МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378; 33:37
Екимова Н.А.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ОБЩЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАД*
В условиях формирования инновационной экономики в России еще более актуализируется проблема оценки качества образования, как в высших учебных заведениях, так и на уровне школ. Эпоха инновационных технологий требует креативных подходов и нестандартных решений. В статье раскрывается, как может существующая система образования повлиять на формирование этих качеств у ребенка, и почему в России столь стремительно набирает обороты школьное олимпиадное движение. Предлагается методика оценки эффективности школьного образования на основе данных общероссийских олимпиад.
Ключевые слова: Система школьного образования, общероссийские олимпиады, эффективность образования
1. Введение
В настоящее время сфера образования претерпевает существенные изменения. Во многом это связано с формированием инновационной экономики в стране, важным условием которого является модернизация системы образования. Необходимость такой модернизации вызвана, прежде всего, потребностью в высококвалифицированных кадрах, способных сочетать как аналитические навыки, так и творческий подход при решении возникающих задач. Очевидно, что внедрение инновационных технологий требует нестандартных решений, а для этого нужны кадры, способные нестандартно мыслить.
Вырастить высококвалифицированные и профессиональные кадры - задача, которую необходимо решать в сфере высшего образования. В последнее время этому вопросу уделяется повышенное внимание. И министерства, и вузы, и ученые пытаются найти ответы на вопросы о том, как повысить качество российского образования в целом и сделать его конкурентоспособным на мировом рынке. Формируется система проведения ежегодного мониторинга деятельности вузов [1], предпринимаются попытки создания национальных рейтингов вузов, с разных сторон оценивающих работу высших учебных заведений как в целом [2, 3], так и на уровне работы отдельных факультетов [4], проводятся конференции, посвященные вопросам реформирования образования в России [5]. Целью всех этих мероприятий являются попытки сделать систему образования более открытой и конкурентоспособной, что фактически должно заставить учебные заведения более серьезно относиться к вопросам качества образования.
Однако проблема формирования инновационно-ориентированных кадров намного сложнее и своими корнями уходит в вопросы школьного и даже дошкольного образования. Традиционное российское образование (вышедшее из системы советского образования) всегда было слабо ориентировано на индивидуальный подход к обучению и формирование креативности и творческого мышления у школьников. Этому можно найти достаточно много объяснений: и массовый характер обучения, и централизованная экономическая система в СССР, и командный подход при решении задач в социалистическом обществе. Все это прочно укоренилось в сознании советского, а позже и российского человека. Потребовались годы, чтобы подойти к переосмыслению этих вопросов.
Проектная деятельность, компетентностный подход, взаимосвязь теоретических и практических знаний, развитие вариативности образовательных программ, индивидуализация обучения - все эти термины легли в основу преобразований системы образования, первоочередной целью которых является как изменение сложившегося годами мировоззрения старшего поколения (чиновников, педагогов, родителей), так и формирование нового образа мышления у подрастающего поколения. И именно пересмотр специфики преподавания в школе является основой укоренения этих понятий в массовом сознании населения.
В основе развития творческого воображения, быстроты мыслительных процессов, систематичности ума, анализа и обобщения лежит заинтересованность ребенка в познании мира. А это значит, что роль и значение школьного учителя должны быть
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект №12-32-01054).
© Екимова Н.А., 2014
Экономика образования ♦ №1, 2014
33
коренным образом пересмотрены: на плечи учителя ложится ответственейшая миссия проводника в мир науки и творчества. Только при таком подходе будут появляться новые А. Пуанкаре, Р. Вуды, А. Эйнштейны и т.д.
Работа в этом направлении уже ведется. Однако возникает вопрос количественной оценки такого подхода к обучению. В более ранних работах нами были разработаны предложения по методике оценки качества обучения в учреждениях школьного образования [6]. Данная методика позволяет всесторонне охарактеризовать деятельность учебных заведений. Однако для оценки отдельных направлений обучения, в частности, формирования творчески мыслящего поколения молодежи нужны другие подходы. Оценить деятельность школ в этом направлении можно, ориентируясь на результаты ежегодной Всероссийской олимпиады школьников. Попытка оценить деятельность школ в этом направлении и будет предпринята в данной статье.
2. Школьное олимпиадное движение и образовательные парадигмы
Почему в качестве критерия оценки нестандартных подходов к обучению нами были выбраны результаты Всероссийской олимпиады школьников? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но для начала обратимся к истории.
О возникновении школьного олимпиадного движения можно говорить, начиная еще с XIX века, когда Астрономическое общество Российской империи организовывало «Олимпиады для учащейся молодежи». Примерно в то же время получили распространение заочные конкурсы по решению математических задач. С 30-х годов прошлого века в СССР регулярно проводились городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии, которые впоследствии расширились до всесоюзных и всероссийских олимпиад [7].
