Научная статья на тему 'Алгоритм и модель управления инновационным процессом в медицинском учреждении Самарской области'

Алгоритм и модель управления инновационным процессом в медицинском учреждении Самарской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
403
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION PROCESS / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / INTEGRATED MODEL OF MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тюмина Ольга Владимировна

Показан опыт внедрения алгоритма и модели управления процессом разработки и внедрения инноваций в государственном медицинском учреждении Самарской области. Проведен анализ линейно-функциональной модели управления инновационным процессом. С использованием методологии организационного моделирования и реинжиниринга процессов разработана и внедрена интегрированная модель системы управления в медицинской организации на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры, которая представляет собой совокупность взаимодействующих ключевых процессов: разработки и внедрения новых медицинских технологий; процессов, обеспечивающих эту деятельность, а также процессов управления; доказана эффективность ее функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тюмина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM AND MANAGEMENT MODEL OF INNOVATION PROCESS IN MEDICAL INSTITUTION OF SAMARA OBLAST

The clinical center of cell technologies, 443095, Samara, Russia The article presents the experience of implementation of algorithm and management model of development and application of innovations in public medical institution of Samara oblast. The analysis of linear functional model of management of innovation process was made. The methodology of organizational modeling and process reengineering were applied to develop and implement the integrated model of management system in medical organization on the basis of principles of quality management of standard ISO 9001-2008 and matrix staff organizational structure. The mentioned structure includes array of such interacting key processes as development and implementation of new medical technologies, processes supporting this activity and management processes. The effectiveness of functioning of this complex is approved.

Текст научной работы на тему «Алгоритм и модель управления инновационным процессом в медицинском учреждении Самарской области»

Кроме фтизиатров, на эти семинары приглашали специалистов, отвечающих за организацию лечебной помощи в специализированных учреждениях для больных ВИЧ-инфекцией. В ходе семинаров обсуждали и корректировали порядок оказания и координацию противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией в регионах. В те годы, когда кустовые семинары не проводили, были организованы конференции, аналогичные первой (2007, 2009, 2011). Кроме того, проводили семинары по заявкам отдельных регионов. Только за период с 2006 по 2010 г. Центром противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией Минздрава России проведено 93 семинара по различным аспектам организации противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией. В ходе семинаров обучено 8812 врачей: фтизиатров, организаторов здравоохранения, инфекционистов, патологоанатомов, педиатров, эпидемиологов и других специалистов, которые получили учебные материалы "Туберкулез у больных ВИЧ-инфекцией", включая модуль для врачей [8], разработанные центром и согласованные с рабочей группой Минздрава России и ВОЗ.

Серьезные проблемы при организации и обеспечении противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией и подготовке кадров обусловлены:

— существенными противоречиями в нормативных документах, рекомендациях и учебных материалах, утвержденных Минздравом России, Роспотребнад-зором, учеными советами НИИ и вузов;

— использованием в документах и учебных материалах неоднозначных критериев назначения лечения, диспансерного наблюдения, химиопрофилактики;

— применением определений и терминов, противоречащих базисным знаниям, преподаваемым в рамках курсов патологической физиологии, внутренних болезней, организации здравоохранения и др.

С 2011 г. в Российской Федерации внедряются положения Болонской декларации о высшем образовании, т. е. двухуровневая система высшего образования: базовое, основывающееся на фундаментальных знаниях, и последипломное.

В связи с этим на факультете последипломного образования Первого МГМУ им. И. М. Сеченова создана кафедра фтизиатрии и торакальной хирургии. Центром противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией Минздрава России совместно со специалистами этой кафедры проводятся лекции и практические занятия по вопросам оказания противотуберкулезной

© О. В. ТЮМИНА, 2013 УДК 614.2:008 (470.43)

помощи больным ВИЧ-инфекцией. Обучено более 300 врачей из регионов РФ, в том числе на сертификационных циклах для фтизиатров.

