Габуев А. Р.
Ювенальная юстиция: теоретико-правовой аспект
Габуев Ахсарбек Русланович
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Старший преподаватель кафедры административного права [email protected]
РЕФЕРАТ
На сегодняшний день в России наиболее дискуссионными и острыми являются вопросы криминализации молодежной среды, разрушения института семьи, модернизации системы взаимодействующих институтов в сфере защиты прав и интересов детей и создания ювенальной юстиции как эффективного механизма защиты прав несовершеннолетних. В статье предпринимается попытка комплексного, системного исследования института ювенальной юстиции, понимание которого в России в отличие от западных стран не имеет единства во мнениях как среди ученых, так и среди юристов-практиков и рассматривается с достаточно противоположных и крайне интересных точек зрения. Предлагаемые учеными различные трактовки понятия «ювенальная юстиция», которое является предметом бурной полемики в юридической литературе и публицистике, как правило, отличаются от объема включаемого в его содержание. Проведенный анализ данной дефиниции позволил автору выделить его основные элементы и дать собственное определение данному институту в соответствии с международно-правовыми стандартами и национальной концепцией развития ювенальных технологий в России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ювенальная юстиция, правосудие в отношении несовершеннолетних, законность, защита прав и интересов ребенка
Gabuev A. R.
Juvenile Justice: Theoretical and Legal Aspects Gabuev Akhsarbek Ruslanovich
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Assistant Professor of the Chair of Administrative Law [email protected]
ABSTRACT
Today, Russia is the most debatable and sharp are the issues of criminalization of youth environment, destruction of the family institution, modernization of the system of interacting institutions in the sphere of protection of rights and interests of children, and the creation of juvenile justice-the effective mechanism of protection of the rights of minors. The article attempts to comprehensive, systematic studies of the Institute of juvenile justice, understanding of which in Russia, unlike Western countries, does not have a unified opinion among scientists and among legal practitioners and considered quite the opposite and very interesting points of view. Offered by the scientists of the various interpretations of the concept of «juvenile justice», which is the subject of stormy debate in the legal literature and journalism, as a rule, differ from the amount included in its content. The analysis of this definition, allowed the author to highlight its main elements and give their own definition of this institution in accordance with international legal standards and national concept of the development of juvenile technologies in Russia.
KEYWORDS
the juvenile justice system, juvenile justice, legality, protection of rights and interests of the child
< >
о о
Жизнестойкость социума и способность его к развитию и совершенствованию определяются непосредственно состоянием здоровья данного общества в целом, развитостью закона и его способностью регулировать отношения между отдель-
ными членами данного общества, способностью определять правовой статус и ха- о рактер общества как единого целостного социального организма. ^
По своей сути, общество в целом, как и его отдельные члены, живут и развива- ^ ются по одним и тем же объективным законам жизни, начиная свой путь с рожде- Е^ ния, детства, юности, зрелого возраста и заканчивая его неизбежной старостью.
Как отмечает Н. П. Мелешко, детство — очень важный этап жизни человека.
ш
Цивилизованное общество должно исходить из приоритетности подготовки детей о к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и твор- о ческой активности, воспитания высоких нравственных качеств, гражданственности. < Детство — это проблема продолжения рода человеческого и проблема формиро- ^ вания личности будущего полноправного члена общества [11]. Общеизвестно, что х одной из основных целей любого цивилизованного общества является развитие 2 нравственности, культуры, духовности, физического воспитания у будущего по- н-коления, так как невозможно построить прогрессивное правовое государство без ^ достойной смены, наделенной высокой нравственностью и правосознанием. щ
Однако, являясь одной из самых незащищенных групп населения, дети зачастую оказываются жертвами недобросовестных родителей, чиновников и граждан, безнаказанно нарушающих их права и свободы, а неспособность детей самостоятельно защищать свои права и законные интересы, недоступность для них квалифицированной помощи юристов, адвокатов и других специалистов диктует необходимость определения надежного и действенного механизма защиты их прав и законных интересов.
Как признано мировым сообществом и закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, дети как особая, не являющаяся дееспособной и вместе с тем весьма значительная часть общества нуждаются в специальных механизмах защиты их прав1.
Ратифицировав 15 сентября 1990 г. Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация приняла на себя обязательство обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка. Причем в данной Конвенции (ч. 3 ст. 40) и среди замечаний Комитета ООН по правам ребенка от 08.10.1999 г. сказано: «Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального правосудия...»2. В последнее время данное обстоятельство приобрело особую актуальность в выполнении взятых нашей страной на себя обязательств по защите прав и интересов детства.
