Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА'

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
279
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / ПРАВОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ЮРИСТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тепляшин И.В.

Определяется содержание государственной аграрной политики, устанавливаются основные правовые средства ее формирования и прогрессивной реализации. Подчеркивается особый социально-экономический, политико-правовой и технологический характер исследуемой формы государственной политики. Не проводится специального разграничения между государственной и правовой политикой, так как предполагается их тесная взаимосвязь и общая организационно-правовая основа. Аутентическим является предположение относительно высокой степени тождественности данных правовых явлений, единства методологического инструментария, необходимого для их анализа. Предметом исследования выступает государственная аграрная политика, что подчеркивает ее обусловленность относительно эффективного функционирования аппарата управления, принимаемых мер и средств развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности, усиления аграрного сектора экономики в целом. Функциональным элементом государственной аграрной политики выступают правовые инструменты, направленные на воплощение в социально-экономическую действительность и правовую жизнь потенциала аграрного законодательства и возможностей юридической науки. В представленном исследовании предлагается такой методологический прием, как классификация правовых средств на основе соответствующих критериев. Рассматривается значение предложенных правовых явлений с точки зрения их нормативного, интерпретационного, организационно-управленческого характера. Предложенные примеры практического содержания показывают многоаспектность и актуальность осуществления государственной аграрной политики, возможность непосредственного участия в данной сфере научного и образовательного сообщества, университетов, молодежного сообщества, ассоциаций аграрных товаропроизводителей, союзов сельских территорий, иных институтов гражданского общества, заинтересованных в качественном развитии сельского хозяйства. Эффективное осуществление государственной аграрной политики способно создать фундамент для социально-экономического, инженерно-технологического, финансово-экономического укрепления национальных и геополитических позиций России как ведущей аграрной державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEANS OF IMPLEMENTING THE STATE AGRARIAN LEGAL POLICY: THEORY AND PRACTICE

The maintenance of the state agrarian policy was defined; the fixed legal assets of its formation and progressive realization were established. Special social and economic, political and legal and technological character of the studied form of a state policy was emphasized. It was not carried out special differentiation between the state and legal policy as their close interrelation and the general organizational and legal basis was supposed. The assumption of rather high degree of identity of these legal phenomena, unities of the methodological tools necessary for their analysis was authentic. As an object of the research the state agrarian policy that emphasizes its conditionality of rather effective functioning of management personnel, the taken measures and development tools of agriculture, ensuring food security, strengthening of agrarian sector of economy in general acts acted As functional element of the state agar policy the legal tools directed on an embodiment in social and economic reality and legal life of potential of the agrarian legislation and opportunities of jurisprudence acted. In the presented research such methodological reception as classification of legal means on the basis of the corresponding criteria was offered. The value of the offered legal phenomena from the point of view of their standard, interpretative, organizational and administrative character was considered. The offered examples of the practical contents showed many aspects and relevance of the implementation of the state agrarian policy, the possibility of direct participation in this sphere of scientific and educational community, universities, youth community, associations of agrarian producers, the unions of rural territories, other institutes of civil society interested in highquality development of agriculture. Effective implementation of the state agrarian policy was capable to create the base for social and economic, engineering and technological, financial and economic strengthening of national and geopolitical positions of Russia as leading agrarian power.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

УДК 340.1:342.7 И.В. Тепляшин

DOI: 10.36718/2500-1825-2020-3-84-96

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

I.V. Teplyashin

LEGAL MEANS OF IMPLEMENTING THE STATE AGRARIAN LEGAL POLICY: THEORY AND PRACTICE

Определяется содержание государственной аграрной политики, устанавливаются основные правовые средства ее формирования и прогрессивной реализации. Подчеркивается особый социально-экономический, политико-правовой и технологический характер исследуемой формы государственной политики. Не проводится специального разграничения между государственной и правовой политикой, так как предполагается их тесная взаимосвязь и общая организационно-правовая основа. Аутентическим является предположение относительно высокой степени тождественности данных правовых явлений, единства методологического инструментария, необходимого для их анализа. Предметом исследования выступает государственная аграрная политика, что подчеркивает ее обусловленность относительно эффективного функционирования аппарата управления, принимаемых мер и средств развития сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности, усиления аграрного сектора экономики в целом. Функциональным элементом государственной аграрной политики выступают правовые инструменты, направленные на воплощение в социально-экономическую действительность и правовую жизнь потенциала аграрного законодательства и возможностей юридической науки. В представленном исследовании предлагается такой методологический прием, как классификация правовых средств на основе соответствующих критериев. Рассматривается значение предложенных правовых явлений с точки зрения их нормативного, интерпретационного, организационно-управленческого характера. Предложенные примеры практического содержания показывают многоаспектность и актуальность осуществления государственной аграрной политики, возможность непосредственного участия в данной сфере научного и образовательного сообщества, университетов, молодежного сообщества, ассоциаций аграрных товаропроизводителей, союзов сельских территорий, иных институтов гражданского общества, заинтересованных в качественном развитии сельского хозяйства. Эффективное осуществление государственной аграрной политики способно создать фундамент для социально-экономи-

