Научная статья на тему 'Принципы размещения малых архитектурных форм при создании художественной среды'

Принципы размещения малых архитектурных форм при создании художественной среды Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Волков Б.К., Блинов В.В.

Коммерлиализация архитектуры вступила в противоречие с применением малых архитектурных форм и решением духовных, социальных проблем насиления. Это повлекло за собой изучение и внедрение малых архитектурных форм на основе приведенных принципов и выводов. Происходит использование средств синтеза искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы размещения малых архитектурных форм при создании художественной среды»

УДК 725.94

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Волков Б. К., заслуженный художник Украины, проф., Блинов В. В., студент

Постановка проблемы. Архитектура решает важную социальную и архитектурно-художественную проблему создания гармоничной жилой среды. Коммерциализация архитектуры вступила в противоречие с применением малых архитектурных форм и решением духовных, социальных проблем населения. Произошел перелом в восприятии классицизма к различным проявлениям эклектики, что привело к бедности архитектуры. Государство перестало в полной мере регулировать эти процессы. Для этого необходимо изучить и осмыслить новые современные принципы в проектировании архитектурно-художественной среды с применением малых архитектурных форм (МАФ) для удовлетворения духовных потребностей современного общества. В настоящее время критерии современной архитектуры регулируется градостроительным обоснованием и Генеральным планом застройки города, а это не учитывает средовые особенности восприятия «человеческого масштаба». Современная застройка без использования малых архитектурных форм порождает незавершенность художественного облика искусственной среды, что наносит моральный ущерб районам нового строительства. Существующее положение явилось следствием не соблюдения теории формирования архитектурно-художественной среды , что повлияло на решение архитектурно -функциональных и идейно - художественных вопросов.

Цель работы - проанализировать и выявить принципы проектирования архитектурно-художественной среды с применением МАФ.

Анализ публикаций. МАФ - это небольшие художественные сооружения (скульптура, киоски, фонтаны, беседки, ограды, лестницы, фонари и др.), используемые для дополнения художественной композиции и организации открытых пространств города, парков и т.д.

Какие требования предъявляет современная архитектурная среда к традиционно «сотрудничающим» с нею видам искусства - скульптуре и живописи?

В высказываниях теоретиков и практиков исследования синтеза архитектуры и скульптуры говорится:"Если мы бросим взгляд на окружающую нас обстановку, будь это пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые, так сказать, вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию" [2].

"Живопись - неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство." Архитекторы-художники, не являющиеся колористами, занимаются раскрашиванием, а не живописью. Живопись, в собственном смысле слова содержит в себе идею цвета как одну из необходимых ее основ наряду со светотенью, пропорцией и перспективой". «Какое чудо - восхищаться в скульптуре тем, чем в реальности не восхищаешься" - так знаменитый художник И. Левитан оценивал МАФ [2].

"Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей.Ищите общее, скульптура не протокол, а объяснение природы скульптурными средствами. Не увлекайтес мелочами и деталями, ищите общий тон.Из чего сделаны ваши цветы, что это: бумага, тряпка? Нет, вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком и тянутся к свету; надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами. Запоминать надо не отдельные предметы, а стараться схватить общее, то, в чем сказалась жизнь, гармония цветов. Работа по памяти приучает выделять те подробности, без которых теряется выразительность, а она является главным в искусстве. Если не удалось, наблюдайте еще раз, пока не добьетесь"."Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело" -непревзойденный скульптор эпохи Возрождения испытывал особую любовь к МАФ [2].

Анализ основной проблемы: Проанализировав ситуацию на основе объектов в г. Днепропетровске, можно сказать, что:

1. Имеются положительные моменты, а именно:

- сохранение пространственного восприятия;

- не существует негативное влияние от рядом расположенных объектов (Рис. 1;2).

Рис. 1 Набережная, г. Днепропетровск Рис. 2 Фестивальный причал

2. Имеются отрицательные моменты, а именно:

- не сохранение пространственного восприятия;

- существует негативное влияние от рядом расположенных объектов (Рис 3).

