Научная статья на тему 'ФОРМЫ УКРЕПЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ФОРМЫ УКРЕПЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА / ФОРМЫ РАЗВИТИЯ / ФОРМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СВОЙСТВА / ГОСУДАРСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатова Евгения Владимировна

В статье рассматриваются формы и направления укрепления современного национального аграрного сектора экономики. Учитываются отдельные новшества в финансовом, технологическом, организационно-правовом регулировании исследуемой сферы. Дано авторское определение содержанию форм и направлений укрепления аграрной правовой политики как обобщающих категорий в финансовой и правовой науке. Под сущностью данных форм понимаются исходные принципы финансово-правового регулирования сельского хозяйства, стратегические и востребованные блоки развития аграрного сектора экономики. Направлениями укрепления аграрной правовой политики выступают соответствующие области общественных отношений, в которых претворяются организационно-правовые, информационно-идеологические и финансовые средства, а также инновационные положения аграрного сектора экономики. В этих условиях перспективным направлением видится определение надлежащих средств, форм и принципов формирования юриста, способного понимать сущность и природу аграрной правовой политики современной России. В связи с этим необходимо обратить внимание на наиболее востребованные и актуальные приемы реализации высшего юридического образования в контексте содержания аграрной правовой политики. Это претворение в образовательных программах и компетенциях специализированных образовательных организаций ключевых составляющих аграрного производства и практики, научно-исследовательское сопровождение аграрной политики со стороны профессорско-преподавательского состава, надлежащая деятельность студенческого сообщества. В социально-правовой действительности апробация показателей аграрной правовой политики в практической сфере выпускника-юриста выступает достаточно ярким показателем гибридного отношения государства и общества к данной сфере. Автор приходит к выводу о междисциплинарной природе аграрной правовой политики, на которую влияют законодательные, финансовые, географические, экономические, социологические, политические, геополитические, исторические факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS TO STRENGTHEN AGRICULTURAL LEGAL POLICY: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

The paper discusses the forms and directions of strengthening the modern national agrarian sector of the economy. Separate innovations in the financial, technological, organizational and legal regulation of the studied area are taken into account. The author's definition of the content of the forms and directions of strengthening the agrarian legal policy as generalizing categories in financial and legal science is given. The essence of these forms is understood as the initial principles of financial and legal regulation of agriculture, strategic and demanded blocks for the development of the agricultural sector of the economy. The directions for strengthening the agrarian legal policy are the relevant areas of social relations, in which organizational, legal, informational, ideological and financial means, and innovative provisions of the agrarian sector of the economy are implemented. Under these conditions, a promising direction is the determination of the appropriate means, forms and principles for the formation of a lawyer who is able to understand the essence and nature of the agrarian legal policy of modern Russia. In this regard, it is necessary to pay attention to the most popular and relevant methods for the implementation of higher legal education in the context of the content of agrarian legal policy. This is the implementation in the educational programs and competencies of specialized educational organizations of the key components of agricultural production and practice, research support for agricultural policy by the teaching staff, the proper activities of the student community. In social and legal reality, the approbation of indicators of agrarian legal policy in the practical sphere of a graduate lawyer is a fairly clear indicator of the hybrid attitude of the state and society towards this area. The author comes to the conclusion about the interdisciplinary nature of the agrarian legal policy, which is influenced by legislative, financial, geographical, economic, sociological, political, geopolitical, historical factors.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ УКРЕПЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Научная статья /Research Article

