Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СУДИМОСТЬ / НАКАЗАНИЕ / CRIMINAL POLICY / JUVENILE JUSTICE / MINORS / CRIME / CONVICTION / PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Ирина Александровна, Санташов Андрей Леонидович, Герасимова Елена Владимировна

В статье рассматриваются теоретико-прикладные вопросы уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Авторы опираются на криминологические и социологические исследования, проведенные в современный период. Делается вывод о том, что в настоящее время не наблюдается преемственности и стабильности в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, в итоге законодательство криминального цикла испытывает серьезные колебания. В связи с этим требуется комплексная переработка норм действующего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, составляющих основу уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрова Ирина Александровна, Санташов Андрей Леонидович, Герасимова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE FIELD OF CRIMINAL POLICY IN RELATION TO MINORS

The article deals with theoretical and applied issues of criminal policy in relation to minors. The authors rely on criminological and sociological research carried out in the modern period. It is concluded that at present there is no continuity and stability in criminal policy in relation to minors, as a result, the legislation of the criminal cycle experiences serious fluctuations. In this regard, a comprehensive revision of the norms of the current criminal, criminal procedural and criminal executive legislation is required, which constitute the basis of the criminal policy in relation to minors.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Doi 10.475776/2712-7516_2020_3_53 уДК 343.2

социологические исследования в сфере уголовной политики в отношении несовершеннолетних

Петрова Ирина Александровна

кандидат юридических наук, доцент, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, РФ, Вологда, e-mail: petrova_vologda@mail.ru

Санташов Андрей Леонидович

доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: santashov@list.ru

Герасимова Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, Северо-Западный институт (филиал) Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина, РФ, Вологда, e-mail: evger@mail.ru

Реферат. В статье рассматриваются теоретико-прикладные вопросы уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Авторы опираются на криминологические и социологические исследования, проведенные в современный период. Делается вывод о том, что в настоящее время не наблюдается преемственности и стабильности в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, в итоге законодательство криминального цикла испытывает серьезные колебания. В связи с этим требуется комплексная переработка норм действующего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, составляющих основу уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Ключевые слова: уголовная политика; ювенальная юстиция; несовершеннолетние; преступность; судимость; наказание.

udc 343.2

sociological research in the field of criminal policy

in relation to minors

Petrova Irina

Candidate of Law, associate professor, The North-Western Institute (branch) of The Kutafin Moscow State Law University, Russia, Vologda, e-mail: petrova_vologda@ mail.ru

Santashov Andrey

Doctor of Law, associate professor, Chief Scientist, Moscow Academy of The Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: santashov@list.ru

Gerasimova Elena

Candidate of Law, associate professor, The North-Western Institute (branch) of The Kutafin Moscow State Law University, Russia, Vologda, e-mail: evger@mail.ru

Abstract. The article deals with theoretical and applied issues of criminal policy in relation to minors. The authors rely on criminological and sociological research carried out in the modern period. It is concluded that at present there is no continuity and stability in criminal policy in relation to minors, as a result, the

legislation of the criminal cycle experiences serious fluctuations. In this regard, a comprehensive revision of the norms of the current criminal, criminal procedural and criminal executive legislation is required, which constitute the basis of the criminal policy in relation to minors.

Keywords: criminal policy; juvenile justice; minors; crime; conviction; punishment.

Пожалуй, одним из первых в истории уголовного права России об исследуемой нами проблематике высказался Н. А. Неклюдов, изучавший, в частности, проблемы влияния различных возрастных периодов несовершеннолетних и молодежи на особенности совершения ими преступлений. Он считал, что уголовная политика - это государственная мудрость, основанная на уголовной статистике, которая имеет своей целью действовать на внешние условия преступлений таким образом, чтобы, видоизменяя их характер, изменить тем самым характер воли и парализовать ее злое намерение [28, с. 182].

В словаре русского языка С. И. Ожегова по -литика толкуется как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями [29, с. 478].

В основе становления и развития любой отрасли права лежит политика государства, которая определяет главные направления, задачи и содержание государственной деятельности во всех сферах социальной, экономической и правовой жизни общества. Уголовное право всегда довольно серьезно было подвержено влиянию политики государства, политических партий, международных неправительственных организаций и иных общественных объединений в области борьбы с преступностью на различных этапах своего развития. При этом уголовная политика оказывает влияние не только на содержание норм и институтов уголовного права, но и устанавливает главные направления борьбы с преступностью, определяя практическую деятельность правоохранительных органов и иных общественных объединений по охране порядка, средства, меры и методы предупреждения преступлений.