С целью совершенствования противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации в дальнейшем необходимо:

— систематизировать имеющиеся документы и учебные материалы по вопросам противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией, привести их в соответствие с базисными знаниями в области медицины и организации здравоохранения;

— утвердить единый порядок оказания противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией, уже внедренный во многих субъектах Российской Федерации и получивший положительные отзывы российских и международных экспертов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселова ОА, Белякова НВ, Фролова ОП, Кузнецова АС. Профилактика туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией Проблемы туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией. 2010; 10: 2—7.

2. Новоселова ОА, Должанская НА, Фролова ОП, Корень СВ. Пути ограничения распространения туберкулеза среди больных ВИЧ-инфекцией с зависимостью от наркотических веществ. Вопросы наркологии. 2010; 1: 82—7.

3. Фролова ОП, Кравченко АВ, Мартынов АА. и др. Организация противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией: Пособие для врачей. М.—Тверь: Триада; 2006.

4. Руководящие принципы сотрудничества служб по борьбе с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией для оказания помощи потребителям инъекционных и других наркотиков: интегрированный подход ISBN 97892—1—433062—2 (NLM classification: WM 270) WH0/HTM/TB/2008.404,WH0/HIV/ 2008.750, Женева, 2008 г. (http://whqlibdoc.who.int/publications/2008/ 9789214 330622 rus.pdf)

5. Фролова ОП. Туберкулез у больных ВИЧ-инфекцией: клини-ко-морфологические и эпидемиологические аспекты. Проблемы туберкулеза. 2002; 6: 30—3.

6. Фролова ОП, Якубовяк В, Кравченко АВ. Рекомендации по снижению заболеваемости туберкулезом среди населения с высокой распространенностью ВИЧ-инфекции. М.; 2004.

7. Фролова ОП, Якубовяк В, Коробицын А. Система мероприятий, направленных на ограничение распространения туберкулеза среди пациентов с ВИЧ-инфекцией. Проблемы туберкулеза и болезней легких. 2005; 10: 16—20.

8. Фролова ОП, Кравченко АВ, Какорина ЕП. и др. Система мер профилактики и лечения туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией: Учебный модуль. М.; 2007.

Поступила 17.10.12

О. В. ТЮМИНА

Алгоритм и модель управления инновационным процессом в медицинском учреждении Самарской области

ГБУЗ Самарской области Клинический центр клеточных технологий, 443095, Самара

Показан опыт внедрения алгоритма и модели управления процессом разработки и внедрения инноваций в государственном медицинском учреждении Самарской области. Проведен анализ линейно-функциональной модели управления инновационным процессом. С использованием методологии организационного моделирования и реинжиниринга процессов разработана и внедрена интегрированная модель системы управления в медицинской организации на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры, которая представляет собой совокупность взаимодействующих ключевых процессов: разработки и внедре-

Контактная информация: Тюмина Ольга Владимировна, канд. мед. наук; e-mail: director@cordbank.ru

ния новых медицинских технологий; процессов, обеспечивающих эту деятельность, а также процессов управления; доказана эффективность ее функционирования.

Ключевые слова: инновационный процесс; система менеджмента качества; интегрированная модель системы управления

THE ALGORITHM AND MANAGEMENT MODEL OF INNOVATION PROCESS IN MEDICAL INSTITUTION OF SAMARA OBLAST

O.V. Tyumina

The clinical center of cell technologies, 443095, Samara, Russia The article presents the experience of implementation of algorithm and management model of development and application of innovations in public medical institution of Samara oblast. The analysis of linear functional model of management of innovation process was made. The methodology of organizational modeling and process reengineering were applied to develop and implement the integrated model of management system in medical organization on the basis ofprinciples of quality management of standard ISO 9001-2008 and matrix staff organizational structure. The mentioned structure includes array of such interacting key processes as development and implementation of new medical technologies, processes supporting this activity and management processes. The effectiveness of functioning of this complex is approved.

