mm
ДЕТско-ЮноШЕскиИ спорт
УДК: 796.91
особенности
процесса тренировки высококвалифицированных конькобежцев в годичном цикле в условиях крытого катка
Аспирантка и.н. Трутаева
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Abstract
SPECIFIC FEATURES OF TRAINING PROCESS OF ELITE SPEED SKATERS IN YEAR CYCLE IN CONDITIONS OF INDOOR ICE RINK I.N. Trutaeva, postgraduate Ural state university of physical culture, Chelyabinsk
Key words: elite speed skaters, three-cycle periodization, indoor ice rink, educational-training process, competitive period.
The basic problem of training of elite speed skaters is maintenance of high fitness level during the whole period of participation in main competitions and creation of conditions for its best realization.
In order to keep high level of results it is necessary to improve and introduce means and methods of modern sports training, as far as conditions of outdoor ice rink considerably differ from indoor one, reorganizing cy-clicity of training process.
The purpose of the present research was to study the structure of educational-training process of elite speed skaters in conditions of indoor ice rink. Methods and organization of the research. Educational-training process of elite speed skaters was studied on the departments of pedagogical management and speed skating of Ural state university of physical culture and specialized children's sports school named after L.P. Skoblikova and Chelyabinsk specialized children's sports school № 1.
60 elite speed skaters and 21 trainers from different towns of Russia working with elite athletes were interviewed in 2008-2009.
The studies resulted in the conclusion that due to duration of competitive period because of organizing indoor ice rink with artificial ice it was necessary to apply three-cycle planning, as far as phases of getting fit and its temporal loss alternated 2-3 times a season. It was assumed to promote successful performance of elite speed skaters in key competitions during the whole period of competitions.
Ключевые слова: высококвалифицированные конькобежцы, трехци-кловая периодизация, крытый каток, учебно-тренировочный процесс, соревновательный период.
Основной проблемой подготовки высококвалифицированных конькобежцев является поддержание высокого уровня спортивной формы на протяжении всего времени участия в основных соревнованиях и создания условий для ее максимальной реализации. Чтобы поддержать высокий уровень результатов, нужно совершенствовать и интегрировать методы и средства современной спортивной тренировки, так как условия открытого катка значительно отличаются от крытого, перестраивая цикличность тренировочного процесса [1, 4, 3, 5].
Цель исследования - изучить структуру учебно-тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежцев в условиях крытого катка.
Организация и методы исследования. В ходе исследования использовали следующие методы: теоретический анализ и обобщение научной литературы; анализ и обобщение опыта спортивной практики; оценку соревновательной деятельности; констатирующий эксперимент (анкетирование).
Изучение учебно-тренировочного процесса скороходов высокого класса осуществляли на кафедрах педагогического менеджмента и конькобежного спорта Уральского государственного университета физической культуры, а также в СДЮСШОР им. Л.П. Скобликовой, СДЮСШОР № 1 г. Челябинска на базе Ледового дворца «Уральская Молния».
В ходе анкетирования, которое было проведено в 2008 - 2009 гг., нами было опрошено 60 высококвалифицированных мастеров ледяной дорожки (от КМС до ЗМС) и 21 тренер из различных городов России, которые непосредственно работают с высококвалифицированными спортсменами.
Результаты исследования и их обсуждение. После статистической обработки данных анкетирования спортсменов были получены следующие результаты: 83% опрошенных конькобежцев постоянно тренируются на крытых катках с искусственным льдом, 17% - периодически. Конькобежцы высокого класса встают на лед в июле (30%), в августе (60%), остальные выходят первый раз на лед значительнее позже. Заканчивают соревновательный период в марте 23 %, в апреле - 77 %.
У 73 % скороходов высокого ранга прослеживается значительный рост спортивных результатов в соревновательном периоде в условиях крытого катка с искусственным льдом, у 23 % - незначительный, а 4% спортсменов не прибавили в спортивных результатах.
В соревновательный период конькобежцы высокого класса стали участвовать в среднем в 11-12 многоборьях, т.е. стартовать на 40-50 дистанциях, что далеко не является пределом их возможностей.
На протяжении продолжительного периода состязаний бегуны на коньках используют большое разнообразие тренировочных отрезков: от 50 м до 6 кругов с использованием различных методов тренировки. Большая часть используют объемные тренировки, превышающие самую большую мужскую дистанцию, - 25 кругов. Такой разброс в тренировочных воздействиях указывает, насколько разнообразны методики тренировок у спортсменов высокого класса. Скоростной бег на коньках на крытых катках стал более «скоростным», нежели на открытых, который являлся более «силовым» видом. Следовательно, тренеры и спортсмены должны это учитывать при подготовке к главным стартам и при подготовке в годичных и олимпийских (4-х годовых) циклах.
Большая часть опрошенных тренеров планируют тренировочный процесс для высококвалифицированных спортсменов на один год (75 %), реже - на олимпийский цикл или не планируют вообще (по 12,5 %).
