Научная статья на тему 'Последствия культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыре'

Последствия культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
493
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБОРИГЕНЫ / АССИМИЛЯЦИЯ / КОЛОНИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ / ТАЙМЫР / NATIVES / ASSIMILATION / COLONIZATION / CULTURAL EXPANSION / TAIMYR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бичеоол В. К.

В статье дается анализ последствий культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыр. Освоение земель Таймыра началось в начале XVI века. Однако культурная экспансия как целенаправленная политика государства начала осуществляться в отношении коренных этносов в советский период. Автор придерживается мнения, что колонизация Таймырских земель крайне отрицательно сказалась на культуре и традиционном образе жизни аборигенного населения полуострова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSEQUENCES OF CULTURAL EXPANSION OF THE RUSSIAN-SPEAKING POPULATION TO TAIMYR

In article the analysis of consequences of cultural expansion of the Russian-speaking population to Taimyr is given. Land development of Taimyr began at the beginning of the XVI century. However cultural expansion as purposeful policy of the state started to be carried out concerning radical ethnoses during the Soviet period. The author holds the opinion that colonization of Taymyrsky lands extremely negatively affected culture and a traditional way of life of the native population of the peninsula.

Текст научной работы на тему «Последствия культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыре»

В.К. Биче-оол, канд. культурологи, доц. каф. танцевальных видов спорта и педагогики балета УрГУФК, г. Челябинск, Е-mail: vladimir-bichel@rambler.ru

ПОСЛЕДСТВИЯ КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПАНСИИ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ТАЙМЫРЕ

В статье дается анализ последствий культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыр. Освоение земель Таймыра началось в начале XVI века. Однако культурная экспансия как целенаправленная политика государства начала осуществляться в отношении коренных этносов в советский период. Автор придерживается мнения, что колонизация Таймырских земель крайне отрицательно сказалась на культуре и традиционном образе жизни аборигенного населения полуострова.

Ключевые слова: аборигены, ассимиляция, колонизация, культурная экспансия, Таймыр.

Мировая история знает множество примеров ассимиляции традиционных культур коренных этносов культурой представителей «цивилизованных» стран. Наиболее наглядным примером этому являются последствия колонизации испанцами культур аборигенного населения Америки (майя, ацтеки, инки и т. д.). Противоречивое влияние «цивилизованных» культур на культуры коренных народов, нередко приводящие к подрыву духовного потенциала последних, «к разрушению прежних форм их культуры, их моральных ценностей без полноценной замены их новыми убеждает в том, что межкультурная коммуникация есть не только обогащение одной культуры другой. Она может сопровождаться культурной экспансией, подавлением одной культуры другой, причем не всегда более высокой культурой» [4, с. 8]. На наш взгляд, колонизация русскоязычным населением Таймырских земель очень отрицательно сказалась на традициях местных аборигенов. Сегодня, когда общественность дискутирует о необходимости сохранения этнокультурной идентичности народов, проблема изучения последствий культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыре приобретает еще большую актуальность. В настоящей статье будут рассмотрены последствия данного процесса.

Культурная экспансия как специфическая форма межкуль-турной коммуникации представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы [3, с. 4]. Культурная экспансия извне, по мнению Ю.И. Ляшова, «...обычно осуществляется вместе и одновременно с экспансией политической и экономической» [3, с. 5]. Так, освоение Таймыра было связано с необходимостью освоения новых земель, месторождений природных ресурсов, добычей пушнины. В 1601 г. стрелецкий отряд Мирона Шаховского основал город Мангазею, среди жителей которого были рудознатцы и медеплавильщики. К середине XVII века Таймыр был хорошо освоен промысловыми людьми. Русских купцов эти северные земли привлекали возможностью легкой наживы. Доверчивые коренные жители меняли бесценную пушнину на металлическую посуду, ткани и охотничьи ружья.