УДК 340.1*342.5*349.42

DOI: 10.36718/2500-1825-2022-1-73-83

Богатова Евгения Владимировна

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, bogatova.ev@mail.ru

ФОРМЫ УКРЕПЛЕНИЯ АГРАРНОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

В статье рассматриваются формы и направления укрепления современного национального аграрного сектора экономики. Учитываются отдельные новшества в финансовом, технологическом, организационно-правовом регулировании исследуемой сферы. Дано авторское определение содержанию форм и направлений укрепления аграрной правовой политики как обобщающих категорий в финансовой и правовой науке. Под сущностью данных форм понимаются исходные принципы финансово-правового регулирования сельского хозяйства, стратегические и востребованные блоки развития аграрного сектора экономики. Направлениями укрепления аграрной правовой политики выступают соответствующие области общественных отношений, в которых претворяются организационно-правовые, информационно-идеологические и финансовые средства, а также инновационные положения аграрного сектора экономики. В этих условиях перспективным направлением видится определение надлежащих средств, форм и принципов формирования юриста, способного понимать сущность и природу аграрной правовой политики современной России. В связи с этим необходимо обратить внимание на наиболее востребованные и актуальные приемы реализации высшего юридического образования в контексте содержания аграрной правовой политики. Это претворение в образовательных программах и компетенциях специализированных образовательных организаций ключевых составляющих аграрного производства и практики, научно-исследовательское сопровождение аграрной политики со стороны профессорско-преподавательского

© Богатова Е.В., 2022

Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2022. № 1. С. 73-83-Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyrsk SAU. 2022;(i):73-83-

состава, надлежащая деятельность студенческого сообщества. В социально-правовой действительности апробация показателей аграрной правовой политики в практической сфере выпускника-юриста выступает достаточно ярким показателем гибридного отношения государства и общества к данной сфере. Автор приходит к выводу о междисциплинарной природе аграрной правовой политики, на которую влияют законодательные, финансовые, географические, экономические, социологические, политические, геополитические, исторические факторы.

Ключевые слова: аграрная политика, аграрная экономика, формы развития, формы укрепления политики, экономическая система, финансовое право, правовое регулирование, инновации, организационно-правовые свойства, государство, сельское хозяйство

Для цитирования: Богатова Е.В. Формы укрепления аграрной правовой политики: организационно-правовые аспекты // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2022. № 1. С. 73-83. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-1-73-83

Evgenia Vladimirovna Bogatova

Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia, bogatova.ev@mail.ru

FORMS TO STRENGTHEN AGRICULTURAL LEGAL POLICY: ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS

The paper discusses the forms and directions of strengthening the modern national agrarian sector of the economy. Separate innovations in the financial, technological, organizational and legal regulation of the studied area are taken into account. The author's definition of the content of the forms and directions of strengthening the agrarian legal policy as generalizing categories in financial and legal science is given. The essence of these forms is understood as the initial principles of financial and legal regulation of agriculture, strategic and demanded blocks for the development of the agricultural sector of the economy. The directions for strengthening the agrarian legal policy are the relevant areas of social relations, in which organizational, legal, informational, ideological and financial means, and innovative provisions of the agrarian sector of the economy are implemented. Under these conditions, a promising direction is the determination of the appropriate means, forms and principles for the formation of a lawyer who is able to understand the essence and nature of the agrarian legal policy of modern Russia. In this regard, it is necessary to pay attention to the most popular and relevant methods for the implementation of higher legal education in the context of the content of agrarian legal policy. This is the implementation in the educational programs and competencies of specialized educational organizations of the key components of agricultural production and prac-

tice, research support for agricultural policy by the teaching staff, the proper activities of the student community. In social and legal reality, the approbation of indicators of agrarian legal policy in the practical sphere of a graduate lawyer is a fairly clear indicator of the hybrid attitude of the state and society towards this area. The author comes to the conclusion about the interdisciplinary nature of the agrarian legal policy, which is influenced by legislative, financial, geographical, economic, sociological, political, geopolitical, historical factors.

Keywords: agrarian policy, agrarian economy, forms of development, forms of policy strengthening, economic system, financial law, legal regulation, innovations, organizational and legal properties, state, agriculture

For citation: Bogatova E.V. Forms of strengthening the agrarian legal policy: organizational and legal aspects // Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2022. No. 1. P. 73-83. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-1-73-83.

Введение. Российское общество и государство характеризуются особыми историческими условиями и факторами своего становления, развития и совершенствования. Аграрный сектор экономики современной России подвержен системному и инновационному развитию, выступая при этом авангардом в стратегическом укреплении финансовой и экономической национальной системы.

