Научная статья на тему 'Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья'

Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL ADAPTATION / ДЕТИ И МОЛОДЕЖЬ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ / HANDICAPPED CHILDREN AND YOUTH / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голикова Е.М., Тиссен П.П.

Psychophysical adaptation is a continuous process, which along with mental adaptation (that is maintenance of psychic homeostasis), includes two aspects: optimization of the individual's continuous interaction with the environment, establishment of adequate correspondence of mental and physiological characteristics, contributing thus to potential progress. The purpose of the study was to analyze the issue of social adaptation of handicapped children and youth. A theoretical and practical centre of adaptive sport and physical rehabilitation was established to settle the issue of social adaptation of handicapped children and youth based on the Orenburg state pedagogical university. Sports and fitness activities being carried out with children with visual and hearing impairments; mentally retarded; musculoskeletal disorders and other disturbances or abnormalities contributes to an earlier social adaptation. The information and advisory activities of the Centre is intended to give professional advise on medical rehabilitation measures, testing of athletes, designing recommendations for training programs consumers, as well as general rules for their effective application. Therefore, it is strategically important to decide the issue of social adaptation of handicapped children and youth to social norms without limiting the range of manifestation of personal liberty of an individual. The expected outcome of the Centre are the ones involved in physical culture and sport; formation of the public opinion on the need for leading a healthy way of life and more active older generation of the Orenburg region, the degree of awareness and knowledge on the methods of social adaptation of people with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья»

УДК: 316.614

ПРОБЛЕМЫ

социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Голикова

Кандидат педагогических наук, доцент П.П. Тиссен

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN AND YOUTH WITH DISABILITIES E.M. Golikova, associate professor, Ph.D.

P.P. Tissen, associate professor, Ph.D.

Orenburg state pedagogical university, Orenburg

Key words: social adaptation, handicapped children and youth, motor activity.

Psychophysical adaptation is a continuous process, which along with mental adaptation (that is maintenance of psychic homeostasis), includes two aspects: optimization of the individual's continuous interaction with the environment, establishment of adequate correspondence of mental and physiological characteristics, contributing thus to potential progress.

The purpose of the study was to analyze the issue of social adaptation of handicapped children and youth.

A theoretical and practical centre of adaptive sport and physical rehabilitation was established to settle the issue of social adaptation of handicapped children and youth based on the Orenburg state pedagogical university.

Sports and fitness activities being carried out with children with visual and hearing impairments; mentally retarded; musculoskeletal disorders and other disturbances or abnormalities contributes to an earlier social adaptation. The information and advisory activities of the Centre is intended to give professional advise on medical rehabilitation measures, testing of athletes, designing recommendations for training programs consumers, as well as general rules for their effective application.

Therefore, it is strategically important to decide the issue of social adaptation of handicapped children and youth to social norms without limiting the range of manifestation of personal liberty of an individual. The expected outcome of the Centre are the ones involved in physical culture and sport; formation of the public opinion on the need for leading a healthy way of life and more active older generation of the Orenburg region, the degree of awareness and knowledge on the methods of social adaptation of people with disabilities.

Ключевые слова: социальная адаптация, дети и молодежь с отклонениями в состоянии здоровья, двигательная активность

Введение. В последнее десятилетие в Российской Федерации складывается особая система поддержки и помощи детям и молодым людям с отклонениями в состоянии здоровья. Позитивные тенденции в решении вопроса социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья отражены в государственных программах «Доступная среда» (до 2015 г.), федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», национальных программах Министерства образования Российской Федерации, положениях об образовательных учреждениях.

В современном обществе динамично развиваются и региональные программы образования и развития детей с ограниченными возможностями. Большое внимание уделяется специальному (коррекционному) образованию. Конституция Российской Федерации и Закон РФ «Об образовании в РФ» гарантируют право на образование всем гражданам, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья. Однако проблема социальной адаптации детей и молодежи остается открытой. Большая часть детей и молодежи по окончании образовательного учреждения, не могут адаптироваться к меняющимся условиям социума, нарушается биосоциальное равновесие - способность формирования личности. Взрослые организовывают жизнь детей, осуществляют воспитание в том учреждением, которое отведено ребенку обществом. Однако отклонения в состоянии здоровья накладывают свой отпечаток на возможность личностного развития, построения целостных ориента-ций, выбора линии поведения.