В 1619 г. указом царя Алексея Михайловича морской путь в Мангазею был закрыт. Ходить речным путем было трудно, поэтому приток торговых людей стал слабеть, и ярмарки пришли к упадку. Закрытие Северного морского пути привело к тому, что Таймыр опустел на целое столетие и сведения о нем были редки.

Только во времена Великой Северной экспедиции XVIII века началось изучение этих территорий, связанное с именами Василия и Татьяны Прончищевых, братьев Лаптевых, Семена Челюскина, Федора Минина и многих других. В XIX веке на Таймыре оказался великий естествоиспытатель А.Ф. Миддендорф. Позднее здесь побывали и другие знаменитые исследовали Арктики: А. Норденшельд, Э. Толль, Ф.Нансен. В 1918 году у северных берегов Таймыра зимовал еще один легендарный полярный исследователь - Руаль Амундсен. Немало значительных событий на Таймыре связано с великим русским землепроходцем, человеком-легендой Никифором Бегичевым. Он открыл в Хатангском заливе неизвестные острова, названные впоследствии его именем, активно участвовал в арктических экспедициях, не раз спасал их, самоотверженно искал и находил трагически погибших полярных исследователей.

Культурная экспансия на Таймыре отчетливо проявилась в период советской власти. Политико-экономические факторы необходимости освоения новых территорий, расширения границ вновь созданного государства обусловили доминирование русскоязычной культуры над культурой аборигенов Таймырского полуострова. После революции 1917 г. многие народы получили новые имена. Тунгусы стали эвенками, юраки - ненцами, тав-гийские самоеды - нганасанами, минусинские татары - хакаса-

ми и т.д. Однако изменились не только этнонимы: коренной перестройке подвергся весь образ жизни этих народов.

Сильнейшую трансформацию традиционного хозяйства аборигенного населения Красноярья вызвала коллективизация, образование на-циональных колхозов и промхозов в 1930-1950-х годах. Столь же активно (особенно в 1950-1970-е годы) про-во-дилась политика оседания кочевых народов, в результате которой многие бывшие ко-чевники стали жителями спе-циаль-но построенных для них поселков. Следствием этого стал кризис оленеводства как традиционной отрасли животноводства и снижение поголовья оленей.

В культурной жизни коренных народов про-изошли серьезные изменения: быстры-ми темпами повышался обра-зова-тельный уровень, форми-ровались кадры национальной интеллигенции, у некоторых этносов (эвенки, ненцы, хакасы и др.) появилась своя письменность, родной язык начали преподавать в школах, стала издаваться печатная продукция (национальные учебники, художественная литература, периодика). Массовое освоение нетра-диционных занятий привело к переходу бывших олене-водов и охотников в новые сферы деятельности, у них появились рабочие, механиза-торы. Популярными, особенно среди женщин, стали профес-сии учителя, врача, работника культуры.

В целом происходившие в советские годы изменения отличались проти-воречивостью и неоднознач-ностью. Благое, казалось бы, дело создания интернатов при стационарных школах для коренных народов Севера, где дети на полном государственном обеспечении могли получить необходимые знания в объеме среднего образования, привело к отрыву от семей, забвению своего языка и национальной культуры, к невозможности освоить традиционные профессии.

Культурная экспансия шла параллельно с освоением новых земель и разработкой недр. В 1919 году состоялась экспедиция Сотникова-Урванцева, которую по праву можно считать главной точкой систематических геологических изысканий в районе Норильска. Вместе с тем политика культурной экспансии со стороны советской власти позволяла образованным и талантливым представителям коренных народов примкнуть к достижениям советской культуры, поскольку именно она являлась носителем прогресса. Политика советского правительства состояла в утверждении универсализма советской культуры, норм и ценностей, необходимости распространения их на обитателей самых отдаленных территорий государства, на все «неразвитые» народы страны. Аборигены Таймыра (долганы, ненцы, нганасаны, энцы, эвенки) должны были приобщаться к новому образу жизни и его принципам. Такая политика имела «гуманное» обоснование: критерием цивилизованности являлся не цвет кожи и разрез глаз; любые народы могли стать цивилизованными, при условии отказа от своих национальных традиций. Об этом предупреждали еще в эпоху Просвещения социалисты-утописты, Ж.-Ж. Руссо [7], противопоставившие культуру и цивилизацию. Цивилизация рассматривалась ими как угроза гуманности, нравственности, как насилие над природой, в том числе над человеческой. В результате данной политики в среде представителей коренных народов Таймыра сформировалась просоветская элита - проводник политических, экономических и культурных интересов советского правительства.

