Научная статья на тему 'Внутренний потенциал муниципальных автономных учреждений как элемент инновационного управления бюджетной сетью'

Внутренний потенциал муниципальных автономных учреждений как элемент инновационного управления бюджетной сетью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / МЕХАНИЗМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / КОММЕРЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ECONOMY / AUTONOMOUS INSTITUTION / SOCIAL INNOVATIONS / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS / MECHANISMS OF MARKET ECONOMY / COMMERCIAL ADAPTATION OF AUTONOMOUS INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимович Яна Александровна

Данная статья посвящена исследованию особенностей внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений как элемента инновационного управления бюджетной сетью. Выявлены проблемы, существенно затрудняющие процесс развития автономных учреждений. Также определены возможные перспективы совершенствования деятельности автономных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNER POTENTIAL OF MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTIONS AS BUDGET NETWORK INNOVATION MANAGEMENT ELEMENT

This article studies the features of the inner potential of operation and development of autonomous municipal institutions as an element of innovative management of budget network. The problems that significantly complicate the progress of autonomous institutions are identified. Possible prospects to improve the activity of autonomous institutions are determined as well.

Текст научной работы на тему «Внутренний потенциал муниципальных автономных учреждений как элемент инновационного управления бюджетной сетью»

характеризуется отсутствием комплексности и согласованности [5].

Законодательству необходимо совершенствование в части использования объектов интеллектуальной собственности. Показатели использования объектов интеллектуальной собственности до сих пор остаются низкими. Так как основная часть научных исследований финансируется за счет государственных заказов, необходима разработка специального закона, который будут комплексно регулировать использование интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте. На первоначальном этапе необходимо разработать специальный закон об использовании результатов интеллектуальной деятельности для государственных нужд, регулирующий права и вызывающий заинтересованность авторов в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, полученных по государственному контракту. Также при постановке предприятием результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов возникает объект обложения налогом на имущество организаций, что ощутимо увеличивает расходы организации. В этой части необходимо уменьшение налоговой базы на величину балансовой стоимости при их постановке на учет в качестве нематери-

альных активов.

Для повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий по обеспечению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности руководителям предприятий необходимо расставить следующие приоритеты, а именно:

- обеспечить заинтересованность авторов - работников малых инновационных предприятий в создании конкурентоспособных результатов интеллектуальной деятельности, для этого необходимо разработать оригинальную систему стимулирования;

- проводить еще до начала выполнения изобретательской деятельности маркетинговые исследования, с целью выявления востребованности будущих технологий, а также придания им свойств, обеспечивающих высокую конкурентоспособность на рынке;

- наладить взаимодействие с патентными службами для более эффективного обеспечения правовой охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности;

- повышать грамотность персонала в сфере интеллектуальной собственности.

Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки Российской Федерации по Соглашению №14.В37.21.0496

Библиографический список

1. Годовой отчет о деятельности Роспатента за 2011 год [Электронный ресурс]: http://www.rupto.ru/rupto/portal/ de8f69c8-8d31 -11 el -1 ed9-9c8e9921 fb2c#1, (дата обращения 25.04.13)

2. The WIPO Statistical Country Profiles provide Intellectual Property information for around 190 countries. [Электронный ресурс]: http://www.wipo.int/ipstats/en/statistics/patents/ (дата обращения 25.04.13)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. ч.4. ст.1373

М.: Патент, 2007. 136 с.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Доступ из информ.-правового портала «Гарант» (дата обращения 15.05.13).

5. Бовкун А.С. О формировании нормативно-правовой базы инновационной деятельности в России // Журнал экономической теории. 2012. №4. С. 96-102.

УДК 336.13.131

ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ МУНИЦИПАЛЬНЫХ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СЕТЬЮ

© Я.А. Ефимович1

Братский государственный университет, 665709, Россия, г. Братск, ул. Макаренко, 40.

Данная статья посвящена исследованию особенностей внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений как элемента инновационного управления бюджетной сетью. Выявлены проблемы, существенно затрудняющие процесс развития автономных учреждений. Также определены возможные перспективы совершенствования деятельности автономных учреждений. Ил. 4. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: экономика; автономное учреждение; социальные инновации; финансово -хозяйственная деятельность автономных учреждений; механизмы рыночной экономики; коммерческая адаптация автономных учреждений.

