Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Норкин Виктор Иванович, Норкина Дарья Александровна

В настоящей статье рассматриваются принципы права как основополагающие начала, задающие тенденции развития аграрной правовой политики и его отдельных его отраслей. Исследуются существующие принципы правового регулирования при осуществлении деятельности основных субъектов - сельскохозяйственных товаропроизводителей в аграрной сфере экономики. Предлагаются отдельные предложения, направленные на совершенствование принципов и правовых основ реализации государственно-правовой аграрной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Власов Валерий Александрович, Норкин Виктор Иванович, Норкина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF THE STATE-LEGAL AGRARIAN POLICY THE RUSSIAN FEDERATION AS A NEW INDEPENDENT DIRECTION LEGAL POLICY

This article examines the principles of law as the fundamental principles that set the trends in the development of agrarian legal policy and its individual branches. The article examines the existing principles of legal regulation in the implementation of the activities of the main subjects - agricultural producers in the agricultural sector of the economy. Separate proposals are proposed aimed at improving the principles and legal foundations of the implementation of state-legal agrarian policy.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

DOI 10.47643/1815-1329_2022_2_52 УДК 340.1*349.42

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК НОВОГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ PRINCIPLES OF IMPLEMENTATION OF STATE-LEGAL AGRARIAN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A NEW INDEPENDENT DIRECTION OF LEGAL POLICY ВЛАСОВ Валерий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России, доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, действительный член РАЕН, член РАЮН, член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета

Красноярского регионального отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: vav.70@mail.ru;

НОРКИН Виктор Иванович,

магистрант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: viktor.norkin1@yandex.ru;

НОРКИНА Дарья Александровна,

магистрант кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: viktor.norkin1@yandex.ru; VLASOV Valery Aleksandrovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure

Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Associate Professor of the Department

of State and Municipal Administration Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia,

full member of the Russian Academy of Emergency Situations,

member of the RAYUN, member of the Public Chamber of Krasnoyarsk, member of the Council Krasnoyarsk regional branch of the All-Russian public organization "Association of Lawyers of Russia". 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: vav.70@mail.ru;

NORKIN Viktor Ivanovich,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: viktor.norkin1@yandex.ru;

NORKINA Darya Alexandrovna,

Master's student of the Department of Theory and History of State and Law Krasnoyarsk State Agrarian University. 90 Mira Ave., Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Territory, 660049, Russia. E-mail: viktor.norkin1@yandex.ru

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматриваются принципы права как основополагающие начала, задающие тенденции развития аграрной правовой политики и его отдельных его отраслей. Исследуются существующие принципы правового регулирования при осуществлении деятельности основных субъектов - сельскохозяйственных товаропроизводителей в аграрной сфере экономики. Предлагаются отдельные предложения, направленные на совершенствование принципов и правовых основ реализации государственно-правовой аграрной политики.

Abstract: This article examines the principles of law as the fundamental principles that set the trends in the development of agrarian legal policy and its individual branches. The article examines the existing principles of legal regulation in the implementation of the activities of the main subjects - agricultural producers in the agricultural sector of the economy. Separate proposals are proposed aimed at improving the principles and legal foundations of the implementation of state-legal agrarian policy.

Ключевые слова: государственно-правовая аграрная политика, принципы права, правовое регулирование, аграрное законодательство, сельское хозяйство, реализация, сельские территории, сельскохозяйственные товаропроизводители, органы государственной власти, аграрный сектор экономики.

Keywords: state and legal agrarian policy, principles of law, legal regulation, agrarian legislation, agriculture, sales, rural areas, agricultural producers, government bodies, the agrarian sector of the economy.

Дата направления статьи в редакцию: 03.11.2021

Дата публикации: 28.02.2022

В свое время, один из авторов настоящей статьи, выступая 28 июня 2016 года в Красноярском государственном аграрном университете на «круглом столе», посвященном «Государственной аграрно-правовой политике в современной России» прямо обращал внимание на то, что: «осуществляемый в современный период времени процесс системного формирования в Россий-