Как показали специальные полевые исследования 19932001 годов, у большинства малочисленных народов Красноярского края традиционная культура и образ жизни подверглись серьезной трансформации. Так, среди эвенков в традиционной сфере деятельности заняты лишь 29% мужчин и 5% женщин; нганасан - 31% и 38%; энцев - 40,5% и 15%; долган -42,5 и 21%; среди ненцев ситуация несколько лучше - 72% и 38% [1, с. 143].

Традиционное жилище сохранили не все представители коренных этносов. Так, чум или балок используют у долган 8% семей, у нганасан - 10,5%, чум имеют 21% эвенкийских семей, у ненцев - 39%. Оленьи упряжки давно исчезли у нганасан, стали редкостью у энцев, а у долган они есть лишь в 6,5% семей. Только у ненцев каждый третий по-прежнему имеет возможность воспользоваться этим средством передвижения [1, с. 146].

Оседание в поселках сопровождалось ломкой традиционного уклада и всего образа жизни. Большинство поселков, в которых живут коренные народы, - смешанные по национальному составу, поэтому началось интенсивное взаимодействие разных народов и взаимная ассимиляция, сопровождающаяся повсеместным переходом на русский язык.

Мононациональные поселения имеются только у эвенков (в них проживает лишь 28,5% этноса), ненцев (52%), и долган (64,5%) [1, с. 147]. Причем последние зачастую живут вообще вне поселений, по-прежнему кочуя в тундре с оленями, либо обитая по 1-3 семьи на так называемых «рыболовецких точках», где занимаются рыбо-ловством на своих угодьях. Не случайно поэтому именно долганы и ненцы лучше других малочисленных народов сохраняют национальную культуру.

Сильно влияют на этнические процессы и межнациональные браки, которых становится все больше. Среди долган удельный вес смешанных браков составляет 33%, эвенков - 43%, нганасан - 48%, энцев - 86% [1, с. 147]. Эти браки могли бы привести к быстрому растворению малочисленных народов среди пришлых национальностей, однако этого не происходит. Сегодня в условиях проведения российским государством в отношении аборигенных народов Севера политики патернализма большинство лиц смешанного происхождения (метисов) самоиден-тифицируется как представители коренного этноса. Соответствующий показатель у энцев - (29%), нганасан - 67%, ненцев -71,5%, долган -72,5%, эвенков - 80% [1, с. 148].

Метисы, как правило, слабее владеют языком своей национальности, менее привержены традиционным занятиям, хуже знакомы с традиционной культурой. Между тем их доля в каждом из на-родов неуклонно растет. Метисы составили среди ненцев 30,5%, у долган - 42 %, эвенков - 51,5%, нганасан -56,5%; энцев -77,5% [1, с. 149]. Среди детей в возрасте до 10 лет данный показатель еще выше и колеблется от 37% (у ненцев) до 100% (у энцев). Все свидетельствует о том, что, несмотря на усилия государства, школы, учреждений культуры, предотвратить ассимиляционные процессы не удается.

Малочисленные этносы довольно быстро превращаются в группы русскоязычных метисов, с очень слабым сохранением этнических особенностей. Лучше обстоит дело только у долган, так как многие из них проживают в однонациональных поселках, и у ненцев, значительная часть которых кочует с оленями или проживает вдали от стационарных поселков.

