Научная статья на тему 'Негативное воздействие искусственных границ на развитие системы расселения'

Негативное воздействие искусственных границ на развитие системы расселения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ / СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ НОВЫХ ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ / ИСКУССТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ / THEORY OF SETTLEMENT / THE SETTLEMENT SYSTEM OF THE NEW BORDER AREAS / THE DEVELOPMENT OF SPATIAL PLANNING DOCUMENTS FOR THE BORDER REGIONS / ARTIFICIAL BORDERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазаев Григорий Васильевич, Мазаев Антон Григорьевич, Верховых Елена Юрьевна

В статье рассматриваются градостроительные аспекты, связанные с изменением систем расселения в приграничных регионах Российской Федерации, возникших после распада СССР. Обозначены масштаб и характер возникших при этом проблем рассечение некогда единых региональных систем расселения, разрыв существовавших планировочных и хозяйственных связей и опустынивание новых приграничных территорий. Рассмотрена история возникновения новых границ России и показан их искусственный характер. На примерах из мировой практики показано, что искусственные границы вызывают деградацию системы расселения. © Мазаев Г. В., Мазаев А. Г., Верховых Е. Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мазаев Григорий Васильевич, Мазаев Антон Григорьевич, Верховых Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE IMPACT OF ARTIFICIAL BORDERS TO DEVELOPMENT OF SETTLEMENT

The article deals with urban planning aspects associated with the arrangement of regions for the new borders of the Russian Federation that emerged after the collapse of the USSR. Show the scale and nature of any problems with the cut-once unified regional systems of settlement, the gap existing ties and as a consequence of the edge effect that is Desertification new border regions. The history of the emergence of new Russian borders and shows them artificial. In the examples from world practice shows that the artificial boundaries cause the degradation of the settlement system.

Текст научной работы на тему «Негативное воздействие искусственных границ на развитие системы расселения»

Мазаев

Григорий

Васильевич

Заслуженный архитектор Российской Федерации, Заслуженный строитель Российской Федерации, академик РААСН, кандидат архитектуры, Главный градостроитель Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

e-mail: trebich.74@mail.ru

Мазаев Антон

Григорьевич

кандидат архитектуры, советник РААСН, зав. лабораторией Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

e-mail: uro-raasn@mail.ru

Верховых

Елена

Юрьевна

магистр УралГАХА, старший научный сотрудник Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

e-mail: elena_ver@mail.ru

УДК 711.4

МАЗАЕВ Г В. МАЗАЕВ А. Г ВЕРХОВЫХ Е. Ю.

Негативное воздействие искусственных границ на развитие системы расселения

В статье рассматриваются градостроительные аспекты, связанные с изменением систем расселения в приграничных регионах Российской Федерации, возникших после распада СССР. Обозначены масштаб и характер возникших при этом проблем — рассечение некогда единых региональных систем расселения, разрыв существовавших планировочных и хозяйственных связей и опустынивание новых приграничных территорий. Рассмотрена история возникновения новых границ России и показан их искусственный характер. На примерах из мировой практики показано, что искусственные границы вызывают деградацию системы расселения.

Ключевые слова: теория расселения, система расселения новых приграничных территорий, разработка документов территориального планирования для приграничных регионов, искусственные границы.

MAZAEV G. V, MAZAEV A. G, VERHOVIH E. Y.

NEGATIVE IMPACT OF ARTIFICIAL BORDERS TO DEVELOPMENT OF SETTLEMENT

The article deals with urban planning aspects associated with the arrangement of regions for the new borders of the Russian Federation that emerged after the collapse of the USSR. Show the scale and nature of any problems with the cut-once unified regional systems of settlement, the gap existing ties and as a consequence of the edge effect that is Desertification new border regions. The history of the emergence of new Russian borders and shows them artificial. In the examples from world practice shows that the artificial boundaries cause the degradation of the settlement system.

Keywords: theory of settlement, the settlement system of the new border areas, the development of spatial planning documents for the border regions, artificial borders.

