Научная статья на тему 'Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT — анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения'

Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT — анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
624
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / SWOT-АНАЛИЗ / ПОТЕНЦИАЛ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / UNIVERSAL INFORMATION SYSTEM / SWOT-ANALYSIS / POTENTIAL OF MEDICAL ORGANIZATION / REALIZATION OF HEALTH PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плутницкий Андрей Николаевич

Использование универсальной информационной системы (ИС) позволяет осуществлять анализ стратегического окружения медицинских организаций (МедО) ее сильных (С) и слабых (W) сторон, возможностей (О) и угроз (Т) (в английской транскрипции — SWOT-анализ). С использованием ИС обеспечивается аналитическое предвидение при разработке стратегии деятельности медицинских организаций по реализации программ здравоохранения; прогнозирование потенциала медицинской организации на основе влияния сильных и слабых сторон МедО в существующих возможностях и угрозах по направлениям и эффективности реализации программ здравоохранения; возможность широкого использования ИС в работе органов управления здравоохранением и медицинских организаций при решении важнейших государственных задач для обеспечения экономической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF UNIVERSAL INFORMATION SYSTEM IN THE PROCESS OF SWOT-ANALYSIS DURING PLANNING AND REALIZATION OF REGIONAL HEALTH PROGRAMS

The article demonstrates that application of universal information system makes it possible to implement analysis of strategic environment of medical organizations, including their strengths, weaknesses, opportunities and threats. The information system supports the analytical forecasting during development of strategy of functioning of medical organizations implementing health programs. This approach makes possible too forecasting of potentials of medical organization on the basis of impact of strong and weak aspects of medical organization in actual possibilities and threats according directions and effectiveness of realization of health programs. The possibility is considered of wilde implementation of information system in functioning of health administrations and medical organizations in case of decision making in resolving important public issues to provide economic stability.

Текст научной работы на тему «Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT — анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения»

зационной структуры, позволяющими оптимизировать порядок взаимодействия, увеличить саморегулируемость, установить порядок управления, планирования, обеспечения, контроля и улучшения качества, основываясь на процессах, создать заинтересованность в качественных медицинских услугах для всех ее участников, что позволяет повысить эффективность разработки и внедрения новых технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилипенко ПИ. Нормативно-правовые аспекты применения медицинских технологий. Вестник Росздравнадзора. 2009; 4: 4—9.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 488 от 20 июня 2007 г. "Об

© А. Н. ПЛУТНИЦКИЙ, 2013 УДК 614.2:681.518

утверждении административного Регламента Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007; 17 сентября: № 38.

3. Письмо Росздравнадзора от 16.11.2007 № 01И-773/07 "Об использовании медицинских технологий". URL: http://lawru. info/base06/part2/d06ru2458.htm

4. Проект Федерального закона "О биомедицинских клеточных технологиях". URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/ doc_projects/535 (дата обращения 1.07.2012)

5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года № 323-ф3. Российская газета. 2011; 23 ноября: № 263.

Поступила 01.08.12

А. Н. ПЛУТНИЦКИЙ

Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения

Управление здравоохранения администрации Клинского муниципального района, 141600, г. Клин

Использование универсальной информационной системы (ИС) позволяет осуществлять анализ стратегического окружения медицинских организаций (МедО) ее сильных (С) и слабых (W) сторон, возможностей (О) и угроз (Т) (в английской транскрипции — SWOT-анализ). С использованием ИС обеспечивается аналитическое предвидение при разработке стратегии деятельности медицинских организаций по реализации программ здравоохранения; прогнозирование потенциала медицинской организации на основе влияния сильных и слабых сторон МедО в существующих возможностях и угрозах по направлениям и эффективности реализации программ здравоохранения; возможность широкого использования ИС в работе органов управления здравоохранением и медицинских организаций при решении важнейших государственных задач для обеспечения экономической стабильности.

