Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
376
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / DRUG TRAFFICKING / CRIME PREVENTION / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов Алексей Евгеньевич, Рябчиков Вадим Вячеславович, Семенов Сергей Александрович

Реализация государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации демонстрирует очевидные успехи. В статье рассматриваются проблемные вопросы правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, связанные с отсутствием комплексности антинаркотической политики. Авторы поднимают вопрос о гармонизации существующего законодательства и формировании единства подходов к направлениям противодействия правонарушениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов Алексей Евгеньевич, Рябчиков Вадим Вячеславович, Семенов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF COUNTERING DRUG TRAFFICKING

The implementation of public policy in the area of countering drug trafficking in the Russian Federation demonstrates obvious successes. The article deals with problematic issues of legal support for countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, related to the lack of comprehensive anti-drug policy. The authors raise the issue of harmonization of existing legislation and formation of unity of approaches to the areas of counteraction to offenses.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ»

УДК 343

DOI 10.23672/1^0011-7105-7459^

Михайлов Алексей Евгеньевич

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры

публично-правовых дисциплин,

Владимирский юридический институт

Федеральной службы

исполнения наказаний,

доцент кафедры правового обеспечения

государственного

и муниципального управления,

Владимирский филиал

Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

urgantfk@mail.ru

Рябчиков Вадим Вячеславович

кандидат юридических наук, доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний urgantfk@mail.ru

Семенов Сергей Александрович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры публично-правовых дисциплин, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний kurlak09@rambler.ru

Alexey E. Mikhailov

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of Departments

Public Disciplines,

Vladimir Legal Institute

Federal Service

Executions of Punishments,

Associate Professor of Departments

of Legal Support State

and Municipal management,

Vladimir branch Russian Academy

of People's Masters and Public Service

under the President of the Russian Federation

urgantfk@mail.ru

Vadim V. Ryabchikov

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor of Departments

Public Disciplines,

Vladimir Legal Institute

Federal Service

Executions of Punishments

urgantfk@mail.ru

Sergei A. Semenov

Candidate of Law Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor of Departments

Public Disciplines,

Vladimir Legal Institute

Federal Service

Executions of Punishments

kurlak09@rambler.ru

Правовые аспекты противодействия

незаконному обороту наркотиков

Аннотация. Реализация государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации демонстрирует очевидные успехи. В статье рассматриваются проблемные вопросы правового обеспечения противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, связанные с отсутствием комплексности антинаркотической политики. Авторы поднимают вопрос о гармонизации существующего законодательства и формировании единства подходов к направлениям противодействия правонарушениям.

Legal aspects of countering drug trafficking

Annotation. The implementation of public policy in the area of countering drug trafficking in the Russian Federation demonstrates obvious successes. Тhe article deals with problematic issues of legal support for countering illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances, related to the lack of comprehensive anti-drug policy. The authors raise the issue of harmonization of existing legislation and formation of unity of approaches to the areas of counteraction to offenses.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, противодействие преступности, государственная политика.

Keywords: drug trafficking, crime prevention, state policy.

Реализация государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации демонстрирует очевидные успехи. Так, в 2019 году количество преступлений в данной сфере по сравнению с 2018 годом снизилась на 5 %, продолжив тренд на снижение, хотя динамика общей преступности, наоборот, продемонстрировала динамику роста на 1,6 % [1]. Вместе с тем, проблема противодействия наркотикам не теряет своей актуальности.

В целях преодоления данных негативных факторов в Российской Федерации разработана и реализуется государственная антинаркотическая политика. Одной из задач, сформулированных в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [2] (Далее - Стратегия), является совершенствование организационно-правовых основ антинаркотической политики.

При этом обращает на себя внимание отсутствие в Стратегии единообразного понятийно-категориального аппарата. Так, Стратегия использует термины «антинаркотическая политика», «антинаркотическая деятельность» и «противодействие незаконному обороту наркотиков».

Антинаркотическая деятельность определяется как деятельность по реализации антинаркотической политики, а политика, в свою очередь, определяется как деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией. Термин «противодействие незаконному обороту наркотиков» в Стратегии не определяется.

Чтобы определиться с содержанием данного термина необходимо уточнить место противодействия незаконному обороту наркотиков в системе противодействия правонарушениям в России. В связи с этим, следует отметить, что Стратегия Национальной безопасности РФ до 2020 г. проблематику незаконного оборота наркотиков ставит на один уровень с такими угрозами, как экстремизм, терроризм, незаконная миграция [3]. Не случайно, что, разработанная на основе данной Стратегии Концепция общественной безопасности в РФ, выделила противодействие незаконному обороту наркотиков в качестве одной из мер в рамках долгосрочного планирования политики по обеспечению общественной безопасности Российской Федерации. При этом ни в Стратегии национальной безопасности РФ, ни в Концепции общественной безопасности РФ определения термина «противодействие незаконному обороту наркотиков» нет.