В то же время сохраняют устойчивость некоторые элементы традиционной культуры, которые не позволяют северным народам исчезнуть. Прежде всего, речь идет о массовом и повсеместном занятии мужчин охотой и рыболовством. Это, в свою очередь, поддерживает еще один вид традиционной культуры -национальную кухню. Блюда из рыбы и мяса дичи по-прежнему занимают почетное место в рационе се-верных народов.

Политика современного российского правительства выражается в виде дополнительных льгот и пособий представителям малых коренных народов, гуманитарной помощи, что зачастую приводит к привитию иждивенческих принципов организации жизни. Культурная экспансия также осуществляется путем распространения образа жизни, принятого на всей территории постсоветского пространства, который существенно изменился после развала СССР, подвергнувшись «вестернизации».

Распространение культурной экспансии сопровождается навязыванием сопутствующих ей ценностей, символов, культурных артефактов (фильмов, литературы, компьютерных программ, видеоигр и т.д.). Русский язык является национальным языком в Российской Федерации. Культурная экспансия осуществляется, прежде всего, через современные аудиовизуальные средства - телевидение, радио, массмедиа. Аппадурай, анализируя процесс глобализации культуры, в качестве одного из ее компонентов выделяет так называемый «медиаскейп», представляющий собой «обширные и сложные репертуары образов, нарративов и «воображаемых идентичностей», порождаемые средствами массовой информации» [10]. Конструированное пространство, комбинации действительного и воображаемого, смешанной реальности оказывает влияние на каждого человека, в том числе и на представителей малых этносов.

Результатом культурной экспансии становится не только разрушение традиционного жизненного уклада коренных наро-

дов Таймыра, но и перестройка их системы ценностных ориентаций, создание массовой культуры, ведущей к идеализации чужого образа жизни, идеологии, мировоззрения, искусства, порождающей чувство неполноценности в отношении к собственной культуре.

Одним из негативных последствий культурной экспансии русских на Таймыр было распространение среди аборигенов пьянства. Это произошло еще до прихода советской власти на полуостров, в период «народной колонизации» Таймыра. Подобное происходило по всей Сибири. Так, тобольский историк, краевед Е.В. Кузнецов писал: «До того времени, пока по следам Ермака в Сибирь не явились хозяевами русские, инородческое население ни кабаков, ни пагубного продукта последних не знало: между сибирскими татарами русскую водку заменяли свои одуряющие изделия, из которых более распространённым была буза, приготовлявшаяся из проса, а остяки, самоеды и другие северные племена употребляли любимый ими напиток из мухомора» [2, с. 28]. Приобщение инородцев к спиртному осуществлялось на государственном уровне. Так, в «Книгах винной дачи» содержится информация о том, что XVIII в. ясачным и служилым людям в Сибири во время церковных праздников и на день ангела государя и членов его семьи выдавалось так называемое винное жалованье [6, с. 47].

Для коренных народов Таймыра, как и всех остальных народов многонациональной России, русская культурная экспансия создает угрозу их этнокультурной идентичности, приводит к формированию потребительских ориентаций, изменению ценностей.

Однако, самая главная проблема, на наш взгляд, заключается в том, что культурная экспансия русских не позволила развиться этим народам эволюционным путем. Коренные жители Таймыра на начальном этапе освоения полуострова находились на родоплеменной стадии развития. Культура этих народов, согласно периодизации Шпенглера [10], находилась в стадии своего зарождения. Для этого периода основное значение имеют мифы и религия. У аборигенов Таймыра на момент прихода русскоязычного населения были накоплены определенные знания, сложилась философия, религиозные верования, сформировался традиционный уклад жизни, что характерно для родоплеменной стадии развития общества. В силу крайней удаленности полуострова Таймыр от центра России местные аборигены имели возможность до определенного момента развиваться обособленно.

В условиях глобализации роль культурной экспансии возросла. Это связано с процессом «ветернизации» - экспансии культуры Запада, которая все более подавляет не только русскую культуру, но и традиционные культуры аборигенных народов, что приводит к утрате их этнокультурной идентичности.