Ключевые слова: универсальная информационная система; SWOT-анализ; потенциал медицинской организации; реализация программ здравоохранения

THE APPLICATION OF UNIVERSAL INFORMATION SYSTEM IN THE PROCESS OF SWOT-ANALYSIS DURING PLANNING AND REALIZATION OF REGIONAL HEALTH PROGRAMS

A.N. Plutnitskiy

The health department of administration of Klin municipal district, 141600, Klin, Russia

The article demonstrates that application of universal information system makes it possible to implement analysis of strategic environment of medical organizations, including their strengths, weaknesses, opportunities and threats. The information system supports the analytical forecasting during development of strategy of functioning of medical organizations implementing health programs. This approach makes possible too forecasting of potentials of medical organization on the basis of impact of strong and weak aspects of medical organization in actual possibilities and threats according directions and effectiveness of realization of health programs. The possibility is considered of wilde implementation of information system in functioning of health administrations and medical organizations in case of decision making in resolving important public issues to provide economic stability.

Key words: universal information system; SWOT-analysis; potential of medical organization; realization of health programs

Для решения проблем, связанных со стратегическим планированием и реализацией медицинскими организациями (МедО) Московской области (МО) долгосрочных целевых программ "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009—2012 гг.", "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011 — 2012 гг." [1—3] и ряда других, нами создана универсальная информационная

система (ИС), которая позволяет анализировать и моделировать ход реализации любых программ здравоохранения, а также сохранять необходимые сведения для оценки эффективности их выполнения.

Как известно, стратегическое планирование — это процесс определения стратегии и принятия решений по распределению ресурсов в рамках этой стратегии, включая финансовые и кадровые ресурсы. Стратегическое

Контактная информация: Плутницкий Андрей Николаевич, канд. мед. наук; e-mail: klin-zdrav@mail.ru

планирование — одна из функций управления, которая обеспечивает основу для всех управленческих решений, т. е. именно то, что требуется для МедО при планировании и реализации долгосрочных целевых программ здравоохранения.

Важнейшим принципом стратегического управления является изучение окружающей внешней и внутренней среды, обусловливающей и влияющей на работу МедО по реализации программ. В качестве одного из наиболее распространенных методов анализа стратегического окружения системы, используется анализ ее сильных (С) и слабых (С) сторон, ее возможностей (В) и угроз (У) (сокращенно ССВУ-анализ, в английской транскрипции SWOT-анализ).

Написание SWOT-анализа составлено из первых букв английских слов Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы, опасности). Он широко используется в качестве формализованной процедуры структурирования знаний о текущей ситуации. S и W относятся к внутреннему состоянию МедО, а O и T к внешнему окружению медицинской организации.

В работе под реализацией программ понимается способность МедО использовать возможность и/или предотвратить угрозу в ходе выполнения соответствующей программы здравоохранения.

Структурно-логическая схема работы универсальной информационной системы по проведению SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения представлена на рис. 1.

В качестве экспертов при выполнении SWOT-анализа привлекаются главные специалисты Министерства здравоохранения МО по соответствующему направлению, руководители органов управления здравоохранением и МедО, а также независимые специалисты для обеспечения объективного взгляда со стороны.

Всем экспертам задаются вопросы, которые заранее внесены в программу, отражающую сильные и слабые стороны МедО, а также возможности и угрозы, которые имеются или могут появиться в ходе реализации программ. Анализируется внешняя ситуация, выделяются наиболее существенные для МедО в конкретный период времени факторы, влияющие на реализацию программ. Помимо этого, эксперты сами могут внести соответствующие факторы в программу, которые включаются в SWOT-анализ.

Для экспертов приготовлена памятка для выявления, формирования и балльной оценки факторов внутренней и внешней среды, используемых в SWOT-анализе. При этом разъясняется, каким образом избежать ошибок, чтобы при формулировке факторов не допустить подмены угроз слабыми сторонами, а также возможностей сильными сторонами и наоборот. Тем более не допускается излагать в виде факторов их комбинации или сочетания из исходных факторов сильных, слабых сторон, возможностей и угроз.

