Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЮРИСТ / СТУДЕНЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУКА / LEGAL POLICY / STATE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POLICY / JURISPRUDENCE / LAWYER / STUDENTS' COMMUNITY / EDUCATIONAL ORGANIZATION / SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Навальный С. В.

В рамках статьи определяется содержание государственной научно-образовательной политики как системы принципов и средств укрепления и развития научно-исследовательской, методологической, педагогической, информационной, культурно-просветительской составляющих российского образования, устанавливаются основные сферы ее проявления и развития. Автор связывает реализацию государственной научно-образовательной политики с обеспечением права выбора при получении образования; с формированием необходимых условий, в которых становится возможным самореализация личности, развитие индивидуальных способностей, с предоставлением права выбора формы получения образования, формы обучения, учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, направленности образования в пределах, заданных общей системой образования, а также предоставление профессорско-преподавательскому составу свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Она строится на обеспечении права на образование согласно потребностям личности; на необходимости учета системы образования к уровню подготовки, на особенностях развития, способностях и интересах студентов; на демократическом характере управления образованием, на отсутствии ограничений и здоровой конкуренции в сфере образования. Актуализация концепции государственной научно-образовательной политики вызвана политическими, социальными, экономическими преобразованиями современной России, модернизацией государственного аппарата и усложнением управленческих отношений. Автор указывает на значимость реализации высшего образования в тесном взаимодействии с научным потенциалом и информационно-техническими новациями. В этом плане качественная характеристика развития российского общества и правового государства зависит от актуальности и комплексности внутренней модели высшего образования и науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE’S SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POLICY: NEW REALITY

The study defines the content of the state’s scientific and educational policy as a system of principles and means of strengthening and developing the research, methodological, pedagogical, informational, cultural and educational components of Russian education and establishes the main areas of its manifestation and development. The realization of the state scientific and educational policies is related with ensuring the right of choice in education relates; with the creation of the necessary conditions in which it becomes possible to personal fulfillment, the development of individual abilities, providing the right choice of forms of education, forms of education, institutions implementing educational activities, the direction of education within the specified General education system, as well as providing faculty the beans of freedom in the choice of forms of training, methods of training and education. It is based on ensuring the right to education according to the needs of the individual; the necessity of considering the educational system to the level of training, characteristics of development, abilities and interests of students; on the democratic nature of education management, the lack of limitations and healthy competition in the field of education. The actualization of the concept of state scientific and educational policies caused by political, social, economic transformations in modern Russia, modernization of the state apparatus and complication management relations. The importance of implementing higher education in close cooperation with scientific potential and information and technical innovations is pointed out. In this regard, the qualitative characteristics of the development of Russian society and the rule of law depend on the relevance and complexity of the internal model of higher education and science.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ»

УДК 340.1:34.06 С.В. Навальный

DOI: 10.36718/2500-1825-2020-2-113-122

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЕ РЕАЛИИ

S.V. Navalny

THE STATE'S SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POLICY:

NEW REALITY

В рамках статьи определяется содержание государственной научно-образовательной политики как системы принципов и средств укрепления и развития научно-исследовательской, методологической, педагогической, информационной, культурно-просветительской составляющих российского образования, устанавливаются основные сферы ее проявления и развития. Автор связывает реализацию государственной научно-образовательной политики с обеспечением права выбора при получении образования; с формированием необходимых условий, в которых становится возможным самореализация личности, развитие индивидуальных способностей, с предоставлением права выбора формы получения образования, формы обучения, учреждения, осуществляющего образовательную деятельность, направленности образования в пределах, заданных общей системой образования, а также предоставление профессорско-преподавательскому составу свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания. Она строится на обеспечении права на образование согласно потребностям личности; на необходимости учета системы образования к уровню подготовки, на особенностях развития, способностях и интересах студентов; на демократическом характере управления образованием, на отсутствии ограничений и здоровой конкуренции в сфере образования. Актуализация концепции государственной научно-образовательной политики вызвана политическими, социальными, экономическими преобразованиями современной России, модернизацией государственного аппарата и усложнением управленческих отношений. Автор указывает на значимость реализации высшего образования в тесном взаимодействии с научным потенциалом и информационно-техническими новациями. В этом плане качественная характеристика развития российского общества и правового государства зависит от актуальности и комплексности внутренней модели высшего образования и науки.