В системе отношений, связанных с комплексным развитием сельских территорий, аграрным сектором экономики, особое место занимают подходы и идеи, показывающие высокую вариативность и динамичность функционирования и модернизации рассматриваемой сферы научных знаний и формируемой практики. В свою очередь, в содержании собственно высшего юридического образования претворяются самые различные сферы гносеологического и эвристического характера: промышленность, транспорт, Арктика, экология, правоохранительная деятельность, спорт, освоение природных ресурсов, урбанизация, медицина и пр. Безусловно, сельское хозяйство выступает отдельным и особым предметом юридического образования, обуславливающего методологические основы изучения аграрного сектора экономики с позиций гуманитарных наук, где юриспруденция является ведущей составляющей соответствующей группы научных знаний.

Вопросы поступательного и системного развития сельского хозяйства, его правовых, организационно-управленческих, институционально-технических, информационно-идеологических, финансово-экономических, логистического-географических составляющих высту-

пают предметом современного научно-методологического анализа [1, 2, 3, 4], что обуславливает формирование и укрепление аграрной правовой политики, ее отдельных публично-правовых составляющих. Именно в данном методологическом и предметном исследовании можно определить наиболее значимые составляющие перспективного развития и модернизации данного вида национальной правовой политики.

Цель исследования. Определение основных форм и средств развития аграрной правовой политики, установление приоритетных направлений модернизации правового и экономического регулирования сельского хозяйства, выявление концепции профессионального образования в контексте исследуемых вопросов.

Задачи исследования: определение содержания и основных структурных компонентов аграрной правовой политики; выявление особенностей высшего юридического образования в системе развития сельского хозяйства; установление основных направлений деятельности образовательной организации в контексте аграрного производства, его потенциала с учетом изменений социальной, экономической, финансовой, производственной, инновационной структуры российского общества, усложнения экономики и развития технологических инноваций; определение приоритетных направлений развития сельского хозяйства в современных условиях модернизации финансовых и правовых отношений.

Результаты и их обсуждение. Модернизация государства и общества не может осуществляться без реализации исторически сложившейся модели функционирования сельского хозяйства, получения соответствующего публичного дохода от системного выполнения программ и планов в данной области. В этом плане специалисты подчеркивают важность отдельных составляющих кластерного развития сельского хозяйства: продовольственной безопасности, наличия конкурентной экономики, экологизации аграрной экономики России [5, с. 17-20].

В свою очередь под формой развития аграрного сектора экономики следует понимать выстроенную систему принципов, способов, направлений функционирования предприятий и производственных узлов сельского хозяйства, органически сочетающих в себе инновационные технологии и преследующие национальные интересы на внутреннем и внешнем продовольственном рынке. Формы показывают имеющийся потенциал и возможные показатели качественного развития соответствующей организационно-правовой деятельности в аграрной политике современного государства. Можно назвать и институционально определить организационно-правовые формы укрепления аграрного сектора экономики, в числе которых обозначим следующее:

1. Разработка и принятие источников, направленных на системное упорядочивание общественных отношений в аграрном секторе экономики. Здесь следует обратить внимание на стратегические и плановые

документы, источники кодифицированного и общего характера, а также кооперативное правотворчество. В совместном правотворчестве способны участвовать: высший законодательный орган России, Общественная палата Российской Федерации, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналитические центры крупных аграрных холдингов, независимые эксперты-аграрии. Имеющиеся государственные и негосударственные структуры способны обеспечивать формирование материальной основы и нормативного массива, способствующего развитию аграрной правовой политики.

2. Формирование управленческих центров и органов, осуществляющих руководство сельским хозяйством, концентрирующих внимание на наиболее значимых и масштабных вопросах и направлениях функционирования агропромышленного комплекса, обобщающих практику промышленного и технологического развития аграрного сектора экономики. Авангардом в данном случае выступает правительство Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, соответствующие органы регионального уровня. Отдельными звеньями представленного механизма выступают вспомогательные и совещательные управленческие группы. Особое место отводится образовательным организациям аграрного профиля, профессиональным сообществам и научно-исследовательским центрам.

