Научная статья на тему 'Государственное регулирование и перспективы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве Амурской области'

Государственное регулирование и перспективы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT OF AGRARIAN POLICY / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / PEASANT (FARMER) FARMS / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / PERSONAL PLOTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павличенко Анастасия, Реймер Валерий

Рассмотрены отдельные аспекты аграрной политики, способствующие развитию субъектов малого предпринимательства. Проанализированы основные направления государственной поддержки малых сельскохозяйственных предприятий Амурской области. Сделан вывод о необходимости совершенствования системы государственного регулирования с целью обеспечения эффективной работы малых предприятий в аграрном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers some aspects of agrarian policy, promoting the development of small businesses. The main directions of state support of small agricultural enterprises of the Amur region. The conclusion about the necessity of improving the system of state regulation in order to ensure efficient operation of small enterprises in the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование и перспективы развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве Амурской области»

УДК 334.7+63(571.61)

Анастасия Павличенко,

старший преподаватель, Валерий Реймер,

кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

<ххх><>о<><><><><><><><><><><><^

Рассмотрены отдельные аспекты аграрной политики, способствующие развитию субъектов малого предпринимательства. Проанализированы основные направления государственной поддержки малых сельскохозяйственных предприятий Амурской области. Сделан вывод о необходимости совершенствования системы государственного регулирования с целью обеспечения эффективной работы малых предприятий в аграрном секторе.

S u m m a r y

The article considers some aspects of agrarian policy, promoting the development of small businesses. The main directions of state support of small agricultural enterprises of the Amur region. The conclusion about the necessity of improving the system of state regulation in order to ensure efficient operation of small enterprises in the agricultural sector.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, аграрная политика, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства.

Keywords: small business, state regulation, state support of agrarian policy, peasant (farmer) farms, personal

Государственное регулирование развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве заключается, с одной стороны, в принятии нормативно- правовых актов, организации контроля за их соблюдением, применении мер ответственности за нарушение законодательства, а с другой - в обеспечении условий его эффективного функционирования.

Государственное регулирование АПК - это сложный механизм, который включает в себя инструменты воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по приемлемым ценам [4].

Выполняя функции важнейшего субъекта рыночных отношений, государство использует комплекс правовых, экономических, организационных и административных мер для преодоления спада производства и создания необходимых условий для экономического роста в агропромышленном комплексе страны.

Аграрная политика - важная составная часть государственного регулирования малого предпринимательства в

сельском хозяйстве. Она включает основные направления деятельности государства в аграрном секторе, увеличение производства и потребления сельскохозяйственной продукции, повышение доходов населения, охрану окружающей природной среды. Аграрная политика находит отражение в программах, законах, стратегиях, направленных на совершенствование предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

В методах государственного воздействия преобладают регулирующие механизмы, среди которых главная роль принадлежит ценовой политике, бюджетной поддержке, льготному налогообложению и кредитованию.

К субъектам малого аграрного предпринимательства применимы Положения Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2013 г.) [5]. Инфраструктурой поддержки малого предпринимательства законом определена система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в рамках разработанных и действующих программ поддержки и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе муниципальных программ.

Для поддержки граждан, ведущих личное подсобное хо-

зяйство, действует Федеральный закон РФ от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 21.06.2011 г.) [6]. В данном законе указаны следующие направления поддержки:

• формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водоснабжение, энергоснабжение и др.) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

• проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

• ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

Федеральным законом РФ от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от 28.12.2013 г.) предусмотрено оказывать поддержку фермерским хозяйствах посредством формирования экономической и социальной инфраструктуры для обеспечения их финансовыми и иными ресурсами.

Созданные в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.12.1995 г. № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 23.07.2013 г.) сельскохозяйственные кооперативы признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и получают государственную поддержку.

Минсельхоз России разместил для обсуждения проект ведомственной целевой программы «О развитии сельскохозяйственной кооперации» [7].

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (в ред. от 28.06.2012 г.) [2].

На региональном уровне (областном, краевом, республиканском) регулирование осуществляется через министерства сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации, задача которых состоит в создании и поддержке функционирования региональных информационно-консультативных центров. На уровне административных районов - это службы информации, созданные в основном на базе муниципальных органов управления сельским хозяйством.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности малого аграрного предпринимательства - это форма государственного регулирования, применяемая с целью стимулирования рационального ведения хозяйства и выражающаяся в конкретных мерах поддержки материального и нематериального характера.

Важным инструментом государственной поддержки развития малых предприятий являются федеральные и региональные программы. В Амурской области основные направления государственной поддержки малых форм хозяйствования предусмотрены в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования на 2013-2020 гг.» долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2013-2020 гг.» (далее Подпрограмма).

Подпрограмма охватывает малые формы хозяйствования, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), индивидуальные предприниматели (ИП), занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства (ЛПХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК), сельскохозяйственные организации-микропредприятия (с численностью занятых до 15 человек).

Основные мероприятия подпрограммы:

• гранты на создание и развитие К(Ф)Х и единовременное обустройство начинающих фермеров;

• гранты на развитие семейных животноводческих ферм;

• государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• поддержка К(Ф)Х и ИП в оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения [3].

Задачами подпрограммы являются:

• создание условий для увеличения количества субъектов малого предпринимательства;

• повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

Таблица 1

Объемы финансирования подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования на 2013-2020 гг.», тыс. руб.