Политика - это осуществление интересов человека (общества в целом, социальных групп, а иногда и конкретного лица) в рамках

социального управления при принятии и исполнении значимых в масштабах общества решений. Уголовная политика есть осуществление этих интересов путем применения к людям наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. В современном обществе она является правовой и реализуется в уголовном правотворчестве (определение круга наказуемых деяний, наказаний и иных мер уголовно-правового характера) и в применении уголовно-правовых норм [16].

Как справедливо указывается в новейшей юридической литературе, достижения современной цивилизации наряду со своими позитивными результатами вызвали и негативные тенденции, в том числе и в сфере преступности, придав ей организованный и общенациональный характер. Поэтому социальная значимость уголовного наказания не может преуменьшаться, и оно должно рассматриваться в современных условиях как важнейшее и необходимое средство осуществления уголовной политики России [36, с. 7]. Однако, к такой оценке роли наказания в реализации уголовной политики правовая доктрина в своем историческом развитии пришла не сразу. Кроме того, и по сей день высказываются научно обоснованные и заслуживающие внимания суждения ученых о необходимости применения уголовного наказания только в качестве крайней меры, когда уже исчерпан ресурс имеющихся, а порой и вполне достаточных, иных средств общественного и государственно-правового воздействия на правонарушителя [19, с. 325].

В современной уголовно-правовой доктрине также имеются сторонники широкого и узкого подходов в понимании уголовной политики.

Так, С. С. Босхолов к уголовной политике относит не только государственную правоохранительную деятельность (политику), направленную на противодействие преступности, но и самостоятельное направление научного исследования, которое подразумевает симбиоз политологии, социологии и права. Целью данной деятельности является выработка комплексных предложений по из-

менению криминогенной ситуации в обществе, прежде всего путем предупреждения совершения преступлений [7, с. 32].

В. П. Малков отмечает, что уголовная политика представляет собой вырабатываемую органами власти, политическими партиями и общественными объединениями определенную стратегию и тактику в области борьбы с преступностью и использования в этих целях соответствующих правовых, экономических и социально-культурных средств, на основе которых формируется, изменяется и дополняется уголовное законодательство, определяется преступность и наказуемость деяний, устанавливаются цели, задачи, формы и порядок воздействия на лиц, совершивших преступления [23, с. 12].

По мнению В. Ф. Лапшина, более точными следует признать суждения о включении в содержание уголовной политики только специальных мер воздействия на преступность (Л. Д. Гаухман, Ю. И. Ляпунов, Н. А. Стручков, А. Э. Жалинский и др.), поскольку понимание данного явления в широком значении (А. А. Герцензон, И. М. Гальперин, В. И. Кур-ляндский, Ю. А. Воронин и др.) размывает границы между уголовной и общесоциальной государственной политикой [20].

Более убедительной нам представляется позиция Э. Ф. Побегайло, который утверждает, что в современной жизни должна осуществляться комплексная борьба с преступностью с использованием возможностей уголовно-правовой, процессуальной, пенитенциарной, криминологической, административно-правовой политики, выступающих составными частями единой уголовной политики [31].

Сегодня большинство авторов указывают на ряд факторов, влияющих на содержание уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

1. На формирование и реализацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних определяющее влияние оказывает как состояние преступности в целом, состояние преступности несовершеннолетних, так и эффективность противодействия данным явлениям.

2. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних и уголовная политика государства в целом зависят от целого ряда обстоятельств:

- факторов социально-экономического характера (уровень благосостояния общества, уровень бедности, уровень безработицы, уровень социальной обеспеченности населения, размеры материальных ресурсов, имеющихся у государства для осуществления соответствующей политики, и т. д.);

- факторов внутриполитического и внешнеполитического характера (уровень вмешательства государства в жизнь общества, уровень развития демократических институтов в стране, место государства в мире, отношения государства с международными организациями и другими государствами, требования международных документов, международные обязательства в области осуществления уголовной политики в отношении несовершеннолетних);

- совершенства структуры органов государственной власти, эффективности их работы, в том числе профессионализма, уровня подготовленности сотрудников правоохранительных органов;

- факторов социально-правового характера (уровень правосознания населения, законности в обществе, в том числе законности среди лиц, призванных защищать существующие общественные отношения, совершенство законодательства). Важнейшими правовыми факторами, ограничивающими и стандартизирующими уголовную политику в отношении несовершеннолетних, являются Конституция РФ и требования международного законодательства;

- факторов культурно-исторического характера (уровень развития демократии и культуры общества, институтов гражданского общества и др.).

3. Под воздействием перечисленных факторов, а также с учетом возросшего влияния на российскую пенитенциарную систему международных стандартов обращения с несовершеннолетними правонарушителями уголовная политика, осуществляемая в России в отношении несовершеннолетних, приобрела ярко выраженную гуманистическую направленность. Одним из направлений гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних является начатое в России создание системы ювенальной юстиции [5; 8; 11; 13; 17; 24; 25; 26; 33; 37; 38; 40]. Позитивные идеи дружественного к несовершеннолетним правосудия уже получи-

ли закрепление в различных нормативных актах Российской Федерации [1; 2; 3]. Хотя в настоящее время имеются и противники данного новаторства, поскольку не все поддерживают данную идею [6].

