Научная статья на тему 'Основы новой дисциплины «Педагогическая культурология»'

Основы новой дисциплины «Педагогическая культурология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ВНУТРЕННЯЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / CULTURE EDUCATION / EDUCATION / MASS CULTURE / INTERNAL CULTURE OF THE PERSONALITY / CULTUROLOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугманов Р. Г.

В статье излагаются основные представления для создания такой современной учебной дисциплины, как «Педагогическая культурология». В качестве системообразующей идеи принята установка об образовательном процессе как воспитании внутренней культуры у учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS OF THE DISCIPLINE «THE PEDAGOGICAL CULTURE STUDIES»

In article the main representations for creation of such modern subject matter, as «Pedagogical cultural science» are stated. As backbone idea installation about educational process as education of internal culture at pupils is accepted.

Текст научной работы на тему «Основы новой дисциплины «Педагогическая культурология»»

вело к утрате традиционных видов хозяйствования, что породило в среде коренного населения чувство неполноценности в отношении к собственной культуре;

- трансформация малочисленных этносов в группы русскоязычных метисов, с очень слабым сохранением этнических особенностей;

- алкоголизация аборигенного населения, ведущая к деградации.

На современном этапе культурная экспансия в отношении малых народов Таймыра проявляется, прежде всего, в «вестернизации», распространении образа жизни, принятого на всей территории постсоветского пространства. Таким образом, культурная экспансия русских на Таймыр крайне негативно сказалась на культуре и традиционном укладе жизни коренных народов, проживающих на территории полуострова.

Библиографический список

1. Кривоногов, В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы). - М., 2001.

2. Кузнецов, Е.В. Первые казаки в Сибири // Тобол. губерн. ведомости. 1890.

3. Ляшов, Ю.И. Экспансия культуры как специфическая форма межкультурной коммуникации. - М., 2010.

4. Могилевич, Б.Р Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. - М., 2010.

5. Мурашко, О.А. Этноэкологический рефугиум: концепция сохранения традиционной культуры и среды обитания коренных народов

Севера // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 5.

6. Раев, Д.В. Кружечные дворы городов Западной Сибири в конце XVII - начале XVIII в. - М., 1998.

7. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

8. Хакимулина, О.Н. История и культура коренных народов Таймыра. - СПб., 2009.

9. Шпенглер, О. Закат Европы. - М., 1999.

10. Appadurai, A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization / A.Appadurai. - Minneapolis. London, 1998.

Bibliography

1. Krivonogov, V.P. Narodih Tayjmihra (sovremennihe ehtnicheskie processih). - M., 2001.

2. Kuznecov, E.V. Pervihe kazaki v Sibiri // Tobol. gubern. vedomosti. 1890.

3. Lyashov, Yu.I. Ehkspansiya kuljturih kak specificheskaya forma mezhkuljturnoyj kommunikacii. - M., 2010.

4. Mogilevich, B.R. Mezhkuljturnaya kommunikaciya v sisteme sociologicheskogo znaniya. - M., 2010.

5. Murashko, O.A. Ehtnoehkologicheskiyj refugium: koncepciya sokhraneniya tradicionnoyj kuljturih i sredih obitaniya korennihkh narodov Severa // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 1998. - № 5.

6. Raev, D.V. Kruzhechnihe dvorih gorodov Zapadnoyj Sibiri v konce XVII - nachale XVIII v. - M., 1998.

7. Russo, Zh.-Zh. Rassuzhdenie o proiskhozhdenii i osnovaniyakh neravenstva mezhdu lyudjmi // Russo Zh.-Zh. Traktatih. - M., 1969.

8. Khakimulina, O.N. Istoriya i kuljtura korennihkh narodov Tayjmihra. - SPb., 2009.

9. Shpengler, O. Zakat Evropih. - M., 1999.

10. Appadurai, A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization / A.Appadurai. - Minneapolis. London, 1998.

Статья поступила в редакцию 20.09.12

УДК 008.091

Nugmanov R.G. BASIS OF THE DISCIPLINE «THE PEDAGOGICAL CULTURE STUDIES». In article the main representations for creation of such modern subject matter, as «Pedagogical cultural science» are stated. As backbone idea installation about educational process as education of internal culture at pupils is accepted.

Key words: culture education, education, mass culture, internal culture of the personality, culturological psychology.

