Научная статья на тему 'Роль городского дизайна и малых архитектурных форм в развитии туристической индустрии'

Роль городского дизайна и малых архитектурных форм в развитии туристической индустрии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2732
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ДИЗАЙН / CITY DESIGN / МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ / SMALL ARCHITECTURE FORMS / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY INDUSTRY / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ / TOURIST NAVIGATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гетманченко О. В., Вяткина Б. М.

Рассмотрена проблема необходимости повышения привлекательности городов для туристов и развития туристической индустрии в городах России посредством формирования системы туристической навигации и улучшения конкурентных качеств городской среды. Подчеркнута важность создания новой содержательной идеи города, формирование образа, имиджа и бренда для повышения его статуса. Также затронута тема роли малых архитектурных форм городской среды в развитии индустрии гостеприимства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гетманченко О. В., Вяткина Б. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of city design and small architecture forms in the development of tourist industry

We considered the problem of necessity to increase the level of city attraction for the tourists and the development of tourist industry in the cities of Russia by creating the system of tourist navigation system and the improvement of competing qualities of city areas. We showed the importance of creating the new concept of the city, creating its image and brand to increase the status and the role of small architecture forms of the city areas in the development of hospitality industry in general.

Текст научной работы на тему «Роль городского дизайна и малых архитектурных форм в развитии туристической индустрии»

АРХИТЕКТУРА. ДИЗАЙН

УДК 711.01:745

РОЛЬ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА И МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

О.В. Гетманченко, Б.М. Вяткина

Рассмотрена проблема необходимости повышения привлекательности городов для туристов и развития туристической индустрии в городах России посредством формирования системы туристической навигации и улучшения конкурентных качеств городской среды. Подчеркнута важность создания новой содержательной идеи города, формирование образа, имиджа и бренда для повышения его статуса. Также затронута тема роли малых архитектурных форм городской среды в развитии индустрии гостеприимства в целом.

Ключевые слова: городской дизайн; малые архитектурные формы; индустрия гостеприимства; туризм; туристическая навигация.

THE ROLE OF CITY DESIGN AND SMALL ARCHITECTURE FORMS IN THE DEVELOPMENT OF TOURIST INDUSTRY

O.V. Getmanchenko, B.M. Viatkina

We considered the problem of necessity to increase the level of city attraction for the tourists and the development of tourist industry in the cities of Russia by creating the system of tourist navigation system and the improvement of competing qualities of city areas. We showed the importance of creating the new concept of the city, creating its image and brand to increase the status and the role of small architecture forms of the city areas in the development of hospitality industry in general.

Key words: city design; small architecture forms; hospitality industry; tourism; tourist navigation system.

В настоящее время одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристических услуг в России. В условиях возникновения рыночных отношений городам приходится конкурировать: за талантливых специалистов и их ценные знания, инвестиции и городские ресурсы, туристов и рабочую силу. Для большинства городов успехи в такой конкурентной борьбе станут вопросами процветания и продвижения их в сфере туриндустрии. Это вызывает необходимость для каждого города искать собственные пути, методы и средства улучшения привлекательности городской среды, создания новой содержательной идеи города, формирования его образа, имиджа и бренда, а также разработки системы навигации и ориентирующей информации для гостей города и туристов [1].

Потенциальными возможностями для развития того или иного вида туризма обладают практически все регионы Российской Федерации, включая самые отсталые и депрессивные. Для многих из них туризм мог бы стать отраслью индустрии, основой доходности и занятости. Причины низкого использования природного и культурно-исторического наследия в качестве ресурса экономического и социального развития регионов во многом связаны с отсутствием анализа рейтинга городов и подбора инструментов их популяризации в целом.

В обеспечении конкурентоспособности городов, что делает их более привлекательными для туристов, большое значение приобретает совершенствование и развитие городской среды и улучшение системы навигации. Туристическая навигация в статье рассматривается как система информационных знаковых элементов городского дизайна и малых архитектурных форм для указания направлений движения туристам к значимым (брэндо-вым) объектам города. Развитие туризма в городах вызывает необходимость формирования в пространственной среде города зон туристической деятельности, трасс интенсивного туристического движения и узлов концентрации туристов в местах размещения исто-рико-архитектурных памятников, уникальных объектов культуры и искусства.

