Научная статья на тему 'АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЮРИСТ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURAL LEGAL POLICY / JURISPRUDENCE / LAWYER / STUDENT SOCIETY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатова Е. В.

В рамках статьи определяется содержание аграрной правовой политики, устанавливаются основные сферы ее проявления и развития. Подчеркивается широкий характер и динамичность аграрной правовой политики в современных условиях модернизации сельского хозяйства и укрепления основ правовой государственности. Автор указывает на значимость реализации высшего юридического образования в образовательных организациях в контексте претворения в жизнь принципов и конструкций аграрной правовой политики. В современных условиях развития российской государственности, укрепления гражданского общества перспективным представляется использование наиболее эффективных средств и форм высшего юридического образования. Качественная характеристика развития организационно-правовых, информационно-управленческих и функциональных составляющих сельского хозяйства зависит от актуальности внутренней модели специализированного образования. В этих условиях представляется перспективным определение надлежащих средств, форм и принципов формирования юриста, способного понимать сущность и природу аграрной правовой политики. В статье обращено внимание на наиболее востребованные и актуальные формы реализации высшего юридического образования в контексте содержания аграрной правовой политики. Это претворение в образовательных программах и компетенциях специализированных образовательных организаций ключевых составляющих аграрного производства и практики, научно-исследовательское сопровождение аграрной политики со стороны профессорско-преподавательского состава, деятельность студенческого сообщества. В социально-правовой действительности апробация показателей аграрной правовой политики в практической сфере выпускника юриста выступает достаточно ярким показателем отношения государства и общества к данной сфере. В исследовании указываются принципы реализации высшего юридического образования в контексте национальной аграрной правовой политики, которые классифицируются на основе соответствующих критериев. Признается прямая обусловленность стратегического развития агропромышленного комплекса и модернизации высшего юридического образования в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богатова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRARIAN LEGAL POLICY IN THE SYSTEM OF HIGHER LEGAL EDUCATION: THE CONCEPT AND FORMS OF IMPLEMENTATION

The study defines the content of agrarian legal policy, establishes the main areas of its manifestation and development. Broad nature and dynamism of the agrarian legal policy are emphasized in modern conditions of modernizing agriculture and strengthening the foundations of legal statehood. The importance of implementing higher legal education in educational organizations in the context of implementing the principles and structures of agricultural legal policy is pointed out. In modern conditions of development of the Russian state and strengthening of civil society, it is promising to use the most effective means and forms of higher legal education. In these conditions it seems promising to determine the appropriate means, forms and principles of forming a lawyer able to understand the essence and nature of agrarian legal policy. This is the implementation of key components of agricultural production and practice in the educational programs and competencies of specialized educational organizations, research support of agricultural policy by the teaching staff, and the activities of the student community. In the social and legal reality, the approbation of indicators of agricultural legal policy in practical sphere of a lawyer graduate is a fairly clear indicator of the attitude of the state and society to this sphere. The study specifies the principles for implementing higher legal education in the context of national agrarian legal policy, classified based on the relevant criteria. Direct conditionality of strategic development of agrarian and industrial complex and the modernization of higher legal education in modern Russia is admitted.

Текст научной работы на тему «АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 340.1:342.7 Е.В. Богатова

DOI: 10.36718/2500-1825-2020-2-102-112

АГРАРНАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

E.V. Bogatova

AGRARIAN LEGAL POLICY IN THE SYSTEM OF HIGHER LEGAL EDUCATION: THE CONCEPT AND FORMS OF IMPLEMENTATION

В рамках статьи определяется содержание аграрной правовой политики, устанавливаются основные сферы ее проявления и развития. Подчеркивается широкий характер и динамичность аграрной правовой политики в современных условиях модернизации сельского хозяйства и укрепления основ правовой государственности. Автор указывает на значимость реализации высшего юридического образования в образовательных организациях в контексте претворения в жизнь принципов и конструкций аграрной правовой политики. В современных условиях развития российской государственности, укрепления гражданского общества перспективным представляется использование наиболее эффективных средств и форм высшего юридического образования. Качественная характеристика развития организационно-правовых, информационно-управленческих и функциональных составляющих сельского хозяйства зависит от актуальности внутренней модели специализированного образования. В этих условиях представляется перспективным определение надлежащих средств, форм и принципов формирования юриста, способного понимать сущность и природу аграрной правовой политики. В статье обращено внимание на наиболее востребованные и актуальные формы реализации высшего юридического образования в контексте содержания аграрной правовой политики. Это претворение в образовательных программах и компетенциях специализированных образовательных организаций ключевых составляющих аграрного производства и практики, научно-исследовательское сопровождение аграрной политики со стороны профессорско-преподавательского состава, деятельность студенческого сообщества. В социально-правовой действительности апробация показателей аграрной правовой политики в практической сфере выпускника юриста выступает достаточно ярким показателем отношения государства и общества к данной сфере. В исследовании указываются принципы реализации высшего юридического образования в контексте национальной аграрной правовой политики, которые классифицируются на основе соответствующих критериев. Признается прямая обусловленность стратегического развития аг-

