УДК 745/749
В. К. Биче-оол
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ ТАЙМЫРА (на примере самодийских народов)
Рассматриваются основные реалии и предметы материальной культуры аборигенов Таймыра - представителей самодийской группы: нганасан, ненцев и энцев. Автором анализируются общие и специфические черты в материальной культуре: видах хозяйствования, жилищах, средствах передвижения, одежде и обуви, пище.
Ключевые слова: материальная культура, ненцы, нганасаны, самодийские народы, традиционные виды хозяйствования, энцы
In article the main realities and subjects of material culture of natives of Taimyr - representatives of samo-diysky group are considered: nganasane, nenets and enets. The author analyzes the common and peculiar features in material culture: types of managing, vehicles, clothes and footwear, dwellings, food.
Keywords: material culture, nenets, nganasane, samodiysky people, traditional types of managing, enets
Российская Федерация является полиэтническим обществом, в связи с чем ее не может не касаться проблема сохранения культур малых этносов, проживающих на территории государства. Сохранение традиционных этнических культур приобретает все большую актуальность в условиях всемирной глобализации, когда под угрозой находятся культуры не только малых этносов, но и многочисленных народов.
Культура самодийских народов, проживающих на территории полуострова Таймыр, является одной из самых древнейших. Социальноэкономические процессы, происходившие на территории советского государства, оказали большое влияние на дальнейшее развитие культур аборигенов Таймыра: представители малых этносов подверглись сильнейшей индоктрина-ции, что обусловило практически полное забвение ими собственной материальной и духовной культуры. Утрата самобытности самодийскими народами также детерминирована огромным разрывом в развитии сознания: люди с первобытнообщинным сознанием, из условий зарождающегося феодального строя были интегрированы в социалистическое общество. На наш взгляд, это повлекло как существенную деформацию сознания аборигенов, так и утрату их культурной идентичности.
Цель данной статьи - изучить традиционно сложившиеся у самодийских аборигенов Тай-
мыра предметы и феномены культуры, рассмотреть характерные для всех народов черты и особенности каждого из этносов, охарактеризовать современное состояние проблемы.
В XVII - XVIII вв. племена, заселившие Таймырский полуостров, сформировались в этнические группы: нганасаны, долганы, ненцы, энцы, эвенки. Рассмотрим особенности материальной культуры аборигенов Таймыра - представителей самодийской языковой группы - нганасан, ненцев и энцев: их традиционные занятия, а также средства передвижения, жилища, одежду, обувь северосамодийских народов.
Основные занятия таймырских кочевников -охота, рыболовство, оленеводство. Сезон охоты на оленя начинался в августе и заканчивался в ноябре, хотя эпизодически добыча осуществлялась и в другое время. Дикий олень обеспечивал жителей таймырской тундры пищей, материалом для изготовления одежды, обуви, жилища.
У нганасан было два вида охоты - коллективная и индивидуальная. Коллективная осуществлялась двумя способами: поколки и загон [10, с. 55]. Способ поколок использовался во время массовых переправ оленей через реки и озера в местах, которые нганасаны хорошо знали. Они поджидали оленей на лодках и поражали их специальными острыми копьями. Загон проводился следующим образом: устраивался своеобразный коридор из столбиков с нанизанными на них
170
кусками дерна или привязанными к ним крыльями куропаток. С помощью собак в этот суживающийся коридор, в конце которого была сеть или озеро, загоняли диких оленей и стреляли в них.
К индивидуальным способам охоты относились: охота с помощью оленя-манщика и охота с помощью скрадного щитка. Первый способ заключался в том, что домашнего оленя на длинном ремне пускали в стадо диких оленей. Второй использовался зимой: внешнюю сторону щитка обтягивали белой тканью и залепляли снегом, чтобы он был менее заметен. Благодаря щитку охотник подползал к оленю на расстояние выстрела.