Международно-правовые стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями нацеливают на необходимость особого правосудия, системы наказаний и их исполнения в отношении данных субъектов, поэтому в целом следует поддержать идею развития ювенальной юстиции в России. С учетом мнения опрошенных нами практических работников1, в целях обеспечения комплексной дифференциации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, совершивших преступление, представляется необходимым дополнительно законодательно закрепить:

- специализацию судов (судей) и органов предварительного расследования по делам несовершеннолетних и конфиденциальность рассмотрения всех дел с их участием;

- сокращенные сроки проведения расследования по делам несовершеннолетних;

- привлечение к судебному разбирательству социальных работников, психологов и педагогов, представителей КДНиЗП, ПДН ОВД;

- обязательное изучение судом подготовленной социальными службами социально-психологической характеристики несовершеннолетнего, содержащей сведения в том числе о причинах совершенного им проступка, социально-бытовых условиях проживания, окружающей его социальной среде;

- особые виды мер пресечения в отношении несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, в частности, исполнение меры пресечения в виде содержания под стражей в специальных социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступления;

- обязательность назначения судом программы социально-реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей;

1 В ходе проведенного нами опроса респондентами выступили сотрудники уголовно-исполнительных инспекций и воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Минюста России, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей Министерства просвещения РФ - представители 8 федеральных округов России (всего 191 человек).

- обязательное изучение судом (судьей), рассматривающим дела о преступлениях и иных правонарушениях несовершеннолетних, сведений о порядке, условиях и результатах применения к ним назначенного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия с правом пересмотра ранее принятого решения в сторону смягчения назначенных мер.

Важнейшим направлением совершенствования уголовной политики в отношении несовершеннолетних следует считать развитие примирительных процедур и механизмов решения конфликтов с участием несовершеннолетних (медиации). В этой связи с учетом мнения опрошенных нами практических работников представляется необходимым предусмотреть в законодательстве:

- создание специальных примирительных комиссий, рассматривающих с согласия сторон на досудебных и судебных стадиях вопрос о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетних;

- устранение правовых препятствий для применения примирительных процедур, в частности предусмотреть их обязательность в случае примирения несовершеннолетнего виновного с потерпевшим.

Одновременно считаем целесообразным закрепление в уголовном законодательстве положения, согласно которому несовершеннолетний обвиняемый в случае возмещения причиненного ущерба, но не достигший примирения с потерпевшей стороной, вправе ходатайствовать о прекращении уголовного преследования с применением в отношении него судебного штрафа.

При характеристике целей и задач рассматриваемой политики в отношении несовершеннолетних многие авторы признают таковыми противодействие или предупреждение (сокращение, уменьшение количественных показателей и т. д.) преступности данной категории лиц [8; 42]. Уголовная политика реализуется в рамках общесоциальной государственной политики и направлена на обеспечение безопасности личности, защиту ее прав и свобод, равно как и охрану интересов общества и государства от угроз, порождаемых преступностью; снижение социальной напряженности, возникающей вследствие совершения преступления; предупреждение совершения новых преступлений путем применения к осужденным раз-

носторонних мер социального воздействия и защиты.

В свою очередь данные цели достигаются путем решения таких задач, как нормативное закрепление недопустимости расширительного толкования положений уголовного законодательства, определяющих преступность и наказуемость деяния; обеспечение эффективного противодействия преступности средствами уголовного законодательства и др.

Анализ признаков уголовной политики позволяет утверждать: что она является частью общегосударственной политики; находит свое выражение в нормах уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства; реализуется в процессе деятельности государственных органов власти и общественных организаций, направленных на противодействие преступности.

В российской юридической науке также предприняты попытки выделения следующих моделей уголовной политики: суверенной, основанной на доктрине сильного государства; реформистской, построенной на подверженности уголовной политики глобальным влияниям; экспериментальной, связанной с апробацией таких технологий управления социумом, которые противоречат конструктивному общечеловеческому опыту борьбы с преступностью [39].

Современное состояние отечественной уголовной политики в юридической литературе оценивается весьма неоднозначно. Российское законодательство в настоящий период, несмотря на принятие многих систематизированных и кодифицированных актов, остается

нестабильным, а по ряду проблем правового регулирования общественных отношений даже противоречивым. Вместе с тем сохраняются попытки под предлогом политической и экономической целесообразности, борьбы с кризисом и т. д. вносить хаотичные изменения в законодательство, которые могут привести к дальнейшей дестабилизации системы законодательства и правовой системы в целом [9]. Чрезвычайно актуально объективное и всестороннее исследование вопросов уголовной политики, систематизации и модернизации законодательства России в данной сфере [18].