История олимпиадного движения позволяет оценить, как и насколько смещались акценты в системе образования в разные периоды времени. Так, с середины прошлого века в СССР активно развивались наука и техника. Не могло это отразиться и на образовательной парадигме: стране были нужны ученые, инженеры, технари, поэтому акценты в образовании делались именно на приобщение школьников к «техническому прогрессу», а не к социальной жизни в обществе. Главное в образовательном процессе - знания, «дающиеся» учащемуся, задачей которого является эти знания «получать». На этот период приходится расцвет олимпиад по таким предметам, как математика, физика, астрономия, химия [8].
Позже в стране происходит научно-техническая революция и роль естественных наук стремительно возрастает. Этот период связан с конструктивно-де-ятельностным подходом в обучении: формирование мышления через обучение деятельности, при-
знание самоценным совокупности знаний, умений и навыков. Расширяется и список олимпиадных предметов, в котором наряду со ставшими уже традиционными предметами появляются и новые - биология, география [8].
Современный период образовательной парадигмы можно охарактеризовать как нацеленность на личностно-ориентированное обучение. Задачей школы сегодня является стремление не столько передать накопленные знания и опыт, сколько развить у школьника «способность учиться», творчески и осмысленно адаптировать накопленный человечеством научный, социальный и культурный опыт к решению современных задач, помочь ребенку осознать себя как личность и понять свою роль и значение в обществе. Происходящие процессы естественным образом отразились и на школьном олимпиад-ном движении: выросла значимость школьных олимпиад по предметам гуманитарного блока, таких, как литература, история, обществознание, право, экономика, экология, мировая художественная культура, иностранный язык. В настоящее время проводятся школьные олимпиады по 21 предмету, включая такие дисциплины, как физическая культура, ОБЖ, технология.
Чем же можно объяснить столь стремительный рост популярности Всероссийской олимпиады школьников и других подобного рода школьных олимпиад? Конечно, не в последнюю очередь это связано со льготам, предоставляемыми победителям и призерам олимпиад при поступлении в вузы. Так, в зависимости от уровня и степени победы могут быть предоставлены льготы от максимального зачисления баллов по ЕГЭ по предмету, в котором школьник одержал победу в олимпиаде, до зачисления в вуз без вступительного испытания (если таковое предусмотрено Правилами приема в вуз).
Традиционно победители различных школьных олимпиад были ориентированы на наиболее престижные вузы классического, социально-экономического и технического профиля (таблица 1). Этим объясняется достаточно высокий удельный вес студентов, зачисленных по результатам олимпиад, в этих вузах. Однако в последние годы увеличилась доля таких студентов в вузах, в которых ранее не наблюдалось большого количества «олимпиадников» (таблица 1).
Так почему же олимпиадное движение столь стремительно набирает обороты? Почему вузы предоставляют льготы, пытаясь привлечь к себе именно таких ребят? Вероятно, олимпиадное движение помогает поиску, поддержке и развитию молодых талантов, поскольку участие, а тем более победа в олимпиаде, - это выход за рамки школьной программы, расширение горизонта знаний и умение применять нестандартные подходы при решении разного рода задач.
Таблица1
Количество победителей и призеров олимпиад, зачисленных в российские вузы в 2012 и 2013 годах
Вуз Количество студентов, зачисленных на бюджетные места Из них: Количество студентов, зачисленных по результатам олимпиад, чел. Уд вес студентов, зачисленных по результатам олимпиад, %
2012 2013 2012 2013 2012 2013
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) 3829 3998 482 424 12,6 10,6
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) 1600 2102 818 1002 51,1 47,7
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана) 2520 2824 744 782 29,5 27,7
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова (СПбГМУ им. И.П. Павлова) 573 592 4 81 0,7 13,7
Источник: [9, 10]
3. Количественная оценка нестандартных подходов к обучению
Всем известно, что обычная школьная образовательная программа ориентирована, прежде всего, на «среднего» ученика. Добросовестное изучение учебных дисциплин в рамках такой программы позволяет ребенку вырасти достаточно образованным человеком, понимающим устройство мира и общества, но, главное, дает возможность школьнику почувствовать ту или иную дисциплину, понять свои интересы и сформулировать жизненные приоритеты и ориентиры. Именно на этой стадии развития и начинается более глубокое погружение в выбранный предмет.
К сожалению, нарисованная картина относится, скорее, к идеальному представлению о мире. Реальность достаточно сильно противоречит этому. Объяснений много. Прежде всего, чрезвычайная загруженность школьников, что не оставляет им практически никакого шанса на саморазвитие. Если сравнить максимальное количество аудиторной нагрузки школьника и студента, то можно заметить, что нагрузка школьника в средней школе составляет порядка 35 часов в неделю1, в то время как обучение студента не должно превышать 24-27 аудиторных часов2. Очевидно, что с учетом самостоятельной работы как школьников, так и студентов эти цифры возрастают до значений, которые сопоставимы, а зачастую и превышают полноценную рабочую неделю взрослого человека, которая предусмотрена трудовым законодательством. Получается, что российский школьник поставлен в такие рамки, которые не оставляют времени на книги, театры, му-
зей, отдых и досуг, не позволяя ему тем самым вырастать культурной и неординарной личностью, способной на творческое и креативное мышление.