Ключевые слова: правовая политика, государственная научно-образовательная политика, юриспруденция, юрист, студенческое сообщество, образовательная организация, наука.

The study defines the content of the state's scientific and educational policy as a system of principles and means of strengthening and developing the research, methodological, pedagogical, informational, cultural and educational components of Russian education and establishes the main areas of its manifestation and development. The realization of the state scientific and educational policies is related with ensuring the right of choice in education relates; with the creation of the necessary conditions in which it becomes possible to personal fulfillment, the development of individual abilities, providing the right choice of forms of education, forms of education, institutions implementing educational activities, the direction of education within the specified General education system, as well as providing faculty the beans of freedom in the choice of forms of training, methods of training and education. It is based on ensuring the right to education according to the needs of the individual; the necessity of considering the educational system to the level of training, characteristics of development, abilities and interests of students; on the democratic nature of education management, the lack of limitations and healthy competition in the field of education. The actualization of the concept of state scientific and educational policies caused by political, social, economic transformations in modern Russia, modernization of the state apparatus and complication management relations. The importance of implementing higher education in close cooperation with scientific potential and information and technical innovations is pointed out. In this regard, the qualitative characteristics of the development of Russian society and the rule of law depend on the relevance and complexity of the internal model of higher education and science.

Keywords: legal policy, state scientific and educational policy, jurisprudence, lawyer, students' community, educational organization, science.

Введение. Университеты сегодня представляют собой общественные организации, которые всегда работают на будущее, включая новые знания и технологии, подготовку квалифицированных специалистов для аграрной экономики нашей страны. Российская система образования фактически третий месяц испытывает на себе плюсы и минусы дистанционного обучения. Сегодня во главу угла поставлен вопрос, требующий анализа путей развития. Целесообразным будет в данной ситуации учитывать, что, во-первъх, для университетов характерна академическая свобода и академическая ответственность, то есть свобода выбора технологий обучения и исследований и ответственность за все новации, которые они предлагают; во-вторъх, после первого шока массового перехода к дистанционному обучению образовательные организации начали «извлекать» из этого много позитивных решений, которые они возьмут

с собой в новые условия в последующем, и определят те методы, от которых они точно откажутся; в-третьих, сейчас шаг за шагом апробируются новые эффективные инструменты и принимаются решения по тем, которые стоит сохранить на основе их модернизации.

Цель исследования — определение основных форм взаимодействия высшего образования и науки, установление приоритетных направлений использования информационных телекоммуникационных средств, определение их потенциала и надежности в контексте формирования государственной научно-образовательной политики.

Задачи: определение содержания государственной научно-образовательной политики, выявление особенностей высшего образования в условиях реализации новых технологий и инноваций, установление основных направлений деятельности образовательных организаций и университетов в контексте формирования специалистов современного общества.

Результаты и их обсуждение. В системе организационно-правовых, политических и информационных отношений современной России важным представляется научное оформление концепции государственной политики, под которой следует определять модель воздействия на актуальные направления социальной и правовой жизни общества и государства. Направлений государственой правовой политики достаточно много. При этом государственная правовая политика «в зависимости от условий ее реализации может быть активной, умеренной или пассивной, сдержанной» [1, с. 81]. Она характеризуется концептуальной совокупностью принципов, средств, технологических подходов, направленных на решение соответствующих публичных задач и проблем в наиболее значимых сферах общественных отношений. Одной из такой сфер является государственная научно-образовательная деятельность при непосредственном использовании информационно-технических новаций и средств.

