Научная статья на тему 'Малые архитектурные формы в пространстве городской среды'

Малые архитектурные формы в пространстве городской среды Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
7367
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / МИНИ-ПАРКИ / URBAN ENVIRONMENT / LOW ARCHITECTURAL FORMS / MINI-PARKS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Осипов Юрий Константинович, Матехина Ольга Владимировна

Проведен анализ внешнего благоустройства городской среды через использование малых форм. Малые архитектурные формы по своему характеру и стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды, поэтому требуют более пристального внимания. Обращено внимание на приемы освещения элементов городской среды. Предложено приблизить зеленые зоны к порогу дома через устройство мини-парков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Осипов Юрий Константинович, Матехина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Low architectural forms in the space of urban environment

The analysis of outward improvement of urban environment through the usage of low forms has been carried out. Low architectural forms in their character and style are the most changeable layers of body-space environment; that is why they require the closer attention. The attention is also paid to the examples of illumination of the elements of urban environment. It has been offered to bring nearer green zones to the house thresholds organizing mini-parks.

Текст научной работы на тему «Малые архитектурные формы в пространстве городской среды»

УДК 711.4.01

Ю.К. Осипов, О.В. Матехина

Сибирский государственный индустриальный университет

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Город как объект исследования, проектирования и эксплуатации постоянно находится в сфере деятельности многих специалистов: архитекторов и дизайнеров, социологов и экономистов, экологов и дендрологов, геологов и инженеров транспорта и т.д., задачей же градостроителей является координация усилий всех специалистов с тем, чтобы придать городу функциональную и структурную целостность. Эта работа проводится, в основном, на стадии исследования, проектирования и строительства. При этом уже построенный город как бы остается «без присмотра». А ведь именно теперь в нем начинается естественная жизнь «второй природы», идет освоение человеком предметно-пространственного окружения. Зарождаются традиции, формируются общественные типы поведения, определяются социальные и эстетические ценности.

Городская среда всегда уникальна по своему характеру не только в разных городах, но и в различных районах одного и того же города. Городская среда - это сложная функционально-пространственная система неразрывно связанных частей города. В этой системе равноправно взаимодействуют как здания и сооружения, так и пространство улиц, перекрестков и площадей. Кроме того, в эту систему входит множество других составляющих: от уникальных произведений монументально-декоративного искусства до стандартных элементов городского оборудования и благоустройства.

Одна из задач внешнего благоустройства -повышение разнообразия и художественной выразительности застройки и открытых озелененных пространств. Своеобразие, индивидуальность, сомасштабность городской среды в сочетании с озеленением обеспечивают такие средства внешнего благоустройства, как обработка поверхности земли (геопластика - террасы, подпорные стенки, лестницы, пандусы и т.п.), плоскостные сооружения (городские площади, транспортные развязки, детские и спортивные площадки), городской дизайн.

Одной из гибких составляющих являются малые архитектурные формы. Остановимся на них более подробно. Кроме жилых и общественных зданий, а также крупных техниче-

ских сооружений (мостов, путепроводов, башен), городскую среду формирует значительное количество сравнительно небольших по объему объектов как декоративного, так и утилитарного характера. Это «вещное» наполнение городских интерьеров и открытых пространств, обеспечивающее осуществление конкретных жизненных процессов.

Малые архитектурные формы по своему характеру и особенно стилевому решению являются наиболее изменчивым слоем предметно-пространственной среды. В число объектов, относимых к городскому дизайну, входит оборудование различных систем обслуживания города: коммунально-хозяйственных служб (скамьи, фонтаны, фонари и светильники, площадки для сбора мусора, туалеты и пр.), торговли и справочно-информационной службы (киоски, торговые автоматы, газетные и информационные стенды), связи (телефонные автоматы, почтовые ящики), транспорта (навесы у остановок, опоры контактной сети, светофоры, дорожные знаки) и т.д.

Малые архитектурные формы могут подчеркивать существующую городскую среду, являясь памятниками архитектуры, произведениями садово-парковой и ландшафтной архитектуры и скульптуры, внешнего благоустройства. Малые архитектурные формы, используемые для оформления улиц, магистралей, парков, скверов, дворовых территорий, должны подчиняться единому замыслу, только тогда они смогут в полной мере отразить своеобразие природных условий, национального колорита, неповторимость создаваемого объекта, а также соответствовать своему назначению.

Огромное множество объектов благоустройства города можно подразделить на следующие категории.

