УДК: 796.035
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ
развитием адаптивного спорта «ФИННИКС» и результаты её реализации
Кандидат педагогических наук, доцент А.С. Махов Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя Доктор педагогических наук, профессор О.Н. Степанова Московский педагогический государственный университет, Москва
THE PROGRAM OF DEVELOPMENT CONTROL OF ADAPTIVE SPORT "FINNIX" AND RESULTS OF ITS IMPLEMENTATION
A.S. Makhov, associate professor, Ph.D.
Shuya branch of Ivanovo state university, Shuya
O.N. Stepanova, professor, Dr.Hab. Moscow pedagogical state university, Moscow
Key words: control, development, adaptive sport, handicapped persons.
As individualization of the population in most of the countries of the world , including Russia, grows, the problem s of social rehabilitation and adaptation of persons with health disorders, and the handicapped as well, and their social integration are getting especially important.
The recent studies within the issues of adaptive physical culture prove that the basic interest of researchers involved in the issues of scientific substantiation of theoretical and applied aspects of adaptive physical culture, are focused on the problems of theoretical, tactical, physical and psychological training of athletes; substantiation of the content and orientation of new types of adaptive sport; regulations in Paralympic sport; social and other matters of competitive activity of handicapped persons.
The paper contains the program of control over development of sport of the handicapped «FINNIX» (financing, infrastructure, normative regal regulation, science, information and communication support, personnel, sport) and results of its realization in the regional system of adaptive sport of the Ivanovo region. The work is made within the framework of the fundamental study on the topic «<The study of the innovative potential of the open university sports-educational environment», file reference research: 6.3058.2011.
Ключевые слова: управление, развитие, адаптивный спорт, лица с инвалидностью.
Введение. С ростом инвалидиза-ции населения в большинстве стран мира, включая Россию, особую значимость приобретает проблема не только социальной реабилитации и адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и инвалидов, но и их интеграции в социум.
На современном этапе развития общества необходимость решения данной проблемы признаётся на всех уровнях. На церемонии в Кремле по итогам окончания Паралимпийских игр 2012 г. президент РФ В. В. Путин назвал выступление российских па-ралимпийцев в Лондоне триумфом и подчеркнул, что «... они уверенно вывели нашу страну в число лидеров мирового паралим-пийского спорта. Мы приложим все силы для того, чтобы Россия стала ключевым участником паралимпийско-го движения, чтобы она закрепилась не только в группе лидеров мирового паралимпийского спорта, но и в числе государств, где обеспечено реальное равенство возможностей для всех без исключения граждан нашей страны. Главная задача при этом - сделать паралимпийский спорт доступным и привлекательным» [3]. Однако, несмотря на то что к настоящему времени создаются условия для привлечения широких слоёв населения, имеющих ограничения в состоянии здоровья, к занятиям физическими упражнениями и спортом [2], процесс развития спорта инвалидов в нашей стране носит стихийный, слабоуправляе-мый характер. Федеральная система управления адаптивным спортом во всех её компонентах имеет значительные пробелы, которые не позволяют в полной мере решать задачи как адаптации людей с ограниченными возможностями к социальной сфере государства, так и управления процессом спортивной тренировки в различных видах спорта, входящих в программу Паралимпийских игр. Это проявляется в первую очередь в отсутствии генерального замысла и программы развития адаптивного спорта в на-
№ 8 • 2013 Август | August
£ л а
■о с
га
^
О (и .с Н
шей стране, чётко обозначенной цели, основных направлений её реализации, механизмов управления на региональных и федеральном уровнях.
Аналитические исследования последних лет, выполненные в рамках проблематики адаптивной физической культуры (АФК) [11], свидетельствуют, что основной интерес исследователей, занимающихся вопросами научного обоснования теоретических и прикладных аспектов АФК, фокусируется на вопросах теоретической, тактической, физической и психологической подготовки спортсменов [5, 9, 13; обоснования содержания и направленности новых видов адаптивного спорта [1, 4, 6, 8]; нормативно-правовой базы паралимпийского спорта [10, 12]; социальных и других вопросов соревновательной деятельности людей с ограниченными возможностями здоровья [1, 6, 7]. Вместе с тем, несмотря на свою кажущуюся близость данной проблематики к избранной теме, они всё-таки в достаточной мере затрагивают проблему управления адаптивным спортом как в муниципальных образованиях, так и на региональных и федеральном уровнях.
