Научная статья на тему 'Принудительные меры воспитательного характера в Республике Беларусь'

Принудительные меры воспитательного характера в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитанник / несовершеннолетние / осужденные / принудительные меры воспитательного характера / система / специальное учебно-воспитательное учреждение / уголовный закон / уголовно-исполнительный кодекс / pupil / minors / convicts / compulsory educational measures / system / special educational institution / criminal law / penal code

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Михайлович Смирнов, Андрей Леонидович Санташов, Елена Анатольевна Мухтарова

Статья посвящена исследованию системы принудительных мер воспитательного характера в уголовном и уголовноисполнительном законодательстве Республики Беларусь. Данные меры представляют собой комплекс уголовно-правовых мер принудительного государственного воспитательного воздействия, назначаемых в отношении несовершеннолетних осужденных. Авторами анализируются порядок и условия применения указанных мер уголовно-правового воздействия. Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлены схожестью правотворческой и правоприменительной практики Российской Федерации и Республики Беларусь, что позволяет данным странам более эффективно обмениваться опытом назначения и исполнения уголовных наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Михайлович Смирнов, Андрей Леонидович Санташов, Елена Анатольевна Мухтарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compulsory educational measures in the Republic of Belarus

The article is devoted to the study of the system of compulsory educational measures in the criminal and penal legislation of the Republic of Belarus. These measures represent a complex of criminal legal measures of compulsory state educational influence prescribed in relation to convicted minors. The authors analyze the procedure and conditions for applying these measures of criminal law. The relevance and scientific significance of this study is due to the similarity of law-making and law enforcement practices of the Russian Federation and the Republic of Belarus, which allows these countries to more effectively exchange experience in the appointment and execution of criminal penalties.

Текст научной работы на тему «Принудительные меры воспитательного характера в Республике Беларусь»

УДК 343.85

DOI: 10.51522/2307-0382-2024-264-5-46-51

АЛЕКСАНДР МИХАИЛОВИЧ СМИРНОВ

главный научный сотрудник группы подготовки научно-педагогических и научных кадров аппарата ученого секретаря, адъюнктуры, докторантуры ФКУ НИИ ФСИН России, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного юридического института, доктор юридических наук, доцент, полковник внутренней службы И samnauka@mail.ru, SPIN-код: 1481-6590, https://orcid.org/0000-0003-4779-4971

Москва

ALEXANDER M. SMIRNOV

Chief Researcher of the Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel Training Group of the Office of the Scientific Secretary, Adjunct, Doctoral Studies of the Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the International Law Institute, Doctor of Law, Associate Professor, Colonel of the Internal Service H samnauka@mail.ru, SPIN-™«: 1481-6590, https://orcid.org/0000-0003-4779-4971 Moskow

АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ САНТАШОВ

профессор кафедры уголовного права и криминологии Северо-Западного института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент И santashov@list.ru, SPIN-код: 4592-5931, https://orcid.org/0000-0003-1044-1697 Вологда

ANDREY L. SANTASHOV

Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, North-Western Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law, Associate Professor El santashov@list.ru, SPIN-Kog: 4592-5931, https://orcid.org/0000-0003-1044-1697 Vologda

ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА МУХТАРОВА

заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, полковник внутренней службы И mukhtarova-9@mail.ru, SPIN-код: 5918-6375, https://orcid.org/0000-0001-5391-7291

Вологда

ELENA A. MUKHTAROVA

Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines, Faculty of Law of the VILE of the FPS of Russia, Colonel of the Internal Service E mukhtarova-9@mail.ru, SPIN-Kog: 5918-6375, https://orcid.org/0000-0001-5391-7291

Vologda

Принудительные меры воспитательного характера

в Республике Беларусь

Compulsory educational measures in the Republic of Belarus

Аннотация. Статья посвящена исследованию системы принудительных мер воспитательного характера в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Беларусь. Данные меры представляют собой комплекс уголовно-правовых мер принудительного государственного воспитательного воздействия, назначаемых в отношении несовершеннолетних осужденных. Авторами анализируются порядок и условия применения указанных мер уголовно-правового воздействия. Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлены схожестью правотворческой и правоприменительной практики Российской Федерации и Республики Беларусь, что позволяет данным странам более эффективно обмениваться опытом назначения и исполнения уголовных наказаний.

