Научная статья на тему 'Основы новой дисциплины "Педагогическая культурология"'

Основы новой дисциплины "Педагогическая культурология" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугманов Р. Г.

В статье излагаются основные представления для создания такой современной учебной дисциплины, как «Педагогическая культурология». В качестве системообразующей идеи принята установка об образовательном процессе как воспитании внутренней культуры у учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы новой дисциплины "Педагогическая культурология"»

Р.Г.Нугманов

ОСНОВЫ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Массовая культура в борьбе культурой опирается на массы

Аркадий Давыдович

В статье излагаются основные представления для создания такой современной учебной дисциплины, как «Педагогическая культурология». В качестве системообразующей идеи принята установка об образовательном процессе как воспитании внутренней культуры у учащихся.

Ключевые слова: воспитание культуры, образование, массовая культура, внутренняя культура личности, культурологическая психология.

R.G.Nugmanov the basis of new discipline “pedagogical culturology”

In article the main representations for creation of such modern subject matter, as «Pedagogical cultural science» are stated.

As backbone idea installation about educational process as education of internal culture at pupils is accepted.

Keywords: culture education, education, mass culture, internal culture of the personality, culturological psychology.

Основатель педагогической теории Нового времени Я.А.Коменский (1592-1670) в свое время считал, что «в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений». Отсюда одной из важных задач отечественной педагогики заключается в борьбе с догматизмом, схоластикой и вербализмом. В этом смысле можно вспомнить также известные Ж.Ж.Руссо, который замечает: «С нашим болтливым воспитанием мы и делаем болтунов».

Не останавливаясь на рассмотрении состояния дел в системе народного образования в современной России, пожалуй, можно уже высказать нечто обобщающее относительно высказываний отмеченных классиков. Если сегодня поставить вопрос о том, что является целью образовательного дела в стране, то можно утверждать, что она заключается в «воспитании культуры». Конечно, последнее определение нуждается в уточнении, ибо оно излишне обобщенно и не раскрывает многих содержательных аспектов в системе образования в целом. Очевидно, что при данной постановке вопроса категория «образование» может быть представлено как некая часть общей идеи о воспитании культуры. Это означает, что школьное образование пока и немедленно может и не достигать уровня культуросообразного образования, но опираясь, скажем, на современные идеи «развивающего школьного образования» [1-71] и другие подходы, можно быть уверенным в том, что любая образовательная система и в любом случае обязательно придет к идее образования как о воспитании культуры. Возникает вопрос, почему такая безапелляционность в суждениях об образовательной системе вообще? Дело в том, что категория «культура» оказалась настолько глобальной сущностью бытия, что с нею очень трудно обращаться как с политическими, идеологическими или социологическими ценностями. Упрощенно можно высказаться так, что «культура - это жизнь, отсутствие культуры - конец бытию». В то же время жизнь не настолько «глупа», чтобы позволять играть со своим благополучием, скажем, путем подавления ли культуры, используя, например, идеи «массовой культуры», или же всячески скрывая от широких народных масс истинный смысл «внутренней культуры личности». Напрашивается вывод такой, что при всех условиях нашей жизни внутренняя культура человека открыто или же подспудно, но непрерывно развивается. Одним из «лучших» методов сокрытия истины о сущности культуры заключается в подмене феномена «культура» ее продуктами, ценностями, достояниями и памятниками. Это выражается в утверждении миллионных тиражей наших учебников курса культурологии о том, что «культура - это все то, что когда-либо создано человеком за всю свою историю». При таком взгляде на вопрос очевидно, что «культура - это объективная реальность». Это лишь материалистический взгляд на культуру, он ограничен пределами предметно-чувственного мира.

В отличие от устаревших, материалистических, парадигм культуры здесь предлагается другой, духовно-ценностный подход к определению культуры, когда последняя объявляется внутренне-ценностным или неким качественным признаком человека, отличающим его от

природного человеческого индивида, который обладает сознанием, умеет усваивать мнения окружающих, но не обладает развитым разумом и не способен пользоваться им, поскольку не обучен развивать и воспитывать свой разум, который, например, и есть тот бессмертный компонент в человеке, что входит в состав его души. Между прочим, следует заметить, что когда мы очень часто слышим о том, что душа - бессмертна, в этом, мягко говоря, скрывается серьезная «неточность». Если доверять подобным произвольным обещаниям всех и вся, можно очень сильно «просчитаться», попав не совсем туда, кудав итоге рассчитывал.

Что же предлагается? Учиться, учиться и учиться, но учиться наукосообразным способом, а не только исполняя чей-то не всегда благовидный замысел. Надо учиться внутренней культуре, то есть учиться саморазвитию, а не только исполнению минимума предписаний той или иной общественно-политической машины текущего момента.

И как этого добиться? Надо разработать новую учебную дисциплину вузовского уровня, скажем, под названием «Педагогическая культурология». Один из вариантов подобной програм-мной разработки предлагается ниже.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Цель объединенного курса «Педагогическая культурология» заключается в том, чтобы помочь бакалаврам-культурологам изучить (освоить) закономерности опредмечивания феноменов (явлений) культуры в школьном, вузовском или ином педагогическом процессе.

В этом курсе основное внимание уделяется такой особенности предмета, как, осуществление учебно-воспитательного процесса методом культурологически обоснованного усвоения школьных или иного уровня предметов на основе новой, отечественной концепции в развитии теории и практики культурологического знания. Принципиальное отличие от классических концепций понимания культуры здесь заключается в том, что впервые предпринимаются шаги по восстановлению роли личностной или персоналистской концепции теории культуры (Н.А.Бердяев, Л.С.Выгодский, А.Ф.Лосев и др.).

