УДК 714.4-16
МАЗАЕВ Г В. ВЕРХОВЫХ Е. Ю.
Принципы развития систем расселения новых приграничных регионов Российской Федерации
Мазаев
Григорий
Васильевич
Заслуженный архитектор Российской Федерации, Заслуженный строитель Российской Федерации, академик РААСН, кандидат архитектуры, Главный градостроитель Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Верховых
Елена
Юрьевна
магистр УралГАХА, старший научный сотрудник Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект
e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросу градостроительных последствий образования новых границ и новых приграничных регионов Российской Федерации после распада СССР. Выявлено и классифицировано несколько типов различных границ с точки зрения геополитики. Даны характеристики приграничных районов Российской Федерации в соответствии с предложенной классификацией. Рассмотрен вопрос градостроительного обустройства приграничной территории этих регионов.
Ключевые слова: государственная граница, приграничные регионы, новые приграничные территории, геополитический анализ системы расселения, типы границ.
MAZAEV G. V, VERHOVIH E. Y.
PRINCIPLES OF SETTLEMENT DEVELOPMENT OF NEW BORDER REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article focuses on the effects of urban formation of new borders and new border regions of Russia after the Soviet collapse. It is revealed and Classified several different types of boundaries in terms of geopolitics. The characteristics of the border areas of the Russian Federation in terms of the proposed classification. The question of urban arrangement of the border area of these regions.
Keywords: State border, border regions, the new border areas, geopolitical analysis of the settlement system, border types.
Распад СССР — крупнейшая геополитическая катастрофа XX в. Огромная территория на Евразийском материке, столетиями развивавшаяся как целостное пространство, оказалась разделенной, распалась ее система расселения, система народно-хозяйственных связей. В общей сложности 25 областей Российской Федерации, бывшие глубинными районами СССР, стали пограничными. Возникла необходимость не только обустроить новую государственную границу Российской Федерации, но и изменить систему расселения приграничных территорий, приспособив ее к новым реалиям, понять, что мы хотим видеть на своих «новых» границах.
Являются ли новые границы Российской Федерации естественными или они искусственны, т. е. сформированы просто по сложившимся границам областей? Р. Каплан отмечает, что «искусственные границы, не совпадающие с границами естественными, как правило, чрезвычайно уязвимы» [1, 15]. На бескрайней Русской равнине практически все границы не имеют четко выраженных естественных рубежей. Это фактор, делающий вопрос границ весьма
проблематичным. Что надо сделать, чтобы реально оформить границу?
В геополитике сформулированы принципы существования двух типов государств — континентальных и морских. Россия — крупнейшая континентальная держава, и она не случайно стала таковой. «Сухопутные державы постоянно находятся под угрозой. Без моря, которое бы их защищало, такие государства всегда испытывают тревогу и беспокойство, и должны постоянно расширять свои границы, дабы кто-то извне не напал на их собственную территорию. Особенно это справедливо в отношении России, с ее бесконечными степями и равнинами, которые не представляют естественных границ и не могут серьезно защитить от вражеского вторжения» [1, 176 ].
Это положение объясняет стремление к расширению границ России, Российской империи, Советского Союза. В СССР южные границы были определены естественными горными границами — Кавказом, Памиром, Гиндуку-шем, далее определялись рекой Амур. Западные границы таких рубежей не имели, поэтому они расширялись до середины XX в. Новые грани-
Иллюстрация 1. Великая Китайская стена как пример искусственно создан- Иллюстрация 2. Приграничная линия Мажино ной барьерной границы [2] на границе Германии и Франции, пример барьер-
ной границы в XX в. [3]
цы, будучи границами искусственными, без естественного ограничения, должны найти свою новую концепцию существования.
Понятие «граница» трактуется различно. «Защитный» принцип границы связан с тем, что граница есть первый защитный рубеж государства, первая линия его обороны (как говорили в СССР, «граница на замке»). По этому принципу границы государств строились веками, от Великой Китайской стены (Иллюстрация 1) до линии Мажино (Иллюстрация 2). Подобный принцип имеет ярко выраженное влияние на формирование системы расселения. Пограничная зона — закрытая территория с ограниченным населением, которое можно быстро эвакуировать в случае агрессии из зоны боевых действий. Это развитый укрепрайон с системой оборонительных сооружений, с ограниченными транспортными коридорами через границу и хорошо развитыми рокадными системами.