Принципы балльной оценки заключаются в определении степени вероятности реализации внутреннего потенциала МедО S (со знаком +) и ее W (-), влияния благоприятных

внешних O (+), T (-). Для оценки данных и последующей математической обработки применяется следующее правило. При высокой степени реализации фактора значения определяются как 1,0—0,7 (100—70% вероятность события), средняя вероятность — 0,69—0,5 (69—50%), низкая вероятность оценивается в 0,49—0,3 (49—30%). При оценке значения степени влияния фактора < 0,29 (29%) фактор для анализа не используются. Результаты оценок фиксируются и анализируются с использованием программного комплекса (ПК), некоторые формы окон интерфейса которого приведены на рис. 2.

Все оставшиеся для анализа факторы включаются в матрицу для SWOT-анализа по степени их важности (весомости). Созданная таким образом матрица представляет структурированное информационное поле в котором руководители любого уровня могут стратегически ориентироваться и принимать решения по ходу реализации программ здравоохранения. Некоторые исходные данные для формирования матрицы SWOT-анализа, приведены в таблице.

Перечисленные факторы не являются исчерпывающими. В зависимости от специфики МедО и программ могут выявиться и другие факторы, требующие тщательного анализа. В то же время не следует скрупулезно анализировать в любых ситуациях все вышеперечисленные

Эксперты для SWOT - анализа

Руководители и главные специалисты (ГС) Министерства здравоохранения МО Руководители и ГС медицинских о стругов и мун и ципальных образований МО Независимые специалисты, не работающие н МедО МО ('объективный взгляд стороннего эксперта)

д

МедО, реализующие долгосрочные целевые программы здравоохранения

Предулрсжценис н Сирый с ^яоолеианиичи социального характера р МО на 2004 -2012 гг. Модернизация ^драио^ураненин МО на 2011 201 - гг. Пригралина развития здравоохранения МОнн 2013 - 201S гг

й а

Внутренняя среда МедО, Внешняя среда МедО,

выполняющей программы выполняющей программы

Сильные Слабый Возможности YL-poiu, опасности

стороны (s) стороны (W) (О) (Т)

Г

Со:ыанис и анализ SWOT - .матрицы

Вероятность Вероятность 11оследетвия

реализации S W ВЛИЯНИЯ реализации

внутренне™ возможностей угроз

потенциала

МедО

Высокая 1-й -0,7 Высокая Разрушительные

Средняя 0,69 0,5 Средняя Тяжелые

Низкая 0,49 - 0,3 Низкая Легкие

а

Коэффициенты множественной корреляции сильных и слабых сторон.

возможностей н угроз, ¡шейка статистической достоверности

i

Уравнение множественной регрессии, позволяющее установить взаимосвязи сильных и слабых старом, возможностей и угроз с потенциалом МедО по реализации программ

л

Основные статистические показатели, характеризующие эффективность хода выполнения программ

Рис. 1. Структурно-логическая схема работы универсальной информационной системы по проведению SWOT-анализа.

Финансирование, тыс. руб.

4500

3 внешние факторы

параметры. На данном этапе важно не только объективно оценить параметры, но и выбрать среди их множества ограниченный ряд существенно важных по влиянию на МедО и реализацию программ здравоохранения.

В процессе проведения SWOT-анализа при составлении матриц "качественного" стратегического анализа возможностей и ограничений были получены статистически достоверные коэффициенты множественной корреляции и регрессии сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по оценке потенциала МедО и их влиянию на возможность реализации Программ. При этом под потенциалом МедО понимается степень участия сильных и слабых сторон МедО в существующих возможностях и угрозах по реализации Программ, выраженная в процентах или долях единицы.

В результате осуществления деятельности органов управления здравоохранением и МедО в ходе реализации программы МО "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009—2012 гг." на основе принципов стратегического планирования по методике SWOT-анализа удалось успешно выполнить следующие мероприятия по разделам:

• Сахарный диабет. Достигнута хорошая и удовлетворительная степень компенсации сахарного диабета, аналогичная Европейским показателям. Ежегодно снижается частота специфических тяжелых осложнений сахарного диабета.