INNER POTENTIAL OF MUNICIPAL AUTONOMOUS INSTITUTIONS AS BUDGET NETWORK INNOVATION MANAGEMENT ELEMENT Ya.A. Efimovich

Bratsk State University,

40 Makarenko St, Bratsk, 665709, Russia.

1Ефимович Яна Александровна, аспирант, тел.: 89834169588, e-mail: jana_efimovich@rambler.ru Efimovich Yana, Postgraduate, tel.: 89834169588, e-mail: jana_efimovich@rambler.ru

This article studies the features of the inner potential of operation and development of autonomous municipal institutions as an element of innovative management of budget network. The problems that significantly complicate the progress of autonomous institutions are identified. Possible prospects to improve the activity of autonomous institutions are determined as well. 4 figures. 10 sources.

Key words: economy; autonomous institution; social innovations; financial and economic activities of autonomous institutions; mechanisms of market economy; commercial adaptation of autonomous institutions.

Сегодня в рамках динамичного развития социальной политики, а также функционирования нового социально ориентированного мышления, социальная сфера приобретает все более четкие структурные очертания как особый вид профессиональной, научной и образовательной деятельности. Очевидно, что современным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, прогнозировать тенденции грядущих изменений. В ходе решения обозначенной задачи, разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере. Именно они определяются учеными как социальные инновации (от лат. «mnovatю» - введение в практику нового). Однако на сегодняшний день практически отсутствуют инновационные разработки в сфере совершенствования работы автономных учреждений. Более того, подобная тенденция прослеживается как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, что, в свою очередь, обуславливает актуальность рассматриваемой в данной научной статье темы. Отметим, что в качестве примера социальных инноваций можно выделить представленный нами анализ внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений с целью увеличения уровня их конкурентоспособности, как субъектов рыночных отношений.

Таким образом, целью настоящей статьи является формирование механизма исследования внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить роль социальных инноваций в современной научной среде;

2) выделить направления и критерии исследования муниципальных автономных учреждений;

3) разработать ключевые показатели, отражающие уровень эффективности функционирования муниципальных автономных учреждений;

4) сформировать механизм исследования внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений.

Прежде всего «...понятие «социальная инновация» можно определить как сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующееся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющее целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере» [1, с. 81]. В то же время важно отметить, что «...социальные инновации имеют ряд особенностей по сравнению с материально-техническими. Если

первые являются, как правило, результатом коллективного творчества, то при разработке материально-технических инноваций преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, отдача от социальных инноваций несколько отдалена во времени, их эффект не проявляется быстро и не носит конкретного характера, что зачастую характерно для материально-технических новшеств. Спецификой социальных инноваций являются также их более четкая обусловленность внешней средой, более широкая сфера применения в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации» [1, с. 81-82]. Многоаспектность явлений общественной жизни обуславливает и многообразие социальных инноваций. Так, исходя из определения уровня и объема социальных инноваций, можно выделить инновации федерального уровня, направленные на решение общегосударственных проблем, а также региональные и местные инновации, регламентирующие порядок разрешения «локальных» задач. Согласно областям общественной жизни, социальные инновации принято подразделять на политические, экономические, инновации в культурно-духовной сфере, в социальных структурах и институтах. В соответствии со структурой общественной жизни в целом, основными элементами которой являются образование, здоровье, культура, спорт, занятость населения, пенсионное обеспечение и т.д., можно выделить управленческие, образовательные, правовые социальные инновации и др.

Говоря об особенностях взаимодействия муниципальных автономных учреждений с органами власти, обратим внимание на особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей принципы формирования муниципального задания и его финансового обеспечения (на примере г. Братска). Вполне очевидно, что Постановления [2, 3, 4] базируются на соответствующих положениях Федерального законодательства [5, 6], предусматривающего ежеквартальный (текущего финансового года) и ежегодный (отчетного финансового года) контроль за ходом выполнения муниципального задания. Таким образом, схематично процесс финансового обеспечения выполнения муниципального задания можно охарактеризовать посредством следующих основных этапов: муниципальное образование (МО) при решении ряда задач (преимущественно относящихся к обеспечению населения социально значимыми услугами) создает муниципальные бюджетные и автономные учреждения (в данном случае интерес представляют автономные) и посредством муниципального задания предоставляет необходимый «минимум» тех или иных услуг, обеспечивая при этом выполнение задания имуществом,

переданным учреждению на праве оперативного управления, а также субсидиями из бюджета муниципального образования на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием (в соответствии с заданием) муниципальных услуг (выполнением работ) (рис. 1).

