Научная статья на тему 'Принципы управления развитием адаптивного спорта в России'

Принципы управления развитием адаптивного спорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ADAPTIVE SPORT / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / HANDICAPPED PERSONS / ПРИНЦИП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махов А.С.

Promotion of activities with the handicapped in the adaptive sports sphere is, undoubtedly, of great social value. Nevertheless, by now we have to admit that the process of development of sport for the handicapped is being poorly managed in our country, as shown in the lack of methods, functions and principles of management of development of adaptive sport. The management principles of development of adaptive sport are primitive rules stipulating for transformation of the system of adaptive sport into a new, more qualitative state. The research methods involved to specify the general principles of management and to determine the core special management principles of development of adaptive sport were as follows: analysis and synthesis of literature sources; content analysis of regulatory and advisory acts for international, regional and national control in adaptive sport, legislative and subordinate acts in adaptive sport in Russia; pedagogical observations of the operation of the system of adaptive sport and training and competitive activities of handicapped athletes; polls of public officials, training faculty, team members, volunteers and judges in adaptive sport; content analysis of the billboard and promo stand information of adaptive sports organizations; legal and manager advice; personal experience in adaptive sport. Thus, the process of management of development of adaptive sport is based on the consistency, optimality and efficiency principles; scientific validity and adequacy; combination of public and national interests and needs of the handicapped in management; efficient centralization; management regulation; feedback; humanization and government assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы управления развитием адаптивного спорта в России»

УДК: 796.035

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

развитием адаптивного спорта в России

Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя

MANAGEMENT CONCEPTS OF DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SPORT IN RUSSIA

A.S. Makhov, associate professor, Ph.D.

Shuya branch of Ivanovo state university, Shuya

Key words: concept, management, development, adaptive sport, handicapped persons.

Promotion of activities with the handicapped in the adaptive sports sphere is, undoubtedly, of great social value. Nevertheless, by now we have to admit that the process of development of sport for the handicapped is being poorly managed in our country, as shown in the lack of methods, functions and principles of management of development of adaptive sport. The management principles of development of adaptive sport are primitive rules stipulating for transformation of the system of adaptive sport into a new, more qualitative state.

The research methods involved to specify the general principles of management and to determine the core special management principles of development of adaptive sport were as follows: analysis and synthesis of literature sources; content analysis of regulatory and advisory acts for international, regional and national control in adaptive sport, legislative and subordinate acts in adaptive sport in Russia; pedagogical observations of the operation of the system of adaptive sport and training and competitive activities of handicapped athletes; polls of public officials, training faculty, team members, volunteers and judges in adaptive sport; content analysis of the billboard and promo stand information of adaptive sports organizations; legal and manager advice; personal experience in adaptive sport. Thus, the process of management of development of adaptive sport is based on the consistency, optimality and efficiency principles; scientific validity and adequacy; combination of public and national interests and needs of the handicapped in management; efficient centralization; management regulation; feedback; hu-manization and government assistance.

Ключевые слова: принцип, управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.

Введение. Активизация работы с инвалидами в сфере адаптивного спорта, несомненно, имеет большое социальное значение. Тем не менее на сегодняшний день приходится констатировать, что процесс развития спорта инвалидов в нашей стране носит слабоуправляе-мый характер, что проявляется в отсутствии методов, функций, принципов управления его развитием. Под принципами управления развитием адаптивного спорта понимаются исходные правила, способствующие переводу системы адаптивного спорта в новое, более качественное, состояние.

Цель исследования - раскрыть и конкретизировать общие (универсальные) принципы управления развитием адаптивного спорта в России.

