Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
180
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРИЮТЫ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухтарова Елена Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы истории уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних преступников. Анализируется опыт организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей в Вологодском исправительном ремесленном приюте для несовершеннолетних мужского пола, основанном в 1886 г. По мнению автора, в этот период происходит становление института принудительных мер воспитательного воздействия в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухтарова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE INSTITUTION OF COMPULSORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE IN DOMESTIC CRIMINAL LAW

The article deals with the history of criminal legislation on the responsibility of juvenile criminals. The experience of organizing the upbringing of juvenile offenders in the Vologda correctional craft shelter for male minors, founded in 1886, is analyzed. According to the author, during this period, the institution of compulsory measures of educational influence in domestic legislation was being established.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_3_1_81 УДК 343.851.5:93

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ

УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Мухтарова Елена Анатольевна,

заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Россия, е-mail: mukhtarova-9@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы истории уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних преступников. Анализируется опыт организации воспитания несовершеннолетних правонарушителей в Вологодском исправительном ремесленном приюте для несовершеннолетних мужского пола, основанном в 1886 г. По мнению автора, в этот период происходит становление института принудительных мер воспитательного воздействия в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: зарождение и развитие; ответственность; наказание; исправление; несовершеннолетние правонарушители; специальные исправительные заведения; приюты для несовершеннолетних преступников.

UDC 343.851.5:93

THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE INSTITUTION

OF COMPULSORY MEASURES OF EDUCATIONAL INFLUENCE

IN DOMESTIC CRIMINAL LAW

Mukhtarova Elena Anatolyevna,

Deputy Head of the Department of Civil Law Disciplines of the Faculty of Law, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vologda, Russia, e-mail: mukhtarova-9@mail.ru

The article deals with the history of criminal legislation on the responsibility of juvenile criminals. The experience of organizing the upbringing of juvenile offenders in the Vologda correctional craft shelter for male minors, founded in 1886, is analyzed. According to the author, during this period, the institution of compulsory measures of educational influence in domestic legislation was being established.

Keywords: origin and development; responsibility; punishment; correction; juvenile offenders; special correctional institutions; shelters for juvenile offenders.

Процесс демократизации общественной жизни Российской Федерации, реформирование правовой системы неизбежно затронули уголовную политику и пенитенциарную систему страны. Внимание научных кругов стали привлекать проблемы карательной политики на рубеже Х1Х-ХХ вв. Отмечается, что обновление права и переосмысление не только современных реалией, но и обращение к истории функционирования пенитенциарной системы России. В связи с этим

анализ исторического опыта представляет большой интерес в плане изучения зарождения и развития пенитенциарной системы, а также истории отечественного государства и права в целом [8].

В данный момент особенно актуальным представляется изучение пенитенциарной политики Российской империи, сферы наказания и исправления преступников.

Пенитенциарная система дореволюционной России нуждалась в совершенство-

вании. Первое упоминание о несовершеннолетних правонарушителях отмечается в Воинском артикуле 1715 г.

Исторически сложилось так, что во все времена государство меняло подходы в решении вопроса, связанного с преступностью и правонарушениями несовершеннолетних. Анализируя исторические аспекты реализации наказания и ответственности несовершеннолетних, стоит отметить, что в дореволюционной России существовали разные подходы к данной проблеме и происходил постоянный поиск новых форм, видов и способов уголовно-правового воздействия.

Фактически до начала XIX в. несовершеннолетние правонарушители отбывали наказание на общих основаниях со взрослыми преступниками. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленную местность, в Сибирь на каторгу, заключали в тюрьму [7]. В период правления Александра I положение несовершеннолетних не улучшилось и правительство обратило внимание на состояние тюрем [9].

Первый опыт организации особых заведений для рассматриваемой категории нарушителей относится к 1828 г., когда граф Скарбек основал Варшавский приют для брошенных на произвол судьбы детей [10].