Всем известно, что в последние годы уровень преступности в России растет в геометрической прогрессии. Немаловажно, что в целом, безусловно, влияют на криминогенный фон в стране последствия политических и социально-экономических преобразований. Влияние таких резких изменений на общую ситуацию с преступностью в стране усиливается. Его прямым следствием являются рост безработицы и, конечно, к сожалению, снижение уровня жизни наших граждан. Следует согласиться с мнением А. И. Овчинникова, который справедливо отмечает, что «новые реалии правовой жизни России выглядят совсем не так, как это представляли реформаторы. Если в экономической области реформы породили спад производства и сырьевой тип экономики, в политической привели к элитизации власти, а в культурной к нравственному релятивизму, то в области правовой жизни можно наблюдать „кризис современного правосознания": рост преступности, коррупции, „теневого права", пренебрежения российскими законами и иными нормативными
1 Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г. // ВВС СССР. 1990. № 45.
2 Там же.
о актами. Важнейшим фактором, спровоцировавшим все эти процессы, являются не ^ только и не столько экономические проблемы, сколько „слом" прежней системы ^ ценностей, социальных приоритетов общественного развития, в том числе и при-ЕЗ оритетов правовой политики» [15].
И не секрет, что такого рода процессы зачастую сопровождаются ослаблением устоев семьи, снижением ответственности родителей за воспитание и образование о детей, жестоким обращением с детьми, что, как отмечалось ранее, пополняет о ряды беспризорных и безнадзорных детей. Миллионы российских детей из не-< благополучных семей, предоставленные сами себе, легко вступают в конфликт с с законом и, как следствие, предстают перед судом. Обеспокоенность вызвана не х только тем фактом, что безнадзорные и беспризорные дети, а также несовершен-2 нолетние правонарушители на сегодняшний день представляют собой угрозу обще-н- ственной безопасности, совершая административные правонарушения и престу-^ пления, но и угрозу национальной безопасности России, поскольку от младшего с поколения напрямую зависит сохранение нормального генофонда нации. Совершаемые представителями подростковой среды общественно опасные деяния все чаще принимают форму жестоких и корыстно-насильственных посягательств, носят преимущественно групповой характер: в среднем из пяти преступлений, совершенных несовершеннолетними, три случая — совершенные в группах [7]. Именно в среде несовершеннолетних правонарушителей в значительной степени находит пополнение взрослая преступность. Поэтому проблема преступности несовершеннолетних — это проблема преступности в целом по стране.
Именно по этой причине среди сознательной части нашего общества наиболее дискуссионными и острыми являются вопросы криминализации молодежной среды, разрушения института семьи, модернизации системы взаимодействующих институтов в сфере защиты прав и интересов детей, не отвечающих реалиям сегодняшнего дня, не способных развивать социальные отношения, и создания ювенальной юстиции как эффективного механизма защиты прав несовершеннолетних.
В мировой практике понятие «ювенальная юстиция» используется для обозначения системы правосудия в отношении несовершеннолетних. Рассматриваемая терминологическая конструкция стала очень популярной в последнее десятилетие и в России используется довольно часто в научной и публицистической литературе, рассматривается с достаточно противоположных и крайне интересных точек зрения.
К сожалению, даже среди наиболее квалифицированных российских ученых и специалистов все еще нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция. Причем разночтения возникают не только в отношении содержательного аспекта, но и в самом названии. Изучив основные направления разработки содержания указанной дефиниции, мы пришли к выводу, что в отечественной науке и публицистике можно выделить несколько подходов к ювенальной юстиции. Но обо всех по порядку.
Динамичные процессы изменения основных направлений развивающегося общества при смене правящих режимов, ценностных ориентиров образуют весьма плодотворную почву для разработки соразмерных требованиям времени моделей развития государственных институтов в различных сферах государственного управления. Не стала исключением и такая весьма важная сфера, как сфера юстиции и, соответственно компетенция органов по управлению в данной сфере.
В юридической литературе термин «юстиция» употребляется в узком и широком значении. В узком смысле слова юстиция понимается как система органов «судебного ведомства, находящихся в подчинении Министерства юстиции»1. В широком
1 Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г. // ВВС СССР. 1990. № 45. П. 6.
значении юстиция — это «деятельность, направленная на осуществление права, о правосудия, законности»1. ^
Согласно толкованию, данному С. И. Ожеговым и Н. Ю. Шведовой [16], юсти- ^ ция — это система судебных учреждений, а также сфера их деятельности. Из при- EJ веденных определений можно сделать вывод о том, что традиционно под юстици- g ей понимают отправление правосудия, т. е. деятельность, присущую судам. Одна- L-ко данный вывод является не совсем точным, и термин «юстиция» употребляется о в юридической терминологии не только в отношении суда и судебной деятельности. о Как известно, в России министерство юстиции, как и в большинстве государств < мира, не входит в судебную систему, а является органом исполнительной власти, ^ т. е. органом государственного управления, имеющим полномочия по регистрации х нормативно-правовых актов, ведению записей актов гражданского состояния, ре- 2 гистрации общественных объединений, исполнению наказаний и судебных решений ни т. д. Из этого следует, что система юстиции представляет собой не только дея- ^ тельность судов, хотя, несомненно, судам принадлежит весомая роль в сфере щ юстиции. Но если принять во внимание тот факт, что заимствованное из латыни слово «юстиция» переводится как «законность», «правомерность», «справедливость» [14], то можно с уверенностью говорить о том, что на обеспечение справедливости, законности, правомерности реализации своих прав и интересов людей и функционирования органов и организаций направлена деятельность не только суда, но и различных государственных органов.
