Научная статья на тему 'Таможенно-тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД'

Таможенно-тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CUSTOMS TARIFF REGULATION / CUSTOMS TARIFF / CUSTOMS UNION / WORLD TRADE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курникова Людмила Петровна

В статье рассматриваются особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД, связанные с функционированием Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs tariff competences in the state system of regulating the international economic relations

The article deals with the peculiarities of regulating international economic relations by means of customs tariffs. They are connected with functioning of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan and our country`s entry into the World Trade Organization.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.543

Курникова Л. П.

Таможенно-тарифные компетенции государственной системы регулирования ВЭД

В статье рассматриваются особенности таможенно-тарифного регулирования ВЭД, связанные с функционированием Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и вступлением страны во Всемирную торговую организацию.

Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенный тариф, Таможенный союз, Всемирная торговая организация.

Характеризуя международные экономические отношения, являющиеся динамичной составляющей мировой экономики, следует отметить, что время XX века и начало XXI века отмечено бурными событиями и многовекторными трансформациями всех сфер современного общества. Они привели к значительным глобальным дисбалансам, которые явились последствием сначала разрушения многополярной структуры мира, сокрушительный удар по которой нанесла Вторая мировая война. Уже к ее концу обозначился колоссальный отрыв двух держав - СССР и США - от всех остальных государств не только по совокупности политических, экономических, но и военных возможностей, динамика которых, например, в США была значительна (табл. 1).

Таблица 1

Доля военных расходов в федеральном бюджете США в 1940-1945 гг, млрд.

долл. [1]

Год ВВП в текущих ценах Федеральные расходы Военные расходы

Всего Доля в ВВП, % Всего Доля в ВВП, % Доля в федеральных расходах, %

1940 101,4 9,5 9,4 1,7 1,6 17,5

1941 126,7 13,7 10,8 6,4 5,8 47,2

1942 161,9 35,1 21,7 25,7 15,9 73,1

1943 198,6 78,6 39,6 66,7 33,6 84,9

1944 219,8 91,3 41,5 79,1 36,0 86,7

1945 223,0 92,7 41,6 83,0 37,2 89,5

Затем биполярной, становление которой завершилось созданием в 1955 году Организации Варшавского договора - как ответной меры на организацию Западом в 1949 году блока НАТО [2, с. 21].

Произошедшее крушение СССР, сделало мир не только однополярным, со всеми вытекающими последствиями, в том числе за счет роста террористических, социально-экономических и финансовых вызовов и угроз, но и крайне неустойчивым, с характерной ситуацией «войны всех против всех» на значительной территории мира.

Чрезвычайно сложное состояние миросистемы актуализирует, на наш взгляд, с одной стороны, поиск приемлемых для большинства стран путей цивилизационных перспектив, с другой, - оперативное принятие насущных стабилизационных мер, направленных как на удержание контроля процесса геополитической и геоэкономической трансформации, так и дальнейшего обеспечения возможностей функционирования мирового хозяйства.

В современных условиях значительной волатильности мировой экономики национальным государствам приходится изыскивать различные способы для обеспечения своего устойчивого экономического развития и закрепления ранее достигнутых позиций и успехов на мировых рынках [3].

Так, в текущий период оптимизации прежней и становления новой системы межгосударственного взаимодействия для России важна не только активная деятельность во всех его сферах, с целью повышения эффективности российской экономики и защиты своих национальных интересов, чему в значительной степени способствует всемерное развитие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности предприятий, но и осознание необходимости формирования новой инновационной системы их регулирования и контроля.

Очевидно, что формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) определяются каждой отдельно взятой страной с учетом особенностей ее общественно-политического и социально-экономического развития, природно-географического положения, международной специализацией. Отсюда следует традиционно значительное государственное вмешательство, активное государственное регулирование ВЭД.

Вместе с тем на процесс адаптации предприятий к этим условиям, а также на реализацию их взаимоотношений с мировым торговым и финансовым сообществом воздействует система государственного администрирования этой сферы. Одной из важнейших ее составляющих является таможенная служба, перед которой стоят задачи не только активизации интеграционных процессов и повышение конкурентоспособности российского экспорта, но и создания такой архитектуры таможенного администрирования ВЭД, которая бы обеспечивала для всех ее участников транспарентность таможенного регулирования, условий и порядка пересечения таможенной границы, системы взимания таможенных платежей и налогов.

