ПРАВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УДК 340.13*342.7*34.028 DOI: 10.36718/2500-1825-2021-2-47-53
Анна Валерьевна Ткаченко
Красноярский государственный аграрный университет, доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, доцент, Красноярск, Россия, e-mail: [email protected] Евгения Владимировна Богатова
Красноярский государственный аграрный университет, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Красноярск, Россия, e-mail: [email protected]
ЗАЩИТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, СЕМЬИ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ
В современных условиях укрепления российской государственности высокое значение приобретает социальная функция государства, реализация органами государственной и муниципальной власти мероприятий, направленных на эффективную защиту прав и свобод граждан. В этом плане национальная социальная политика как система взаимосвязанных средств и институтов в контексте создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, является приоритетным направлением государственной деятельности. В свою очередь, институт защиты материнства и детства, семьи, закрепляемый в Конституции Российской Федерации, российском законодательстве, занимает особое место в содержании государственной социальной политики современной России. В силу этого можно говорить о важности исследования указанных вопросов, применении специальных методологических и общеправовых средств и форм анализа. Государственная семейная политика является перспективным и сложным направлением функционирования государственных органов, учреждений, организаций, институтов гражданского общества с использованием принципов, средств, способов организационно-правового, информационно-идеологического, социально-экономического характера. Необходимый потенциал в содержании правовой деятельности государственных и общественных структур в современный период присутствует, в соответствующем объеме используется национальное законодательство и юридическая практика. Активное участие принимают негосударственные структуры в гарантировании семейных ценностей и положений. Большое значение в развитии государственной семейной политики имеет деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важно учесть взаимосвязь института защиты материнства и детства, семьи, социального государства, семейной политики с иными магистральными категориями: конституционным строем, правовым государством, конституционным правопорядком, светским государством, гармоничным развитием гражданского общества.
© Ткаченко А.В., Богатова Е.В., 2021
Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2021. № 2. С. 47-53.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государственная социальная политика, государственная правовая политика, государственная семейная политика, материнство и детство, семья, правовые гарантии, права человека.
Anna V. Tkachenko
Krasnoyarsk State Agrarian University, Associate Professor at the Department of Theory and History of State and Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: [email protected] Evgeniya V. Bogatova
Krasnoyarsk State Agrarian University, Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, Krasnoyarsk, Russia, e-mail: [email protected]
PROTECTION OF MOTHERHOOD AND CHILDHOOD, THE FAMILY AS THE STATE FAMILY POLICY ELEMENT
In modern conditions of strengthening the Russian statehood, the social function of the state, the implementation by state and municipal authorities of measures aimed at the effective protection of the rights and freedoms of citizens is of great importance. In this regard, national social policy as a system of interrelated means and institutions in the context of creating conditions that ensure a decent life and free human development is a priority area of state activity. In turn, the institution of protection of motherhood and childhood, the family, enshrined in the Constitution of the Russian Federation, Russian legislation, occupies a special place in the content of the state social policy of modern Russia. Because of this, the importance of studying these issues, the use of special methodological and general legal means and forms of analysis can be a subject of consideration. State family policy is a promising and complex area of functioning of state bodies, institutions, organizations, institutions of civil society using the principles, means, methods of organizational and legal, informational and ideological, socio-economic nature. At present there is a necessary potential in the content of the legal activities of state and public structures; the national legislation and legal practice are used to an appropriate extent. Non-state structures take an active part in guaranteeing family values and provisions. The activities of the President of the Russian Federation and the Government of the Russian Federation are of great importance in the development of state family policy. It is important to take into account the relationship of the institution of protection of motherhood and childhood, family, welfare state, family policy with other main categories: constitutional system, rule of law, constitutional law and order, secular state, harmonious development of civil society.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, state social policy, state legal policy, state family policy, motherhood and childhood, family, legal guarantees, human rights.
Введение. Необходимость исследования и практического развития семейной политики в современной России имеет стратегическое значение, обусловлена процессами гармонизации социальных отношений и защиты прав человека и гражданина. Часть 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации отмечает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Указанное положение основного закона страны является ключевым для современной государственной социальной и семейной политики государства.
В рамках темы настоящей работы целесообразно прежде всего обратиться, с одной стороны, к сущности и содержанию государственной правовой политики, в том числе социальной и семейной, с другой - к вопросам защиты материнства и детства, семьи. Стоит отметить, что данные социально-правовые явления в известном порядке взаимосвязаны и обусловлены эффективностью российского законодательства и функционирования государственного аппарата.
