- -
B.Ю. Семенов,
д.м.н., министр здравоохранения Правительства Московской области, профессор кафедры социологии медицины и экономики здравоохранения ПМГМУ им. И.М.Сеченова А.Н. Гуров,
д.м.н., профессор, заместитель директора МОНИКИ по научно-организационной работе, заведующий кафедрой организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ Моники, [email protected]
C.М. Смбатян,
д.м.н., старший научный сотрудник научно-организационного отдела, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ
ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК 614
Семенов В.Ю., Гуров А.Н., Смбатян С.М. Принципы стратегического управления системой профилактики социально опасных заболеваний в Московской области (ФУВ МОНИКИ, г. Москва) Аннотация. В статье излагаются принципы стратегического управления системой профилактики социально опасных заболеваний (СОЗ), применяемые в здравоохранении Московской области. На основе анализа информации из модулей ССВУ-матриц выявляются угрозы и слабые стороны в системе стратегического управления здравоохранением региона для усиления профилактической работы по исключению роста СОЗ. Подобная работа в любом субъекте Российской Федерации на основе стратегического управления с применением SWOT-анализа позволит обеспечить успешное решение важнейших государственных задач, определяющих не только экономическую стабильность, но и национальную безопасность страны. Ключевые слова: стратегическое управление, профилактика, социально опасные заболевания.
С учетом истории развития идей профилактики можно видеть, что на современном этапе все более необходимы системные представления о различных объектах, включенных в сложную систему социальных взаимосвязей и взаимовлияний в процессе профилактики. Социальные объекты, как и социальная реальность, всегда многомерны. Учитывая, что объектом профилактики является человек с его сложной социально-биологической спецификой, фактор многомерности значительно усиливается.
Радикальные социально-экономические изменения в стране привели к появлению новых факторов и групп риска, которые требуют современных подходов к их предупреждению. Необходимость новых подходов подтверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, утвердившим перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих [1].
Согласно вышеуказанному Постановлению к социально значимым заболеваниям относятся туберкулез, заболевания, передающиеся преимущественно половым путем (ЗППП), гепатит В, гепатит С, болезнь, вызванная
© В.Ю. Семенов, А.Н. Гуров, С.М. Смбатян, 2011 г.
Менеджер №7
\ здравоохранения 3011
6 Я
вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
Из названных заболеваний 5 (туберкулез, ВИЧ, вирусные гепатиты В и С и ЗППП) являются и социально значимыми, и опасными для окружающих, поэтому эти патологии выделяются в отдельную группу: группу социально опасных заболеваний (СОЗ). СОЗ — группа болезней инфекционной этиологии, которые возникают после определенного инкубационного периода и проявляются токсическим действием, особенно при наличии неблагоприятных условий жизни и состояния здоровья человека. Они характеризуются трудностью излечения, стойкими жизненными ограничениями и неблагоприятным прогнозом для жизни и в связи с массовостью случаев представляют социальную, экономическую и психологическую опасность для общества.
Профилактика социально опасных заболеваний сложна и трудно предсказуема, поскольку включает такие слагаемые, как общество, система здравоохранения, сам человек и условия их взаимоотношений.
Обоснование необходимости стратегического планирования мер профилактики социально опасных заболеваний определяется прежде всего широким распространением этих заболеваний во всем мире, необходимостью принятия превентивных мер их возникновения и дальнейшего накопления в обществе с целью оздоровления населения.
Стратегическое планирование — это процесс определения стратегии и принятия решений по распределению ресурсов в рамках этой стратегии, включая финансовые и кадровые ресурсы. Стратегическое планирование — одна из функций управления, которая обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Под стратегическим управлением системой профилактики понимается реализация целевых программ развития на основе прин-
ципов практического управления реформами здравоохранения и медицинскими организациями по достижению конкретных медико-демографических показателей в соответствии с поставленными целями.
Важнейшим принципом стратегического управления является изучение окружающей внешней и внутренней среды, обусловливающим процесс. В качестве одного из наиболее распространенных методов анализа стратегического окружения используется анализ сильных (С) и слабых (С) сторон системы, ее возможностей (В) и угроз (У) (сокращенно ССВУ анализ). В английской транскрипции SWOT-анализ составлен из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы, опасности), который широко используется в качестве формализованной процедуры структурирования знаний о текущей ситуации.