Городская среда, обогащенная системой туристической навигации, становится более привлекательной для туристов и создает условия для продвижения города как рыночного объекта. По большому счету продвижение города, как товара, очень близко по смыслу и действиям с продвижением коммерческой компанией собственной продукции. Поэтому одним из важнейших подходов в развитии гостеприимства города является создание единой системы туристической навигации и повышение качества городской среды средствами городского и ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм и прочих элементов благоустройства.

Сегодня возможности городского дизайна рассматриваются как средства экологической, эстетической и материально-предметной реконструкции городской среды в целях достижения ее привлекательности и конкурентоспособности (рис. 1).

Рис. 1. Пример дизайна городской среды

Мировая тенденция развития туризма демонстрирует постоянный рост индивидуальных туристических посещений. В России с каждым годом растет количество индивидуальных туристических прибытий в сегментах въездного и внутреннего туризма.

Экспертами и участниками туристического рынка отмечается недостаточная интеграция объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации в туристическую отрасль, прежде всего, за счет отсутствия базовых сервисных функций для туристов, которые присущи культурно-историческим объектам за рубежом. Во многих учреждениях культуры полностью отсутствует ориентирующая информация для туристов и посетите-

лей, либо она не отвечает современным потребностям потребителя - ее немного и чаще всего она изготовлена кустарным способом.

Туристическая система навигация

Для увеличения посещаемости объектов туристическо-рекреационной инфраструктуры (прежде всего, индивидуальными туристами), для повышения доступности и для максимальной интеграции объектов культурного наследия была разработана Единая общероссийская система навигации и ориентирующей информации для туристов (рис. 2).

à

te

Доступно для лиц с ограниченными возможностями

Disabled access

Религиозный объект

церковь Новодевичьего монастыря

Religious monument

Church of the Novodevkhy Convent

Спортивный объект Sports facilities

Автовокзал Bus station

Туристско-

информационный центр Tourist Information Centre

Рис. 2. Примеры знаков-указателей навигации

Одной из важных задач Системы должна стать массовая популяризация памятных мест и объектов культурного исторического наследия. Система туристической ориентирующей информации должна стать важнейшей составляющей качественного и безопасного обслуживания туристов. Она должна соответствовать стандартам размещения знаков и информации в городской среде, на автострадах, сухопутных и водных магистралях.

При разработке общероссийской Системы знаков-указателей навигации и ориентирующей информации принималась во внимание необходимость соответствия следующим базовым требованиям:

- информативность - обеспечение простой, доступной и быстрой навигации туристов;

- наглядность - обеспечение быстрого распознавания информации вне зависимости от страны происхождения туриста, сезонно-климатических условий и области применения;

- единообразие визуальных элементов Системы вне зависимости от типа носителя информации (знаки, указатели, навигационные таблички, постеры и др.) на всем пространстве Российской Федерации;

- эстетика - способность визуальных элементов Системы органично вписываться в ландшафт местности и объектов, где они будут применяться, включая городские ландшафты с исторически ценной застройкой, объекты транспортной инфраструктуры и природные ландшафты;

- толерантность - соответствие визуальных элементов Системы восприятию представителей различных национальностей, религиозных конфессий, а также лицами с ограниченными возможностями;

- технологичность - применяемые визуальные элементы Системы должны быть просты в изготовлении, монтаже, демонтаже и обслуживании.

В результате, базовые графические элементы, используемые в разработанной Системе должны обеспечить: простую, доступную и быструю навигацию для туристов; высокий уровень читабельности блоков текстовой информации; быстрое распознавание графических элементов и текстовой информации вне зависимости от гражданства туриста; высокий уровень запоминаемости; производственную технологичность.

Для обеспечения единообразия графической Системы в пиктограммах используются объединяющие сквозные модульные элементы. Интерпретации и стилизация отвечают высоким эстетическим требованиям системы общегосударственного уровня. Используемые цвета, графика, их универсальность и узнаваемость позволяют стандартизировать процесс установки знаков и указателей на всей территории Российской Федерации, независимо от ландшафтных и климатических особенностей [2].

Применяемые визуальные элементы Системы разработаны с учетом возможных отличий в восприятии представителями различных национальностей и религиозных конфессий (в том числе использование многоуровневого обозначения религиозных объектов). Также учтены мировые тенденции социальных движений по защите экологии, природы и животных.