Термин «ювенальный» берет свое начало от имени древнегреческой богини вечной молодости — Ювенты, а латинское слово juvenis (junior) в переводе на русский имеет несколько однотипных значений — «молодой, юный, неполовозрелый»2.
Следуя мнению профессора Э. Б. Мельниковой, являющейся одним из ведущих российских ученых в области ювенологии, лингвистическое сочетание слов «юстиция» и «ювенальная» означает, что речь идет одновременно и об общем, и о специфическом понятии юстиции. Как часть общей юстиции, она «наследует» ее принципы и институты. Специфическое понятие ювенальной юстиции отличает ее от общей юстиции, создает степень ее автономности [19]. Таким образом, спецификой ювенальной юстиции является тот факт, что оно основано на юридическом понятии несовершеннолетия, которое образует правовые границы организации, компетенции, способов и форм осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.
В большинстве стран мира, как и в России, границей совершеннолетия является 18 лет, в остальных несовершеннолетними являются лица не достигшие 15, 17, 20 или 21 года. В Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г., границей несовершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством». Подобная трактовка необходима для возможности применения минимальных стандартных правил в рамках различных национальных правовых систем государств-участников, учитывая правовые, экономические, исторические, политические, социальные, культурные особенности каждой из стран, а также возможностью установить минимальные стандарты в обращении с несовершеннолетними правонарушителями [10].
В Пекинских правилах ООН 1984 г. также содержится английское понятие — Juvenile Justice, которое в аутентичном русском тексте переведено как «правосудие в отношении несовершеннолетних». В связи с развитием в настоящее время научных знаний и подходов в данной области, зависящих в том числе от объема,
1 Юридический словарь. М., 1953. С. 775.
2 Энциклопедический словарь правовых знаний. М., 1965. С. 511-512.
о включаемого в понятие «ювенальная юстиция», предпринимаются различные по-^ пытки его интерпретации. Так, профессор В. Ермаков считает, что «актуальной ^ становится проблема создания в России ювенальной юстиции, хотя, на мой взгляд, ЕЗ более понятным и точным является термин „юстиция, обеспечивающая защиту ^ прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних"» [5].
Что касается самого понимания института «ювенальной юстиции», то здесь уче-о ные и юристы-практики не имеют единства во мнениях. Например, одни авторы, о такие как Э. Б. Мельникова и Г. Н. Ветрова, понимают под ювенальной юстицией < «судебную систему, осуществляющую правосудие по делам несовершеннолетних ^ и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершенно-х летних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях не-2 совершеннолетних» [12]. Э. Б. Мельникова определяет, что ювенальная юстиция — н- это прежде всего правосудие и центральным его звеном является суд, а все ^ остальные органы, как юридические, так и неюридические, не могут подняться над с судом, руководить им, они должны осознавать свое «подчиненное» положение. Посягательства других органов на компетенцию суда по делам несовершеннолетних заканчивались плачевно и для суда, и для несовершеннолетних [13].
Более широкое понятие сформировано группой авторов во главе с профессором В. Д. Ермаковым, разработавшей в 1999 г. проект закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции в РФ». В ст. 1 данного документа было указано, что ювенальная юстиция — «это совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций» [3; 5].
Д. А. Ягофаров считает, что термин «ювенальная юстиция» обозначает, «с одной стороны, научное направление, предметом которого является теоретическое и прикладное изучение особенностей уголовно-правового, уголовно-процессуального и криминологического воздействия на сознание и поведение несовершеннолетних как субъектов правонарушения (преступления) и носителей юридической ответственности; с другой стороны, ювенальная юстиция — это учебная дисциплина, преподаваемая в высших учебных заведениях, основными задачами которой являются освоение студентами системы научных знаний уголовно-правового, уголовно-процессуального и криминологического характера и формирование их умений и навыков прикладного свойства» [21, с. 69-76]. Также Д. А. Ягофаров рассматривает ювенальную юстицию как особую подсистему правоохранительной системы общества, например, систему органов правоох-раны, в чьи непосредственные задачи входят предупреждение правонарушений несовершеннолетних, обеспечение исполнения наказаний в их отношении. Юве-нальное правосудие и ювенальные суды в его интерпретации не отождествляются с понятием «ювенальная юстиция», а лишь органично связываются. «Если первое отражает главным образом уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты правосудия в отношении несовершеннолетних (это понятие уже понятия «ювенальная юстиция»), то второе отражает наличие в системе судоустройства судов общей юрисдикции, специализирующихся на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних» [21, с. 72].
