Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / КОМПЛЕКСНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / УЧРЕЖДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО СТАТУСА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ / ЛИЦЕИ / ГИМНАЗИИ / ОЛИМПИАДА / ЕГЭ / GIFTED CHILDREN / THE COMPLEX REGIONAL TARGET PROGRAM / THE DEPARTMENTAL TARGET PROGRAM / THE ESTABLISHMENTS WITH THE RAISED STATUS / THE PROFILE EDUCATION / SCHOOLS WITH THE PROFOUND STUDYING OF SUBJECTS / LYCEUMS / GRAMMAR SCHOOLS / THE OLYMPIC GAMES / STATE EXAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелев В. Н.

Поиск и поддержка одаренных детей рассматриваются в статье как сложный, многогранный процесс, вовлеченный в общую парадигму социально-экономической модернизации страны. Автор описывает сложившиеся в регионе основные принципы работы с талантливой молодежью, отражая политику министерства образования в указанном направлении и приглашая читателя к открытому конструктивному диалогу относительно обозначенных позиций и возможного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of the work with the gifted children in the Nizhegorodsky region

Searching and supporting of gifted children are pointed out in the article as a difficult and many-sided process, which is included into the general paradigm of social and economic modernization of our country. The author of the article describes the main principles of working with talented young people. Such kind of work is reflected in the policy of the Ministry of Education. The author invites the readers of the article to discuss all the mentioned problems.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В. Н. ШМЕЛЕВ,

начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области ins219 @yandex. ru

Поиск и поддержка одаренных детей рассматриваются в статье как сложный, многогранный процесс, вовлеченный в общую парадигму социально-экономической модернизации страны. Автор описывает сложившиеся в регионе основные принципы работы с талантливой молодежью, отражая политику министерства образования в указанном направлении и приглашая читателя к открытому конструктивному диалогу относительно обозначенных позиций и возможного сотрудничества.

Searching and supporting of gifted children are pointed out in the article as a difficult and many-sided process, which is included into the general paradigm of social and economic modernization of our country. The author of the article describes the main principles of working with talented young people. Such kind of work is reflected in the policy of the Ministry of Education. The author invites the readers of the article to discuss all the mentioned problems.

Ключевые слова: одаренные дети, комплексная областная целевая программа, ведомственная целевая программа, учреждения повышенного статуса, профильное обучение, образовательные учреждения с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии, олимпиада, ЕГЭ

Key words: gifted children, the complex regional target program, the departmental target program, the establishments with the raised status, the profile education, schools with the profound studying of subjects, lyceums, grammar schools, the Olympic games, state exams

Одним из инструментов социально-экономического развития страны является совершенствование интеллектуального потенциала ее граждан. С этой целью государство создает систему приоритетов и мер, направленных на обеспечение условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах личности, общества и государства. Учитывая, что именно от этой группы населения общество в первую очередь ожидает решения актуаль-

ных проблем современной цивилизации, приоритетом становятся учет интересов и потребностей всех групп молодежи, а также создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренной молодежи.

Поиск и поддержка талантливой молодежи в регионе являются основой направления «Одаренные дети» комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006—2010 годы и ведомственной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2011—2013 годы,

утвержденной приказом министерства образования Нижегородской области от 7.09.2010 № 1009.

Финансирование только Всероссийской олимпиады школьников (проведение муниципального и регионального этапов, организация участия школьников на заключительных этапах олимпиады и учебно-тренировочных сборах) составило в 2009/ 2010 учебном году 1,8 млн рублей.

Поиск и поддержка одаренных детей — сложный, многогранный процесс. В Нижегородском регионе сложились следующие принципы работы с одаренными детьми.

Первый принцип — формирование развивающей, творческой среды посредством развития сети учреждений на основе осознанной инициативы педагогических коллективов.

С начала 90-х годов прошлого века в Нижегородской области осуществлялись активное формирование сети учреждений повышенного статуса и становление профильного обучения. Был накоплен огромный опыт организации обучения повышенного уровня, собранный нижегородским педагогическим сообществом «по крупицам» в два периода.