Общеизвестно, что ключевое влияние на определение стратегии действий оказывают существующие взгляды на общественную (социальную) значимость различных видов патологии. Причем это имеет не только теоретическое значение, но и непосредственный выход в практику. Выделение группы таких состояний влечет приоритетную концентрацию усилий и ресурсов на борьбу с ними. В этой связи ряд проблем требуют научного анализа и пересмотра традиционных подходов к их решению.
С целью профилактики и борьбы с социально опасными заболеваниями нами была составлена по методике ССВУ-анализа матрица возможностей и ограничений, что позволило систематизировать социально-экономическую ситуацию в Московской области (МО) и сформулировать предложения для включения в долгосрочную целевую программу МО «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2009-2011 гг.».
Цель Программы — снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения
при социально значимых заболеваниях; увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями. Для достижения этой цели успешно решаются следующие задачи:
— обеспечение эпидемиологического благополучия населения путем снижения уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
— совершенствование методов раннего выявления, профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях;
— внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных с заболеваниями социального характера;
— снижение частоты осложнений от заболеваний социального характера;
— оснащение лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием;
— обеспечение больных современными лекарственными препаратами и диагностическими средствами;
— повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи;
— совершенствование систем профессиональной переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров.
Программа содержит разделы по каждой из подпрограмм.
Целью подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом» являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения, стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
— проведение широких просветительных мероприятий среди населения по пропаганде здорового образа жизни и профилактике туберкулеза;
— обеспечение лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения Московской области средствами диагностики, специфического лечения и дезинфекции;
— оснащение лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения Московской области современным медицинским, лабораторным и дезинфекционным оборудованием.
Целью подпрограммы «О мерах по предупреждению распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» является достижение перехода от стабилизации эпидемического процесса ВИЧ-инфекции к устойчивому снижению заболеваемости и риска перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
— организация и проведение профилактических санитарно-просветительных мероприятий среди населения;
— обеспечение функционирования регистра ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом в ГУЗ «Московский областной центр по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями»;
— приобретение лекарственных препаратов для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции/СПИДа, оппортунистических, СПИД ассоциированных и сопутствующих заболеваний лечебно-профилактическими учреждениями Московской области;
— приобретение диагностических средств и лабораторного оборудования для диагностики СПИДа, в том числе для проведения скрининга и обследования доноров.
Целью подпрограммы «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем» является снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
— организация и проведение широких просветительских мероприятий среди населения и медперсонала о мерах профилактики заболеваний, передаваемых половым путем;
— обеспечение лечебно-профилактических учреждений современными препаратами для лечения сифилиса;
енеджер №7
здравоохранения 3011
— оснащение дерматовенерологических учреждений современным медицинским оборудованием.
Целью подпрограммы «Вирусные гепатиты» является снижение уровня заболеваемости вирусными гепатитами и предупреждение их осложнений на основе комплексного решения проблем диагностики, профилактики, лечения больных вирусными гепатитами.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
— улучшение диагностики вирусных гепатитов;
— улучшение качества лечения вирусных гепатитов;
— профилактика осложнений хронических вирусных гепатитов;
— уменьшение заболеваемости вирусными гепатитами за счет уменьшения числа инфицированных лиц.
Важным этапом стратегического управления является достижение запланированных целевых показателей. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы:
• снижение первичной заболеваемости туберкулезом до 48,0 случаев на 100 тыс. населения;
• снижение смертности от туберкулеза до 15,8 случаев на 100 тыс. населения;
• снижение числа вновь зарегистрированных в течение года случаев ВИЧ-инфекции до 1670 случаев;
• снижение риска перинатальной трансмиссии ВИЧ-инфекции до 4,0%;
• снижение заболеваемости сифилисом до 51,1 случая на 100 тыс. населения;
• снижение заболеваемости детей сифилисом до 2,6 случаев на 100 тыс. детского населения;
• снижение заболеваемости детей гонореей до 0,9 случаев на 100 тыс. детского населения;
• снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В до 3,0 случаев на 100 тыс. населения;
• снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом С до 7,2 случаев на 100 тыс. населения;
• сохранение охвата профилактическими прививками детей на уровне 95%;
• снижение заболеваемости дифтерией до 0,16 случаев на 100 тыс. населения и др.