Важнейшим аспектом является создание условий для личностного развития детей и молодежи

с отклонениями в состоянии здоровья в ходе реализации стратегии социальной адаптации. Однако реализация качественной жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями здоровья возможна, если он намеренно регулирует свои действия, направляя их не только на достижение своих замыслов, но и на соблюдение принятых в окружении правил (норм). Основа управления процессом социальной адаптации распространяется на главные цели - взаимодействие принципов и методов воздействия, то есть генерального курса решения проблемного вопроса.

В связи с этим изменяющиеся (регулируемые) условия окружающей социальной среды влияют на процесс личностного роста растущего человека, принятие им конкретной социокультурной сферы, от чего и зависит характер социального приспособления (адаптации).

Адаптация - состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. Классическим является определение Г. Айзенка (1972), который определяет адаптацию как:

1) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены (состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой);

2) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [5].

Адаптационные изменения в состоянии здоровья представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации [8]. Дети и молодежь с отклонениями в стоянии здоровья не всегда успешно адаптируются (не умеют пользоваться условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений). На фоне этого формируются антисоциальные личностные расстройства, моральные нарушения, социальная запущенность, физическое неблагополучие, что заботит и настраивает специалистов на разработку методов социальной адаптации. Социальная адаптация -конструктивная активность самого человека, процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Процесс социальной адаптации зависит от перспектив улучшения способности выживания, является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека.

На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. [1, 3, 4]. Адаптационные процессы происходят на различных уровнях: молекулярном, клеточном, на уровне отдельных функций, органов, целого организма и определенных систем. В зависимости от этого авторы, исследуя проблемы адаптации, выделяют следующие

ее виды: биологическая, физиологическая, социальная, психологическая, психическая, сенсорная, профессиональная, художественная, учебная, литературная, техническая, лингвистическая.

Многочисленные исследования позволили ученым [6, 7, 10] раскрыть суть адаптации детей с отклонениями в состоянии здоровья, а также сделать вывод [2] о прямой зависимости умственной деятельности от уровня физической подготовленности. Сроки адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья могут быть различными, процесс зависит от повреждения органа и/или системы [6], вторичной патологии и сопутствующих заболеваний, предшествующего социального и двигательного опыта, психоэмоционального состояния, нарушенных функций, возраста и т. д. Именно двигательной активности (ДА), как наиболее сильному физиологическому раздражителю, стимулирующему нормальную жизнедеятельность, отводится основная роль в полноценном становлении и развитии потенциалов организма [2]. ДА является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень ее удовлетворения во многом определяется объемом движения. Существует оптимум для каждого возраста. При ДА в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма [9]. У детей с отклонениями в состоянии здоровья дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям, влияя на процесс социальной адаптации (физиологической, психологической, психосоциальной). Зная физиологические закономерности, можно умело управлять процессом психофизической адаптации, расширяя ДА детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Психофизиологическая адаптация является сплошным процессом, который наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

• оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением;

• установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, обеспечивая тем самым возможность прогресса.

Цель исследования - анализ проблем социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья.

Организация исследования. Для решения вопроса социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на базе Оренбургского государственного педагогического университета создан научно-практический центр адаптивного спорта и физической реабилитации. Приоритетным направлением системы образования данной категории детского населения и молодежи является адаптивная физическая культура, которая рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, тот социально

организованный институт, та сфера социальной деятельности, которая направлена на удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в ДА, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил. В стратегии определены цели, задачи и основные направления социальной адаптации с применением технологии адаптивной двигательной рекреации для детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья в Оренбургской области. Цель стратегии - создание условий, обеспечивающих возможность детям и молодым людям с отклонениями в состоянии здоровья вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, используя технологии двигательной рекреации, адаптированные с учетом двигательных, функциональных и интеллектуальных нарушений, получить возможность общения со сверстниками, повысить качество жизни. К числу основных задач стратегии, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: создание инновационного проекта социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; проведение мониторинга, применяя современные подходы комплексной диагностики; апробация технологий социальной адаптации, применяя средства и методы двигательной рекреации; разработка матричной схемы адаптивной двигательной рекреации.