После распада СССР значительное количество регионов Российской Федерации, ранее находившихся во внутренних районах страны, оказались приграничными. Их система расселения длительное время складывалась до этих перемен и по своей планировочной структуре была приспособлена для выполнения функций внутренних регионов: транспортная система имеет открытый характер, часть транспортной и инженерной инфраструктур проходит по территории сопредельных государств, что не обеспечивает их безопасного функционирования. Ныне она не отвечает возникшему приграничному положению. Для большей части новых

приграничных регионов не сформированы приграничные зоны, не произошли соответствующие изменения в их системах расселения. Ряд российских регионов оказался в положении эксклавов или полуэксклавов, для которых нужно разрабатывать особый режим функционирования их систем расселения. Подобное положение не отвечает требованиям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, что уже проявилось в ходе конфликтов на постсоветском пространстве.

Тема соответствия нового приграничного расселения Российской Федерации ее изменившемуся геополитическому положению весьма актуальна, но ее значение и масштаб недооценены.

Всего регионов Российской Федерации, ставших приграничными в результате распада СССР, насчитывается 30 из 85 или 35,2%. Их общая территория составляет 3 300 тыс. кв. км, а это почти 20% от общей площади Российской Федерации, что примерно равно общей совокупной площади стран Евросоюза. На территории этих регионов суммарно проживает 56 142 тыс. человек, или 38,8% населения страны. Для сравнения: эта величина превышает совокупное население Украины и Белоруссии. На территории этих регионов находится 440 городов и поселков с численностью населения более 10 тыс. жителей каждый, или 32,8% от общего числа таких городов и поселков в России. В них проживает 34750 тыс. жителей, или 31,4% всех горожан страны. В этих регионах находятся 8 из 14 крупнейших городов-миллионников, включая такие важнейшие центры, как Ростов-на-Дону, Воронеж, Волгоград, Самара, Челябинск, Омск и Новосибирск.

Острота проблемы нового приграничного расселения достигает наивысшей величины у городов и поселений, которые оказались прямо на линии границы — в приграничной зоне, где ограничена всякая обычная деятельность. Это 16 городов с общим числом жителей в 220 тыс. Их жители испытывают из-за новой геополитической реальности многочисленные повседневные трудности в передвижении и социальном обслуживании. В настоящее время приходится искать оперативные решения этих проблем. Например: «В Ростовской области завершено строительство дороги, которая позволит жителям добраться к нескольким приграничным пунктам Милле-ровского района в обход украинской территории. Ранее проживающие в них местные жители для проезда в город Миллерово или другие тыловые районы Ростовской области были вынуждены следовать транзитом через украинский населенный пункт Благовещенка, дважды пересекая государственную границу. Протяженность новой дороги составляет 5,3 километра» [1]. В последнее время государство вынуждено реагировать на эти обстоятельства. «В области также ведется строительство железной дороги в объезд Украины. Соответствующее распоряжение дал премьер-министр России Дмитрий Медведев в сентябре 2015 г. Новый участок строится между населенными пунктами Журавка (Воронежская область) — Миллерово (Ростовская область). Длина объездной ветки со-

ставит около 120 километров. Она заменит участок дороги в 26 километров, соединяющий Центральный федеральный округ и Ростовскую область через Луганскую область Украины вдоль границы с Россией» [1]. Приведенные сведения наглядно показывают масштаб проблем градостроительного обустройства нового российского приграничья, необходимого для обеспечения нормального функционирования сложившихся систем расселения.

Исторические особенности формирования современных границ Российской Федерации

Из всех новых границ, пожалуй, единственный «безбарьерный» участок — это российско-белорусская граница протяженностью 1 239 км из общей протяженности границ России с новыми государствами, равной 12 909 км, или 9,6% от ее длины. При этом общая длина новой границы России составляет примерно 58% от всей сухопутной границы, т. е. составляет более ее половины. Старые обустроенные границы составляют сегодня всего 42% сухопутной границы, остальные возникли по историческим меркам совсем недавно, по воле политиков, без всякой предварительной подготовки.

Сегодняшние границы Российской Федерации образовались в результате бурных политических событий XX в., которые, начиная с 1917 г., имели одну тенденцию: они неизменно приводили к уменьшению территории собственно России. Начиная с исчезновения в марте 1917 г. Российской империи, пошел процесс политического распада ее территории, который привел к отделению от нее ряда автономных территорий и превращению их в независимые государства. Факт их возникновения начал формировать границы собственно России.