Несоответствие современной российской уголовной политики криминальной ситуации, в которой оказалось российское общество, отмечают многие современные ученые [6; 10; 15; 27; 32; 34]. В значительной степени это связано с несовершенством законодательства, составляющего основу уголовной политики в отношении несовершеннолетних, практики его применения, бессистемными изменениями и дополнениями УК, УИК и УПК, низким качеством законодательной техники в отраслях криминального цикла, отсутствием единой сквозной линии дифференциации уголовной ответственности, чрезмерной либерализацией уголовного наказания в отношении несовершеннолетних и т. д.

Качественным поворотом реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних стало существенное сокращение количества таких лиц, осужденных к лишению свободы. Официальные статистические данные о применении наказания в отношении несовершеннолетних за 2003-2019 гг. представлены следующими показателями:

Таблица 1 - Основные виды наказания, назначенные несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте 14-17 лет [30]

Число осужденных

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Всего осуждено 96 809 97 506 99 091 82 218 84 099 73 333

из них: освобождено от отбывания наказания по амнистии и другим основаниям 1053 1095 2145 3603 2522 1395

Осуждено к видам наказания 95 756 96 411 96 946 78 615 81 847 71 938

в том числе: лишению свободы 25 236 20 831 23 530 19 898 17 685 16 520

условно с испытательным сроком 69 213 62 150 55 871 46 003 45 472 36 233

исправительным работам 599 1481 1957 1402 1730 2151

штрафу 708 7967 8824 5548 7515 7481

обязательным работам - - - - - 8152

другим видам наказания 0 3982 6764 5764 4445 0

Таблица 1 (продолжение)

Таблица 1 (продолжение)

Число осужденных

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Всего осуждено 56 406 46 954 38 287 32 572 29 205 23 586 22 816 23 912 20 634

из них: освобождено от отбывания наказания по амнистии и др. основаниям 1336 1343 1301 1259 1280 1991 2385 1518 1087

Осуждено к видам наказания 55 070 45 611 36 986 31 313 27 925 21 595 20 431 22 394 19 547

в том числе: реальное лишение свободы 11 678 8644 6065 5053 4602 3932 3955 3854 3482

условное осуждение к лишению свободы 27 912 23 069 18 466 13 531 11 487 10 176 9449 9313 7920

условное осуждение к иным мерам 1005 705 513 578 571 343 296 377 330

ограничение свободы - 488 655 984 962 630 573 740 683

исправительные работы 1117 686 407 502 472 295 286 327 314

обязательные работы 7359 7130 6613 6749 6391 3974 3829 5580 4900

штраф 5998 4889 4267 3916 3440 2253 2043 2201 1918

другие виды наказания 1 0 0 0 0 1 0 0 0

Число осужденных

2018 2019

Всего осуждено 18826 16858

из них: освобождено от отбывания наказания по амнистии и др. основаниям 1214 1448

Осуждено к видам наказания 17612 15410

в том числе: реальное лишение свободы 3163 2775

условное осуждение к лишению свободы 7244 6350

условное осуждение к иным мерам 280 208

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ограничение свободы 662 636

исправительные работы 248 182

обязательные работы 4205 3706

штраф 1809 1573

другие виды наказания 1 0

Приведенные выше данные, несомненно, свидетельствуют о стабильном сокращении числа несовершеннолетних лиц, которым назначается лишение свободы. Это, впрочем, соответствует и одному из направлений современной уголовно-исполнительной политики государства [4].

За период с 2000 по 2019 гг. количество не -совершеннолетних преступников, лишенных свободы, сократилось примерно с 25 тыс. до 2,7 тыс. Вместе с тем, как может ФСИН России сократить число осужденных несовершеннолетних, если в стране имеются серьезные причины преступности несовершеннолетних? В последнее десятилетие учтенная преступность несовершеннолетних сокращается, но это, скорее всего, по вполне справедливому мнению В. В. Лунеева, статистическое мошенничество [22]. Динамика преступности несовершеннолетних инер-

ционна. Пятидесятипроцентные скачки повышения или снижения преступности могут быть связаны либо с чрезвычайными обстоятельствами в стране (повышение), либо с отданными сверху указаниями «работать на снижение статистики», потому что не могут в одночасье исчезнуть серьезные криминогенные факторы преступности несовершеннолетних по всей стране.