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития социальной адаптации рассматриваемой категории населения Оренбуржья определены:

• увеличение доли детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, взаимодействующих с окружающей природой и социальной средой;

• увеличение доли детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, проявляющих социальную активность и деятельностное отношение к миру;

• увеличение доли детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, стремящихся расширить социальные контакты и межличностные взаимодействия;

• снижение негативного влияния отклонений в состоянии здоровья на социальную адаптацию, физическое здоровье, образ жизни;

• расширение социальных контактов между детьми и молодежью в семье и обществе;

• формирование социальных норм, социального здоровья личности в педагогически организованных условиях;

• увеличение доли детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом;

• достижение необходимого объема ДА детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья;

• обеспечение доступности сооружений, оборудования и инвентаря с учетом нарушенных

функций, физических качеств и интеллектуальных способностей, двигательного опыта.

Созданная новая система социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья на основе технологий двигательной рекреации включает в себя такие направления, как: применение современных подходов к комплексной диагностике детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья; проведение мониторинга социальной адаптации; разработка единой системы координации и планирования процесса социальной адаптации; создание матрицы технологий адаптивной двигательной рекреации для детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья. Предложенный в стратегии комплекс мер включает в себя: организацию и проведение культурно-рекреационных мероприятий; разработку воспитательно-образовательной программы рекреационно-оздоровите-льных мероприятий в основе концепции социальной адаптации детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья; подготовку и проведение туристско-рекреационных мероприятий; воспроизводство культурно-спортивного образа детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья через формы интеллектуального творчества (образование, наука); организацию культурно-рекреативных мероприятий в целях социальной адаптации и интеграции детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в нормативную образовательную среду.

Одним из приоритетных направлений является организация спортивной и физкультурно-оздоровительной работы для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в Оренбургской области, научно-исследовательской и практической деятельности в региональном образовательном пространстве.

В рамках совершенствования процесса социальной адаптации проводятся занятия по адаптивной физической культуре и подготовка спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья. Разработанные и реализуемые программы развития физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями в Оренбургской области подтверждаются результатами спортивной работы в видах спорта: спорт глухих, спорт слепых, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Фестивали, спартакиады и соревнования, проводимые в Центре, являются стартовыми для многих молодых спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья для участия в спортивных мероприятиях России, Европы, мира, Пара- и Сурдлимпийских игр.

Научно-методическое обеспечение является одним из важных направлений Центра и включает в себя: теоретические и экспериментальные исследования, разработку научных программ, апробацию и внедрение средств и методов адаптивной

физической культуры, проведение международных, межведомственных научно-практических конференций, форумов, семинаров, совещаний и выставок по направлениям развития науки. Создание информационной среды для деятельности различных служб, организаций, работающих с людьми с ограниченными возможностями, семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в состоянии здоровья. Консультационно-информационные службы способствуют расширению сферы деятельности по определению социального потенциала нуждающихся граждан. Центр осуществляет разработку и реализацию дополнительных среднесрочных образовательных программ для всех детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья.

Результаты исследования и их обсуждение. Физкультурно-оздоровительная работа, проводимая с детьми, имеющими: нарушения зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); нарушения слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушения интеллекта (умственно отсталые); нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, ампутации, спинномозговая травма и др.); прочие нарушения или отклонения в развитии - способствует более ранней социальной адаптации. Информационно-консультативная деятельность Центра направлена на консультацию специалистов относительно проведения медико-восстановительных мероприятий, тестирования спортсменов, подготовки рекомендаций для потребителей программ занятий, общих правил по их эффективному использованию. Поэтому стратегически важно решение вопроса социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья к социальным нормам, которые не должны сужать сферу проявления личной свободы индивида. Ожидаемым результатом деятельности Центра является увеличение числа детей, подростков и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом; формирование общественного мнения о необходимости ведения здорового образа жизни, повышение активности старшего поколения Оренбургской области, расширение степени информированности и уровня знаний о методах социальной адаптации людей с отклонениями в состоянии здоровья.