Цель исследования - разработать программу управления развитием адаптивного спорта.
Методы и организация исследования. В рамках определения основных направлений программы управления развитием адаптивного спорта и путей её реализации осуществлялся анализ нормативно-методической документации организаций и учреждений Ивановской области, задействованных в физкультурно-массовой и спортивной работе с людьми с ограниченными возможностями; велись включённые и невключённые педагогические наблюдения за спортсменами-инвалидами различных нозологических групп, работой органов управления адаптивным спортом Ивановской области, профессиональной деятельностью руководящих работников физкультурно-спортивных организаций, спортивных судей, волонтёров, студентов, педагогов, тренеров и представителей спортивных команд, работающих в системе адаптивного спорта, за работой спортивных и спортивно-оздоровительных клубов инвалидов Ивановской области «Пингвин», «Воля», «Надежда», «Источник» и др., за состоянием материально-технической базы, уровнем финансирования и кадровой обеспеченностью региональной системы адаптивного спорта, за ходом организации и проведения физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; проводились изучение и обобщение опыта организации и проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований по различным видам адаптивного спорта (дартс, гонки на инвалидных колясках, шахматы, настольный теннис, стрельба из пневматической винтовки, армрестлинг, голбол, бочча); квалиметриче-ски оценивалось качество как физкультурно-спортивной работы с инвалидами, проводимой на базе спортивных клубов адаптивного спорта, так и организации и проведения спортивных соревнований для лиц с инвалидностью; осуществлялись как массовые, так и экспертные опросы (интервью и анкетирование) 50 представителей руководящего состава региона в сфере адаптивного спор-
та (главы муниципалитетов, начальники и специалисты департамента и комитетов по спорту), 48 представителей тренерско-преподавательского состава спортивных организаций и коллективов для лиц с инвалидностью, 550 спортсменов-инвалидов различных нозологических групп («глухие и слабослышащие» - 129, «слепые и слабовидящие» - 91, «с поражением опорно-двигательного аппарата» - 301, «с умственной (интеллектуальной) отсталостью - 29), 50-ти волонтёров - студентов начального (21 чел.) и среднего (29 чел.) профессионального образования учреждений Ивановской области, участвовавших в проведении соревнований для лиц с инвалидностью, 64-х студентов специальности/направления «Адаптивная физическая культура» и 7-ми аспирантов Шуйского государственного педагогического университета. На данном этапе также были проведены комплексные исследования уровня психофизической кондиции спортсменов-инвалидов различных нозологических групп.
Результаты исследования и их обсуждение. Обобщив основные характеристики теоретической и практической деятельности, можно констатировать, что программа управления развитием адаптивного спорта может быть обозначена аббревиатурой «ФИННИКС» (финансирование, инфраструктура, нормативно-правовое регулирование, наука, информационно-коммуникативное обеспечение, кадры, спорт), основными направлениями её реализации выступают:
- финансирование - создание и использование в адаптивном спорте централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а именно: бюджетное и внебюджетное финансирование, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, кредиты банков и других кредиторов, иные источники в соответствии с законодательством РФ;
- инфраструктура - строительство новых и реконструкция имеющихся спортивных комплексов и площадок для лиц с инвалидностью; обеспечение физкультурно-спортивных организаций необходимым оборудованием и инвентарём с учётом развития перспективных и новых видов адаптивного спорта; обеспечение безбарьерного доступа инвалидов к спортивным объектам.
