П.А. БУЛОЧНИКОВ
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Условия экономического развития России в среднесрочной перспективе будут определяться существующими возможностями эффективного использования всех видов ресурсов. Снижение значения конъюнктурных факторов (свободные мощности, отсутствие ресурсных ограничений, благоприятная мировая конъюнктура) приводит к необходимости решения задачи количественного и качественного роста производственного капитала, обеспечивающего выпуск продукции, пользующейся высоким спросом на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому привлечение инвестиций в экономику России становится основой создания конкурентоспособной отечественной технической базы, определяющей направление роста народнохозяйственного комплекса.
Решение данной задачи требует формирования рациональной инвестиционной политики региональных властей, которая обеспечивает перераспределение финансовых ресурсов в соответствии с основными задачами социально-экономического развития при достижении максимальной эффективности инвестиций. Источниками финансирования в данном случае будут выступать: ресурсы федерального бюджета Российской Федерации; средства субъектов федерации; ресурсы муниципальных образований; частные инвестиции отечественных предприятий и организаций; средства иностранных инвесторов и населения.
По нашему мнению, современный инвестиционный процесс в российских регионах характеризуется следующим.
Во-первых, значительными диспропорциями в объёмах инвестиций. Инвестиции направляются в значительных объемах в регионы, отраслевая структура экономики которых соответствует структуре экспорта российской экономики. Это, прежде всего топливная (17,8% от общего объёма инвестиций в основной капитал по Российской Федерации), нефтедобывающая (9,7%) и газовая промышленность (5,1%). В сфере услуг можно выделить такие инвестиционно насыщенные отрасли, как транспорт (20,2% от всех инвестиций основной капитал по Российской Федерации), связь (6,5%). Однако хозяйствующие субъекты этих отраслей расположены в различных регионах страны. В то же время предприятия сырьевых отраслей промышленности, в которые направляются самые значительные инвестиции, располагаются в ограниченном числе регионов, а потому в течение ряда лет первые места по объему инвестиций (вне зависимости от инвестиционных рисков и инвестиционного потенциала) занимают Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, остров Сахалин, Республика Коми. Объем инвестиций (в денежном выражении) в данные регионы может быть сопоставлен лишь с Москвой.
Инвестиционная привлекательность региона складывается из объективных возможностей инвестирования (наличие сфер инвестирования, экономическое развитие региона) - инвестиционного потенциала и ограничений для инвестирования - рисков. Инвестор всесторонне оценивает потенциал и риски региона на основе инвестиционных исследований, как общедоступных, так и собственных. В случае же с сырьевыми отраслями, основным фактором, определяющим инвестиционные решения, является не величина рисков, а наличие природных ресурсов, прежде всего нефти. Инвестиции в нефтегазовой
промышленности существенно превосходят объем инвестиций во всех остальных вместе взятых отраслях.
Во-вторых, децентрализацией инвестиционной деятельности. Можно выделить, по крайней мере, два направления этого процесса: федеральный центр - регион; региональное правительство - региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций региональным властным структурам при одновременном сокращении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна (таблица). Доля средств бюджетов всех уровней, составлявшая в 1995 г. более 20% объема инвестиций, снизилась к 2004 г. до 17,4%, но при этом доля федерального бюджета снизилась за анализируемый период на 5%, а региональных бюджетов даже возросла на 1%. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над основными направлениями капитальных вложений.
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
1995 2000 2001 2002 2003 2004
Привлеченные средства 51 52,5 50,6 55 54,8 53,2
Из них бюджетные средства (средства консолидированного бюджета) 21,8 22 20,4 19,9 19,6 17,4
В том числе:
федерального бюджета 10,1 6 5,8 6,1 6,7 5,1
бюджетов субъектов Российской Федерации 10,3 14,3 12,5 12,2 12,1 11,3
В-третьих, переходом преимущественно к экономическим методам регулирования инвестиционной деятельности. Государство утрачивает свои атрибуты главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, функции: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.
К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах можно отнести: формирование инвестиционного фонда как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается снижением управляемости.
В-четвертых, появлением новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структур-
ное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Устаревшая схема воспроизводственных отношений «государство -промышленное предприятие» трансформируется в новые формы взаимодействия участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой - позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств другим участникам.
В целом в экономике в течение 1999-2005 гг. наблюдается рост объемов инвестиции. В структуре источников финансирования инвестиции преобладают собственные средства, что связано с достаточно высокой стоимостью заемных средств. Доля частных российских инвестиций год от года растет. Так, за 9 лет (с 1995 по 2004) она возросла с 13,4% до 47,5%, доля же государственных инвестиций снизилась (с 31,3% в 1995 г. до 17,5% в 2004 г.). Растет доля иностранных инвестиций и инвестиций совместных предприятий. Представляется, что рост иностранных инвестиций отчасти объясняется тем, что нормативноправовые условия для иностранных инвесторов мягче , чем для российских, а поэтому российским инвесторам выгоднее выводить капитал за границу (в оффшорные зоны), а затем действовать уже в качестве иностранного инвестора, направлять средства в экономику Российской Федерации. Таким образом, значительная доля иностранных инвестиций имеет российское происхождение.
Дополнительным фактором, стимулирующим приток капитала, является физическое и моральное старение производственных мощностей. В целом степень износа основных производственных фондов в промышленности составляет 69%, причем в нефтепереработке - 82%; химической промышленности - 81,2%, машиностроении - 72,4%, газовой промышленности - 70%, легкой промышленности - 75%, строительных материалов - 74,5%. Средний фактический срок службы оборудования в настоящее время достигает 25-26 лет, тогда как в промышленно развитых странах он составляет 6-8 лет.