Доступность объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе посредством интеграции Единой общероссийской системы навигации и ориентирующей информации со средствами электронных коммуникаций, а также использованием последних достижений передовых технологий.

Одна из актуальных тенденций современной индустрии туризма - это увеличение числа людей, путешествующих индивидуально (самостоятельно), а не в составе организованных групп. Создание информационных центров туризма (ИЦТ) является важнейшим звеном туристической инфраструктуры во всех странах, уделяющих серьезное внимание развитию въездного туризма. Таким образом, туристы, путешествующие самостоятельно, смогут начинать знакомство с новым для них туристическим маршрутом с посещения местного информационного центра туризма. Это позволит информационным центрам генерировать большой поток посетителей, что делает их привлекательными для всех участников туриндустрии.

Главными задачами ИЦТ является создание комфортной информационной среды для гостей и жителей города и продвижение туристического продукта на российском и международном туристических рынках [2].

На протяжении многих лет архитекторы, занимаясь размещением силуэтных градообразующих ансамблей, не всегда имели возможность думать о городской среде как о форме эстетического воздействия на человека. Размещение отдельных элементов и комплексов городского дизайна, малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, подбор сортов зеленых насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как правило, на уровне человеческого глаза, это прерогатива дизайнеров архитектурной среды. Дизайн среды наряду с высокохудожественной архитектурой позволяет воздействовать на подсознание граждан, воспитывая их вкус и культуру.

Малые архитектурные формы в городской среде

Городской дизайн, включающий малые архитектурные формы (МАФ), как самостоятельная сфера развития города в нашей стране сравнительно молод, но поле деятельности у него сейчас невероятно огромное. Усилиями предыдущих поколений построены большие современные города, грандиозные архитектурные ансамбли, массивы новых жилых районов, мощные автомагистрали, бульвары. И сейчас наступило время «оживить», «облагородить» это архитектурное пространство с помощью художественных средств. Городская среда и взаимодействие ее с человеком является одним из главных факторов формирования образа и репутации города во внешнем пространстве.

Современная практика градостроительства показывает какую существенную роль в формировании архитектуры города играет широкое разнообразие малых архитектурных форм различного назначения. Городская скульптура, современные декоративные формы из металла, пластика, дерева, камня натурального и искусственного, стилизация растений, садовая мебель - широко используется в архитектуре площадей, скверов, общественных пространств.

Малые архитектурные формы практически постоянно находятся в поле зрения человека, воздействуя на формирование его эстетического вкуса, поэтому они должны отвечать высоким требованиям современного художественного оформления и иметь качественную отделку. Они должны быть ненавязчивыми и технически совершенными; пластичными и удобными; простыми и выразительными по форме, цвету и фактуре материала; легкими, долговечными и экономичными; с хорошими пропорциями и соответствовать масштабу человека.

В некоторых случаях малым архитектурным формам отводится ответственная роль связующего звена между значительными искусственными сооружениями и их природным окружением, они придают индивидуальность планировочной организации территории, создают своеобразный ландшафт. Все используемые в благоустройстве участка отдельные компоненты должны отвечать единому замыслу организации пространственной среды, учитывающему природно-климатические условия и народные традиции.

Формирование гостеприимной городской среды

Для создания гостеприимной городской среды, позволяющей повысить привлекательность города для его гостей необходимо проведение следующих мероприятий:

- установка знаков навигации и указателей на иностранном языке;

- установка информационных киосков;

- повышение туристической привлекательности рекреационных зон;

- благоустройство мест вокруг туристических достопримечательностей;

- создание городских скульптур, рассказывающих об истории города;

- создание и оснащение доступной среды и общественных мест для лиц с инвалидностью;

- развитие и оборудование секторов розничной торговли, общественного питания и экскурсионных услуг;

- украшение и освещение города по основным туристическим маршрутам;

- декорирование МАФ символикой, связанной с историей города;

- экодизайн городской среды.

Установка знаков навигации, как было сказано выше, для ориентирования на территории города должны быть на всех въездных магистралях, а также на перекрестках, у исторических и общественных зданий, вдоль туристических маршрутов. Это могут быть знаки в форме стрелок, подвески, таблички на зданиях. Установка знаков ориентирования для туристов, жителей и гостей города включает в себя и установку указателей на иностранном языке на фасадах зданий (рис. 2).