ческого, инженерно-технологического, финансово-экономического укрепления национальных и геополитических позиций России как ведущей аграрной державы.

Ключевые слова: государственная аграрная политика, правовые средства, правовая технология, правовая деятельность, юриспруденция, юрист, сельское хозяйство, аграрная экономика.

The maintenance of the state agrarian policy was defined; the fixed legal assets of its formation and progressive realization were established. Special social and economic, political and legal and technological character of the studied form of a state policy was emphasized. It was not carried out special differentiation between the state and legal policy as their close interrelation and the general organizational and legal basis was supposed. The assumption of rather high degree of identity of these legal phenomena, unities of the methodological tools necessary for their analysis was authentic. As an object of the research the state agrarian policy that emphasizes its conditionality of rather effective functioning of management personnel, the taken measures and development tools of agriculture, ensuring food security, strengthening of agrarian sector of economy in general acts acted As functional element of the state agar policy the legal tools directed on an embodiment in social and economic reality and legal life of potential of the agrarian legislation and opportunities of jurisprudence acted. In the presented research such methodological reception as classification of legal means on the basis of the corresponding criteria was offered. The value of the offered legal phenomena from the point of view of their standard, interpretative, organizational and administrative character was considered. The offered examples of the practical contents showed many aspects and relevance of the implementation of the state agrarian policy, the possibility of direct participation in this sphere of scientific and educational community, universities, youth community, associations of agrarian producers, the unions of rural territories, other institutes of civil society interested in high-quality development of agriculture. Effective implementation of the state agrarian policy was capable to create the base for social and economic, engineering and technological, financial and economic strengthening of national and geopolitical positions of Russia as leading agrarian power.

Keywords: state agrarian policy, legal means, legal technology, legal activity, law, lawyer, agriculture, agrarian economy.

Введение. Современное государство осуществляет свои функции во многих сферах и направлениях, что требует соответствующих ресурсов и средств, которыми выступают организационные, материальные,

информационные, технологические, финансовые активы. При этом особое место в этом списке занимают правовые средства, являющиеся концентрированным отражением целей, задач, основных направлений деятельности государственного аппарата, административных учреждений и признанные обеспечить нормированное и регулятивное воздействие на общественные отношения.

В свою очередь, эффективное функционирование государственного механизма, системное осуществление его функций и достижение конкретного положительного результата требуют формирования и реализации соответствующей государственной политики, претворения ее содержания в правовую жизнь общества и государства. Государственная политика в специальной литературе рассматривается как совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, формируемых органами государственной власти с непосредственным привлечением институтов гражданского общества. Кроме того, это целенаправленная деятельность государства по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития всего общества или его отдельных сфер. В рамках осуществления государственной политики используются правовые, экономические, административные и иные средства и методы воздействия, при этом она отождествляется с правовой политикой [1, с. 124], что является методологически оправданным и приемлемым для выполнения целей настоящего исследования.

Устанавливаются и получили широкий исследовательский анализ многие направления национальной государственной политики. Рассматривается государственная молодежная политика как отражение процесса формирования и укрепления гражданского общества [2, с. 170-173]; государственная социальная политика, направленная на улучшение качества социальной среды и условий жизни людей, а также повышение уровня здравоохранения, демографических показателей, развитие рынка труда [3, с. 105-106]; государственная политика в освоении Арктической зоны, направленная на получение доступа к нефтегазовым, энергетическим, сельскохозяйственным, морским и иным природным ресурсам, создание условий для взаимовыгодного сотрудничества стран Евроарктического региона, развитие порто-транспортных зон Северного морского пути, что способствует стратегическому укреплению экономического потенциала страны [4, с. 118-123]. Анализируются такие сферы, как: государственная политика в сфере стабилизации общей криминологической обстановки в стране, противодействия и профилактики внутригосударственной и транснациональной преступности [5, с. 150-155]; государственная политика в области экологического развития, направленная на повышение эффективности проводимых природоохранных мероприятий, формирование ресурсосберегающей энергетики, высокопродуктивного и экологически чистого агрохозяйства, внедрение систем рационального примене-

ния средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных [6, с. 164-166] и др.