Р.Г. Нугманов, д-р культурологии, проф., КазГУКИ, г. Казань, E-mail: nauka@kazguki.ru

ОСНОВЫ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

В статье излагаются основные представления для создания такой современной учебной дисциплины, как «Педагогическая культурология». В качестве системообразующей идеи принята установка об образовательном процессе как воспитании внутренней культуры у учащихся.

Ключевые слова: воспитание культуры, образование, массовая культура, внутренняя культура личности, культурологическая психология.

Массовая культура в борьбе культурой опирается на массы.

А. Давыдович

Основатель педагогической теории Нового времени Я.А. Коменский (1592-1670) в свое время считал, что «в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений». Отсюда одной из важных задач отечественной педагогики заключается в борьбе с догматизмом, схоластикой и вербализмом. В этом смысле можно вспомнить также известного Ж.Ж. Руссо, который замечает: «С нашим болтливым воспитанием мы и делаем болтунов».

Не останавливаясь на рассмотрении состояния дел в системе народного образования в современной России, пожалуй, можно уже высказать нечто обобщающее относительно высказываний отмеченных классиков. Если сегодня поставить вопрос о том, что является целью образовательного дела в стране, то можно утверждать, что она заключается «воспитании культуры». Конечно, последнее определение нуждается в уточнении, ибо оно излишне обобщенно и не раскрывает многие содержательные аспекты в системе образования в целом. Очевидно, что при данной постановке вопроса категория «образование» может быть представлено как некая часть общей идеи о воспитании культу-

ры. Это означает, что школьное образование пока и немедленно может и не достигать уровня культуросообразного образования, но опираясь, скажем, на современные идеи «развивающего школьного образования» [1] и другие подходы, можно быть уверенным в том, что любая образовательная система и в любом случае обязательно придет к идее образования как о воспитании культуры.

Возникает вопрос, почему такая безапелляционность в суждениях об образовательной системе вообще? Дело в том, что категория «культура» оказалась настолько глобальной сущностью бытия, что с нею очень трудно обращаться как с политическими, идеологическими или социологическими ценностями. Упрощенно можно высказаться так, что «культура - это жизнь, отсутствие культуры - конец бытию». В то же время жизнь не настолько «глупа», чтобы позволять играть со своим благополучием, скажем, путем подавления ли культуры, используя, например, идеи «массовой культуры», или же всячески скрывая от широких народных масс истинный смысл «внутренней культуры личности». Напрашивается вывод такой, что при всех условиях нашей жизни, внутренняя культура человека открыто или же подспудно, но непрерывно развивается. Одним из «лучших» методов сокрытия истины о сущности культуры, заключается в подмене феномена «культура», ее продуктами, ценностями,

достояниями и памятниками. Это выражается в утверждении миллионных тиражей наших учебников курса культурологии о том, что «культура - это все то, что когда-либо создано человеком за всю свою историю». При таком взгляде на вопрос очевидно, что «культура - это объективная реальность». Это лишь материалистический взгляд на культуру, он ограничен пределами предметно-чувственного мира.

В отличие от устаревших, материалистических, парадигм культуры здесь предлагается другой, духовно-ценностный подход к определению культуры, когда последняя объявляется внутренне-ценностным или неким качественным признаком человека, отличающим его от природного человеческого индивида, который обладает сознанием, умеет усваивать мнения окружающих, но не обладает развитым разумом и не способен пользоваться им, поскольку не обучен развивать и воспитывать свой разум, который, например, и есть тот бессмертный компонент в человеке, что входит в состав его души. Между прочим, следует заметить, что когда мы очень часто слышим о том, что «душа

- бессмертна», в этом, мягко говоря, скрывается серьезная «неточность». Если доверять подобным произвольным обещаниям всех и вся, можно очень сильно «просчитаться», попав не совсем туда, куда в итоге рассчитывал.

Что же предлагается? Учиться, учиться и учиться, но учиться науко-сообразным способом, а не только исполняя чей-то не всегда благовидный замысел. Надо учиться внутренней культуре, то есть учиться саморазвитию, а не только исполнению минимума предписаний той или иной общественно-политической машины текущего момента.

И как этого добиться? Надо разработать новую учебную дисциплину вузовского уровня, скажем, под названием «Педагогическая культурология». Один из вариантов подобной программной разработки предлагается ниже.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Цель объединенного курса «Педагогическая культурология» заключается в том, чтобы помочь бакалаврам-культурологам изучить (освоить) закономерности опредмечивания феноменов (явлений) культуры в школьном, вузовском или ином педагогическом процессе.