Нет сомнений в том, что университеты в системе образовательных организаций должны остаться и останутся, поскольку это уникальная среда, это среда общения, это химия образования. При этом специфика сферы образования обуславливает особенности дистанционной формы предоставления образовательных услуг, с которыми общество столкнулось в полном объеме только в 2020 году. Можно констатировать, что в короткие сроки профессорско-преподавательский состав смог обеспечить необходимый процесс обучения, мобилизовать имеющиеся ресурсы и собственный опыт образовательной деятельности совместно с традиционным форматом.

В свою очередь, стоит признать, что качество высшего юридического образования является проблемой государственной важности, где решаются вопросы создания условий и обеспечения процессов реализации качественного образования, формирования востребованных для

общества юристов [2, с. 34-36]. Следует констатировать, что сохраняя практику юридического образования, достигнутую при классической форме образовательных процессов, многие преподаватели, независимо от их желания, вынуждены организовать учебный процесс совершенно новым способом. При этом форма дистанционного обучения определяется не всегда централизованно, в некоторых случаях каждый преподаватель выбирает модель взаимодействия со студенческим сообществом самостоятельно. Зачастую занятия проходят в виде вебинаров с обсуждением в чате. Это очень простая и понятная коммуникация, и здесь педагоги имеют возможность применять любые необходимые технические средства. Кроме того, например, в Красноярском государственном аграрном университете используются образовательные курсы, которые разработаны преподавателями и размещены в электронной обучающей системе Moodle.

Конечно, студенты могут самостоятельно изучать предмет, выполнять тестовые задания, осуществлять научно-исследовательскую работу, а также проходить практику при предварительной личной подготовке, что является основой для формирования высокого уровня мышления в студенческой среде [3, с. 87-92]. Однако полагаем, что существенно в организации обучения им помогают разработки других университетов, размещенные на открытых национальных платформах. И, конечно, в учебном процессе мы не забываем об уже ставших традиционными средствах общения, таких как электронная почта и мессенджеры. Так что студенты находятся на постоянной связи с преподавателями.

В конечном итоге система образования может имеет много шансов приобрести более современное, цифровое содержание. Следует полагать, что, увидев возможности коммуникативного общения в новых условиях, мы научимся ценить личное общение студента с преподавателем, которое является абсолютным залогом результата и успеха, одним из средств решения стоящих перед университетами задач.

Проблемы, которые требуют решения сегодня

1. Одной из наметившихся проблем, которая сейчас стоит перед высшими учебными заведениями, особенно теми, которые реализуют фундаментальные и технические направления подготовки, - это проведение практических и лабораторных занятий, требующих специального оборудования. Определенные трудности представляют вопросы проведения, например, лабораторных работ по химии, физике, криминалистике и им подобным дисциплинам. Решение этой задачи находится на стадии поиска вариантов. По-видимому, потребуется еще какое-то время, чтобы определиться с тем, как решать эту проблему.

2. Для университетов дистанционная учеба, удаленная защита выпускных квалификационных работ не являются типичным, повседневным событием. Поэтому представляется, что для усовершенствования этого процесса необходимо разработать определенное количество ре-

гламентов, в которых каждый шаг работы в таком режиме должен быть обоснован и зафиксирован документально. Вопрос качества реализации данных регламентов, полагаем, будет зависеть от многих сотавляющих, и в том числе от осознанного добросовестного отношения к ним как со стороны преподавателей, так и студентов.