Ключевые слова: воспитанник, несовершеннолетние, осужденные, принудительные меры воспитательного характера, система, специальное учебно-воспитательное учреждение, уголовный закон, уголовно-исполнительный кодекс

© Смирнов А. М., Санташов А. Л., Мухтарова Е. А., 2024

Abstract. The article is devoted to the study of the system of compulsory educational measures in the criminal and penal legislation of the Republic of Belarus. These measures represent a complex of criminal legal measures of compulsory state educational influence prescribed in relation to convicted minors. The authors analyze the procedure and conditions for applying these measures of criminal law. The relevance and scientific significance of this study is due to the similarity of law-making and law enforcement practices of the Russian Federation and the Republic of Belarus, which allows these countries to more effectively exchange experience in the appointment and execution of criminal penalties.

Key words: pupil, minors, convicts, compulsory educational measures, system, special educational institution, criminal law, penal code

Для цитирования

Смирнов А. М., Санташов А. Л., Мухтарова Е. А. Принудительные меры воспитательного характера в Республике Беларусь // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2024. № 5. С. 46-51. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2024-264-5-46-51.

5.1.4 Уголовно-правовые науки (юридические науки)

For citation

Smirnov A. M., Santashov A. L., Mukhtarova E. A. Compulsory educational measures in the Republic of Belarus // Vedomosti of the Penal System. 2024. № 5. P. 46-51. https://www.doi.org/10.51522/ 2307-0382-2024-264-5-46-51.

5.1.4 Criminal law sciences (legal sciences)

Уголовная политика каждого государства, по мнению Н. А. Симагиной и Р. Е. Цапанова, направлена на то, чтобы сократить или ликвидировать количество совершаемых на его территории преступных деяний [1]. Преступность всегда меняется. Она зависит от изменений в развитии государства и общества. Не является исключением и преступность несовершеннолетих.

Как показывает анализ результатов правоприменительной практики российских правоохранительных органов, все большую распространенность среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приобретают общественно опасные деяния, реализуемые на почве ненависти или вражды националистического характера, неприязненного отношения к лицам, относящимся к отдельным социальным группам, экстремистские преступления [2]. Помимо этого, в уголовной статистике отмечается увеличение доли тяжких правонарушений, совершаемых лицами, не достигшими совершеннолетия. Определенную обеспокоенность вызывает рецидив таких преступлений. Среди несовершеннолетних, совершающих преступления и ведущих антисоциальный образ жизни, широкое распространение в настоящее время получили различного характера социальные патологии. Все это указывает на наличие серьезных отклонений от признанных и распространенных в обществе норм и правил социального поведения, которые причиняют значительный вред.

Факторами, оказывающими влияние на динамику преступности несовершеннолетних в нашей стране, до сих пор являются недостатки и упущения в социально-демографической сфере, а также в работе по противодействию антисоциальному поведению подростков. Все так же продолжаются случаи проявления пьянства, наркомании и жестокости среди несовершеннолетних.

Несмотря на это, согласно анализу статистических данных Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, ежегодно сокращается количество несовершеннолетних, осужденных к реальным наказаниям, в том числе к лишению свободы [3]. Это, скорее всего, связано с главными трендами развития национальной уголовной политики, направленными на общее сокращение числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы, а не с реальными характеристиками преступности в стране.

Проблема юридической ответственности и наказания несовершеннолетних имеет социально-политическое и правовое значение для любого цивилизованного государства. Она демонстрирует недостатки в воспитании молодого поколения, распространение негативных проявлений в подростковой среде. Именно поэтому все, что связано с преступлениями несовершеннолетних и привлечением их к уголовной ответственности, всегда будет актуально независимо от того, какова будет динамика их криминальной активности. Это утверждение неоспоримо в кругу

специалистов, занимающихся проблемами преступности несовершеннолетних, не нуждается в какой либо дополнительной аргументации. Однако, по мнению А. М. Смирнова, помимо этого есть ряд обстоятельств, связанных с эффективностью реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, в частности дифференциации и индивидуализации данной ответственности, на которые необходимо обратить внимание [4].