«Динамичный» принцип границы сформулировал немецкий теоретик К. Хаусхофер: у народов и государств, сохранивших потенциал развития, граница «изменяемая, динамичная и передвигаемая». Эту теорию, обосновывающую пограничную зону как плацдарм для агрессии и расширения собственной территории за счет чужой, использовал, к примеру, германский фашизм. В планировочной системе влияние этого подхода не сильно отличается от «оборонительного» — это та же военная зона с ограниченным населением и военными объектами.
Соотношение между этими двумя подходами хорошо выразил Р. Кап-
лан: «Только государства, находящиеся в стадии упадка, стремятся к стабильности своих границ, и поэтому только они стараются защитить свои границы с помощью крупных фортификационных укреплений, но ведь границы — живые» [1, 107]. В этой связи и следует рассматривать усилия Латвии и Украины по строительству «защитной стены» на границе с Российской Федерацией.
«Идеалистический» подход к понятию границы наиболее ярко проявился в современном Евросоюзе: в рамках ЕС граница прозрачна, открыта для свободного передвижения и фактически ничего не контролирует. Подобный подход весьма быстро рушится в случае возникновения реальных угроз и быстро заменяется на «защитный» принцип, что и произошло при массовой миграции беженцев в страны Евросоюза в 2015-2016 гг. Это весьма опасный подход к понятию границы: он быстро рушится и граница становится необустроенной и открытой перед агрессией и требует значительных затрат на прикрытие в короткое время.
В СССР границы союзных республик носили административный характер, не имели точного описания и маркировки на местности. Когда они стали государственными, в ряде случаев это привело к конфликтным ситуациям. Так, длительное время Эстония и Латвия претендовали на ряд территорий Псковской области. После распада СССР границы поменяли свой характер: в странах Балтии и в Украине границы с Россией стали «защитными» и «идеалистическими» в Балтии с ЕС, к этому же стремится и Украина.
Существует еще один подход, самый жесткий: «политическая граница». Граница устанавливается в силу политических требований, как правило — между противоборствующими силами. Такие границы существуют между Северной и Южной Кореей, были между Западным и Восточным Берлином. Они формируются с обеих сторон по жесткому «защитному» принципу и существуют, пока действуют противоборствующие силы.
Выбор принципа формирования границы — необходимое условие для создания приграничной системы расселения и ее транспортной инфраструктуры. Он должен основываться на геополитической ситуации и системе взаимоотношений с сопредельным государством: «геополитика сегодня заменяет идеологию» [1, 191]. Однако выбор принципа формирования границы в современной России весьма затруднен ввиду неоднозначности понимания взаимоотношения со странами бывшего СССР. Продолжают играть значительную роль теории «братских народов», «бескорыстной помощи», «межнациональных семей», которые якобы нуждаются в особых связях. Эти идеи имеют мало общего с реальной ситуацией, они развиваются односторонне в России, не находя отклика за рубежом и доставляя России много проблем, финансовых затрат и политических разочарований.
Невозможно обустраивать границу по принципу, не отвечающему принципу сопредельного государства. Если оно готовит оборонительную границу, то собственная граница государства должна быть также обо-
Типы границ России
Экономические
Геополитические
Контактные Интеграционные Соединяющие | прозрачные-
Барьерные:
Отчуждающие
филыруЮЩИе
Конфр он г анионные: Конфликтные I I.
нестабильные
V
Морские 38,8 ты с. км
Природные
Сухопутные 22,1 тыс. км
Равнинные, горные, огврные, речные
Схема 1. Типы границ России
Иллюстрация 3. Новые западные границы Российской Федерации. Типы приграничного взаимодействия
ронительной. Но при этом можно изменить тип оборонительной границы. Например, если Украина строит защитную стену, т. е. создает пассивную защиту, Россия может создавать динамическую защиту, строить рокадные автомобильные и железные дороги, обеспечивая не только защиту, но и транспортные связи между приграничными субъектами Российской Федерации, повышающие связность их систем расселения и возможности развития территорий.
Приграничные территории при создании защитных границ неизбежно становятся депрессивными зонами. Этот процесс наблюдался в Восточной и Западной Германии независимо от уровня их экономического развития. После объединения страны их приграничные зоны вошли в программы ускоренного развития территории Германии
для ликвидации отставания в развитии системы расселения от прочих регионов страны.
