распространения слухов: предстоящие сокращения работников; изменения в структуре организации; грядущие перемещения и повышения; новые меры по наказаниям за опоздания; подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании; частная жизнь коллег. Поскольку по каналам слухов информация передается значительно быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители нередко пользуются первыми для запланированного распространения определенной информации. Этот тип коммуникаций и управления ими имеет большую практическую важность, но не рассматривался в данной работе, будучи предметом специального исследования.
Важную роль в системе коммуникаций в современных условиях играют инновационные коммуникации. Инновационные коммуникации и характерные для них отношения возникают там, где участники инновации вступают в рыночные отношения и обмениваются
информацией по предмету и объекту нововведения, а также (и это главное) разделяют будущий результат и несут риски, связанные с ним [3].
Таким образом, по существу управление коммуникациями (коммуникационный менеджмент) является фактором обеспечения эффективности деловых контактов. Под эффективностью деловых контактов будем понимать достижение результата по своевременному обеспечению матеральными ресурсами объектов строительства, в том числе новыми, инновационными, энергоэффективными материалами. То есть, чем меньше ресурсозатраты на организацию и осуществление целевых коммуникаций, тем эффективнее используемые механизмы коммуникационного менеджмента.
Статья публикуется в рамках выполнения соглашения №14.В37.21.2117 по мероприятию 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Библиографический список
1. Экономический словарь терминов по инвестиционно- сферой // Вестник ИрГТУ. 2008. №2. С.57-61. строительной деятельности. СПб.: ИСЭП РАН, 1996. 207 с. 3. Управление развитием и изменениями / под ред. Жуков-
2. Пешков В.В. Потенциал развития как основа формиро- ского. М.: ЛИНК, 1996. 315 с. вания стратегии управления инвестиционно-строительной
УДК 330.332.214
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
© В.В. Пешков1, И.Д. Матвеев2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены технологические блоки необходимых работ, объединенные в модули в целях удобства последующего моделирования организационно-технологических решений для целей инновационного развития. Предложены и исследованы принципы разработки технологии ситуационного управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы и их взаимосвязи. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: инновационное развитие; инвестиционно-строительная сфера; принципы; ситуационное управление; моделирование.
DEVELOPMENT PRINCIPLES OF SITUATION MANAGEMENT TECHNOLOGY FOR INVESTMENT AND CONSTRUCTION SECTOR INNOVATION DEVELOPMENT V.V. Peshkov, I.D. Matveev
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper examines the technological blocks of necessary works integrated into modules for the convenience of the subsequent modeling of organizational and technological solutions for innovative development. It proposes and studies the development principles of the situation management technology for the innovation development of the investment and construction sector and their relationships. 2 figures. 1 table. 3 sources.
Key words: innovative development; investment and construction sector; principles; situation management; modeling.
1 Пешков Виталий Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экспертизы и управления недвижимостью, e-mail: [email protected]
Peshkov Vitaly, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Real Estate Expertise and Management, e-mail: [email protected]
Матвеев Иван Дмитриевич, аспирант, e-mail: [email protected] Matveev Ivan, Postgraduate, e-mail: [email protected]
Инвестиционно-строительная сфера объединяет хозяйствующих субъектов самого различного назначения. Они представляют собой сознательно организованные системы. Эффективная реализация таких системных свойств, как целеполагание, наличие системы управления и ее организационная форма, требует их совместного рассмотрения. При этом ключевой характеристикой является целеполагание. Отраслевой разрез позволяет учесть степень достижения целевой экономической функции как результата функционирования капитала, обращающегося в сфере инвестиционной подготовки, строительства, капитального, текущего ремонта, эксплуатации и ликвидации жилья. Учитывая содержание организационно-функциональной структуры инвестиционно-строительной сферы [1.2], рассмотрим технологические блоки необходимых работ, объединяя их в модули в целях удобства последующего моделирования организационно-технологических решений для целей инновационного развития Иркутского строительного комплекса.