* *

Муниципальное

к

А

>

Бюджетное

финансиро-

вание

< -Л

Рис. 1. Процесс финансирования муниципального задания

Стоит отметить, что функция финансового контроля заложена непосредственно в процесс выполнения муниципального задания, иными словами, контроль не определен как самостоятельно протекающий процесс, что лишает его столь необходимого на сегодняшний день свойства, как оперативность, т.е. при существующем регламенте невозможно осуществлять текущий, к примеру, еженедельный контроль за расходованием бюджетных средств, что, в свою очередь, как правило, приводит к нецелевому, или же неэффективному управлению денежными ресурсами. В итоге не выполняется основная цель, с которой и создавались автономные учреждения - эко-

номия и более эффективное распределение бюджетных средств. Среди недостатков применяемых сегодня типовых форм отчетности [2, 3, 4, 7, 8] можно выделить также и отсутствие достаточного внимания развитию (как количественному, так и качественному) дополнительных платных услуг. Так, согласно [2, 8], больший акцент направлен на расчет показателей, характеризующих объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания (расчет значений - план/факт), а также предельных цен (тарифов) на оплату муниципальных услуг (работ); пример показателей, характеризующих качество муниципальной услуги (работы) не представлен.

Полагаем, что необходимо модифицировать существующую сегодня процедуру финансирования государственного (муниципального) задания (в данном случае научный интерес представляет муниципальное задание), а также методы контроля над процессом его выполнения (рис.2).

Прежде всего для осуществления текущего контроля необходимо заменить существующее муниципальное задание комплексной ведомственной объектной целевой программой, позволяющей не только проводить оперативный контроль целевого расходования бюджетных средств, но и корректировать статьи расходов «в процессе» исполнения программы.

Далее в качестве показателей, характеризующих количество дополнительных платных услуг, автор предлагает использовать коэффициенты, отражающие отношение вновь созданных платных услуг к общему числу оказываемых услуг, динамику роста объемов внебюджетного финансирования, процентную долю доходов от оказания дополнительных платных услуг в общем объеме внебюджетных поступлений и др.

Имущество

Рис. 2. Модифицированная модель финансирования муниципального задания

Среди показателей, отражающих качество предоставляемых услуг, автор рекомендует применять коэффициенты, представляющие собой отношение числа жалоб (положительных отзывов) к общему количеству предоставленных услуг (к примеру, за месяц). Если же детализация услуг невозможна (наибольшее проявление присутствует в сфере образования), то необходимо проводить расчет коэффициентов «потребительского удовлетворения услугой», исходя из количества потребителей, полностью удовлетворенных качеством услуги, к общему числу потребителей. Логично, что подобную информацию можно получить, проводя анкетирование (или устный опрос), к примеру, раз в три месяца, что позволит более тщательно обработать информацию и сделать соответствующие выводы с целью улучшения качества предоставляемых услуг. Важно отметить, что подобная процедура обеспечивает рост конкурентоспособности автономного учреждения в целом, что особенно ценно для него (учреждения) как субъекта не только бюджетных, но и рыночных отношений. Очевидно, что обозначенные корректировки как количественного, так и качественного анализа услуг должны отражаться отдельно в соответствующих документах.

Таким образом, в целях стимулирования роста уровня конкурентоспособности муниципальных автономных учреждений, автор предлагает модифицировать применяемый сегодня план ведения финансово-хозяйственной деятельности муниципальных автономных учреждений (далее - План). Для более наглядного представления целесообразно схематично изобразить содержательную часть Плана (для муни-

ципальных учреждений), представляющую наибольший научный интерес (рис. 3).