ропромышленного комплекса и модернизации высшего юридического образования в современной России.

Ключевые слова: аграрная правовая политика, юриспруденция, юрист, студенческое сообщество, образовательная организация, сельское хозяйство.

The study defines the content of agrarian legal policy, establishes the main areas of its manifestation and development. Broad nature and dynamism of the agrarian legal policy are emphasized in modern conditions of modernizing agriculture and strengthening the foundations of legal statehood. The importance of implementing higher legal education in educational organizations in the context of implementing the principles and structures of agricultural legal policy is pointed out. In modern conditions of development of the Russian state and strengthening of civil society, it is promising to use the most effective means and forms of higher legal education. In these conditions it seems promising to determine the appropriate means, forms and principles of forming a lawyer able to understand the essence and nature of agrarian legal policy. This is the implementation of key components of agricultural production and practice in the educational programs and competencies of specialized educational organizations, research support of agricultural policy by the teaching staff, and the activities of the student community. In the social and legal reality, the approbation of indicators of agricultural legal policy in practical sphere of a lawyer graduate is a fairly clear indicator of the attitude of the state and society to this sphere. The study specifies the principles for implementing higher legal education in the context of national agrarian legal policy, classified based on the relevant criteria. Direct conditionally of strategic development of agrarian and industrial complex and the modernization of higher legal education in modern Russia is admitted.

Keywords: agricultural legal policy, jurisprudence, lawyer, student society, educational organization, agriculture.

Введение. Российское общество и государство характеризуются

особыми историческими условиями и факторами своего становления,

В«-» *-»

основе исключительности российской нации лежит ее национально-культурный, конфессиональный и идеологический характер. При этом пространственно-географические масштабы и разнообразие природно-климатических характеристик страны влияют на особую сферу социального и экономического развития -сельское хозяйство.

В системе высшего юридического образования могут быть реализованы различные формы и методы педагогической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности. При этом перед сферой образования стоят системные задачи: глобализация внешней среды (появление новых факторов в мировой политике и экономике); экономическая постмодернизация (всеобщая компьютеризация, ускоренное развитие венчурного бизнеса); новая внутренняя социальная среда (активность гражданского общества); политическая постмодернизация (усиление политической индифферентности под давлением массовой культуры, гипертрофированная роль и агрессивное поведение СМИ в информационном обществе) [1, с. 18]. В свою очередь, в содержании собственно высшего юридического образования претворяются самые различные сферы гносеологического и эвристического характера: промышленность, транспорт, Арктика, экология, правоохранительная деятельность, спорт, освоение природных ресурсов, урбанизация, медицина и пр. Безусловно, сельское хозяйство выступает отдельным предметом юридического образования.

Цель исследования. Определение основных форм взаимодействия высшего юридического образования и аграрной правовой политики, установление приоритетных направлений модернизации концепции профессионального образования, его потенциала с учетом изменений социальной структуры, развития технологических инноваций, усложнения структуры экономики.

Задачи: определение содержания аграрной правовой политики, выявление особенностей высшего юридического образования в контексте развития сельского хозяйства, установление основных направлений деятельности образовательной организации в контексте аграрного производства.

Результаты и их обсуждение. Правовая политика как система социально-правовых явлений, собранных в концентрированном состоянии для развития наиболее востребованных сфер социально-экономической, политико-идеологической и правовой жизни, характеризуется концептуальной совокупностью средств и технологий, направленных на решение соответствующих публичных задач и проблем. Правовая политика претворяется во многих сферах: в правотворческой, интерпретационной, правоприменительной области, во внутригосударственной и внешней сферах, в деятельности общественных структур, в электорально-правовой сфере и демократических процессах [2, с. 184194]. В специальной литературе уделяется внимание правовой политике функционирования государственного аппарата, работе органов государственной власти и иных публичных структур [3, с. 81-93]. Кроме этого, правовая политика органически связана с правовой культурой, правовой жизнью и обусловлена развитием системы публичных отношений [4,

с. 11-13].