Информационные киоски располагаются в местах массового скопления туристов. Они должны иметь определенную стилистику и символику, указывающую на информаци-

онный характер данного сооружения. Они могут быть оборудованы дополнительной подсветкой и громкоговорителями.

Зоны отдыха по пути пешеходного движения основных туристических маршрутов. Это могут быть как небольшие скверы, парки, так и городские набережные (рис. 3). Они оборудуются различными малыми архитектурными формами - скамьями, урнами, светильниками, вазонами, скульптурами, фонтанами и т.д., которые в своем стилистическом исполнении подчиняются определенному проектному замыслу - составляют единое целое с градостроительной композицией, являясь частью архитектурных ансамблей.

Рис. 3. Пример архитектурно-ландшафтной организации зоны отдыха

Типологический ряд сертифицированных малых архитектурных форм утилитарного назначения может быть дополнен изделиями индивидуальной сборки местных производителей или выполнен по индивидуальному заказу. Ограждения городских территорий как формирование облика городского пространства может преобразить окружение посредством применения ажурного высокохудожественного рисунка, выполненного в единой стилистике с другими МАФ. Ограждения магистралей должны быть безопасными, легкими, яркими по цвету и разграничивать движение пешеходов и автомобилей.

Городские достопримечательности всегда были местами притяжения большого потока туристов. Формирование и оборудование малыми формами открытых пространств вокруг городских достопримечательностей как места встреч, проведения праздников и фестивалей будет способствовать объединению как жителей города, так и его гостей. Это позволит повысить целостный художественный облик города и улучшить комфортность и его туристическую привлекательность.

Городская скульптура как художественно-эстетическая составляющая городского пространства определяет неповторимость и узнаваемость конкретной архитектурно-пространственной среды. Различают скульптуру монументальную, аллегоричную, символичную, жанровую и мемориальную. В последние годы стали выделять как самостоятельный жанр парковую скульптуру (рис. 4).

Рис. 4. Пример городской скульптуры

Главная задача скульпторов и архитекторов гармонично вписать свои скульптурные произведения в окружающую среду. Одни скульптуры хорошо держат пространство и площадь, другие - вносят дополнительные смысловые акценты, зрительно усложняя композицию и становясь своеобразным ориентиром в ансамбле города. Городские скульптуры отражают историю города и страны, привносят видовое и жанровое разнообразие в городскую среду, делая ее узнаваемой.

Создание и оснащение доступной городской среды являются важными аспектами в развитии гостеприимства города (рис. 6). Социальное пространство современного города наполнено физическими и символическими барьерами. Проблемы доступности городской инфраструктуры, информации, социальных услуг, образования и занятости для людей с ограниченными возможностями становятся фактором воспроизводства социального неравенства и препятствием на пути к независимой жизни [3].

Посредством малых архитектурных форм можно значительно улучшить комфортность городской среды для людей с ограниченными возможностями: устройство пандусов и поручней, установка сигнализации для вызова персонала, оборудования стоянок спецавтотранспорта для инвалидов, расширение социально информационного пространства, оснащенного звуковыми сигналами и «бегущей строкой».

Установка и оснащение летних площадок и кафе для сезонных предприятий общественного питания и уличной торговли позволит обеспечить более комфортное пребывание гостей города и сократить время на поиск заведений общепита. В большей степени летние кафе устанавливаются в местах наибольшего скопления туристов, особенно в местах отдыха, парках и при стационарных кафе и ресторанах.

Оснащение мест начала экскурсионных маршрутов информационными павильонами, картами-схемами, другими устройствами навигации - позволит туристам сориентироваться в выборе туристического маршрута.

Праздничное освещение и другие элементы городского освещения также позволят сделать город наиболее привлекательным. Считается, что световая среда города создается:

- функциональным уличным освещением;

- архитектурным освещением фасадов достопримечательных объектов;

- световой рекламой;

- освещением элементов городского ландшафта;

- иллюминационным праздничным освещением;

- освещением спортивных сооружений;

- освещением промышленных объектов.

Благодаря уличному освещению городская среда становится выразительнее и комфортнее. Искусственный свет становится более емким и мобильным носителем информации. Информационно-световые медиатехнологии уже активно влияют на архитектуру и на создаваемую среду, тем самым расширяя информационное пространство и меняя восприятие масштабности окружающей городской среды.