Комплекс работ (модуль) № 1. Преддоговорная работа. Этот комплекс работ предусматривает:
а) определение потребностей в работах и услугах инвестиционно-строительной сферы с разбивкой по классам объектов недвижимости, составу и срокам работ;
б) согласование инвестиционных планов с контрагентами, включая определение объемов ГЧП;
в) уточнение перечней «внешних» проектов и их заказчиков, графиков заключения договоров на очередной плановый период.
Комплекс работ (модуль) № 2. Подготовка и заключение договоров с участниками ДПС, трудовых соглашений (контрактов) с гражданами.
Данный комплекс работ включает:
а) проведение инвестиционных и подрядных тендеров;
б) выбор участников инвестиционно-строительных проектов, подготовку и заключение необходимых договоров, соглашений и контрактов по комплексу работ, определенных модулем 1.
Комплекс работ (модуль) № 3. Планирование выполнения работ по заключенным договорам.
На данной стадии проводится комплексное планирование исполнения обязательств, вытекающих из заключенных договоров, включая:
а) определение состава и последовательности работ, в том числе работ, выполняемых участниками подготовки и реализации инвестиционно-строительных программ и проектов;
б) составление плана-графика работ с определением исполнителей, включая внешних исполнителей;
в) разработка сметы расходов по каждой программе и проекту с определением источников и графика финансирования расходов;
г) определение потребностей в материально-технических и информационных ресурсах с уточнением источников их обеспечения.
Комплекс работ (модуль) № 4. Подготовка рабочих структур и исполнителей к выполнению работ по договорам.
Данный комплекс работ включает:
а) издание приказа о закреплении каждого строительного объекта за соответствующими хозяйствующими субъектами с доведением до целевых структурных подразделений, назначением руководителей инвестиционно-строительных проектов, а также закреплением сотрудников функциональных структурных подразделений;
б) установление заданий на выполнение работ целевым структурным подразделениям, а на их основе увязка действий во времени;
в) доведение вместе с заданием на выполнение работ участникам проекта, включая целевые структурные подразделения, смет и графиков финансирования расходов по выполнению установленного объема работ, а также порядка материально-технического обеспечения;
г) согласование формата и периодичности предоставления отчетов о выполнении работ, расходовании средств и материально-технических ресурсов;
д) организация работы Объединенных рабочих целевых структур по управлению проектами (ОР-ЦСУП), в том числе укомплектование их кадрами, инструктаж и обучение;
е) разработка Плана действий ОРЦСУП по реализации региональных инвестиционно-строительных программ и проектов.
Комплекс работ (модуль) № 5. Организация и координация выполнения работ по каждому проекту в соответствии с заключенными договорами.
Содержание работ на этом этапе индивидуально для каждого объекта и определяется применительно к укрупненному составу работ по внутренней перепланировке, текущему ремонту, профилактическому или капитальному ремонту, модернизации и т.п.
Комплекс работ (модуль) № 6. Финансирование работ.
Финансирование работ осуществляется на основании бюджетов инвестиционно-строительных проектов в соответствии с доведенной сметой и графиком финансирования расходов по объектам [3].
Комплекс работ (модуль) № 7. Материально-техническое обеспечение работ.
Материально-техническое обеспечение производится в соответствии с планом, доведенным в составе Задания на выполнение работ.
Комплекс работ (модуль) № 8. Контроль, учет, отчетность и анализ, корректировка планов выполнения работ по договорам.
Этот комплекс работ предусматривает ведение учета и предоставление отчетности о выполнении работ, контроль работ, анализ и корректировку планов выполняемых работ.
Комплекс работ (модуль) № 9. Отчет перед дольщиками инвестиционно-строительных проектов.
В зависимости от специфики и класса объектов, находящихся в различной стадии реализации, отчету подлежат обязательства по переданным в эксплуатацию и управление объектам.