Особого внимания заслуживает такая сфера, как сельское хозяйство, технологическое развитие, продуктивность, а также особенности правового регулирования аграрного производства. В этом плане стоит акцентировать внимание на аграрной правовой политике, его сущности, предметном установлении и месте в системе высшего юридического образования.

Под аграрной правовой политикой следует понимать совокупность взаимосвязанных правовых средств, методов, форм организационно-управленческой, информационно-идеологической и производственной деятельности национальных государственных и негосударственных структур, направленных на укрепление и развитие потенциала сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, усиление позиций России на мировом уровне как аграрной державы.

В пределах формирования аграрной правовой политики высшее юридическое образование приобретает особое значение. Студенческое общество способно приобретать сведения о принципах, формах, направлениях и значении аграрной правовой политики через призму образовательной деятельности, посредством реализации ресурсов аграрной правовой науки как основы развития научно-технического прогресса [5, с. 18-19]. В этом плане крайне важно обратить внимание на способы и методы работы образовательной организации, учет современных тенденций развития Российского государства и общества. Сегодня профессиональная педагогика стремится к созданию единых подходов к процессу обучения студентов в русле прогрессивного социально-правового развития общества, определению методологии целенаправленного исследования новых гуманитарных знаний, обеспечению учебного процесса соответствующими научно-техническими инструментами. Формируемая концепция высшего юридического образования основана на идеях учета роли гуманитарной науки для развития общества, последовательности обновления задач и функций науки, учета реальных потребностей общества, разностороннего развития студенческого сообщества, установления творческих способностей молодой личности [6, с. 7-8].

Значимым представляется определение аграрной правовой политики в контексте модернизации высшего юридического образования. Подобное направление образовательной деятельности сопряжено с совокупностью средств, форм и направлений функционирования профессиональных учреждений, направленных на подготовку специалистов в сфере правотворческой и правоприменительной деятельности по сопровождению и гарантированию развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса современной России, а также создание информационно-правовых и организационно-управленческих основ аграрной правовой политики.

В рамках высшего юридического образования содержание аграрной правовой политики может быть реализовано преимущественно в следующих формах.

1. Претворение принципов и характеристик аграрной правовой политики в содержании образовательной программы. Так, в рамках специализированных образовательных учреждений создаются условия для обучения студентов основополагающим правовым принципам, средствам, результатам формирования и совершенствования аграрного комплекса страны. Очевидным является значимость взаимодействия конституционно-правовой составляющей юридического образования и практической деятельности будущего выпускника [7, с. 18-19], что подтверждается уже на протяжении десятилетней реализации соответствующих программ высшего образования.

2. Научно-исследовательское сопровождение аграрной правовой политики. Так, Юридический институт Красноярского государственного аграрного университета системно осуществляет комплекс мероприятий, связанных с исследованием принципов, элементов, форм аграрной правовой политики. Это проведение круглых столов с целью обсуждения текущих и перспективных вопросов и проблем аграрной правовой политики регионального и национального уровней [8, с. 114121]. В декабре 2019 года Юридическим институтом Красноярского ГАУ проведена первая национальная научно-практическая конференция «Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК». В рамках конференции обсуждались вопросы подготовки специалистов с юридическим образованием в области сельского хозяйства с целью выявления проблем в аграрном секторе экономики, определения основных направлений их решения в условиях гарантирования устойчивого развития сельских территорий [9, с. 19-20]. Стоит отметить, что вопросы, обсуждаемые на конференции, выступили предметом анализа со стороны представителей образовательных организаций, органов власти, научной общественности и касались проблем образования, обеспечения предприятий АПК Сибирского федерального округа молодыми специалистами [10, с. 164-166]. Целью мероприятий выступает формирование конкретной правовой концепции в представленной области через призму философского, исторического, экономического, технологического осмысления реального состояния и развития данной формы политики. Особого внимания заслуживает практика вовлечения студентов, магистрантов, аспирантов в обсуждение представленных вопросов, участия в дискуссиях и критическом анализе текущего законодательства.

