Научная статья на тему 'Принципы взаимодействия государственных структур и малого бизнеса в агропромышленном комплексе'

Принципы взаимодействия государственных структур и малого бизнеса в агропромышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И МАЛОГО БИЗНЕСА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЯМОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / SMALL BUSINESS / INTERACTION OF THE STATE AND SMALL BUSINESS / TAX PRIVILEGES / DIRECT FINANCING / SUPPORT OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафин Ф. М., Хастиева Э. И.

Предлагаемая статья посвящена исследованию особенностей взаимодействия государственных структур и малого бизнеса в сельском хозяйстве. В статье автором предложены принципы взаимодействия государства и малого бизнеса в АПК, позволяющие достигнуть целевых результатов реализации программ поддержки и приоритетов в реализации государственного интереса в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offered article is devoted to research of features of interaction of the state structures and small business in agriculture. In article the author offered principles of interaction of the state and small business in the agrarian and industrial complex, allowing to reach target results of implementation of programs of support and priorities in realization of the state interest in agrarian and industrial complex.

Текст научной работы на тему «Принципы взаимодействия государственных структур и малого бизнеса в агропромышленном комплексе»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МИР

чЗг

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР И МАЛОГО БИЗНЕСА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ PRINCIPLES OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND SMALL BUSINESS IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Ф. М. Сафин, доктор экономических наук, профессор Э. И. Хастиева, аспирант

Предлагаемая статья посвящена исследованию особенностей взаимодействия государственных структур и малого бизнеса в сельском хозяйстве. В статье автором предложены принципы взаимодействия государства и малого бизнеса в АПК, позволяющие достигнуть целевых результатов реализации программ поддержки и приоритетов в реализации государственного интереса в АПК. Offered article is devoted to research of features of interaction of the state structures and small business in agriculture. In article the author offered principles of interaction of the state and small business in the agrarian and industrial complex, allowing to reach target results of implementation of programs of support and priorities in realization of the state interest in agrarian and industrial complex.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, малый бизнес, взаимодействие государства и малого бизнеса, налоговые льготы, прямое финансирование, поддержка инноваций.

Key words: Agro-industrial complex, small business, interaction of the state and small business, tax privileges, direct financing, support of innovations.

Одной из важнейших целевых задач развития агропромышленного комплекса нашей страны является реализация Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения устойчивого развития как самих товаропроизводителей, так и сельских территорий и ряд других мер. Реализация параметров Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которые предусмотрены в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, позволит достичь к 2020 году удельного веса отечественных продовольственных товаров в общих ресурсах по зерну - 99,8%, сахару - 91,2%, растительному маслу - 82,8%, картофелю - 99,7%, мясу и мясопродуктам - 88,9%, молоку и молочным продуктам - 85,3%. Также планируется увеличение производства продукции сельского хозяйства к 2020 году по отношению к 2010 году на 39%, обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в размере 8,8%, роста производительности труда на 70%, повышение уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций до 20% [1].

Достижение ожидаемых результатов реализации госпрограммы развития АПК на 2013-2020 годы возможно при условии тесного взаимодействия государственных и предпринимательских структур, в том числе и предприятий малого бизнеса на селе. Любое взаимодействие, как связь действующих друг на друга явлений, предметов и т.д. всегда осуществляется для достижения определенных целей, решения задач и основывается на определенных принципах взаимного действия.

Наиболее распространёнными формами малого предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства (далее К(Ф)Х), индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные производственные кооперативы, закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Причем в зависимости от вида производимой продукции доля продукции К(Ф)Х варьируется от 20% (молоко) до 86% (семена подсолнечника) в общем объеме производимой продукции в малом бизнесе, доля которого в свою очередь находится в среднем на уровне 25-30% от общего объема продукции (работ, услуг) сельского хозяйства [2].

В целом объем продукции К(Ф)Х в общем объеме производимой в сельском хозяйстве продукции не превышает 9% (2008 г. - 8,5%, 2009 г. - 7,5%, 2010 г. - 7,1%, 2011 г. - 8,9%) (табл. 1). При этом объем производимой продукции К(Ф)Х в абсолютном значении увеличивается (табл. 2), а снижение их доли в 2009-2010 гг. в общем объеме малых предприятий связано с ростом товарооборота по другим формам

малого предпринимательства. Следует отметить, что в сельском хозяйстве наиболее распространена деятельность без образования юридического лица

(304,3 тыс. К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей) и лишь 6,6 тыс. - сельскохозяйственные потребительские кооперативы [3].