Методы и организация исследования. Для

конкретизации общих (универсальных) принципов управления и определения содержания специальных принципов управления развитием адаптивного спорта нами были использованы такие методы исследования:

1) анализ и обобщение литературных первоисточников;

контент-анализ нормативных правовых и рекомендательных актов, регулирующих функционирование адаптивного спорта в международном, региональном и национальном масштабах, законодательных и подзаконных актов, в соответствии с которыми развивается адаптивный спорт в Российской Федерации;

педагогические наблюдения за функционированием системы адаптивного спорта и тренировочно-соревновательной деятельностью спортсменов-инвалидов;

2)

3)

4) опросы (беседы, интервью) представителей государственной службы, тренерско-препо-давательского состава, представителей команд, волонтёров и судей адаптивного спорта;

5) контент-анализ информации, содержащейся на досках объявлений и рекламно-информационных стендах организаций адаптивного спорта; консультации юристов, менеджеров;

6) собственный опыт работы в системе спорта инвалидов.

Результаты исследования и их обсуждение. Опираясь на результаты исследований отечественных и зарубежных авторов в области классического менеджмента [9, 12, 14], управления образованием [3, 6, 11, 13], менеджмента и маркетинга в сфере физической культуры и спорта [1, 2, 4, 5, 7, 8, 10 и др.], применительно к нуждам управления развитием адаптивного спорта в России были раскрыты и конкретизированы общие (универсальные) принципы управления:

1. Принцип системности рассматривает адаптивный спорт как систему - целостную совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях социальной адаптации, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и развития адаптивного спорта в Российской Федерации.

Элементами этой системы выступают такие субъекты адаптивного спорта, как государственные органы управления им (включая Министерство спорта, комитеты, министерства и департаменты спорта и туризма субъектов Федерации, Совет по делам инвалидов), общественные организации спорта инвалидов (Паралимпийский комитет России и его региональные отделения, федерации, союзы, центры и ассоциации адаптивного спорта), организации (в том числе образования, социального обслуживания и здравоохранения), реализующие в пределах своей компетенции программы физкультурно-спортивной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Данные элементы иерархически и функционально упорядочены, взаимосвязаны, находятся в тесном взаимодействии друг с другом и внешней средой, ориентированы на достижение целей развития адаптивного спорта (повышения его доступности и массовости, качества физкультурно-спортивной работы, улучшения качества жизни, повышения социального благополучия, уровня психофизической кондиции, спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья).

2. Принцип научной обоснованности и адекватности предполагает реализацию управленческих действий (функций) на основе последних достижений науки (прежде всего в области управления, общей, коррекционной и спортивной педагогики и психологии) и применения научно обоснованных методов и подходов, принятие адекватных сложившимся ситуациям управленческих решений на базе релевантной, актуальной, достоверной, полной и объективной информации.

3. Принцип оптимальности и эффективности управления развитием адаптивного спорта предусматривает достижение намеченных целей развития в максимально короткий срок при наименьших затратах труда, финансовых, материально-технических, кадровых и иных ресурсов.

4. Принцип регламентации управленческой деятельности предполагает осуществление управленческой деятельности в сфере адаптивного спорта (в том числе в целях его развития) в соответствии с действующими регламентами и законодательством.

Управленческая деятельность в сфере спорта инвалидов регулируется следующими документами (перечислим самые основные): Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. 23.07.2008) «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 (в действующей редакции) «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Модельным законом от 25.11.2008 № 31-13 «О паралимпийском спорте», Гражданским кодексом Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года и др.

Примерами регламентов в сфере адаптивного спорта могут служить:

• стандарты - ИСО, ГОСТы, ТУ и СНиПы, регламентирующие параметры и состояние спортивных сооружений, спортивно-технологического оборудования и инвентаря;

• методические рекомендации Минспорттуриз-ма РФ по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг

инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма;

• положения о физкультурно-спортивных организациях, спортивных соревнованиях, присвоении спортивных и тренерских званий, судейских категорий.

На основе учёта особенностей сферы адаптивного спорта определено содержание специальных принципов управления его развитием. В их числе:

1. Принцип сочетания общественных и государственных интересов и интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями. Предусматривает учёт, с одной стороны, интересов государства, семьи, общественных организаций и институтов, с другой - естественных и социальных потребностей и спортивных интересов представителей различных нозологических групп, их мнения при определении целей, задач, способов организации, содержания и технологий физкультурно-массовой и учебно-спортивной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

2. Принцип рациональной централизации в управлении адаптивным спортом - оптимального распределения полномочий при принятии управленческих решений и грамотного сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении.