3. Проведение организационно-совещательных и предметных мероприятий на центральном и региональном государственном уровне с участием должностных лиц, представителей крупного аграрного бизнеса, центральных субъектов сельскохозяйственной, экономической, юридической науки, экспертного сообщества. Например, 11 октября 2021 года прошло совещание по развитию агропромышленного комплекса России. Было решено Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы [6] продлить до 2030 года с целью признания данной отрасли как высокотехнологической индустрии. Предложены следующие комплексные и технологические решения: на 70 % обеспечить семенной национальный фонд различных культур, создать новые селекционные сорта овощей и масличных культур, повысить долю российской техники в АПК, развивать аграрные технологии с последующим выходом на внешний рынок. Особое внимание посвящено участию образовательных организаций в развитии аграрной науки и образования, привлечению молодежи и студентов в аграрный производственный сектор экономики, где данная часть российского общества сможет стоить карьеру в сельском хозяйстве. Представленные идеи и решения находятся в русле общего поступательного развития страны с учетом сельскохозяйственных ресурсов и практики осуществления аграрных реформ в стране.

4. Прогнозирование состояния и дальнейшего развития аграрного сектора экономики. Стоит отметить, что представленная форма обеспе-

чивает учет проблемных составляющих в аграрном секторе экономики и производстве готовой сельхозпродукции [7, с. 17-20] в вопросах продовольственной безопасности, производства экологически приемлемой продукции, а также экономико-правовые аспекты рационального использования сельскохозяйственных ресурсов на региональном уровне [8, с. 16-19]. Прогнозирование могут осуществлять государственные и негосударственные специализированные институты.

5. Формирование консолидированной информационной базы о современном содержании и движении аграрного сектора экономики. Выявление и использование объективной информации в данном направлении может осуществляться относительно состояния АПК, тенденций и специфики международного рынка сельхозпродукции, развития логистических схем в сельском хозяйстве [9, с. 13-16]. Здесь важно проследить реализацию как общих, так и специальных принципов функционирования аграрного сектора экономики. К общим принципам относятся демократизм, приоритет прав и свобод человека и гражданина, федерализм, самостоятельность местного самоуправления, правовое и светское государство, учет единой системы публичной власти. К специальным принципам следует относить учет частных и публичных интересов в производстве материальных благ, баланс финансовых и организационно-управленческих средств в регулировании аграрного сектора экономики, правовую и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса, учет новых технологий и мирового опыта.

6. Разработка и принятие выверенной конструкции федерального бюджета, учитывающей приоритетные проекты развития аграрного сектора экономики. В данном случае важно учесть мнение экспертного и научного сообщества, их отношение к внутренней финансовой архитектуре и национальным потребностям. Например, в стороне не должны остаться районы Крайнего Севера, права и законные интересы граждан, проживающих в данной территориальной области [10, с. 61-65].

7. Развитие высшего образования (экономического, юридического, философского, социологического), которое реализуется с учетом ключевых принципов и моделей сельского хозяйства, его системы и социальной практики. Стоит отметить общее положительное отношение студенческой молодежи к аграрной правовой политике, одобрение реализации федеральных государственных программ развития сельских территорий и национальной аграрной политики, понимание важности и стратегического значения развитого сельского хозяйства как лично для себя, так и для российского общества в целом [11, с. 102-105]. В этом плане, например, при обучении специалистов в области юриспруденции стоит при-

знать необходимость межуниверситетского и межинститутского взаимодействия в практическом формировании юриста, владеющего основами аграрного законодательства [12, с. 92-94; 13, с. 7-8].

8. Основополагающие направления укрепления аграрного сектора экономики, такие, как продовольственная безопасность, взаимовыгодная внешнеторговая деятельность, селекционная методика, бюджетное планирование аграрного сектора экономики. Особого внимания заслуживает такое направление укрепления сельского хозяйства России, как эффективное осуществление государством своих регулятивных функций в исследуемой сфере. В этом плане государственное регулирование сельского хозяйства основывается на выборе определенной экономической цели в рамках аграрно-экономической политики, на конкретных методах правового регулирования и фактическом воздействии на субъекты сельского хозяйства посредством этих методов [14, с. 111].