Государственная (правовая) политика носит макроправовой характер, что подчеркивает ее определенную самостоятельность и устойчивость, а также требует установить место и значение микроправовых образований в содержании данного правового явления [7, с. 3-4]. Применительно к правовой политике общим микроправовым явлением, основным ее функциональным звеном выступают правовые средства.

В свою очередь, сельское хозяйство, функционирование этого сектора экономики помимо прочих механизмов и форм своего обеспечения опирается на систему правовых регуляторов и средств. Динамичное развитие аграрного законодательства, практика его осуществления сопряжена с качеством правотворческой, правореализационной и правоприменительной деятельности органов управления и ведущих объединений российских аграриев.

Цель исследования: определение содержания и назначения основных правовых средств реализации государственной аграрной политики в современной России, установление приоритетных направлений претворения в жизнь общества и государства правовых ресурсов и форм развития потенциала исследуемого сектора экономики.

Задачи исследования: определение содержания государственной аграрной политики, выявление особенностей ее реализации с учетом исторических особенностей, установление основных характеристик и классификации правовых средств, необходимых для эффективного использования природного потенциала и технологических возможностей современной России.

Государственная политика отражает сущность и природу самого государства, призвана формировать в жизни общества условия для совершенствования управленческих механизмов, оптимального внедрения в общественную практику новаторских и инновационных идей и предложений, укрепления конституционных основ развития личности и государства. Среди широкого разнообразия форм и типов государственной политики особое место занимает государственная аграрная политика, реализуемая в сфере развития сельского хозяйства, агропромышленного комплекса, эффективного использования агротехнологий, реализации принципов продовольственной безопасности, актуализации организационно-правового положения отечественного сельскохозяйственного производства и торговли. Представленные положения являются общими и дают основания для системного и междисциплинарного научно-исследовательского сопровождения данного направления государственной деятельности.

Государственная аграрная политика может рассматриваться в экономическом и юридическом аспектах. В экономическом контексте это система целей и мероприятий, связанных с созданием финансово-

хозяйственных условий функционирования аграрного сектора экономики, а также совокупность механизмов сельского хозяйства, внешнеторгового сотрудничества. Юридический аспект предполагает эффективную деятельность органов государственной и муниципальной власти, институтов гражданского общества в целях создания сельскохозяйственной продукции и сырья, поддержания отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя [8, с. 192-195]. В этом плане аграрная политика выступает достаточно вариативным явлением, которое может рассматриваться с позиции экономики, юриспруденции, политологии, идеологии, истории, философии, а также технической науки.

Предметом представленной статьи выступает правовой срез государственной аграрной политики современной России. Стоит отметить, что юридическая наука данному направлению государственной деятельности уделяет значительное внимание, что говорит о ее перспективе и особом значении в практическом и теоретическом преломлении. Государственная аграрная политика рассматривается в контексте системного развития аграрного сектора экономики, динамики технологических возможностей при производстве сельскохозяйственной продукции [9, с. 369-371], использования инновационных методов и форм развития, укрепления и модернизации сельского хозяйства как основного показателя национальной макроэкономической системы [10, с. 3-5].

Специалисты определяют государственную аграрную политику как составную часть государственной социально-экономической политики, направленную на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских

и п *-*

территорий. В свою очередь, под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое функционирование, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель [11, с. 85]. В данном аспекте в архитектуре государственной аграрной политики ядром выступает комплекс правовых средств, направленный на эффективное осуществление целей и задач исследуемой государственной деятельности.

Правовые средства - это юридические явления, институты, которые необходимы для правового воздействия на общественные отношения и получения конкретного юридического результата. Парадигма правовых средств рассматривается в различных исследовательских диапазонах, как в области общей теории права, так и отраслевых юридических науках, что характеризует вариативность правового регулирования в целом [12, с. 5-6]. Правовыми средствами государственной аграрной политики выступают правовые явления, выраженные в форме инструментов (установлений) и деяний (технологий), направленных на решение общих и конкретных задач в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса страны.

