhailova, A.Yu. Abra-mov // Medical Bulletin of the North Caucasus. 2013. Vol. 8. № 3. P. 61-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.