Помимо охоты на диких оленей нганасаны охотились на песца, а также куропаток, гусей, уток. Основными орудиями охоты нганасан были копья и луки. Традиционные нганасанские луки очень сложны в изготовлении, поскольку склеивались из многочисленных кусочков дерева. Позднее, с проникновением русских купцов на Таймыр, они были заменены на остяцкие и якутские луки. Рыболовством занимались только нганасаны, живущие в летнее время почти оседло на озере Таймыр и по берегам богатых рыбой рек, впадающих в него. У нганасан также было развито домашнее оленеводство. Довольно долго домашние олени выращивались преимущественно с целью использования их в качестве транспортного средства, шкуры и мясо нганасаны получали, охотясь на дикого оленя. Наиболее близки нганасанам по культуре энцы. Для них большое значение имела охота на дикого оленя, однако энцы охотились в основном индивидуально. Оленеводство у энцев было вьючного типа, в чем сказалось влияние соседей-ненцев. На спинах оленей они перевозили грузы [3, с. 139-150]. К ненцам оленеводство пришло из Южной Сибири. Однако вьючное оленеводство сохранилось только у лесных ненцев, тундровые ненцы внесли в него значительные изменения, начав практиковать упряжное оленеводство.
Итак, изложенное позволяет сделать вывод о том, что основными занятиями таймырских самодийцев являлись оленеводство, охота, рыболовство. При общем сходстве у разных народов были и специфические особенности ведения оленеводства, названные выше.
Рассмотрим традиционные жилища самодийских народов Таймырского полуострова. Для всех аборигенов - это чум [8], сооружаемый из деревянных (преимущественно еловых) шестов, которые покрывались нюками - сшитыми из оленьих шкур покрышками. В центре чума располагался очаг - железный лист, на котором раскладывали костер. Место за очагом считали священным, за ним помещались культовые атрибуты и ценные вещи домашнего обихода. Чумы таймырских кочевников были похожими. Однако существовали и некоторые различия. Например, ненецкие чумы больше, чем нганасанские и энецкие; разница также в количестве нюков (нганасаны и энцы использовали четыре, а ненцы - два нюка) и в ориентации входа в чум (у энцев и нганасан - с востока или юго-востока; у ненцев - со стороны, противоположной господствующему в данной местности ветру).
Основное средство передвижения у таймырских кочевников - оленьи нарты. Так, ненцы использовали грузовые (для перекочевки с одного стойбища на другое, а также при поездках для осмотра оленьих ловушек и ока-рауливания - охраны оленьих стад) и легковые (для поездки в гости, за продуктами в ближайший поселок и т. д.) нарты. Эти сани подразделялись у ненцев на женские и мужские. Они были схожи, однако женские легковые нарты имели более высокие копылья, более широкое сиденье и, помимо задней, обязательно боковую стенку.
Грузовые нарты отличались большим разнообразием в зависимости от функций, которые они выполняли. Так, нарты для хранения одежды, перевозки постелей и покрышек чума внешне напоминают легковые, но изготовлены грубее, имеют более высокие копылья и стенки-щитки. Нарты для перевозки шестов чума и разнообразных предметов повседневного обихода, досок пола, циновок и прочих кочевых принадлежностей имели только две пары коротких, чуть наклоненных или прямых, копыльев и делались без настила. Нарты подобного типа использовались ненцами также для хранения и перевозки продуктов, часто на них устанавливался деревянный ящик.
171
У энцев и нганасан средством передвижения также служили нарты, хотя они несколько отличались от ненецких по своей конструкции. Так, например, женские ездовые нарты нганасан и энцев были высокими, имели полукруглые борта и задник, обрамлявшие сиденье. Однако основное отличие энецко-нганасанских нарт от ненецких заключалось в том, что они всегда косоко-пыльные, в них отсутствовали ящики или лари для перевозки продуктов. Грузовые нарты нганасан и энцев более низкие, без дощатого пола. Количество оленей в упряжке, в зависимости от времени года, варьировалось. Так, зимой в легковую нарту запрягали 4-5 оленей, летом - до 6-7 оленей. В грузовую нарту - 2-3 оленя.