Key words: innovation process; system of quality management; integrated model of management system

Инновации в здравоохранении являются конечным результатом внедрения новшеств (открытий, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — НИОКР) с целью получения экономического и социального эффектов. Инновационный подход должен стать точкой роста отрасли, именно технологические улучшения позволят сделать прорыв в развитии отечественной медицины [1]. Однако управление инновационной деятельностью в системе здравоохранения изучено недостаточно, особая сложность состоит в многообразии методов и приемов. В Российской Федерации нет единого методологического подхода к управлению процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий, не разработана методология оценки эффективности управления инновационным процессом в медицинском учреждении. Существует необходимость создания унифицированного для медицинских организаций алгоритма процесса разработки инноваций с учетом специфики отрасли, чем и обусловлена актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — оптимизация системы управления процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий для повышения ее эффективности.

Объект исследования — система управления инновационным процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий. Предмет исследования — эффективность внедрения инноваций в медицинском учреждении (на примере клеточных и лабораторных технологий). Единицы наблюдения — структурные и функциональные элементы системы управления инновационным процессом, случаи экспертизы качества медицинской услуги (24 860 случаев), анкеты социологического опроса пациентов (1960 анкет) и врачей (106 анкет), карты расчета коэффициентов результативности (51 карта). В исследовании использованы следующие методы: структурного анализа и функционального моделирования процессов (IDEFO), метод экспертных оценок, организационного моделирования, графический метод формализованного представления систем управления, метод реинжиниринга процессов, а также параметрические, социологические, статистические методы.

Клинической базой для проведения настоящего исследования было ГБУЗ Самарской области Клинический центр клеточных технологий (далее КЦКТ), которое работает с 2003 г. и является уникальной формой

инновационной организации. Цель деятельности — удовлетворение потребности населения в новых клеточных и лабораторных технологиях: заготовки, обработки, длительного криогенного хранения и предоставления донорских образцов пуповинной крови для применения, лабораторной диагностики. Организационная структура управления КЦКТ является линейно-функциональной и представляет собой совокупность производственных, специализированных по выполняемым функциям (линейные подразделения) и административно-хозяйственных (функциональных) отделов.

Для разработки новой организационной структуры учреждения использовался метод организационного моделирования и метод реинжиниринга процессов. Оценка эффективности системы управления инновационным процессом в организации проводилась параметрическим методом ежеквартально и ежегодно по трем параметрам медицинской, социальной и экономической эффективности как наиболее значимым для системы здравоохранения. Для оценки параметра медицинской эффективности мы использовали коэффициент качества (Кк) новой медицинской технологии (услуги) путем проведения экспертизы первичных документов (сплошным методом), анализа жалоб и претензий пациентов. Для оценки параметра социальной эффективности мы использовали коэффициент социальной удовлетворенности (Кс) путем проведения социологических опросов пациентов (сплошным методом), получивших новые медицинские технологии, по специально разработанной анкете с балльной системой оценки от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо). Для оценки параметра экономической эффективности мы рассчитывали коэффициент объема (Ко) выполненных новых медицинских услуг и коэффициент экономичности (Кэ) (отношение фактических расходов к плановым). На основании данных о четырех коэффициентах рассчитывался интегральный коэффициент эффективности инновационного процесса (Кэф).

К = К • К • К • 1/К ,

эф к о с э

оптимальное значение К — 1.

эф

Для оценки удовлетворенности персонала системой управления в организации использован метод анализа "важность—исполнение" в сочетании с теорией мотивации труда Ф. Герцберга. В специальной анкете персонал КЦКТ просили оценить по 5-балльной шкале Лайкерта

в>

л I J к S о

с Р I X to со ш 1-и

о ф

ш Ч. э

5 И С а

П о

Ч т и о S X

е

к S гг

III

о.

ф CL

ш

S

01 х

5 IE

X ш

41 о

а а.

Ч 5

а i ш К го а. s 1-

И

£ О

&! г«

о £

Подготовка к внедрению

4-►

Научно-практический цикл

Разработка

Регистрация

Внедрение

Процесс "Разработка и внедрение новации" Полный инновационный цикл

Рис. 1. Схема инновационного процесса в системе здравоохранения.

каждый из 16 атрибутов Ф. Герцберга (сначала в контексте их важности для персонала, затем в контексте удовлетворенности ими).