Есть мнение Н. Е. Борисовой, которая говорит, что ювенальная юстиция — это правовая система, регулирующая общественные отношения как с участием ребенка (несовершеннолетнего), так и в отношении него как до, так и после его рождения, состоящая из системы специальных субъектов и различных отраслей права и обеспечивающая развитие, воспитание, образование и профессиональную под-
готовку к самостоятельной жизни ребенка1. Но, по нашему мнению, данное опре- о
деление, высказанное Н.Е. Борисовой, является абстрактным, не в полной мере ^
раскрывает сущность и основное предназначение ювенальной юстиции, не содер- ^
жит механизмы осуществления правосудия, специализированные ювенальные ор- Е^ ганы, полномочные рассматривать дела в отношении несовершеннолетних.
Весьма интересным представляется мнение профессора А. И. Овчинникова, согласно которому «ювенальная юстиция, понимаемая широко, не только как система о
со
судопроизводства в отношении несовершеннолетних, а скорее как вектор государ- о ственной политики в отношении семьи, детства, материнства, представляет собой < систему мероприятий, направленных на создание специальных институтов, позво- ^ ляющих государству активно влиять на процесс воспитания, обучения, бытовой х жизни несовершеннолетних» [15]. А. И. Овчинников, являясь противником введения 2 в России ювенальной юстиции, указывает на введение западной неолиберальной н-политики в нашей стране, направленной на «принудительную либерализацию семей- ^ ного воспитания, семейных отношений» [Там же], что вызывает на сегодняшний день щ болезненную реакцию общества. Многие научные деятели, представители общественности, церкви поддерживают данное мнение. По нашему мнению, в данном случае имеет место смешение «сферы гражданского судопроизводства по делам, в которых затрагиваются интересы семьи и несовершеннолетних» [17], на что и направлен весь негатив общественного осуждения, со сферой судопроизводства по уголовным и административным делам в отношении несовершеннолетних.
Безусловно, привитие западных аналогов к российской правовой системе с учетом исторических, национальных, нравственных сторон как минимум затруднительно и нецелесообразно с точки зрения эффективности. Однако глобальные экономические и политические изменения в нашей стране, начавшиеся с распадом Советского Союза, не позволяют нам с учетом этих процессов в полной мере эффективно и качественно использовать социальные институты государственного управления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и др.), оставшиеся от советской власти. Необходимо использовать печальный опыт зарубежных стран и предотвратить внедрение ненужных элементов западной ювенальной юстиции на российскую правовую почву, стремиться к усовершенствованию уже существующих органов, доказавших свою значимость в защите прав и интересов несовершеннолетних.
Еще одна точки зрения принадлежит Р. М. Максудову и М. К. Флямеру, определяющим ювенальную юстицию как «весьма сложное множественное целое — комплекс концепций и „схем" влияния на подростков, массу конкретно-практических ситуаций воздействия на человека, семью, первичные группы (непосредственное окружение подростка), а также социальные институты» [8].
Не вызывает сомнений тот факт, что ювенальная юстиция представляет собой весьма сложное целое, и целый ряд толкований термина «ювенальная юстиция» различных авторов является в той или иной степени правильным, однако в настоящее время в России еще до конца не устоялся подход к определению внешних границ системы ювенальной юстиции, т. е. к определению того, какие институты принадлежат этой системе в качестве ее элементов.
На наш взгляд, сформулировать определение ювенальной юстиции затруднительно без определения основных элементов, т. е. ее системы, относительно которой в юридической литературе так же сложились различные точки зрения. Например, О. Ведерникова выделяет четыре основных элемента ювенальной юстиции: «особый круг лиц, на которых распространяется действие ювенальной юстиции; специальные регламентирующие процесс расследования и судебного разбиратель-
1 См.: Латинский язык / Под общ. ред. В. Н. Ярхо, В. И. Лободы. М., 1969. С. 354.
о ства; система специализированных судебных органов и учреждений» [2]. И. И. Мар-^ тинович, полагает, что «система ювенальной юстиции включает ювенальные суды, ^ ювенальную прокуратуру и адвокатуру, службу квалифицированных психологов и ^ социальных работников и иных специалистов, а также специальные воспитатель-g ные и пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних» [9].
В. Д. Ермаков представляет систему ювенальной юстиции как совокупность о таких элементов, как «комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, S уполномоченный по правам ребенка, органы опеки и попечительства, ювенальные < органы следствия и дознания, суды по делам семьи и несовершеннолетних, юве-с нальные воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, х приемные семьи, кураторские центры, реабилитационные службы для несовершен-2 нолетних, коллегии адвокатов, правозащитные общественные организации, зани-н- мающиеся защитой прав и законных интересов несовершеннолетних» [5]. ^ Как отмечалось ранее, ряд авторов (Э. Б. Мельникова, Г. Н. Ветрова) указывают d на то, что, несмотря на многочисленные элементы системы ювенальной юстиции, центральным звеном ювенальной юстиции является суд. Однако институт ювенальной юстиции нельзя связывать только со специализированными судебными органами, предназначенными для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних, так как в более широком, социальном диапазоне система правосудия в отношении несовершеннолетних представляется как система защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних различные специализированные службы правоохранительных органов, а также органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественные правозащитные организации.
