Научная статья на тему 'Принципы таможенно-тарифной политики России на современном этапе интеграции в мировую экономику'

Принципы таможенно-тарифной политики России на современном этапе интеграции в мировую экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / THE CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / CUSTOMS AND TARIFF POLICY / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Графова Евгения Михайловна

В статье рассматриваются основные принципы формирования и реализации таможенно-тарифной политики с учетом интеграции России в мировую экономику. Сформулированные автором принципы будут способствовать более эффективному включению экономики России в мировое хозяйство, а также совершенствованию таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE CUSTOMS TARIFF POLICY ON THE CONTEMPORARY STAGE OF RUSSIA’ WORLD ECONOMIC INTEGRATION

In this article the basic principles of formation and realization of customs and tariff policy, taking into account Russian's integration into the global economy. Formulated by the author guidelines will contribute to more effective integration of the Russian economy in the world economy, as well as improving customs-tariff regulation of foreign trade activities at the regional level

Текст научной работы на тему «Принципы таможенно-тарифной политики России на современном этапе интеграции в мировую экономику»

ПРОБЛЕМЫ СОЕРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ

Графова Е.М.

В статье рассматриваются основные принципы формирования и реализации таможенно-тарифной политики с учетом интеграции России в мировую экономику. Сформулированные автором принципы будут способствовать более эффективному включению экономики России в мировое хозяйство, а также совершенствованию таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности на региональномуровне

In this article the basic principles of formation and realization of customs and tariff policy, taking into account Russian's integration into the global economy. Formulated by the author guidelines -will contribute to more effective integration of the Russian economy in the -world economy, as -well as improving customs-tariff regulation offoreign trade activities at the regional level

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, таможенно-тарифное регулирование, таможенно-тарифная политика, глобализация

Key words: globalfinancial crisis, the customs and tariff regulation, customs and tariffpolicy, globalization

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., вызвал процессы, которые способны полностью изменить мировую финансово-экономическую систему. Он является примером потенциальной глобальной нестабильности из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне, которая может привести к тому, что финансовые кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия.

Главным последствием финансового кризиса 2008 г. является ухудшение главных экономических показателей почти во всех странах мира. Франция в результате падения фондового рынка понесла убытки в размере 5 миллиардов евро. И это только официальные данные. Валовой внутренний продукт Японии упал на 12%. Ирландия стала первым членом европейской зоны, который вошел в рецессию. В декабре 2008 г. объем промышленного производства в зоне евро ЕС сократился на 12% по сравнению с декабрем 2007 г. Для Латвии спад составил 21%, для Испании - 20%, а для не входящих в зону евро Швеции - 18% и Румынии - 17%'.

В Российской Федерации произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 процентов. Правда наличие золотовалютных резервов - а это более 550 млрд. долларов США - позволило российскому правительству

1 Источник: www.gks.ru

88 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

оперативно принять пакет антикризисных мер и тем самым смягчить последствия потрясений на фондовых биржах.

Кризис привел к сильнейшему спаду производства (рис.1).

Рис.1. Индексы промышленного производства: январь 2008 г.- январь 2010 г.2

Производство в январе 2010 г. выросло по сравнению с январем 2008 г. на 7,8%. Однако январь 2009 г. был катастрофически провальным: промышленное производство тогда упало на 16% к январю 2008 г. Налицо так называемый эффект низкой базы. Как видно из графика, даже с поправкой на сезонные факторы, производство в январе 2010 г. упало на 4 процентных пункта по отношению к среднемесячному уровню 2007 г.: с 95% до 91%.

Другие показатели также не радуют. По данным Роскомстата, инвестиции в основной капитал упали в январе 2010 г. к декабрю 2009 г. на 72,6%, реальные располагаемые доходы населения - на 48,6%, оборот розничной торговли - на 22,6%. Зато выросла безработица на 10,8%.

Объем импорта товаров в 2009 г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против 267,100 млрд. долларов США в 2008 г. (снижение на 37,3%), в том числе 145,586 млрд. долларов США - из стран дальнего зарубежья (снижение на 36,8%), 21,785 млрд. долларов США из стран-участников СНГ (снижение на 40,5%). Доля импорта в ВВП (по методологии платежного баланса) в 2009 г. снизилась и составила 15,6% против 17,4 % в 2008 г. Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2009 г. с учетом льгот и преференций составила 10,61%. Объем поступлений

2 Там же.