Несколько отличались у таймырских аборигенов способы запряжки и управления нартами. Например, нганасаны, ненцы и энцы всегда садились на нарту слева, в отличие от долган, эвенков и ненцев. Сторона посадки обусловлена способом запряжки и управления нартами. Ненцы также использовали в качестве средства передвижения собачьи упряжки. Собачья нарта отличается от оленьей небольшими размерами и меньшим весом.
Кроме того, в прошлом ненцы использовали для передвижения по тундре лыжи-снегоступы, которые делались широкими и нередко снизу подбивались камусом - шкурой с голеней оленя, идущей на пошив обуви и рукавиц [10, с. 182], или шкурой оленя. «Такие лыжи, - отмечает О. Н. Хакимулина, - очень древний элемент самодийской культуры. Судя по археологическим данным, аборигены Заполярья - древние уральцы - пользовались лыжами уже в IV тысячелетии до нашей эры» [Там же, с. 66].
В качестве водных средств передвижения ненцы, энцы и нганасаны использовали обласки -лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева (из осины или кедра), ветки - дощатые лодки.
Таким образом, таймырские самодийцы-кочевники использовали в качестве средств передвижения следующие: оленьи нарты (характерны для всех коренных таймырских этносов); собачьи нарты (ненцы); лыжи-снегоступы (ненцы); обласки (нганасаны, энцы и ненцы).
Особого внимания заслуживают традици-
онная одежда и обувь аборигенов Таймыра, которые были приспособлены к суровым климатическим условиям и промысловой деятельности, шились из различных частей оленьих шкур, выделкой и шитьем занимались женщины. Для верхней одежды самодийцев-мужчин характерно наличие капюшона, в то время как на женской верхней одежде эта деталь отсутствовала, ее заменяла меховая шапка. Это было связано с тем, что мужчинам по роду своей деятельности приходилось находиться на открытом воздухе более продолжительное время, чем женщинам. Капюшон защищал от ветра и мороза. Одежда и обувь самодийцев была приспособлена к занятиям традиционными промыслами: оленеводством у ненцев и охотой у энцев и нганасан.
В костюмах малых самодийских этносов Таймыра отмечаются следующие особенности. Ненецкий тип одежды являлся распашным, в то время как одежда энцев и нганасан была глухой.
«Малица (мужская одежда. - В. Б.) в современном ее виде сложилась у ненцев уже в зоне тундры. В некоторых районах сохранились следы того, что мужская одежда раньше была, как и женская, распашной. Об этом говорит наличие спереди шва на малицах лесных ненцев, а также то, что у самой южной самодийской народности -селькупов - мужская одежда имеет спереди разрез. Характерно также, что ненецкие мужчины в качестве домашней и спальной одежды до недавнего времени, а кое-где и сейчас, используют распашную одежду, по покрою сходную с женской» [11, с. 30].
Обувь энцев и нганасан - бакари - также отличалась от ненецкой. Ее особенность заключалась в отсутствии выемки в подъеме, в то время как обувь ненцев - пимы - имела выемку в подъеме. Детская одежда самодийских народов соответствовала взрослой. Отличительной особенностью ее было наличие нашитых на грудь и на рукава колокольчиков, звон которых помогал разыскивать детей во время пурги.
Таким образом, одежда и обувь кочевников Таймыра соответствовала не только климатическим условиям Севера (защищала северных охотников и оленеводов от суровых ветров и морозов), но и традиционным занятиям этих на-
172
родов. Одежда ненцев отлично подходит для длительных поездок по тундре в течение длительного времени, а одежда энецко-нганасан-ского типа была приспособлена для охоты на дикого оленя. Практически вся одежда и обувь аборигенов шилась из оленьих шкур.