3. Взаимодействие актуальных знаний и практической сферы. В рамках образовательной программы предусматривается взаимодействие с работодателями. Стоит отметить, что качество юридического образования обусловлено вопросами гармоничного развития российского общества, формирования образовательной политики, выстраивания си-

стемы социальной обусловленности при подготовке специалистов в конкретной сфере государственного развития [11, с. 78-79]. Так, выпускник образовательной организации с аграрной специализацией формирует соответствующий комплекс актуальных знаний, умений, а также способностей к самообразованию и усилению качественных характеристик специалиста. В свою очередь, очень важно нацелить выпускника-юриста на стремление в ходе своей дальнейшей профессиональной деятельности наращивать необходимое понимание природы реальных практических явлений и институтов.

4. Апробирование содержательных характеристик аграрной правовой политики в практической сфере выпускника юриста. Представляется, что юрист-выпускник должен понимать ключевые аспекты продовольственной безопасности, роль и значение сельскохозяйственного производителя в обеспечении процесса создания качественной продукции, использовании необходимых передовых технологий, а также свободной и беспрепятственной деятельности данного сектора бизнеса [12, с. 129-130]. Особого внимания заслуживает сфера внешнеэкономического, политико-правового и технического сотрудничества российских государственных структур и аграрного бизнеса на уровне СНГ, ЕАЭС, БРИКС с целью реализации геополитических интересов и стратегии развития национального товаропроизводителя [13, с. 63-70]. Стоит обратить внимание на подготовку специалистов для правового сопровождения производства, торговли, обмена технологиями и иных форм сотрудничества национального аграрного сектора экономики с субъектами-партнерами иностранных государств.

5. Взаимодействие системы высшего юридического образования с общественными и предпринимательскими структурами. Представляется целесообразным взаимодействие студенческого сообщества с союзами и ассоциациями сельскохозяйственных товаропроизводителей, правозащитными организациями, общественными советами при Министерстве сельского хозяйства федерального и регионального уровней. Такая деятельность может осуществляться в различных форматах: знакомство с работой негосударственных структур, взаимное консультирование, участие в выставках, ярмарках и пр. Стоит отметить, что актуальным и востребованным остается вопрос вовлечения передовой части студенческого сообщества в управленческие процессы и мероприятия, на что обращают внимание сами выпускники Красноярского государственного аграрного университета [14, с. 36-39].

6. Активное развитие собственных форм студенческого аграрного сообщества. В каждом регионе с учетом особенностей географического, социально-экономического, технологического развития реализуются федеральные программы. Так, в Красноярском крае реализуется Федеральная государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий». Подпрограмма «Аналитическая и информационная под-

держка комплексного развития сельских территорий» имеет цель, которую условно можно разделить на две части: а) создание условий для участия молодых граждан в реализации инициативных проектов, что обеспечит решение приоритетных задач в сфере развития сельских территорий; б) формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни. К участию в подпрограмме привлекаются студенты и волонтеры, а значит, реализация эффективного развития сельских территорий также зависит от молодого поколения, его вовлеченности в соответствующие проекты и осознания важности развития аграрного сектора экономики. В России созданы и продолжают создаваться различные организации, в которых студенческое сообщество реализует свою инициативу, в том числе и по вопросам аграрной политики. Так, в 2008 году был учрежден Российский союз сельской молодежи. При этом краевое региональное отделение Российского союза сельской молодежи базируется в Красноярском государственном аграрном университете. Отделение активно участвует в осуществлении соответствующих проектов и конкурсов: «Выбираем профессию!», «Добрые дела родного села», «Село - территория возможностей!», «Инкубатор сельских инициатив». В краевом региональном отделении Российского союза сельской молодежи реализуются и другие проекты, направленные на вовлечение активной молодежи в организационно-управленческие отношения в сфере реализации аграрной правовой политики.

Следует обратить внимание на принципы реализации высшего юридического образования в контексте претворения в жизнь аграрной правовой политики. Данные принципы можно разбить на общие, отраслевые и специальные.

К числу общих принципов следует отнести: высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации; приоритет прав и свобод человека и гражданина; всесторонний учет содержания и направлений укрепления конституционного строя, законности и правопорядка; высокий уровень правовой культуры и правосознания граждан.

Отраслевые принципы реализуются в контексте осуществления высшего юридического образования в современных условиях. К ним относятся: гарантирование конституционного права на образование; установление междисциплинарных и альтернативных образовательных связей; использование вариативных форм взаимодействия науки и практики. Стоит подчеркнуть широкое использование информационно-коммуникационных и сетевых средств трансляции образовательных технологий, что является перспективным направлением в контексте цифровизации многих сфер управления. В этом плане справедливо упоминается необходимость совершенствования методов и моделей обучения на основе развития цифровых знаний, умений, навыков, а также подготовки и переподготовки в условиях цифровой экономики [15, с. 8]. Учитывая особое значение аграрного сектора экономики, уместно гово-

рить о разработке «Концепции развития юридического образования в условиях цифровой аграрной политики», что может выступить отдельным предметом научного исследования.

