Научная статья на тему 'Принципы современной культурологии'

Принципы современной культурологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
117
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНАЦЕЯ КУЛЬТУРЫ / МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ДУХОВНО ЦЕННОСТНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ / "ЧЕЛОВЕК" / ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА / КОЭФФИЦИЕНТ КУЛЬТУРЫ / "PERSON" / HOMO CULTURIS / PANACEA OF CULTURE / MATERIALISTIC CULTURAL SCIENCE / SPIRITUALLY VALUABLE CULTURAL SCIENCE / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE REALITY / INTERNAL CULTURE / FACTOR OF CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нугманов Р. Г.

В статье обобщаются материалы разработки новой концепции культурологии. В отличие от прежней (матери-алистической) культурологии, она названа духовно-ценностной по своей сущности. В качестве предмета изучения принята внутренняя субъективная реальность личности. Построена система новых требований к отечественной культурологии. Выработаны новые гипотезы и приведены новые определения феномена «культура». Показан путь к количественной оценке коэффициента культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of the contemporary cultural science

In the article materials of development of the new concept of cultural science are generalized. In distinction of former (materialistic) cultural science, it is called spiritual and valuable on the essence. As a subject of studying the internal subjective reality of the personality is accepted. The system of new requirements to domestic cultural science is constructed. New hypotheses are developed and new definitions of a phenomenon "culture" are given. The way to a quantitative assessment of factor of culture of the personality is shown.

Текст научной работы на тему «Принципы современной культурологии»

Р.Г.Нугманов

ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Выше панацеи Культуры (панацеи от всех зол, лекарства от всех болезней) не знало

человечество

Ник. Конст. Рерих

В статье обобщаются материалы разработки новой концепции культурологии. В отличие от прежней (матери-алистической) культурологии, она названа духовно-ценностной по своей сущности. В качестве предмета изучения принята внутренняя субъективная реальность личности. Построена система новых требований к отечественной культурологии. Выработаны новые гипотезы и приведены новые определения феномена «культура». Показан путь к количественной оценке коэффициента культуры личности.

Ключевые слова: панацея Культуры, материалистическая культурология, духовно - ценностная культурология, Homo culturis, «человек», объективная и субъективная реальность, внутренняя культура, коэффициент культуры.

R. G.NugmanovTheprinciples of the contemporary cultural science

In the article materials of development of the new concept of cultural science are generalized. In distinction of former (materialistic) cultural science, it is called spiritual and valuable on the essence. As a subject of studying the internal subjective reality of the personality is accepted. The system of new requirements to domestic cultural science is constructed. New hypotheses are developed and new definitions of a phenomenon "culture" are given. The way to a quantitative assessment of factor ofculture of the personality is shown.

Keywords: panacea of Culture, materialistic cultural science, spiritually - valuable cultural science, Homo culturis, "person ", objective and subjective reality, internal culture, factor of culture.

В ХХ веке установились две культурологии: а) материалистическая и б) духовно-ценностная культурология. Первая из них получила развитие в западном мире, где главную мировоззренческую роль играет парадигма цивилизационного прогресса, при относительно более скромном развитии духовного мира как личности, так и общества в целом.

Духовно-ценностная или, иначе, экзистенциальная культурология возникает и развивается в наши дни и идеологически формируется на базе современного российского менталитета. Последнее коренным образом или парадигмально противоположно материалистической культурологии. Здесь речь идет исклюю-чительно о состоянии и развитии внутреннего мира человека как личности. Иначе говоря, в последнем случае, мы отказываемся от общепринятого толкования человека как человека разумного, как Homo sapiens, определяя его как человека культуры, то есть как Homo culturis.

Причем, само философское толкование термина «человек» в современной культурологии разрабатывалось нами особо [1-36] и вкратце выглядит следующим образом:

Человек - это уникальное духовно-телесное существо, которое как телесный индивид непрерывно воздействует на низкоорганизованную материю, а с подъемом уровня организованности живого в человеке и благодаря его эмоционально-чувственной способности и духовной свободе становится личностью, а затем проецируется в надфизико-биологический мир как трансцендентная реальность.

Итак, представим ситуацию в субъект-объектных понятиях. Для этой цели вспомним разработанный нами в 1999 г. некий закон соответствия видов познания психическим состояниям [2-17].