Интерес представляет позиция М.В. Козюк, который, проанализировав законодательство,

посвященное противодействию коррупции, экстремизму и терроризму, совершенно правильно отметил их связь между собой и со Стратегией национальной безопасности РФ. Этот вывод позволил ему объединить данное законодательство в общую группу законодательства по противодействию угрозам национальной безопасности [4]. Закономерным видится включение в эту группу и законодательства, посвященного противодействию незаконному обороту наркотиков.

Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средств и психотропных веществах» (далее - ФЗ РФ № З-ФЗ), который устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также

- в области противодействия их незаконному обороту, не содержит легального определения термина «противодействие незаконному обороту наркотических средств», хотя активно оперирует данным термином и даже содержит Главу VI «Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». При этом определить содержание исследуемого термина в соответствии с ФЗ РФ № 3 ФЗ - не представляется возможным.

В законодательстве, посвященном противодействию экстремизму, терроризму и коррупции, противодействие рассматривается как деятельность, реализуемая по трем основным направлениями:

1) профилактики (предупреждение, в том числе, выявление и устранение причин и условий правонарушений);

2) борьбы (выявление, пресечение, предупреждение (в контексте предотвращение), раскрытие и расследование правонарушений);

3) минимизации и ликвидации последствий правонарушений.

Сопоставление данных направлений противодействия правонарушений позволяет нам прийти к выводу о том, что используемые в Стратегии понятия «антикоррупционная политика» и «противодействие незаконному обороту наркотических средств» являются синонимами. При этом содержанием противодействия незаконному обороту наркотиков в соответствии с данной Стратегией являются только:

- предупреждение, выявление и пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров;

- профилактика немедицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркоманией.

Такое понимание не гармонирует с указанными выше направлениями противодействия экстремизму, терроризму и коррупции. Фактически,

противодействие незаконному обороту наркотиков включает только два направления деятельности. Причем, оба из них представлены не полно.

Так, борьба с правонарушениями в сфере незаконного оборота наркотиков фактически сводится только к предупреждению, выявлению и пресечению фактов незаконного оборота наркотиков. При этом такие виды деятельности, как раскрытие и расследование указанных правонарушений, фактически составляющих основу борьбы с правонарушениями, остались за рамками специального правового регулирования.

Аналогично, и профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - в Стратегии предусматривается только одно из возможных направлений профилактики, реализуемых, в основном, медицинскими мерами, хотя причины и условия незаконного оборота наркотиков гораздо шире и требуют более широкого комплекса профилактических мер.

Что касается минимизации и ликвидации последствий незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, то данное направление противодействия вообще не упоминается ни в Стратегии, ни в Федеральном законе № З-ФЗ, ни в каком-либо другом нормативном правовом акте федерального значения.

Литература:

1. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2019 года: стат. Отчет. М. : ФКУ ГИАЦ МВД России, 2020. С. 37.

2. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. : утв. Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // СПС Гарант.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

4. КозюкМ.Н. Минимизация последствий коррупции как проблема законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 11. М., 2016. Ч. 1. С. 386-389.

При этом последствия от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ вполне очевидны и имеют как материальный характер (в виде снижения трудовой активности граждан, роста заболеваемости, развитие теневой экономики), так и нематериальный характер (в виде популяризации незаконного потребления наркотических средств и формирования соответствующих субкультур; виктимизации лиц, страдающих наркоманией; снижения социальной активности лиц, страдающих синдромом наркозависимости, снижение рождаемости).

На основании изложенного, нам представляется необходимым выработать единый государственный подход к формированию понятия «противодействие правонарушениям в Российской Федерации», основу которого в настоящий момент образует законодательство в сфере противодействия коррупции, экстремизму и терроризму. В рамках такой концепции необходимо сформировать единообразие систем противодействия различным угрозам национальной безопасности, в том числе и незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, включающего три направления деятельности: профилактику незаконного оборота наркотиков, борьбу с ними (в рамках выявления, предотвращения, пресечения, раскрытия и расследования правонарушений), а также минимизацию и ликвидацию последствий данных правонарушений.

Literature:

1. A criminality condition in Russia for January-December 2019: stat. report. M., 2020. P. 37.

2. Strategy of the state anti-drug policy of the Russian Federation until 2020: Decree of the President of the Russian Federation of June 9, 2010 № 690 // SPS Garant.

3. On the national security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Fed e ration of 31.12.2015 № 683 // SZ RF. 2016. № 1 (part II). Art. 212.

4. Kozyuk M.N. Minimization of consequences of corruption as a problem of legislation in the sphere of ensuring national security // Russia: trends and prospects of development. Yearbook. Is. 11. M., 2016. Part 1. P. 386-389.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.