В качестве очевидного недостатка применяемого сегодня Плана можно выделить «обобщенный» учет финансовых показателей автономного учреждения, как в рамках выполнения задания, так и в рамках предоставления дополнительных платных услуг. Подобная структура Плана не позволяет оценить коммерческую значимость той или иной услуги, ее вклад в объем внебюджетных источников финансирования. Более того, невозможно осуществлять текущий оперативный контроль над целевым расходованием бюджетных средств, обеспечивающих процесс выполнения муниципального задания, также трудности возникают при учете издержек, связанных с предоставлением дополнительных услуг.

Модифицированный автором План также целесообразно представить в графическом виде (рис. 4).

Очевидно, что предложенная автором комплексная программа позволяет одновременно осуществлять текущий контроль как эффективности управления муниципальным имуществом, переданным учреждению на праве оперативного управления, так и динамики показателей дебиторской задолженности и обязательств. Более того, разработанная программа включает в себя методику коммерческой адаптации автономных учреждений, что на сегодняшний день необходимо для развития учреждений бюджетной сети в целом, а также качества предоставления социально значимых услуг в частности. Отметим, что представленная комплексная программа может быть также использована и в отношении государственных автономных учреждений.

Содержательная часть

Текстовая часть

Табличная часть

- цели и виды деятельности учреждения;

- перечень услуг (работ), предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

- общая балансовая стоимость недвижимого имущества на дату составления Плана (учет и муниципального имущества, и приобретенного за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности;

- общая балансовая стоимость движимого муниципального имущества на

дату составления Плана, в т. ч. особо ценного.

Показатели финансового состояния:

- нефинансовые активы (учет стоимости муниципального имущества и приобретенного за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности);

- финансовые активы (учет дебиторской и кредиторской задолженностей по статьям, за счет средств бюджета МО, а также средств, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности).

Показатели по поступлениям и выплатам:

- субсидии на выполнение задания и иные цели;

- поступления от платной и иной приносящей доход деятельности и др.

- выплаты (в рамках выполнения задания, а также дополнительных платных услуг).

Рис. 3. Структура содержательной части плана ведения финансово-хозяйственной деятельности

муниципальных автономных учреждений

Рис. 4. Комплексная ведомственная объектная целевая программа

Общеизвестно, что процесс ценообразования в условиях рыночной экономики - один из наиболее значимых факторов, определяющих эффективность работы предприятия (в данном случае, автономного учреждения, разрабатывающего дополнительные платные услуги).

На сегодняшний день процесс ценообразования в автономных учреждениях приобретает все большую значимость, поскольку потребители все чаще начинают обращать внимание на соотношение цены и ценности (или «полезности») той или иной услуги, что, в свою очередь, обусловливает возрастание роли процесса ценообразования как элемента методики коммерческой адаптации муниципальных автономных учреждений. Одновременно стоит отметить, что положительная динамика данного соотношения зависит не только от непосредственного снижения уровня переменных издержек, но и от систематизированного комплекса мер, направленных на активное внедрение маркетинговых методов исследования процесса ценообразования.

Как известно, в современном маркетинге принято выделять затратный и рыночный методы ценообразования, каждый из которых включает в себя ряд специализированных процессов. Проецируя возможность применения обозначенных методов автономными учреждениями при определении цен для платных услуг, поясним, что на первоначальном этапе автор рекомендует проводить учет затрат и калькуляцию себестоимости внедряемых платных услуг.

Рыночные методы ценообразования, ориентированные на потребителей, или уровень цен основных конкурентов стоит применять только после прочного проникновения на рынок дополнительных платных услуг. При этом в ходе реализации затратного метода, на наш взгляд, предпочтительнее использовать метод прямых (или предельных) затрат, суть которого заключается в «...установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли» [9]. В данном случае постоянные издержки учреждения при создании дополнительных услуг не распределяются согласно отдельным услугам (работам), а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными издержками на создание услуг. Указанная разница есть не что иное, как «добавленная» или «маржинальная» прибыль. Обратим внимание, что реализация услуг (выполнение работ) согласно цене, рассчитанной по методу прямых затрат, эффективна на стадии насыщения, при которой главная задача учреждения - сохранить объем реализации на определенном уровне.