Сущность данного принципа состоит в том,

что:

• за высшим уровнем управления спортом инвалидов (Министерство спорта, Паралим-пийский комитет России, федерации, союзы и ассоциации адаптивного спорта и др.) закрепляется право решения вопросов глобального (международного, федерального, межрегионального, отраслевого) стратегического характера, а за низовыми звеньями (организациями, реализующими программы физкультурно-спортивной работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)- вопросов регионального и местного уровней;

• руководитель каждого уровня управления адаптивным спортом имеет право как единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию, так и передачи (делегирования) части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим подчинённым (из числа компетентных сотрудников);

• выработка каждого управленческого решения в сфере адаптивного спорта должна осуществляться коллегиально - то есть коллективно с учётом мнений руководителей

различного уровня, специалистов (экспертов), исполнителей (тренерского состава и персонала спортивных организаций, спортивных судей, волонтёров и др.) и, если этого требует ситуация, спортсменов с ограниченными возможностями;

• ответственность за принятое коллегиально управленческое решение возлагается непосредственно на руководителя, при этом каждое должностное лицо несёт личную ответственность за выполнение запланированных действий и работ.

3. Принцип обратной связи - непрерывного контроля за реакциями объекта управления на все предпринимаемые управленческие воздействия со стороны субъекта управления.

Примерами форм обратной связи в системе адаптивного спорта могут служить: учёт материально-технической, финансовой, кадровой и иной обеспеченности физкультурно-спортивной организации, индекса качества физкультурно-спортивной работы, динамики индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся, объёма и качества освоенных двигательных действий, количества завоёванных спортивных наград и др.

4. Принцип гуманизации предполагает:

• признание инвалидов равноправными членами общества;

• выбор целей, форм, способов организации (включая способы взаимодействия с занимающимися), методов и средств спортивной подготовки с учётом ценностных ориентаций, целевых установок, спортивных интересов, потребностей и амбиций, а также нозологии, степени патологии, физической кондиции, двигательного опыта и потенциала, интеллектуальных и личностно-психологических особенностей инвалидов-спортсменов;

• предоставление спортсменам с ограниченными возможностями права участия в принятии и реализации управленческих решений в сфере адаптивного спорта.

5. Принцип государственной поддержки развития адаптивного спорта. Согласно данному принципу государство берёт на себя правовое, экономическое, социальное и иное обеспечение развития адаптивного спорта в нашей стране, поддержку паралимпийского движения.

Данный принцип закреплён в федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О защите инвалидов в Российской Федерации», Модельном законе «О паралимпийском спорте» и др. Помимо нормативных правовых актов основ-

ные формы государственной поддержки адаптивного спорта прописаны в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года, Государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, Концепции подготовки сборной команды России к XI Паралимпийским зимним играм в Сочи, программах и планах участия регионов в государственных программах по развитию адаптивного спорта. Перечислим наиболее значимые из них:

• правовое регулирование функционирования системы адаптивного спорта и управления ею; правовая защита субъектов спорта инвалидов;

• финансирование системы спорта инвалидов;

• обеспечение благоприятного инвестиционного климата, формирование внебюджетных фондов адаптивного спорта и организационная поддержка их деятельности;

• обеспечение соблюдения требований доступности спортивных объектов и услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения;

• информационно-коммуникационная поддержка спорта инвалидов: освещение спортивных событий в СМИ, ведение просветительской деятельности и пропаганды адаптивного спорта и здорового образа жизни среди лиц с инвалидностью;

• ведение научно-исследовательских работ по проблемам спорта инвалидов;

• определение приоритетных направлений подготовки и подготовка (переподготовка, повышение квалификации) кадров для сферы адаптивного спорта.

Вывод. Процесс управления развитием адаптивного спорта базируется на принципах системности; оптимальности и эффективности; научной обоснованности и адекватности; сочетания в управлении общественных и государственных интересов и интересов и потребностей лиц с ограниченными возможностями; рациональной централизации; регламентации управленческой деятельности; обратной связи; гуманизации; государственной поддержки.