Специальные принципы связаны с содержанием аграрной правовой политики: учет стратегического развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства на современном этапе; модернизация высшего юридического образования в контексте изменений производственной, экономической, технологической составляющей российской экономики и сельского хозяйства. Особого внимания заслуживает системное использование лабораторно-практических и иных прогрессивных способов получения практических знаний в сфере аграрной политики и развития сельского хозяйства; определение курирующих организаций, сопровождающих процесс формирования юриста, способного осуществлять профессиональную деятельность в аграрном секторе экономики.

Выводы. Значимым представляется учет стратегических задач и целей развития российского юридического образования в контексте развития современной экономики и производственного комплекса, современных вызовов и актуализации технологических характеристик взаимодействия государства и общества. При этом следует учитывать имеющиеся проблемы и упущения, накопленные за последние десятилетия в системе высшего образования [16, с. 145-155], которые требуют своего настоятельного разрешения с участием самого широкого круга субъектов: экспертов, научного, педагогического, студенческого сообществ, законодателя и правоприменителя.

Требуется система комплексных мероприятий, направленных на эффективное претворение в жизнь форм и принципов реализации высшего юридического образования в контексте формируемой аграрной правовой политики современной России. Необходимым условием встраивания данного уровня образования в качественное развитие и укрепление аграрной правовой политики выступают подобранные для этого правотворческие, правореализационные и правоприменительные меры и средства, а также объективные показатели их действия в практической сфере.

В условиях модернизации экономических, производственных, технологических и иных базисных основ современного российского общества и государства именно высокая степень вариативности высшего юридического образования может позитивно влиять на человеческий потенциал, идеалы молодежного сообщества, мотивацию трудовых коллективов с непосредственным учетом накопленного опыта и лучших традиций в области аграрного производства и сельского хозяйства.

Литература

1. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Юридическое образование в глобализирующемся обществе / / Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2017. № 5 (334). С. 16-31.

2. Малько А.В., Кроткова Н.В., Навальный С.В. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Электоральная правовая политика современной России» // Государство и право. 2019. № 7. С. 184194.

3. Барышникова НА., Пастушенко Е.Н., Земцова Л.Н. Правотворческая политика Центрального банка Российской Федерации: актуальные проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 3. С. 80-95.

4. Затонский ВА., Митрохин ВА. Правовая политика, правовая жизнь и правовая культура: проблема соотношения в условиях глобализации // Правовая культура. 2019. № 4 (39). С. 7-26.

5. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и основных направлений развития российской аграрной науки // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.

6. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Инфляция высшего юридического образования в контексте исследования проблем // Юридическое образование и наука. 2018. № 4. С. 6-11.

7. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Реформирование высшего юридического образования в контексте конституционных преобразований в современной России // Российская юстиция. 2011. № 5. С. 55-60.

8. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» / А.В. Малько, Н.В. Кроткова, С.В. Навальный [и др.] // Государство и право. 2017. № 6. С. 114-121.

9. Дадаян Е.В. Подготовка выпускника-юриста в целях устойчивого развития сельских территорий и АПК // Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК: мат-лы национ. науч.-практ. конф. (Красноярск, 6 декабря 2019 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 18-21.

10. Бопп ВЛ., Сторожева А.Н. Развитие сельского хозяйства и АПК: некоторые научные аспекты // Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК: мат-лы национ. науч.-практ. конф. (Красноярск, 6 декабря 2019 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 164-166.

11. Тепляшин И.В. Качество высшего юридического образования в современной России: актуальные вопросы // Право и образование. 2010. № 4. С. 77-83.

12. Власов ВА. О противоречивости правового регулирования категории «сельскохозяйственный производитель» // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 128-134.

13. Шугурова И.В., Шугуров М.В. К вопросу о формировании правовых основ регионального научно-технического сотрудничества государств ЕАЭС в агропромышленной сфере // Диалог. 2019. № 1 (13). С. 62-76.

14. Воропаева К.Е. Участие молодежного сообщества в управленческой деятельности (на примере Красноярского края) // Теория государства и права. 2020. № 1. С. 36-44.

15. Абдусаламов РА., Магдилова Л.В., Рагимханова ДА. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 31. № 3. С. 710.