В контексте обозначенных аспектов можно назвать и иные формы укрепления аграрной правовой политики, которые обеспечивают наиболее стабильное и развернутое применение правовых технологий и информационно-коммуникационных средств, имеющихся в юридическом и доктринальном арсенале.

Стоит отметить, что правовая политика как система социально-правовых явлений, собранных в концентрированном состоянии для развития наиболее востребованных сфер социально-экономической, политико-идеологической и правовой жизни, характеризуется концептуальной совокупностью средств и технологий, направленных на решение соответствующих публичных задач и проблем.

Под аграрной правовой политикой следует понимать совокупность взаимосвязанных правовых средств, методов, форм организационно-управленческой, информационно-идеологической и производственной деятельности национальных государственных и негосударственных структур, направленных на укрепление и развитие потенциала сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, усиление позиций России на мировом уровне как аграрной державы.

Заключение. Применение конкретных форм позволит усилить финансово-правовое регулирование общественных отношений, укрепить национальные приоритеты в использовании материальных ресурсов, гарантировать развитие аграрного сектора экономики.

Аграрная правовая политика обусловлена различными факторами, которые связаны с конкретными действиями и фактами в сфере государственного и общественного функционирования национальной системы сельского хозяйства. На современное состояние аграрной право-

вой политики существенное влияние оказывают законодательные, финансовые, географические, экономические, социологические, политические, геополитические, исторические факторы.

Значимым представляется учет стратегических задач и целей развития российского юридического образования в контексте развития современной экономики и производственного комплекса, современных вызовов и актуализации технологических характеристик взаимодействия государства и общества.

Список источников

1. Организационно-правовые и экономические механизмы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве / БА. Воронин, И.М. Донник,

B.В. Круглое [и др.] // Аграрный вестник Урала. 2017. № 8 (162).

C. 10-17.

2. Навальный С.В. О некоторых направлениях реализации государственной аграрной политики: юридико-экономические подходы // Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК: материалы национальной научно-практической конференции (Красноярск, 6 дек. 2019 г.). Красноярск, 2020. С. 60-67.

3. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» / А.В. Малько, Н.В. Кротоеа, С.В. Навальный [и др.] // Государство и право. 2017. № 6. С. 114-121.

4. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации // Сельское хозяйство. 2019. № 3. С. 1-6.

5. Власов ВА., Ткаченко А.В. К вопросу об эффективности реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в системе высшего аграрного образования // Аграрное и земельное право. 2020. № 4 (184). С. 17-20.

6. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: Постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 года № 996 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 36. С. 5421.

7. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и основных направлений развития российской аграрной науки // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.

8. Власов ВА. Продовольственное обеспечение региона: экономико-правовой анализ категории // Аграрное и земельное право. 2020. № 1 (181). С. 16-19.

9. Шитова Т.В., Червяков М.Э. Перспективы развития АПК в формате исследования информационных технологий / / Право и государство: теория и практика. 2021. № 3 (195). С. 13-16.

10. Игнатенко ВА. Правовой статус советов племен коренных малочисленных народов Севера: положительный российский и зарубежный опыт // Арктика 2019: традиции, инновации, экология, безопасность, проблемы коренных малочисленных народов (Красноярск, 17-18 мая 2019 г.): материалы Международной научно-практической конференции / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2019. С. 60-66.

11. Тепляшин И.В., Провалинский Д.И. Формирование и развитие аграрной правовой политики: мнение студенческого сообщества // Право и образование. 2021. № 7. С. 101-107.

12. Дадаян Е.В., Сторожева А.Н., Жалыбин В.В. К вопросу о подготовке выпускника-юриста в целях устойчивого развития сельских территорий и АПК // Правовая политика и правовая жизнь. 2017. № 4.

с. 91-95.

13. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики [Электронный ресурс] / / Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды: материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции (Красноярск, 26 нояб. 2020 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2021. С. 6-9.

14. Елисеев В.С. Государственное регулирование сельского хозяйства России как экономико-правовая категория // LexRussica. 2016. № 6 (115). С. 103-118.