Стоит отметить, что в социалистический период государство обеспечивало укрепление основ сельского хозяйства, главным образом с помощью идеологических, организационно-правовых и социальных мер и средств. Так, помимо прочих правовых актов, ярким примером нормативного сопровождения советской модели агропромышленного комплекса выступали примерный Устав сельскохозяйственной артели 1935 г., примерные Уставы колхоза 1969, 1988 гг. Уставы обеспечивали реальный механизм государственного регулирования сельского хозяйства и в условиях строительства развернутого социализма были направлены на укрепление колхозной жизни как основного звена развития аграрного сектора экономики. Кроме этого, в систему правовых средств включались решения органов власти, направленные на проведение съездов колхозников-ударников, использование новых форм трудовой деятельности, применение технологий в животноводстве и семеноводстве, повышение урожайности сельскохозяйственных культур, хозяйственное взаимодействие государственных предприятий и колхозов.

Безусловно, особое внимание обращалось на установление принципов, форм колхозной (совхозной) жизни, совершенствование производственных отношений, введение демократических основ внутриколхозного управления и стимулирования хозяйственно-финансовой деятельности

«_» т-ч «_» «_»

предприятий аграрного сектора экономики. В советской юридической науке формируется аграрное право, реализуются сравнительно-правовые и образовательные методы исследования новой научной отрасли [13, с. 65-71]. Также советская юриспруденция вносила существенный вклад в установление ошибок и просчетов в планировании производства сельхозпродукции, правового статуса сельскохозяйственных предприятий и самих тружеников села, их коллективов. Исследователи того времени осуществляли поиск наиболее оптимальной модели правового регулирования аграрного сектора экономики, формировали предложения для советского законодателя с учетом реалий функционирования плановой экономики, идеологического императива и действительного сложного правового положения жителей сельских территорий [14, с. 19-20].

В современный период государственная аграрная политика основывается на рыночных механизмах, широком использовании инноваций и технологий, вариативности форм и методов хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики: от государственных предприятий до кооперативной и фермерской деятельности собственника. Учитывая данные обстоятельства, следует признать усложнение собственно содержания государственной аграрной политики, формирования новых принципов и направлений ее проявления, правовых средств и организационных методов достижения конкретных результатов.

В общей теории права правовые средства рассматриваются в качестве простых, комбинированных и сложных, которые отличаются своим содержанием, назначением, местом в механизме правового регулирования.

Простые - нормы права, закрепляющие субъективные права, юридические обязанности, запреты, ограничения, а также законные интересы и гарантии деятельности участников аграрных (сельскохозяйственных) правоотношений. Такие правоотношения складываются в рамках производства, продажи, распределения сельхозпродукции, аренды, лизинга материальных и производственных фондов, оборотных ресурсов. Можно говорить о гражданско-правовых, земельных, административных, муниципальных, инвестиционных правовых нормах, обуславливающих формирование аграрных правоотношений.

Комбинированные правовые средства включают в себя определенную систему простых средств, их конфигурацию, имеют конкретные направления осуществления в сфере государственного аграрного руководства. Такими правовыми средствами являются правовые режимы, юридическая ответственность, правовые стимулы, ненормативные договоры, правовой статус, юридическая практика и пр. Они обеспечивают формирование надлежащего и выгодного для современной экономической и политической системы правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей, их союзов и ассоциаций, а также государственных и муниципальных органов власти.

Сложные правовые средства представляют комплексный механизм правового воздействия на общественные отношения, формирования юридического результата в соответствующей сфере. Среди сложных правовых средств можно выделить правотворчество, правовую интерпретацию, правореализацию и правоприменение:

1. Правотворчество представляет собой процессуальную деятельность уполномоченных структур, результатом которой являются соответствующие нормативные правовые акты и иные источники права. Сегодня приняты и действуют: Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г., утвержденная Правительством России Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Своевременной представляется правотворческая работа Правительства России по пролонгации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирования эффективной стратегии ее развития как минимум до 2030 г. Также принимаются нормативные решения на уровне министерств: например, приказ Мин-сельхоза России «Об утверждении порядка управления реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» от 6 февраля 2020 г. В этом плане можно наблюдать межведомственный синхронный механизм правотворчества, который обеспечивает претворение в жизнь конкретных целей и задач развития сельского хозяйства с одновременным корректированием показателей результатов и достижений в соответствующих отраслях народного хозяйства.