16. Кондрашев АА. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Lex Russica. 2018. № 1 (134). С. 144-156.

Literatura

1. Mal'ko A.V., Salomatin A.Ju. Juridicheskoe obrazovanie v globalizirajushhemsja obshhestve // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie. 2017. № 5 (334). S. 16-31.

2. Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Naval'nyj S.V. Obzor materialov «kruglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaja politika i pravovaja zhizn'» na temu «Jelektoral'naja pravovaja politika sovremennoj Rossii» // Gosudarstvo i pravo. 2019. № 7. S. 184-194.

3. Baryshnikova NA., Pastushenko E.N., Zemcova L.N. Pravotvorcheskaja politika Central'nogo banka Rossijskoj Federacii: aktual'nye problemy // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2019. № 3. S. 80-95.

4. Zatonskij VA., Mitrohin VA. Pravovaja politika, pravovaja zhizn' i pravovaja kul'tura: problema sootnoshenija v uslovijah globalizacii // Pravovaja kul'tura. 2019. № 4 (39). S. 7-26.

5. Kurbatova S.M., Ajsner LJu. Nekotorye aspekty pravoponimanija ponjatija, sushhnosti i osnovnyh napravlenij razvitija rossijskoj agrarnoj nauki // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 7 (163). S. 17-20.

6. Tepljashin I.V., Bogatova E.V. Infljacija vysshego juridicheskogo obrazovanija v kontekste issledovanija problem // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2018. № 4. S. 6-11.

7. Bezrukov A.V., Tepljashin I.V. Reformirovanie vysshego juridicheskogo obrazovanija v kontekste konstitucionnyh preobrazovanij v sovremennoj Rossii // Rossijskaja justicija. 2011. № 5. S. 55-60.

8. Obzor materialov «krnglogo stola» zhurnalov «Gosudarstvo i pravo» i «Pravovaja politika i pravovaja zhizn'» na temu «Gosudarstvennaja agrarno-pravovaja politika v sovremennoj Rossii» / A.V. Mal'ko, N.V. Krotkova, S.V. Naval'nyj [i dr.] // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 6. S. 114-121.

9. Dadajan E.V. Podgotovka vypusknika-jurista v celjah ustojchivogo razvitija sel'skih territorij i APK // Pravovoe regulirovanie ustojchivogo razvitija sel'skih territorij i APK: mat-ly nacion. nauch.-prakt. konf. (Kras-nojarsk, 6 dekabrja 2019 g.) / Krasnojar. gos. agrar. un-t. Krasnojarsk, 2020. S. 18-21.

10. Bopp V.L., Storozheva A.N. Razvitie sel'skogo hozjajstva i APK: nekotorye nauchnye aspekty // Pravovoe regulirovanie ustojchivogo razvitija sel'skih territorij i APK: mat-ly nacion. nauch.-prakt. konf. (Krasnojarsk, 6 dekabrja 2019 g.) / Krasnojar. gos. agrar. un-t. Krasnojarsk, 2020. S. 164-166.

11. Tepljashin I.V. Kachestvo vysshego juridicheskogo obrazovanija v sovremennoj Rossii: aktual'nye voprosy // Pravo i obrazovanie. 2010. № 4.

s. 77-83.

12. Vlasov VA. O protivorechivosti pravovogo regulirovanija kategorii «sel'skohozjajstvennyj proizvoditel'» // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2016. № 2. S. 128-134.

13. Shugurova I.V., Shugurov M.V. K voprosu o formirovanii pravovyh osnov regional'nogo nauchno-tehnicheskogo sotrudnichestva gosudarstv EAJeS v agropromyshlennoj sfere // Dialog. 2019. № 1 (13). S. 62-76.

14. Voropaeva K.E. Uchastie molodezhnogo soobshhestva v upravlencheskoj dejatel'nosti (na primere Krasnojarskogo kraja) // Teorija gosudarstva i prava. 2020. № 1. S. 36-44.

15. Abdusalamov RA., Magdilova L.V., Ragimhanova DA. Nekotorye problemy sovershenstvovanija juridicheskogo obrazovanija v uslovijah cifrovizacii // Juridicheskij vestnik DGU. 2019. T. 31. № 3. S. 7-10.

16. Kondrashev AA. Problemy sovremennogo juridicheskogo obrazovanija v kontekste reformy vysshego obrazovanija v Rossijskoj Federacii: itogi i perspektivy // Lex Russica. 2018. № 1 (134). S. 144-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.