Первым, кто вышел из состава исторической России, стала Польша, точнее, Царство Польское — автономная территория Российской империи в 1815-1915 гг. Вслед за ней независимость получило автономное Великое Княжество Финляндское, преобразованное в 1918 г. в Финляндскую республику. Особенностью Польши и Финляндии в составе Российской империи было наличие четко обозначенных границ, поэтому их выход стал ясно обозначенным отделением от России ряда ее западных территорий. На окраинах бывшей империи началось образование национальных государств, которые ранее никогда не существовали

и границы которых никак не были определены. К их числу относились республики Прибалтийского региона — Литва, Латвия и Эстония. В результате сложились новые северо-западные границы России, которая потеряла не только контроль над Прибалтикой, но и лишилась старинных русских городов-крепостей Ивангород и Печоры, отошедших к Эстонии.

Параллельно этому процессу получения независимости национальными окраинами шел еще один — создание на территории собственно России национальных советских республик и выделения им значительных российских территорий. Соотношение территории России и образуемых союзных республик показывает карта России в 19171922 гг. (Иллюстрация 1).

Самым крупным новым государственным образованием стала Украина. Серьезное отличие Украины от Польши и Финляндии состояло в том, что она не имела никаких четко обозначенных границ и представляла собой во многом абстрактное политическое понятие. Где именно проходили границы Украины, какие регионы в нее входили, не знал никто, и их установление явилось актом чистого произвола. В результате этого значительные территории, которые никогда не входили в территорию исторической Украины, были переданы ей. Прежде всего это относилось к Донбассу, большая часть которого была отдана Украине по идеологическим соображениям. «В состав СССР Украина вошла с солидным подарком — бывшей До-нецко-Криворожской республикой, которую Ленин отстегнул в порыве чувств — берите и украинизируйте!.. Странное решение о передаче Донбасса УССР московские товарищи мотивировали тем, что украинцы — сплошь селяне, и им надо укрепить рабочий элемент» [2]. Изъятие в пользу Украины значительных исконно российских территорий продолжалось и далее. В течение 1920-1930-х гг. продолжался непрерывный процесс передачи Украине отдельных районов и городов. Вот его хронология:

«За время существования УССР претерпела такие территориальные изменения:

В состав УССР за эти годы были включены из состава РСФСР: ♦ 1920 г.: юго-западная часть Области Войска Донского (Макеевка, Амвросиевка), часть территорий (Таганрог, Шахты) возвращены в 1924 г.;

' / - Г Урлш^ш НАМ. '1 ПОД

У//А I Т9И Т. В ¡9?! Г. " НцнгЛчв» Гг' ^ -ч .

Иллюстрация 1. Россия и ее границы в 1917-1922 гг. (по [3])

♦ 1920 г.: Станица Луганская Донской области с прилегающими территориями до реки Северский Донец;

♦ 1925 г.: Путивльский уезд (без Крупецкой волости), Крени-чанская волость Грайворонского уезда и две неполные волости Грайворонского и Белгородского уездов Курской губернии;

♦ 1926 г.: Троицкая волость Ва-луйского уезда Воронежской губернии, часть Донецкого округа Северо-Кавказского края (окраина Станично-Луганского района к востоку от реки Северский Донец);

♦ 1945 г.: село Дарьино-Ермаковка и поселок Кошары Красносулин-ского района Ростовской области» [3].

В результате за пределами России оказались многие территории, бывшие в ее составе начиная с XVI-

XVII вв., и исторически никогда не входившие в состав какого-либо другого государства. Единый промышленный район Донбасса оказался рассечен новыми границами на две неравные части — большая часть оказалась на Украине, а меньшая часть на территории Ростовской области Российской Федерации. При этом он продолжал функционировать весь советский период как единый народно-хозяйственный комплекс и стал одной из жертв возникновения новых границ после 1991 г.