от взимания ввозной таможенной пошлины составил 467,2 млрд. руб. по сравнению с 625,6 млрд. руб. в 2008 г. (снижение на 25,3%)3.

Таким образом, финансовый кризис в мире - очень серьезная проблема. Государствам нужно было приложить максимум усилий, чтобы его проявления были минимизированы. В этих целях в 2009 г. и I квартале 2010 г. иностранными государствами были приняты различные антикризисные программы, пакеты мер и планы действий, включающие, в том числе, финансово-кредитные инструменты и меры государственной поддержки ведущих, а также наиболее уязвимых отраслей экономики. Некоторые из принятых мер носят явно протекционистский характер: повышение ввозных таможенных пошлин, лицензирование импорта, введение технических барьеров, дискриминация при осуществлении государственных закупок, значительное повышение активности использования антидемпинговых мер, специальных защитных расследований, усложнение таможенных процедур. Принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие снижение или отмену экспортных таможенных пошлин, массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы и др.

Россия также не осталась в стороне от данного процесса. В сфере таможенно-тарифного регулирования также были предприняты антикризисные меры в целях поддержки и подъема отечественного производства; повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, организации импортозамещающих производств; обеспечения продовольственной безопасности.

По данным Минэкономразвития, из порядка 1000 товарных подсубпозиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в 2009 г., на 570 ставки пошлин были повышены, на 430 - понижены. Результаты не заставили себя долго ждать. Так, в 2009 г. импорт из стран дальнего зарубежья снизился на 36,8%, причем импорт, осуществленный по повышенным ставкам, - на 66,9%, по пониженным ставкам - на 41,4%. Основная цель повышения импортных таможенных пошлин - оказание поддержки отечественным производителям путем ограничения доступа на российский рынок аналогичной продукции. Это, прежде всего, коснулось ставок ввозных пошлин на все виды автотранспортных средств, прокат (с 5% до 15%), трубы (до 15-20%). Для подъема отечественного машиностроения и станкостроения до 5% были повышены ставки более чем на 120 товарных позиций на промышленное оборудование: двигатели внутреннего сгорания для силовых судовых установок, станки для обработки материалов, работающие с использованием электро-разрядных процессов, станки с числовым программным управлением, котлы водяные с пароперегревателем и части к ним, насосы, установки для

3 Источник: проект Минэкономразвития «Об основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 7 апреля 2010 г. / www.economy. gov.ru.

кондиционирования воздуха, оборудование и устройства для фильтрования или очистки жидкостей, отдельные позиции машин и оборудования для лесного хозяйства, краны мостовые на неподвижных опорах; различные виды станков и их части, элеваторы и конвейеры непрерывного действия и др. В то же время были приняты меры по поддержке конкурентоспособности отечественных авиаперевозчиков включали установление нулевых ставок пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов.

С целью повышения ценовой конкурентоспособности отечественных экспортеров в 2009 г. были отменены экспортные пошлины на удобрения, никель, медь.

Мерами повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, поддержания необходимого уровня инвестиционной привлекательности являются обнуление или снижение импортных пошлин на 92 товарные позиции технологического оборудования, в том числе на отдельные виды оборудования, аппаратуры и комплектующих к ним, используемых в строительной (для трамбования, уплотнения, в том числе и предназначенного для работы в заболоченных и заснеженных местах), текстильной, металлообрабатывающей (трубопрокатные станы, металлообрабатывающие станки), медицинской (аппаратура искусственной почки, диализаторы, для анестезии) отраслях, портальные погрузчики и подъемники, приборы и инструменты, используемые в геодезии, топографии, геофизике4.

В условиях мирового экономического кризиса, и обострения конкуренции со стороны импортируемых товаров, в целях защиты отечественных товаропроизводителей продукции агропромышленного комплекса в 2009 г. были повышены ставки ввозных таможенных пошлин на: сухое молоко (с 15% до 20%), сливочное масло (с 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,22 евро за 1 кг до 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг), соевый шрот (с 0 до 5%), рис (с 0,07 евро за 1 кг до 0,12 евро за 1 кг, введение сезонной пошлины с 15 февраля по 15 мая 2009 г. в размере 0,16 евро за килограмм), маниоковый и кукурузный крахмалы (с 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,06 евро за 1 кг до 20% от таможенной стоимости, но не менее 0,15 евро за 1 кг)5.