• Неотложные меры борьбы с туберкулезом. В результате проведенных мероприятий стабилизирована эпидемиологическая ситуация, связанная с распространенностью туберкулеза в МО. Проводимые мероприятия

позволили снизить первичную заболеваемость туберкулезом населения с 50,33 случая на 100 тыс. населения в 2010 г. до 49,12 случая в 2011 г. и показатель смертности от туберкулеза с 8,12 случая на 100 тыс. населения в 2010 г. до 7,55 случая в 2011 г. В ходе реализации Программы модернизации здравоохранения Московской области на 2011—2012 гг. и применения принципов стратегического планирования по методике SWOT-анализа успешно внедряют федеральные стандарты в МедО:

— муниципальных районов: Дмитровского, Клинского, Лотошинского, Зарайского, Мытищинского;

— городских округов: Королева, Протвино, Долгопрудного, Серпухова, Электрогорска, Электростали, Подольска, Железнодорожного.

Ощутимые улучшения демографических показателей в МО: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 10% снизилась материнская смертность (с 15,7 случая до 14,1 на

П К для изучения стратегического окружения медицинских организаций методом 5 Л\ЮТ-анализа

Наименование программ

Подраздел 2.4: Совершенствование оказания медицинской помощи больным

ВИЧ-инфекцией

Цель программы

Приобретение, хранение, доставка и выдача необходимых лекарственных средств для профилактики и лечения больных ВИЧ-инфекцией

Основные результаты реализации Программ

Стабилизация ситуации по ВИЧ-инфекции в Московской области

Отчеты

ДАЛЕЕ заполнить сведения о ВНУТРЕННИХ и ВНЕШНИХ факторах

ВОЗМОЖНОСТИ фактора Вес Результат Ш05Ы Значим* Вес Резтльт»т фигтера елгторз фигтсрл факггара

19 »,00 Крнакно? отима 0.1 э 034

ЕЯ + Ч V

Нсвгопг блнзиж регион» с большим ч№1ш к ллкфнщтревдмкого мешЕЛИского птрсогеалл 0.3 1 0,30 1 [злнчне МздО сшткзпвгкшеге арефшд рашичиьи форм юбстаеиюстя с ииичмп неирсцсызгпшми фшторши риска кшиурснинл од л и»

РюяиоЛ мучно-протвоаепенмыА комгип.с и ■[мфрасгрухтура здравоохранения ад 3 2,00 Высомиг уровень трудовой мнен) и.огий мнграцшш маг еленил 0.4 * 1.20

*

Итоговые значения для Внешних факгйрйй 0,3* 1 3,35 3.84 одт З^т 0,98

Внутренж« факторы сэ 0

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ фданриПР фигтор* Рот.тьпт СЛАБЫЕ СТОРОНЫ Займа* фдит*р» фотерл В*с Ртипт фактор филарл

Высокое патемрая руководителей МедО 0,7 5 3,30 Ншш зффегтишккггь собггпеямых нирштнн-глш усилий МедО »о пра.цвпженню программ IV 1 2,50

Хорошо л о зт о то влить пТ ысдрадешгИ 0,6 3 1,80 Аданиэ ириифитгтиьи. колкуреитных А программ, реанязуеные частными МгдО V 0,6 1 0,60

Наличие оборудования, обеспечивающего ьыпа.тимше программ 0,3 7

Итоговые значения для внутренних факторов 0,70 5,00 3,50 0.55 з.оо 1,65

Рис. 2. Некоторые формы окон интерфейса ПК.

100 тыс. живорожденных), на 11% уменьшилась младенческая смертность (с 6,7 случая до 6 на 1000 рожденных живыми).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На территории МО сохраняется тенденция к росту рождаемости. Показатель рождаемости в 2011 г. составил 11,1 на 1000 населения (в 2010 г. — 10,9 на 1000 населения).