Все вышеизложенное дает нам основание сделать вывод о том, что специализированные (ювенальные) суды должны являться не единственным, а одним из основных звеньев в цепочке системы ювенальной юстиции.
Мы не можем согласиться с мнением О. Захаровой, которая отмечает, что на необходимость создания ювенальных судов указано в различных документах ООН, в том числе в Конвенции о правах ребенка и так называемых Пекинских правилах [6]. Международно-правовые стандарты непосредственно не требуют их прямого создания, в них лишь упоминается, что «в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних».
Предусмотренная в международных стандартах ООН система правосудия в отношении несовершеннолетних требует постепенного изменения действующего российского законодательства, определения объема дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и различных уровнях отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Безусловно, соответствующие изменения должны быть внесены в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных ведомств как уже функционирующих, так и тех, которые будут в перспективе создаваться. Как известно, в апреле 2000 г. на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ обсуждались проекты «Основ законодательства о ювенальной юстиции в Российской Федерации» и федерального конституционного закона «О внесении дополнений в федеральный конституционный закон «О судебной системе в Российской Федерации», однако до сегодняшнего дня эти законы не приняты. Концепцией судебной реформы в России была поставлена задача создания судов по делам несовершеннолетних, таким образом, специализированные судебные органы являются лишь элементом системы правосудия в отношении несовершенно-
летних, а ювенальная юстиция — это особая система правосудия, в которой цен- о тральное звено — специализированный суд, тесно взаимодействующий с социаль- ^ ными службами как до рассмотрения дела судом, так и после вынесения судебного ^ решения во всех случаях, независимо от того, решается ли вопрос защиты прав EJ несовершеннолетнего, либо он осужден за преступление. Главное — на всех этапах g правосудия обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего [18]. L-
Нормы международного права констатируют, что при создании целостной си- о стемы ювенальной юстиции необходимо руководствоваться принципом, закреплен- о ным ст. 3 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г., в соответствии с которым < во всех действиях государственных, частных учреждений, судебных, административных и законодательных органов по делам несовершеннолетних первоочередное х внимание должно уделяться защите интересов подростков. Создание ювенальной 2 юстиции, конечно же, необходимо проводить поэтапно, исходя из кадровых, фи- н-нансовых и иных возможностей. ^
На данный момент в России существует ряд законодательных актов, направленных m на защиту прав детей, но в силу малой эффективности существующего, а порой и вовсе отсутствия механизма реализации данных актов можно смело говорить об их неэффективности. Большинство законов, посвященных проблемам борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних, профилактике детской преступности, страдают декларативностью или посвящены не детям с их проблемами, а ведомствам с их функциями, упорядочить которые, разграничить и распределить между различными ведомствами с их иерархической подчиненностью и отраслевой взаимосвязью не удается.
Отечественное законодательство, регламентирующее судопроизводство в отношении несовершеннолетних, в соответствии с международными правовыми актами, определяющими особенности расследования и рассмотрения дел указанной категории, должно преследовать цели создания наиболее благоприятных условий для установления причин девиантного поведения несовершеннолетних, поиска оптимально эффективных мер воздействия с учетом конкретных данных о личности несовершеннолетнего и достижения его социальной реабилитации в обществе. Однако органы, в функции которых входят указанные меры и методы, не справляются с ними в силу ряда насущных для нашей страны проблем.
По мнению Е. Л. Вороновой, функции «специальных служб», взаимодействующих с ювенальным судом, могут выполнять органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Такие службы решают свои специфические задачи в интересах несовершеннолетних [4].
Так, принятый 24 июня 1999 г. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 (далее — ФЗ-120) закрепляет комплекс правовых и социальных гарантий, законных интересов несовершеннолетних, их безопасность, способы защиты их прав. В ч. 2 ст. 9 данного ФЗ-120 указано, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних данная норма включила комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защиты населения, органы управления об-
1 Ст. 1 проекта ФЗ РФ «Основы законодательства о ювенальной юстиции РФ».
о разованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы ^ управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. ^ Несмотря на многообразие государственных институтов, занимающихся про-ЕЗ блемами несовершеннолетних, в настоящее время в нашей стране наличествуют ^ их системная разобщенность, неслаженность, отсутствие взаимодействия, что не дает возможности для достижения результативного итога в области защиты прав о ребенка от криминогенной среды, снижения количества правонарушений и пре-о ступлений. По справедливому утверждению Н. Е. Борисовой, только соединение < усилий различных государственных органов и структур, а также негосударственных с организаций в единое социально-правовое пространство в виде целостной систе-х мы ювенальной юстиции позволит решить поставленные задачи [1].
Компетенция деятельности каждого из органов системы профилактики безнад-н- зорности и правонарушений несовершеннолетних различна. Среди них следует ^ выделить компетенцию специальных публичных образований — комиссий по делам с несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДНиЗП), обладающих определенными властными полномочиями по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, с обращением с несовершеннолетними в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также выражающихся в наделении КДНиЗП правом возбуждать, рассматривать и выносить определения и постановления об административных правонарушениях, обязательных для исполнения участниками административного процесса.