В связи с ограничением излишнего объема импорта сельскохозяйственных продуктов на территорию Российской Федерации были скорректированы ранее установленные на 2009 г. объемы тарифных квот на мясную продукцию, с сохранением «странового» принципа распределения квот между государствами-поставщиками, а также «исторического» принципа распределения квот между участниками ВЭД на 2010 г., утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении данной продукции. В середине февраля

4 Источник: проект Минэкономразвития «Об основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 7 апреля 2010 г. / www.economy. gov.ru.

5 Там же.

Правительство закрепило своим постановлением объемы импорта мяса на 2009 г. Квота на ввоз говядины в 2009 г. составила 450 тыс. т., свинины - 531,9 тыс. т. и мяса птицы - 952 тыс. т. В 2008 г. данные показатели соответственно составили 483,9 тыс. т., 493,5 тыс. т., 1211,6 тыс. т. Однако вопрос о выборе между сохранением действующего механизма тарифного квотирования мяса и переходом на высокую плоскую пошлину остается открытым, поскольку у Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития существует разное мнение относительно динамики спроса и предложения мяса, его внутреннего производства6.

Снижены с 5% до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды дубленой кожи, так как необходимо учитывать нехватку качественного кожевенного сырья на отечественных предприятиях и снижение объемов импорта сырых шкур и кожевенного полуфабриката.

Проведена огромная работа по обоснованию и согласованию таможенных мер регулирования сельскохозяйственного рынка стран Таможенного союза, которые нашли свое отражение, например, в Едином таможенном тарифе, утвержденном Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

Но на смену регулятивной составляющей таможенно-тарифной политики, при необходимом изменении конъюнктуры мирового рынка сразу приходит ее фискальная составляющая, направленная на пополнение федерального бюджета. Например, с 1 мая по 31 декабря 2009 г., в связи с повышением мировых цен действовала повышенная ставка ввозной таможенной пошлины на сахар-сырец в размере 165-270 долл. за т. (вместо 140-270 долл./т.). А рост биржевых цен на никель нелегированный в конце 2009 г. привел к восстановлению 5-процентной ставки вывозной таможенной пошлины на данный товар.

Насущной задачей российской экономики является повышение ее конкурентоспособности как основы для экономического роста и повышения качества жизни населения. Повышение конкурентоспособности экономики России предполагает, прежде всего, усиление диверсификации экономики и отсутствие инфраструктурных ограничений; улучшение условий для ведения бизнеса, благоприятный инвестиционный климат; ускорение интеграции страны в мировое экономическое пространство; рост эффективности функционирования государственных институтов и др.

Совершенствование системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности направлено не только на обеспечение защиты российских производителей от возросшего, демпингового и субсидируемого импорта; совершенствование инструментов и механизмов по поддержке экспорта

6 Источник: http://swinoprom.ru/news_03/2009.html.

92 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

промышленной продукции, повышение модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, но и совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях вступления России в ВТО. Россия фактически с 1995 г. прорабатывает вопрос о вступлении во Всемирную торговую организацию, но в последнее время этот процесс продолжается с учетом своего членства в Таможенном союзе.

Богатый опыт строительства международной системы внешнеторгового регулирования заслуживает тщательного анализа. Отечественный механизм внешнеторгового регулирования ВЭД должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Однако постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам. Более того, необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО .

Таким образом, на сегодняшний день российская экономика находится в двояком положении: она нацелена на взаимовыгодную интеграцию в мировое хозяйство, находясь в достаточно жестких, сложных условиях мирового экономического кризиса.

Поэтому на данный момент в основе процесса развития таможенно-тарифной политики с учетом интеграции России в мировую экономику лежит принцип поддержания баланса между применением мер таможенного протекционизма, усилившимся в связи с мировым финансовым кризисом, и координацией национального механизма таможенно-тарифного регулировани-яна глобальном уровне (через механизм ГАТТ/ВТО).7

Говоря о проекте «Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на заседании кабинета министров 11 июня 2009 г., премьер-министр В.В.Путин отметил необходимость проведения сбалансированной таможенной политики, «которая избегает крайностей, например, введения заградительных барьеров на все импортные товары подряд, как иногда встречается еще в некоторых странах, или наоборот, одностороннего открытия рынка и полного отказа от разумной поддержки отечественного производителя».

Необходимо отметить, что если в 2009 г. антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными на ограничение потерь

7 Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М.: 2000. С. 20.