Рис. 3 Памятник Славы

Кроме уже упоминавшейся выше основы художественного синтеза - идейной общности взаимодействующих искусств - можно назвать несколько важных условий. Прежде всего это правильный выбор мест расположения и определение характера произведений изобразительного искусства. Основной движущей силой сотрудничества архитектора и художника должно быть не просто желание работать вместе, а уверенность в плодотворности такого сотрудничества, в том, что сообща они смогут сделать больше и лучше, чем поодиночке.

Для этого необходимо выделить основные принципы такого сотрудничества:

1. Скульптура как метод в создании архитектурно-художественной среды:

-скульптура как единый объем объекта архитектурно-художественной среды;

-скульптура (декор. орнамент), создающие архитектурно-художественный элемент,

дополняя его.

2. Размещение скульптуры, орнаментов, архитектурных деталей(кронштейнов и т.д.) на газонах с учетом старины.

3. Сохранение уже существующих МАФ как методом реставрации, так и сохранение их пространственного , эстетического восприятии, без нарушения пространственной среды МАФ.

4. Массовое применение деревянной скульптуры.

Без учета этих критериев на городских площадях или в парках возникают не просто плохие произведения монументального искусства (качество может быть и высоким), но произведения неуместные, чье появление в данном пространственном и архитектурном контексте не оправдано функциональной и эстетической целесообразностью, не укладывается в общую художественную концепцию и разрушает композиционное единство. К числу таких

принципиальных неудач можно было бы отнести многочисленные примеры расположения скульптурных «однофасадных» монументов в центре транспортных площадей на небольшом, совершенно отрезанном потоком автомобилей и недоступном пешеходном островке, или случаи выделения средствами монументального искусства, ярким цветом, пластикой второстепенных для данного архитектурного ансамбля объектов. Отрицательный результат дает расположение скульптуры общественного звучания в интимных ; уголках жилых пространств или обратное явление - чрезмерное увлечение мелкими декоративными формами в общественных центрах и ведущих городских ансамблях. Подобные решения рождают то несоответствие выразительных средств и обстановки, которое органически неспособно обеспечить настоящее художественное единство.

Общие принципы использования средств синтеза искусств в городской среде реализуются сегодня на фоне больших перемен в градостроительной практике, в искусствознании. Происходит это по многим причинам, зависящим как от обстоятельств и форм развития всего пространственного ряда искусств, так и от процессов его отражения в сознании горожанина-потребителя.

Постоянное на протяжении всей истории искусств увеличение «самостоятельности» отдельных художественных средств сегодня вошло в новую фазу. Так, цвет в архитектуре, когда-то составлявший одно из свойств поверхности сооружения, сегодня обрел небывалую независимость, не только используя архитектурную подоснову для собственно живописных целей, но даже полностью переставая считаться с ней, образуя противопоставленные тектонике среды суперграфические комбинации. Изощреннее становятся формы скульптурных композиций, которые все чаще прибегают к языку абстракций, ассоциативным сопоставлениям, иногда доводя ассоциативность до присущего архитектуре уровня. Многие технические, инженерные сооружения, воплощенные в формах, далеко превосходящих по выразительности их утилитарные задачи, превращаются в своеобразные «суперскульптуры», оказывая влияние на формообразование в традиционных сферах пластических искусств. Наконец, все чаще в непривычных комбинациях соединяются в нерасторжимое целое приемы разных видов искусств [4].

Проектируя архитектурно-художественную среду, а в частности дополняя ее, архитектор должен осмысленно понимать окружающую среду: ее историческое значение, социальную направленность. Скульптура должна дополнять, обогащать рядом организованную архитектурно-художественную среду, а не разрушать ее.