Необходимо отметить и тот факт, что в результате возрастает роль таможенного регулирования, которое реализуется посредством использования различных методов, включая два основных - нетарифный и таможеннотарифный.

Что касается последнего, то его основу составляет таможенный тариф - свод ставок таможенных экспортных и импортных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

На наш взгляд, не вызывает сомнения и то, что таможенная политика, как часть государственной внешнеэкономической политики, таможеннотарифное регулирование внешней торговли, изменение таможенного тарифа напрямую связано и непосредственно отражает все особенности общественного и социально-экономического развития страны с древнейших времен и до наших дней. В этой связи представляется справедливым утверждение, что эта сторона деятельности государства является настолько важной, что внутренняя история народа не может быть признана всесторонней и полной, если в ней не затрагивается вопрос о последовательном ходе изменений, которым подвергалась его таможенная политика, в связи с причинами, вызывавшими такие перемены [4, с. 3].

Результаты проведенного ретроспективного анализа таможеннотарифного регулирования и таможенного тарифа позволяют сделать нам вывод о том, что его определяющим условием стало образование государств, а к периоду 111-1 тысячелетия до н.э. законы ряда стран предусматривали возможность взимания торговых таможенных пошлин.

Например, Пальмира - древний город-оазис, находясь на перекрестке торговых путей из Азии в Средиземноморье (ныне территория Сирии), сумела уже в I веке до н.э. сделать основным источником своего экономического процветания доходы от транзитной, перевалочной и посреднической торговли.

В 137 году н.э. на ее центральной площади был установлен камень, на котором было высечено Постановление Совета города с текстом «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынках Адрианы-Пальмиры и у источников вод Элия Цезаря».

Основное содержание и отличие самого раннего из сохранившихся тарифов - Пальмирский пошлинный тариф [5], состояло в том, что он определял различные таможенные пошлины в зависимости от вида товаров - так, как это принято и сейчас в таможенной тарифной номенклатуре товаров [6].

В России, как на протяжении всей прежней истории, так и в настоящее время, вопросы, связанные с таможенным тарифом и таможеннотарифным регулированием внешнеторговой деятельности не только не утратили свою значимость, но и приобрели особую остроту и актуальность за счет расширения их функций и задач.

В классическом понимании основной задачей таможенного тарифа является регулирование конкурентной среды на внутреннем рынке страны, конкуренции между отечественными и зарубежными товарами в отдельных отраслях национальной экономики.

В ходе осуществления коренных преобразований, изменения парадигмы развития российской экономики и ее активной интеграции в мировое хозяйство, таможенный тариф стал выполнять не только регулирующую, но и

фискальную функцию, реализуя государственные задачи пополнения доходной части федерального бюджета страны.

Таможенные органы, объединенные в Федеральную таможенную систему Российской Федерации (ФТС РФ), включающую восемь таможенных управлений, в том числе Южное таможенное управление (ЮТУ), обеспечивают, за счет взимания таможенных пошлин и других таможенных платежей, более 50 % доходов государства (табл. 2).

Таблица 2

Количество таможенных платежей, перечисленных таможнями ЮТУ

в федеральный бюджет РФ [7]

Таможни 2011 год план, тыс. руб. 2011 год факт, тыс. руб. % выполнения 2012 год план, тыс. руб. 2012 год факт, тыс. руб. % выполнения

Астраханская 3255980 3654233 112,2 2658992 3188467 120,0

Волгоградская 1791592 0 2277052 9 127,1 2359614 1 2550809 3 108,1

Краснодар- ская 2223074 8 2112019 3 95,0 1860220 5 1771091 0 95,2

Миллеровская 518830 585610 112,9 1007933 1100076 109,1

Новороссий- ская 4421256 5 4335183 6 98,0 4929092 3 4679481 1 95,0

Ростовская 2892818 0 3092670 5 106,9 3729496 9 3696916 0 99,1

Сочинская 1091290 1235397 113,2 1545110 1708285 110,6

Таганрогская 1181878 7 1187363 3 100,5 1162697 9 1173581 6 101,0

Южная ОТ - 2278 - - 1545 -

Вместе с тем, по нашему мнению, внутренняя и внешняя среда российской экономики за последнее время значительно усложнилась, в том числе, в силу следующих причин:

• во-первых, дисбалансов глобального хозяйства и рецессии европейской экономики, на которую приходится 54 % внешнеторгового оборота России;

• во-вторых, резко обострилась конкурентная борьба на всех глобальных рынках, в том числе, рынков сбыта, ресурсных, финансовых, транспортно-логистических и других;

• в-третьих, конвергенции экономических потенциалов стран-участниц Таможенного союза (ТС) и формирования Единого экономического пространства (ЕЭП);

• в-четвертых, вступлением России в ВТО/ГАТТ и еще большим открытием внутреннего рынка, который уже был таковым на 45 %.