Отметим, что политика государства имеет определяющее значение при изменении сложившейся ситуации в инвестиционной сфере. Различают следующие уровни инвестиционной политики: федеральный, отраслевой, региональный, отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но основным является федеральный уровень, так как на нём определяются важнейшие нормативно-правовые положения, регулирующие инвестиционную деятельность в Российской Федерации. В то же время в связи с развитием рыночных взаимоотношений между субъектами хозяйствования и органами власти всех уровней возрастает роль субъектов федерации, которые становятся активными участниками инвестиционного процесса.
При осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.
Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального народнохозяйственного комплекса.
Разработка рациональной инвестиционной политики региона на перспективу должна осуществляться в соответствии с глобальной целевой установкой по развитию данного субъекта Российской Федерации. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона.
Для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.
Промышленная политика региона должна включать три блока: политику обновления и модернизации производительных сил; финансово-кредитную политику совместного участия; инновационную политику. Основная задача первого блока - укрепление и развитие промышленности региона, сохранение накопленного потенциала. Второй блок должен обеспечивать, прежде всего, более эффективное использование традиционных источников производственных инвестиций, а также привлечение дополнительных финансовых ресурсов. Задача третьего блока - качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ресурсосберегающих и эффективных технологий в промышленности и сфере услуг.
Одна из важнейших задач современного этапа развития народного хозяйства - создание условий инновационного развития экономики регионов. Рост инвестиций в инновации формирует базу устойчивого взаимодействия хозяйствующих субъектов при решении перспективных экономических задач. Обеспечение уровня инновационной активности в регионе - ключевая проблема его социально-экономического развития. В то же время инновационная активность в российской экономике остается на низком уровне, что вызвано низким качеством инновационной инфраструктуры, нехваткой инвестиционных ресурсов, необходимых для финансирования инноваций. Инновационная стратегия региона должна формироваться исходя из долгосрочных целевых экономических ориентиров хозяйствующих субъектов и быть направленной на удовлетворение рыночного спроса и формирование его в будущем.
Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя разработку стратегии реализации проекта; создание специальной бизнес-оболочки; формирование инновационного климата на предприятии; формирование комплекса мер маркетинговой направленности; новые способы финансирования проекта; контроль и мониторинг полученных результатов.
Представляется, что принципами формирования рациональной региональной инвестиционной политики являются эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость. Рассмотрим их сущностное содержание более подробно.
Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в современных условиях при ограничениях, определяемых целями конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых прогнозируется с высокой точностью, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не связаны с дополнительными рисками. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной про-
мышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с импортируемыми товарами.
В соответствии с принципом структурного равновесия, инвестиционные потоки в региональной экономике имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней взаимодействия. Предельные значения должны устанавливаться обоснованно в зависимости от тактических и стратегических условий реализации того или иного этапа программы и в соответствии с имеющимися целевыми приоритетами развития региональной экономики на всех уровнях управленческой иерархии.
Сущностное содержание принципа целенаправленности инвестирования обусловлено ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих высокую социально-экономическую значимость.
Проведение инвестиционной политики в регионах представляет собой согласование корпоративных, групповых и частных интересов сторон, опосредованно связанных с интересами общества в целом. Интересы различных групп пересекаются и зачастую препятствуют эффективному развитию экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация финансовых и иных ресурсов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в процессе достижения общенациональных целей социально-экономического развития (принцип общенациональной значимости). Формирование условий для реализации данного принципа должно осуществляться на федеральном уровне управления в процессе выработки одной национальной идеологии.
Органы законодательной и исполнительной власти регионов должны принять определенные меры по улучшению инвестиционного климата в следующих направлениях: инвестирование в приоритетные отрасли хозяйства (создание инженерной и социальной инфраструктуры); финансирование жилищного строительства и социально-культурных объектов; реконструкция и строительство объектов инфраструктуры; развитие системы связи и транспорта; реализация программ рационального природопользования; кредитование (на платности, срочности и возвратности) инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу территорий.
При выделении средств из регионального бюджета важным является соблюдение таких принципов, как высокая экономическая и бюджетная эффективность, долевой характер финансирования; срочность, платность и возвратность выделения средств; конкурсность при размещении средств.
В современных условиях региональные власти не могут обеспечить финансирование всех приоритетных направлений за счет собственных финансовых ресурсов. В связи с этим целесообразно выделять проекты общерегионального назначения, связанные с развитием инфраструктуры, социальной сферы, строительством жилья, реконструкцией исторических памятников, и направлять на эти цели бюджетные средства. В то же время для финансирования коммерческих проектов необходимо использовать заемные ресурсы, средства частных инвесторов, что будет способствовать эффективному решению существующих проблем регионального развития в процессе формирования рациональной инвестиционной политики.
Литература
1. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью. М.: Кнорус,
2005.
2. Инвестиции в России: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2004.
3. Мамаев В.К. Экономика и управление инвестициями в инфраструктуру региона. М.: Юни-ти, 2005.
4. Орешин. В.П. Государственное регулирование инвестиций. М.: Наука, 2000.
5. Региональная экономика: Учебник / Под ред. Видяпина В.И. М.: Инфра-М, 2005.
6. Регионы России: Стат. сборник / Госкомстат России. М., 2004.
7. Сивелькин В.А., Кузнецова В.Е. Статистическая оценка инвестиционного климата на региональном уровне // Вопросы статистики. 2003. № 11. С. 65.
8. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Львова Д.С., Гранбер-га А.Г, Егоршина А.П.; ООН РАН, НИМБ. М.: Экономика, 2004.
9. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. М.: Инфра-М, 2006.
БУЛОЧНИКОВ ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ родился в 1982 г. Аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.