Научная статья на тему 'Об опыте воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв.'

Об опыте воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние / правонарушитель / гуманизация наказания / ювенальные суды / воспитательные меры / minors / delinquent / humanization of punishment / juvenile courts / educational measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрей Леонидович Санташов, Елена Сергеевна Почеткова, Александр Николаевич Воробьев

В рамках статьи рассматривается опыт воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв. В этот исторический период впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних. Организация детских судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрей Леонидович Санташов, Елена Сергеевна Почеткова, Александр Николаевич Воробьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Experience of Educational Resocialization of Juvenile Offenders in the Late XIX Early XX Centuries

The article examines the experience of educational resocialization of juvenile offenders in the late XIX — early XX centuries. During this historical period, the question of the need for a special approach to juvenile justice was raised for the first time. The organization of children's courts expressed the idea of a special approach to juvenile offenders and the application of special educational measures to them, rather than punishment.

Текст научной работы на тему «Об опыте воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв.»

УДК 343.85 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10235

Об опыте воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв.

On the Experience of Educational Resocialization of Juvenile Offenders in the Late XIX - Early XX Centuries

Андрей Леонидович САНТАШОВ,

доктор юридических наук, доцент,

Московская академия Следственного комитета РФ,

главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела

E-mail: santashov@list.ru

Елена Сергеевна ПОЧЕТКОВА,

заместитель начальника учебного отдела, Санкт-Петербургский университет ФСИН России

E-mail: pochetkova@mail.ru

Александр Николаевич ВОРОБЬЕВ,

старший преподаватель кафедры физической культуры, Вологодский институт права и экономики ФСИН России

E-mail: prizrakler@mail.ru

Аннотация. В рамках статьи рассматривается опыт воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв. В этот исторический период впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних. Организация детских судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания.

Ключевые слова: несовершеннолетние; правонарушитель; гуманизация наказания; ювенальные суды; воспитательные меры.

В результате совместной работы представителей Главного тюремного управления, ученых и общественных деятелей в 1909 г. было издано Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних1. При разработке данного документа фундаментальной основой послужили уставы исправительных ремесленных приютов для несовершеннолетних, действовавших в различных губерниях Российской империи. В данный период времени на-

Abstract. The article examines the experience of educational resocialization of juvenile offenders in the late XIX — early XX centuries. During this historical period, the question of the need for a special approach to juvenile justice was raised for the first time. The organization of children's courts expressed the idea of a special approach to juvenile offenders and the application of special educational measures to them, rather than punishment.

Keywords: minors; delinquent; humanization of punishment; juvenile courts; educational measures.

чинает формироваться особая судебная практика, связанная с применением к несовершеннолетним правонарушителям иных (альтернативных уголовной) видов ответственности.

В конце XIX в. произошел существенный переворот во взглядах ученых на решение проблемы преступности несовершеннолетних. Нарушение закона несовершеннолетним больше не рассматривалось как преступление, оно считалось «отклонением» в поведении, вызванным сложив-

184

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4

шимися социальными обстоятельствами и требующим реабилитационного реагирования, а не наказания2. В юридической литературе все чаще стало использоваться новое понятие «правонарушитель», отличающееся от понятия «преступник», подчеркивалась необходимость гуманизации наказания3. Цель уголовного наказания усматривалась не в возмездии, а в предотвращении преступлений в будущем, и если это было возможно и необходимо — посредством воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей4. В связи с этим предполагалась необходимость дифференциации и индивидуализации мер воздействия в зависимости от особенностей личности преступника и его восприимчивости к воспитанию. Впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних.

В конце XIX — начале XX вв. в ряде стран стали создаваться специальные детские суды для рассмотрения дел, не связанных с совершением опасных преступлений5. Как отмечал П.И. Люблинский, едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь ставятся эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы6. В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове.

Организация таких судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания, неоднократно высказываемую прогрессивными деятелями многих стран7. В этих судах, в том числе и в некоторых городах России, применялись такие меры, как: выговор; для менее взрослых детей могла назначаться та или иная поучительная воспитательная мера (например, судья мог поручить ребенку переписать ту или иную книгу, через некоторое время провинившийся должен был явиться к судье и показать переписанную книгу); возмещение ребенком ущерба из карманных денег, если он нанес кому-либо материальный ущерб; изоляция ребенка от дурной среды (товарищей, родителей и т.д.); передача на воспитание в другие семьи; помещение в воспитательные дома (приюты); надзор воспитателей и т.п.8

Роль судьи не ограничивалась только работой с детьми. Важное место отводилось работе с роди-

телями. Здесь судья мог использовать возможности попечителей и общественности, наложить на родителей штраф, заставить их вносить деньги на содержание ребенка в приюте и принять другие меры, направленные прежде всего на создание для ребенка нормальных условий жизни в семье и воссоединение родителей и детей.

По данным статистики, до 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. К 1914 г. лишь 7—14% несовершеннолетних направлялись в тюрьмы или арестные дома9.

Таким образом, институт, соответствующий по своему назначению принудительным мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним правонарушителям вместо уголовной ответственности и наказания, был известен еще дореволюционному уголовному праву России.

1 См.: Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею. Устав о ссыльных. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: репринтное издание. Вологда, 2002. С. 120—125.

2 См.: Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история, современность и перспективы развития / / URL: https://studme.org/51168/pravo/yuvenalnaya_ yustitsiya_rossiyskoy_federatsii_istoriya_ sovremen-nost_ perspektivy_razvitiya (дата обращения: 12.10.2020).

3 См.: Здравомыслов B.B. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов. М., 1954; Солод-кин И.И. История уголовного права России // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. H.A. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1970. С. 545—549.

4 См.: Люблинский П.И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры. М., 1911. С. 3.

5 Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 г. на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США подобные суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.) и ряде других стран.

6 См.: Люблинский П.И. Указ. соч. С. 3.

7 См.: Грабовская Н.П. Принудительные меры воспитательного характера // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. H.A. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1970. С. 504—505.

8 См.: Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки. М., 1923. С. 253; Мельникова Э.В. Применение принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним правонарушителям в капиталистических странах // Советское государство и право. 1966. № 4. С. 119—125.

9 См.: Грабовская Н.П. Указ. соч. С. 505.

2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.