Для анализа динамики коэффициентов (Кк, Ко, Кс, Кэ, Кэф) использовался метод построения интервальных динамических рядов, выравнивание проводилось способом наименьших квадратов, которые позволили наиболее объективно выявить тенденцию развития изучаемого явления. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке методами параметрической и непараметрической статистики с использованием программ Statistica для Windows версии 6.0 и MSOffice Excel 2003. Для установления различий в частоте появления признака в группах использовали критерий х2. Выявленные закономерности и связи изучаемых параметров между группами и признаками были значимыми при вероятности безошибочного прогноза P = 95% и более (p < 0,05).

Инновационный процесс (рис. 1) для медицинской организации был представлен в виде унифицированного алгоритма "Разработка и внедрение новаций" (рис. 2) с учетом отраслевой и нормативно-правовой специфики. Входным элементом, началом данного процесса является новшество (открытие, изобретение, новая технология), далее идут подпроцессы "Разработка", "Регистрация" и "Внедрение" новации, на выходе — широко используемая новая медицинская услуга, заканчивается полный инновационный цикл снижением спроса на медицинскую услугу (технологию) в связи с ее устареванием.

Новшество — оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, новый или усовершенствованный продукт (технологический процесс). Новация — это новшество, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация — конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического или дру-

гого вида эффектов. Основные компоненты инновационного процесса: наличие новшества (новации); нововведение (результат внедрения новой продукции или процесса); диффузия инновации (применение новых продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях).

Новые медицинские технологии (НМТ) — это впервые предлагаемые к использованию на территории РФ или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, с помощью которых данные методы реализуются. Выдача разрешений на применение НМТ до 1 января 2012 г. проводилась на основании результатов соответствующих исследований, испытаний и экспертиз, подтверждающих эффективность и безопасность медицинской технологии. Документом, подтверждающим факт разрешения на применение НМТ, являлось разрешение, подписанное руководителем Росздравнадзора, при этом медицинская технология переставала считаться новой и могла использоваться без ограничений всеми лицами, осуществляющими медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ [2]. Письмо Росздрав-надзора от 16 ноября 2007 г. № 01И-773/07 разъясняло, какое обоснование на применение новой технологии необходимо иметь медицинскому учреждению: до 2004 г. — методические рекомендации, утвержденные Минздравом России, с 2007 г. — подлинник или нотариально заверенную копию разрешения на применение НМТ с приложением и полным описанием технологии [3]. Данное положение резко снижало внедрение, тиражирование НМТ в лечебных учреждениях, так как организация-разработчик несла ответственность за использование инновации в других организациях и поэтому разрешение и описание НМТ третьим лицам не выдавала. Таким образом, распространение инноваций в РФ становилось практически невозможным. Вступивший в силу с 1 января 2012 г. Федеральный закон № 323 ' 'Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вопросы разработки и внедрения медицинских технологий не регулирует, в ст. 2 закона, где перечислены основные понятия, отсутствует определение медицинских технологий [5]. Кроме того, установленные ранее требования относительно использования в практике здравоохранения методов профилактики, диагностики, медицинских технологий, разрешенных к применению в установленном порядке, признаны утратившими силу в связи с принятием нового закона. Таким образом, с 1 января 2012 г. осуществление функции выдачи разрешений на применение НМТ полностью прекращено, поэтому в настоящее время для применения НМТ получение разрешения не требуется, если иное не установлено законом (планируется регистрация биомедицинских клеточных технологий в проекте нового ФЗ "О биомедицинских клеточных технологиях") [4]. После существовавшей с 2007—2012 гг. процедуры обязательной государственной регистрации НМТ происходит полная отмена действовавшего регламента, сняты администра-

Законодательство в сфере здравоохранения РФ

Описание

7

Расчет стоимости, обеспечение ресурсами

к

Проведение до- и клинического исследования

7

Комплексная оценка, отчет, патентование

Ресурсы

К

Анализ, независимая экспертиза

NODE: А7

TITLE:

А1 подпроцесс"Разработка новации"

NO.:

Законодательство в сфере здравоохранения РФ

10 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование пакета документов

13

Этапы регистрации

Ресурсы

14

Выдача /отказ в регистрации

15

16

NODE: А8

TITLE:

А2 подпроцесс 'Регистрация новации"*

N0,:

Законодательство в сфере здравоохранения РФ

16

Ревурсы

NODE: А9

TITLE:

A3 подпроцесс "Внедрение новации"

Рис. 2. Алгоритм процесса "Разработка и внедрение новаций". * — при наличии законодательного

требования.