- нормативно-правовое регулирование - целенаправленное воздействие на поведение участников адаптивного спортивного движения и общественные отношения в системе адаптивного спорта с помощью нормативных правовых актов в целях их упорядочения и прогрессивного развития. Объектами нормативно-правового регулирования в сфере адаптивного спорта выступают: регулируемые правом общественные отношения между субъектами адаптивного спортивного движения; организационная структура управления спортом инвалидов; деятельность федераций, центров, клубов и иных организаций адаптивного спорта; организация и качество физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с инвалидами; ресурсное (кадровое, информационно-коммуникационное, финансовое, материально-техническое и иное) обеспечение системы адаптивного спорта;
104
№ 8 • 2013 Август | Аид^
- наука - активизация научных (как фундаментальных, так и прикладных) исследований по проблемам совершенствования функционирования системы адаптивного спорта и управления ею;
- информационно-коммуникативное обеспечение -создание системы пропаганды физической культуры и спорта среди инвалидов и популяризации достижений спортсменов с ограниченными возможностями в СМИ; координация деятельности органов местного самоуправления и других заинтересованных физических и юридических лиц в развитии адаптивного спорта; участие организаций для лиц с инвалидностью во всероссийских образовательных форумах, научных конференциях по проблемам развития адаптивного спорта; установление контактов и поддержание связей с отечественными и зарубежными организациями инвалидов; привлечение лиц с инвалидностью и их семей к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; сотрудничество с лечебными и образовательными учреждениями; поиск меценатов, спонсоров и организация работы с ними; рекламирование спортивных организаций для лиц с инвалидностью, реализуемых ими программ физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, анонсирование проводимых ими спортивных мероприятий и событий в местных СМИ и т. п.;
- кадры - разработка содержания профессиональной подготовки и подготовка преподавателей-тренеров, судей, волонтёров, менеджеров для сферы адаптивного спорта; содействие трудоустройству специалистов сферы адаптивного спорта; создание спортивных клубов при вузах, реализующих подготовку профессиональных кадров для сферы адаптивного спорта; увеличение количества ставок по адаптивному спорту в региональных физкультурно-спортивных организациях для инвалидов;
- спорт - повышение массовости и доступности адаптивного спорта; обеспечение высокого качества как физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, так и организации и проведения спортивных соревнований для лиц с инвалидностью различных нозологических групп; нацеленность системы адаптивного спорта на улучшение качества жизни, повышение социального благополучия (включая процессы социальной адаптации и интеграции), уровня психофизической кондиции, спортивного мастерства и спортивных достижений лиц с ограниченными возможностями.
В ходе педагогического эксперимента (на примере Ивановской области) доказана высокая социально-педагогическая эффективность разработанной программы управления развитием адаптивного спорта, что обусловлено:
- повышением массовости адаптивного спорта, а именно: увеличением численности занимающихся физическими упражнениями и спортом лиц с инвалидностью (в 4,4 раза); ростом числа спортсменов-инвалидов, принявших участие в спортивных соревнованиях на территории Ивановской области (в 8,4 раза); расширением (в 3,2 раза) спектра культивируемых в регионе видов адаптивного спорта;
- наращиванием и совершенствованием региональной инфраструктуры адаптивного спорта: строительством первого в Ивановской области специализированного спортивного комплекса для лиц с инвалидностью (г. Шуя); увеличением количества спортивных площадок (в 3,4 раза) и физкультурно-спортивных организаций (в 2,7 раза) для лиц с инвалидностью;
- развитием системы спортивных соревнований: ростом общего количества проведённых спортивных соревнований (в 5,14 раза) и организацией межрегиональных и всероссийских соревнований на территории Ивановской области (до 7-ми в год при исходных показателях, равных нулю);
- повышением уровня спортивных результатов, а именно: ростом числа чемпионов и призёров области по различным видам адаптивного спорта (в 11,6 раза); подготовкой первых в Ивановской области чемпионов и призёров всероссийских соревнований (к моменту окончания эксперимента их число достигло 27 человек), участников (4 человека) и победителей (2 человека) чемпионатов мира и Европы;
- совершенствованием кадровой обеспеченности региональной системы адаптивного спорта - появлением первых в Ивановской области судей, обслуживающих всероссийские соревнования для лиц с инвалидностью (3 человека), членов Паралимпийского комитета России (7 человек), ставок по адаптивному спорту в спортивных организациях и отделениях для лиц с инвалидностью (3 штатные единицы), а также ростом числа волонтёров для сферы адаптивного спорта (в 15 раз) и организованных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров сферы адаптивного спорта (в 6,6 раза);
- активизацией научной деятельности и просвети-тельско-пропагандистской работы, а именно: защитой 2 кандидатских и подготовкой докторской диссертации по проблемам адаптивного спорта; увеличением количества научных публикаций и учебно-методических изданий по проблемам развития адаптивного спорта (в 51,6 раза); ростом числа публикаций в СМИ, освещающих спортивные достижения спортсменов-инвалидов (в 10,2 раза);
- ростом уровня управленческой компетентности руководящего состава региона и его готовности к реализации долгосрочных и пилотных проектов по развитию спорта инвалидов в Ивановской области (в 1,2 раза), к развитию адаптивного спорта высших достижений (в 1,3 раза).