Это вызвано тем, что традиционные подходы к решению современных общественно-истори-ческих и персонально-гражданских задач оказываются не адекватными современным требованиям общественно-исторического бытия и развития вообще. В то же время аудиторное изучение устаревших подходов культурологического знания требует значительного количества времени. Поэтому, не нарушая принципиальных требований государственного образовательного стандарта по направлению 031400.65 «Культурология», в данном курсе излагаются также результаты современных разработок и достижений в области науки, истории и философии культуры. В составлении данной программы использован опыт работы кафедры «Культурология» Казанского государственного энергетического университета (2000-2008 гг.), в частности, использовано Учебное посо-бие Р.Г.Нугманова «Культуранализ. Трансперсональный концепт теории культуры» - Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 164 с.

Из педагогической науки широко использованы представления К.ДУшинского и др. Психологический компонент курса базируется в основном на идее культуролого-исторической психологии Л.С.Выгодского и др.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Студент, изучивший курс «Педагогическая культурология» должен знать:

- о том, что дисциплина «Педагогическая культурология» является одним из ведущих предметов в школьной, вузовской и других сферах педагогического процесса и является не только чисто теоретической, но и, главным образом, учебно-прикладной дисциплиной, способной решать множество культурно-исторических и гуманитарно-личностных задач;

- знать объект и предмет, основные понятия и категории дисциплины, виды культурно-исторических источников, принципы и методы истолкования текстов, приемы работы с источниками;

- представлять ситуацию переходного периода, когда традиционные методы теории

культуры могут быть дополнены новыми методами и представлениями при культурологическом анализе ценностей, предметов, памятников и достояний культуры.

-иметь в виду тот факт, что сегодня вся область искусства подменяется понятием «культура» и некритическое отношение к этому явлению может привести к серьезным ошибкам в работе;

понимать:

- место и роль современной культурологии в учебно-воспитательном процессе всех уровней и переподготовке кадров различного учебно-педагогического профиля, в гуманитарном знании в целом, возможные пути нового развития исторических достояний для решения как личностных, так и общественно значимых задач;

- возможность проникновения культурологическим методом в тайны духовного мира древнейших цивилизаций и извлечения оттуда актуальных методов для современного развития внутренней культуры учащихся и вообще любой личности и общества в целом;

- тот факт, что «вялотекущее» изучение устаревших стереотипов и штампов в исторической перспективе ведет к неоправданной потере времени в скорейшем возвращении достигнутого в научно-исследовательском процессе обществу;

уметь:

- владеть диалогическим методом в процессе культурно-исторических взаимоотношений;

- свободно ориентироваться в теориях, подходах культуролого-педагогического анализа ценностей, достояний, памятников и произведений культурно-исторического процесса;

- решать культурно-историческим методом созревшие актуальные задачи личностного и общественно-значимого характера;

- определять объект и предмет изучения педагогической культурологи в историческом процессе, исходя из современных подходов к культуре личности и общества как коллективной личности.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего Часов Семестры

1 2 3 4 5

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ 300 61 61 59 59 59

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ 170 34 34 34 34 34

Лекции 85 17 17 17 17 17

Практические занятия (ПЗ) 85 17 17 17 17 17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

и(или) другие виды аудиторных занятий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 130 26 26 26 26 26

Курсовой проект (работа) 20

Расчетно-графические работы

Реферат

и(или) другие виды самостоятельной работы 5 5

ВИД ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 3 Э - Э - Э

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

(Информация приводится в сокращении)

N п/п Разделы дисциплины Лекции Прак. занятия (или семинары) Лабо- ратор. заня- тия

1 СЕМЕСТР

1 Введение в курс «Педагогическая культурология». 1 -

2 О современном понимании понятия «культура» и его общественно-личностном характере. 1 1

3 Педагогическая культурология как наука. Предмет, понятия и категории Педагогической культурологии. 1 2

4 Место и роль курса «Педагогическая культурология» в социально-гуманитарном знании. 2 3

5 Человек: его жизнь и бытие. Об общем определении человека как явления культуры, т.е. как Homo culturis. 2 2

6 Некоторые результаты личностного самопознания человека в истории мировой культуры 2 2

7 Идеи антропологии чувственности и воспитания культуры личности 2 2

8 Основы философской антропологии в контексте современных представлений культурологии 2 2

9 Воспитание детей как развитие их внутренней культуры. Идеи культуролого-психологической школы Л.С.Выгодского 4 3

Таким образом, в данной работе, на основании своих более ранних разработок, мы построили принципиальные подходы к курсу «Педагогическая культурология». Здесь речь идет не столько о введении нового курса в учебный процесс, сколько о выработке перспективного направления в подготовке кадров гуманитарно-технологического цикла. Возможно, без постановки подробных исследований данного направления в подготовке кадров рано говорить о «новой учебной дисциплине». В то же время и ожидать создания, например, «НИИ культурологии» и организации исследований в этом ключе приходится. Поэтому, очевидно, что должно быть продолжено «во имя жизни на Земле».

Литература

1. Нугманов Р.Г. Культуранализ. Трансперсональный концепт теории культуры. Уч. пос. для студентов-культурологов. - Казань, РИЦ «Школа», 2007. - С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.