УДК 343.85 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2020-10235
Об опыте воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв.
On the Experience of Educational Resocialization of Juvenile Offenders in the Late XIX - Early XX Centuries
Андрей Леонидович САНТАШОВ,
доктор юридических наук, доцент,
Московская академия Следственного комитета РФ,
главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела
E-mail: santashov@list.ru
Елена Сергеевна ПОЧЕТКОВА,
заместитель начальника учебного отдела, Санкт-Петербургский университет ФСИН России
E-mail: pochetkova@mail.ru
Александр Николаевич ВОРОБЬЕВ,
старший преподаватель кафедры физической культуры, Вологодский институт права и экономики ФСИН России
E-mail: prizrakler@mail.ru
Аннотация. В рамках статьи рассматривается опыт воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей в конце XIX — начале XX вв. В этот исторический период впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних. Организация детских судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания.
Ключевые слова: несовершеннолетние; правонарушитель; гуманизация наказания; ювенальные суды; воспитательные меры.
В результате совместной работы представителей Главного тюремного управления, ученых и общественных деятелей в 1909 г. было издано Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних1. При разработке данного документа фундаментальной основой послужили уставы исправительных ремесленных приютов для несовершеннолетних, действовавших в различных губерниях Российской империи. В данный период времени на-
Abstract. The article examines the experience of educational resocialization of juvenile offenders in the late XIX — early XX centuries. During this historical period, the question of the need for a special approach to juvenile justice was raised for the first time. The organization of children's courts expressed the idea of a special approach to juvenile offenders and the application of special educational measures to them, rather than punishment.
Keywords: minors; delinquent; humanization of punishment; juvenile courts; educational measures.
чинает формироваться особая судебная практика, связанная с применением к несовершеннолетним правонарушителям иных (альтернативных уголовной) видов ответственности.
В конце XIX в. произошел существенный переворот во взглядах ученых на решение проблемы преступности несовершеннолетних. Нарушение закона несовершеннолетним больше не рассматривалось как преступление, оно считалось «отклонением» в поведении, вызванным сложив-
184
Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 4
шимися социальными обстоятельствами и требующим реабилитационного реагирования, а не наказания2. В юридической литературе все чаще стало использоваться новое понятие «правонарушитель», отличающееся от понятия «преступник», подчеркивалась необходимость гуманизации наказания3. Цель уголовного наказания усматривалась не в возмездии, а в предотвращении преступлений в будущем, и если это было возможно и необходимо — посредством воспитательной ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей4. В связи с этим предполагалась необходимость дифференциации и индивидуализации мер воздействия в зависимости от особенностей личности преступника и его восприимчивости к воспитанию. Впервые был поставлен вопрос о необходимости специального подхода к судопроизводству по делам несовершеннолетних.
В конце XIX — начале XX вв. в ряде стран стали создаваться специальные детские суды для рассмотрения дел, не связанных с совершением опасных преступлений5. Как отмечал П.И. Люблинский, едва ли можно назвать в современной европейской юридической и педагогической литературе тему более модную, чем вопрос об американских судах для несовершеннолетних, выдвинувшийся с начала XX в. Идеями этого движения полны труды юристов всех европейских стран. Почти в каждом государстве теперь ставятся эксперименты практического осуществления этих учреждений, причем намечаются новые типы, новые формы6. В России первый автономный суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске, Саратове.
Организация таких судов выражала идею особого подхода к несовершеннолетним правонарушителям и применения к ним специальных воспитательных мер, а не наказания, неоднократно высказываемую прогрессивными деятелями многих стран7. В этих судах, в том числе и в некоторых городах России, применялись такие меры, как: выговор; для менее взрослых детей могла назначаться та или иная поучительная воспитательная мера (например, судья мог поручить ребенку переписать ту или иную книгу, через некоторое время провинившийся должен был явиться к судье и показать переписанную книгу); возмещение ребенком ущерба из карманных денег, если он нанес кому-либо материальный ущерб; изоляция ребенка от дурной среды (товарищей, родителей и т.д.); передача на воспитание в другие семьи; помещение в воспитательные дома (приюты); надзор воспитателей и т.п.8
Роль судьи не ограничивалась только работой с детьми. Важное место отводилось работе с роди-
телями. Здесь судья мог использовать возможности попечителей и общественности, наложить на родителей штраф, заставить их вносить деньги на содержание ребенка в приюте и принять другие меры, направленные прежде всего на создание для ребенка нормальных условий жизни в семье и воссоединение родителей и детей.
По данным статистики, до 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские суды» отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а суд рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. К 1914 г. лишь 7—14% несовершеннолетних направлялись в тюрьмы или арестные дома9.
Таким образом, институт, соответствующий по своему назначению принудительным мерам воспитательного воздействия, применяемым к несовершеннолетним правонарушителям вместо уголовной ответственности и наказания, был известен еще дореволюционному уголовному праву России.
1 См.: Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею. Устав о ссыльных. Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: репринтное издание. Вологда, 2002. С. 120—125.
2 См.: Ювенальная юстиция в Российской Федерации: история, современность и перспективы развития / / URL: https://studme.org/51168/pravo/yuvenalnaya_ yustitsiya_rossiyskoy_federatsii_istoriya_ sovremen-nost_ perspektivy_razvitiya (дата обращения: 12.10.2020).
3 См.: Здравомыслов B.B. Уголовно-правовые взгляды русских революционных демократов. М., 1954; Солод-кин И.И. История уголовного права России // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. H.A. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1970. С. 545—549.
4 См.: Люблинский П.И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры. М., 1911. С. 3.
5 Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 г. на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США подобные суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.) и ряде других стран.
6 См.: Люблинский П.И. Указ. соч. С. 3.
7 См.: Грабовская Н.П. Принудительные меры воспитательного характера // Курс советского уголовного права (Часть общая). Т. 2 / Отв. ред. H.A. Беляев, М.Д. Шаргородский. Л., 1970. С. 504—505.
8 См.: Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. Социально-правовые очерки. М., 1923. С. 253; Мельникова Э.В. Применение принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним правонарушителям в капиталистических странах // Советское государство и право. 1966. № 4. С. 119—125.
9 См.: Грабовская Н.П. Указ. соч. С. 505.
2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры
185