Одна из основных причин нынешних проблем при исполнении наказаний в отношении несовершеннолетних заключается в том, что действенных механизмов контроля деятельности ФСИН России на сегодняшний день так и не выработано, эти механизмы практически отсутствуют, что превратило этот орган не только в основной, главный в системе исполнения наказаний, но и бесконтрольный [14]. Это напрямую отражается на деятельности ВК, где массовые беспорядки

происходят почти ежегодно (только за 2015 г. их было более десятка случаев) [21, с. 31].

Таким образом, в настоящее время не наблюдается преемственности и стабильности в уголовной политике в отношении несовершеннолетних, в итоге законодательство криминального цикла испытывает серьезные колебания. В период с 1998 по 2020 гг. было принято более 100 федеральных законов,

изменяющих редакцию УИК, однако большинство из них не имели комплексного характера и не касались всех сфер реализации ответственности. В связи с этим требуется комплексная переработка норм действующего уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, составляющих основу уголовной политики в отношении несовершеннолетних.

Список литературы:-

1. российская федерация. Президент (2012-; В. В. Путин). О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

2. российская федерация. Правительство. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав : Постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 г. № 995 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 45. - Ст. 5829.

3. российская федерация. Правительство. О программе подготовки медиаторов : Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 г. № 969 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2010. - № 50. - Ст. 6706.

4. российская федерация. Правительство. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 43. - Ст. 5544.

5. Беляева, Л. И. Ювенальная юстиция как одно из направлений уголовной политики / Л. И. Беляева // Перспективы развития ювенального права и ювенальной юстиции в Российской Федерации : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Архангельск, 2008. - С. 144-148.

6. Бойко, А. И. УК РФ: 20 лет терзаний и недоумений / А. И. Бойко // 20 лет Уголовному кодексу Российской Федерации: de lege lata et de lege ferenda : материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Ярославль, 2016. - С. 29-85.

7. Босхолов, С. С. Основы уголовной политики. Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты / С. С. Босхолов. - Москва : ЮрИнфоР, 1999. - 293 с.

8. Ведерникова, О. Н. Современные тенденции развития ювенальной юстиции за рубежом / О. Н. Ведерникова // Российская юстиция. - 2005. - № 3. - С. 43-47.

9. Власенко, Н. А. Отчет по теме научно-исследовательской работы: «Систематизация и модернизация законодательной базы Российской федерации 1994-2014 гг. Уроки и приоритетные направления будущего развития» / Н. А. Власенко, Н. В. Власова, М. В. Залоило // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. - URL: http://iam.duma.gov.ru/node/10/4983 (дата обращения: 12.01.2017). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).

10. Гаврилов, Б. Я. Современная уголовная политика России: цифры и факты / Б. Я. Гаврилов. - Москва : Проспект, 2008. - 208 с.

11. Гуськова, А. Проблемы ювенальной юстиции в России / А. Гуськова, Е. Ширшов // Уголовное право. -2006. - № 2. - С. 125.

12. Долгова, А. И. Преступность, ее организованность и криминальное общество / А. И. Долгова. Москва : Российская криминологическая ассоциация, 2003. - 575 с.

13. зиядова, Д. з. Проблемы создания ювенальной юстиции / Д. З. Зиядова // Вопросы ювенальной юстиции. - 2006. - № 2. - С. 14-16.

14. зубков, А. И. Геополитика и проблемы национальной безопасности России: курс лекций / А. И. Зубков. -Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2004. - 197 с.

15. Кибальник, А. Г. Уголовный кодекс РФ: двенадцатый год деградации / А. Г Кибальник // Библиотека криминалиста. - 2014. - № 3. - С. 24-35.

16. Клепицкий, И. А. Социальная обусловленность уголовной политики / Клепицкий И. А. // Государство и право. - 2017. - № 4. - С. 39-40.

17. Колпакова, Л. А. Система ювенальной юстиции в России и за рубежом: история и современность / Л. А. Колпакова, А. М. Рудаков. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2016. - 109 с.

18. Концепция уголовно-правовой политики российской федерации // Общественная палата Российской Федерации. - URL: http://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889 (дата обращения: 15.01.2017). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).

19. Кругликов, Л. Л. Преступления против жизни и здоровья // Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / Под ред. В. К. Дуюнова. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2017. - С. 325.

20. Лапшин, В. ф. Теоретические основы установления и дифференциации ответственности за финансовые преступления : специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» :

диссертация на соискание научной степени доктора юридических наук / Лапшин Валерий Федорович; Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Рязань, 2016. - 446 с.

21. Ларионова, Н. Я. Уголовно-исполнительное законодательство о несовершеннолетних: проблемы и пути их решения / Н. Я. Ларионова, В. В. Невский. Москва : Юрлитинформ, 2016. - 366 с.