Литература

1. Гуськов С.И. Спорт и маркетинг / С.И. Гуськов. - М: Вагри-ус, 1995. - 303 с.

2. Жолдак В.И. Менеджмент спорта и туризма / В.И. Жолдак,

B.А. Квартальнов. - М.: Советский спорт, 2000. - 416 с.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 224 с.

4. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов,

C.Г. Сейранов. - М.: Академия, 2004. - 432 с.

5. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента / И.И. Переверзин. - М.: Советский спорт, 2004. - 416 с.

6. Поташник М.М. Управление развитием школы: пособие для руководителей / М.М. Поташник. - М.: Академия, 1995.

- 464 с.

7. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Починкин. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Советский спорт, 2010. - 264 с.

8. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта: монография / О.Н. Степанова. - М.: Советский спорт, 2007. - 256 с.

9. Тейлор Ф. Научные основы организации промышленных предприятий. - Петроград: Типография Л.А. Левенстерна, 1916. - 85 с.

10. Томич М. Маркетинг в спорте. Рынок и спортивные продукты / М. Томич. - М.: МАФСИ, 2002. - 224 с.

11. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам / П.И. Третьяков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2009. - 492 с.

12. Файоль А. Общее промышленное управление / А. Файоль.

- М.: Книга, 1929. - 74 с.

13. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. - 4-е изд. -М.: Академия, 2007. - 384 с.

14. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности / Пер. с англ., 2-е изд. / Г. Эмерсон. - М.: Экономика, 1992.

- 216 с.

References

1. Gus'kov, S.I. Sport and marketing / S.I. Gus'kov. - Moscow: Vagrius, 1995. - 303 P. (In Russian)

2. Zholdak, V.I. Sports and tourism management / V.I. Zholdak, V.A. Kvartal'nov. - Moscow: Sovetsky sport, 2000. - 416 P. (In Russian)

3. Konarzhevsky, Yu.A. Management and intra-school management / Yu.A. Konarzhevsky. - Moscow: Educational center "Pedagogical search", 1999. - 224 P. (In Russian)

4. Management and economy of physical culture and sport: study guide / M.I. Zolotov, V.V. Kuzin, M.E. Kutepov, S.G. Seyranov.

- Moscow: Academia, 2004. - 432 P. (In Russian)

5. Pereverzin, I.I. The art of sports management / I.I. Pereverzin. -Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 416 P. (In Russian)

6. Potashnik, M.M. Management of school development: manual for administrators / M.M. Potashnik. - Moscow: Academia, 1995. - 464 P. (In Russian)

7. Pochinkin, A.V. Management in the sphere of physical culture and sport: study guide / A.V. Pochinkin. - 2nd ed., rev. and enl.

- Moscow: Sovetsky sport, 2010. - 264 P. (In Russian)

8. Stepanova, O.N. Marketing in the sphere of physical culture and sport: monograph / O.N. Stepanova. - Moscow: Sovetsky sport, 2007. - 256 P. (In Russian)

9. Taylor, F. Scientific grounds of organization of industrial enterprises. - Petrograd: Tipografiya L.A. Levensterna, 1916.

- 85 P. (In Russian)

10. Tomich, M. Marketing in sport. Market and sports-related products /M. Tomich. - Moscow: MAFSI, 2002. - 224 P. (In Russian)

11. Tret'yakov, P.I. School: education quality control in accordance with the results. - 2nd ed., rev. and enl. - Moscow: Pespektiva, 2009. - 492 P. (In Russian)

12. Fayol, A. General industrial management / A. Fayol. - Moscow: Kniga, 1929. - 74 P. (In Russian)

13. Shamova, T.I. Management of educational systems / T.I. Shamova, T.M. Davydenko, G.N. Shibanova. - 4th ed. -Moscow: Academia, 2007. - 384 P. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Emerson, G. Twelve principles of efficiency / Transl. from Engl., 2nd ed. / G. Emerson. - Moscow: Ekonomika, 1992. - 216 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

alexm-77@list.ru

Поступила в редакцию 24.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.