Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СНГ'

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СНГ / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Михайлов Алексей Евгеньевич, Семенов Сергей Александрович

Статья посвящена рассмотрению международно-правовых основ, сформированных странами участниками СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Авторский коллектив рассматривает международно-правовую систему противодействия незаконному обороту наркотиков в разрезе правового института противодействия правонарушениям в России, сформированному тремя основными направлениями: профилактикой правонарушений, борьбой с ними и минимизацией и ликвидацией последствий правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ашин Андрей Александрович, Михайлов Алексей Евгеньевич, Семенов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL LEGAL MECHANISM FOR COUNTERING ILLICIT DRUG TRAFFICKING: ON THE EXAMPLE OF THE MODEL LEGISLATION OF THE CIS

The article is devoted to the consideration of the international legal framework formed by the CIS member countries in the field of countering illicit drug trafficking. The author's team considers the international legal system of countering drug trafficking in the context of the legal institution of countering offenses in Russia, formed by three main directions: prevention of offenses, combating them and minimizing and eliminating the consequences of offenses.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СНГ»

УДК 341.4

DOI 10.23672/31366-4523-8600^

Ашин Андрей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации urgantfk@mail.ru

Михайлов Алексей Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации urgantfk@mail.ru

Семенов Сергей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний kurlak09@rambler.ru

Andrey A. Ashin

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department

of State and municipal administration,

Vladimir branch of the Russian Federation

Academy of National Economy

and Public Service

President of the Russian Federation

Administration urgantfk@mail.ru

Alexey E. Mikhailov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Legal Support of State and Municipal Administration, Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration urgantfk@mail.ru

Sergey A. Semenov

Candidate of Legal Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of the Department

of Public Law Disciplines,

Vladimir Law Institute

Federal Penitentiary Service

kurlak09@rambler.ru

Международно-правовой

механизм противодействия незаконному обороту наркотиков: на примере модельного законодательства снг

The international legal

mechanism for countering illicit drug trafficking: on the example of the model legislation of the cis

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению международно-правовых основ, сформированных странами участниками СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. Авторский коллектив рассматривает международно-правовую систему противодействия незаконному обороту наркотиков в разрезе правового института противодействия правонарушениям в России, сформированному тремя основными направлениями: профилактикой правонарушений, борьбой с ними и минимизацией и ликвидацией последствий правонарушений.

Ключевые слова: международное право, СНГ, незаконный оборот наркотиков, профилактика наркопреступности.

Annotation. ^e article is devoted to the consideration of the international legal framework formed by the CIS member countries in the field of countering illicit drug trafficking. The author's team considers the international legal system of countering drug trafficking in the context of the legal institution of countering offenses in Russia, formed by three main directions: prevention of offenses, combating them and minimizing and eliminating the consequences of offenses.

Keywords: international law, CIS, drug trafficking, drug crime prevention.

В Российской Федерации государственная антинаркотическая политика (наряду с политикой по противодействию коррупции, экстремизму и терроризму) носит относительно обособленный характер, поскольку требует особой интенсификации усилий субъектов противодействия незаконному обороту наркотиков [6]. Закономерно и значительное развитие правового регулирования данной сферы.

Вместе с тем, в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков не просматривается существование правового института противодействия правонарушениям с относительно самостоятельными направлениями противодействия, охватывающие профилактику незаконного оборота наркотиков, борьбу с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков, а также, минимизацию и ликвидации последствий таких правонарушений [3]. На фоне этого негативны общие криминологические показатели незаконного оборота наркотиков в России.

Предпринимаемые меры, хотя и приносят определенные положительные результаты, в целом, не способны кардинально переломить ситуацию [2]. Не случайно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683) деятельность преступных организаций и группировок в сфере незаконного оборота наркотиков оценивается как одна из основных угроз государственной и общественной безопасности. При этом подчеркивается роль в наркоторговле транснациональной организованной преступности.

Действительно, глобализация международных отношений, повышение социальной и географической мобильности населения, развитие и укрепление транснациональных преступных связей, а также, проблемы с обеспечением безопасности в ряде регионов мира способствуют развитию незаконного оборота наркотиков, давно перешагнувшего через интересы национальных юрис-дикций. И эта проблема подчеркивается на самом высоком международном уровне. В международных документах, посвященных вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, отмечается, что незаконный он представляет серьезную угрозу для здоровья и благополучия населения и негативно сказывается на социально-экономических отношениях.