В XIX в. представителями русских исправительных заведений для несовершеннолетних проводились съезды, результаты работы которых стали прототипом законодательства о несовершеннолетних правонарушителях и исправительных заведениях для них [2]. Благотворительные заведения активно развивались под эгидой помощи нуждающимся от церкви и государства. В этих учреждениях особое внимание уделялось лицам, которые не могли обеспечить себе уход.

Специальные заведения для несовершеннолетних правонарушителей в России стали появляться в различных регионах страны в ходе судебных реформ в соответствии с законом 1866 г. «Об исправительных приютах» [15], предоставившим общественным учреждениям и частным лицам право устраивать приюты для нравственного исправления несовершеннолетних, приговариваемых к заключению судебными приговорами. Данный нормативный акт обеспечил дифференцированный подход к применению наказания в виде лишения свободы, впервые устано-

вив возможность раздельного содержания взрослых и несовершеннолетних преступников [19].

Идея открытия на Вологодской земле приюта для исправления несовершеннолетних правонарушителей возникла у известного благотворителя и мецената М. М. Кониара в конце 70-х гг. XIX в. [1]

Вологодский исправительный ремесленный приют находился в ведении благотворительной организации «Вологодское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов», которое занималось содержанием, воспитанием и исправлением несовершеннолетних преступников. В 1886 г. приют начал активную работу [3, с. 1].

Основной целью исправительных мер для несовершеннолетних преступников декларировалась «гуманная воспитательная сторона». В Указе Правительствующего Сената съезду мировых судей излагались основные цели исправления и воспитания: «... посредством нравственного воздействия на впечатлительную природу малолетнего, путем приучения его к систематическому труду, изгладить, по возможности, следы порчи, оставленные в душе его прежнею неблагоприятною обстановкою, направить его волю к преследованию вполне нравственных целей, и тем сделать из него полезного члена общества...» [3, с. 11]. Судебные органы име -ли право помещать в приют несовершеннолетних преступников взамен тюремного наказания. Обращая внимание на этот факт, отметим схожесть применения современных принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним при освобождении их от уголовного наказания (ч. 2 ст. 90, ст. 92 УК РФ).

Здание приюта располагалось в черте г. Вологды, планировалось обустройство церкви, больницы и аптеки. Управление приютом осуществлял смотритель на основании инструкции, утвержденной советом общества. В его ведении находилось дело воспитания и исправления питомцев, заведование хозяйством и денежными расходами, наблюдение за точным исполнением обязанностей по приюту. По усмотрению смотрителя нанималась прислуга [22]..

Приют учреждался для исправления: 1) несовершеннолетних преступников, осужденных к заключению судебными органами

Вологодской губернии; 2) несовершеннолетних нищих и бродяг испорченной нравственности, отдаваемых в приют по распоряжению Вологодской губернской администрации.

В приют принимались в назначенные судом сроки или по распоряжению городской администрации мальчики от 10 до 16 лет до достижения ими 18-летнего возраста. Вологодское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов вносило ходатайства о сокращении сроков пребывания в приюте при отличном поведении и успешном освоении воспитуемыми программы обучения [16].

При поступлении в приют подростки проходили медицинское освидетельствование. Первоначально в Вологодский приют несовершеннолетние преступники доставлялись одним этапом, совместно со взрослыми осужденными. Однако позднее, по настоятельной просьбе совета общества, способы доставки несовершеннолетних в приют были изменены, юные правонарушители стали этапироваться отдельно от взрослых, тем самым обеспечивался дифференцированный подход уже на первоначальном этапе применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Одним из существенных способов исправления несовершеннолетних в приюте было огромное влияние смотрителя и служащих на несовершеннолетних с точки зрения образования, нравственности и участия их в трудовой деятельности [5].

В приюте большое внимание уделялось профессиональному обучению несовершеннолетних (в частности, подростков обучали ремеслу), чтобы в дальнейшем они смогли о себе позаботиться и обеспечить себя средствами к существованию.

Система поощрений и наказаний, применяемая в приюте, ни отличалась от мер воздействия того времени. Распространенными нарушениями и поощрениями среди воспитанников приюта были уклонение от работы, драки, курение, а поощрениями -объявление благодарности, освобождение от грязных работ и т. д. [14].