Передача российских территорий Украине была увенчана передачей в 1954 г. Крыма (Крымской области из состава РСФСР), которая явилась примером самого грубого произвола союзного центра. Другой советской республике был передан целый российский регион, который вошел в состав России в конце XVIII столетия по итогам русско-турецких войн и соответствующих мирных договоров

и никогда не имел никакого отношения к Украине. Сделано это вопреки положениям советских же конституций СССР и РСФСР, указывающих, что изменение территории союзной республики невозможно без ее добровольного согласия.

Вторым новым государственным образованием на западных границах России стала Белоруссия (или Беларусь), которая была создана в качестве еще одной советской республики, провозглашена 01.01.1919 г. Данное государственное образование имело еще более неясные границы, чем Украина, и этот факт подтверждается их чрезвычайной неустойчивостью на раннем этапе существования Советской Белоруссии.

Новосозданное белорусское государство провозглашалось, упразднялось, снова провозглашалось, менялась его столица, а его территория была определена по итогам войны с Польшей в 1920 г. Первоначально

Белорусская ССР имела весьма незначительную территорию (см. п. 4. на Иллюстрации 1), поэтому по воле большевистского руководства она была существенно увеличена за счет России. «В марте 1924 г. решение о передаче 15 уездов и отдельных волостей Витебской, Гомельской и Смоленской губерний к БССР было принято ЦИК СССР и утверждено VI чрезвычайным съездом советов БССР... Уже 4 декабря 1926 г. секретарь ЦК ВКП(б) Николай Шверник проинформировал Гомельские губернский и городской комитеты КП(б) о присоединении Гомельского и Речицкого уездов к БССР. Таким образом, решения о расширении границ БССР и присоединении к ней восточных белорусских земель принимались в Москве. Территория БССР увеличилась на 15 727 км2, а население — на 649 тысяч человек» [4]. Практически вся территория нынешних Гомельской и Витебской областей вместе с их областными центрами была изъята у России и передана Белоруссии. В результате этого западные границы России на этом участке стали напоминать границы XVII столетия с Княжеством Литовским, а Смоленск впервые за 200 лет вновь стал приграничным российским городом.

На кавказском направлении в период 1918-1920 гг. возникли независимые государства — Грузия и Армения. В отличие от республик Прибалтики они не были признаны Советской Россией и в 1921 г. «советизированы». В 1922 г. все закавказские государственные образования сведены в ЗСФСР — Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, и в этом качестве они вошли в состав СССР. В 1936 г. произошло разделение ЗСФСР на Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую ССР. Граница между ними и Россией была в основном проведена по главному водоразделу Большого Кавказского хребта, что делало ее практически единственной, имеющей характер естественной границы среди современных границ Российской Федерации.

Формирование союзных республик продолжалось за счет выделения из состава РСФСР все новых территориальных образований, придания им вначале автономного статуса, а затем статуса союзной республики с правом выхода из Союза и превращения в полностью независимое государство.

На среднеазиатском направлении территории России подверглись самому радикальному сокращению

по сравнению со всеми остальными. В основном это выделение и повышение статуса происходило именно с территориями Средней Азии. Первоначально в состав РСФСР входила большая часть Средней Азии и весь нынешний Казахстан (Иллюстрация 1), имевший статус автономной республики в составе РСФСР. В результате так называемого национального размежевания все эти территории выведены из состава РСФСР, им был придан статус союзной республики. «Осенью 1924 года при национально-государственном размежевании Средней Азии южная часть Туркестанской АССР была выведена из состава РСФСР и разделена между новыми союзными республиками: Узбекской ССР (включая Таджикскую АССР) и Туркменской ССР. 5 декабря 1936 года, с принятием новой Конституции СССР, Казахская АССР выведена из состава РСФСР и преобразована в Казахскую ССР. Аналогичные действия были предприняты в отношении Киргизской АССР, ставшей Киргизской ССР. Тогда же Каракалпакская АССР выведена из состава РСФСР и присоединена к Узбекской ССР» [5]. Таким образом, после принятия в 1936 г. сталинской конституции СССР, Российская Федерация получила наиболее крупное сокращение по ее размерам за весь советский период. Единовременно из ее состава была исключена огромная территория Казахстана, который стал еще одной советской республикой с правом выхода из Союза.

