Научная статья на тему 'Социальная адаптация высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх'

Социальная адаптация высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРДЛИМПИЙСКИХ ИГРЫ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ БОРЦЫ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Габов М.В., Валеев Р.З., Мартемьянов Ю.Г.

SOCIAL ADAPTATION OF ELITE WRESTLERS, PARTICIPANTS OF SURDLYMPIC GAMES M.V. Gabov, associate professor, Ph.D. R.Z. Valeev, trainer-teacher Yu.G. Martemyanov, professor, Ph.D. Ural state university of physical culture, Chelyabinsk Sports complex «Metallurg-Magnitogorsk », Magnitogorsk Key words: Surdlympic games, hearing-impaired wrestlers, elite athletes, social life standards. The purpose of the present research was organization and experimental substantiation on creation of necessary social conditions for effective training of elite wrestlers, taking part in Surdlympic games. To increase effectiveness of educational-training process there was created and organized a system of special measures, aimed at settling of certain purposes and tasks of different training stages of handicapped athletes engaged in combat sports. The received materials of experimental work on organization of training of hearing-impaired wrestlers shown that creation of favorable social conditions considerably influenced achievement of high sports results and sports classes promoted receipt of material values and independence, along with social recognition. Further development of scientifically substantiated approach in an educational-training process for persons with health disorders presupposed view of individual features of single combats and specifics of hearingimpaired athletes. Introduction of scientific-methods maintenance in the educational-training process will promote realization of collected potential and set traditions in training wrestlers for Surdlympic games, and cause new, qualitative development of adaptive sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх»

социология спорта

УДК: 796.077-056.266

социальная адаптация

высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх

Кандидат педагогических наук, доцент м.в. Габов Тренер-преподаватель р.з. валеев

Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Г. мартемьянов Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск СК «Металлург-Магнитогорск», Магнитогорск

Abstract

SOCIAL ADAPTATION OF ELITE WRESTLERS, PARTICIPANTS OF SURDLYMPIC GAMES M.V. Gabov, associate professor, Ph.D.

R.Z. Valeev, trainer-teacher

Yu.G. Martem'yanov, professor,

Ph.D.

Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Sports complex «Metallurg-Magnito-gorsk», Magnitogorsk

Key words: Surdlympic games, hearing-impaired wrestlers, elite athletes, social life standards.

The purpose of the present research was organization and experimental substantiation on creation of necessary social conditions for effective training of elite wrestlers, taking part in Surdlympic games.

To increase effectiveness of educational-training process there was created and organized a system of special measures, aimed at settling of certain purposes and tasks of different training stages of handicapped athletes engaged in combat sports. The received materials of experimental work on organization of training of hearing-impaired wrestlers shown that creation of favorable social conditions considerably influenced achievement of high sports results and sports classes promoted receipt of material values and independence, along with social recognition. Further development of scientifically substantiated approach in an educational-training process for persons with health disorders presupposed view of individual features of single combats and specifics of hearing-impaired athletes. Introduction of scientific-methods maintenance in the educational-training process will promote realization of collected potential and set traditions in training wrestlers for Surdlympic games, and cause new, qualitative development of adaptive sport.

Ключевые слова: Сурдлимпийских игры, слабослышащие борцы, высококвалифицированные спортсмены, социальные условия жизни.

Введение. Во всех цивилизованных странах мира правительство стремится окружить заботой своих граждан и предоставить им различные социальные гарантии. Данное положение распространяется не только на здоровых членов общества, но и на тех, кто имеет физические или умственные недостатки. Наиболее ярко это проявляется в сфере физической культуры и спорта. Проводятся адаптивные физкультурные занятия, разнообразные состязания для лиц различного возраста и пола. Стало доброй традицией проведение Олимпийских игр для инвалидов по слуху, а также тех, кто имеет недостатки в физическом или умственном развитии.

Физическая культура и спорт порой являются единственной сферой деятельности, в которой атлеты с ограниченными возможностями могут проявить свои способности и почувствовать себя полноценными членами общества. В последние годы в Российской Федерации также стали уделять должное внимание данному вопросу. Создаются спортивные клубы, формируется национальная сборная России для участия в турнирах, организованных на региональном, федеральном, международном уровнях. Занимающимся присваиваются квалификационные разряды и почетные звания «мастер спорта России», «мастер спорта России международного класса». Тренерам-преподавателям присваивается почетное звание «заслуженный тренер России».