Малые архитектурные формы декоративного назначения: декоративные стенки, трельяжи и перголы, декоративные скульптуры, фонтаны и бассейны, беседки, малые мосты и т.п.

Малые архитектурные формы утилитарного массового использования: скамьи, урны, ограждения, указатели, лестницы, подпорные стенки, номерные знаки домов, торговые киоски, светильники, вазы для цветов и озеленения.

Малые архитектурные формы для площадок отдыха, игрового и физкультурного назначения: столы и скамьи, качели, карусели, стенки для лазанья, песочницы, пирамиды, плескатель-ные бассейны, лианы, катальные горки и пр.

На ответственных участках устанавливают оригинальные художественные произведения. В пределах видимости малые архитектурные формы декоративного назначения не должны повторяться. Они могут быть разнообразны по форме, фактуре материала, цвету. Правильное расположение их с учетом вышесказанного позволяет создать эффект разнообразия даже при их массовом производстве.

Наиболее распространенным видом монументально-декоративного искусства в городе является скульптура, представляемая в различных вариантах.

На улицах и площадях, в местах славы выдающихся деятелей, писателей, художников, полководцев устанавливаются памятники. Чаще всего они выполнены в размерах, значительно превышающих реальные размеры человека. Аллегорическая скульптура передает содержание в иносказательной форме. Символическая скульптура - воплощение идеи в виде символа. Широко распространенные символы: голубь -символ мира; серп и молот - единство рабочих и крестьян; звезда и свастика - древнейшие символы, воспринимаемые в современном контексте. Жанровая скульптура, ставшая очень популярной в последнее время, представляет собой характерные бытовые сценки и наиболее часто применяется в жилой застройке. Жанровая скульптура может быть выполнена в виде барельефов на подпорных и декоративных стенках, может включать изображения животных, людей. Размер обычно на 17 - 20 % больше или меньше человеческого роста. Постамент для фигур людей выбирается так, чтобы смотреть на скульптуру снизу вверх, голова изображаемого человека должна быть выше глаз прохожих.

Для правильного размещения скульптурных объектов необходимо знать, что существуют два масштаба восприятия скульптуры в городе: первый масштаб - восприятие с большого расстояния, когда нет возможности рассмотреть ее детали (на площадях и улицах), воспринимается в движении; второй масштаб - в непосредственной близости. В этом случае скульптура прорабатывается детально, располагается в парках, скверах, жилой застройке.

Вечерняя подсветка скульптуры должна осуществляться без искажения формы объекта. Для этого используют светильники, расположенные на разной высоте, лампы мощностью 500 - 1000 Вт и более. Для освещения метал-

лических (золотых) скульптур используют натриевые лампы.

К городским декоративным сооружениям также относятся настенные памятные доски с барельефами, декоративное оформление глухих фасадов с помощью рельефных и мозаичных панно, мемориальные сооружения - мавзолеи. Особо важным является их цветовое и фактурное решение - лучше всего, если декоративное оформление решается еще на стадии проектирования основного объекта (фасада, комплекса площади и пр.).

Освещение архитектурных ансамблей и отдельных объектов (помимо обычного освещения улиц) используется для подчеркивания доминирующих в городской застройке ансамблей и зданий, мостов, создания более впечатляющего ночного силуэта города. Освещение должно быть рассчитано на различное восприятие - с разных точек, на разном расстоянии, стоя, в движении... Здания обычно освещаются заливающим светом с дополнительной подсветкой отдельных наиболее интересных фрагментов фасада. Для этого, помимо светильников, расположенных вне объекта (на противостоящих зданиях, в тротуарах, на земле - скрыто), используют дополнительные светильники, устанавливаемые непосредственно на объекте.

К сфере городского дизайна относятся также уличная мебель; оборудования различных площадок в жилых кварталах, скверах, парках; устройства для разграничения функциональных зон (ограды, барьеры между тротуаром и проездом и пр.). Этот перечень дополняют партерные объекты: фонтаны, танцевальные площадки и театральные арены.

Особая роль в формировании городского дизайна отводится водным объектам и зеленым насаждениям. Сама «природа» искусственной среды, состоящей сплошь из камня, бетона и стекла, нуждается в благоустройстве водоемов и озеленении.

Декоративным водоемам можно придать различную форму в плане, их глубина редко превышает 0,5 м. Чаша таких водоемов в большинстве случаев выполнена из железобетона с надежной гидроизоляцией, борта облицованы гранитом, известняком, мрамором, керамическими плитами.