В Программе отмечается, что социальный эффект от реализации мероприятий Программы будет выражен улучшением качества и увеличением продолжительности жизни, сохранением трудового потенциала, формированием здорового образа жизни, снижением социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения заболеваний социального характера.
Среди социально опасных заболеваний особое внимание привлекает заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией. Данная ситуация характерна практически для всех регионов Российской Федерации.
С начала 2010 г. в МО зарегистрирован 2561 новый случай ВИЧ-инфекции, за 2009 г. было зарегистрировано 2806 новых случаев ВИЧ-инфекции. Первично выявленная заболеваемость составила 37,9 случаев на 100 000 населения (в 2009 году — 42,1, РФ — 35,7 случаев). Таким образом, снижение заболеваемости ВИЧ-инфекцией в 2010 г. в сравнении с предыдущим годом составило 10% [2].
Регистрируется снижение заболеваемости ВИЧ-инфекции в индикаторной группе — группе беременных женщин (группа со 100%-ным скринингом на ВИЧ-инфекцию): 0,64% в 2009 г., 0,63% в 2010 г. Кроме того, значение данного показателя менее 1,0 свидетельствует о том, что эпидемия ВИЧ-инфекции в Московской области находится в концентрированной стадии.
Среди муниципальных образований Московской области наибольшая заболеваемость ВИЧ-инфекцией регистрируется: в г. Орехово-Зуево, Химкинском, Ногинском, Мытищинском и Пушкинском муниципальном районах.
№7
зон
Менеджер
лт Менеджмент в здравоохранении
- -
Таблица 1
Динамика заболеваемости отдельными социально опасными болезнями в Московской области за 2006-2010 гг. в сравнении с целевыми показателями
Годы
Заболевания 2006 2007 2008 2009 2010 Целевые
Московская область показатели
ВИЧ-инфекция 33,6 45,4 38,9 41,8 37,9 25,3
->
Острые
вирусные
гепатиты
иппп
Гепатит В 9 7,8 6 4,53 3,51 3,0
Гепатит С 7,7 7,1 5,48 4,43 3,65 7,2
Сифилис 62,8 67,4 54,6 43,8 34,4 51,1
Гонорея 44,4 38,1 30,6 23,9 19,6 -
Хламидиоз 136,1 140,4 134,4 102,3 80,0 -
Туберкулез 52,6 59 56,5 54,2 50,5 48,0
В 2010 г. отмечается снижение заболеваемости населения острыми вирусными гепатитами В и С по сравнению с 2009 годом, соответственно с 4,53 случаев до 3,51 и с 4,43 случаев до 3,65 на 100 тыс. населения (РФ — 2,7, 2,2, соответственно, в 2009 г.). Данная тенденция наблюдается в течение 10 последних лет. В 1999 году заболеваемость острыми гепатитами В и С составляла, соответственно, 54,4 и 33,2 случаев на 100 тыс. населения. Снижение заболеваемости острыми вирусными гепатитами В и С связано с проведением ряда мероприятий, направленных на профилактику этих заболеваний (информированность населения, своевременная диагностика, вакцинация против гепатита В, лечение больных хроническими формами вирусных гепатитов). Вакцинация против гепатита В позволила снизить носительство гепатита В с 54,70 в 2009 г. до 46,02 случаев на 100 тыс. населения в 2010 г.
В 2010 г. продолжилось снижение заболеваемости сифилисом, начавшееся в 1997 г. Оно составило 22,6% по сравнению с 2009 г. В 2010 г. был зарегистрирован 2321 случай сифилиса против 2943 в 2009 г. Интенсивный показатель заболеваемости составил 34,4 на 100 тысяч населения против 43,8 в 2009 г. (РФ — 53,3). Снижение
заболеваемости наблюдалось во всех медицинских округах и в 52 муниципальных районах и городах.
В 2010 г. продолжалось снижение заболеваемости гонореей: оно составило 18,9 % по сравнению с предыдущим годом. В 2010 г. выявлено 1324 случаев против 1603 в 2009 г. Снижение заболеваемости отмечено в 11 округах в 39 муниципальных образованиях, в 3-х — без динамики, в 22-х отмечен рост заболеваемости.