22. Лунеев, В. В. Криминологические, виктимологические и пенитенциарные проблемы несовершеннолетних / В. В. Лунеев // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2009. - № 8. - С. 4-5.

23. Малков, В. П. Понятие, предмет, задачи и система уголовного права России // Уголовное право России. Часть Общая: Учебник для вузов / Отв. ред. Л. Л. Кругликов. - Москва : БЕК, 2005. - С. 12.

24. Марковичева, Е. В. Правосудие для несовершеннолетних в контексте проблем Российской правовой культуры / Е. В. Марковичева // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2007. -№ 1. - С. 206-209.

25. Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие / Мельникова Э. Б. - Москва : Дело, 2001. - 270 с.

26. Нагаев, В. В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы / В. В. Нагаев - Москва : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2009. - 256 с.

27. Наумов, А. В. Может ли нынешний вариант редакции УК РФ выполнять свои законодательные задачи? / А. В. Наумов // 20 лет Уголовному кодексу Российской Федерации: de lege lata et de lege ferenda: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ярославль, 2016. - С. 40-44.

28. Неклюдов, Н. А. Уголовно-статистические этюды : статистический опыт исследования физиологического значения различных возрастов человеческого организма по отношению к преступлению / Н. А. Неклюдов. -Москва : ИНФРА-М, 2009. - 196 с.

29. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - Москва : Русский язык, 1984. - 797 с.

30. Основные статистические показатели состояния судимости в россии за 2003-2007 годы и 20082019 гг. // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. - URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2074 (дата обращения: 05.06.2020). - Текст : электронный (дата обращения: 01.09.2020).

31. Побегайло, Э. ф. Концептуальные основы современной российской уголовной политики / Э. Ф. Побегай-ло // Российский криминологический взгляд. - 2015. - № 1. - С. 279-284.

32. Побегайло, Э. ф. Современная криминологическая ситуация и кризис российской уголовной политики / Э. Ф. Побегайло // Российский криминологический взгляд. - 2005. - № 1. - С. 24.

33. Попаденко, Е. В. Применение примирительных процедур (медиации) в уголовном судопроизводстве / Е. В. Попаденко. - Москва : Юрлитинформ, 2010. - 139 с.

34. Смирнов, Л. Б. Кризис европейской постмодернистской уголовной и уголовно-исполнительной политики и его последствия / Смирнов Л. Б. // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 2. - С. 55-61.

35. Сулакшин, С. С. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России / С. С. Сулакшин, М. В. Деева, Д. В. Бачурина. - Москва : Научный эксперт, 2012. - 144 с.

36. Сундуров, ф. р. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие / Ф. Р. Сундуров, М. В. Талан. - Москва : Статут, 2015. - 254 с.

37. Телешова-Курицкая, Н. А. Некоторые показатели эффективности ювенального законодательства / Н. А. Те-лешова-Курицкая // «Черные дыры» в российском законодательстве. - Юридический журнал. - 2006. - № 1.

38. Трунов, И. Л. Вопросы уголовного права и уголовной политики в отношении несовершеннолетних / И. Л. Трунов, Л. К. Айвар // Журнал российского права. - 2005. - № 10.

39. Шеслер, А. В. Отзыв о диссертации И.М. Клейменова «Сравнительная криминология: криминализация, преступность, уголовная политика в условиях глобализации», представленной на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» / А. В. Шеслер // Всероссийский криминологический журнал. - 2016. - Т. 10. - № 4. -С. 851.

40. Шестакова, Л. А. Реализация концепции ювенальной юстиции в производстве по делам несовершеннолетних в Российской Федерации / Л. А. Шестакова. - Москва : Юрлитинформ, 2016. - 278 с.

41. Санташов, А. Л. Вопросы уголовной политики в сфере дифференциации и индивидуализации ответственности несовершеннолетних осужденных (генезис законодательства, современное состояние, зарубежный опыт) / А. Л. Санташов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2018. - № 3. - С. 79-87.

42. Энциклопедия уголовного права. Т. 1. Понятие уголовного права / под ред. В. Л. Кудрявцева. - Санкт-Петербург : Издательство профессор Малинин, 2005. - 699 с.

References:_

1. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2012-; V. V. Putin). O natsional'noi strategii deistvii v interesakh detei na 2012-2017 gody : Ukaz Prezidenta RF no. 761, 01.06.2012, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2012. - no. 23, art. 2994.

2. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Primernogo polozheniya o komissiyakh po delam nesovershennoletnikh i zashchite ikh prav : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 995, 06.11.2013, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2013, no. 45, art. 5829.

3. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O programme podgotovki mediatorov : Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 969, 03.12.2010, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2010, no. 50, art. 6706.

4. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2020 goda : Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii no. 1772-r, 14.10.2010, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2010, no. 43, art. 5544.