2. Правовая интерпретация как сложное правовое средство в осуществлении государственной аграрной политики сегодня имеет, прежде всего, перспективный характер. Это связано с формированием необходимого объема нормативных положений, устанавливающих как исходные, так и специальные принципы, условия, формы, направления комплексного развития сельского хозяйства и смежных отраслей экономики. Тем не менее, можно обратить внимание на отдельные решения высших судебных инстанций, принимаемых в целях официального толкования законодательных актов. Так, в постановлении Конституционного суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности пунктов 2-6 статьи 13 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в связи с жалобой граждан В.Л. Герасименко и Л.Н. Герасименко» от 22 апреля 2014 г. подчеркивается значимость правоотношений в сфере земель сельскохозяйственного назначения, их оборота и гарантии собственников земельных участков. В постановлении Конституционного суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.В. Гламоздиновой» от 14 ноября 2019 г. устанавливаются конституционные принципы целевого использования земельных участков, подчеркивается отношение к земле как особому природному объекту. Стоит отметить, что представленные примеры официального толкования законов существенно не влияют на общее состояние государственной аграрной политики, но демонстрируют значение данной функции государства и выступают ориентиром для укрепления правовых основ и социальной сферы развития сельского хозяйства.

3. Правореализация, в рамках которой осуществляются права и обязанности предпринимательских структур, сельскохозяйственных то-

«_» «_»«_» т-ч

варопризводителей, союзов и ассоциаций российских аграриев. В пределах государственной аграрной политики данное сложное правовое средство проявляет свое практическое действие в пределах конкретных сфер. К ним целесообразно относить:

• Аграрный бизнес - позволяет использовать субъектами права весь комплекс правовых инструментов, необходимых для развития государственной, частной и смешанной форм ведения хозяйственной деятельности в аграрной сфере. Важно определить группу предприятий и научно-исследовательских учреждений, которые комплексно способны осуществлять на практике передовые технологии и национальные ресурсы в аграрной сфере. Следует поддержать идею относительно системного исследования факторов, порядка, условий осуществления гражданами России фермерской деятельности. Особое значение в этом вопросе играют ценностные ориентиры и жизненные приоритеты современной молодежи, выпускников аграрных университетов, молодых жителей сельских территорий как потенциальных фермеров [15, с. 82-84].

• Сфера высшего образования, где реализуются программы бакалавриата и магистратуры с непосредственным изучением аграрного законодательства, правовой специфики функционирования сельскохозяйственного производства, юридической практики в области сельского хозяйства. Так, в Красноярском государственном аграрном университете студенты-юристы осваивают такие учебные дисциплины, как: «Правовое управление развития сельских территорий», «Юридическая техника аграрного законодательства», «Правовые особенности финансового обеспечения субъектов сельскохозяйственной деятельности», «Публично-правовое сопровождение деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей», «Государственное и муниципальное управление, контроль и надзор в сфере земельных отношений», «Актуальные проблемы государственно-правового регулирования аграрной политики», «Противодействие должностным преступлениям в сфере агропромышленного комплекса», «Особенности правоохранительной деятельности в сельских территориях». Перспективным видится изучение и иных учебных курсов, например: «Актуальные вопросы правового регулирования сельского хозяйства», «Правовые основы инноваций и технологий в АПК», «Международное сотрудничество в аграрной сфере». Представленные учебные дисциплины позволяют более содержательно понять природу и назначение государственной аграрной политики в развитии национальной правовой системы, укреплении конституционных основ российской государственности.

• Научно-исследовательская область, в пределах которой проводятся семинары, конференции, круглые столы, где предметом анализа выступает аграрная наука, ее содержательные, методологические, функциональные параметры. Представляются обоснованными предложения, связанные с исследованием социально-экономического развития страны как важнейшего приоритета Российской Федерации. В стороне не должны оставаться вопросы инновационного и технологического сопровождения сельского хозяйства, сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса, развития международного сотрудничества, противодействия преступности в АПК и сельской местности [16, с. 18-19]. Представленные направления способны выступить тематикой научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, творческих коллективов соответствующих образовательных организаций.