Таким образом, культурная экспансия - это однонаправленное движение вместо движения культур навстречу друг другу. В связи с этим она может привести к утрате и забвению собственных культурных истоков. Итак, обозначим основные последствия культурной экспансии русскоязычного населения на Таймыр. Среди них можно выделить положительные и отрицательные последствия.

В качестве положительных можно выделить следующие:

- политика культурной экспансии со стороны советской власти позволила наиболее образованным и талантливым представителям кочевых народов примкнуть к достижениям советской культуры;

- интенсивное развитие межэтнических браков, что позволяет повысить адаптивность малых этносов, впрочем, как и любой другой нации;

- сохранение в некоторых ареалах проживания аборигенов традиционных промысловых занятий (охоты и рыболовства), сохранение традиций национальной кухни.

Однако анализ показывает, что в большинстве своем последствия культурной экспансии на Таймыр имели негативные последствия:

- культурная экспансия русских не позволила развиться коренным народам эволюционным путем;

- обучение детей представителей коренных этносов в школах-интернатах привело к отрыву от семей, забвению национального языка и культуры, к невозможности освоить традиционные профессии;

- на протяжении существования советского государства в отношении аборигенного населения Таймыра осуществлялась политика формирования потребительских ориентаций, изменению ценностей;

- традиционная культура и образ жизни коренных жителей полуострова подверглись серьезной трансформации, что при-

вело к утрате традиционных видов хозяйствования, что породило в среде коренного населения чувство неполноценности в отношении к собственной культуре;

- трансформация малочисленных этносов в группы русскоязычных метисов, с очень слабым сохранением этнических особенностей;

- алкоголизация аборигенного населения, ведущая к деградации.

На современном этапе культурная экспансия в отношении малых народов Таймыра проявляется, прежде всего, в «вестернизации», распространении образа жизни, принятого на всей территории постсоветского пространства. Таким образом, культурная экспансия русских на Таймыр крайне негативно сказалась на культуре и традиционном укладе жизни коренных народов, проживающих на территории полуострова.

Библиографический список

1. Кривоногов, В.П. Народы Таймыра (современные этнические процессы). - М., 2001.

2. Кузнецов, Е.В. Первые казаки в Сибири // Тобол. губерн. ведомости. 1890.

3. Ляшов, Ю.И. Экспансия культуры как специфическая форма межкультурной коммуникации. - М., 2010.

4. Могилевич, Б.Р Межкультурная коммуникация в системе социологического знания. - М., 2010.

5. Мурашко, О.А. Этноэкологический рефугиум: концепция сохранения традиционной культуры и среды обитания коренных народов

Севера // Этнографическое обозрение. - 1998. - № 5.

6. Раев, Д.В. Кружечные дворы городов Западной Сибири в конце XVII - начале XVIII в. - М., 1998.

7. Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М., 1969.

8. Хакимулина, О.Н. История и культура коренных народов Таймыра. - СПб., 2009.

9. Шпенглер, О. Закат Европы. - М., 1999.

10. Appadurai, A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization / A.Appadurai. - Minneapolis. London, 1998.

Bibliography

1. Krivonogov, V.P. Narodih Tayjmihra (sovremennihe ehtnicheskie processih). - M., 2001.

2. Kuznecov, E.V. Pervihe kazaki v Sibiri // Tobol. gubern. vedomosti. 1890.

3. Lyashov, Yu.I. Ehkspansiya kuljturih kak specificheskaya forma mezhkuljturnoyj kommunikacii. - M., 2010.

4. Mogilevich, B.R. Mezhkuljturnaya kommunikaciya v sisteme sociologicheskogo znaniya. - M., 2010.

5. Murashko, O.A. Ehtnoehkologicheskiyj refugium: koncepciya sokhraneniya tradicionnoyj kuljturih i sredih obitaniya korennihkh narodov Severa // Ehtnograficheskoe obozrenie. - 1998. - № 5.