Проблемы современной экономики 93

внутреннего производства, то с I квартала 2010 г. в международной антикризисной практике преобладают концентрация максимальных усилий на поддержку компаний-экспортеров и повышение инвестиционной привлекательности своих стран с одновременным значительным сокращением применения протекционистских мер.

Мировой кризис скоро закончится. Уже в 2010 г. некоторыми государствами были приняты, так называемые, «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие национальной экономики. На фоне проявляющихся признаков оздоровления мировой экономики сохранение отдельных антикризисных мер приводит только к нарушению рыночных принципов и создают перекос в условиях деятельности компаний в отдельных секторах экономики.

Правительство России уже сейчас готово обсуждать вопросы о снижении импортных таможенных пошлин и сворачивании иных мер защиты внутреннего рынка, введенных в разгар кризиса. В 2009 г. в России произошло снижение объема инвестиций на 16%. Чтобы переломить эту тенденцию, необходимо действовать сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, это касается улучшения инвестиционного климата, отмены избыточных бюрократических ограничений, в том числе пересмотре нормативной базы, регулирующей иностранные инвестиции в стратегические отрасли российской экономики. Но говорить о начале выхода из кризиса пока еще рано.

Рост российской экономики в 2010 г. по подсчетам экспертов Всемирного банка может составить 4,5 процента. Это ниже их прежних ожиданий в начале года Банк прогнозировал рост больше чем на 5 процентов. Но оптимистичнее прогнозов министерства экономического развития, которое ожидает, что ВВП в этом году прибавит 4 процента. Такие выводы содержатся в докладе по экономике России, представленном 16 июня 2010 года Всемирным банком. Тем не менее, авторы доклада не исключают того, что возможное распространение долгового кризиса и замедление темпов роста в европейской экономике может отразиться на России в плане снижения цен на нефть. Это, предупреждают они, повлечет за собой сокращение экспортных доходов, окажет давление на курс рубля и будет способствовать оттоку капитала8.

Наиболее сложной формой международной экономической интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями является экономический и валютный союз, предполагающий создание подлинно единого экономического, правового и информационного пространства, координацию макроэкономической политики и унификацию законодательства в валютной, бюджетной и денежной сферах, введение единой денежной единицы и, что особенно важно, создание

8 Е.Кукол. Всемирный банк позвал в дорогу II «Российская газета» - Федеральный выпуск № 5209 (130) от 17 июня 2010 г.

межгосударственных органов с надгосударственными функциями, которые обладают правом самостоятельно, без согласования с правительствами стран-членов, принимать решения по соответствующим вопросам.

Другой принцип, на котором основывается развитие таможенно-тарифной политики, связан с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, благодаря которому радикально изменился не только торговополитический, но и институционально-организационный контекст осуществления таможенно-тарифной политики. Формирование Таможенного союза предполагает действие единой таможенной территории между странами, входящими в данное интеграционное объединение, и применение единых мер регулирования ВТД. В 2009 г. была окончательно сформирована договорно-правовая база Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, созданы рабочие органы Таможенного союза, в первую очередь Комиссия Таможенного союза и ее секретариат. Правила процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденные главами государств-участников Таможенного союза, предусматривают положения, касающиеся вопросов, рассмотрения, ведения, применения, изменения или прекращения действия мер регулирования торговли товарами в отношении государств, не являющихся членами Таможенного союза. Предварительное рассмотрение данных предложений осуществляется Комитетом по мерам регулирования внешней торговли, в состав которого входят представители органов исполнительной власти государств-членов Таможенного союза. Представители государственных органов и экономические операторы смогут обращаться в Комиссию Таможенного союза через уполномоченные органы сторон.

С 6 июля 2010 г., на территории России, Белоруссии и Казахстана вступил в силу Кодекс Таможенного союза. С момента введения в действие Таможенного кодекса вступает в силу соглашение, касающееся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Далее по достигнутым договоренностям должен быть завершен перенос контрольных функций на внешнюю границу Белоруссии, облегчен контроль на российско-казахстанском участке границы. А к 1 июля 2011 г. будут завершены все процедуры по созданию у трех стран единой общей таможенной границы. Следовательно, на постсоветском пространстве, благодаря созданию Таможенного союза «Большой тройки», станет действовать единая таможенная территория, любой товар, ввезенный на территорию Таможенного союза (от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской) и введенный в свободное обращение, может свободно пересекать любые границы стран союза без таможенного контроля и оформления.