4. Правоприменение как сложное правовое средство занимает особое место в государственной аграрной политике и претворяется в рамках принятия властных решений со стороны государственных и муниципальных органов, адресуемых конкретным участникам аграрных правоотношений [17, с. 164-166]. Это, как правило, решения Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, региональных ведомств, направленных на выделение бюджетных средств,

предоставление субсидий, субвенций, иных финансовых форм помощи конкретным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Следует признать положительным и крайне необходимым проведение в современных условиях государственными структурами конкурсов, ярмарок, выставок, связанных с демонстрацией товаров и достижений сельского хозяйства конкретных отраслей и регионов страны.

Безусловно, правовые средства можно классифицировать и иным образом. В зависимости от характера - материальные и процессуальные; в зависимости от функциональной роли - регулятивные, охранительные, стимулирующие, ограничивающие. Представленные подходы также допустимо использовать применительно к содержанию государственной аграрной политики.

Выводы. Качественное развитие национальной правовой системы, формирование эффективных механизмов гарантирования прав и свобод человека и гражданина могут осуществляться только в условиях консолидации ресурсов и возможностей передовых общественных структур и государственного аппарата. Организационно-правовая модель частно-государственного партнерства, основанная на взаимовыгодном сотрудничестве и доверии, оптимальном использовании правовых средств может быть применима к национальной сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Учитывая территориальные, природно-климатические ресурсы России, а также организационно-правовые и технологические возможности, можно говорить о наличии актуальных характеристик концепции аграрного развития страны. Значимым здесь является учет содержания и динамики развития правовых средств в механизме правового регулирования аграрных правоотношений.

Государственная аграрная политика - это комплекс принципов, способов, форм деятельности государственных и муниципальных органов управления, передовых институтов гражданского общества, аграрного бизнеса, связанный с формированием правовых средств, их стратегическим осуществлением, учетом технического, природного, территориального потенциала страны и направленный на системное и эффективное развитие сельского хозяйства и агропромышленного комплекса России.

Представляется, что научно обоснованная концепция правовой политики, ее гносеологическая природа, сформированная в современной российской юридической науке как стратегия совершенствования права и правовой системы в целом [18, с. 55-61], позволит установить основные параметры государственной аграрной политики. Представленная концепция способна обеспечить укрепление российской государственности и суверенитета страны, создать условия для формирования сильной аграрной экономики России как мировой державы.

Литература

1. Григорьева М.В. Правовая политика в области использования и охраны земель // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 2. С. 123-128.

2. Коряковцева ОА., Климов ОА. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи / / Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 2. С. 170-173.

3. Бакалдина Е.С. Государственная социальная политика Российской Федерации: выбор приоритетов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 4-1 (60). С. 104-107.

4. Зерщикова Н.И. Государственная политика и перспективные направления развития территориальных систем хозяйствования Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2017. № 2 (53). С. 116-127.

5. Тепляшин П.В. Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции // Lex rnssica (Русский закон). 2017. № 10 (131). С. 147-157.

6. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7 (80). С. 162-173.

7. Кокотов А.Н. Конституционный Суд России и макроправовое регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 3. С. 3-7.

8. Власов ВА. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

9. Навальный С.В., Плисова В.В. Вопросы реализации государственной аграрной политики: проблемы и перспективы // Евразийский юридический журнал. 2020. № 2 (141). С. 369-371.

10. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации // Сельское хозяйство. 2019. № 3. С. 1-6.

11. Воронин БА., Фатеева Н.Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. № 7 (125). С. 84-87.

12. Минникес ИА. Правовые средства индивидуального правового регулирования // Академический юридический журнал. 2010. № 2 (40). С. 5-9.

13. Павлов И.В. Развитие международных научных связей по вопросам аграрного права // Советское государство и право. 1960. № 8. С. 64-72.

14. Пандаков К. Правовые формы планирования и контроля хозяйственной деятельности колхозов // Советская юстиция. 1974. № 15. С.18-20.

15. Журавлева ЛА., Зарубина Е.В., Ручкин А.В. и др. Фермерство как жизненный путь // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 4 (49). С. 81-86.

16. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. Некоторые аспекты правопонимания понятия, сущности и основных направлений развития российской аграрной науки // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 17-20.

17. Бопп ВЛ., Сторожева А.Н. Развитие сельского хозяйства и АПК: некоторые научные аспекты // Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК: мат-лы национ. науч.-практ. конф. (Красноярск, 6 декабря 2019 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. Красноярск, 2020. С. 164-166.