Интенсивный показатель заболеваемости гонореей составил 19,6 на 100 тысяч населения против 24,2 в 2009 г. (РФ — 48,1). Уровень заболеваемости в муниципальных районах и городах находится в диапазоне от
1.8 на 100 тысяч населения в г. Климовске,
4.9 в Солнечногорском районе до 51,0 в г. Орехово-Зуево.
первичная заболеваемость туберкулезом в Московской области за последние 10 лет снизилась на 15,3 % и в 2010 году составила 41,6 случаев на 100 тыс. населения.. Вместе с тем за эти годы отмечается снижение показателя распространенности туберкулеза до 130,9 на 100 тыс. населения в 2010 г. (за 10 лет на 39,3 %). За анализируемый период смертность от туберкулеза снизилась и составила 8,12 в 2010 г. на 100 тыс. населения.
енецжер №7
здравоохранения 3011
Таблица 2
ССВУ-матрица влияния факторов социально-экономического развития Московской области до 2020 г. на процессы профилактики социально значимых (социально опасных) заболеваний
Положительное влияние
Внутренняя Б. (Сильные стороны)
среда Реализация долгосрочной целевой про-
граммы МО «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2009-2011 гг.»
Стабильно устойчивое положение системы здравоохранения Московской области, устойчивые связи с федеральной и муниципальной системой здравоохранения Мощные научные центры, обеспечивающие развитие кадрового потенциала регионального здравоохранения Высокий ресурсный уровень системы охраны и восстановления здоровья по всем направлениям
Наличие перспективных зон оптимизации в системе охраны и профилактике социально значимых заболеваний
Отрицательное влияние
W. (Слабые стороны)
Высокая инвестиционная привлекательность Наличие инновационного потенциала развития
Наличие возможностей для развития туристского бизнеса Привлекательность для мигрантов Наличие свободных рынков для организации и ведения бизнеса (финансовый рынок (включая рынок потребительских кредитов), фондовый рынок, логистика) Наличие возможностей для реализации государственно-частного партнерства.
Внешняя О. (Возможности)
среда Выгодное географическое положение
Высокоразвитое промышленное производство и система центров санитарно-эпидемиологического надзора Высокая инвестиционная активность Наличие квалифицированной рабочей силы Развитый научно-производственный комплекс и инфраструктура здравоохранения Большой культурно-исторический потенциал
Т. (Угрозы, опасности)
Близость к ключевым железнодорожному и автомобильному транспортным узлам, соединяющим магистральные направления Запад-Восток и Север-Юг, а также наличие на территории Московской области крупных международных аэропортов Высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население Высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения
Несоответствие темпов развития структуры производства и поддерживающей инфраструктуры
Отсутствие сырьевых источников Высокая степень дифференциации муниципальных образований Московской области по уровню экономического и социального развития
В целом анализ показывает, что в Московской области происходят существенные изменения в распространенности социально опасных заболеваний, наблюдается стойкое снижение заболеваемости и смертности от этих болезней, замедляется
рост распространенности ВИЧ-инфекции. Эти достижения обусловлены в том числе и применением элементов ССВУ-анализа в процессе стратегического управления профилактикой в системе здравоохранения области (табл. 1).
Общесистемные для Московской области компоненты ССВУ-анализа сформулированы в «Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года». В табл. 2 систематизированы характеристики, влияющие на процессы профилактики социально значимых, в том числе и социально опасных заболеваний.
При формировании ССВУ-матрицы для обоснования направлений оптимизации работ в системе здравоохранения, перечисленных в Стратегии, позиции переходят в разряд возможностей и угроз внешней среды и составляют в большинстве своем неуправляемые для отрасли здравоохранения факторы. К общим факторам угроз добавляется и мировой финансово-экономический кризис (2008 г.), который затронул Российскую Федерацию в целом и в том числе Московскую область.
Факторы внутренней среды — самой системы здравоохранения Московской области являются в основном управляемыми и определяются ее сильными сторонами и преимуществами и слабыми сторонами и недостатками.
Комплексный анализ информации из модулей SWOT-матрицы выявил потребность в усилении работы системы здравоохранения по конкретным направлениям профилактики социально значимых, том числе и социально опасных заболеваний.