В конце XIX в. произошел существенный переворот во взглядах ученых на решение проблемы преступности несовершеннолетних. Нарушение закона несовершеннолетним больше не рассматривалось как пре-

ступление, оно считалось «отклонением» в поведении, вызванным сложившимися социальными обстоятельствами и требующим реабилитационного реагирования, а не наказания [23; 25]. В юридической литературе все чаще стало использоваться новое понятие «правонарушитель», отличающееся от понятия «преступник», подчеркивалась необходимость гуманизации наказания [6; 21]. Цель уголовного наказания усматривалась не в возмездии, а в предотвращении преступлений в будущем, и если это было возможно и необходимо, посредством воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей [12, с. 3]. В связи с этим предполагалась необходимость дифференциации и индивидуализации мер воздействия в зависимости от особенностей личности преступника и его восприимчивости к воспитанию. Впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних [24].

В конце XIX - начале XX вв. в ряде стран стали создаваться специальные детские суды для рассмотрения дел, не связанных с совершением опасных преступлений. Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 г. на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США подобные суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.) и ряде других стран. Как отмечал П. И. Люблинский, едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь ставятся эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы [12, с. 3]. В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже дей -ствовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове.

Организация таких судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним

правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания [18; 4]. В этих судах, в том числе и в некоторых городах России, применялись такие меры, как:

- выговор;

- для менее взрослых детей могла назначаться та или иная поучительная воспитательная мера (например, судья мог поручить ребенку переписать ту или иную книгу, через некоторое время провинившийся должен был явиться к судье и показать переписанную книгу);

- возмещение ребенком ущерба из карманных денег, если он нанес кому-либо материальный ущерб;

- изоляция ребенка от дурной среды (товарищей, родителей и т. д.);

- передача на воспитание в другие семьи;

- помещение в воспитательные дома (приюты);

- надзор воспитателей и т. п. [11; 13]

В данный период начинает формироваться особая судебная практика, связанная с применением к несовершеннолетним правонарушителям иных (альтернативных уголовной) видов ответственности. Так, Н. Ю. Скрипченко отмечает, что уже в дореволюционном законодательстве крими-

нального цикла предусматривались меры, заменяющие уголовное наказание несовершеннолетним лицам [20]. Причем применение таких мер предполагало комплексное решение проблем ответственности несовершеннолетних в рамках не только уголовного, но и уголовно-процессуального права [17].

Таким образом, применение наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних преступников в дореволюционной России длительное время оставалось весьма сложным и актуальным вопросом. Роль государства в создании приютов была незначительной. Однако благодаря изысканиям представителей научной общественности и деятельности благотворительных обществ ситуация стала меняться в лучшую сторону. Развитие законодательства пошло по пути дифференциации уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Мы можем также отметить, что уголовно-правовые меры, применяемые в отношении несовершеннолетних преступников, в том числе содержание их в исправительных приютах, в некоторой степени послужили прототипом современных принудительных мер воспитательного воздействия.

Список литературы _

1. Беляева, Л. И. Организация воспитания несовершеннолетних правонарушителей в Вологодском исправительном приюте (кон. XIX - нач. XX вв.) / Л. И. Беляева // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 3 (35). - С. 85-90.

2. Вилкова, А. В. К вопросу развития исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX - начале XX века / А. В. Вилкова // История государства и права. - 2013. - № 16. - С. 53-58.

3. Вологодские губернские ведомости. - 1886. - № 13. - С. 10-11.

4. Грабовская, Н. П. Принудительные меры воспитательного характера / Н. П. Грабовская // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. Н. А. Беляев, М. Д. Шаргородский. - Ленинград, 1970. -С. 504-505.

5. Десятый отчет Вологодского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1883 г. - Вологда, 1884.

6. Здравомыслов, Б. В. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов / Б. В. Здравомыс-лов. - Москва, 1954.

7. Земледельческие колонии и ремесленные приюты как воспитательные заведения для несовершеннолетних преступников и бедных детей. - Санкт-Петербург, 1870.