18. Малько А.В. Правовая политика в современном обществе: общетеоретический и сравнительный анализ // Право и государство. 2018. № 3-4 (80-81). С. 54-64.

Literatura

1. Grigor'eva M.V. Pravovaja politika v oblasti ispol'zovanija i ohrany zemel' // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. 2016. № 2. S. 123-128.

2. Korjakovceva O.A., Klimov O.A. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika v sovremennoj Rossii: razvitie grazhdanskoj aktivnosti molodezhi // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2013. T. 19, № 2. S. 170-173.

3. Bakaldina E.S. Gosudarstvennaja social'naja politika Rossijskoj Federacii: vybor prioritetov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4-1 (60). S. 104-107.

4. Zershhikova N.I. Gosudarstvennaja politika i perspektivnye napravlenija razvitija territorial'nyh sistem hozjajstvovanija Arktiki // Sever i rynok: formirovanie jekonomicheskogo porjadka. 2017. № 2 (53). S. 116-127.

5. Tepljashin P.V. Sostojanie narkoprestupnosti v Rossijskoj Federacii: osnovnye kriminologicheskie pokazateli i tendencii // Lex russica (Russkij zakon). 2017. № 10 (131). S. 147-157.

6. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Tendencii i perspektivy sovershenstvovanija gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2017. № 7 (80). S. 162-173.

7. Kokotov A.N. Konstitucionnyj Sud Rossii i makropravovoe regulirovanie // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2020. № 3. S. 3-7.

8. Vlasov VA. Ponjatie gosudarstvennoj agrarnoj politiki: jekonomicheskij i juridicheskij analiz // Social'no-jekonomicheskij i gumanitarnyj zhurnal Krasnojarskogo GAU. 2016. № 4 (4). S. 190-196.

9. Naval'nyj S.V., Plisova V.V. Voprosy realizacii gosudarstvennoj agrarnoj politiki: problemy i perspektivy // Evrazijskij juridicheskij zhurnal. 2020. № 2 (141). S. 369-371.

10. Tepljashin I.V., Bogatova E.V. Pravovye innovacii v agropromyshlennom komplekse Rossii: napravlenija realizacii // Sel'skoe hozjajstvo. 2019. № 3. S. 1-6.

11. Voronin BA., Fateeva N.B. Gosudarstvennaja politika v agrarnoj sfere Rossijskoj Federacii // Agrarnyj vestnik Urala. 2014. № 7 (125). S. 84-87.

12. Minnikes I.A. Pravovye sredstva individual'nogo pravovogo regulirovanija // Akademicheskij juridicheskij zhurnal. 2010. № 2 (40). S. 5-9.

13. Pavlov I.V. Razvitie mezhdunarodnyh nauchnyh svjazej po voprosam agrarnogo prava // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. 1960. № 8. S. 64-72.

14. Pandakov K. Pravovye formy planirovanija i kontrolja hozjajstvennoj dejatel'nosti kolhozov // Sovetskaja justicija. 1974. № 15. S. 18-20.

15. Zhuravleva LA., Zarubina E.V., Ruchkin A.V., Simachkova N.N., Chupina I.P. Fermerstvo kak zhiznennyj put' // Biznes. Obrazovanie. Pravo. 2019. № 4 (49). S. 81-86.

16. Kurbatova S.M., Ajsner L.Ju. Nekotorye aspekty pravoponimanija ponjatija, sushhnosti i osnovnyh napravlenij razvitija rossijskoj agrarnoj nauki // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2018. № 7 (163). S. 17-20.

17. Bopp V.L., Storozheva A.N. Razvitie sel'skogo hozjajstva i APK: nekotorye nauchnye aspekty // Pravovoe regulirovanie ustojchivogo razvitija sel'skih territorij i APK: mat-ly nacion. nauch.-prakt. konf. (Krasnojarsk, 6 dekabrja 2019 g.) [Jelektronnyj resurs]; Krasnojar. gos. agrar. un-t. Krasnojarsk, 2020. S. 164-166.

18. Mal'ko A.V. Pravovaja politika v sovremennom obshhestve: obshheteoreticheskij i sravnitel'nyj analiz // Pravo i gosudarstvo. 2018. № 3-4 (80-81). S. 54-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.