6. Raev, D.V. Kruzhechnihe dvorih gorodov Zapadnoyj Sibiri v konce XVII - nachale XVIII v. - M., 1998.

7. Russo, Zh.-Zh. Rassuzhdenie o proiskhozhdenii i osnovaniyakh neravenstva mezhdu lyudjmi // Russo Zh.-Zh. Traktatih. - M., 1969.

8. Khakimulina, O.N. Istoriya i kuljtura korennihkh narodov Tayjmihra. - SPb., 2009.

9. Shpengler, O. Zakat Evropih. - M., 1999.

10. Appadurai, A. Modernity at Large. Cultural Dimensions of Globalization / A.Appadurai. - Minneapolis. London, 1998.

Статья поступила в редакцию 20.09.12

УДК 008.091

Nugmanov R.G. BASIS OF THE DISCIPLINE «THE PEDAGOGICAL CULTURE STUDIES». In article the main representations for creation of such modern subject matter, as «Pedagogical cultural science» are stated. As backbone idea installation about educational process as education of internal culture at pupils is accepted.

Key words: culture education, education, mass culture, internal culture of the personality, culturological psychology.

Р.Г. Нугманов, д-р культурологии, проф., КазГУКИ, г. Казань, E-mail: nauka@kazguki.ru

ОСНОВЫ НОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

В статье излагаются основные представления для создания такой современной учебной дисциплины, как «Педагогическая культурология». В качестве системообразующей идеи принята установка об образовательном процессе как воспитании внутренней культуры у учащихся.

Ключевые слова: воспитание культуры, образование, массовая культура, внутренняя культура личности, культурологическая психология.

Массовая культура в борьбе культурой опирается на массы.

А. Давыдович

Основатель педагогической теории Нового времени Я.А. Коменский (1592-1670) в свое время считал, что «в основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений». Отсюда одной из важных задач отечественной педагогики заключается в борьбе с догматизмом, схоластикой и вербализмом. В этом смысле можно вспомнить также известного Ж.Ж. Руссо, который замечает: «С нашим болтливым воспитанием мы и делаем болтунов».

Не останавливаясь на рассмотрении состояния дел в системе народного образования в современной России, пожалуй, можно уже высказать нечто обобщающее относительно высказываний отмеченных классиков. Если сегодня поставить вопрос о том, что является целью образовательного дела в стране, то можно утверждать, что она заключается «воспитании культуры». Конечно, последнее определение нуждается в уточнении, ибо оно излишне обобщенно и не раскрывает многие содержательные аспекты в системе образования в целом. Очевидно, что при данной постановке вопроса категория «образование» может быть представлено как некая часть общей идеи о воспитании культу-

ры. Это означает, что школьное образование пока и немедленно может и не достигать уровня культуросообразного образования, но опираясь, скажем, на современные идеи «развивающего школьного образования» [1] и другие подходы, можно быть уверенным в том, что любая образовательная система и в любом случае обязательно придет к идее образования как о воспитании культуры.

Возникает вопрос, почему такая безапелляционность в суждениях об образовательной системе вообще? Дело в том, что категория «культура» оказалась настолько глобальной сущностью бытия, что с нею очень трудно обращаться как с политическими, идеологическими или социологическими ценностями. Упрощенно можно высказаться так, что «культура - это жизнь, отсутствие культуры - конец бытию». В то же время жизнь не настолько «глупа», чтобы позволять играть со своим благополучием, скажем, путем подавления ли культуры, используя, например, идеи «массовой культуры», или же всячески скрывая от широких народных масс истинный смысл «внутренней культуры личности». Напрашивается вывод такой, что при всех условиях нашей жизни, внутренняя культура человека открыто или же подспудно, но непрерывно развивается. Одним из «лучших» методов сокрытия истины о сущности культуры, заключается в подмене феномена «культура», ее продуктами, ценностями,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.