Таблица 1

Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах; в % к итогу)

Наименование хозяйств 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Хозяйства всех категорий 100 100 100

в том числе:

сельскохозяйственные организации 45,4 44,5 47,7

хозяйства населения 47,1 48,4 43,4

крестьянские (фермерские) хозяйства 7,5 7,1 8,9

Таблица 2

Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Наименование хозяйств 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Хозяйства всех категорий 101,4 88,7 122,1

в том числе:

сельскохозяйственные организации 100,8 89,4 125,3

хозяйства населения 102,9 88,8 115,6

крестьянские (фермерские) хозяйства 97,0 83,9 145,8

В целом за 2008-2011 гг. наблюдается стабильный прирост объемов товарооборота и численности занятых работников в сельскохозяйственном малом предпринимательстве, причинами которого являются как естественные инфляционные процессы, так и некоторые положительные результаты Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Для общего анализа степени проработанности проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели в различных государственных программах и мероприятиях, было проведено сопоставление по схеме: проблема ^ меры государственного регулирования ^ результативность.

1. Диспаритет цен.

Меры: проблема частично решается за счет предоставления государственных субсидий по уплате части процентов по кредитам и займам сельхозпроизводителей, по компенсации части затрат на ГСМ, приобретение новой техники, на расширение К(Ф)Х и т.д.

Результативность: несмотря на принимаемые меры государственной поддержки, проблема диспаритета цен не решена. Одним из вариантов решения

является государственное ограничение роста цен на услуги и товары необходимые для осуществления текущей деятельности сельскохозяйственных производителей: топливные и энергоресурсы.

2. Отсутствие прозрачности, единого информационного портала, где содержалась бы информация по мерам государственной поддержки малого предпринимательства.

Меры: в настоящее время уже созданы и успешно функционируют следующие информационные ресурсы федерального масштаба: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства в России, региональные отделения ОПОРЫ России, сайт Министерства сельского хозяйства России, которые освещают различные стороны работы малых предпринимателей. Кроме того, существуют различные региональные информационные и консультационные центры, создаваемые при фондах, ассоциациях поддержки малого предпринимательства и региональных органах управления. С 2013 года планируется создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК) [4], с целью представления органам государственного и местного управления, региональным и муниципальным органам управления АПК, а также сельскохозяйственным товаропроизводителям единого информационно-управляющего пространства

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2012

МИР

чЛг

с достоверной оперативной информацией для принятия управленческих решений.

Результативность: предполагается оценка данного мероприятия по следующим показателям: количество видов государственных и информационно-консультационных услуг и сервисов, предоставляемых в электронном виде; доля органов управления (региональных и муниципальных), пользующихся информационными ресурсами ГАСУ АПК; доля земель сельскохозяйственного назначения в системе государственного мониторинга; уровень паспортизации сельскохозяйственных товаропроизводителей

Мы считаем, что, кроме принятия указанных мер необходима широкая социальная реклама ГАСУ АПК и уже существующих информационно-консультационных центров в регионах, поскольку фермеры зачастую не информированы, где и какую информацию можно получить.

3. Недостаток собственных оборотных средств. Сложность доступа к кредитным ресурсам на пополнение оборотных средств или модернизацию производства: высокие ставки и (или) выдача займов только под обеспечение прибыльным организациям.

Меры: государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования. Осуществляется через государственный банк, созданный для реализации мер государственной поддержки АПК - ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк». Кредиты выдаются под процентные ставки 8-16%, при этом до 95% от ставки рефинансирования компенсируются государством. Наиболее распространено кредитование под обеспечение (залог имеющегося либо приобретаемого имущества) [5].

Результативность: займы выдаются организациям с положительными значениями финансовой результативности, что является основным препятствием для получения кредита для широко круга малых предприятий, поскольку предприятия сельского хозяйства балансируют на пределе прибыльности (особенно в зонах рискового земледелия). Возможно, требуется продумать варианты снижения требований к заемщикам за счет расширения вариантов страхования его имущества или предмета займа.

4. Высокие ставки по лизинговым договорам.

Процентные лизинговые ставки 12-19%, при этом авансовый платеж более 30%, что для многих малых сельскохозяйственных товаропроизводителей является сильно сдерживающим фактором. Оборудование в лизинг выдается преимущественно юридическим лицам, при том, что среди малых форм хозяйствования наиболее распространена форма - индивидуальный предприниматель. В ка-

честве плюса данной формы финансирования - не требуется дополнительного залога, так как право собственности на передаваемое в аренду имущество принадлежит лизингодателю до конца срока действия договора.

Меры: государственное субсидирование части первоначального взноса до 70% по договору лизинга в рамках подпрограммы поддержки начинающих фермеров [6]. Субсидирование осуществляется на конкурсной основе только по приоритетным направлениям в каждом конкретном регионе и только после того как расходы будут понесены.