Важное влияние на формирование российского криминологического законодательства оказали и международные договоры, принятые в рамках тех региональных организаций, участниками которых является Российская Федерация. В рамках настоящего исследования интерес представляют договоры, принятые в рамках деятельности СНГ и, в первую очередь, Модельный закон стран-участников СНГ «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» 2006 г. [4], который устанавливает правовые и организационные основы государственной политики в сфере законного оборота наркотиков и организации противодействия их незаконному обороту, рекомендуемые для реализации в пределах национальных юрисдикций [5].

В ст. 6 Модельного закона устанавливаются принципы государственной антинаркотической политики, среди которых следует выделить принцип приоритетности мер по профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Во исполнении данного принципа в ст. 9, устанавливающей статус специально уполномоченного органа в области противодействия незаконному обороту наркотиков, указывается, что в полномочия данного органа входит выявление условий, способствующих незаконному обороту наркотиков, и принятие мер по их устранению.

Примечательной является также рекомендация создания национальных перечней наркотиков, их аналогов и прекурсоров, причем, в Список I предлагается включить наркотики, гражданский оборот которых на территории государства запрещен (ст. 3), что свидетельствует о более строгом по сравнению с ООН подходе СНГ к оценке общественной опасности наркотиков [1].

В целом, положения Модельного закона во многом повторяют нормы, содержащихся в антинаркотических Конвенциях ООН, адаптируя их к имплементации в национальное законодательство стран-участников СНГ. В частности, в Модельном законе определяются:

- полномочия специализированных органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков (Раздел II);

- устанавливается обязательность лицензирования деятельности по обороту наркотиков и их прекурсоров (Раздел III);

- определяется режим осуществления оборота наркотиков, в том числе, их производства, перевозки, отпуска, хранения, уничтожения и культивирования наркотико-содержащих растений (Раздел IV);

- определяется режим использования наркотиков в различных целях, в том числе, в медицинских, в научных и учебных целях, в ветеринарии, в криминалистической и оперативно розыскной деятельности и т.п. (Раздел V).

Данные меры имеют профилактическое значение, устанавливая порядок контроля за оборотом наркотиков.

В Разделе VI предусматриваются общие меры по противодействию незаконного оборота наркотиков, среди которых также преобладают меры, имеющие ярко выраженное профилактическое значение, определяющие:

- особенности взаимодействия различных органов по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков (ст. 45);

- запрет пропаганды и рекламы наркотиков (ст. 49);

- порядок оборота наркотиков и т.д.

Важную значение в системе противодействия незаконному обороту наркотиков в рассматривае-

мом Модельном законе имеют меры борьбы с правонарушениями (хотя данное направление противодействия специально не выделяется в). Так, Раздел VII Модельного закона описывает уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотиков, которые фактически представляют из себя компоненты борьбы, выраженные в предложениях по криминализации деяний (в том числе, легализацию доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотиков (ст. 59).

Аналогичный подход использован в Разделе VIII, предусматривающем административно-правовые меры противодействия незаконному обороту наркотиков. Однако помимо этого, в данном Разделе предусмотрены и меры административно-правового принуждения (досмотр автомобиля, административное задержание), способствующие реализации таких компонентов борьбы с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков, как выявление, пресечение, предотвращение правонарушений.

Обращает на себе внимание и Раздел IX Модельного закона, посвященный оперативно-разыскным мерам противодействия незаконному обороту наркотиков, описывающий ряд мер, связанных непосредственно с выявлением, предотвращением и раскрытием правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Большое внимание в системе противодействия незаконному обороту наркотиков, сформированной в рассматриваемом Модельном законе, уделено такому направлению, как минимизация и ликвидация последствий незаконного оборота наркотиков. Причем, данное направление также не определяется как самостоятельное и представлено составной частью профилактики или борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В частности, в Разделе VIII, посвященном административно-правовым мерам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, ряд норм посвящен лечению (как добровольному, так и принудительному) лиц, страдающих от наркомании. Не отрицая, что данные меры имеют административную отраслевую принадлежность, отметим, что по своему характеру они относятся не к выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию (борьбе) правонарушений, а именно, к

Литература:

1. Ашин А.А. Международно-правовой механизм профилактики незаконного оборота наркотиков: на примере ООН / А.А. Ашин, А.Е. Михайлов,

B.В. Рябчиков // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 2.