ской Федерации аграрного законодательства обусловил признание выделения самостоятельного направления правовой политики, а именно: государственной аграрно-правовой политики» [1, с. 115]. Чрезвычайно важно применительно к рассматриваемому феномену стало закрепление законодателем в Конституции Российской Федерации категории «сельское хозяйство» (п. «д» ст. 72). Правовое регулирование сельского хозяйства отнесено к в совместному ведению как Российской Федерации, так и её субъектов. Соответственно, вопросы государственной аграрно-правовой политики лежат в плоскости принятия не только федеральных законов, но и нормативных правовых актов субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). Анализ роли нового самостоятельного вида правовой политики государства, в целях эффективного развития Российского государства, представляется в связи с этим достаточно актуальным и своевременным научным исследованием. Реальная ситуация в России с обеспечением продовольственной безопасности нашей страны во многом зависит от стратегии экономического развития государства, и его базовой отрасли экономики, а именно от сельского хозяйства. Устранение имеющихся кризисных явлений в продовольственном обороте товаров в условиях действия пандемия новой коронавирусной инфекции СОУЮ-19, переход к экономическому росту в условиях продовольственных санкций требует разработки и реализации адекватной государственной аграрно-правовой политики [13, с. 32-36]. В теории отраслей права, обеспечивающих экономические аграрные отношения, применительно к качеству и безопасности продовольственных товаров, важное место должно отводится теории государства и права и аграрному праву [14]. Правовые категории, составляющие предмет теории государства и права и предмет аграрного права, являются не просто абстракцией, а находящими свое отражение - реализацию на практике, в том числе посредством анализа проблем правоприменения и формулирования путей решения последних, явлениями, требующими критического осмысления [15, с. 57-60].

Выработка режима правового регулирования аграрного сектора экономики, представляющего собой один из механизмов воздействия на формирование государственно-правовой аграрной политики, как комплексного явления, направленного на системное развитие сельского хозяйства и сельских территорий, является одной из основных задач государства. Для формирования правового поля, способного полноценно и эффективно регулировать весь спектр общественных отношений, возникающих при производстве, переработке и распределении продовольственных товаров, производимых аграрным сектором экономики, возникает необходимость в установлении социальных, экономических и политических условий качественного вектора развития государственно-правовой аграрной политики.

Под государственно-правовой аграрной политикой следует понимать систему взаимосвязанных правовых принципов, средств, методов, форм деятельности государственных и негосударственных структур, направленных на развитие и совершенствование ресурсов сельского хозяйства и агропромышленного национального комплекса [1, с. 105]. В свою очередь, правовые нормы в сфере аграрного сектора экономики призваны обеспечить такое воздействие на общественные отношения, при котором будут учтены интересы всех субъектов сельскохозяйственного производства, а также способны обеспечить развитие наиболее эффективных моделей аграрного механизма. Однако, учитывая реалии развития общества в 21 веке, можно сделать вывод о некотором отставании гуманитарной науки от стремительно развивающихся общественных отношений. Как отмечает В.Б. Наумов, консерватизм права породил собой разрыв между общественными потребностями в регулировании принципиально новых правоотношений и возможностями права [2, с. 5].

По субъективному мнению, В.А. Власова, одного из авторов настоящего научного исследования государственно-правовая аграрная политика в доктринальном ее понимании - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность специально уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц, специально уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, институтов гражданского общества, направленная на обеспечение продовольственной безопасности государства и развития сельских территорий, на повышении качества жизни населения, гарантированность субъективных прав граждан и законных интересов в аграрной сфере, укрепление законности и правопорядка, формирование высокого уровня аграрного правосознания, аграрного просвещения и аграрно-правовой культуры граждан.

Кроме того, такое стремительное развитие технологий, помимо появляющихся все новых моделей поведения хозяйствующих субъектов, в значительной степени влияет на формирование общих тенденций развития социума в целом. Особое значение имеют инновационные приемы и подходы развития сельского хозяйства в правовом и организационно-управленческом аспектах [3, с. 2-4]. Вышеуказанные факторы порождают в правовой системе пробелы правового регулирования, которые государство, как субъект правотворческого процесса, не всегда успевает заполнять. Агарный сектор экономики также претерпевает серь-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 2(206)

езные изменения, нуждающиеся в учете при формировании государственно-правовой политики в данной сфере.

В соответствии общепринятой классификацией принципов правового регулирования, применительно к государственно-правовой аграрной политике, можно выделить следующие.

Общеправовые принципы, нашедшие свое отражение в Конституции РФ, такие как: принцип законности, выраженный в необходимости четко соблюдать существующие правила поведения, установленные государством; принцип социальной свободы в виде возможности свободно выбирать модель поведения, пользоваться существующими правами при этом соблюдая рамки закона; принцип справедливости, устанавливающий соразмерность между действиями субъектов права и ответной реакции в случае нарушения установленных норм; принцип равенства, декларирующий равенство субъектов перед законом; принцип ответственности; принцип федерализма отражающий федеративное устройство государства и наличие двух систем законодательства - федеральной и региональной.

Необходимость руководствоваться такими общеправовыми принципами при формировании государственно-правовой аграрной политики обусловлена задачей поддержания нормального функционирования государственной правовой системы, учитывая запросы объективной реальности. Д.А. Смирнов верно отмечает, что принципы, как и любая другая правовая категория, не возникают и не существуют сами по себе. Появление, изменение или прекращение их существования всегда обусловлено потребностями и закономерностями общественного развития на определенном этапе [4, с. 34-36].