Фонтаны часто сопровождаются скульптурой, в некоторых случаях могут быть оформлены с помощью водных растений. Основой композиции могут быть струи, образующие каскады, веера, различные построения, могут иметь цветовую подсветку в вечернее время, сопровождаться музыкой. Опыт проектирования и эксплуатации фонтанов показал, что

максимальная высота струи должна составлять не более половины диаметра чаши, в противном случае вода будет разбрызгиваться на окружающую площадку.

Осуществлять вечернюю подсветку фонтанов очень сложно, так как вода поглощает свет. Поэтому используют светильники, расположенные под водой, под струями, многоцветные, системы «цветомузыки»: лампы на глубине 10 - 15 см возле выхода струй; лампы под водосливом для каскадов; лампы в бортах бассейнов; освещение всего фонтана заливающим светом снаружи при мощности ламп 500 Вт и более.

К зеленым «сооружениям» относятся трельяжи, перголы, беседки, крытые аллеи и отдельно стоящие «зеленые» стенки (легкие сооружения из металла или дерева, обычно увитые вьющимися растениями). В городском благоустройстве широко и с большим эффектом используются просто зеленые насаждения: деревья, кустарники, цветы. Свободнорастущие и стриженые живые изгороди, иногда ступенчатого профиля, включающие как деревья, так и кустарники, по своим декоративным качествам не уступают самым дорогим материалам вплоть до полированного гранита. Ограждения из растений имеют еще одну немаловажную особенность - помимо своего основного назначения, они защищают пешеходов от пыли, выхлопных газов автомобилей и избытка солнечной радиации.

Новой городской реальностью являются парки у порога. Современный городской парк - это обустроенное пространство, где человек находит то, что давно потерял в техногенной среде. А мини-парк или парк у порога - это возможность получить «свой» глоток свежего воздуха, несколько шагов по зеленой траве практически у дома. Речь идет о проектировании небольших локальных рекреаций, где нет привычных беседок, аттракционов и других шумных площадок, где дорожка, ведущая от дома, плавно переходит в тропинку, по которой можно пройти, наблюдая за линиями естественного или искусственного рельефа, любуясь цветущими многолетниками.

В мини-парке есть все, что нужно человеку для отдыха, на любой вкус и в шаговой доступности. Есть участки для массового пребывания горожан, зоны для индивидуального отдыха, игровые площадки для детей.

Природные и архитектурные акценты делают парковое пространство интеллектуально насыщенным и разнообразным, удобная до-рожно-тропиночная сеть позволяет практически круглогодично пользоваться рекреационной зоной маломобильным группам населения,

художественное освещение гарантирует посетителям не только безопасность в вечернее время, но и эстетическое удовольствие от продуманного цвето-светового эффекта. Отправной точкой любого проекта парковой территории следует считать уважение человека к окружающей среде и его желание найти природу вблизи своего дома.

Для озелененных участков городской территории обычно используют три типа декоративного освещения: всей фасадной части объекта «заливающим светом» - используется для освещения входов в парки, подсветки аттракционов, сооружений, зеленых насаждений, цветников, скульптуры, иногда фонтанов и т.п.; подсветка фона - выделение контура; подсветка фрагментов - создание выразительного силуэта; освещение «на просвет».

В освещении парков часто используют чередование освещенных и темных участков -контрастность лежит в основе всякого зрительного восприятия. Отдельные деревья и кустарники освещаются одновременно заливающим светом и подсветкой снизу - создание эффекта «светящегося дерева». Светильники устанавливают под кроной. Отдельные крупные деревья могут быть освещены сбоку - на фоне большого темного массива зелени. Подсветка цветников использует чаще всего обязательно белый свет, что позволяет избежать искажения цвета растений.

В последние годы на кафедре архитектуры СибГИУ ведется планомерная работа по внедрению в предметно-пространственную среду г. Новокузнецка дизайнерских разработок малых архитектурных форм с привлечением студентов, что положительно воспринимается городской общественностью.

Выводы. Городская среда всегда агрессивна по отношению к человеку. Задача архитекторов, ландшафтных дизайнеров сбалансировать функционально-пространственную систему города через использование природных и искусственных зеленых пространств, водных объектов, малых форм, что наверняка вызовет интерес человека к местам, где он живет, учится, работает, воспитывает детей и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Я р ы г и н З.Н. Эстетика города. - М.: Стройиздат, 1991. - 336 с.

2. Х а с и е в а С.А. Архитектура городской среды. - М.: Стройиздат, 2001. - 200 с.

© 2015 г. Ю.К. Осипов, О. В. Матехина Поступила 3 февраля 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.