5. Belyaeva L. I. Yuvenal'naya yustitsiya kak odno iz napravlenii ugolovnoi politiki, Perspektivy razvitiya yuvenal'nogo prava i yuvenal'noi yustitsii v Rossiiskoi Federatsii : materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Arkhangel'sk, 2008) [Proc. All-Russ. Conf. (Arkhangel'sk, 2008)], pp. 144-148.

6. Boiko A. I. UK RF: 20 let terzanii i nedoumenii, 20 let Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii: de lege lata et de lege ferenda: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Yaroslavl', 2016) [Proc. All-Russ. Conf. (Yaroslavl, 2016)], pp. 29-85.

7. Boskholov S. S. Osnovy ugolovnoi politiki. Konstitutsionnyi, kriminologicheskii, ugolovno-pravovoi i informatsionnyi aspekty, Moscow, YuRInfoR Publ., 1999, 293 p.

8. Vedernikova O. N. Sovremennye tendentsii razvitiya yuvenal'noi yustitsii za rubezhom, Rossiiskaya yustitsiya, 2005, no. 3, pp. 43-47.

9. Vlasenko N. A., Vlasova N. V., Zaloilo M. V. Otchet po teme nauchno-issledovatel'skoi raboty: «Sistematizatsiya i modernizatsiya zakonodatel'noi bazy Rossiiskoi federatsii 1994-2014 gg. Uroki i prioritetnye napravleniya budushchego razvitiya», Ofitsial'nyi sait Gosudarstvennoi Dumy Rossiiskoi Federatsii. Available at: http://iam.duma.gov.ru/node/10/4983 (data obrashcheniya: 01.09.2020).

10. Gavrilov B. Ya. Sovremennaya ugolovnaya politika Rossii: tsifry i fakty. Moscow, Prospekt Publ., 2008, 208 p.

11. Gus'kova A., Shirshov E. Problemy yuvenal'noi yustitsii v Rossii, Ugolovnoe pravo, 2006, no. 2, p. 125.

12. Dolgova A. I. Prestupnost', ee organizovannost' i kriminal'noe obshchestvo. Moscow, Rossiiskaya kriminologicheskaya assotsiatsiya Publ., 2003, 575 p.

13. Ziyadova D. Z. Problemy sozdaniya yuvenal'noi yustitsii, Voprosy yuvenal'noi yustitsii, 2006, no. 2, pp. 14-16.

14. Zubkov A. I. Geopolitika i problemy natsional'noi bezopasnosti Rossii: kurs lektsii. Saint Petersburg, Yuridicheskii tsentr Press Publ., 2004, 197 p.

15. Kibal'nik A. G. Ugolovnyi kodeks RF: dvenadtsatyi god degradatsii, Biblioteka kriminalista, 2014, no. 3, pp. 24-35.

16. Klepitskii I. A. Sotsial'naya obuslovlennost' ugolovnoi politiki, Gosudarstvo i pravo, 2017, no. 4, pp. 39-40.

17. Kolpakova L. A., Rudakov A. M. Sistema yuvenal'noi yustitsii v Rossii i za rubezhom: istoriya i sovremennost'. Vologda, VIPEh FSIN Rossii Publ., 2016, 109 p.

18. Kontseptsiya ugolovno-pravovoi politiki Rossiiskoi Federatsii, Obshchestvennaya palata Rossiiskoi Federatsii. Available at: http://www.oprf.ru/discussions/newsitem/17889 (data obrashcheniya: 01.09.2020).

19. Kruglikov L. L. Prestupleniya protiv zhizni i zdorov'ya, Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya i Osobennaya chasti: Uchebnik, V. K. Duyunov (ed.). Moscow, RIOR Publ., INFRA-M Publ., 2017, p. 325.

20. Lapshin V. F. Teoreticheskie osnovy ustanovleniya i differentsiatsii otvetstvennosti za finansovye prestupleniya, Dr. jurid. sci. diss., Ryazan, Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi universitet Publ., 2016, 446 p.

21. Larionova N. Ya., Nevskii V. V. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo o nesovershennoletnikh: problemy i puti ikh resheniya. Moscow, Yurlitinform, 2016, 366 p.

22. Luneev V. V. Kriminologicheskie, viktimologicheskie i penitentsiarnye problemy nesovershennoletnikh, Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2009, no. 8, pp. 4-5.

23. Malkov V. P. Ponyatie, predmet, zadachi i sistema ugolovnogo prava Rossii, Ugolovnoe pravo Rossii. Chast' Obshchaya: Uchebnik dlya vuzov, L. L. Kruglikov (ed.), Moscow, BEK Publ., 2005, p. 12.