Первый период был длительным, его истоки следует искать в 60—70-х годах XX века. Именно тогда в г. Горьком появились образовательные учреждения с углубленным изучением предметов (речь идет о школах № 1, 13, 36, 40), впоследствии ставшие лицеями и гимназиями. Вторая волна активного создания лицеев и гимназий приходится на первую половину 1990-х годов. В настоящее время в Нижегородской области функционируют 16 гимназий, 16 лицеев, 32 школы с углубленным изучением отдельных предметов, при этом только 19 % из них расположены за пределами областного центра.

Второй период — время формирования профильных классов на третьей ступени обучения. Появление профильных классов можно отнести к концу 1980-х — началу 1990-х годов, а их активное формирова-

ние пришлось на первое десятилетие нового века.

Как видно из приведенной хронологии, министерство образования никого никогда не торопило, понимая, что осознанное желание реформировать сложившуюся в образовательном учреждении систему обучения дает больший результат, чем навязанная сверху инновация.

К началу нового века профильное обучение в региональной системе образования занимало скромное место. В школах лишь 18 муниципалитетов, включая все районы областного центра, были сформированы профильные классы. К 1 сентября 2010 года профильное обучение занимает уже ключевое место — программы профильного обучения осваивают 43,5 % учащихся (профильных классов нет только в школах Большеболдинского и Княги-нинского муниципальных районов). Отсутствие мотивационной среды и мотивации старшеклассников к достижению успеха приводит в обоих районах к посредственным результатам на едином государственном экзамене и в олимпиадном движении школьников.

Динамика введения профильного обучения в муниципальных районах Нижегородской области проиллюстрирована диаграммой на странице 22.

Второй принцип — завоевание побед на олимпиадах посредством достижения высокого уровня качества образования. Министерство образования Нижегородской области не рассматривает вариант «участие в олимпиадном движении ради участия». Нам важны и нужны победы. При этом не интересны и «победы ради побед». Для нижегородцев особенно ценны победы в широком смысле слова: успехи как учебные, так и личностные.

С введением новой формы итоговой аттестации на федеральном уровне часто сопоставляют результаты ЕГЭ и Всерос-

С начала 90-х годов прошлого века в Нижегородской области осуществлялись активное формирование сети учреждений повышенного статуса и становление профильного обучения.

Становление профильного обучения в Нижегородской области

Количество районов, в которых было введено профильное обучение

60 и

55 -50 45 -40 35 -30 25 -20

15 - „ 9 10 5 0

11 12

13

14 16

18

22

51

33

26

Год

1990 1991 1992 1994 1995 1996 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2005 2010

сийской олимпиады. Нижегородская область последние десять лет стабильно входит в десятку лучших регионов (9-я строчка рейтинга) по результатам Всероссийской олимпиады школьников. Прошедший учебный год стал для Нижегородской области вторым годом проведения государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ.

Незначительный опыт участия нижегородских школьников в ЕГЭ и многолетний опыт участия в олимпиадах разных уровней позволили внести следующие поправки:

3 в сравнении с 2009 годом нижегородские выпускники улучшили результаты ЕГЭ по всем 13 общеобразовательным предметам;

3 по результатам выступления нижегородцев на Всероссийской олимпиаде школьников (2010 год) в рейтинге 83 субъектов РФ Нижегородская область делит 6—7 позиции с Пермским краем.

Новая вершина в олимпиадном движении — это результат индивидуальной подготовки отдельных одаренных детей, в то время как достижения в государственной (итоговой) аттестации в большей степени являются результатом существующей системы работы со всеми выпускниками.

При этом анализ результатов ЕГЭ 2009 года показал, что средний балл выполнения заданий возрастает: от резуль-

татов изучения предмета по общеобразовательным программам (общеобразовательные классы) к результатам углубленного изучения данного предмета в учреждениях повышенного статуса. Среди множества причин приведенного факта следует выделить две основные: разницу в количестве учебного времени, отводимого на изучение предметов, и создание мотива-ционной среды в общеобразовательном учреждении.

Рассмотрим несколько примеров. В 2009 году средний результат ЕГЭ по математике у выпускников, изучающих предмет по общеобразовательным программам, составил 37,8 балла — на 20,5 балла ниже, чем у выпускников, изучающих математику углубленно (их средний результат— 58,3 балла).