Комплекс работ (модуль) № 10. Заключительные работы.
Заключительные работы предусматривают выполнение формальностей, связанных с закрытием Договоров между участниками ДПС, исполнителями и заказчиками (в том числе выполнение окончательных расчетов), подготовку и сдачу в установленном порядке отчетной документации.
Содержание указанных выше комплексов работ (модулей) определяет распределение функций между участниками инвестиционно-строительных проектов.
Взаимосвязь структурных блоков в рамках функциональных обязанностей на примере типового участника проекта представлена в таблице.
Независимо от типа проекта все они выполняются в соответствии со следующей универсальной последовательностью работ в рамках единого технологического цикла.
Проекция разработанных модулей по организации управления процессами подготовки и реализации инвестиционно-строительных проектов потребует учета, по крайней мере, следующих требований:
1. Необходимость рассмотрения сложных многопеременных связей как следствие специфики объекта управления, находящегося в исполнении множества участников с различными интересами, амбициями, планами, доходами, составом смет и др.
2. Учет нелинейности зависимостей между переменными, выражающийся, к примеру, в совершенно несравнимом уровне затрат для поддержания нормального функционального режима на объектах разного класса.
3. Рассмотрение различных возможностей и путей решения проблем организационного управления, имея в виду объективно присущее хозяйственным процессам в рыночной экономике свойство «эквифиналь-ности».
4. Учет динамичности условий функционирования, отражающей не только объективно обусловленные
Взаимосвязи структурных блоков по выполнению основных работ _в рамках функциональных обязанностей_
№ Работы Наименование структурных блоков
УПиСР ПО ПЭиФ БУРиН МиП УП ОиУС
1 Преддоговорная работа
2 Подготовка и заключение договоров
3 Планирование выполнения работ по заключенным договорам
4 Подготовка рабочих структур и исполнителей
5 Организация и координация выполнения работ по проектам
6 Финансирование работ
7 Материально-техническое обеспечение
8 Контроль, учет, отчетность и анализ, корректировка планов выполненных работ
9 Сдача работ заказчику
10 Заключительные работы
изменения и ценовые факторы, но и моду, вкусы, предпочтения пользователей жилья.
Многовариантность методов решения комплекса задач по организации управления инвестиционно-строительной сферой объективно приводит к необходимости разработки аппарата, предназначенного для рационального разрешения «узлов напряженности». В качестве такого аппарата могут выступать методы и средства проектирования технологии управления, а точнее одного из ее направлений - технологии решения ситуационных задач управления. Сложность операционных цепей процессов ситуационного управления, множество признаков и типов ситуаций, возможность возникновения последних на каждой стадии управления, в каждой подсистеме внешней и внутренней среды каждой из составляющих комплекса, в каждом компоненте этой среды, во взаимодействии компонентов - все это приводит к чрезвычайно большой размерности задачи разработки и реализации на практике технологии решения ситуационных задач управления. Поэтому решение подобной задачи может быть осуществлено только с использованием компьютерных систем.
Как показывает практика, ситуационный подход к разработке управленческой технологии эффективен лишь в том случае, если имеются:
классификатор ситуаций, характерных для данной области и ее производственной программы;
набор процедур, с помощью которого система управления способна удовлетворительно с точки зрения производственных и коммерческих интересов и поставленных перед ней целей отреагировать на возникшую ситуацию;
критерии выбора той или иной стратегии управления, полученные экспертным или другими методами.
Примечания: УПиСР - блок управления персоналом и социального развития; ПО - блок правового обеспечения; ПЭиФ - планово-экономический и финансовый блок; БУРиН - блок бухгалтерского учета, расчетов и планов; МиП - блок маркетинга и продаж; УП - блок управления проектами; ОиХр - блок организации и управления строительством. | | - головной исполнитель | | - соисполнитель | | - у
участие
Проведенный анализ позволяет предложить один из возможных вариантов со следующим перечнем проблем, решаемых при исследовании и разработке технологии решения ситуационных задач управления строительством, отраженных на рис. 1.