В дальнейшем в исследовании мы будем рассматривать годичный макроцикл, в котором при планировании тренировочных нагрузок высококвалифицированных конькобежцев и выбора в соответствии с этим форм учебно-тренировочного процесса на длительный срок (один год) необходимо учитывать динамику спортивных достижений, предвидеть значительные ускорения темпов их роста и временного снижения в отдельные периоды. Это диктуется особенностями организма, так как после нагрузки следует вводить разгрузочную фазу, которая сопровождается естественным снижением уровня спортивных результатов (или утратой спортивной формы), но создает предпосылки их увеличения в следующем макроцикле тренировки [2].
Таким образом кроме стандартизированной схемы построения подготовки в годичном цикле (одноцикловой) конькобежного спорта следует применять более продуктивную в условиях крытого катка, трехцикловую, периодизацию.
Только после распределения этапов подготовки в году, в зависимости от календаря соревнований, следует планировать время выхода на пик спортивной формы и подведение спортсмена высокого уровня к кульминационным состязаниям, которые проводятся в августе, декабре и марте (летний Кубок России, чемпионат России по многоборью и отдельным дистанциям).
Как отметили ведущие тренеры России, изменения в подготовке спортсменов в условиях крытых катков выразились в снижении объема специальной физической подготовки в подготовительном периоде; в интенсивности выполняемой специальной нагрузки на льду; увеличении продолжительности этапа «вкатывания»; уменьшении времени, отведенного на специальную подготовку в макроцикле, на его увеличениие в макроцикле; в более частом применении соревновательного метода тренировки, так как возросло акцентированное внимание на длинных дистанциях и пр.
В микроциклах изменения произошли в следующих компонентах:
- поддержание высокой интенсивности в двухнедельных микроциклах благодаря комфортным и стабильным
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИИ СПОРТ
условиям подготовки спортсменов, без угрозы срыва планируемого тренировочного процесса из-за погодных условий (плохое качество льда, низкая температура, сильный ветер и др.);
- увеличение моторной плотности занятия. Отличительными особенностями подготовки в мезо-циклах в условиях крытого катка являются: планирование от старта к старту; более быстрое выведение на пик формы (за 2-3 недели); стабильность в увеличении объема специальной подготовки, работа именно над специальными скоростно-силовыми способностями, сокращение «черновой работы», т.е. работы в другом направлении (на силу, выносливость); увеличение плотности занятий; повышение работоспособности и координации.
Некоторые тренеры считают, что макроцикл при тренировке на крытых катках отличается от таковой на открытых: уменьшение продолжительности общеподготовительного периода; вхождение в спортивную форму осуществляется более мягко; увеличение соревновательного периода; снижение объема работы на низких скоростях, не запланированных в тренировках из-за внешних факторов.
Заключение. С увеличением продолжительности соревновательного периода в связи с появлением крытых катков с искусственным льдом следует применять трехци-кловое планирование, так как фазы обретения спортивной формы и ее временной утраты будут чередоваться 2-3 раза в сезон. Это будет способствовать тому, что на протяжении всего периода состязаний высококвалифицированные конькобежцы будут хорошо выступать в главных стартах.
Литература
1. Бондарчук, Т.Б. Современные методологические тенденции подготовки высококвалифицированных конькобежцев / Т.Б. Бондарчук, С.В. Бажанова, Г.Е. Медведева, О.М. Мотузка. - Челябинск: УралГАФК, 1997. - 502 с.
2. Вовк, С.И. Закономерности взаимодействия нагрузочных и раз-
грузочных фаз в спортивной тренировке / С.И. Вовк // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 63 - 66.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высш. квал. / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.
4. Стенин, Б.А. Конькобежный спорт: учеб. пособие для факультетов физического воспитания педагогических институтов по специализации «Физическое воспитание»/ Б.А. Стенин, В.Г. Половцев. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.
5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
Bibliography
1. Bondarchuk T.B. Modern methodological trends of training of elite speed skaters. (In Russian) / T.B. Bondarchuk, S.V. Bazhanova, G.E. Medvedeva, O.M. Motuzka. - Chelyabinsk: UralSAPC, 1997. - 502 P.
2. VovkS.I. Rule of cooperation of loading and unloading phases in sports training. (In Russian) / S.I. Vovk // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2008. - № 5. - P. 63 - 66.
3. Platonov V.N. The system of training athletes in Olympic sport: general theory and its practical application: textbook for elite trainers. (In Russian) / V.N. Platonov. - Мoscow: Sovetsky sport, 2005. - 820 P.
4. Stenin B.A. Speed skating: study guide for faculties of physical education
of pedagogical institutes on specialization "Physical education". (In Russian) / B.A. Stenin, V.G. Polovtsev. - Мoscow: Prosveschenie, 1990. - 176 P.
5. KholodovZh.K. Theory and methods of physical education and sport:
study guide for students of higher educational institutions. (In Russian) / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - 2nd ed., rev. and comp. - Мoscow: Akademiya, 2002. - 480 P.
Информация для связи с автором:
Тел. 8(3512)370-565, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 11.11.2009 г.