Результативность: ощутимая помощь выигравшим конкурс, в качестве минуса: субсидии выдаются лишь по факту оплаты лизинговых платежей, а не в момент оплаты, следовательно, как обмечалось выше, это является серьезным финансовым препятствием для развития данного вида финансирования малых предприятий

5. Высокая стоимость (недоступность) страхования.

Меры: в ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [7] с 01.01.2012 в части оплаты страховой премии 50% будет перечисляться региональным органом управления АПК РФ, оставшиеся 50% оплачивает сам страхователь. Страхование, согласно данного Закона, осуществляется по риску утраты (потеря жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей) и гибели урожая сельскохозяйственных культур (снижение фактического урожая по сравнению с запланированным на 30% и более), посадок многолетних насаждений. С целью упрощения процедуры заключения договора и определения сумм страхового возмещения: вводятся единые стандарты страхования: правила страхования, страховая документация, оценка ущерба, внедрена процедура агроэкспертизы.

Результативность: предполагается, что данный закон позволит увеличить процент застрахованных посевов с 20,1% (в том числе К(Ф)Х и ИП - 1,3%) в 2011году до 80% (в том числе К(Ф)Х и ИП - 60%) к 2020 году, повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей и снизить финансовую нагрузку государства при возмещении затрат на ликвидацию последствий чрезвычайных бедствий.

6. Несвоевременное и неполное бюджетное финансирование.

Меры: в государственной программе на 20132020 гг. и принимаемых на ее основе нормативных актах предоставление большинства предоставляемых субсидий также предполагается осуществлять по факту осуществления затрат. Разра-

ботаны программы субсидирования «до» или «в момент» поднесения затрат: 1) помощь начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм; 2) венчурное финансирование, гранты, микрофинансирование инновационного малого бизнеса.

Результативность: предполагается, что указанные мероприятия позволят содействовать созданию 24 тыс. дополнительных К(Ф)Х к 2020 г. и приросту сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми предприятиями на 7,4%. Вопрос неполноты финансирования (задержек в выплате) по выигранным грантам и получаемым субсидиям не решен.

7. Сложность доступа к государственным целевым программам, субсидиям и грантам по поддержке малого предпринимательства.

Меры: 1) механизм сокращения административных барьеров в АПК находится на стадии разработки;

2) подписан Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы». В данном документе акцент делается на необходимость общественной огласки всех выявленных случаев, об усилении административной и уголовной ответственности.

Результативность: предполагается, что реализация мер, предусмотренных в Указе Президента РФ от 13 марта 2012 г. позволит существенному снижению уровня коррумпированности российских чиновников.

8. Отсутствие прозрачности и сложность в работе с налоговыми и другими контролирующими органами.

Меры и результативность: принятые меры и их результаты можно описать в виде схемы - направление мер и их результат (рис. 1).

9. Отсутствие существенных форм налоговой поддержки начинающих предпринимателей.

Меры: в РФ действует специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей - единый сельскохозяйственный налог, который заменяет налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество и на доходы физических лиц- индивидуальных предпринимателей. Действие данного специального режима продлено до 2020 года.

Результативность: применение ЕСХН позволяет существенно снизить налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей. Бесспорно, интересным и требующим проработки представляется опыт Франции, Германии и Китая по отмене налогов первые 2 года деятельности предпринимателя.

10. Отсутствие отечественных производителей современной малой техники (измельчители соломы, мини-тракторы и т.д.).

Меры: успешная реализация программ всех вышеуказанных программ по поддержке сельского хозяйства естественным образом повлечет за собой развитие сопутствующих отраслей. Основными механизмами поддержки отраслей по производству средств и предметов труда в сельском хозяйстве является принятая подпрограммы Государственных программ «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие в АПК» и «Научное обеспечение программ Государственной программы»

Результативность: предполагается, что приобретение новой сельскохозяйственной техники увеличится до 172,2 тыс.шт. тракторов, 68,8 тыс.шт. зерноуборочных комбайнов, 17,2 тыс.шт. кормоуборочных комбайнов и 56,2 тыс.шт. грузовых автомобилей. Возрастет количество испытаний новинок сельскохозяйственной техники и оборудования на ФГБУ МИС до 925.8

11. Дефицит квалифицированных кадров. Старение сельского населения.

Меры: для решения дефицита рабочих кадров на селе, привлечения молодёжи на село разработаны федеральные целевые программы: «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельскохозяйственных территорий на 2014-2017годы и на период до 2020 года».

Результативность: предполагает-

ся, что реализация мероприятий, описываемых в данных программах позволит привлечь на село

Рис. 1. Принятые государством меры по сокращению административных барьеров

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2012

МИР

чЛг

молодых специалистов и снять напряженность по дефициту кадров и старению сельского населения.