Результаты ЕГЭ по одному и тому же предмету, изучаемому на углубленном и профильном уровнях, как правило, оказываются выше при углубленном изучении. Так, средние результаты по математике и физике при изучении на углубленном уровне в 2009 году оказались выше примерно на 11 баллов, а по английскому языку — на 19 баллов. Подобное сопоставление оказывается в пользу лицейского и гимназического образования практически по каждому предмету. Оценивая данный факт, причину чаще видят в раз-

ном количестве учебных часов. Действительно, такое объяснение имеет место. Однако количество учебных часов по иностранным языкам на третьей ступени обучения в профильных классах несколько больше, чем при углубленном изучении данных предметов.

Следующий пример должен заставить читателя посмотреть на приведенные факты с другой стороны. По всем предметам, изучаемым на общеобразовательном уровне, выпускники лицеев и гимназий демонстрируют более высокие результаты (средний балл) по сравнению с выпускниками общеобразовательных (по математике и литературе разница составляет около 10 баллов, обществознанию и информатике порядка 8—9 баллов) и профильных классов (по русскому языку и биологии разница составляет около 6 баллов, истории и английскому языку — около 4 баллов).

Следовательно, результат сдачи ЕГЭ и качество образования зависят не только и не столько от объема учебного времени, сколько от мотивационной среды, созданной для способных детей. И то и другое наиболее успешно реализуется в гимназиях и лицеях.

Третий принцип — министерство образования Нижегородской области выступает за выявление творческих способностей и поддержку одаренных детей на ранних этапах их развития.

Нельзя не согласиться с мнением ученика лицея № 38 Белгорода В. Омелья-ненко, высказанным в ходе встречи Президента РФ с победителями международных олимпиад, о необходимости допускать на заключительный этап Всероссийской олимпиады участников более раннего возраста.

В нашем регионе существует замечательный пример раннего старта юного нижегородца в олимпиадном движении. В. Епифанов, обучаясь в 3-м классе лицея № 40 Нижнего Новгорода, уже не только принимал участие в школьном

и районном этапах олимпиады, но, благодаря своему тренеру В. Д. Лелюху, стал постепенно приобретать опыт соревнований и на областном уровне. Впоследствии В. Епифанов, неоднократно представляя регион в составе российской сборной по информатике, занимал самые высокие места на международных олимпиадах.

В связи с тем что новое положение о Всероссийской олимпиаде предусматривает участие в региональном и заключительном этапах только учащихся 9—11-х классов, количество участников младшего возраста сократилось.

В Нижегородской области в 2009 году в региональном этапе получили право принять участие только трое учеников 7—8-х классов, в 2010 году их было уже одиннадцать.

Если на школьном и региональном этапах допуск учащихся 5—8-х классов оговорен положением, то главным условием участия учеников 9—11-х классов на региональном этапе является успешное выступление в одной из групп.

Первостепенное значение для таких детей имеет индивидуальный подход. Уже на ранних этапах развития они должны обучаться по индивидуальной программе, учитывающей особенности их физического и психического развития.

Четвертый принцип — региональная система работы с одаренными детьми должна опираться на конкретные образовательные учреждения.

Ежегодно около 250 общеобразовательных учреждений (каждая четвертая школа) готовят участников регионального этапа Всероссийской олимпиады. В области имеется база данных, служащая основой построения ежегодных рейтингов. С уверенностью можно утверждать, что выпускники учреждений, возглавляющих рейтинг лучших школ по результатам олимпи-

Результат сдачи ЕГЭ и качество образования зависят не только и не столько от объема учебного времени, сколько от мотивацион-ной среды, созданной для способных детей. И то и другое наиболее успешно реализуется в гимназиях и лицеях.

ады, демонстрируют также лучшие результаты ЕГЭ.

Столь же ответственно можно заявить, что все школы — победители приоритетного национального проекта «Образование» — входят в число этих 250 образовательных учреждений. Так, из десяти лучших школ по результатам регионального этапа олимпиады в 2010 году в ПНПО трижды побеждали лицеи № 165, 87, 40 и 28 Нижнего Новгорода и дважды — гимназии № 13 и 80, лицей № 82 Нижнего Новгорода, лицеи № 15 и 3 г. Сарова, средняя общеобразовательная школа № 22 с углубленным изучением французского языка г. Дзержинска.