Однако необходимо помнить о том, что благородное дело социальной адаптации спортсменов с ограниченными возможностями может превратиться в погоню за результатами и регалиями. Это может привести к необоснованному увеличению учебно-тренировочной, соревновательной нагрузки, применению допинга, анаболических средств и других запрещенных препаратов. Известны случаи подделки медицинских документов и участия в соревнованиях для лиц с ограниченными возможностями физически здоровых атлетов.

В связи со спецификой данного контингента занимающихся перед тренером-преподавателем стоят сложные задачи: набор, отбор, комплектование групп, необходимость знания языка жестов (сурдо). Затрудняет работу и недостаточность специальной научно-методической литературы (пособий, рекомендаций) и тем более учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов с ограниченными возможностями.

В настоящее время наблюдается слабая разработанность теоретических положений адаптивного спорта. Необходима система научно-методического обеспечения, правовых, финансовых, организационных, информационных, профессиональных сторон тренировки. Только тогда возможны оздоровительная направленность занятий и рост результатов в адаптивном спорте без ущерба для здоровья атлетов. Вопросы обеспечения полноценной жизнедеятельности инвалидов и их профессиональная адаптация - особо актуальны. Основная цель профессиональной адаптации - обеспечить инвалиду возможность получить или сохранить определенное рабочее место и соответственно способствовать его социальной интеграции, достижению материальной независимости, самообеспечению [1-5].

Целью исследования были организация и экспериментальное обоснование создания необходимых социальных условий для эффективной подготовки высококвалифицированных борцов, выступающих на Сурдлимпийских играх.

Организация исследования. Базами для проведения педагогического эксперимента были: частное оздоровительное учреждение спортивного клуба «Металлург-Магнитогорск»; муниципальное учреждение «Детско-юношеская спортивная школа № 8» г. Магнитогорска; кафедра теории и методики борьбы Уральского государственного университета физической культуры (г. Челябинск). В исследовании участвовали две группы за-

нимающихся - 25 спортсменов 14-18 лет и 9 взрослых борцов. Педагогическое наблюдение проводили с 2005 по 2009 г.

Результаты и их обсуждение. Для

повышения эффективности учебно-тренировочного процесса была организована система специальных мероприятий, направленных на решение определенных целей и задач различных этапов подготовки спортсменов-инвалидов, занимающихся борьбой. Одной из главных задач было создание благоприятных социальных условий жизни. После окончания школы-интерната занимающимся предоставляется возможность получения среднего специального и высшего образования. Тренерско-преподавательский коллектив, Городская федерация дзюдо г. Магнитогорска помогают с трудоустройством на металлургическом комбинате. Спортсмены работают по ранее полученным профессиям: токарь, слесарь, художник-оформитель, оператор ЭВМ. Данной категории работников предоставляется благоустроенное общежитие. Администрация комбината в период проведения учебно-тренировочных сборов, соревнований освобождает борцов от трудовой деятельности с сохранением заработной платы. Организуются специальные стипендии и поощрительные премии за высокие спортивные результаты: чемпионам, призерам России, мира, Сурдлимпийских игр. Лучшие и перспективные спортсмены получают специальную экипировку и питание. Кандидаты и члены национальной сборной России работают спортсменами-инструкторами.

На основании личного опыта установлено, что основная мотивация занятий спортом слабослышащих борцов - материальное обеспечение, которое они могут получить по достижении определенного спортивного результата. Данная мотивация стимулирует серьезное отношение к учебно-тренировочному процессу: повышенное внимание к выполнению заданий, дисциплину, профессиональный подход и строгое посещение занятий. Спортсмены приоритетно выбирают занятия борьбой, не отвлекаясь на другие виды деятельности. Во время тренировочного процесса, а особенно на соревнованиях, атлеты визуально оценивают ситуацию, улавливают все положительные и отрицательные эмоции тренера-преподавателя. Его беспокойство передается ученику, что значительно снижает спортивный результат. Педагогу необходимо овладеть умением управлять собственным эмоционально-психологическим состоянием, внушить борцу

уверенность в собственных силах и настроить на победу.

Обеспечение учебно-тренировочного процесса на высоком уровне: наличие ковра, татами, тренажерного зала, необходимого инвентаря, восстановительного центра, врачебного контроля, участие во всех запланированных стартах и сборах - предполагает достижение результатов на ответственных соревнованиях и Сурдлимпийских играх. Созданная система подготовки и материально-техническая база позволили добиться хороших спортивных результатов, однако для дальнейшего развития данного направления необходимо открытие центра олимпийской подготовки.