24. Markovicheva E. V. Pravosudie dlya nesovershennoletnikh v kontekste problem Rossiiskoi pravovoi kul'tury, «Chernye dyry» v rossiiskom zakonodatel'stve. Yuridicheskii zhurnal, 2007, no. 1, pp. 206-209.

25. Mel'nikova Eh. B. Yuvenal'naya yustitsiya: problemy ugolovnogo prava, ugolovnogo protsessa i kriminologii: Uchebnoe posobie. Moscow, Delo Publ., 2001, 270 p.

26. Nagaev V. V. Yuvenal'naya yustitsiya. Sotsial'nye problemy. Moscow, YUNITI-DANA Publ., Zakon i pravo Publ., 2009, 256 p.

27. Наумов А. В. Может ли нынешний вариант редакции УК РФ выполнять свои законодательные задачи? 20 let Ugolovnomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii: de lege lata et de lege ferenda: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Yaroslavl', 2016) [Proc. All-Russ. Conf. (Yaroslavl, 2016)], pp. 40-44.

28. Neklyudov N. A. Ugolovno-statisticheskie ehtyudy : statisticheskii opyt issledovaniya fiziologicheskogo znacheniya razlichnykh vozrastov chelovecheskogo organizma po otnosheniyu k prestupleniyu. Moscow, INFRAM Publ., 2009, 196 p.

29. Ozhegov S. I. Slovar' russkogo yazyka. Moscow, Russkii yazyk, 1984, 797 p.

30. Osnovnye statisticheskie pokazateli sostoyaniya sudimosti v Rossii za 2003-2007 gody i 2008-2019 gg. Ofitsial'nyi sait Sudebnogo departamenta pri Verkhovnom Sude Rossiiskoi Federatsii. Available at: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=2074 (data obrashcheniya: 01.09.2020).

31. Pobegailo Eh. F. Kontseptual'nye osnovy sovremennoi rossiiskoi ugolovnoi politiki, Rossiiskii kriminologicheskii vzglyad, 2015, no. 1. pp. 279-284.

32. Pobegailo Eh. F. Sovremennaya kriminologicheskaya situatsiya i krizis rossiiskoi ugolovnoi politiki, Rossiiskii kriminologicheskii vzglyad, 2005, no. 1, pp. 24.

33. Popadenko E. V. Primenenie primiritel'nykh protsedur (mediatsii) v ugolovnom sudoproizvodstve. Moscow, Yurlitinform Publ., 2010, 139 p.

34. Smirnov L. B. Krizis evropeiskoi postmodernistskoi ugolovnoi i ugolovno-ispolnitel'noi politiki i ego posledstviya, Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra, 2016, no. 2, pp. 55-61.

35. Sulakshin S. S., Deeva M. V., Bachurina D. V. Problema inokul'turnoi yuvenal'noi yustitsii v sovremennoi Rossii. Moscow, Nauchnyi ehkspert Publ., 2012, 144 p.

36. Sundurov F. R., Talan M. V. Nakazanie v ugolovnom prave: Uchebnoe posobie. Moscow, Statut Publ., 2015, 254 p.

37. Teleshova-Kuritskaya N. A. Nekotorye pokazateli ehffektivnosti yuvenal'nogo zakonodatel'stva, «Chernye dyry» v rossiiskom zakonodatel'stve. Yuridicheskii zhurnal, 2006, no 1.

38. Trunov I. L., Aivar L. K. Voprosy ugolovnogo prava i ugolovnoi politiki v otnoshenii nesovershennoletnikh, Zhurnal rossiiskogo prava, 2005, no. 10.

39. Shesler A. V. Otzyv o dissertatsii I.M. Kleimenova «Sravnitel'naya kriminologiya: kriminalizatsiya, prestupnost', ugolovnaya politika v usloviyakh globalizatsil», predstavlennoi na soiskanie uchenoi stepeni doktora yuridicheskikh nauk po spetsial'nosti 12.00.08 «Ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolnitel'noe pravo», Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal, 2016, vol. 10, no. 4, p. 851.

40. Shestakova L. A. Realizatsiya kontseptsii yuvenal'noi yustitsii v proizvodstve po delam nesovershennoletnikh v Rossiiskoi Federatsii. Moscow, Yurlitinform Publ., 2016, 278 p.

41. Santashov A. L. Voprosy ugolovnoi politiki v sfere differentsiatsii i individualizatsii otvetstvennosti nesovershennoletnikh osuzhdennykh (genezis zakonodatel'stva, sovremennoe sostoyanie, zarubezhnyi opyt), Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 2018, no. 3, pp. 79-87.

42. Kudryavtsev V. L. Ehntsiklopediya ugolovnogo prava, vol. 1. Ponyatie ugolovnogo prava. Saint Petersburg, Professor Malinin Publ., 2005, 699 p._i-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.