Кроме того, в ситуации снижения роста нашего сырьевого экспорта и значительных препятствий со стороны его европейских потребителей по диверсификации энергетических услуг и продуктов, предлагаемой российской стороной, отсутствия компетенций и достаточного опыта предоставления комплекса сервисов и услуг к отечественным товарам, реализуемым на несырьевых глобальных рынках [8], борьбы отечественного бизнеса уже не только на мировом, но и внутреннем рынке страны, таможенный тариф становится эффективным инструментом как таможенно-тарифного взаимодействия с другими странами, так и наполнения новыми компетенциями государственной системы регулирования экономики во внутреннем и внешнем измерениях. Совокупность рассмотренных в ходе проведенного анализа различных факторов и содержательной сущности этого процесса концептуально представлена на рисунке.

Рис. 1. Факторы формирования таможенно-тарифных компетенций государственного регулирования ВЭД (Составлено автором в ходе исследования) Характеризуя ряд средств опосредования таможенного тарифа, в качестве примера, можно рассмотреть особенности их реализации в Таможенном союзе (ТС). Созданный в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и начавший функционировать с 1 января 2010 года, он обусловил изменение системы государственного администрирования ВЭД, а также создал широкие возможности и перспективы, как для крупного бизнеса, так и для среднего и малого предпринимательства трех стран-участниц России, Белоруссии, Казахстана, в том числе за счет:

• использования единых механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на рыночных принципах хозяйствования и гармонизации законодательства;

• создания единых органов управления, воплощающих на всей территории ТС единую таможенную политику;

• формирования единой таможенной территории, применительно к которой страны-участницы установили Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД ТС), Единый таможенный тариф (ЕТТ ТС).

Однако в его применении еще нет полной унификации по ряду причин.

Одна из них связана с тем, что в ТС унифицированы основные положения и принципы таможенного законодательства, но о полной гармонизации и масштабной унификации таких сфер законодательства как банковское, гражданское, налоговое и других речь пока не идет, хотя уже проделана огромная работа. Другая, касается ставок ЕТТ ТС, которые изначально у трех стран совпадали только на 40 %, но и на текущий момент абсолютный консенсус по всем ставкам тарифа не достигнут. Прежде всего, в связи с тем, что, например, Казахстан не был готов к изменению почти 55 % ставок своего национального таможенного тарифа, причем в сторону увеличения. Поэтому он до 2014 года зарезервировал перечень из 400 товарных позиций, на которые ставки таможенных пошлин остаются на более низком или нулевом уровне.

Ставки российского таможенного тарифа также претерпели существенные изменения и в большинстве своем снизились более чем для 300 товарных позиций.

Вместе с тем принципы формирования ЕТТ ТС предусматривают возможность предоставления участникам ВЭД системы тарифных преференций и тарифных льгот, применяемых в Таможенном союзе, с целью стимулирования развития национальных экономик.

Так, тарифные преференции дают право российским предпринимате-лям-импортерам применять нулевые или сниженные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров, на основе единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.

Что касается тарифных льгот, то это важнейший вопрос государственного таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Его актуальность обусловлена возможностью применения участниками ВЭД тарифных льгот - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин вне зависимости от страны происхождения товаров. Основные их виды в рамках ТС приведены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года. Более специфические из них содержатся в Решении Межгосударственного совета ЕврАзЭС № 18 от 27 ноября 2009 года, среди которых, например, такие:

• тарифные льготы, предоставляемые в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной

страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны -участницы;

• тарифные льготы, предоставляемые в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов. Их значимость состоит в том, что они предоставляются не только в отношении технологического оборудования, ввозные пошлины на которое в большинстве случаев не применяются, но и в отношении сырьевых товаров, облагаемых довольно высокими ставками Единого таможенного тарифа, применяемого в Таможенном союзе [9].

Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), на долю 157 членов которой приходится 97 % мировой торговли, и принятие по этому поводу Федерального закона № 126 от 21.07.2012 года [10], предусматривает единовременное снижение ставок ввозных пошлин по трети товарных позиций. Причем по четверти из них тарифные ставки должны быть снижены не позднее трех лет после присоединения к организации.

В итоге, начальный средневзвешенный уровень (уровень «связывания») ставки импортной пошлины определен в 11,85 %, а конечный - в 7,15 %. В тоже время, согласно ЕТТ ТС размер аналогичной ставки составляет 10,3 %. Существенным является и то, что уровни «связывания» ставок (зафиксированное их определенное значение), нельзя превышать как после присоединения, так и окончания трехлетнего периода. В противном случае необходима соответствующая компенсация другим заинтересованным странам ВТО.

Показательным примером может служить ситуация в Украине, которая тоже является членом ВТО. Она в сентябре 2012 года уведомила государства-членов ВТО о намерении пересмотреть свои обязательства в отношении тарифов по 371 товарной группе с целью активизации внутреннего производства, считая, что при вступлении в организацию в 2008 году согласилась на очень открытые условия торговли, в то время как рынки многих других стран ВТО были менее открыты, с очень высоким уровнем защиты.

Еврокомиссии ЕС поручено начать переговоры с Украиной о получении полной компенсации в случае любых изменений ее обязательств относительно тарифов. На европейский рынок приходится 25 % экспорта и 30 % импорта Украины.

В США она отправляет 1,5 % экспорта и закупает 3,4 % импорта. Причем экспорт ограничен из-за семи антидемпинговых мер, действующих в США по отношению к украинской продукции. Посол США при ВТО пообещал Киеву серьезные последствия за намерение пересмотреть свои тарифные обязательства в рамках этой организации, отметив, что потенциально Соединенным Штатам должна будет выдана компенсация по 150 тарифным линиям [11].

Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что и Казахстан начал работу по присоединению к ВТО, а это, на наш взгляд, повлечет за собой изменение не только его национальной системы регулирования ВЭД.

Таким образом, проблематика и динамизм вопросов, связанных с государственной системой таможенно-тарифного регулирования ВЭД и про-

цессом совершенствования ее компетентностной составляющей обуславливают необходимость:

• во-первых, расширения функциональных инструментов таможеннотарифного регулирования;

• во-вторых, оптимизации процесса трансформации ЕТТ ТС, действующего на всей территории ТС и РФ;

• в-третьих, мониторинга правоприменительной практики ЕТТ ТС;

• в-четвертых, унификации информационного банковского и налогового обеспечения ВЭД в рамках ТС и ЕЭП.

Литература

1. Васильев В.С. Военный фактор в борьбе с экономическими кризисами //США и Канада. 2013. № 3. С. 14.

2. Системная история международных отношений: В 2 т. Т. 1 /Под ред. А.Д. Боготурова. М.: Культурная революция, 2009.

3. Курников Е.В. Возможности и перспективы России как низконалоговой юрисдикции / Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента: Сб. науч. ст. Вып. 8. Ростов н/Д.: ЮРИФ РАНХиГС, 2013. С. 98.

4. Лодыженский К.Н. История русского таможенного тарифа. Челябинск: Социум, 2005.

5. Поступил в Императорский Эрмитаж 23 февраля 1904 года и сейчас хранится в Государственном Эрмитаже.

6. Пальмирский пошлинный тариф. СПб: Северо-Западное таможенное управление РФ, 1994. С. 6.

7. Сост. автором с использованием данных Информационноаналитического обозрения. М.: ФТС РФ, 2012. № 24. С. 18.

8. Объем российского экспорта несырьевых товаров составляет 20 млрд. долл. в год //Эксперт. 2012. № 41. С. 10.

9. Курникова Л.П. Возможности и перспективы российского предпринимательства в посткризисном развитии национальной экономики / Проблемы и перспективы развития предпринимательства в России: Сб. науч. ст. Ростов н/Д.: ЮРИФРАНХиГС, 2011. С. 138.

10. О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15 апр. 1994 г.: ФЗ № 126-ФЗ от 21.07.2012. СПС «Консультант плюс».

11. ЕС потребует компенсации в случае пересмотра Украиной тарифов в рамках ВТО. www.warandpeace.ru/ru/news/view/77091

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.