тивные барьеры для внедрения инноваций в здравоохранении. В настоящее время требуется приведение в соответствие с новым ФЗ действующих нормативно-правовых актов, вступающих в противоречие в вопросе разработки и регистрации новых технологий.

Используя компьютерную программу Business studio 3.6, методологию IDEFO, мы построили контекстную диаграмму основного инновационного бизнес-процесса "Разработка и внедрение новаций". Далее был описан каждый выделенный подпроцесс отдельно, осуществлена декомпозиция контекстной диаграммы 1-го и 2-го уровня. При описании инновационного процесса были определены цель процесса, владельцы, входы и выходы для процесса в целом и для каждого подпроцесса в отдельности, потребители процесса, управляющие воздействия и механизмы реализации процесса, необходимые ресурсы, контролируемые параметры, показатели результативности и эффективности процесса. При этом выходные данные одного подпроцесса являются входными данными другого подпроцесса. Входными данными подпроцесса "Разработка новации" являются: 1) новшество (патенты, изобретения, данные об использовании технологии за рубежом); 2) данные о безопасности и эффективности новшества; 3) требования потребителей; 4) фармакоэкономический анализ. Далее следует этап описания новации; выходные данные: 5) блок-схемы технологии, регламенты, индикаторы кон-

троля, ресурсные требования, протоколы до- и клинических исследований, затем этап расчета стоимости, обеспечения ресурсами; выходные данные: 6) ресурсная база. После этого следует этап проведения до- и клинических испытаний (если применимо); на выходе: 7) результаты испытаний, далее — этап оценки, патентование новации; на выходе: 8) отчет об эффективности и безопасности, заявка на патент и/или другие формы защиты интеллектуальной собственности (если применимо). Затем проводится комплексный анализ предшествующих этапов и независимая экспертиза по документам, на выходе: 9) описание новой медицинской услуги, инструкция по применению; 10) отчет о безопасности и эффективности (протоколы и результаты до- и клинических исследований); 11) права на интеллектуальную собственность (патенты и т. д.), регистрационные удостоверения; 12) внешние отзывы.

Подпроцесс "Регистрация новации" начинается с момента завершения предшествующего подготовительного этапа, если получение разрешения на данную новую технологию (новацию) регламентировано действующим законодательством. На выходе: 13) заявление, пакет документов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (если применимо), далее — выполнение этапов действующего нормативно-правового документа по регистрации (выдаче разрешений на применение). В соответствии с проектом ФЗ "О биомедицинских клеточных технологиях" будет проводиться экспертиза эффективности применения клеточного продукта и экспертиза ожидаемой пользы относительно возможного риска применения клеточного продукта; на выходе: 14) результат экспертизы документов, далее — оформление заключения, на выходе: 15) письменный отказ; 16) именное разрешение на использование, внесение в государственный реестр.

Подпроцесс "Внедрение новации" начинается с момента выдачи разрешения (если применимо) именно в той медицинской организации, на чье имя оно выдано; на выходе: 17) отчет (акт) о внедрении, оценка значимости для здравоохранения. Далее следует этап тиражирования; на выходе: 18) отчеты (акты) о внедрении, затем этап оценки, сбора положительных/негативных отзывов потребителей; на выходе: 19) негативные отзывы, передача сведений в уполномоченный федеральный орган, запрет технологии; 20) положительные отзывы, дальнейшее распространение новации.