Кроме того, в ходе педагогического эксперимента, проведенного в различных звеньях системы адаптивного физического воспитания и спорта (в спортивно-оздоровительном клубе инвалидов «Пингвин» с глухими женщинами 25-35 лет и слепыми мужчинами 25-40 лет, в комплексном центре с умственно отсталыми детьми 12-13 лет), получены результаты, также свидетельствующие в пользу социально-педагогической эффективности авторских концепций и программы управления развитием адаптивного спорта. Это проявляется:
- в повышении уровня удовлетворённости занимающихся качеством физкультурно-оздоровительной
№ 8 • 2013 Август | Аид^
и учебно-спортивной работы с инвалидами в Ивановской области (на 2,5-4,3 балла; р<0,01);
- в высоком уровне как удовлетворенности испытуемых организацией и процессом занятий физическими упражнениями (4,7 балла по пятибалльной шкале), так и их готовности к дальнейшему продолжению физкультурно-спортивной деятельности (4,8 балла);
- в коррекции двигательных и функциональных нарушений, повышении уровня физического развития, физической подготовленности и улучшении психоэмоционального состояния испытуемых (р<0,01-0,05);
- в росте удовлетворенности достигнутым уровнем качества жизни (на 1,9-2,3 балла; р<0,05), физической кондиции (на 1,8-2,7 балла; р<0,05), в повышении степени психологического комфорта участников эксперимента (на 2,4-2,6 балла; Р<0,01-0,05);
- в сокращении приверженности занимающихся к вредным привычкам (на 40,0-50,0 %; р<0,01).
Выводы. Таким образом, программа управления развитием адаптивного спорта «ФИННИКС», основными направлениями которой являются финансирование, инфраструктура, нормативно-правовое регулирование, наука, информационно-коммуникативное обеспечение, кадры, спорт, доказала свою высокую социально-педагогическую эффективность, что выразилось в повышении массовости адаптивного спорта, наращивании и совершенствовании региональной инфраструктуры адаптивного спорта, развитии системы спортивных соревнований, повышении уровня спортивных результатов лиц с инвалидностью, совершенствовании кадровой обеспеченности, активизации научной деятельности и просветительско-пропагандистской работы, ростом уровня управленческой компетентности руководящего состава региона и его готовности к реализации долгосрочных и пилотных проектов по развитию спорта инвалидов, в повышении уровня удовлетворённости занимающихся качеством физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы, в высоком уровне удовлетворенности испытуемых организацией и процессом занятий физическими упражнениями, в коррекции двигательных и функциональных нарушений, повышении уровня физического развития, физической подготовленности и улучшении психоэмоционального состояния лиц с инвалидностью, в росте удовлетворенности достигнутым уровнем качества жизни, в сокращении приверженности занимающихся к вредным привычкам.
Литература
1. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития / С.П. Евсеев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 2 (50). - С. 2-11.
2. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 57.
3. Итоги Паралимпиады-2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru (дата обращения: 13.09.2012).
4. Корнев А.В. Этапы развития роллингбола - первой спортивной игры для слепых и слабовидящих спортсменов в России / А.В. Корнев // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 4 (52). - С. 41-43.
5. Литош Н.Л. Возрастные закономерности развития двигательных способностей юношей 11-16 лет с нарушением интеллекта / Н.Л. Литош, Е.П. Парыгин // Адаптивная физическая культура. - 2011. - № 1 (45). - С. 26-28.
6. Махов А.С. Спортивно-оздоровительный клуб инвалидов «Пингвин» / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Высшее образование в России. -2012. - № 10. - С. 99-105.