В первую очередь следует указать на актуальность для практики противодействия преступности несовершеннолетних института дифференциации и индивидуализации ответственности, который представляет собой совокупность теории, методов и практик, посредством которых создается некий барьер между актами справедливого правосудия и государственной карой за совершенное преступное деяние. Этот барьер, как считают А. Л. Санташов и Н. Ю. Скрипченко, приобретает важность при реализации уголовной ответственности лиц, не достигших несовершеннолетия, поскольку подростковая психология так или иначе представляет собой очень тонкий и болезненно чувствительный механизм восприятия строгих мер государственного принуждения [5].

В сложившемся механизме правового регулирования юридической ответственности несовершеннолетних институту дифференциации и индивидуализации наказания принадлежит роль обеспечения результативности назначенных им мер государственного принуждения. Несмотря на такую важность, этот механизм, по мнению А. Л. Санташова, не отвечает требованиям своей эффективности. Именно поэтому существует потребность говорить об актуальной необходимости принятия мер по его совершенствованию с учетом качественного улучшения нормативной регламентации всех без исключения мер государственного реагирования на преступления, применяемых к несовершеннолетним [6].

По справедливому мнению таких исследователей, как А. В. Дергачев, А. М. Смирнов и С. Л. Бабаян, в рамках совершенствования национального законодательства в данном направлении всегда было значимо изучение зарубежного опыта, в первую очередь опыта законодательной и правоприменительной деятельности государств со схожими правовыми сис-

темами. Здесь интересным представляется изучение опыта уголовного правотворчества Республики Беларусь в части, касающейся реализации принудительных мер воспитательного характера, поскольку данное государство наиболее близко к Российской Федерации по правотворческой практике [7].

Согласно статье 117 Уголовного кодекса Республики Беларусь, суд имеет право вынести обвинительный приговор и применить для несовершеннолетнего вместо наказания принудительные меры воспитательного характера:

- если ему инкриминируется преступление, не представляющее большой общественной опасности;

- он впервые привлекается к мерам уголовно-правового воздействия за совершение преступления небольшой или средней тяжести;

- достижение цели исправления несовершеннолетнего возможно без реального наказания [8].

Законодательством Республики Беларусь для применения допустимы следующие принудительные меры воспитательного характера:

1) предостережение, заключающееся в профилактической беседе, направленной на разъяснение несовершеннолетнему вероятных негативных последствий повторного совершения им преступного деяния;

2) возложение на несовершеннолетнего обязанности принести извинение потерпевшему в любой подходящей для жертвы форме, в том числе публично;

3) возложение на несовершеннолетнего, достигшего 15 лет, обязанности возместить имеющимися у него средствами или устранить лично своим трудом причиненный вред или ущерб в том случае, если несовершеннолетний трудится и имеет самостоятельный заработок;

4) ограничение проводимого несовершеннолетним досуга на время от 1 до 6 месяцев. Данное ограничение заключается в установлении обязанности соблюдения установленного порядка использования свободного от учебы и работы времени и включает в себя:

- запрет посещения определенных судом мест, использования некоторых форм досуга (особенно это касается управления механическим транспортным средством);

- запрет пребывать в определенное время суток вне места проживания;

- необходимость периодически регистрироваться в органе, обеспечивающем контроль за поведением и проведением досуга несовершеннолетнего;

5) помещение на срок до 2 лет в специальное учебно-воспитательное или специальное лечебно-воспитательное учреждение. При этом для несовершеннолетнего имеется возможность прекратить пребывание в таких учреждениях досрочно (по решению суда), если будет установлен факт его исправления и в связи с этим исчезнет необходимость в дальнейшем применении данной принудительной меры воспитательного характера. Это возможно и в случае возникновения обстоятельств, связанных с наличием препятствий его нахождению в данных учреждениях.

Механизм применения на практике принудительных мер воспитательного характера и иное профилактическое наблюдение в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, регламентируется главой 24 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь [9].