Вывод. Выпадение такого важного блока, как физическая культура, из жизни подростка, и особенно школьника с ослабленным здоровьем, может явиться фактором риска, что усугубит адаптационные процессы.

Применение адаптивной физической культуры в системе образования позволит повысить социальный статус ребенка, улучшить психоэмоциональное состояние, расширить возможности двигательной сферы, сохранит здоровье, ценность которого исторически складывалась в культурном наследии государства, направленном на совершенствование человеком самого себя. Роль физической культуры в воспитании детей и молодежи с отклонения-

ми в состоянии здоровья занимает одно из первых мест. Для многих именно адаптивная физическая культура является единственным способом приобрести социальный опыт в новых знаниях, двигательных умениях и навыках, развитии и совершенствовании специальных физических и психических качеств, общении, приобретении новых друзей. Предложенная стратегия социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья представляет собой механизм, охватывающий воздействие среды, воспитание и образование, приводящий к качественным социальным показателям гармонии личности со средой.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высшей школы / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2003. -357 с.

2. Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России / В.Ф. Базарный. - М.: Сергиев Посад, 2004.

- 96 с.

3. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях / Е.Ю. Балашова // Педагогика и психология.

- 2008. - № 10. - С. 36-38.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Бохович. - М.: Просвещение, 2008. - 398 с.

5. ВарламоваА.Я. Школьная адаптация подростков / А.Я. Варламова. - Волгоград, 2001. - 140 с.

6. Вихрук Т.И. Основы тератологии и наследственной патологии: учеб. пособие / Т.И. Вихрук / под ред. В.А. Лисовского, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2001. - 208 с.

7. Голикова Е.М. Комплексная реабилитация детей 7-8 лет с бронхиальной астмой в период адаптации к школе: дис. ... канд. пед. наук / Е.М. Голикова. - М., 2009. - С. 16-22.

8. Голикова Е.М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями: монография / Е.М. Голикова / под ред. О.И. Кирикова. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009.- С. 403-413.

9. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.

10. Лильин Е.Т. Детская реабилитология / Е.Т. Лильин, В.А. До-скин. - М.: Литера, 2011. - 640 с.

References

1. Andreeva, G.M. Social psychology: textbook for higher school / G.M. Andreeva. - Moscow: Aspekt-Press, 2003. - 357 P. (In Russian)

2. Bazarny, V.F. School stress and demographic catastrophe in Russia. / V.F. Bazarny. - Moscow: Sergiev Posad, 2004. - 96 P. (In Russian)

3. Balashova, E.Yu. Success in teaching schoolchildren under modern conditions / E.Yu. Balashova// Pedagogika i psikhologiya.

- 2008. - № 10. - P. 36-38. (In Russian)

4. Bokhovich, L.I. Personality and its formation in the childhood / L.I. Bokhovich. - Moscow: Prosveschenie, 2008. - 398 P. (In Russian)

5. Varlamova, A.Ya. School adaptation of adolescents / A.Ya. Varlamova. - Volgograd, 2001. - 140 P. (In Russian)

6. Vikhruk, T.I. The basics of teratology and hereditary pathology: study guide / T.I. Vikhruk / Ed. by V.A. Lisovsky, E.B. Sologub. -Moscow: Sovetsky sport, 2001. - 208 P. (In Russian)

7. Golikova, E.M. Complex rehabilitation of children aged 7-8 with bronchial asthma during school adaptation: Ph.D. thesis / E.M. Golikova. - Moscow, 2009. - P. 16-22. (In Russian)

8. Golikova, E.M. Psychological-educational support of handicapped children: monograph / E.M. Golikova / Ed. by O.I. Kirikov. - Voronezh: Publ. h-se of VSPU, 2009. - P. 403-413. (In Russian)

9. Correctional action games and exercises for retarded children / Ed. by L.V. Shapkova. - Moscow: Sovetsky sport, 2002. - 212 P.

10. Linn, E.T. Children rehabilitology / E.T. Lil'in, V.A. Doskin. -Moscow: Litera, 2011. - 640 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

GKS-07@mail.ru

Поступила в редакцию 06.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.