В результате проделанной работы подготовлено 42 чемпиона и призера России по дзюдо, вольной и греко-римской борьбе. Сборная команда Челябинской области, состоящая из спортсменов СК «Металлург-Магнитогорск» и ДЮСШ № 8, в лично-командном зачете на Чемпионате России по дзюдо в 2005 и 2006 гг. заняла 3-е место; в 2007, 2008 и 2009 гг. - 1-е место. Кубок России по дзюдо в 2007 г. - 2-е место, а в 2008 - 1-е место. На первенстве России в лично-командном зачете в 2008 г. команда заняла 2-е место.

На Чемпионате России 2009 г. определились участники Сурдлимпийских игр в столице Тайваня г. Тайпее. Шесть дзюдоистов Магнитогорска попали в основной состав национальной сборной. Марс Зияков - мастер спорта России: 2-е место на Кубоке России 2008 г., 1-е место - на Чемпионате России 2009 г. Дмитрий Лавров - мастер спорта международного класса: 1-е место - на Чемпионате мира 2004 г. и 2-е - 2008 г. по дзюдо; 3-е место - на Чемпионате Европы 2002 г. по вольной борьбе, 1-е место - на Чемпионате России по дзюдо 2009 г. Юлия Молодцова - мастер спорта России: 3-е место - на Чемпионате мира 2008 г. по дзюдо и 1-е место - на Чемпионате России 2009 г. Жанна Кузнецова - мастер спорта России: 1-е место - на Кубке России 2008 г., многократный призер чемпионатов России, 1-е место - на Чемпионате России 2009 г. Наталья Дроздова - мастер спорта России:1-е место - на Чемпионате мира 2008 г. и 1-е место - на Чемпионате России 2009 г. Сергей Кот - мастер спорта международного класса: 1-2-е места - на чемпионатах мира, 3-е место - на Чемпионате России 2009 г.

Заключение. Итоги опытно-экспериментальной работы по организации подготовки слабослышащих борцов показали, что создание благоприятных социальных условий

существенно влияет на достижение высоких спортивных результатов, а занятия спортом дают возможность получения материальных благ, независимости и общественного признания.

Дальнейшая разработка научно обоснованного подхода к учебно-тренировочному процессу для лиц с отклонениями в состоянии здоровья предполагает учет не только индивидуальных особенности единоборцев, но и специфику слабослышащих спортсменов. Внедрение научно-методического обеспечения в учебно-тренировочный процесс позволит реализовать накопленный потенциал и сложившиеся традиции в подготовке борцов к Сурдлимпийским играм, а также даст толчок к новому, качественному развитию адаптивного спорта.

Литература

1. Баряев, А.А. Особенности научно-методического сопровождения процесса подготовки спортсменов-паралимпийцев / А.А. Баряев, С.Н. Мишарина, А.А. Злыднев и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 4. - С. 13—17.

2. Михайлова, И.В. Дистанционное обучение шахматам лиц с ограниченными возможностями / И.В. Михайлова, А.Н. Ко-стьев // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 6. - С. 59-61.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры: учебник / под. ред. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002. - 447 с.

4. Хода, Л.Д. Основные положения социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры / Л.Д. Хода // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 7. - С. 7.

5. Шелков, О.М. Технология контроля и управления развитием моторно-психических реакций у лиц с отклонением в состоянии здоровья / О.М. Шелков, С.Н. Мишарина // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 3. - С.13-16.

Bibliography

1. Baryaev A.A. Specific features of guidance maintenance of the process of training Paralympic athletes. (In Russian) / A.A. Baryaev, S.N. Misharina, A.A. Zlydnev et al. // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. - № 4. - P. 13 -17.

2. Mikayloval.V. Distance chess education ofhandicapped2persons.

(In Russian) / I.V. Mikaylova, A.N. Kost'ev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. - № 6. - P. 59 -61.

3. Theory and organization of adaptive physical culture: V. 1. Introduction to specialization. History and general characteristics of adaptive physical culture: textbook. (In Russian) / Ed. by S.P. Evseev. - Мoscow: Sovetsky sport, 2002. - 447 P.

4. Khoda L.D. Basic statements of social integration of deaf people in different types of adaptive physical culture. (In Russian) / L.D. Khoda // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. -№ 7. - P. 7.

5. Shelkov O.M. Technology of monitoring and control of development of motor-mental responses of handicapped persons. (In Russian) / O.M. Shelkov, S.N. Misharina // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2003. - № 3. - P. 13 -16.

Информация для связи с автором:

Сот. тел: 8(912)8914710 Телефон: (8 351) 2370066, 2646621 e-mail: ManBorba@yandex.ru

Поступила в редакцию 21.08.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.