При проведении этой работы опирались на стратегическое планирование, которое рассматривает как концептуально-методологические, так и организационно-процедурные аспекты развития профилактики. При этом реализуются функции подсистем общего и функционального управления и планирования, а также решаются следующие стратегические задачи:
• ознакомление с проблемой путем сопоставления существующего состояния с желаемым — функция инициативы;
• выработка требований к действиям — инструмент управления;
• определение критериев оценки информации и выбора альтернатив — принятие решений;
• обеспечение по возможности бесконфликтного сосуществования — инструмент координирования;
• создание предпосылок для последующего контроля — инструмент контроля.
Важнейшей среди всех названных функций является функция управления. В современной науке еще мало употребляется понятие управление здоровьем. Это объяснимо, так как потребность в здоровье формируется всей историей развития личности. Она формируется через экономическую, образовательную, культурно-воспитательную, гуманистическую, информационную и другие функции общества. Управлять этими процессами общество еще только учится, поскольку они затрагивают глубинные процессы, связанные с поведением человека, условиями его жизнедеятельности, ролью системы здравоохранения и других общественных систем в формировании здраво-охранного поведения человека. Управление этими процессами нередко выходит за рамки системы здравоохранения и связано с совокупностью влияния всех факторов на становление личности человека в обществе, отношение к собственному здоровью, его умение противостоять асоциальному влиянию.
Таким образом, в результате применения принципов стратегического управления системой профилактики в Московской области улучшилась эпидемиологическая ситуация, связанная с социально опасными заболеваниями.
Проводимая подобная работа в любом субъекте Российской Федерации с применением принципов стратегического управления позволит обеспечить успешное решение важнейших государственных задач, определяющих не только экономическую стабильность, но и в значительной степени национальную безопасность страны.
енеджер №7
здравоохранения 3011
Литература
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»//Собрание законодательства РФ. - 06.12.2004. - № 49. - ст. 4916.
2. Итоги работы системы здравоохранения Московской области в 2010 году и задачи на 2011 год/Под ред. проф. В.Ю. Семенова. — М.: 2011. — 150 с.
3. Стратегическое управление/Руководство системами здравоохранения в Европейском регионе ВОЗ /http://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0019/70183/ 1?С58 rdoc09.pdf.
4. Онищенко Г.Г. Глобальная профилактика ВИЧ/СПИДа в свете решений «Большой Восьмерки»//Вестник российской академии медицинских наук. — 2008. — Т. 4. — С. 39-43.
5. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. http://www.zdravo2020.ru/concept.
UDC 614
Semenov V.U. B, GurovA.H., Smbatyan S.M. Principals of strategic management of socially dangerous diseases (SDD) prevention system in Moscow region (Doctor's Enhancement Department MONIKA, Moscow) Abstract. The article presents principles of strategic management of socially dangerous diseases (SDD) prevention system applied in Public Health Care Institutions of Moscow Region. Information from SWOT-matrices modules allows revealing threats and weak points in the strategic management system of regional Public Health Care Institutions to prevent SDD elevation. Such management in any subject of Russian Federation using SWOT analysis provides successful solving the most important State tasks underlying not only economic stability but also State security of Russian Federation.
Keywords: strategic management, prevention, socially dangerous diseases.
Здравоохранение в цифрах
ВРАЧИ И МЕДПРЕДСТАВИТЕЛИ
В ЧИСЛЕ САМЫХ ВОСТРЕБОВАННЫХ ПРОФЕССИЙ
рачи и медицинские представители вошли в список 20 самых востребованных профессий на российском рынке труда в 2011 г., заняв 8-е место. На специалистов этого профиля поступило 1,8% запросов. Стоит учесть, что в сфере медицины многие работодатели придерживаются традиционных способов поиска кадров, предпочитая подбирать персонал по рекомендациям, а не через СМИ и Интернет. Поэтому реальный спрос на врачей может быть гораздо выше.
Что же касается самой востребованной на фармрынке профессии — медицинского представителя, то в Т0П-20 эта специальность занимает 14-ю позицию (1% спроса).
На последней строке оказались экономисты, спрос на которых составил 0,5% от совокупности вакансий, опубликованных в апреле 2011 года.
Источник: Pharmvestnik.ru