3. 24 апреля 2020 года вступил в силу Приказ Министерства науки и высшего образования РФ (№ 547 от 3 апреля 2020 года) об особенностях приема по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год. В соответствии с данным актом в течение десяти дней все вузы России опубликовали на сайтах новые правила приема, с тем чтобы все абитуриенты знали и понимали, с какими нововведениями столкнутся при поступлении в вуз. Представляется необходимым выделить ряд особенностей реализации данных нововведений. Во-первых, процедура поступления в вузы, начиная с процедуры подачи документов, использования сервиса государственных услуг, приема заявлений, будет осуществляться только в онлайн-режиме: не лично, не по почте, не по электронной почте. Общие правила для всех вузов, находящихся в ведении федерального министерства, будут едины; во-вторых, главное условие, к которому Министерство науки и высшего образования обязывает вузы, - это идентификация личности. Необходимо обеспечить его выполнение, используя возможности как дистанционной подачи заявлений абитуриентами, так и дистанционной оплаты договоров на обучение; в-третьих, университеты продолжат укреплять связи со школами посредством дистанционного проведения профориентационных занятий, консультаций; в-четвертых, в маркетинговых целях представляется целесообразным организация онлайн-туров по университету, подготовка наиболее интересных эпизодов, интервью со студентами и выпускниками, их последующая трансляция в социальных сетях.

4. Необходимо, чтобы защита выпускных квалификационных работ в рамках государственной итоговой аттестации студентов как заочной, так и очной формы обучения проходила без технических и организационных проблем. В этой ситуации и в последующем студентам выпускникам необходимо максимально концентрироваться, четко следовать инструкциям научных руководителей, сверяться с графиками подготовки работ в личных кабинетах. И главное, необходимо воспринимать изменившиеся условия обучения не как проблему, а как вызов, который поможет освоить новые образовательные технологии и развивать такие soft-skills, как самоорганизация и самообучение. Полагаем. что многое, очень многое в этой и похожих ситуациях будет зависеть от самостоятельности студентов, их личного трудолюбия, их желания иметь истинный, а не мнимый диплом, пригодный для будущего профессионального становления.

5. Организация учебного процесса потребует ежедневного пристального внимания. При этом полагаем, что мониторинг необходимо проводить сразу по нескольким направлениям, обеспечивая контроль посредством, во-первых, еженедельной оценки активности и успеваемости студентов, которую дают преподаватели в электронных ведомостях; во-вторых, оценки результатов опросов студентов о том, как они себя чувствуют в рамках дистанционного взаимодействия; в-третьих, технически объективной оценки присутствия студентов на вебинарах, которые проходят через 1Т-службу университета; в-четвертых, отслеживания активности студентов и преподавателей в обучающей среде Moodle. Оценка дается по каждому преподавателю, каждой студенческой группе и по каждой дисциплине.

Наука. По-прежнему неотъемлемым атрибутом обмена новыми научными и методическими результатами будут оставаться конференции, научные семинары и иные формы научного диалога, которые создают условия для совершенствования системы творчества профессорско-преподавательского состава, студентов. в этих условиях особого внимания заслуживают специальные научные направления и участие в них студенческого сообщества [4, с. 17-19]. В обозримой перспективе многие формы научного развития постепенно перейдут в режим дистанционного восприятия, при котором, как показывает практика, информации можно получить больше и разнообразнее. Ряд научных мероприятий будут проходить в очном режиме, потому что трудно найти полноценную альтернативу живому общению. Вместе с тем дистанционный режим станет актуальной и неотъемлемой частью новых университетских реалий.

Образовательные программы и их реализация

1. Образовательные программы и их реализация (по наметившейся устойчивой активности зарубежных университетов) притерпят ряд изменений: многие преподаватели, опробовав новые инструменты, не смогут возвратиться к классическим лекциям, в перспективе возможен переход на онлайн-программы как в основном образовании, так и дополнительном. В этом случае мы сможем наблюдать формирование особого типа правовой культуры, ее внешнего проявления [5, с. 18-23], учитывающей классические стандарты и новые, динамически развивающиеся формы, принципы и ценности в сфере образования.