8. Иванников, В. А. Исторический опыт реформирования тюремной системы Российской империи (1879-1917 гг.) : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / В. А. Иванников. -Москва, 2006. - 213 с.

9. Кашуба, Ю. А. Учреждения для содержания несовершеннолетних правонарушителей в Российской Империи / Ю. А. Кашуба // Человек: преступление и наказание. - С. 25-31.

10. Коротнев, А. Д. Малолетние и несовершеннолетние преступники / А. Д. Коротнев. - Санкт-Петербург, 1903.

11. Люблинский, П. И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очер -ки / П. И. Люблинский. - Москва, 1923.

12. Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры / П. И. Люблинский. - Москва, 1911.

S5

13. Мельникова, Э. Б. Применение принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним правонарушителям в капиталистических странах / Э. Б. Мельникова // Советское государство и право. - 1966. -№ 4. - С. 119-125.

14. Отчет совета Вологодского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов за 1896 г. - Вологда, 1897.

15. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2-е. 1866. № 43949. - Санкт-Петербург, 1868.

16. Потапов, А. М. Социальный контроль за лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы / А. М. Потапов, А. Л. Санташов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2G12. - № 2. -С. 38-41.

17. Санташов, А. Л. Ответственность несовершеннолетних, совершивших преступление: de lege lata et de lege ferenda / А. Л. Санташов. - Москва, 2G21. - С. 45-5G.

18. Санташов, А. Л. Особенности процесса исправления несовершеннолетних осужденных к лишению свободы / А. Л. Санташов, В. Б. Шабанов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2G13. -№ 4. - С. 31-34.

19. Санташов, А. Л. Теоретические основы дифференциации и индивидуализации ответственности несовершеннолетних в уголовном и уголовно-исполнительном праве : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Л. Санташов. - Вологда, 2G18. - 4G8 с.

2G. Скрипченко, Н. Ю. Теория и практика применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним / Н. Ю. Скрипченко. - С. 24-25.

21. Солодкин, И. И. История уголовного права России / И. И. Солодкин // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. Н.А. Беляев, М.Д. Шаргородский. - Ленинград, 197G. - С. 545-549.

22. Устав Вологодского исправительного ремесленного приюта для несовершеннолетних мужского пола. -Вологда, 1896.

23. Шабанов В. Б. Уголовно-правовые и процессуальные аспекты передачи несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государство их гражданства / В. Б. Шабанов, А. Л. Санташов // Закон и право. - 2G16. - № 4. - С. 29-31.

24. Шабанов В. Б. Цели и средства исполнения уголовного наказания / В. Б. Шабанов, А. Л. Санташов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2GG9. - № 7. - С. 23-26.

25. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история, современность и перспективы развития. - URL: https://studme.org/51168/pravo/yuvenalnaya_yustitsiya_rossiyskoy_federatsii_istoriya_sovremennost_perspektivy_ razvitiya (дата обращения: 12.G7.2G21).

References_

1. Belyaeva L.I. Organizaciya vospitaniya nesovershennoletnix pravonarushitelej v Vologodskom ispravitel'nom priyute (kon. XIX - nach. XX vv.), Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2G16, no. 3 (35), pp. 85-9G.

2. Vilkova A.V. K voprosu razvitiya ispravitel'ny'x zavedenij dlya nesover-shennoletnix pravonarushitelej v konce XIX -nachale XX veka, Istoriya gosudarstva i prava, 2G13, no. 16, pp. 53-58.

3. Vologodskie gubernskie vedomosti, 1886, no. 13, pp. 1G-11.

4. Grabovskaya N.P. Prinuditel'ny'e mery' vospitatel'nogo xaraktera, Kurs sovetskogo ugolovnogo prava (Chast' obshhaya). T. 2 / Otv. red. N.A. Belyaev, M.D. Shargorodskij. Leningrad, 197G, pp. 5G4-5G5.