Объемы финансирования подпрограммы 20 1 3 г. (факт) 2014 г. (факт) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Итого

Всего 43417 1214 1263 88417 96217 99587 102667 105957 538738

В том числе: областной бюджет 2500 417 446 51000 57200 58930 60250 61660 314953

внебюджетные источники 18367 797 817 37417 39017 40657 42417 44297 223785

• повышение уровня доходов сельского населения;

• развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции [3].

Развитие агропромышленного комплекса Амурской области невозможно без привлечения финансовых средств и создания условий для долгосрочного и среднесрочного кредитования. Для достижения поставленных целей будут использованы финансовые ресурсы из следующих источников:

• средства федерального бюджета;

• средства областного бюджета;

• средства муниципальных бюджетов;

• внебюджетные источники - собственные средства предприятий (организаций) агропромышленного комплекса, кредиты коммерческих банков, лизинг и инвестиции.

В рамках Подпрограммы предусмотрено самостоятельное привлечение инвестиционных ресурсов малыми формами хозяйствования и гибкая дифференцированная государственная поддержка развития агропромышленно-

го производства Амурской области. Объем финансирования Подпрограммы в 2013-2020 гг. за счет средств областного бюджета составит 314953 тыс. руб. (табл. 1).

К 2020 г. планируется создать дополнительно 80 К(Ф)Х, которые обеспечат не менее 160 рабочих мест.

Предусмотрена поддержка развития семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х. Реализация данного мероприятия направлена на увеличение числа семейных животноводческих ферм, создаваемых в К(Ф)Х, в которых деятельность организована на личном трудовом участии членов хозяйства.

Индикаторы эффективности реализации Подпрограммы представлены в таблице 2.

Полная реализация программы создания животноводческих ферм на базе К(Ф)Х к 2020 г. позволит увеличить количество животноводческих ферм на 40 ед., производство молока - на 3,2 тыс. т. Прирост сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, составит 0,4% в год [3].

Площадь земельных участков, оформленных в соб-

Таблица 2

Индикаторы эффективности реализации подпрограммы Поддержка малых форм хозяйствования на 2013-2020 гг.»

Наименование индикатора эффективности 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество хозяйств начинающих

фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с 9 10 10 10 10 10 10 10

помощью государственной поддержки, ед.

Количество построенных или

реконструированных семейных 6 5 5 5 5 5 5 5

животноводческих ферм, ед.

Прирост выручки

сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК), % 12 15 15 15 12 12 12 12

Площадь земельных участков, оформленных в собственность К(Ф)Х, включая индивидуальных 20 20 12 0 0 0 0 0

предпринимателей, тыс. га

ственность К(Ф)Х составит 52 тыс. га.

Кроме того, запланирован ряд мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона» государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2025 гг.», способствующих решению следующих задач:

• создание условий для увеличения численности сельского населения и его закрепления на территории, обеспечение занятости населения;

• поддержка развития логистической инфраструктуры для АПК и аграрного рынка;

• повышение качества жизни сельского населения, в том числе коренных малочисленных народов;

• поддержка малых форм хозяйствования;

• стимулирование повышения товарности личных подсобных хозяйств [1].

Развитие сельского хозяйства России вписывается в общемировые тенденции, однако в рамках регионов проявляются свои специфические особенности, что позволило выявить дальнейшие тенденции в развитии малых сельскохозяйственных предприятий Амурской области.

В Амурской области, на наш взгляд, необходимо использовать рациональные элементы в совершенствовании системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства, такие как:

• выделение дотаций на 1 га земельной площади, одну условную голову скота;

• поддержание уровня цен на многие виды сельхозпродуктов;

• финансирование государственных научных исследований и информационно-консультативного обслуживания;

• предоставление бюджетных субсидий на развитие инфраструктуры в сельской местности;

• развитие социальной сферы села.

Требуются изучение условий адаптации к современным условиям хозяйствования малого аграрного предпринимательства и эффективности его функционирования, разработка научных рекомендаций, направленных на рациональное развитие предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.

Кроме того, наряду с усилением государственной поддержки, значительную работу необходимо провести на уровне хозяйствующих субъектов. В них осуществляются производственные процессы, определяются издержки производства, согласуются интересы различных участни-

ков производства.

Применяемые (действующие) меры государственной поддержки создают благоприятные условия для развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе Амурской области, обеспечивают увеличение производства и реализации сельскохозяйственной продукции, что, в конечном счете, повысит эффективность их деятельности. В перспективе расширится сфера занятости населения, существенно повысятся доходы и уровень качества жизни сельских жителей, улучшится демографическая ситуация в сельской местности.

Литература

1. Государственная программа РФ «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014-2025 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://debri-dv.ru/article/6369

2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 г. № 178 (ред. от 28.06.2012 г. № 654-ФЗ) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (ред. от 15.07.2013 г.) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.goverment.ru/docs/3360

4. Сартанова Н.Т. Государственное регулирование АПК: опыт и основные направления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conference.be5.biz/r2012/1517.htm

5. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru

6. Федеральный закон РФ от 07.07. 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 21.06.2011 г. № 147-ФЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. consultant.ru

7. Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 03.12.2011 г. № 383-ФЗ). Режим доступа: http://base.consultant.ru

valer-ken@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.