Практика показывает, что необходимо разрабатывать не одну общую, а совокупность управленческих технологий, соответствующих не только формальному (по источнику возникновения) и содержательному признакам ситуации, но и их разнообразию в рамках трех режимов функционирования:
1. Реализация заданной программы.
2. Развитие организации.
3. Управление переходными процессами.
Очевидно, определенная технология свойственна и разрешению тех ситуаций, которые, не будучи разрешены вовремя, переходят в класс более сложных или надобность в разрешении которых со временем отпадает. Более того, в рамках каждой технологии, характерной для определенной ситуации, существуют локальные технологические процессы, посредством которых осуществляются информационные процессы (переработка информации, ее фиксация и пр.) и вырабатываются решения и воздействия (распорядительство, мотивация и пр.).
Систематизация критериев
3.1
Структура и последовательность сбора исходных данных 41
Принципы разработки управленческой технологии 42
Этапы разработки и состав выполняемых работ
43
Инструментальные методы разработки технологии
44
Рис. 1. Модель процесса принятия инновационных решений по эффективному управлению предприятиями
инвестиционно-строительной сферы
Следует отметить, что не всякая даже самая совершенная управленческая технология может быть внедрена в хозяйственную деятельность в силу ограниченности имеющихся у нее трудовых и материальных ресурсов. Поэтому важно, чтобы технология решения ситуационных задач управления соответствовала требованиям и ограничениям, предъявленным плановым руководством, требованиям комплексности решений, экономии ресурсов и т.д. Одновременно при ее разработке следует руководствоваться определенными принципами, которые обусловлены общими требованиями к системе управления, в том числе к технологии управления в целом.
Что касается принципов разработки инновационных решений, то предлагается придерживаться:
- Во-первых, принципа оперативности. Как известно, временные интервалы процесса управления определяются производственными технологиями, производными от основных свойств инвестиционно-строительных проектов и форм воспроизводства недвижимости и параметрами изменения структуры по-
Начало
требностей в инвестиционно-строительной сфере. При этом если система управления срабатывает медленнее, чем требует ситуация, возникающая в связи с технологическим процессом производства, то она не успевает реагировать на отклонения. В этом смысле речь должна идти не о полной синхронизации производственных и управленческих технологий, а об опережении последней;
- Во-вторых, принципа устойчивости, имея в виду возможность изменения производственной специализации, реструктуризации инвестиционно-строительной сферы, формирования новых типов ДПС и т.д. Частота изменений может быть различной, а технология устойчивой;
- В-третьих, принципа регламентированности, отражающегося в уставе, положениях, инструкциях, законодательных актах, системе показателей, договорах и т.п. Иначе говоря, регламентация технологии должна отражать принятые нормы и правила хозяйствования;
Реализация принципа оперативн ости
Параметры технологии с позиции оперативности
Реализация принципа
устойчивости Параметры
технологии с позиции оперативности и устойчивости
Реализация
принципа
регламен тации
Параметры технологии с позиции оперативности, устойчивости и регламентации
Удовлетворен ие
принципа экон омичн ости
Параметры
технологии с позиции оперативности, устойчивости, регламентации и экономичности
Конец
Переоценка с точки зрения взаимовлияния оперативности и устойчивости
Переоценка с точки зрения взаимовлияния оперативности, устойчивости и регламентации
Переоценка с точки зрения взаимовлияния оперативности, устойчивости, регламентации и экономичности
Рис. 2. Взаимосвязи принципов разработки технологии ситуационного управления инвестиционно-строительной сферы
- В-четвертых, принципа экономичности, предопределяющего требование экономии всех видов ресурсов в решении не только конкретно-практических задач управления строительством, но и прогнозных, аналитических, учетных, контрольных и прочих задач управления.