I. I Сознание Разум Чувства Страсти Усилия духовные Стрем- ления Свобода

II. Разум малый Разум святых Разум мисти- ческий Разум божест- венный Разум косми- ческий

III Рациональная наука Теоре-тичес-кая фило -софия Поэзия, литера- тура Психо- логия, искус- ства Религия, богосло- вие Куль- тура Философия свободы, самосознание, этика

I - ряд психических состояний по А.Бергсону;

II- система человеческого разума по представлениям Н.Бердяева.

III- ряд областей познания, который построен согласно психическим состояниям человека.

В первой графе данной таблицы 1, рациональная наука как субъект познания и сфера мозгового сознания пациента, как объект, далеко не совпадающие друг с другом явления (или категории). Уже со второй графы в этой таблице мы начинаем наблюдать приближение (или накладывание друг на друга) субъекта и объекта данной сферы познания. То есть, разум уже выступает и как объект и частично как субъект познания. Но, что интересно, по мере продвижения вправо по таблице мы приходим к такому состоянию, когда в шестой графе уже и субъект и объект познания полностью совпадают. Конкретно, в этом случае получается так, что внутренняя культура человека познает человека, человек стремится познать культуру.

Вернемся к представлениям ситуации в субъект-объектных понятиях.

В случае, когда субъект и объект изучения разделены друг от друга, мы имеем случай определения культуры вне человека. Например, как считают в западных научных кругах, «культура это все то, что когда-либо создано умом и руками человека, в отличие от естественной (или божественной) природы». Иначе го-воря, мы приходим к выводу, что по западным представлениям «культура - это объективная реальность».

Рассмотрим случай совпадения субъекта и объекта - случай, когда они сливаются в одном и том же носителе, то есть в человеке. В этом случае «культура оказывается субъективной реальностью». Иначе го-воря, культура - внутреннее состояние духовного мира человека. Культура - это такой внутренний признак человека, который характеризует в целом его интеллектуальный, эмоциональночувственный и духовно-нравственный уровень развития.

Если представить в виде некоего обобщающего толкования такого явления, как «внутренняя культура», то можно, по-видимому, записать, что:

«Культурой называется способность человека воспринимать высокие ценности». Данное опре-деление культуры носит заведомо упрощенный или «рабочий» характер и ряд его теоретически более точных формулировок нами были приведены в наших более ранних работах как, например, в следующих интерпретациях.

«Культура - это некая внутренняя свобода или созидательный потенциал, вырабатываемый в процессе духовно-нравственного опыта.

Кроме того, в философии культуры [3-77] выработано аксиоматическое или научно-теоретическое определение культуры.

Культура - это стремление личности к непрерывному, многостостороннему и гуманистическому самосовершенствованию.

При следующих следствиях:

а) культура личности развивается в процессе творчества, выработки и приобщения к средст-вам, предметам, ценностям и достояниям культуры.

Примечание. В этом следствии обнаруживается сам механизм возникновения и функционирования культуры как явления;

б) культура личности служит для беспредельного духовного и телесного развития человека (и рода человеческого) в процессе его земного существования.

Примечание. В этом следствии мы видим определение роли культуры для людей;

в) культура проявляется (или объективируется) в форме воли людей к общеполезному сущест-вованию.

Примечание. В этом следствии наблюдается экзистенциальный (гуманистический) характер культу-ры личности.

Эти три следствия примечательны тем, что их можно доказывать рационально-логическим, то есть строго научным, методом.

И, наконец, для еще большей наглядности можно привести некое афористическое понимание культу-ры. Например, внутренняя культура может быть выражена как «энергетика человеческой души».

Следует заметить, что все отмеченные подходы к пониманию культуры составляет взаимодополни-тельную систему представлений.