В результате этого вновь возникшей границей была рассечена система расселения Южного Урала и Южной Сибири, несколько крупных городов, вместе с окружающими областями, освоенными в период русской экспансии в Сибирь в XVII-XVШ вв., оказались на территории новой союзной республики (Петропавловск, Кустанай, Кокчетав, Павлодар и ряд других). В составе единого союзного государства, когда границы имели административное значение, это положение не играло большой роли, но с распадом СССР превратилось в серьезную проблему. Был период, когда при железнодорожном движении по Транссибу, ветка которого заходила на территорию Казахстана, требовалось дважды пересекать государственную границу, нужен был загранпаспорт для поездки по России. Усложнились экономические связи, энергетика Уральского региона зависела от зарубежных поставок угля из Экибастуза, а газа из Бухары. За космодром Байконур пришлось платить арендную плату.

Искусственные границы — исторические прецеденты и их влияние на развитие расселения

Искусственные границы являются следствием политических перипетий, а также результатом военных конфликтов, и по своей сути представляют собой не что иное, как фиксацию на данной территории сложившегося на определенный момент баланса военных, экономических и политических сил. Такая фиксация может носить весьма экзотический характер, приводя к тому, что искусственные границы разрезают те или иные территории. В результате естественное пространственное развитие систем расселения прекращается. Сложившиеся некогда как единое целое локальные и региональные системы расселения распадаются на отдельные не связанные между собой фрагменты. В России такой тип формирования границ в силу исторических причин был весьма редким и трудно представимым на практике. Территория Российского государства в различные исторические периоды развивалась в виде цельного массива, без эксклавов, анклавов, заморских территорий, каких-либо искусственных границ. Однако современный период принес установление искусственных границ России на большом их протяжении, вызвав все характерные негативные последствия для развития систем расселения.

В мировой практике можно найти немало случаев, когда искусственные границы принимали поистине абсурдную форму, разрезая единые и давно сложившиеся системы расселения, в корне меняя их развитие. Обычно такие границы возникают как последствия острого политического противостояния между различными странами и существуют столько, сколько длится само это противостояние.

Наиболее известной в истории искусственной границей стала Берлинская стена, разделявшая в течение 28 лет на две части единый город Берлин, столицу Германии, в силу глубоких геополитических причин, приведших к феномену разделения европейского города, исторической столицы мощного европейского государства. Западный Берлин — это прецедент создания искусственных границ в крайне жесткой форме в рамках крупнейшего города. Жесткость искусственных границ характеризовалась полным разрывом на две изолированные части всей единой по определению городской инфраструктуры — улично-дорожной и транспортной сетей, включая под-

Иллюстрация 2. Город Берлин, разделенный Берлинской стеной — искусственной границей — на два отдельных сектора (по [6])

земный транспорт, разъединение всех ежедневных потоков передвижения людей в рамках двух частей города. Были перекрыты даже пути передвижения по рекам и озерам, включая подводные; разделены все энергетические и инженерные системы. Практически вместо единого города возникло два полностью автономных (Иллюстрация 2).

Какое воздействие оказало такое разделение единого города на две части в градостроительном развитии? Западный Берлин имел неясный политический статус, фактически это был так называемый «вольный город», при этом он функционировал как часть Западной Германии — по крайней мере, именно с ней он имел воздушное и железнодорожное сообщение, в отличие от окружающей его системы расселения Восточной Германии. Граждане ФРГ могли свободно жить в Западном Берлине, равно как и жители города могли в любое время переехать в ФРГ. Активно развивались и экономические связи, в результате чего возник эффект того, что город представлял собой изолированное территориальное образование с удаленной от него обширной метрополией.

«Западный Берлин — крупный промышленный центр (более 2 тыс. предприятий). Ведущие отрасли: электроника, приборостроение, машиностроение. Развиты строительная, химическая, пищевая и швейная промышленность. Более 86% продукции идет на экспорт. Вследствие односторонней ориентации на ФРГ (около 80% внешнеторгового оборота приходится на ФРГ) экономика Западного Берлина испытывает значительные затруднения и чувствительна к конъюнктурным колебаниям» [6].