Большой толковый словарь русского языка термин «политика» (ро1Шка - общественное дело) трактует как «деятельность государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность элементов политической системы общества, определяемых их интересами и целями» [2]. В зависимости от оснований выделяются ее разновидности: внешняя, внутренняя, социальная, правовая и др. В контексте правовой политики в юридической литературе указывают на аграрную правовую политику [3, с. 190-196; 4, с. 8496], правовую политику в молодежной и студенческой среде, в технологиях осуществления высшего образования [5, с. 87-93], правовую политику в области экологии и гарантирования прав граждан на благоприятную окружающую среду [6, с. 162-173], государственную политику в сфере стабилизации общей криминологической обстановки в стране, противодействия и профилактики внутригосударственной и транснациональной преступности [7, с. 150-155] и т.д. При этом в практическом и теоретическом измерении можно обозначить государственную семейную политику как систему социально-правовых и организационно-управленческих средств, направленных на гарантирование соответствующей правовой деятельности и социальных ценностей в обществе и государстве [8, с. 74-79].
Указанная деятельность, вне зависимости от ее вида, основана на праве как совокупности норм, установленных государством и поддерживаемых институтами гражданского общества. Нормы права регламентируют права и обязанности субъектов, характер их деятельности, отношения между ними. Поэтому этот вид политики носит название «правовая». Правовая политика прежде всего направлена на соответствующее ее целям и задачам регулирование общественных отношений, применение юридических средств в достижении таких целей, а также на наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Цель исследования. Определение сущности и содержания положений Конституции Российской Федерации о защите государством материнства и детства, семьи, установление направлений развития данной государственной правовой деятельности.
Задачи исследования: определение понятия, целей и задач государственной социальной политики; анализ взаимосвязей и взаимообусловленности между социальной, правовой и семейной политикой; определение нормативной правовой базы государственной семейной политики и защиты материнства и детства, семьи; установление мер государственной защиты материнства и детства, семьи на федеральном и региональном уровнях.
Результаты и их обсуждение. Правовая политика может иметь разделение по отраслям права, так, как затрагивает все сферы жизнедеятельности, а также такие правовые категории, как правовая культура, правосознание, правовые установки, правовая жизнь, правовая действительность, качество и эффективность правового регулирования, правовые стимулы и ограничения, права и законные интересы человека и гражданина [9, с. 7-26; 10, с. 114-121]. В свою очередь, вопросы материнства, детства и семьи являются предметом государственной семейной политики, которая определяет основные научно-исследовательские параметры, правовую технологию и организационно-управленческие средства защиты и гарантирования данных категорий граждан.
Нормативная база государственной семейной политики и защиты материнства и детства, семьи достаточна обширна. Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года «Об Основных направлениях государственной семейной политики» определяет основные меры и средства всесторонней поддержки семьи и улучшения положения ее членов. Согласно данному нормативному правовому акту, государственная семейная политика является целостной системой принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи [11]. В свою очередь в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года «Об утверждении Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года» указано, что государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета роди-тельства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей [12].
Важно отметить взаимосвязь государственной семейной политики и социальной политики в российском обществе. Основная составляющая этих направлений государственно-правовой деятельности заключается в формировании и претворении в жизнь общества действенных механизмов защиты человека и гражданина. Государственная семейная политика зачастую отождествляется с социальной политикой. Однако это не равнозначные понятия. Как отмечает Г.И. Тюменцева, семейная политика является составной частью социальной политики, ее самостоятельной отраслью, представляя целостную систему принципов и приоритетных задач, направленных на поддержку и укрепление семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества [13, с. 394].
Определение сущности и содержания семейной политики позволяет обратиться к понятию защиты материнства и детства, семьи. Термин «защита материнства и детства, семьи» является конституционным, эти категории субъектов правоотношений находятся под особой защитой государства. Это означает, что в случае нарушения прав и законных интересов материнства и детства, семьи государство должно обеспечить их всестороннее и полное восстановление. В свою очередь реализация социально-правовой защиты семьи, материнства и детства представляет собой предусмотренные средства и способы, с помощью которых обеспечиваются все необходимые условия для реализации охраны и защиты прав и свобод матери, отца и ребенка. Приемы и формы деятельности государственных и негосударственных структур, с помощью которых реализуется поддержка материнства, отцовства и детства, могут носить материально-правовой и процессуально-правовой характер. Однако следует отметить, что указанные способы и средства можно относить к конституционно-правовым формам защиты названных субъектов. В рамках исследования понятий государственной семейной политики, социальной политики, а также понятий механизма защиты материнства и детства, семьи можно с уверенностью утверждать, что все эти правовые и социальные категории имеют тесную, взаимообусловленную связь.