Подводя итог, можно говорить о самых разных подходах к выбору концепции формирования западной границы Российской Федерации на территории новых приграничных субъектов: естественной «защитной», мобильной «защитной», благоприятно-открытой, жесткой «защитной». Соответственно, системы расселения должны приобретать элементы планировочных систем и транспортных инфраструктур, отвечающие задачам границы. Эти типы границ могут быть представлены на Схеме 1.
Одному из авторов этой статьи пришлось воочию увидеть изменения в развитии приграничных зон на примере Чехии. Ее западные границы являются границами с Германией — страной НАТО. В 1990-х гг. на ней бросалась в глаза резкая разница в развитии автодорог: на территории Чехии это были узкие, извилистые дороги с поворотами на высоких точках рельефа, на территории Германии — широкие прямые автострады. Это объяснялось защитной функцией — чешские дороги не позволяли обеспечить быстрое движение и создавали контрольные зоны на высотах, обеспечивая медленное движение вглубь страны и к столице Праге, находящейся в трех часах езды от границы. С вступлением Чехии в Евросоюз и НАТО эта защитная функция утратила свое значение и с середины 2010-х гг. автодороги приведены к европейским стандартам.
Исходя из различия взаимоотношений Российской Федерации с сопредельными странами, можно сделать вывод: государственная граница Российской Федерации должна иметь различные концепции в зависимости от конкретных ситуаций на различных участках с сопредельными странами, и системы расселения также должны различаться.
Рассмотрим такую ситуацию на западной — наиболее проблемной с геополитической точки зрения, границе Российской Федерации (Иллюстрация 3). С Эстонией граничат Ленинградская и Псковская области. Ленинградская область имеет небольшую по протяженности эстонскую границу, проходящую по естественному рубежу — реке Нарва. Пограничные связи осуществляются только через Ивангород и легко контролируются. Система расселения вдоль реки Нарва не развита в силу заболоченности территории, на которой может быть создан режим закрытой пограничной зоны.
В Псковской области граница проходит по естественным рубежам — Чудскому и Псковскому озерам. Это, пожалуй, единственный естественный «защитный» участок границы. Система расселения здесь также не развита. Только южный участок эстонской границы имеет трансграничные транспортные выходы, узлами которых служат Псков и Изборск. Далее Псковская область граничит с Латвией. На этом участке границы имеется не менее пяти трансграничных переходов, в том числе крупная железнодорожная и автомобильная трасса Резек-не (Латвия) — Великие Луки — Ржев — Волоколамск — Москва. Латвия строит на границе защитную стену, т. е. обустраивает «защитную» границу. Следует отметить, что Латвия не имеет развитой рокадной системы дорог в приграничной зоне, а в Псковской области идет крупная рокадная магистраль Псков — Остров — Опочка — Пустошка, что говорит о возможности создания мобильной «защитной» системы расселения.
Южная граница Псковской области является границей с Белоруссией, союзной с Российской Федерацией страной. Эта граница должна иметь режим наибольшего благоприятствования для трансграничных связей. Они слабо развиты и имеют только один развитый транспортный
Иллюстрация 4. Новые южные границы Российской Федерации. Типы приграничного взаимодействия
узел Невель. Псковская область — единственный приграничный субъект Российской Федерации, граничащий с тремя государствами: Эстонией, Латвией и Белоруссией. С Белоруссией граничат Смоленская и Брянская области Российской Федерации. Каждая область имеет по крупному трансграничному коридору с прямым выходом к Москве, что определяет их стратегическое значение.
Наибольшее число новых приграничных субъектов Российской Федерации — шесть, имеют границы с Украиной, это: Брянская, Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области и Республика Крым. Эта граница в настоящее время приобретает «политический» характер со стороны Украины, которая начала строительство защитных сооружений. Она также не является естественной и не имеет четких природных рубежей. Более того, она разрезает единую систему расселения Донбасса, большая часть которого оказалась на территории Украины, а меньшая на территории Ростовской области Российской Федерации. Целесообразно формировать ее как мобильную «защитную» с контролем над крупными транспортными коридорами Орел — Киев и Курск — Белгород — Харьков, Ростов-на-Дону — Дебаль-цево — Донецк — Луганск — Мариуполь. Система расселения вдоль северной и восточной границы Украины в Российской Федерации развитая, с большим числом населенных пунктов в приграничной зоне.