Разработанный для учреждений здравоохранения алгоритм был апробирован в КЦКТ на примере разра-

NO.:

ботки и внедрения новых лабораторных технологий (составляют большинство по данным государственного реестра) и клеточных технологий (наименьшее количество, требуется регистрация). В учреждении на основе данного алгоритма были разработаны, внесены в государственный реестр и внедрены следующие новые медицинские технологии: "Диагностика резус-фактора плода по крови матери", "Диагностика пола плода по крови матери", "Генетическое типирование HLA системы методом SS0 с использованием хМАР технологии", "Заготовка, обработка и хранение плацентарной/пуповин-ной крови", что позволило рекомендовать данный алгоритм для внедрения инноваций в медицинских учреждениях.

Далее была проведена оценка сильных и слабых сторон инновационной деятельности КЦКТ (2007—2009), на основе параметрического и экспертного метода выявлены узкие места функционирования линейно-функциональной системы управления, разработаны варианты решения организационных проблем для повышения эффективности управления. В результате комплексного анализа сделан вывод о том, что линейно-функциональный тип организационной структуры является неэффективным для управления процессом разработки и внедрения новаций и требует коренной перестройки, что подтверждается результатами проведенного исследования, в том числе: низкими показателями удовлетворенности пациентов (Кс = 0,65±0,07); низкой оценкой персоналом степени удовлетворенности своей работой (от 2,7 до 3,3 балла по 5-балльной шкале); низкими показателями качества (Кк = 0,64±0,01); низкими показателями экономичности (Кэ = 1,19±0,02); несоответствиями, выявленными в результате диагностического аудита (отсутствие установленных регламентов процессов, четкого распределения ответственности персонала, управления процессами, связанными с потребителями, процессами сбора, анализа данных и постоянного улучшения).

Данная ситуация потребовала реинжиниринга всех процессов для совершенствования системы управления с целью повышения качества новых медицинских услуг и эффективности деятельности организации. Для решения данных вопросов было проведено организационное моделирование новой структуры управления. За основу (эталон) принят матрично-штабной тип организационной структуры управления для достижения необходимой гибкости в управлении с интеграцией принципов системы управления качеством на основе международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001— 2008, далее "стандарт") с целью повышения удовлетворенности потребителей качеством новых медицинских услуг. Матрично-штабная структура управления предполагает увеличение степени децентрализации, появление тематического (руководитель инновационного проекта) и координационного уровней управления (ко -

Рис. 3. Модель интегрированной системы управления.

ординатор инновационного проекта), увеличение количества горизонтальных связей, вовлечение большего количества сотрудников в процесс выявления проблем и управления (рис. 3).

Интеграция системы менеджмента качества на основе стандарта в общую систему управления происходит через внедрение процессного подхода в управление и выполнение основных 8 принципов стандарта ИСО 9001-2008, а также выделение тематического уровня (ответственное лицо, принимающее решения) и координационного уровня (уполномоченный по качеству в организации), который координирует, анализирует всю деятельность организации в области системы менеджмента качества.

Эффективность разработанной и внедренной интегрированной модели системы управления подтверждается положительной динамикой в сравниваемых периодах внедрения инноваций в КЦКТ в 2007—2009 гг. и 2010—2011 гг. коэффициентов качества (Кк = 0,64±0,01, Кк = 0,89±0,03, р < 0,05), социальной удовлетворенности (Кс = 0,65±0,07, Кс = 0,90±0,01, р < 0,05), экономичности (К = 1,19±0,02, Кэ = 0,90±0,01, р < 0,05). Положительный средний темп прироста (4,6%) Кэф внедрения новых технологий наблюдался с момента внедрения интегрированной системы управления, что свидетельствует о достоверном влиянии проводимых преобразований на эффективность управления инновационным процессом для получения высококачественных медицинских услуг.