В современных условиях меры по поддержке материнства, семей с детьми и многодетных семей находятся под пристальным вниманием государства. За последние годы в их числе можно отметить:
1. Виды пособий по уходу за ребенком: единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по
призыву; ежемесячная выплата по уходу за ребенком от полутора до трех лет; оформление материнского (семейного) капитала и получение сертификата; распоряжение материнским (семейным) капиталом.
2. Льготы и поощрения для многодетных семей: денежные выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей; выдача удостоверения многодетной семьи; предоставление земельного участка многодетной семье; в особых случаях награждение орденом «Родительская слава» и денежным поощрением к нему.
Пандемия и борьба с новой коронавирусной инфекцией (COVIDl9) явились серьезным испытанием для российской экономики. Однако Правительство Российской Федерации в этот сложный период приняло ряд мер социальной поддержки материнства и детства, семьи. Так, назначены выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет семьям с невысокими доходами; единовременная выплата 5000 рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет; перевод услуги по распоряжению материнским капиталом в электронный вид, сокращение сроков его получения; увеличение в два раза минимального размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; единовременная выплата до 10 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет; ежемесячные выплаты по 5000 рублей на детей до 3 лет.
Кроме того, Президент Российской Федерации утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года. В этом документе устанавливаются следующие задачи Правительству Российской Федерации, которое должно обеспечить:
а) предоставление с 1 июля 2021 года ежемесячной выплаты в размере 1/2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, женщинам в случае, если срок их беременности составляет шесть и более недель и они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, а размер среднедушевого дохода их семьи не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации;
б) предоставление с 1 июля 2021 года ежемесячной выплаты детям в возрасте от 8 до 17 лет в размере 1/2 величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской Федерации, которые проживают в семьях с единственным родителем или семьях, имеющих в соответствии с судебным решением право на получение алиментов и не получающих их, в случае если такие семьи признаны нуждающимися или остаются таковыми после получения алиментов;
в) разработку подходов к созданию целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей;
г) предоставление в августе 2021 года единовременной выплаты в размере 10 тыс. рублей семьям, имеющим детей в возрасте от 6 до 18 лет, предусмотрев для школьников-инвалидов особый порядок осуществления такой выплаты.
Подобные положения укрепляют государственную семейную политику в контексте претворения в жизнь принципов и исходных положений правового государства. Деятельность Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации имеет очень важное значение в гарантировании социальных прав граждан, обеспечении стабильности институтов материнства и детства, семьи. Отдельные исследователи указывают на то, что эффективность государственной семейной политики можно оценить по таким показателям, как динамика рождаемости, браков и разводов, которая в свою очередь напрямую зависит от системной деятельности центральных органов власти [14, с. 39-46].
Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что материнство и детство, семья действительно находятся под защитой государства. В России успешно реализуется важнейший элемент социальной политики - семейная поли-
тика государства, которая в своем содержании направлена на обеспечение благополучия самой нуждающейся в защите категории населения.
В числе приоритетных мер государственной семейной политики можно обозначить: поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни; создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций; повышение качества жизни семей; обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития; формирование эффективных средств защиты детей в социальной, образовательной, городской среде [15, с. 530-534].
Защита материнства и детства, семьи в механизме своей реализации содержит средства и способы, соответствующие задачам семейной политики государства, которые являются главным ее содержанием. Государство, реализуя их в конституционно-правовой форме, обеспечивает поддержку материнства и детства, семьи.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации. ИКЬ: http://www.pravo.gov.ru.
2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. СА. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 1536 с.
3. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.
4. Тепляшин И.В. Правовые средства реализации государственной аграрной политики: теория и практика // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 3 (17). С. 84-96.
5. Тепляшин И.В., Воропаева К.Е. Формирование правового мышления студентов юридического профиля (на примере реализации программ магистратуры) // Право и образование. 2019. № 3. С. 87-93.
6. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7 (80). С. 162-173.
7. Тепляшин П.В. Состояние наркопреступности в Российской Федерации: основные криминологические показатели и тенденции // Lex шssica (Русский закон). 2017. № 10 (131). С. 147-157.