Необходимо особо остановиться еще на одном элементе материальной культуры аборигенов - их традиционной пище. Основное место в рационе кочевников занимало оленье мясо, которое употреблялось в вареном, сушеном, замороженном и копчено-вяленом виде. Деликатесом считались молодые оленьи рога и костный мозг.
Рыба также являлась традиционной пищей кочевников Таймыра. Наиболее популярна была строганина, сырая и малосольная рыба, юкола -сушено-вяленая рыба - заготавливалась впрок. Употребление в пищу сырых мяса и рыбы защищало население от авитаминозов и цинги.
В таблицу занесены основные характеристики традиционной материальной культуры таймырских самодийцев.
Сравнительный анализ данных позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на разные названия мужская одежда всех народов имела ка-пюшон, женская - нет; у нганасан и энцев одежда идентична; ненецкая женская одежда отличалась от энецкой и нганасанской тем, что была распашной, в то время как
последняя - глухая, закрытая. У нганасан и эн-цев обувь была идентичной, в отличие от обуви ненцев она не имела выемки на подъеме. Традиционная пища самодийцев Таймыра - мясо оленя и рыба. Чумы энцев и нганасан также были идентичны, от ненецких чумов отличались конструкцией, количеством нюков, а также ориентацией входа в чум. Наиболее разнятся у самодийских кочевников Таймыра традиционные занятия: коллективный способ охоты использовался преимущественно нганасанами наряду с индивидуальными способами, в то время как ненцы и энцы в основном охотились на оленей индивидуально; все народы занимались оленеводством с целью использования оленей как средства передвижения, ненцам было присуще упряжное оленеводство, энцам -вьючное; ненцы также занимались разведением собак, которых использовали как средство передвижения в упряжках. Средства передвижения нганасан и энцев идентичны - оленьи нарты, от ненецких их отличало отсутствие в грузовых нартах ящика для продуктов, а также их косокопыльность (ненецкие прямокопыльные); ненецкие средства передвижения были разнообразны: это не только оленьи, но и собачьи упряжки, лыжи-снегоступы; в качестве летнего водного транспорта все самодийцы использовали обласки - деревянные лодки.
Таблица
Сравнительная характеристика материальной культуры самодийских народов Таймыра
Народ Занятия Жилище Транспорт Одежда Обувь Пища
Нгана- саны Коллективная и индивидуальная охота, рыболовство, домашнее оленеводство Чум с четырьмя нюками, вход в чум с востока или юго-востока Грузовые и легковые оленьи нарты, косоко-пыльные, в грузовых нартах отсутствует ящик для продуктов; лодки-обласки Мужская парка (глухая), с капюшоном; женская парка (глухая), без капюшона Бакари из белых камусов, отсутствует выемка на подъеме Мясо оленя, рыба, морошка, голубика, ревень, лук-порей
Энцы Преимущественно индивидуальная охота, вьючное оленеводство Чум с четырьмя нюками, вход в чум с востока или юго-востока Грузовые и легковые оленьи нарты, косоко-пыльные, в грузовых нартах отсутствует ящик для продуктов; лодки-обласки Мужская парка (глухая), с капюшоном; женская парка (глухая), без капюшона Бакари из белых камусов, отсутствует выемка на подъеме Мясо оленя, рыба, морошка, голубика, ревень, лук-порей
Ненцы Индивидуальная охота, упряжное оленеводство, упряжное собаководство Чум с двумя нюками, вход в чум - со стороны, противоположной господствующему в данной местности ветру Грузовые и легковые нарты, прямокопыль-ные, в грузовых нартах - наличие ящика для продуктов; лыжи-снегоступы, собачьи упряжки; лодки-обласки Мужская малица (глухая), с капюшоном; женская ягушка (распашная), без капюшона Пимы из шкуры с оленьего лба или щеток с ног оленей; обувь имела подъем Мясо оленя, рыба, морошка, голубика, ревень, лук-порей
173
Современное состояние как материальной, так и духовной культуры самодийцев Таймыра можно охарактеризовать как критическое. По данным В. П. Кривоногова, «более 95 % мужчин занимаются охотой и рыболовством, почти 70 % женщин владеют традиционными занятиями (обработка шкур, шитье одежды и т. д.). Таким образом, в свободное время нганасаны продолжают быть знатоками традиционного хозяйства, но государством их навыки почти не востребованы. У мужчин охота и рыболовство останутся и в дальнейшем важнейшим способом выживания, а вот память об оленеводстве сохранили только пожилые люди, молодежь эти навыки потеряла» [6, с. 47].