Таким образом, алгоритм процесса разработки и внедрения новаций с учетом особенностей нормативно-правового регулирования в РФ состоит из 3 основных подпроцессов, 11 этапов и 20 последовательных шагов, и является результативным инструментом для внедрения инноваций в здравоохранении. Повышение эффективности инновационных процессов в медицинской организации достигается применением методов организационного моделирования и реинжиниринга процессов, путем внедрения интегрированной модели системы управления на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной органи-

зационной структуры, позволяющими оптимизировать порядок взаимодействия, увеличить саморегулируемость, установить порядок управления, планирования, обеспечения, контроля и улучшения качества, основываясь на процессах, создать заинтересованность в качественных медицинских услугах для всех ее участников, что позволяет повысить эффективность разработки и внедрения новых технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пилипенко ПИ. Нормативно-правовые аспекты применения медицинских технологий. Вестник Росздравнадзора. 2009; 4: 4—9.

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 488 от 20 июня 2007 г. "Об

© А. Н. ПЛУТНИЦКИЙ, 2013 УДК 614.2:681.518

утверждении административного Регламента Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий". Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007; 17 сентября: № 38.

3. Письмо Росздравнадзора от 16.11.2007 № 01И-773/07 "Об использовании медицинских технологий". URL: http://lawru. info/base06/part2/d06ru2458.htm

4. Проект Федерального закона "О биомедицинских клеточных технологиях". URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/ doc_projects/535 (дата обращения 1.07.2012)

5. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года № 323-ф3. Российская газета. 2011; 23 ноября: № 263.

Поступила 01.08.12

А. Н. ПЛУТНИЦКИЙ

Применение универсальной информационной системы в процессе SWOT-анализа при планировании и реализации региональных программ здравоохранения

Управление здравоохранения администрации Клинского муниципального района, 141600, г. Клин

Использование универсальной информационной системы (ИС) позволяет осуществлять анализ стратегического окружения медицинских организаций (МедО) ее сильных (С) и слабых (W) сторон, возможностей (О) и угроз (Т) (в английской транскрипции — SWOT-анализ). С использованием ИС обеспечивается аналитическое предвидение при разработке стратегии деятельности медицинских организаций по реализации программ здравоохранения; прогнозирование потенциала медицинской организации на основе влияния сильных и слабых сторон МедО в существующих возможностях и угрозах по направлениям и эффективности реализации программ здравоохранения; возможность широкого использования ИС в работе органов управления здравоохранением и медицинских организаций при решении важнейших государственных задач для обеспечения экономической стабильности.

Ключевые слова: универсальная информационная система; SWOT-анализ; потенциал медицинской организации; реализация программ здравоохранения

THE APPLICATION OF UNIVERSAL INFORMATION SYSTEM IN THE PROCESS OF SWOT-ANALYSIS DURING PLANNING AND REALIZATION OF REGIONAL HEALTH PROGRAMS

A.N. Plutnitskiy

The health department of administration of Klin municipal district, 141600, Klin, Russia

The article demonstrates that application of universal information system makes it possible to implement analysis of strategic environment of medical organizations, including their strengths, weaknesses, opportunities and threats. The information system supports the analytical forecasting during development of strategy of functioning of medical organizations implementing health programs. This approach makes possible too forecasting of potentials of medical organization on the basis of impact of strong and weak aspects of medical organization in actual possibilities and threats according directions and effectiveness of realization of health programs. The possibility is considered of wilde implementation of information system in functioning of health administrations and medical organizations in case of decision making in resolving important public issues to provide economic stability.

Key words: universal information system; SWOT-analysis; potential of medical organization; realization of health programs

Для решения проблем, связанных со стратегическим планированием и реализацией медицинскими организациями (МедО) Московской области (МО) долгосрочных целевых программ "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2009—2012 гг.", "Модернизация здравоохранения Московской области на 2011 — 2012 гг." [1—3] и ряда других, нами создана универсальная информационная

система (ИС), которая позволяет анализировать и моделировать ход реализации любых программ здравоохранения, а также сохранять необходимые сведения для оценки эффективности их выполнения.

Как известно, стратегическое планирование — это процесс определения стратегии и принятия решений по распределению ресурсов в рамках этой стратегии, включая финансовые и кадровые ресурсы. Стратегическое

Контактная информация: Плутницкий Андрей Николаевич, канд. мед. наук; e-mail: klin-zdrav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.