7. Мутко В.Л. Специальное олимпийское движение в Санкт-Петербурге и перспективы его развития / В.Л. Мутко // Адаптивная физическая культура. - 2000. - № 3-4. - С. 2-5.
8. Осокина Е.А. Педагогические условия, определяющие эффективность реализации системы занятий фитнесом с глухими женщинами 25-35 лет / Е.А. Осокина // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - № 4. - С. 53-53.
9. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: метод, рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / JI. Н. Ростомашвили; под ред. Л. В. Шапковой. СПб.: Изд-во Ин-та специальн. педагогики и психологии, 2001. - 66 с.
10. Сборник нормативных правовых документов в области паралимпий-ского спорта / авт. сост. А.В. Царик; под общ. ред. П.А. Рожкова; Па-ралимпийский комитет России. - М.: Советский спорт, 2011. - 1040 с.
11. Хода Л.Д. Программа по физическому воспитанию для детей с тяжелыми нарушениями слуха и речи: учеб. пособие / Л.Д. Хода. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. - 52 с.
12. Функциональная классификация в паралимпийском спорте / авт.-сост. Н.А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.
13. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / Под ред. Л.В. Шапковой - М.: Советский спорт, 2004.
- 464 с.
References
1. Evseev, S.P. Adaptive sport for persons with cognitive development disorder: state and perspectives of development / S.P. Evseev // Adaptivna-ya fizicheskaya kultura. - 2012. - № 2 (50). - P. 2-11. (In Russian)
2. Evseeva, O.E. The state program "Available environment" in action. Professional development of experts in work with the handicapped / O.E. Evseeva // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2012. - № 1 (49). - P. 57. (In Russian)
3. Results of Paralympic games-2012. [Electronic resource]. - URL: http:// www.forbes.ru (accessed: 13.09.2012). (In Russian)
4. Kornev, A.V. Phases of development of rolling ball - the first sports game for the blind and visually impaired athletes in Russia / A.V. Kornev // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2012. - № 4 (52). - P. 41-43. (In Russian)
5. Litosh, N.L. Developmental rules of development of motor abilities of mentally retarded boys at the age of 11-16 years old / N.L. Litosh, E.P. Parygin // Adaptivnaya fizicheskaya kultura. - 2011. - № 1 (45). - P. 2628. (In Russian)
6. Makhov, A.S. Sports recreational club of the handicapped "Penguin" / A.S. Makhov, O.N. Stepanova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. -№ 10. - P. 99-105. (In Russian)
7. Mutko, V.L. Special Olympic movement in Saint Petersburg and perspectives of its development / V.L. Mutko // Adaptivnaya fizicheskaya kultura.
- 2000. - № 3-4. - P. 2-5. (In Russian)
8. Osokina, E.A. Educational conditions determining efficiency of realization of the system of fitness classes with deaf women at the age of 2535 years old / E.A. Osokina // Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. - 2012. - № 4. - P. 53-53. (In Russian)
9. Rostomashvili, L.N. Physical exercises for children with visual impairments: guidelines for teachers, trainers and parents / L.N. Rostomash-vili; ed. by L.V. Shapkova. St.-Petersburg: Publ. h-se of Institute of specialized pedagogics and psychology, 2001. - 66 P. (In Russian)
10. Collected legislative legal documents in the field of Paralympic sport / Comp. by A.V. Tsarik; ed, by P.A. Rozhkov; Russian Paralympic committee. - Moscow: Sovetsky sport, 2011. - 1040 P. (In Russian)
11. Hoda, L.D. Program on physical education for children with severe hearing impairments and speech disturbances: study guide / L.D. Hoda. -Yakutsk: Publ. h-se of YaSU, 1999. - 52 P. (In Russian)
12. Functional classification in Paralympic sport / Comp. by N.A. Sladkov; Russian Paralympic committee. - Moscow: Sovetsky sport, 2011. - 160 P.
13. Shapkova, L.V. Private methodologies of adaptive physical culture: study guide / Ed. by L.V. Shapkova- Moscow: Sovetsky sport, 2004. - 464 P. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 25.04.2013 г.
106
№ 8 • 2013 Август | August