Итак, резюмируем вышеизложенное. Материальная культура самодийских народов начала складываться с приходом их на Таймырский полуостров. Традиционными видами хозяйствования были оленеводство, охота и рыболовство. Им соответствовали средства передвижения: олени для езды верхом и оленьи упряжки, собачьи упряжки, лыжи-снегоступы. Традиционные одежда и обувь кочевников также соответствовали их традиционным занятиям, антропометрическим характеристикам аборигенов и суровым климатическим условиям Таймыра. Их шили из оленьих шкур. Пищей коренных народов Таймыра служили мясо оленя и рыба.
В настоящее время наблюдается массовый отток коренного населения из поселков в город, что обусловлено в первую очередь тяжелыми условиями проживания, а также нежеланием молодежи развивать традиционные виды хозяйствования. Тем не менее Правительством РФ осуществляется поддержка коренного населения, развития традиционных отраслей хозяйствования коренных народов [1].
Традиционная одежда самодийцев сегодня скорее исключение, чем правило. Хотя в отдаленных поселках Таймыра оленеводы предпочитают национальный костюм современному европейскому. Традиционным средством передвижения в поселках Таймыра остаются собачьи и оленьи упряжки, однако они постепенно вытесняются современным видом транспорта -бураном. Менее всего претерпела изменение национальная кухня древних кочевников Таймыра. Юкола, свежие рыба и мясо оленя входят в рацион не только современных самодийцев, но и русскоязычного населения.
Необходимость сохранения традиционной культуры, в особенности национальных видов хозяйствования малых народов, является одной из важнейших задач Правительства РФ в области культурной и социально-экономической политики. От дальнейшего состояния и развития культур малых этносов зависит будущее коренного населения Таймырского полуострова.
1. Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 №132-р «О концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Биче-оол, В. К. Культура нганасан: от истоков до современности: моногр. / В. К. Биче-оол; науч. ред. д-ра филос. наук, проф. Н. Г. Апухтиной. - Челябинск, 2010. - 180 с.
3. Вайнштейн, С. И. Социальная организация саянских оленеводов-охотников / С. И. Вайнштейн // Общественный строй у народов Северной Сибири. - М., 1970. - С. 139-150.
4. Васильев, В. И. Проблема этногенеза самодийских народов / В. И. Васильев // Этногенез народов Севера. -М.: Наука, 1980. - С. 201-220.
5. Добжанская, О. Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края / О. Э. Добжанская. -Норильск: Апекс, 2008. - 272 с.
6. Кривоногов, В. П. Народы Таймыра в начале XXI века / В. П. Кривоногов. - Красноярск: Кредо, 2007. - 420 с.
7. Прыткова, Н. Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник / Н. Ф. Прыткова // Одежда народов Сибири: сб. ст. - Л.: Наука - ЛО, 1970. - С. 92-93.
8. Симченко, Ю. Б. Основные черты культуры охотников на дикого оленя Северной Евразии / Ю. Б. Симченко. - М., 1964. - 329 с.
9. Третьяков, П. И. Туруханский край, его природа и жители / П. И. Третьяков. - СПб.: Рос. геогр. о-во, 1871. - 349 с.
10. Хакимулина, О. Н. История и культура коренных народов Таймыра / О. Н. Хакимулина. - СПб.: Просвещение, 2009 - 288 с.
11. Хомич, Л. В. Ненцы / Л. В. Хомич. - СПб.: Просвещение, 1996. - 299 с. Сдано 17.10.2012
174