В этом курсе основное внимание уделяется такой особенности предмета, как, осуществление учебно-воспитательного процесса методом культурологически обоснованного усвоения школьных или иного уровня предметов на основе новой, отечественной концепции в развитии теории и практики культурологического знания. Принципиальное отличие от классических концепций понимания культуры здесь заключается в том, что впервые предпринимаются шаги по восстановлению роли личностной или персоналистской концепции теории культуры (Н.А. Бердяев, Л.С. Выгодский, А.Ф. Лосев и др.).

Это вызвано тем, что традиционные подходы к решению современных общественно-исторических и персонально-гражданских задач оказываются не адекватными современным требованиям общественно-исторического бытия и развития вообще. В то же время аудиторное изучение устаревших подходов культурологического знания требует значительного количества времени. Поэтому, не нарушая принципиальных требований государственного образовательного стандарта по направлению 031400.65 «Культурология», в данном курсе излагаются также результаты современных разработок и достижений в области науки, истории и философии культуры. В составлении данной программы использован опыт работы кафедры «Культурология» Казанского госэнергетического университета (2000-2008 гг.), в частности использовано Учебное пособие РГ. Нугманова Куль-туранализ. Транс-персональный концепт теории культуры. -Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 164 с.

Библиографический список

Из педагогической науки широко использованы представления К.Д. Ушинского и др. Психологический компонент курса базируется в основном на идее культуролого-исторической психологии Л.С. Выгодского и др.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Студент, изучивший курс «Педагогическая культурология» должен знать:

- о том, что дисциплина «Педагогическая культурология» является одной из ведущих предметов в школьной, вузовской и других сфер педаго-гического процесса и является не только чисто теоретической, но и, глав-ным образом, учебно-прикладной дисциплиной, способной решать мно-жество культурно-исторических и гуманитарно-личностных задач;

- знать объект и предмет, основные понятия и категории дисциплины, виды культурно-исторических источников, принципы и методы истолкова-ния текстов, приемы работы с источниками;

- представлять ситуацию переходного периода, когда традиционные методы теории культуры могут быть дополнены новыми методами и представлениями при культурологическом анализе ценностей, предметов, памятников и достояний культуры;

- иметь в виду тот факт, что сегодня вся область искусства подменяется понятием «культура» и некритическое отношение к этому явлению может привести к серьезным ошибкам в работе;

понимать:

- место и роль современной культурологии в учебно-воспитательном процессе всех уровней и переподготовке кадров различного учебно-педагоги-ческого профиля, в гуманитарном знании в целом, возможные пути нового развития исторических достояний для решения как личностных, так и об-щественно значимых задач;

- возможность прониковения культурологическим методом в тайны ду-ховного мира древнейших цивилизаций и извлечения оттуда актуальных ме-тодов для современного развития внутренней культуры учащихся, и вообще любой личности и общества в целом;

- тот факт, что «вялотекущее» изучение устаревших стереотипов и штампов в исторической перспективе ведет к неоправданной потере времени

в скорейшем возвращении достигнутого в научно-исследовательском процес-се обществу;

уметь:

- владеть диалогическим методом в процессе культурноисторических взаимоотношений;

- свободно ориентироваться в теориях, подходах культу-ролого-педаго-гического анализа ценностей, достояний, памятников и произведений куль-турно-исторического процесса;

- решать культурно-историческим методом созревшие актуальные зада-чи личностного и общественно-значимого характера;

- определять объект и предмет изучения педагогической культурологи в историческом процессе, исходя из современных подходов к культуре лич-ности и общества как коллективной личности.

Таким образом, в данной работе, на основании своих более ранних разработок, мы построили принципиальные подходы к курсу «Педагогическая культурология». Здесь речь идет не столько о введении нового курса в учебный процесс, сколько о выработке перспективного направления в подготовке кадров гуманитарно-технологического цикла. Без постановки подробных исследований данного направления в подготовке кадров, возможно, что рано говорить о «новой учебной дисциплине». В то же время и ожидать создания, например, «НИИ Культурологии» и организации исследований в этом ключе приходится. Поэтому, очевидно, что должны быть продолжены просто «во имя жизни на земле».

1. Нугманов, Р.Г. Культуранализ. Трансперсональный концепт теории культуры: уч. пос. для студентов-культурологов. - Казань, 2007. Bibliography

1. Nugmanov, R.G. Kuljturanaliz. Transpersonaljnihyj koncept teorii kuljturih: uch. pos. dlya studentov-kuljturologov. - Kazanj, 2007.

Статья поступила в редакцию 15.09.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.