Сочетание указанных принципов представляет собой сложную задачу. Анализ деятельности профильных компаний Иркутской области показал, что, например, предельно устойчивая технология не бывает ни оперативной, ни экономичной, хотя строго регламентируется. При ее предельной экономичности не обеспечиваются устойчивость и оперативность в реализации процессов управления. Строго регламентированная технология далеко не всегда отличается устойчивостью.
Имея в виду потенциал вероятностных методов в связи с вышесказанным, целесообразно попытаться вычислить ранг каждого принципа для инвестиционно-строительной сферы и ее системы управления.
Разработка технологии решения ситуационных задач управления - процесс цикличный: неаддитивность действия принципов требует проведения анализа эффективности проектов технологий на основе каждого из них. Учесть все принципы возможно лишь путем анализа единичных, двойных и других влияний каждого из принципов. Практически это можно сделать, учитывая вначале приоритетный принцип и проводя переоценку результата его использования при переходе к следующему (рис. 2). В этом случае можно достичь рационального сочетания параметров технологии управления.
Каждый из приведенных выше принципов разработки управленческой технологии можно детализировать.
Принцип оперативности проявляется в типизации процедур управления; использовании рациональ-
ных приемов выполнения управленческих операций; укрупнении операций и их блоков; механизации и автоматизации их выполнения; рациональной организации документооборота.
Принцип устойчивости заключается во взаимозаменяемости блоков управленческих процедур в зависимости от изменения признаков ситуаций; единой структуре информационной базы; использовании единого носителя информации; применении многофункциональных технических средств управления; повышении квалификации управленческого персонала.
Принцип регламентации охватывает соблюдение иерархических и функциональных связей системы управления; стабильность и качество хозяйственных связей; правовую регламентацию; регламентацию процедур и операций.
Принцип экономичности состоит в экономии трудовых и материальных ресурсов; использовании управленческого персонала в соответствии с его квалификацией; равномерной загрузке управленческого персонала; разработке универсальных программ и методик.
Разумеется, учет названных принципов предполагает использование обширного арсенала инструментальных средств проектирования технологий управления. В то же время использование современных информационных технологий решения ситуационных задач управления инновационным развитием инвестиционно-строительной сферы целесообразно ориентировать на разработку инструментальных средств диалогового общения. Пользователю моделей важно имитировать различные варианты реализации своей стратегии и тактики, а также прогнозировать развитие.
^атья публикуется в рамках выполнения соглашения №14.В37.21.2117 по мероприятию 1.4 ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».
Библиографический список
1. Пешков В.В. Потенциал развития как основа формирова- З.Пешкова М.В. Инновации и инвестиционная привлека-ния стратегии управления инвестиционно-строительной тельность жилищного строительства // Вестник Иркутского сферой // Вестник ИрГТУ. 2008. №2. С.57-61. государственного технического университета. 2011. №1.
2. Яськова Н.Ю. Развитие концептуальных положений С.190-195. управления процессами инвестиционной деятельности //
Вестник ИрГТУ. 2012. №11. С.278-280.
УДК 796.51:379.85
ТЕОРЕМА МНОГОАСПЕКТНОСТИ ОТДЫХА ЧЕЛОВЕКА
1 9
© Н.М. Пожитной1, В.М. Хромешкин2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В ходе доказательства теоремы многоаспектности отдыха рассмотрено, как отдых, будучи «вещью в себе», превращается в «вещь для нас». Доказательство этой теоремы представляется мировоззренчески целесообразным в связи с многофакторностью естественно-социальных условий организации отдыха и неоднозначностью его
1Пожитной Николай Михайлович, кандидат философских наук, доцент, тел.: 89149300658. Pozhitnoi Nikolai, Candidate of Philosophy, Associate Professor, tel.: 89149300658.
2Хромешкин Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149204808, e-mail: [email protected]
Khromeshkin Valery, Candidate of Geography, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89149204808, e-mail: [email protected].