Кроме обозначенных, государственная поддержка АПК осуществляется также и по следующим направлениям:

• программы развития племенного животноводства;

• программы развития элитного семеноводства;

• обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв, мелиорация земель, а также в рамках закона о поддержке малого предпринимательства:

• развитие технопарков, центров кластерного развития;

• создание бизнес-инкубаторов.

Анализ степени проработанности проблем малого бизнеса в аграрном секторе России позволил сделать следующие выводы: принятая в 2012 г. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, значительно расширяет объем мероприятий по поддержке малого предпринимательства; недостатки, которые отмечали аналитики и сельхозпроизводители в предыдущей Программе, по большей части устранены: есть подпрограммы поддержки стартапов, льготного кредитования и субсидирования на текущую и инвестиционную деятельность, проработаны обеспечивающие подпрограммы: поддержка расширения объемов мелиорации земель, развития подотраслей животноводства и растениеводства, технической и технологической модернизации и инновационного развития, разработаны механизмы поддержки научного обеспечения приоритетных задач аграрнопромышленного комплекса. Из положительного опыта западных стран, на наш взгляд, стоит заимствовать программы по обеспечению доли малого бизнеса в госзаказе и более четкие и действенные механизмы борьбы с коррупцией, которая не замедлит появиться при распределении описываемых в Программе грантов, субсидий. Кроме того, в последние годы отмечается снижение темпов создания и развития бизнес-инкубаторов, центров кластерного развития, технопарков, особых экономических зон, высокая эффективность которых доказана на опыте зарубежных стран.

Анализируя взаимодействие государственных структур и малого бизнеса в АПК, роль и задачи государства в развитии малого бизнеса, программы и методы поддержки малых форм предпринимательства в АПК, мы считаем, что принципы взаимодействия государства и малого бизнеса в АПК, выделяемые в соответствующих нормативных документах, требуют доработки. Следует отметить, что принципы взаимодействия государства и мало-

го бизнеса конкретизированы в соответствии со спецификой отрасли в ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и включают следующее:

1) доступность и адресность государственной

поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) доступность информации о состоянии государ-

ственной аграрной политики;

3) единство рынка сельскохозяйственной продук-

ции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

4) последовательность осуществления мер госу-

дарственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяй-

ственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанные принципы не позволяют в полном объеме достигать целей и задач взаимодействия государства и малого бизнеса в АПК, решать проблемы, существующие в настоящее время в сельском хозяйстве. На наш взгляд, перечень указанных направлений должен быть расширен и включать дополнительно следующие принципы:

а) заинтересованность органов государственной власти в развитии субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, содействие развитию сельскохозяйственных кластеров;

б) гарантию защиты прав и интересов малых предприятий при осуществлении государственного контроля (надзора), от криминального воздействия;

в) открытость, которая означает не только доступность информации о состоянии государственной аграрной политики, но и снижение административных барьеров между малым бизнесом и госор-ганами управления;

г) достаточность финансовой поддержки АПК, измеряемая как количественно, так и качественно;

д) воздействие малого предпринимательства на работу государственных структур путем соблюдения законов, несения ответственности за экономические и социальные результаты своей деятельности.

Соблюдение приведенных принципов взаимодействия, на наш взгляд, очень важно, поскольку если формируется среда неравного доступа к правовым и экономическим благам, распределяемым соответствующими государственными и муниципальными структурами, происходит ослабление интереса к достижению высоких экономических

результатов предпринимателями и последующее замедление процесса развития малого бизнеса. И тогда государство не может рассчитывать на достижение целевых результатов реализации программ поддержки малого предпринимательства в сельском хозяйстве, так как приоритеты в реализации государственного интереса также теряются.

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ № 717 от 14.07.2012 года.

2. Федеральный закон № 209 от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Федеральный Закон № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 (в ред. от

28.02.2012 № 6-ФЗ); Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России - 2011 г. Режим доступа: http://www.gks.ru/ Ьдс1/гед1/Ь11_38/Мст.Ит. Дата обращения:

05.07.2012.

3. Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ, www.gks.ru.

4. Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2013-2020. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm. Дата обращения:

09.07.2012.

5. Федеральный Закон № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 (с посл. изм. от

01.07.2011 № 169-ФЗ).

6. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1042 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2011 № 628, от

22.02.2012 № 138).

7. Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 25 июля 2011 года.

8. Национальный Доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы». Утверждено Правительством РФ

01.06.2012 № 881-р.

Сафин Ф. М. - доктор экономических наук, зав. кафедрой экономики и управления Казанского государственного университета культуры и искусств

Хастиева Э. И. - аспирант Института социальных и гуманитарных знаний (г. Казань) e-mail: nfo#idnayka.ru

зо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.