Хотелось бы отметить, что существующие в нашей стране комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются единственным в мировой практике органом, альтернативным суду, имеющим карательную функцию. Необходимо отметить, что на сегодняшний день нонсенсом является отсутствие федерального закона о КДНиЗП, закрепляющего его правовой статус. Действующее же морально устаревшее Положение о КДН от 3 июня 1967 г.1 фактически утратило законную силу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно КоАП РФ, подведомственность дел об административных правонарушениях несовершеннолетних полностью отнесена к ведению комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав2. В связи с этим количество дел об административных правонарушениях, рассматриваемых комиссиями, значительно возросло за счет таких составов, которые ранее рассматривались органами внутренних дел или иными органами и должностными лицами. При этом в настоящее время административный процесс стал не менее сложным, чем уголовный, значительно возросли объем и сложность процессуальных действий, совершение которых требует от должностных лиц, занимающихся правоприменительной деятельностью, знания норм не только административного права, но и других отраслей.
Если принять во внимание координирующую роль среди других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также возможность применения властно-принудительных методов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются конечной инстанцией в решении основных вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнад-
1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. (с изм. от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
2 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1969. № 4. Ст. 89; 1971. № 22. Ст. 443; 1972. № 51. Ст. 1209; 1974. № 29. Ст. 782; 1977. № 12. Ст. 2589; 1986. № 33. Ст. 919; 1993. № 12. Ст. 429.
зорности и правонарушений в подростковой среде1. Каждый элемент этой системы о
имеет задачи и функции, направленные на реализацию возможности эффективно ^
воздействовать на личность несовершеннолетнего, его родителей и других законных ^
представителей, своевременно выявлять и устранять причины и условия, способ- Е^
ствующие противоправному поведению несовершеннолетних. ^
Таким образом, можно смело говорить о том, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних в нашей стране осуществляется не только в рамках о
со
уголовного судопроизводства, но также в рамках административного, т. е. внесу- о дебного производства по делам в отношении несовершеннолетних. Данный вне- < судебный порядок соответствует Международным стандартам ООН и представля- ^ ет собой важное звено в цепи мероприятий по профилактике и предотвращению х последующих правонарушений или преступлений среди несовершеннолетних.
По нашему мнению, правильным является утверждение Н. А. Чертовой о том, что н-ювенальную юстицию целесообразно рассматривать, не просто выделяя специфи- ^ ческих для нее действующих лиц (судей, социальных работников, пробаторов), но щ и предполагая, что они своими действиями реализуют особые («ювенальные») концепции, проекты и «схемы» работы. Изменение концепций и моделей приводит к соответствующим изменениям в практике [20].
Необходимо отметить, что на сегодняшний день не только суд наделен специальными полномочиями по рассмотрению дел в отношении или с участием несовершеннолетних. Данным органом являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые наделены специальными полномочиями по рассмотрению административных дел в отношении несовершеннолетних и их законных представителей. Но не следует исключать также и другие государственные и негосударственные органы, которые должны входить в систему органов ювенальной юстиции. Деятельность государственных органов, не связанных с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних, а также негосударственных органов в виде различных социально-психологических служб ювенального профиля, безусловно, способствует эффективности функционирования всей системы ювенальной юстиции, в том числе и ювенальных судов как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судом решения. Поэтому в целом ювенальную юстицию в широком смысле необходимо рассматривать в неразрывной связи с различными учреждениями, целью функционирования которых является оказание всевозможной помощи лицам, совершившим противоправные деяния в несовершеннолетнем возрасте, а также семьям, находящимся в социально опасном положении. Однако не все подобные учреждения могут включаться в систему органов, непосредственно реализующих ювенальную политику, поскольку они не осуществляют правосудие, а только помогают суду и КДНиЗП принять правильное решение.
Таким образом, исходя из норм международного права по осуществлению правосудия в отношении несовершеннолетних, принимая во внимание особенности судопроизводства в отношении несовершеннолетних в нашей стране и органы и их полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, мы пришли к выводу, что система ювенальной юстиции должна включать
1 Впервые члены комиссии наделены правом возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 («неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»), 5.36 («нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью или учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»), 5.37 («незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью»), 6.10 («вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ») Кодекса РФ об административных правонарушениях.
о следующие элементы системы ювенальной юстиции: нормы права, закрепляющие
^ основные права и свободы несовершеннолетних и правовое положение органов,
^ в функции которых входит защита прав и интересов несовершеннолетних; воз-
ЕЗ раст — несовершеннолетние, как основание ювенальной юстиции; ювенальный суд
^ как специализированный орган, отправляющий правосудие в отношении несовершеннолетних; государственные органы, входящие в систему профилактики безнад-
о зорности и правонарушений (преступлений) несовершеннолетних; нормы проце-
со
о дурного характера, регламентирующие производство по делам в отношении несо-< вершеннолетних.