C. 85-88.

2. Криминология (Особенная часть): учебник для бакалавриата и специалитета / Под общ. ред. А.Е. Михайлова, А.В. Кудрявцева. Владимир : Владимирский филиал РАНХиГС, 2021. 237 с.

3. Михайлов А.Е. Проблемные вопросы правового регулирования термина «противодействие незаконному обороту наркотиков» / А.Е.

минимизации и ликвидации последствий незаконного оборота наркотиков.

При этом основной потенциал минимизации и ликвидации последствий незаконного оборота наркотиков раскрывается в Разделе Х рассматриваемого Модельного закона, где устанавливаются требования к медико-социальной помощи больным наркоманией. Однако также как и в российском антинаркотическом законодательстве, минимизация и ликвидация последствий незаконного оборота наркотиков отождествляется с профилактикой. Не отрицая тесную связь, существующую между этими двумя направлениями противодействия правонарушениям, отметим принципиальную разницу в их объектах. В случае профилактики объектом являются факторы, способствующие развитию незаконного оборота наркотиков, в то время как для минимизации и ликвидации объектом являются последствия такого оборота - в частности - связанные с ними наркологические и другие социально-значимые заболевания.

Подводя итог изложенному отметим, что международно-правовой механизм противодействия незаконному обороту наркотиков в рамках модельного законодательства СНГ позволяет выделить три направления:

- профилактику незаконного оборота наркотиков;

- борьбу с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков;

- минимизацию и ликвидацию последствий данных правонарушений. Однако данная система четко не позиционируется. Формируемый в Российской Федерации организационно-правовой институт противодействия правонарушениям, опирающийся на данную систему, не находит своего отражения в отечественном законодательстве, посвященном противодействию незаконному обороту наркотиков. Это может быть связано с традиционным подходом к исследуемой проблематике в рамках правотворчества СНГ. Вместе с тем, фактическое наличие данной системы определяет перспективное направление совершенствования законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков в России.

Literature:

1. Ashin A.A. The international legal mechanism of drug trafficking prevention: on the example of the UN / A.A. Ashin, A.E. Mikhailov, V.V. Ryabchikov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2021. № 2. P. 85-88.

2. Criminology (Special part): textbook for bachelor's degree and specialty / under the general editorship of A.E. Mikhailov, A.V. Kudryavtsev. Vladimir : Vladimir branch of RANEPA, 2021. 237 p.

3. Mikhailov A.E. Problematic issues of legal regulation of the term «countering illicit drug trafficking» / A.E. Mikhailov // in the SB. In the collection: Actual

Михайлов Редк.: О.Н. Дядькин (пред.) [и др.]. // В сборнике: Актуальные проблемы публичного права. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2020. С. 355-360.

4. О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах: Модельный закон, принят на двадцать седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (Постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 г.). Законодательство стран СНГ. ШЬ : ИНр8://Ьа8е.8рт1огт.ги/8Иош_с1осЛшх?гдп=63033 (дата обращения 12.06.2021).

5. Пинтус СА. Правовая основа деятельности правоохранительных органов Содружества Независимых государств по противодействию незаконному обороту наркотиков / С.А. Пинтус, Т.В. Шитова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 62-71.

6. Звонов А.В. Российское криминологическое право. Общая и Особенная части : учебник / А.В. Звонов [и др.]; Под ред. В.Н. Орлова. СПб. : Университет ФСИН России. М. : Криминологическая библиотека, 2021. 280 с.

problems of public law. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial board: O.N. Dyadkin (pred.) [et al.]. Vladimir, 2020. P. 355-360.

4. On narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors: A model Law adopted at the twenty-seventh plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States (Resolution № 27-6 of November 16, 2006). Legislation of the CIS countries. URL : https://base.spinform.ru/ show_ doc.fwx?rgn=63033 (date of application 12.06.2021).

5. Pintus S.A. The legal basis for the activities of law enforcement agencies of the Commonwealth of Independent States to counter drug trafficking / S.A. Pintus, T.V. Shitova // Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015 № 3. P. 62-71.

6. ZvonovA.V. Russian criminological law. General and Special parts : textbook / A.V. Zvonov [et al.]; Ed. by V.N. Orlov. SPb. : University of the Federal Penitentiary Service of Russia. M. : Criminological Library, 2021. 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.