В Таблице 1 [13] представлена динамика демографических изменений разделенных частей Германии в период 1960-1990 гг. По этим данным прослеживается четкая закономерность: чем большая часть населения оказалась на территории

одного из трех немецких государств, тем выше была демографическая динамика их развития. В ФРГ численность населения за указанный период выросла на 11,2%, в ГДР уменьшилась на 4,9%, а в Западном Берлине уменьшилась на 12,7%. При этом Западный Берлин получал существенные субсидии со стороны ФРГ, геополитически заинтересованной в сохранении контроля над частью бывшей единой столицы Германии. «Экономика Западного Берлина существует за счет постоянных дотаций и финансовых льгот, получаемых от ФРГ (в 1979 г. около 53% средств городского бюджета составили дотации ФРГ)» [6].

Такое серьезное сокращение численности населения изолированного города объяснялось низкой рождаемостью и высоким оттоком населения на территорию ФРГ. Географически стесненное положение в сочетании с политической напряженностью давали негативный демографический эффект, несмотря на то, что уровень жизни в городе был выше, чем в окружающей его ГДР. Пример Западного Берлина показывает, что искусственная «жесткая» граница может полностью разорвать единую планировочную систему и ведет к деградации всех ее некогда единых частей.

Таблица 1. Динамика демографических изменений частей Германии за 1960-1990 гг. (по [7])

Страна Численность населения, тыс. чел., год Прирост, %

1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 19501960 19601970 19701980

гдр — — — 18 387 17 241 17 058 16 737 16 400 -6,2 -1,1 -1,2

ФРГ — — — 47 847 53 224 58 523 58 661 59 220 11,3 10 0,2

Зап. Берлин — — — 2 108 2 199 2 128 1 900 1950 4,3 -3,2 -10,7

Иллюстрация 3. Чересполосная разбивка границы в районе Барле. Красным выделены участки бельгийской территории (по [9])

Барле: искусственные границы, доведенные до абсурда

В качестве наиболее абсурдного примера искусственных границ приведем анклав Барле (Нидерланды), на территории которого размещено множество микроскопических участков территории Бельгии. «Барле — поселок, разделенный между Бельгией (коммуна Барле-Хертог) и Нидерландами с населением более чем 9 000 жителей. Бельгийская часть поселка состоит из 22 анклавов, окруженных территорией Нидерландов. Часть нидерландской территории, в свою очередь, приходится на анклавы, расположенные внутри бельгийских анклавов. Общее число таких "анклавов-матрешек" составляет семь» (Иллюстрация 3) [9]. «Государственная граница в Барле, как правило, проходит по границам земельных участков. Однако иногда граница проходит несколько менее упорядоченно, и тогда в доме кухня может оказаться в Бельгии, а гостиная — в Нидерландах. Для упрощения было принято решение определять государственную принадлежность дома и гражданство его жителей по тому, в какой стране располагается его главная дверь. Государственная принадлежность дома маркируется рисунком соответствующего флага (черно-желто-красный для Бельгии и красно-бело-синий для Нидерландов) на номере дома» [7].

Возникновение ситуации связано с тем, что в данном месте произошло отождествление территории государства и территории частных владений и соответственно гра-

ниц этих территорий. «Происходит эта сложная ситуация из XII века. Борьба за власть между несколькими дворянами в 1198 году привела к тому, что один из них стал сюзереном второго и отдал часть земель, однако сохранил контроль за частью своих вассалов. Позже он получил независимость вместе с контролем своих вассалов. Позднее этот контроль был преобразован в право владения определенными землями» [8].

В настоящее время значимость государственных границ между странами-членами ЕС значительно снижена, начиная с 1995 г. они стали «прозрачными» для пересечения. Но даже сейчас фактор государственных границ имеет свое значение, что связано с различной юридической и нормативной базой, на основе которой осуществляется функционирование муниципального хозяйства и повседневная жизнь граждан. Крайняя запутанность границ на небольшом участке территории приводит ко множеству проблем и сложностей в простом функционировании городского хозяйства. Например, в пределах общины Барле действуют разные нормативы относительно времени функционирования ресторанов и увеселительных заведений. По одним нормативам они должны заканчивать свою работу существенно раньше, чем по другим. Поэтому по достижении «критического времени» столики в таких местах переносятся через государственную границу, т. е. на несколько метров.