Безусловно, успех работы с одаренными детьми во многом определяется взаимодействием с учреждениями профессионального образования и ведущими учеными вузов. В Нижегородской области давно сложилась и функционирует система «школа — вуз». Ближайшими партнерами школ являются Национальный исследовательский университет ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, НГПУ, НГТУ им. Р. Е. Алексеева, НФ ГУ — ВШЭ. Ведущие нижегородские школы имеют совместные научные программы с ИПФ РАН и Российским федеральным ядерным центром— ВНИИЭФ.

В 2005 году на базе Нижегородского филиала ГУ — ВШЭ был организован университетский округ, инициаторами и участниками создания которого стали 15 образовательных учреждений города, которые изъявили желание заниматься инновационной деятельностью в рамках данного округа. Главными задачами его деятельности являются обеспечение повышения качества образования, внедрения инновационных образовательных технологий и работа с одаренными детьми. Сегодня округ объединяет 17 образовательных учреждений,

Главными задачами деятельности университетского округа являются обеспечение повышения качества образования, внедрения инновационных образовательных технологий и работа с одаренными детьми.

среди которых четыре лицея, четыре гимназии и четыре школы с углубленным изучением отдельных предметов.

Стратегическим партнером образовательных учреждений г. Сарова в работе с одаренными детьми является Российский федеральный ядерный центр — ВНИИЭФ, ставший традиционным местом школьных Харитоновских чтений, зимней и летней физико-математических школ МФТИ для учащихся, проявляющих интерес к физике и математике.

С целью повышения потенциала системы общего образования, формирования системы непрерывного образования и обмена опытом работы педагогов общеобразовательных учреждений Нижнего Новгорода, работающих в области физико-математического образования, развивающих творческие способности одаренных детей, с 1 сентября 2009 года департаментом образования и социально-правовой защиты детства Нижнего Новгорода открыт городской ресурсный центр физико-математического образования на базе МОУ Лицей № 40.

Основными задачами и направлениями деятельности данного центра являются:

3 создание ресурсов, необходимых для получения углубленной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся по предметам естественно-математической направленности, отвечающих современным требованиям к условиям обучения и качеству образования;

3 расширение доступа учащихся и учителей общеобразовательных школ Нижнего Новгорода к ресурсам центра через систему сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями, создание информационных связей между ними и распространение опыта работы;

3 диагностическая, научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа, направленная на оптимизацию ресурсов, необходимых для повышения качества образования и развития индиви-

дуальных, творческих физико-математических способностей учащихся;

3 формирование учебно-методических комплексов для профильного и углубленного изучения предметов естественно-математической направленности.

Это взаимодействие позволяет юным талантливым нижегородцам почувствовать вкус науки, развить свои способности.

Пятый принцип — опора на конкретных педагогов.

Региональная база данных позволяет ежегодно учитывать педагогов, подготовивших победителей и призеров областного этапа олимпиады. В этой плеяде есть истинные мастера. Только с 2000 года учитель биологии лицея № 28 Нижнего Новгорода, победитель ПНП0-2010 Г. А. Ва-ренцова подготовила 61 призера и победителя областной олимпиады. В. Д. Лелюх, сотрудник Национального исследовательского университета ННГУ им. Н. И. Лобачевского, подготовил 40 призеров и победителей областного этапа и семь победителей и одного призера (бронзовая медаль) международной олимпиады по информатике.

В 2010 году 251 учитель подготовил призеров и победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады, а воспитанники 603 педагогов стали участниками регионального этапа.

Успешная работа педагогов с одаренными детьми поощряется правительством Нижегородской области. Большинство педагогов, воспитавших победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, являются победителями ПНПО или обладателями гранта губернатора.

Л. В. Пигалицыну, учителю средней общеобразовательной школы № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла г. Дзержинска, в 2010 году присвоено звание «Народный учитель России». Одной из главных педагогических заслуг учителя являются достижения его учеников: только с 2000 по 2010 год 22 его воспитанника стали по-

бедителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.