Исходя из приведенной системы представлений, можно прийти к составлению следующих новых принципов построения современной культурологии:

1) современная культурология предполагает, что эта дисциплина должна быть рациональнонаучной по характеру. В то же время нельзя добиться удовлетворительного результата в познании и постижении культуры, если ограничиваться парадигмой лишь рационально-логического мышления. Для этого необхо-димо использовать весь спектр областей познания: науку, метафизику, философию,

литературу и поэ-зию, теории всех видов искусств, религию и богословие, а также философию свободы;

2) культура определена только в пределах индивидуальной и коллективной личности. Всё, что от-чуждено от указанных носителей культуры, может быть обозначено лишь как средства, достояния, предме-ты и ценности культуры, но не более того;

3) цель культуры как сущностного признака личности заключается в многостороннем самосовершенствовании, в непрерывном преобразовании духовного мира человека в целесообразно-гуманисти-ческом направлении;

4) происхождение культуры как явления не ограничивается пределами человеческой истории. Она уходит своими корнями в небытие. Поэтому культура в изначальном своем проявлении имеет иное назва-ние. В частности, это понятие можно сегодня определить таким всем известным философским термином, как свобода (или духовная свобода);

5) несмотря на все сложности с пониманием сущности самой культуры (повторяем), культурология как научная дисциплина основывается на рационально-научных принципах.

Итак, мы записали ряд гипотез. Теперь установим себе нижеследующую систему базовых представ-лений культурологии:

- в современной культурологии личность признается как первичная творческая реальность;

- в основании сущности культуры лежит феномен «свобода» в духовно-иррациональном его понимании;

- культурология имеет не только информативную, но и мотивационную направленность для улуч-шения учебного процесса;

- культура может быть представлена и как фундаментальное свойство человека и как средство познания одновременно;

- культурология может и должна отвечать на любые сложнейшие вопросы человека и общества в целом;

- эта дисциплина представляет человека не только как homo sapiens (человека разумного), но и как homo culturis (человека культурного);

- сам феномен «культура» имеет не предметный, а признаковый характер;

- культурология - это мировоззренческое осмысление всего того научно-философского материала, который возник в области гуманитарного знания в конце ХХ века;

- человек в этой науке выступает и как изучающий субъект, и как исследуемый объект в одном и том же лице;

- в культурологии считается, что только дыхание культурно-развивающегося общества превращает человека в личность;

- сверхзадачей современной культурологии является стремление к постижению вечной идеи.

В завершение необходимо сказать еще об одной важной особенности культуры. Ещё в начале ХХ века лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер выдвинул идею «благоговения перед жизнью». К середине века А.Швейцер установил, что культура несовместима с безнравственностью. Культура требует строгой взаимосвязанности миро- и жизнеутверждающего мировоззрения и высоких нравственных идеалов. А.Швейцер первым установил, что судьба европейского мышления сложилась так, что «воля к прогрессу ограничилась стремлением лишь к внешним успехам, росту благосостояния, простому накоплению знаний и умений». Он считает, что «так культура лишилась своего самого глубокого предназначения - способ-ствовать духовному и нравственному возвышению человека». Подобное мировоззрение закладывается и в новую культурологию личности.

На основе достижений А.Швейцера можно прийти к заключению, что культура не терпит лжи, она, как и такое её важное жизненное проявление, как любовь, - не допускает фальши [4-341].

В то же время культурологическая наука не обещает легких путей спасения. Она ориентирует чело-века на непрерывное, гуманистическое и многостороннее самосовершенствование во всех областях. Учиты-вая все сказанное, перейдем к предварительному заключению о том, что же нового и важного, в первую очередь, можно ожидать из приведенных построений или принципов современной культурологии?

Самое важное, пожалуй, в том, что новая культурология становится на истинно научную основу. То есть, новая культурология, основываясь на таких казалось бы зыбких основаниях как духовный мир че-ловека, тем не менее приобретает способность решать задачи. В начальном этапе принято решение пост-роить методологию практической оценки уровня культуры ученых, студентов, наших граждан в целом. Для этого разрабатывается метод определения коэффицента культуры личности на данный момент контроля. Отсюда недалеко к практической оценке интеллектуального труда человека и, наконец, введению допол-нительных стимулов для его активизации.

Литература

1. Нугманов, Р.Г. Культуранализ. Трансперсональный концепт теории культуры. Уч. пос. для студентов-культурологов. - Казань: «Школа», 2007. - С. 164.

2. Нугманов, Р.Г. Селективный анализ понятий культуры и выработка экзистенциальной концепции культурологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. доктора культуологии. - Казань: КГУ, 1999. - С. 46.

3. Нугманов, Р.Г. Философия культуры (Теория духовной личности). - Казань: «Школа», 2006. -С.

148.

4. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. Пер. с нем. Сост. А.А.Гусейнов. - М.: «Прогресс», 1992. - С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.