Восприятие особенностей строения городского интерьера во многом зависит от нацеленного внимания зрителя. Находясь рядом со скульптурой, наблюдатель воспринимает ее внешний вид, объем или фасад, фактически независимо от окружения. Но стоит изменить психологическую установку, взглянуть на скульптуру как на часть единого восприятия, в котором находится и наблюдатель, и объект наблюдения - окружающая их среда становится пространством, интерьером. Чередование установок на восприятие части или целого -единичного экстерьера или интерьерной среды - порождает специфическую задачу архитектурного творчества - обеспечить цельность эмоционально-художественного ряда впечатлений, соединенных открытым городским пространством. Задачу, тем более трудную, что сегодня главным предметом внимания проектировщика оказались здания, сооружения, составляющие лишь часть архитектурной среды.

Диалектика связей части и целого усугубляется многоплановостью самого понятия «городской интерьер». Его в равной степени можно отнести и к отдельному пространству, и к их связке, и к совокупности впечатлений от всех открытых пространств города [5].

Скульптура может в известной мере стать действенным инструментом гармонизации городского пространства, инструментом объективного проектного включения, «вписывания» архитектурных сооружений в городскую среду [5].

Отказавшись от деталей декоративно-орнаментального происхождения, архитекторы стараются восполнить бедность низших рангов детализации - фактуры, мелкой пластики -изощренностью объемных построений, остротой силуэта, контрастом стеновых материалов (камень, стекло) и элементов каркаса [2]. В первую очередь это относится к общественным зданиям и комплексам, формирующим лицо современных городских ансамблей.

Реконструкция, реставрация малых архитектурных форм имеет большое значение. Достижения конечной цели: приведение их в технически исправное состояние и устранение их морального износа настолько, чтобы объемы капитального ремонта в последующий плановый

период определялись в основном динамикой нарастания нормального физического износа. Проект капитального ремонта или реконструкции жилого дома, а также проект благоустройства прилегающей к нему территории должны быть увязаны с архитектурно-художественным решением жилой застройки (квартала, микрорайона) или с проектом ее реконструкции [1; 3].

Выводы:

1. Выявлены принципы взаимодействия архитектурной выразительности застройки с малыми архитектурными формами.

2. Формирование архитектурно - художественной среды на основе учета указанных принципов позволит активизировать духовный уровень жизни людей с помощью взаимосвязанных архитектурно - художественных, воспитательных, и социально-культурных факторов.

3. В руках архитектора и скульптора, работающих вместе и понимающих друг друга, таятся возможности концентрации выразительных средств, создания мощных эмоциональных акцентов сравнительно простыми и скромными средствами.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Н. Асаул. Реконструкция и реставрация объектов недвижимости. Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. - : Гуманистика, 2005. - 288 с.(ст. 78).

2. «Архитектурный орнамент» С. Алексеев - М. - 1954 (с. 56-58).

3. Вольфсон В. Л. И др. Реконструкция и капитальный ремонт жилых и общественных зданий.: Справочник производителя работ - 2-е изд. - М.: ОАО «Издательство»Стройиздат» 2004. - 252 с.(ст. 37).

4. Швидковский О. А. Гармония взаимодействия: (Архитектура и монументальное искусство). - М.: Стройиздат, 1984. - 280 с., ил.(ст. 65-67), (ст. 3-5).

5. Архитектурное формирование городской среды: Учеб. Пособие для архитек. Спец. Вузов. - М. : Высш. Шк. 1990. -223С. : ил.(ст. 12-23), (ст. 106-111).

УДК725.94

Принципы размещения малых архитектурных форм при создании художественной среды / Волков Б. К., Блинов В. В. // Вестник Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры. - Днепропетровск: ПГАСА, 2009. - № 6-7. - С. 89-92. рис. 3,, библиогр.: назв.

Коммерлиализация архитектуры вступила в противоречие с применением малых архитектурных форм и решением духовных, социальных проблем насиления. Это повлекло за собой изучение и внедрение малых архитектурных форм на основе приведенных принципов и выводов. Происходит использование средств синтеза искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.