8. Клинцова М.Н. Государственная семейная политика Российской Федерации (аксиологический аспект) // Научная мысль Кавказа. 2018. № 1 (93). С. 74-79.
9. Затонский В.А., Митрохин В.А. Правовая политика, правовая жизнь и правовая культура: проблема соотношения в условиях глобализации // Правовая культура. 2019. № 4 (39). С. 7-26.
10. Малько А.В., Кроткова Н.В., Навальный С.В. и др. Обзор материалов «круглого стола» журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь» на тему «Государственная аграрно-правовая политика в современной России» // Государство и право. 2017. № 6. С. 114-121.
11. Об Основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 года № 712 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.
12. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года № 1618-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 35. Ст. 4811.
13. Тюменцева Г.И. Государственная семейная политика: региональный аспект // Вестник Омской юридической академии. 2018. Т. 15. № 4. С. 392-399.
14. Володина НА. Российская государственная семейная политика // Fortus: экономические и политические исследования. 2018. № 1 (1). С. 38-48.
15. Холдобина Н.В. Государственная семейная политика России: сущность, проблемы и способы их решения // Экономика и социум. 2017. № 6-2 (37). С. 530-
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Prinyata vsenarodnym golo-sovaniem 12.12.199,3 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020 // Ofitsial'nyi internet-portal pravovoi informatsii. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka / cost. i gl. red. SA. Kuznetsov. SPb.: Nor-int, 1998. 1.536 s.
3. Vlasov V.A. Ponyatie gosudarstvennoi agrarnoi politiki: ehkono-micheskii i yuridicheskii analiz // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarsk^ GAU. 2016. № 4 (4). S. 190-196.
4. Teplyashin I.V. Pravovye sredstva realizatsii gosudarstvennoi agrarnoi politiki: teori-ya i praktika // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2020. № 3 (17). S. 84-96.
5. Teplyashin I.V., Voropaeva K.E. Formirovanie pravovogo myshleniya studentov yuridicheskogo profilya (na primere realizatsii programm magistratury) // Pravo i obrazovanie. 2019. № 3. S. 87-93.
6. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Tendentsii i perspektivy so-vershenstvovaniya gosudarstvennoi politiki v oblasti ehkologicheskogo razvitiya // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2017. № 7 (80). S. 162-173.
7. Teplyashin P.V. Sostoyanie narkoprestupnosti v Rossiiskoi Fede-ratsii: osnovnye kriminologicheskie pokazateli i tendentsii // Lex russica (Russkii zakon). 2017. № 10
(131). S. 147-157.
8. Klintsova M.N. Gosudarstvennaya semeinaya politika Rossiiskoi Federatsii (aksiolog-icheskii aspekt) // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2018. № 1 (93). S. 74-79.
9. Zatonskii V.A., Mitrokhin VA. Pravovaya politika, pravovaya zhizn' i pravovaya kul'tura: problema sootnosheniya v usloviyakh globalizatsii // Pravovaya kul'tura. 2019. № 4 (39). S. 7-26.
10. Mal'ko A.V., Krotkova N.V., Naval'nyi S.V. i dr. Obzor materialov «kruglogo stolA» zhurnalov «Gosudarstvo i pravO» i «Pravovaya politika i pravovaya zhizn'» na temu «Gosudarstvennaya agrarno-pravovaya politika v sovremennoi Rossil» // Gosudarstvo i pravo. 2017. № 6. S. 114-121.
11. Ob Osnovnykh napravleniyakh gosudarstvennoi semeinoi politiki: Ukaz Prezidenta RF ot 14 maya 1996 goda № 712 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 21. St. 2460.
12. Ob utverzhdenii Kontseptsii gosudarstvennoi semeinoi politiki v Rossiiskoi Federatsii na period do 202,5 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2,5 avgusta 2014 goda № 1618-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii. 2014. № 35. St. 4811.
13. Tyumentseva G.I. Gosudarstvennaya semeinaya politika: regional'-nyi aspekt // Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii. 2018. T. 15. № 4. S. 392-399.
14. Volodina N.A. Rossiiskaya gosudarstvennaya semeinaya politika // Fortus: ehko-nomicheskie i politicheskie issledovaniya. 2018. № 1 (1). S. 38-48.
15. KholdobinaN.V. Gosudarstvennaya semeinaya politika Rossii: sushchnost', problemy i sposoby ikh resheniya // Ehkonomika i sotsium. 2017. № 6-2 (37). S. 530-534.
534-
References