Принимая во внимание права и законные интересы несовершеннолетних, раз-х личные органы власти по делам несовершеннолетних, ювенальную юстицию, на наш 2 взгляд, можно трактовать в широком смысле как направление научной деятельности, н- предусмотренную законодательством систему специализированных органов, осу-^ ществляющих свою деятельность на основании специальных норм в отношении с несовершеннолетних и применяющих особые способы взаимодействия с несовершеннолетними как при ресоциализации личности несовершеннолетнего, так и с детьми, оказавшимися в конфликте с законом.
В более узком смысле ювенальная юстиция представляет собой специализированные органы судебной власти при содействии государственных и негосударственных органов, организаций и служб ювенального профиля, реализующих особую, соответствующую нормам международного права форму отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в целях защиты их прав и интересов, оказание всевозможной помощи лицам, совершившим правонарушения или преступления в несовершеннолетнем возрасте, восстановление социальной справедливости, а также профилактику девиантного поведения несовершеннолетних.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день в России защита прав и свобод несовершеннолетних при осуществлении правосудия не в полной мере соответствует международно-правовым стандартам, в связи с чем нуждается в постоянном совершенствовании в данной области. Учитывая значимость правосудия в отношении несовершеннолетних в нашей стране, развитие ювенальной системы защиты прав ребенка предполагает поэтапный и комплексный процесс, направленный на совершенствование уже существующих государственных учреждений и механизмов эффективного взаимодействия между собой всей системы органов, деятельность которых направлена как на осуществление правосудия, так и на различные профилактические мероприятия, и создания новых ювенальных институтов в соответствии с международными стандартами.
Литература
1. Борисова Н. Е. К вопросу о концепции российского ювенального права // Право и жизнь. 1999. № 19.
2. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы// Российская юстиция. 2000. № 7. С. 51-52.
3. Вопросы ювенальной юстиции: Альманах. № 3. М., 2001.
4. Воронова Е. Л. Становление правосудия по делам несовершеннолетних — опыт Ростовской области // Российская юстиция. 2005. № 3. С. 48-52.
5. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. № 10. С. 22-23.
6. Захарова О. Ювенальное правосудие: уроки истории и задачи на завтра // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 8. С. 32-37.
7. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: Юристъ, 2006. С. 475.
8. Максудов Р. М., Флямер М. К. Ювенальная юстиция: взаимодействие государства и обще-
ства в реагировании на правонарушения и отклоняющееся поведение несовершеннолет-
них (исторический экскурс и методический анализ) // Российская юстиция. 2001. № 5. С. 40.
9. Мартинович И. И. В Беларуси созрели предпосылки создания ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002. № 8. С. 49-50.
10. Международные акты о правах человека: Сб. док-тов / Сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. М., 2002. С. 296.
11. Мелешко Н. П. Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. 787 с.
12. Мельникова Э. Б., Ветрова Г. Н. Проекта закона «О ювенальной юстиции в РФ» // Правозащитник. 1996. № 2. С. 42-58.
13. Мельникова Э. Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990. С. 14.
14. Новикова Т. Ю. Ювенальная юстиция в аспекте развития правовых и реабилитационных технологий (на примере деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ и обособленной судебной системы). Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского ун-та, 2007. С. 17.
15. Овчинников А. И. Новеллы ювенальной юстиции в контексте идеологии глобализма и неоглобализма // Юридический мир. 2011. № 2. С. 26-29.
16. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 903 с.
17. Ткачев В. Н. «Детская болезнь» юстиции: какие ювенальные технологии нужны России? // Сайт Ростовского областного суда: [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.rostoblsud.ru/ пе_4626703 (дата обращения: 02.12.2013).
18. Ткачев В. Н. В Ростовской области создается региональная модель ювенальной юстиции // Российская юстиция. 2002. № 2. С. 25-27.
19. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб. пособие / Э. Б. Мельникова. М.: Дело, 2000. С. 21.
20. Ювенальное право: Мат-лы науч.-практич. конф. / Отв. ред. Н. В. Машинская. Архангельск, 2005. С. 129-130.
21. Ягофаров Д. А. Ювенальное право // Основы государства и права. 2003. № 1. С. 69-76.
References
1. Borisova N. E. On a question of the concept of the Russian juvenile justice [K voprosu o kont-septsii rossiiskogo yuvenal'nogo prava] // Law and life [Pravo i zhizn']. 1999. N 19.
2. Vedernikova O. Juvenile justice: historical experience and prospects [Yuvenal'naya yustitsiya: istoricheskii opyt i perspektivy] // Russian justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2000. N 7. Pp. 5152.
3. Questions of juvenile justice: Almanac [Voprosy yuvenal'noi yustitsii: Al'manakh]. N 3. M., 2001.
4. Voronova E. L. Formation of Justice for minors — experience of the Rostov region [Stanovlenie pravosudiya po delam nesovershennoletnikh — opyt Rostovskoi oblasti] // Russian Justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2005. N 3. Pp. 48-52.