2. Преимуществом будут пользоваться те образовательные организации, которые обладают правом на возможность реализовать собственные образовательные стандарты (МГУ, СПбГУ). Полагаем, что имеет смысл поддержать идею относительно взаимосвязи образовательных стандартов с одновременным укреплением основ гражданского общества и правового государства в современной России [6, с. 68-72]. Решение этих задач видится в закреплении на практике наиболее перспективных форм образования, имеющих практические результаты и реали-

зуемых в формате очного, очно-заочного и заочного обучения. Однако важно обратить внимание на взаимодействие этих моделей с онлайн-программами, онлайн-курсами и иными цельными образовательными технологиями как обязательными составляющими системного обучения.

3. В ближайшем обозримом будущем появятся интеллектуальные системы самооценки знаний, отработки механических навыков и т.д. В этом плане мы соприкоснемся с инновациями, направленными на улучшение или обновление соответствующих моделей, форм, способов управленческих отношений в обществе. Представляется, что инновации в образовательной среде будут основываться не только на новых информационно-технических средствах и направлениях их использования, но и на новых, интересных, нестандартных идеях, направленных на усовершенствование методик и технологий обучения и деятельности университетов.

4. Университеты продолжат постепенный переход на балльно-рейтинговую систему. Представляется, что имеет место необходимость отказываться от такого понятия, как «сессия», и перейти к работе по балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов. Это позволит сделать работу студентов в семестре систематической и регулярной, а оценку знаний - объективной и понятной для них. Механизм этой работы, ее алгоритм практически отлажен и требует только поиска новых решений и совершенствования. Так, результаты учебной работы по каждой дисциплине оцениваются в баллах. В течение семестра для контроля работы студента проводятся две аттестации: текущая и промежуточная. Итоговая оценка по дисциплине складывается из баллов, набранных в течение семестра. Сумма набранных баллов, в соответствии с положением о рейтинговой системе, переводится в обычную оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), которая и выставляется в зачетную книжку. В балльно-рейтинговой системе сегодня имеют место как те, кто настойчиво предлагает ее реализацию, так и те, кто отказывается от нее, склоняясь к традиционным формам. Представляется, что истина состоит в возможности использовать различные искомые варианты.

Как подтверждает социальная практика, резкий санкционированный переход к дистанционному обучению вызвал определенный шок, представляет собой огромный риск. И в этом плане быстрая отработка онлайн-системы высшего образования не только с предельной четкостью обозначила «узкие места» и откровенные недоработки некоторых управленческих команд университетов, но также открыла возможность совершить форсированный рывок от «аналогового» обучения к смешанному (blended) и полноценному дистанционному (онлайн). В этой ситуа-

ции возник спрос на продукты и системные решения для организации дистанционного обучения, видеотрансляций, хранения и передачи данных. По справедливому мнению экспертов, сегодня в национальной и зарубежной образовательных системах актуальным видится широкое использование ресурсов цифровизации [7, с. 8-9; 8, с. 3-7].

Выводы. Во-первых, необходимо определиться с тем, что государственная научно-образовательная политика представляет собой систему актуальных и перспективных принципов, средств, направлений системной деятельности органов государственной власти, направленных на выявление особенностей высшего образования в условиях реализации современных технологий и инноваций, подготовки квалифицированных специалистов в интересах развития собственных экономических возможностей России.

Во-вторых, новым серьезным шагом в развитии не только высшего образования, но и модернизации экономики, политики, социальной сферы общества и государства может стать демократизация общества, в рамках которого его представители способны влиять на управленческие процессы в государстве, укреплять ценности гражданского общества, формировать соответствующую модель политической системы российского общества [9, с. 16-20]. Безусловно то обстоятельство, что в данный процесс вольются выпускники образовательных организаций, склонные к работе с новыми цифровыми компетенциями и информационно-телекоммуникационными технологиями, способные внести в него новые краски.

В-третьих, продолжая разработку как принципов, так и основных процедур формирования государственной научно-образовательной политики, необходимо учитывать, что в предложенной концепции есть обратная сторона, негативное влияние которой можно уменьшить, если чутко прислушиваться к тем, для кого и существует высшее образование, - к студентам, постоянно находиться с ними в диалоговом режиме, сверять с ними свои шаги.