Одним из условий создания Таможенного союза стало введение и соблюдение принципа единства таможенно-тарифного регулирования торговли товарами для стран-участниц Таможенного союза с третьими странами. На

основании Решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» были утверждены Единый таможенный тариф Таможенного союза и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также механизмы применения тарифных квот, применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, предоставления тарифных льгот формирования единой системы преференций государств-участников Таможенного союза.

Создание Таможенного союза влечет за собой неизбежную корректировку процессов выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной политики, которая должна будет строиться с учетом интересов участников ВТД и потребителей всех стран-участниц на основе эффективного механизма мониторинга и корректировки принимаемых решений в зависимости от складывающейся экономической ситуации на единой таможенной территории.

По сравнению с таможенным тарифом, действовавшим в Российской Федерации до 1 января 2010 г., в Едином таможенном тарифе уровень ввозных таможенных пошлин не изменился для Российской Федерации по 9300 позициям (82%). Понижение ставок затронуло 1500 тарифных позиций (фармацевтические субстанции, фотографических изделий, отдельные виды электрической техники, одежды (при одновременном повышении специфической составляющей), звукозаписывающей аппаратуры, кинокамер, медицинского оборудования), повышение ставок - 350 позиций (отдельные виды мясной и колбасной продукции, дрожжей)9.

Действие принципа единства таможенно-тарифного регулирования в аспекте развития таможенно-тарифной политики интеграционного объединения государств рассчитано не только на среднесрочную, но и на долгосрочную перспективу. Если в среднесрочной перспективе планируется на основе функционирования Таможенного союза создание единого экономического пространства трех и более стран (при соблюдении ряда условий специалистами не исключается возможность вступления в Таможенный союз Украины, Таджикистана и Киргизии), то дальнейшей целью единой внешнеторговой политики является создание многосторонней зоны свободной торговли СНГ. Это позволит регламентировать и унифицировать вопросы применения мер торговой политики, в том числе таможенно-тарифного регулирования, в рамках Таможенного союза и СНГ в целом.

Многие специалисты рассматривают создание Таможенного союза как реализацию построения геоэкономического моста между двумя экономическими гигантами XXI века - ЕС и Китаем. Страны-члены Таможенного союза

9 Источник: проект Минэкономразвития «Об основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2010 год и плановый период 2012 и 2013 годов» от 7 апреля 2010 г. II www.economy. gov.ru.

стремятся вступить в ВТО если не единым фронтом, то, по крайней мере, при соблюдении согласованности своих действий. Некоторые страны СНГ уже являются членами ВТО. Приведение норм внешнеторгового регулирования и торгово-политической практики стран Торгового союза и СНГ в целом в соответствие с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация уже на фоне создания многосторонней зоны свободной торговли СНГ позволят в долгосрочной перспективе перейти к активному переговорному процессу о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья. Так или иначе, будет протекать процесс реализации принципа единства таможенно-тарифного регулирования на фоне интеграции постсоветского экономического пространства, покажет будущее. Но уже сейчас не ставится под сомнение сама возможность далеко идущих перспектив развития данного процесса.

Другой принцип таможенно-тарифной политики, без реализации которого эффективное развитие и совершенствование российской экономики просто невозможно, - принцип содействия интенсификации создания и применения передовых технологий. В посткризисный период произойдет ускорение технологических и структурных изменений в мировом производстве, увеличится и усложнится ассортимент товарооборота, все экономические ресурсы государств, интеграционных объединений будут брошены на повышение конкурентоспособности, где ключевым направлением является создание и реализация новых технологических решений в разработке и совершенствовании механизмов управления различными секторами экономики, использовании природных ресурсов, развитии новых и модернизации старых производств.

А что Россия? За прошедшее после распада СССР время оказалось, что в этом направлении мы значительно отстали, хотя с точки зрения фундаментальных, базовых знаний, лидерство еще не упущено, например, в прикладной математике. Производство высокотехнологичных продуктов в России остается локальным. Оборот нематериальных активов в России составляет 0,3% от общего оборота товаров, в то время как в странах ЕС, например, этот показатель превышает 40%. Пока в России продолжает сокращаться число инженеров, работающих в науке. У нас стабильная доля фундаментальных исследований (14-15% общих затрат на науку), большой удельный вес разработок (почти 70%) и низкая доля прикладных исследований (15-16%, для сравнения, в СССР, перед его распадом, были 33%)10. В результате, в условиях отставания прикладной науки делаются незначительные усовершенствования, не основанные на серьезных, научных результатах. Отсюда и соответствующий уровень отечественных технологий. Около 80% российских предприятий, закупающих технологии и оборудование, делают

10 Владимир Баранов. Будущее инновационных технологий. II Журнал "Промышленный Вестник инфо" от 18 декабря 2009 г. - С. 13.