Кроме этих общих особенностей нового приграничного расселения в Российской Федерации следует выделить появление в ее составе двух относительно изолированных территориальных образований-эксклавов. Один из них — это Калининградская область, а другой — недавно возвращенная в состав Российской Федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. В целом для истории России такие образования нехарактерны, ее территория практически на любом этапе развития представляла собой единый массив, внутренне связанный между собой сухопутными путями.
Как следствие распада СССР, на большом расстоянии от основной территории страны образовался Калининградский эксклав, находящийся внутри Евросоюза — межгосударственного политического образования, которое не допускает свободного передвижения по своей территории для российских граждан. В настоящее время для того, чтобы попасть на территорию этого эксклава по суше,
необходимо пересечь три государственные границы и пройти четыре таможенных досмотра. Единственной транспортной связью, не требующей пересечения государственной границы либо авиаперелета через пространство других стран, является паромная переправа через Балтийское море, требующая 36 часов времени в пути и осуществляемая раз в четверо суток. При этом Калининградская область представляет собой развитую региональную систему расселения с общей численностью около одного миллиона жителей, включающую в себя 22 крупных, средних и малых города, которая функционирует в значительной изоляции от окружающего расселения европейских стран и в тесной связи с расселением всей Российской Федерации. Обеспечение полноценного развития для такой системы расселения представляет собой сложную и во многом уникальную градостроительную задачу.
Республика Крым, вместе с городом Севастополь, находятся на значительно более близком расстоянии — они связаны с основной территорией страны Керченским проливом. Но специфика положения Крыма такова, что он является регионом, на который оказывается всестороннее давление со стороны Украины, вследствие чего жесткая «защитная» граница должна формироваться на границе Крыма с Украиной в районе Армянска. Существующие коммуникации с Крымом представлены воздушным и водным транспортом, они совершенно недостаточны для адекватного обеспечения глубокой интеграции региона в состав национальной системы расселения Российской Федерации. В силу своего геополитического расположения Крым сочетает в себе в высокой степени функции опорного военно-политического
плацдарма для контроля за регионом Черного моря и территории массового отдыха. Его региональная система насчитывает 37 городов и поселков городского типа. Длительное время она развивалась в отрыве от национальной системы расселения России, поэтому интеграция региональной крымской системы расселения в общероссийскую и одновременно — эффективное выполнение ее специфических задач представляет собой серьезную проблему.
В целом западная граница Российской Федерации характеризуется крайней неоднородностью по признаку характера трансграничного взаимодействия с соседними государствами. Кроме того, с течением времени наблюдается динамика в сторону ухудшения характера взаимоотношений. Единственный участок, который остается к настоящему времени «контактной зоной», — это российско-белорусская граница. На нем уже предпринимались попытки к созданию схемы территориального планирования трансграничного характера, которые бы рассматривали как единое целое системы расселения приграничных областей Российской Федерации и Беларуси. Данные проекты развивались под патронажем РААСН в период 2005-2010 гг., но дальнейшего развития не получили.
Следует также рассмотреть приграничное положение южных границ Российской Федерации, которые имеют два четко выделенных участка — кавказский и казахстанский (Иллюстрация 4). Эти участки имеют совершенно разный характер и в политическом, и в географическом аспектах. Кавказский участок границы с новым зарубежьем проходит по главному водоразделу Большого Кавказского хребта и отделяет Российскую Федерацию от стран За-
кавказья. Благодаря своей естественной разделительной функции, Кавказский хребет может считаться естественной геополитической границей России на этом участке. Такие границы образуются вдоль мощных природных рассечений — как правило, это горные хребты и крупные реки. При этом весьма разнородным является характер приграничного соседства по южной границе. Он определен соседством с Грузией, страной, настроенной в последние годы резко антироссийски, вплоть до прямого вооруженного конфликта в 2008 г., соседством с двумя частично признанными государствами — Абхазией и Южной Осетией, которые дружественны Российской Федерации, а также соседством с относительно нейтральным Азербайджаном.