В-четвертых, необходимо четко уяснить, что традиционное обучение в университетах достаточно серьезно изменится после 2020 года и соответственно потребует внесения изменений в многочисленные нормативно-правовые акты, в сознании как професорско-препода-вательского состава, так и студентов

В конечном итоге реализуемая сегодня практика станет повседневной для каждой российской образовательной организации.

Литература

1. Навальный С.В., Пыжикова Н.И. Государственная аграрная политика: понятие и пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 81.

2. Никульченкова Е.В. Современные проблемы юридического образования в России // Инновационное образование и экономика. 2010. № 6. С. 34-36.

3. Тепляшин И.В., Воропаева К.Е. Формирование правового мышления студентов юридического профиля (на примере реализации программ магистратуры) // Право и образование. 2019. № 3. С. 87-93.

4. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и основных направлений развития российской аграрной науки // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.

5. Богатова Е.В. Внешнее проявление правовой культуры: основные формы и методика установления // Теория государства и права. 2018. № 4. С. 18-23.

6. Матюшева Т.Н. Повышение качества юридического образования в решении проблемы становления правового государства и гражданского общества // Современное право. 2015. № 11. С. 68-72.

7. Абдусаламов РА., Магдилова Л.В., Рагимханова ДА. Некоторые проблемы совершенствования юридического образования в условиях цифровизации // Юридический вестник ДГУ. 2019. Т. 31. № 3. С. 710.

8. Троицкий НА., Трофимова Е.В. Проблемы и перспективы цифровых технологий в юридическом образовании: опыт зарубежных университетов // Юридическое образование и наука. 2019. № 6. С. 3-7.

9. Марченко М.Н. Демократия как атрибут правового государства и ее изъяны // Государство и право. 2014. № 5. С. 14-24.

Literatura

1. Naval'nyj S.V., Pyzhikova N.I. Gosudarstvennaja agrarnaja politika: ponjatie i puti realizacii // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2016. № 2. S. 81.

2. Nikul'chenkova E.V. Sovremennye problemy juridicheskogo obrazovanija v Rossii // Innovacionnoe obrazovanie i jekonomika. 2010. № 6. S. 3436.

3. Tepljashin I.V., Voropaeva K.E. Formirovanie pravovogo myshlenija stu-dentov juridicheskogo profilja (na primere realizacii programm magistra-tury) // Pravo i obrazovanie. 2019. № 3. S. 87-93.

4. Kurbatova S.M., Ajsner L.Ju. Nekotorye aspekty pravoponimanija ponjatija, sushhnosti i osnovnyh napravlenij razvitija rossijskoj agrarnoj nauki // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 7 (163). S. 17-20.

5. Bogatova E.V. Vneshnee projavlenie pravovoj kul'tury: osnovnye formy i metodika ustanovlenija // Teorija gosudarstva i prava. 2018. № 4. S. 1823.

6. Matjusheva T.N. Povyshenie kachestva juridicheskogo obrazovanija v reshenii problemy stanovlenija pravovogo gosudarstva i grazhdanskogo obshhestva // Sovremennoe pravo. 2015. № 11. S. 68-72.

7. Abdusalamov RA, Magdilova L.V., Ragimhanova DA. Nekotorye problemy sovershenstvovanija juridicheskogo obrazovanija v uslovijah cifrovizacii // Juridicheskij vestnik DGU. 2019. T. 31. № 3. S. 7-10.

8. Troickij NA., Trofimova E.V. Problemy i perspektivy cifrovyh tehnologij v juridicheskom obrazovanii: opyt zarubezhnyh universitetov // Juridicheskoe obrazovanie i nauka. 2019. № 6. S. 3-7.

9. Marchenko M.N. Demokratija kak atribut pravovogo gosudarstva i ee iz#jany // Gosudarstvo i pravo. 2014. № 5. S. 14-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.