5. Ermakov V. Yustition is obliged to protect the rights and legitimate interests of minors [Yustitsiya obyazana zashchishchat' prava i zakonnye interesy nesovershennoletnikh] // Russian Justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2000. N 10. Pp. 22-23.
6. Zakharova O. Juvenile justice: history and tasks for tomorrow [Yuvenal'noe pravosudie: uroki istorii i zadachi na zavtra] // Lyceum and gymnasia education [Litseiskoe i gimnazicheskoe obrazovanie]. 2003. N 8. Pp. 32-37.
7. Criminology [Kriminologiya] / Under the editorship of V. N. Kudryavtsev, V. E. Eminov. M.: Jurist [Yurist], 2006. P. 475.
8. Maksudov R. M., Flyamer M. K. Juvenile justice: state and society interaction in response to offenses and deviant behavior of minors (historical digression and the methodical analysis) [Yuvenal'naya yustitsiya: vzaimodeistvie gosudarstva i obshchestva v reagirovanii na pravona-rusheniya i otklonyayushcheesya povedenie nesovershennoletnikh (istoricheskii ekskurs i metod-icheskii analiz)] // Russian Justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2001. N 5. P. 40.
9. Martinovich I. I. In Belarus prerequisites of creation of juvenile justice ripened [V Belarusi sozreli predposylki sozdaniya yuvenal'noi yustitsii] // Russian Justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2002. N 8. Pp. 49-50.
10. International acts of human rights: Collection of documents [Mezhdunarodnye akty o pravakh cheloveka: Sbornik dokumentov] / Editors V. A. Kartashkin, E. A. Lukashev. M., 2002. P. 296.
< >
о о
o 11. Meleshko N. P. Juvenile justice in the Russian Federation: criminological problems of development [Yuvenal'naya yustitsiya v Rossiiskoi Federatsii: kriminologicheskie problemy razvitiya]. ^ SPb.: R. Aslanov's publishing house «Legal Press center» [Izdatel'stvo R. Aslanova «Yuridicheskii
< tsentr Press»], 2006. 787 p.
> 12. Melnikova E. B., Vetrova G. N. Draft Bill «About Juvenile Justice in the Russian Federation» [Proekta Zakona «O yuvenal'noi yustitsii v RF»] // Human rights defender [Pravozashchitnik]. ^ 1996. N 2. Pp. 42-58.
o 13. Melnikova E. B. Justice for minors: history and present [Pravosudie po delam nesovershen-§ noletnikh: istoriya i sovremennost']. M., 1990. P. 14.
™ 14. Novikova T.Yu. Juvenile justice in aspect of development of legal and rehabilitation technolo-^ gies (on the example of activity of Ombudsmen for Children in territorial subjects of the Russian
x Federation and the isolated judicial system) [Yuvenal'naya yustitsiya v aspekte razvitiya pravovykh
< i reabilitatsionnykh tekhnologii (na primere deyatel'nosti upolnomochennykh po pravam re-^ benka v sub»ektakh RF i obosoblennoi sudebnoi sistemy)]. Khabarovsk: Publishing house of ^ the Pacific University [Izd-vo Tikhookeanskogo un-ta], 2007. P. 17.
^ 15. Ovchinnikov A. I. Short stories of juvenile justice in a context of ideology of a globalism and a ° neoglobalism [Novelly yuvenal'noi yustitsii v kontekste ideologii globalizma i neoglobalizma] //
Legal World [Novelly yuvenal'noi yustitsii v kontekste ideologii globalizma i neoglobalizma]. 2011. N 2. Pp. 26-29.
16. Ojegov S. I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of Russian language [Tolkovyi slovar' russkogo yazyka]. M., 1995. 903 p.
17. Tkachev V. N. «Children's illness» of justices: what juvenile technologies are necessary to Russia? [«Detskaya bolezn'» yustitsii: kakie yuvenal'nye tekhnologii nuzhny Rossii?] // Site of the Rostov regional court [Sait Rostovskogo oblastnogo suda]:[Electronic resource]. URL: http://www.rostoblsud.ru/ne_4626703 (address date 02.12.2013) (rus).
18. Tkachev V. N. In the Rostov region the regional model of juvenile justice is created [V Rostovskoi oblasti sozdaetsya regional'naya model' yuvenal'noi yustitsii] // Russian Justice [Rossiiskaya yustitsiya]. 2002. N 2. Pp. 25-27.
19. Juvenile justice: problems of criminal law, criminal trial and criminology. Manual [Yuvenal'naya yustitsiya: problemy ugolovnogo prava, ugolovnogo protsessa i kriminologii. Uchebnoe poso-bie] / E. B. Melnikova. M.: Business [Delo], 2000. P. 21.
20. Juvenile law: Materials of scientific and practical conference [Yuvenal'noe pravo. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii] / Under the edition of N. V. Mashinskaya. Arkhangelsk, 2005. Pp. 129-130.
21. Yagofarov D. A. Juvenile law [Yuvenal'noe pravo] // State and law bases [Osnovy gosudarstva i prava]. 2003. N 1. Pp. 69-76.