5. Desyatyj otchet Vologodskogo obshhestva zemledel'cheskix kolonij i remeslenny'x priyutov za 1883 g. Vologda, 1884.

6. Zdravomyslov B.V. Ugolovno-pravovye vzglyady russkix revolyucionnyx demokratov. Moskva, 1954.

7. Zemledel'cheskie kolonii i remeslenny'e priyuty kak vospitatel'nye zavedeniya dlya nesovershennoletnix prestupnikov i bedny'x detej. Sankt-Peterburg, 187G.

8. Ivannikov V.A. Istoricheskijopy'treformirovaniya tyuremnojsistemy Rossijskojimperii (1879-1917gg.): dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskix nauk. Moskva, 2GG6, 213 p.

9. Kashuba Yu.A. Uchrezhdeniya dlya soderzhaniya nesovershennoletnix pravonarushitelej v Rossijskoj Imperii, Chelovek: prestuplenie i nakazanie, pp. 25-31.

1G. Korotnev A.D. Maloletnie i nesovershennoletnie prestupniki. Sankt-Peterburg, 19G3.

11. Lyublinskij P.I. Borba s prestupnost'yu v detskom i yunosheskom vozraste. Social'no-pravovy'e ocherki. Moskva, 1923.

12. Lyublinskij P.I. Sudy dlya nesovershennoletnix v Amerike kak vospitatel'nye i social'nye centry. Moskva, 1911.

13. Mel'nikova E'.B. Primenenie prinuditel'ny'x mer vospitatel'nogo xaraktera k nesovershennoletnim pravonarushitelyam v kapitalisticheskix stranax, Sovetskoe gosudarstvo i pravo, 1966, no. 4, pp. 119-125.

14. Otchet soveta Vologodskogo obshhestva zemledel'cheskix kolonij i remeslenny'x priyutov za 1896 g. Vologda, 1897.

15. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 2-e. 1866. № 43949. Sankt-Peterburg, 1868.

16. Potapov A. M., Santashov A. L. Social'ny'j kontrol' za liczami, otby'vshimi nakazanie v vide lisheniya svobody', Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2G12, no. 2, pp. 38-41.

17. Santashov A.L. Otvetstvennost' nesovershennoletnix, sovershivshix prestuplenie: de lege lata et de lege ferenda. Moskva, 2G21, S. 45-5G.

18. Santashov A. L., Shabanov V. B. Osobennosti processa ispravleniya neso-vershennoletnix osuzhdenny'x k lisheniyu svobody', Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2G13, no. 4, pp. 31-34.

19. Santashov A.L. Teoreticheskie osnovy differenciacii i individualiza-cii otvetstvennosti nesovershennoletnix v ugolovnom i ugolovno-ispolnitel'nom prave: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskix nauk. Vologda, 2018, 408 p.

20. Skripchenko N .Yu. Teoriya i praktika primeneniya inyx mer ugolovno-pravovogo xaraktera k nesovershennoletnim, pp. 24-25.

21. Solodkin I.I. Istoriya ugolovnogo prava Rossii, Kurs sovetskogo ugolovnogo prava (Chast' obshhaya). T. 2 / Otv. red. N.A. Belyaev, M.D. Shargorodskij. Leningrad, 1970, pp. 545-549.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Ustav Vologodskogo ispravitel'nogo remeslennogo priyuta dlya nesovershennoletnix muzhskogo pola. Vologda, 1896.

23. Shabanov V. B., Santashov A. L. Ugolovno-pravovy'e i processual'ny'e aspekty' peredachi nesovershennoletnix, osuzhdenny'x k lisheniyu svobody', dlya otby'vaniya nakazaniya v gosudarstvo ix grazhdanstva, Zakon i pravo, 2016, no. 4, pp. 29-31.

24. Shabanov V. B., Santashov A. L. Celi i sredstva ispolneniya ugolovnogo nakazaniya, Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2009, no. 7, pp. 23-26.

25. Yuvenal'naya yusticiya v Rossijskoj Federacii: istoriya, sovremennost' i perspektivy razvitiya. URL: https:// studme.org/51168/pravo/yuvenalnaya_yustitsiya_rossiyskoy_federatsii_istoriya_sovremennost_perspektivy_razvitiya (data obrashheniya: 12.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.