References

1. Organizatsionno-pravovye i ehkonomicheskie mekhanizmy ratsional'nogo ispol'zovaniya prirodnykh resursov i okhrany okruzhayushchei sredy v sel'skom khozyaistve / BA. Voronin, I.M. Donnik, V.V. Kruglov [i dr.] // Agrarnyi vestnik Urala. 2017. № 8 (162). S. 10-17.

2. Naval'nyi S.V. O nekotorykh napravleniyakh realizatsii gosudarstvennoi agrarnoi politiki: yuridiko-ehkonomicheskie podkhody // Pravovoe regulirovanie ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii i APK: materialy natsional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Krasnoyarsk, 6 dek. 2019 g.). Krasnoyarsk, 2020. S. 60-67.

3. Obzor materialov «kraglogo stolA» zhurnalov «Gosudarstvo i pravO» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'» na temu «Gosudarstvennaya

agrarno-pravovaya politika v sovremennoi Rossii» / A.V. Mal'ko, N.V. Krotova, S.V. Naval'nyi [i dr.] // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 6. S. 114-121.

4. Teplyashin I.V., Bogatova E.V. Pravovye innovatsii v agropromyshlennom komplekse Rossii: napravleniya realizatsii // Sel'skoe khozyaistvo. 2019. № 3. S. 1-6.

5. Vlasov VA, Tkachenko A.V. K voprosu ob ehffektivnosti realizatsii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territoril» v sisteme vysshego agrarnogo obrazo-vaniya // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 4 (184). S. 17-20.

6. Federal'naya nauchno-tekhnicheskaya programma razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2017-2025 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2017 goda № 996 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2017. № 36. S. 5421.

7. Kurbatova S.M., Aisner L.YU. Nekotorye aspekty pravoponimaniya ponyatiya, sushchnosti i osnovnykh napravlenii razvitiya rossiiskoi agrarnoi nauki // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 7 (163). S. 17-20.

8. Vlasov VA. Prodovol'stvennoe obespechenie regiona: ehkonomiko-pravovoi analiz kategorii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2020. № 1 (181). S. 16-19.

9. Shitova T.V., Chervyakov M.EH. Perspektivy razvitiya APK v formate is-sledovaniya informatsionnykh tekhnologii // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2021. № 3 (195). S. 13-16.

10. Ignatenko VA. Pravovoi status sovetov plemen korennykh malochislen-nykh narodov Severa: polozhitel'nyi rossiiskii i zarubezhnyi opyt // Ark-tika 2019: traditsii, innovatsii, ehkologiya, bezopasnost', problemy ko-rennykh malochislennykh narodov (Krasnoyarsk, 17-18 maya 2019 g.): materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / Kras-noyar. gos. agrar. un-t. Krasnoyarsk, 2019. S. 60-66.

11. Teplyashin I.V., Provalinskii D.I. Formirovanie i razvitie agrarnoi pravovoi politiki: mnenie studencheskogo soobshchestva // Pravo i obra-zovanie. 2021. № 7. S. 101-107.

12. Dadayan E.V., Storozheva A.N., Zhalybin V.V. K voprosu o podgotovke vypusknika-yurista v tselyakh ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii i APK // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2017. № 4. S. 91-95.

13. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Printsipy vysshego obrazovaniya v kontekste razvitiya agrarnoi pravovoi politiki [Ehlektronnyi resurs] // Formirovanie pravovoi kul'tury molodezhi v usloviyakh sovremennoi obrazovatel'noi sredy: materialy regional'noi (mezhvuzovskoi) nauchno-prakticheskoi konferentsii (Krasnoyarsk, 26 noyab. 2020 g.) / Krasnoyar. gos. agrar. un-t. Krasnoyarsk, 2021. S. 6-9.

14. Eliseev V.S. Gosudarstvennoe regulirovanie sel'skogo khozyaistva Rossii kak ehkonomiko-pravovaya kategoriya // LexRussica. 2016. № 6 (115). S. 103-118.

Статья принята к публикации 31.12.2022 / The article has been accepted for publication 31.12.2022

Информация об авторе:

Евгения Владимировна Богатова, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права

Information about the author:

Evgenia Vladimirovna Bogatova, Senior Lecturer, Department of Theory and History of State and Law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.