Кластер законодательства в аграрной сфере формирует отдельный специфичный вид комплексных правоотношений, подчиненных одной задаче, которые принято называть аграрными [5, с. 41-43]. Здесь, как следствие, формируется отдельный предмет правового регулирования, включающий в себя вопросы рентабельности сельского хозяйства, продовольственной безопасности в национальном измерении [6, с. 16-19; 16, с. 45-46], взаимодействия юридической науки, образования и аграрного сектора экономики [7, с. 6-9], вовлечения студенческого и молодежного сообщества в процесс формирования государственно-правовой аграрной политики [8, с. 101-107; 9, с. 9-13] и пр.

Учитывая комплексность аграрного права как отрасли права, источниками, формирующими базу аграрного законодательства, выступают нормативные правовые акты смежных отраслей права. Одним из основных таких источников выступает Гражданский кодекс РФ, как основной закон, регулирующий положение субъектов аграрных отношений как участников гражданского оборота, устанавливающий возникновение права собственности, вещных и иных прав, где применимо к регулированию в аграрной сфере можно выделить следующие принципы: принцип свободы договора в аграрной сфере, проявляющийся в свободе установления условий договора между его равноправными участниками; принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела как гарантия осуществления деятельности аграрных хозяйствующих субъектов без каких-либо препятствий; принцип обеспечения восстановления нарушенных прав сельскохозяйственных товаропроизводителей и судебной защиты их нарушенных прав; принцип добросовестности участников аграрных правоотношений.

Другим не меньшим по значимости нормативным правовым актом, подчеркивающим специфику агарной деятельности, где земля является основным средством производства, является Земельный кодекс РФ, где также обозначены наиболее важные принципы, подлежащие применению субъектами аграрных правоотношений: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, платность использования земли, деление земель по целевому назначению на категории, принцип предотвращения негативного воздействия и охраны земли, здоровья человека.

Одним из более узконаправленных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который в ст. 5 закрепляет следующие принципы государственно-правовой аграрной политики: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции и др.

Также ряд принципов, отражающих специальную направленность деятельности субъектов аграрного сектора экономики, закреплены в Федеральном законе от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Доктрине продовольственной безопасности РФ 2020 года и ряде других нормативных правовых актов.

Проблемы государственной аграрной политики всегда являлись объектом пристального внимания отечественных и зарубежных представителей экономической и юридической наук. Государственная аграрная политика является динамичной характеристикой государства, содержание которой на разных исторических этапах имеет свои отличительные признаки [11, с. 190-196; 12, с. 17-22]. Однако, анализируя представленные принципы, можно сделать вывод, что они больше необходимы для осуществления социально-экономической деятельности в аграрной сфере, учитывают сам процесс формирования основополагающих начал аграрного законодательства, как механизма воздействия на такую деятельность. В свою очередь стоит признать необходимость научно-методологического исследования представленных принципов как положений, которыми необходимо руководствоваться законодателю и правоприменителю при осуществлении своей нормотворческой деятельности при принятии управленческих решений в рамках реализации государственно-правовой аграрной политики.

Библиография:

1. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

2. Наумов В.Б. Право в эпоху цифровой трансформации: в поисках решений // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6 (108).

С. 4-11.

3. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации // Сельское хозяйство. 2019. № 3. С. 1-6.

4. Смирнов Д.А. О понятии принципов права // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 29-37.

5. Акманов С.С. Аграрное право в российской правовой системе: состояние, динамика и перспективы // Сибирский юридический вестник. 2011. № 3 (54). С. 41-48.

6. Власов В.А. Продовольственное обеспечение региона: экономико-правовой анализ категории // Аграрное и земельное право. 2020. № 1 (181).

С. 16-19.

7. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики // Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды [Электронный ресурс]: материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции (26 ноября 2020 года, г. Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2021. С. 6-9.

8. Тепляшин И.В., Провалинский Д.И. Формирование и развитие аграрной правовой политики: мнение студенческого сообщества // Право и образование. 2021. № 7. С. 101-107.

9. Богатова Е.В., Макаренко Е.А. Правовая культура молодежи в сфере реализации аграрной правовой политики // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика» (г. Донецк, 14 мая 2020 года). В 3-х томах. Донецк: Донбасская юридическая академия, 2020. С. 9-13.

10. Малько А.В., Кроткова Н.В., Навальный С.В., Нестерова Н.М., Пыжикова Н.И., Власов В.А., Григорьева М.В. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» // Государство и право. 2017. № 6. С. 114-121.

11. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

12. Власов В.А. Аграрная политика российской федерации как важнейший фактор модернизации российского государства // Аграрное и земельное право. 2010. № 10 (70). С. 17-22.