Данный курьезный пример показывает, что искусственные границы, которые проведены абсолютно

произвольно, практически перестают быть границами в смысле эффективного средства разделения государств и установления различных правовых режимов по разным сторонам границы. Чрезмерно дробная и чересполосная граница становится в большей степени юридической абстракцией, мало влияющей на жизнь реального расселения, а если и влияющей, то в сторону значительного усложнения функционирования различных общественных функций.

Примеры подобной чересполосицы границ имеются и на различных участках новых границ Российской Федерации. Поэтому такой пример абсурдного установления границ затронул и отечественные реалии. Прежде всего это касается крупного эксклава — Калининградской области, которая оказалась отрезана от остальной части страны. Связь с ее территорией возможна только через страны Евросоюза, которые закрыты от России визовым барьером. До некоторой степени это аналогия ситуации с Западным Берлином. В состоянии «полуэксклава» находятся Крым и Севастополь со своей региональной системой расселения. Вдоль существующих искусственных границ возникает значительное количество фактических эксклавов — территорий, эффективная транспортная связь которых с остальной частью страны сильно затруднена. Примером тому служит ряд населенных пунктов вдоль российско-украинской границы в Донбассе, когда их жилая часть находится в России, магазин и школа — на Украине, а граница идет по оси улицы.

Заключение

1 Новые границы Российской Федерации, будучи искусственными, представляют значительную проблему для нормального развития национальной системы расселения. Масштаб этой проблемы и ее последствия сильно недооценены теорией и практикой градостроительства. Приграничное расселение в Российской Федерации значительно увеличило свою долю в общем расселении страны. Множество регионов, которые традиционно являлись «тыловыми», оказались в новом приграничье и испытывают на себе многочисленные негативные эффекты от этого.

2 Современные границы Российской Федерации сформировались в результате сложных политических процессов XX в., приведших вначале к распаду Российской империи, а затем Советского Союза. В результате этих процессов территория России постоянно сокращалась, ее части передавались вновь образуемым союзным республикам. При этом мало учитывались историческая принадлежность этих земель и состав их населения, что привело впоследствии ко многим социальным и политическим конфликтам.

3 Новые границы современной Российской Федерации являются искусственными по своей природе, они не закреплены природными рубежами либо однородными этническими группами, не учитывают сложившиеся системы расселения. Такие границы представляют собой значительное неудобство для полноценного развития существующего расселения как на региональном, так и национальном уровне. Появление искусственной границы, как правило, приводит к серьезному усложнению функционирования системы расселения, имеется прямая зависимость между степенью «барьерности» данной границы и степенью ее негативного воздействия. Наиболее негативные последствия возникновения искусственных границ испытывают территориально небольшие образования, чаще всего эксклавного характера, т. е. территориально отделенные от основной части страны.

4 Развитие систем расселения в зонах искусственных границ требует целенаправленного воздействия и единых принципов их планировочной организации.

Список использованной литературы

1 В Ростовской области построили дорогу в объезд Украины [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler. ru/politi cs/33779637/.

2 От Руси к Украине. Дары коммунизма [Электронный ресурс]. URL: http://sevkrimrus.narod. ru/texstes / ukrrssr.htm.

3 Украинская Советская Социалистическая Республика [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Украинская_ Советская_Социалистиче-ская_Республика.

4 Белоруссия [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki /Белоруссия.

5 Национально-территориальное размежевание в СССР [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ Национально-территориаль-ное_размежевание_в_СССР.

6 Западный Берлин [Электронный ресурс]. URL: http:// geo.historic.ru/enc/item/fD0/s00/m000013/.

7 Динамика численности населения Германии [Электронный ресурс]. URL: http://geolike.ru/page/gl_7697. htm.

8 Община Барле [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki /Барле.

9 Барле — кошмар пограничника [Электронный ресурс]. URL: http://isnt- it.appspot.com/%D0 %91 %D0 %B0 % D1 %80 %D0 %BB%D0 %B5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.