Дизайн городской среды

Современный город, а в особенности малые и средние города, для построения своего имиджа и позиционирования как на региональном, так и на федеральном или мировом уровне должны получить новый образ, чтобы стать более гостеприимными к туристам и привлекательным для специалистов. Гостеприимство должно подтверждать или даже превосходить ожидания, сформированные городским дизайном, благоустройством и брен-дингом города - системой уникальных объектов, создающих неповторимый облик городских территорий (рис. 5).

Рис. 5. Примеры дизайна городской среды

Вазоны, урны и скамьи - элементы городского благоустройства, являются частью городского ансамбля и наряду с утилитарным назначением могут нести информационный и эстетический характер. Принципиально важно, чтобы они были обеспечены продуманным архитектурным освещением и оптимальным колористическим решением, не диссонировали с уже сложившейся городской средой. Дизайн этих элементов может быть продиктован историческим событием (например, юбилеем города) или архитектурно-художественным замыслом (например, «скамья примирения»), а может быть просто креативной идеей в качестве эксперимента организации публичного пространств.

Элементами городского дизайна могут являться небольшие объекты в виде торговых павильонов, навесов и беседок для отдыха, оборудования остановок общественного транспорта (рис. 6).

Экодизайн - одно из новых, но очень важных направлений в дизайне городской среды. В понимании российского человека понятие «экодизайн» в первую очередь связано с очищением пространства вокруг себя, создание экологически чистой среды обитания.

В рамках темы создания гостеприимной среды посредством малых архитектурных форм важно отметить, что в основе экодизайна городской среды лежит использование природных, а не искусственных, хотя и долговечных, материалов - природного камня, дерева, различных инертных материалов (щебень, щепа, мраморная крошка, песок и т.д.) и посадочного материала. Малые архитектурные формы в эко-объекте должны не только иметь внутреннее наполнение, связанное с экомероприятиями по улучшению экологии данного объекта, но и иметь гармоничные пропорции, масштабность, влиять на эстетическое восприятие объекта. Использование МАФ в вертикальном озеленении города в виде цветочных торшеров, подвесных кашпо, топиарных фигур, вертикального озеленения фасадов - позволят улучшить экологическую обстановку в городе и сделают его более привлекательным для туристов.

Рис. 6. Примеры дизайна остановок общественного транспорта

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что для повышения привлекательности города для туристов и формирования гостеприимной городской среды необходимо создание новой содержательной идеи города и разработки долгосрочной целе-

вой программы развития туристической навигации и комплексного благоустройства, в состав которой будут входить разработка мероприятий по созданию навигационной системы в городе, строительство и реконструкция объектов культурного наследия, организация пешеходных зон и мест отдыха, благоустройство набережных, установка малых архитектурных форм, модернизация освещения, проведение экологических мероприятий. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности городской среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вяткина Б.М. Повышение конкурентоспособности городской территории // Вестник ИрГТУ. 2013. № 12. С. 74-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Методическое пособие по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации, 2012.

3. Власова Т.В. Развитие туризма в регионах: институционализация барьера. М.: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2006.

Информация об авторах

Гетманченко Ольга Владимировна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89041122423, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Вяткина Бэлла Михайловна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: 89021729444, e-mail: [email protected]; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Getmanchenko O.V., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89041122423, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Vyatkina B.M., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: 89021729444, e-mail: [email protected]; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 628.4.02

ПРОБЛЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ РЕШЕНИЙ В МАЛЫХ ГОРОДАХ (НА ПРИМЕРЕ Г. ТУЛУНА)

И.Ю. Поспелова, О.В. Банина, М.Я. Поспелова

Приведена краткая история развития градостроительного комплекса одного из малых городов Иркутской области. Классифицированы основные принципы развития малых городов, возможности и направления модернизации, проектирования и современной эксплуатации градостроительных комплексов. Разработаны и классифицированы условия модернизации существующих и разрабатываемых новых решений, технологий и конструкций. Описаны принципы приспособления старой застройки к новым конструкционным особенностям и энергоэффективным объектам. Приводятся возможные пути рационального использования климата и экономически оправданные мероприятия для обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.