Шестой принцип — организация научно-методического сопровождения работы с одаренными детьми.

В текущем учебном году педагоги области, работающие с одаренными детьми, используют 37 авторских учебных программ, имеющих сертификат областного экспертного совета. Одновременно с сертифицированными программами в школах области реализуются 415 учебных программ и программ дополнительного образования, получивших положительное экспертное заключение НМЭС ГОУ ДПО НИРО.

С 2008 года осуществляется работа экспериментальной площадки Нижегородского института развития образования по теме «Применение дистанционных технологий обучения с целью формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми». В рамках эксперимента разрабатываются:

3 программы курсов дистанционного обучения школьников;

3 программы повышения квалификации педагогов: «Дистанционные технологии в работе с одаренными детьми», «Организация курсов дистанционного обучения, технология подготовки учебных материалов, специфика реализации»;

3 авторские сайты педагогов-экспериментаторов, содержащие методические и учебные материалы авторских дистанционных курсов;

3 сайт дистанционного обучения одаренных детей Уренского района (http:// sites.google.com/site/idkuren).

Вопросы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях обучения регулярно рассматриваются на совещаниях педагогов-психологов. Так, в августе 2009 года на совещании в Нижегородском институте развития об-

С 2008 года осуществляется работа экспериментальной площадки ГОУ ДПО НИРО по теме «Применение дистанционных технологий обучения с целью формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми».

разования был представлен и обсуждался опыт работы с одаренными детьми психологов Нижегородской, Кировской и Саратовской областей.

Сотрудниками кафедр ГОУ ДПО НИРО сформирован диагностический пакет материалов для выявления одаренных детей и молодежи. Заканчивается работа по подготовке методических рекомендаций «Развитие коммуникативных навыков одаренных детей». Кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования осуществляется апробация вариативных моделей развития креативности дошкольников в продуктивных видах деятельности, а также разрабатываются практические рекомендации по методическому сопровождению, индивидуально-дифференцированному образованию детей дошкольного возраста в ДОУ.

Седьмой принцип — расширение границ творчества.

Данный принцип реализуется во многих направлениях. Назовем лишь два из них: создание учреждений круглосуточного пребывания и летних (зимних) школ для одаренных детей. С этой целью в Нижегородской области организовано учреждение круглосуточного пребывания Центр одаренных детей. В лицее-интернате обучаются наиболее способные дети из всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Набор осуществляется по результатам регионального и заключительного этапов Всероссийской

Кафедрой теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования осуществляется апробация вариативных моделей развития креативности дошкольников в продуктивных видах деятельности, а также разрабатываются практические рекомендации по методическому сопровождению, индивидуально-дифференцированно-му образованию детей дошкольного возраста в ДОУ.

олимпиады школьников, международных и всероссийских конкурсов. Центр одаренных детей является специализированным учреждением по работе с одаренными детьми в Приволжском федеральном округе, местом ежегодного проведения всероссийских олимпиад. Лицей — дважды победитель ПНП «Образование» среди учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы. Партнерами лицея выступают ведущие вузы Нижегородской области.

Важным направлением работы с одаренными детьми является создание летних школ. Так, первая в Сарове летняя физико-математическая школа была открыта в июле 2002 года на базе дома отдыха «Лесная поляна». Научное и интеллектуальное руководство школой обеспечивают Российский федеральный ядерный центр — ВНИИЭФ и Московский физико-технический институт (государственный университет).

За девять лет существования школы ее окончило более трехсот учащихся, поступивших в ведущие вузы страны. Слушатели школы неоднократно становились победителями и призерами регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по физике и математике, а двое из них — выпускники лицея № 15 В. Шмаров и И. Суханов — являются членами жюри заключительного этапа олимпиады и преподают в родной физико-математической школе.

Безусловно, можно оспаривать перечисленные принципы или продолжить этот ряд, предлагая свои. В этом смысле министерство образования Нижегородской области приглашает всех заинтересованных лиц к сотрудничеству в совершенствовании системы работы с одаренными детьми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.