это за рубежом: оптимальное соотношение цена-качество, более приемлемый уровень послепродажного сервиса и способы оплаты. С одной стороны, импортируя оборудование из технологически развитых стран, мы закрепляем свое технологическое отставание, но опыт тех же восточно-европейских государств говорит о том, что через несколько лет на базе импортированных технологий начинают появляться и развиваться собственные инновации.

Но каким образом рассматриваемый принцип может и должен реализовываться в сфере национальной таможенно-тарифной политики? Интенсификация инновационных процессов в российской экономике требует активного включения России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию, что влечет за собой создание условий для переноса высокотехнологичных производств на территорию России, расширение экономически эффективного доступа к передовым технологиям, оборудованию для крупномасштабной модернизации производственных мощностей, привлечения иностранных инвестиционных товарных кредитов и прямых вложений капитала. С ростом инвестиционной активности в российской экономике в посткризисный период на первый план выходят функции таможенно-тарифной политики, направленные на снижение или отмену тарифного обложения материалов, частей и компонентов, участвующих в кооперационно-технологическом обмене, создание достаточной степени тарифной защиты конкретных рынков на первоначальных циклах производства инновационной продукции, с постепенным открытием рынков высокотехнологичных товаров по мере их становления. Одновременно необходимо совершенствовать таможенно-тарифный инструментарий, заниматься упрощением и ускорением таможенных процедур, расширением практики использования экономических таможенных режимов.

В заключение хочется остановиться на обсуждении проблемы механизма принятия решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в аспекте реализации принципов таможенно-тарифной политики. Опыт прошлых лет говорит о том, что порядок подготовки, рассмотрения и принятия решений в данной сфере определяется полным отсутствием информации о деятельности этого механизма, в том числе и на самых важных этапах - разработки и обсуждения принимаемых решений, недоступностью для широкой общественности обсуждаемых статистических и аналитических данных, наличием существенных пробелов в статистическом обеспечении исследований таможенно-тарифного регулирования.

В плане выявления целевой направленности таможенно-тарифной политики отказ от государственного контроля внешнеторговых операций сменялся приданием ей явно протекционистской направленности. В докризисный период, помимо узковедомственных и узкогрупповых интересов, в сфере целевой направленности таможенно-тарифного регулирования основном преобладала ее фискальная составляющая.

Как было сказано ранее, так и не было инициировано проведение определенного курса внешнеторговой политики, в основе которого были четко обозначены конкретные цели тарифного регулирования, например: обеспечить тарифное стимулирование ввоза конкретных видов иностранного технологического оборудования; создать или усилить тарифный барьер для ввоза конкретных импортных товаров и т.д.

Таким образом, необходимость качественно нового соблюдения таких общих принципов таможенно-тарифной политики (характерных для всех видов государственного регулирования внешнеторговой деятельности), как гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности проистекает не только из складывающихся качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условий, но и обосновывается накопленным опытом эволюции таможенно-тарифной политики современной России.

По мнению автора, ввиду признания особого значения тесной увязки таможенно-тарифного регулирования с предпринимаемыми шагами в промышленной политике, в настоящий момент качественно новое звучание приобрел принцип таможенно-тарифной политики - принцип согласования предпринимаемых решений с приоритетами промышленной политики. В условиях вхождения России в мировой рынок эффективная таможенная политика должна решать главную экономическую задачу - оптимизировать соотношение экспорта и импорта на фоне диверсификации, структурной перестройки и внедрения инноваций в отечественное производство. Но решение этой и иных задач невозможно без тесного, оперативного согласования мер таможенно-тарифной политики с другими мерами промышленной политики, предпринимаемыми на основе отраслевых программ и стратегий модернизации и переоснащения промышленности, реализации концепции «зеленого коридора» для инновационной продукции, направленными на повышение конкурентоспособности отечественных производств, укрепление их позиций на внутреннем и внешних рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.