Одновременно важно помнить, что основная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены, в то время как ценность услуги для потребителя определяет высший предел цены на нее. Именно поэтому в процессе проникновения на рынок дополнительных платных услуг автономным учреждениям необходимо внедрять рыночные методы ценообразования, в част-

ности, уместно применение методов определения цен с ориентацией на ощущаемую потребителем ценностную значимость товара (в данном случае, услуги), а также следования за лидером (ориентация на конкуренцию).

Как известно, успешное развитие муниципальных автономных учреждений невозможно без квалифицированного персонала. Очевидно, что необходимость автономных учреждений функционировать, в том числе и в рыночной среде, требует от руководителей умения формировать не только профессиональные качества сотрудников, но и их заинтересованность в работе в данном учреждении. В данном случае, на наш взгляд, необходимо применять рыночный подход к управлению персоналом, тщательно продумывая, какие именно специалисты важны учреждению и как надолго можно реализовывать целевые программы, позволяющие удерживать того или иного талантливого работника. В подобной ситуации большинство учреждений полностью полагается на систему вознаграждений. Но компенсации - это лишь один из многих механизмов удержания сотрудников. Чтобы сократить текучесть кадров, можно пересмотреть распределение работ. Также можно повысить мотивированность, заинтересовав сотрудника участием в конкретном проекте или рабочей группе.

При этом, чтобы перейти на новую стратегию, нужно признать, что ситуация изменилась: определяющее воздействие на карьерные перемещения современного сотрудника оказывает уже не учреждение, а рынок. И для того чтобы успешно конкурировать, разрабатывая новые услуги (работы), автономным учреждениям «...стоит внедрять системную модель планирования, позволяющую прогнозировать потребности в работниках и объемы потерь» [10]. С ее помощью руководители муниципальных автономных учреждений могут разрабатывать узконаправленные программы привлечения и удержания кадров и продумывать экономичные решения для нейтрализации возможных «прорывов». Обозначенная модель также обеспечивает механизм для постоянного контроля над эффективностью решений, принимаемых кадровой службой, что имеет большое значение при работе с персоналом в условиях нестабильности рынка труда.

Интеграция неэкономических принципов стимулирования в развитии кадровой политики (грамоты, листы благодарности, публичная похвала, всеобщее признание и др.) в существующем сегодня механизме вознаграждения труда также может рассматриваться в качестве метода рыночного управления персоналом. Поясним, что при применении экономического метода руководитель учреждения должен уметь правильно позиционировать премию в сознании

работника, т.е., к примеру, «...премия, которую «платят всегда», не будет считаться мотивирующим фактором - в этом случае она будет восприниматься всего лишь как часть зарплаты. Чтобы оградить учреждение от такой, к сожалению, весьма распространенной ошибки, руководителю следует помнить, что премия сотруднику - это реализация с помощью денег его потребности в уважении и самовыражении» [10]. Причем можно явно обозначить качества сотрудника, полезные для учреждения, и вознаграждать за их появление (к примеру, инициативность и активность в работе, самообразование и др.). Действенной премия будет и при использовании ее в качестве альтернативы штрафам.

Таким образом, формирование механизма исследования внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений состоит из следующих основных элементов:

1. Анализ взаимосвязи автономных учреждений с органами местной власти (преимущественно через нормативно-правовую базу, регламентирующую финансово-хозяйственную деятельность учреждений).

2. Совершенствование финансового обеспечения выполнения муниципального задания, а также учет развития дополнительных платных услуг.

3. Определение перечня показателей, характеризующих уровень эффективности функционирования учреждений, а также отражающих степень коммерциализации муниципальных автономных учреждений.

4. Анализ особенностей методов ценообразования, применяемого автономными учреждениями как субъектами рыночных отношений.

5. Анализ возможностей внедрения рыночных принципов управления кадровой политикой в автономных учреждениях.

В заключение отметим, что предложенное автором исследование внутреннего потенциала функционирования и развития муниципальных автономных учреждений представляет собой одно из направлений в рамках создания комплексной технологии коммерческой адаптации муниципальных автономных учреждений, что, в свою очередь, является объективной необходимостью, призванной решить ряд существующих сегодня проблем в сфере управления бюджетным сектором. Речь, прежде всего, идет об отсутствии оперативного контроля за целевым расходованием бюджетных средств, одновременно наблюдается отсутствие систематизированной методики рыночной адаптации автономных учреждений. Очевидно также и недостаточное внимание к вопросам финансовой стратегии в рамках процесса формирования и реализации дополнительных платных социально значимых услуг.