В этом новом приграничном районе находятся важнейшие регионы Российской Федерации. В первую очередь, это Краснодарский край, который является крупнейшим сельскохозяйственным регионом, во многом определяющим продовольственную безопасность страны, а также выполняет роль ее курортной зоны. Центр курортной зоны г. Сочи расположен возле границы с Абхазией, а построенные олимпийские объекты находятся непосредственно в приграничной зоне. Кроме этого, в приграничной зоне оказалась целая группа национальных республик народов Северного Кавказа. Среди них находятся наиболее «сложные» субъекты Федерации — Чечня, Ингушетия и Дагестан, в которых были наиболее сильны сепаратистские тенденции. Неоднозначное приграничное соседство и внутренне напряженная обстановка делают данный участок новой границы Российской Федерации весьма сложным для своего обустройства.
В азиатской части страны образовалась новая граница с Казахстаном, которая является самой протяженной и захватывает собой пространство от Волги до Алтая. Огромное число российских регионов оказались приграничными благодаря ей — Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Оренбургская, Челябинская, Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская области, Алтайский край и Республика Горный Алтай. За исключением двух последних регионов все они долгое время находились на значительном удалении от государственной границы. Если новая западная граница вторглась в наибольшей степени вглубь страны на украинском ее участке, то южная граница наиболее глубоко проникла именно со стороны Казахстана. В результате новая граница стала рассечением единой некогда системы расселения Урала — Северного Казахстана, в которую входили Петропавловская, Павлодарская, Кустанайская, Кокчетавская, Восточно-Казахстанская области.
Сегодня интенсивные хозяйственные связи на этом направлении продолжают развиваться. Казахстан играет важную роль для Российской Федерации не только как поставщик важного и стратегического сырья, но и как страна, на территории которой расположен космодром Байконур. Через Казахстан проходят транспортные коридоры в страны Центральной Азии и активно развивающийся Шелковый путь. Все это говорит о необходимости развивать активное приграничное сотрудничество и создавать границу в режиме наибольшего благоприятствования. В проекте Схемы территориального планирования Курганской области, пограничной с Казахстаном, активно развивается зона приграничного сотрудничества с размещением совместных предприятий, увеличено число трансграничных переходов и создана система магистралей, обеспечивающих прямые связи с Тюменской и Свердловской областями, предусмотрены территории для размещения крупных логистических и таможенных центров.
Заключение
1 Государственная граница есть важнейший фактор формирования и развития приграничной системы расселения. Изменение государственных границ влечет за собой серьезные, порой фундаментальные сдвиги в структуре расселения. Изучение этих сдвигов представляет собой важную научную и практическую задачу, особенно актуальную для современной Российской Федерации, которая испытала драматическое изменение государственных границ.
2 Государственная граница является обобщенным понятием, заключающим в себе принципиально различные типы границы. Необходима их классификация в соответствии с политической и градостроительной практикой. В данной статье предложен первоначальный вариант такой классификации.
3 В зависимости от типа государственной границы, который реализуется на практике, необходим специфический комплекс мероприятий, в том числе и в части развития приграничного расселения. В Российской Федерации к решению данной задачи только предстоит приступить в условиях осложнения отношений со странами-соседями по бывшему СССР и их дифференциации, выражающейся в идущих одновременно противоположных процессах региональной интеграции с одними республиками (в рамках Союзного государства и Таможенного союза) и разрыва сложившихся экономических и политических отношений с другими.
4 Приграничное расселение в Российской Федерации значительно увеличило свою долю в общем расселении страны после распада СССР. Множество регионов, которые традиционно являлись «тыловыми», неожиданно оказались в новом приграничье и испытывают на себе многочисленные негативные эффекты от этого. В их числе и обнаруженный нами «краевой эффект», состоящий в распаде и опустынивании части системы расселения, разделенной новыми государственными границами.
5 Существует ряд особых приграничных регионов с уникальным геополитическим положением, адекватное градостроительное развитие которых представляет собой самостоятельную важную задачу теории и практики градостроительства. В первую очередь, это возникшие впервые в российской истории эксклавные территории, выполняющие ряд специфических функций и территориально оторванные от национальной системы расселения.
Список использованной литературы
1 Каплан Р. Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного. М. : КоЛибри, 2015. 383 с.
2 Карта Великой Китайской стены [Электронный ресурс]. URL: http://www.kulichki.com/~gumilev/maps /eab14. gif.
3 Карта линии Мажино [Электронный ресурс]. URL: http://rufort.info/library/karbishev/images/s007_all.gif.