Применение ПК для SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения позволяет осуществлять стратегическое управление деятельностью медицинских организаций. Созданный ПК обеспечивает:

— аналитическое предвидение при разработке страте -гии деятельности органов управления здравоохранением и медицинских организаций по реализации программ;

— прогнозирование потенциала медицинской организации на основе влияния сильных и слабых сторон МедО в существующих возможностях и угрозах в

Таблица 1

Некоторые исходные данные для формирования матрицы SWOT-анализа наиболее существенных факторов, влияющих на МедО

при реализации программ здравоохранения

Благоприятное влияние

Неблагоприятное влияние

Внутренняя среда

Внешняя среда

Сильные стороны Менеджмент МедО.

Высокий потенциал руководителей МедО и заведующих отделениями, способных принять участие в реализации Программ.

Наличие подготовленного медицинского персонала; оборудования, обеспечивающего выполнение Программ; помещений МедО для размещения медицинского оборудования, отвечающих СНиП.

Наличие ресурсной базы и медицинских технологий, недоступных ближайшим конкурентам.

Ключевые компетенции МедО, связанные с технологией реализации Программ МедО, от которых в значительной степени зависит успешность или провал реализации Программы и которые обеспечивают наибольшее преимущество на конкурентном рынке по реализации Программы.

Анализ ценовой политики, ценовая эластичность спроса, возможные максимально приемлемые цены. Стабильно устойчивое положение системы здравоохранения МО, устойчивые связи с федеральной и муниципальной системой здравоохранения.

Мощные научные центры, обеспечивающие развитие кадрового потенциала регионального здравоохранения. Высокий ресурсный уровень системы охраны и восстановления здоровья по всем направлениям

Возможности

Финансирование программ Правительством МО в соответствии с планами.

Наличие близких регионов с большим числом квалифицированного медицинского персонала.

Развитый научно-производственный комплекс и инфраструктура здравоохранения МО.

Спрос на услуги, предлагаемые аналогичными Программами ближайших конкурентов. Поведение потенциальных пациентов, ради которых задумана Программа

Слабые стороны Маркетинг МедО.

Соответствие рекламной кампании по реализации Программ требованиям здравоохранения.

Эффективность собственных маркетинговых усилий МедО по продвижению Программ.

Анализ системы доведения информации об услугах, представляемых Программой до потребителей. Анализ приоритетных конкурентных Программ, реализуемых частными МедО. Высокая инвестиционная привлекательность. Наличие инновационного потенциала развития.

Наличие возможностей для реализации государственно-частного партнерства

Угрозы, опасности

Кризисное снижение объема финансирования от запланированного.

Конкурентная среда. Четыре конкурентные силы по Портеру, рыночная сила потребителей и поставщиков, угроза медицинских услуг субститутов (заменителей), барьеры входа на рынок.

Изменение медицинских технологий.

Наличие МедО соответствующего профиля различных форм собственности с возможными непредсказуемыми факторами риска конкуренции.

Высокий уровень трудовой маятниковой миграции населения.

Высокая степень дифференциации муниципальных образований по уровню экономического и социального развития.

Структура сбыта. Ожидания партнеров МедО и потенциальных потребителей услуг Программы. Законодательство и политическая среда, ожидаемые или возможные его изменения.

Экономическое положение страны и региона, связанные с мировым финансовым кризисом.

Влияние на Программы в части приобретения импортного оборудования и расходных материалов.

Социально-демографические факторы.

Экологическая среда.

соответствии с целями, задачами и эффективностью реализации Программ; — возможность широкого использования в работе органов управления здравоохранением и медицинских организаций различных уровней для решения важнейших государственных задач и обеспечения экономической стабильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгосрочная целевая программа Московской области "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального

характера в Московской области на 2009—2012 гг.". http:// www.mz.mosreg.ru/prog_2011

2. Программа Московской области "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011 — 2012 гг.". Постановление правительства Московской области от 19.04.2011 г. № 352/15.

3. Государственная программа Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/99749

Поступила 14.09.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.