Библиографический список

1. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. Серия «Высшее образование». М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.

2. Постановление Администрации муниципального образования г. Братска от 13. 01. 2011г. № 34 «Об утверждении Положения о порядке формирования, организации контроля и финансового обеспечения выполнения муниципальных

заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) для муниципальных учреждений города Братска»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013). 3. Постановление Администрации муниципального образования г. Братска от 13. 01. 2011г. №35 «Об утверждении Порядка определения объема субсидий муниципальным

бюджетным и автономным учреждениям на иные цели из бюджета города Братска и условий их предоставления»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Постановление Администрации муниципального образования г. Братска от 13.01.2011г. №36 «Об утверждении Порядка определения объема субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета города Братска на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), и условий их предоставления»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

6. Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81 н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

7. Постановление Администрации муниципального образо-

вания г. Братска от 22.12.2011 г. № 2825 «Об утверждении объемных показателей муниципальных услуг и муниципальных работ, оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Братска за счет средств бюджета города Братска, на 2012 год»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

8. Постановление Администрации муниципального образования г. Братска от15.05.2012 № 906 «О внесении изменений в Положение о порядке формирования, организации контроля и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) для муниципальных учреждений города Братска, утвержденное постановлением администрации муниципального образования города Братска от 13.01.2011 № 34»: URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).

9. URL: http:// www.costinfo.ru_(дата обращения: 30.04.2013).

10. Как найти и удержать лучших сотрудников / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 213 с. (Серия «Классика Harvard Business Review»).

УДК 796.51:379.85

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ ОТДЫХА

© М.А. Зайцев1, Н.М. Пожитной2, В.М. Хромешкин3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Теоретические вопросы экзистенции, социальной структуры и ценностей отдыха рассмотрены как отражение материальной и духовной сущности жизнедеятельности человека. Выдвинута идея модернизации представлений о роли отдыха человека в современном естествознании на основе теории отдыха. Представлены результаты разработки основ теории отдыха. В научную терминологию введены новые понятия теории отдыха: отдых, социальная структура отдыха, история развития отдыха в Земной цивилизации, ценности отдыха, жизнеобеспечение отдыха и др. На основе ценностного подхода предложены общие концепции реального, идеального и справедливого отдыха. Ил. 3. Библиогр. 26 назв.

Ключевые слова: отдых - предмет исследования; специфика диалектико-материалистического отражения явления отдых; инвариантность отдыха; экзистенция; социальная структура и ценности отдыха; принципы, теоремы и аксиомы теории отдыха.

SUBJECT MATTER AND METHODOLOGICAL ESSENCE OF REST THEORY M.A. Zaitsev, N.M. Pozhitnoi, V.M. Khromeshkin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article considers the theoretical issues of existence, social structure and values of rest as a reflection of the material and spiritual essence of human vital activity. It advances an idea of the modernization of the conception of human rest role in modern natural history based on the theory of rest. The results of developing the bases of the theory of rest are presented. New concepts of the theory of rest are introduced into the scientific terminology: rest, social structure of rest, history of rest development in Terrestrial civilization, values of rest, life support of rest and others. General conceptions of real, ideal and equitable rest are proposed on the basis of value approach. 3 figures. 26 sources.

Key words: rest as a subject of research; features of dialectical and materialistic reflection of the phenomenon of rest; invariance of rest; existence, social structure and values of rest; principles, theorems and axioms of rest theory.

1Зайцев Михаил Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 83952405095

Zaitsev Mikhail, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: 89501460816, email: zaytsevma1956@mail.ru

2Пожитной Николай Михайлович, кандидат философских наук, доцент, тел.: 89149300658. Pozhitnoi Nikolai, Candidate of Philosophy, Associate Professor, tel.: 89149300658.

3Хромешкин Валерий Михайлович, кандидат географических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов, тел.: 89149204808, e-mail: khromeshkin@mail.ru

Khromeshkin Valery, Candidate of Geography, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.:89149204808, e-mail: khromeshkin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.