13. Власов В.А., Болдарева Е.Е., Левияйнен А.Ю. Отдельные аспекты деятельности субъектов микро, малого и среднего предпринимательства в сфере оборота продовольствия в условиях коронавирусной инфекции (COVID-19) // Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С. 32-36.

14. Елисеев В.С., Веленто И.И. Теория экономического права: теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения: учебное пособие. М., 2019.

15. Власов В.А., Толстиков В.А., Александрова К.И. Некоторые актуальные аспекты государственно-правовой реализации принципа светского государства в Российской Федерации на современном этапе // Аграрное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 57-60.

16. Курбатова С.М., Мазуров В.Ю., Андреева Ю.В. О Доктринах продовольственной безопасности РФ // Аграрное и земельное право. 2020. № 8 (188). С. 45-46.

References (transliterated):

1. Bogatova E.V. Agrarnaya pravovaya politika v sisteme vysshego yuridicheskogo obrazovaniya: ponyatie i formy realizacii // Social'no-ekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2020. № 2 (16). S. 102-112.

2. Naumov V.B. Pravo v epohu cifrovoj transformacii: v poiskah reshenij // Rossijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2018. № 6 (108). S. 4-11.

3. Teplyashin I.V., Bogatova E.V. Pravovye innovacii v agropromyshlennom komplekse Rossii: napravleniya realizacii // Sel'skoe hozyajstvo. 2019. № 3. S. 1-6.

4. Smirnov D.A. O ponyatii principov prava // Obshchestvo i pravo. 2012. № 4 (41). S. 29-37.

5. Akmanov S.S. Agrarnoe pravo v rossijskoj pravovoj sisteme: sostoyanie, dinamika i perspektivy // Sibirskij yuridicheskij vest-nik. 2011. № 3 (54). S. 41-48.

6. Vlasov V.A. Prodovol'stvennoe obespechenie regiona: ekonomiko-pravovoj analiz kategorii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 1 (181). S. 16-19.

7. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Principy vysshego obrazovaniya v kontekste razvitiya agrarnoj pravovoj politiki // Formirovanie pravovoj kul'tury mo-lodezhi v usloviyah sovremennoj obrazovatel'noj sredy [Elektronnyj resurs]: materialy regional'noj (mezhvuzovskoj) nauchno-prakticheskoj konferencii (26 noyabrya 2020 goda, g. Krasnoyarsk) / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. Krasnoyarsk, 2021. S. 6-9.

8. Teplyashin I.V., Provalinskij D.I. Formirovanie i razvitie agrarnoj pravovoj politiki: mnenie studencheskogo soobshchestva // Pravo i obrazovanie. 2021. № 7. S. 101-107.

9. Bogatova E.V., Makarenko E.A. Pravovaya kul'tura molodezhi v sfere realizacii agrarnoj pravovoj politiki // Sbornik materialov IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye problemy pravovogo, ekonomicheskogo i social'no-psihologicheskogo znaniya: teoriya i praktika» (g. Doneck, 14 maya 2020 goda). V 3-h tomah. Doneck: Donbasskaya yuridicheskaya akademiya, 2020. S. 9-13.

10. Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Naval'nyj S.V., Nesterova N.M., Pyzhikova N.I., Vlasov V.A., Grigor'eva M.V. Obzor materialov «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'» na temu «Gosudarstvennaya agrarno-pravovaya politika v sovremennoj Rossii» // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 6. S. 114-121.

11. Vlasov V.A. Ponyatie gosudarstvennoj agrarnoj politiki: ekonomicheskij i yuridicheskij analiz // Social'no-ekonomicheskij i gu-manitarnyj zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2016. № 4 (4). S. 190-196.

12. Vlasov V.A. Agrarnaya politika rossijskoj federacii kak vazhnejshij faktor modernizacii rossijskogo gosudarstva // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2010. № 10 (70). S. 17-22.

13. Vlasov V.A., Boldareva E.E., Leviyajnen A.YU. Otdel'nye aspekty deyatel'nosti sub"ektov mikro, malogo i srednego predprini-matel'stva v sfere oborota prodovol'stviya v usloviyah koronavirusnoj infekcii (COVID-19) // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 7 (199). S. 32-36.

14. Eliseev V.S., Velento I.I. Teoriya ekonomicheskogo prava: teoriya otraslej prava, obespechivayushchih ekonomicheskie otnosheniya: uchebnoe posobie. M., 2019.

15. Vlasov V.A., Tolstikov V.A., Aleksandrova K.I. Nekotorye aktual'nye aspekty gosudarstvenno-pravovoj realizacii principa svetskogo gosudarstva v Rossijskoj Federacii na sovremennom etape // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 7 (187). S. 57-60.

16. Kurbatova S.M., Mazurov V.YU., Andreeva YU.V. O Doktrinah prodovol'stvennoj bezopasnosti RF // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 8 (188). S.

45-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.