Контролирование выполнения несовершеннолетним осужденным требований, обусловленных применением принудительных мер воспитательного характера, обеспечивается инспекцией по делам несовершеннолетних, на которую статьей 182 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь возложен ряд обязанностей:

- ведение учета несовершеннолетних, осужденных с дополнительным применением принудительных мер воспитательного характера;

- объяснение несовершеннолетним порядка и условий исполнения и отбывания принудительных мер воспитательного характера;

- контроль за выполнением возложенных на несовершеннолетних обязанностей, связанных с исполнением соответствующих принудительных мер воспитательного характера;

- применение мер поощрения и взыскания для стимулирования правопослушного поведения.

Несовершеннолетнему при явке в инспекцию разъясняются обязанности, обусловленные той принудительной мерой воспитательного характера, которая назначена ему по судебному приговору.

При применении принудительных мер воспитательного характера в виде предостережения несовершеннолетнему осужденному разъясняются вероятные негативные последствия, которые могут для него наступить в случае повторного совершения им преступления.

В случае возложения на несовершеннолетнего осужденного обязанности принести извинение потерпевшему инспекция по делам несовершеннолетних разъясняет, в какой форме может быть принесено данное извинение.

При возложении судом на несовершеннолетнего осужденного обязанности возместить своими средствами или устранить своим трудом причиненный совершенным преступлением ущерб инспекция по делам несовершеннолетних определяет, в какой срок это надлежит сделать, и с учетом пожелания осужденного разъясняет ему порядок возмещения причиненного ущерба (своим трудом или своими средствами).

Принудительные меры воспитательного характера в виде ограничения свободы досуга несовершеннолетнего осужденного заключаются в соблюдении данным несовершеннолетним в течение срока, установленного в приговоре суда, порядка проведения личного времени, свободного от учебы или работы, а также иных обязанностей и запретов, которые дополнительно установил суд.

Обстоятельства помещения несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, а также перечень условий нахождения в них воспитанников предусмотрены статьей 14 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [10].

В специальные учебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние, у которых выявляется необходимость в особых условиях воспитания. В эту категорию входят несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет с особенностями психофизического развития, а также имеющие заболевания, перечень которых установлен республиканским министерством здравоохранения.

В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние также в указанном возрасте и тоже нуждающиеся в особых

условиях воспитания. При этом должно быть доказано употребление ими алкогольных или одурманивающих продуктов (например, наркотических средств или психотропных веществ, а также их аналогов, токсических или иных одурманивающих веществ, слабоалкогольных или алкогольных напитков, в том числе пива). Данные специальные учреждения имеют статус профильных учреждений, обеспечивающих весь комплекс мер, направленных на реабилитацию несовершеннолетних. Порядок комплексной реабилитации в этих учреждениях регламентируется нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь.

Помещение несовершеннолетних в указанные специальные учреждения ограничивается наличием у них заболеваний, препятствующих пребыванию, обучению и воспитанию в этих учреждениях. Перечень этих заболеваний устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Порядок деятельности перечисленных специальных учреждений для несовершеннолетних регламентируется постановлением Министерства об-

разования Республики Беларусь от 30.06.2014 № 90 «Об утверждении положений о специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении» [11].

Таким образом, соглашаясь с точкой зрения А. М. Смирнова, С. Л. Бабаяна, В. А. Егельского, можно сказать, что принудительные меры воспитательного характера, реализуемые в Республике Беларусь в отношении несовершеннолетних, играют важную роль в процессе корректировки их дальнейшего поведения и образа жизни в период отбывания данных мер. Они имеют своей целью исправление несовершеннолетних правонарушителей [12].

Как показывает наше исследование, опыт Республики Беларусь может быть эффективно использован отечественными законотворцами в части, касающейся, например, определения в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации учреждений, осуществляющих контроль за применением принудительных мер воспитательного характера, а также процедуры и механизма исполнения данных мер.

1. Симагина Н. А., Цапанов Р. Е. Сравнительный анализ мер уголовно-правового характера, применяемых к несовершеннолетним в Российской Федерации и Республике Беларусь // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Юридические науки. 2022. № 4. С. 34-37.

2. Состояние преступности // МВД России : [сайт]. URL: Ьйр8://мвд.рф/герог18 (дата обращения: 12.12.2023).

3. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации : [сайт]. URL: http://www.cdep. ru/?id=79 (дата обращения: 12.12.2023).

4. Смирнов А. М. Криминологическая характеристика и проблемы противодействия посягательствам несовершеннолетних на половую свободу и (или) половую неприкосновенность личности // Российский следователь. 2011. № 22. С. 29-31.

5. Санташов А. Л., Скрипченко Н. Ю. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних: Quo vadis? М. : Юрлитинформ, 2022. 264 с.

6. Санташов А. Л. Ответственность несовершеннолетних, совершивших преступление: de lege lata et de lege ferenda. М. : Юрлитинформ,

2021. 184 с.

7. Дергачев А. В., Смирнов А. М., Бабаян С. Л. Совершенствование надзора в системе профилактики правонарушений среди осужденных в исправительных колониях // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 1. С. 77-83.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 № 275-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275 (дата обращения: 10.03.2024).

9. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11.01.2000 № 365-3 // Юрист : [сайт]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30414827 (дата обращения: 10.03.2024).

10. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : закон Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-3 // ГУО «Брестский областной социально-педагогический центр» : [сайт]. URL: https://bospc.by/wp-content/ uploads/2022/11/zakon_31.05.2003_200-z.pdf (дата обращения: 10.03.2024).

11. Об утверждении положений о специальном учебно-воспитательном учреждении, специальном лечебно-воспитательном учреждении : пост. Министерства образования Республики Беларусь от 30.06.2014 № 90 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21429109 (дата обращения: 10.03.2024).

12. Смирнов А. М., Бабаян С. Л., Егельский В. А. Практика осуществления надзора за осужденными в исправительных колониях // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 5. С. 3-7.

1. Simagina N. A., Tsapanov R. E. Comparative analysis of Criminal Law measures applied to minors in the Russian Federation and the Republic of Belarus // Bulletin of the Vladimir State University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs. Series: Legal sciences. 2022. No. 4. P. 34-37.

2. State of crime // Ministry of Internal Affairs of Russia : [website]. URL: https://Ministry of Internal Affairs.rf/reports (access date: 12/12/2023).

3. Data from judicial statistics // Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation : [website]. URL: http://www.cdep. ru/?id=79 (access date: 12/12/2023).

4. Smirnov A. M. Criminological characteristics and problems of countering the encroachments of minors on sexual freedom and (or) sexual integrity of the individual // Russian investigator. 2011. No. 22. P. 29-31.

5. Santashov A. L., Skripchenko N. Yu. Criminal policy regarding minors: Quo vadis? M.: Yurlitinform, 2022. 264 p.

6. Santashov A. L. Responsibility of minors who have committed a crime: de lege lata et de lege ferenda. M.: Yurlitinform, 2021. 184 p.

7. Dergachev A. V., Smirnov A. M., Babayan S. L. Improving supervision in the system of crime prevention among convicts in correctional colonies // Criminal-executive Law. 2015. No. 1. P. 77-83.

8. Criminal Code of the Republic of Belarus dated 07/09/1999 No. 275-L // National legal Internet portal of the Republic of Belarus. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9900275 (access date: 03/10/2024).

9. Criminal Executive Code of the Republic of Belarus dated January 11, 2000 No. 365-L // Lawyer: [website]. URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30414827 (access date: 03/10/2024).

10. On the basics of the system for preventing neglect and juvenile delinquency : Law of the Republic of Belarus dated May 31, 2003 No. 200-L // State Educational Institution "Brest Regional Social-Pedagogical Center" : [website]. URL: https://bospc.by/wp-content/uploads/2022/11/ zakon_31.05.2003_200-z.pdf (access date: 03/10/2024).

11. On approval of regulations on a special educational institution, a special medical educational institution : decree of Ministry of Education of the Republic of Belarus dated June 30, 2014 No. 90 // National legal Internet portal of the Republic of Belarus. URL: https://pravo.by/ document/?guid=12551&p0=W21429109 (access date: 03/10/2024).

12. Smirnov A. M., Babayan S. L., Egelsky V. A. Practice of supervision of convicts in correctional colonies // Criminal-executive system: Law, Economics, Management. 2014. No. 5. P. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.