Другая причина заключена в том, что большинство школ «абстрагируется» от олимпиад, так как отсутствует целенаправленная подготовка учащихся. Во многих школах в олимпиадах по разным предметам участвует некоторое количество одних и тех же ребят, готовящихся к таким олимпиадам самостоятельно или, в лучшем случае, при некоторой добровольной поддержке учителя.
В последние годы данная тенденция начала меняться. Школы стали заинтересованы в «выращивании» талантливой молодежи, повышая тем самым и свой престиж, и качество обучения учащихся. В отдельных школах стали создаваться предметные кружки, где дети получают знания, не предусмотренные обязательной учебной программой, олим-пиадные задачи включаются в программы обучения в качестве дополнительных заданий, учителя факультативно занимаются с детьми, чьи способности превышают среднестатистические. К сожалению, вопросы финансового стимулирования преподавателей, ведущих подготовку к олимпиадам, не всегда достаточно четко урегулированы, что не позволяет значимо увеличить количество победителей и призеров заключительного этапа олимпиады (таблица 2).
Тем не менее, результаты участия учеников в школьных олимпиадах являются неким количественным критерием, с помощью которого можно оценить результативность образовательной деятельности учебного заведения с позиции нестандартных
Таблица2
Общее количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады
школьников среди учащихся 9-11 классов
Субъект РФ 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
РФ в целом 1477 1546 1591 1505
Москва 291 319 329 318
Источник: [8]
подходов к обучению, ориентированных на развитие индивидуальных способностей ребенка. Это соответствует целям и задачам Олимпиады, ориентированным на выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганду научных знаний, привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам [11]. 4. Рейтинг школ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Всероссийская олимпиада школьников проходит в несколько этапов. Вначале проводится школьный тур, по итогам которого отбираются школьники для участия на муниципальном этапе. Победа в муниципальном туре для учеников 9-11 классов служит основанием для участия в региональном этапе Олимпиады. Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, а также победители и призеры регионального этапа текущего учебного года участвуют в заключительном этапе Олимпиады.
Итоги каждого этапа позволяют определить школы-лидеры на разных уровнях: в районе, округе, регионе или по стране в целом. Уже имеется практика составления подобного рода рейтингов. Департамент образования города Москвы опубликовал рейтинг московских школ по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, где школы рейтингуются по количеству предметов, по которым учебное заведение вышло в число победителей [12]. Составляется рейтинг школ Санкт-Петербурга по итогам Всероссийской олимпиады, где в качестве критерия оценки выступает количество дипломов, завоеванных на олимпиаде [13].
Данные рейтинги оценивают результаты Всероссийской олимпиады школьников либо с позиции предметной диверсификации, либо по количеству побед. Оценивая учебные заведения с разных пози-
ций, можно получить различные результаты. В одних школах, например, в ГБОУ ЦО .№57 количество побед в 2013 году составило 14, однако предметная результативность представлена 5 дисциплинами. В других можно наблюдать обратную ситуацию: ГБОУ Московская гимназия .№1543 при достаточно широком предметном охвате (9 дисциплин) имеет 13 побед.
В результате этого позиции указанных школ разнятся в зависимости от критериев составляемых рейтингов. Центр образования №57 по второму показателю занимает 7 место, в то время как по количеству побед это учебное заведение находится на 3 месте. В свою очередь, гимназия .№1543 уверенно лидирует по количеству предметов, но занимает 5 место по числу побед.
Не стоит забывать и еще об одном показателе -кадровой диверсификации. Что это за показатель?
Как было отмечено ранее, достаточно распространено явление, когда одни и те же учащиеся являются призерами и победителями по разным олим-пиадным дисциплинам. В зависимости от этапа олимпиады это явление имеет тенденцию к уменьшению. Так, если на муниципальном этапе ученик может быть победителем или призером по 6-7 дисциплинам, то на заключительном этапе число дисциплин не превышает 2. Однако данное явление имеет место и его также необходимо учесть.
Разработанный рейтинг построен с учетом всех перечисленных выше показателей. В нем учитывается и предметная диверсификация, и кадровая. При этом кадровую диверсификацию предлагается рассматривать с двух сторон: как с позиции количества школьников-победителей или призеров, так и с точ ки зрения числа побед. Такой подход, на наш взгляд, позволяет всесторонне оценить нетрадиционную подготовку школьников в том или ином учебном заведении.
Рассмотрим более подробно алгоритм построения рейтинга.
В основе рейтинга лежит показатель zij, который представляет собой сумму баллов, набранных ьым учебным заведением по j-ому показателю. Итого-
Такой выбор обусловлен «ресурсной» составляющей результативности олимпиад в школе. Показатели кадровой диверсификации и количества побед рассматриваются с точки зрения кадрового потенциала учащихся, поскольку именно он объясняет и первый, и второй показатель. В свою очередь предметная диверсификация характеризует кадровый потенциал преподавателей и специфику школы. Например, в школах с углубленным изучением того или иного предмета в олимпиадах по этому предмету участвуют целые классы школьников, что позволяет школе получать хорошие результаты с позиции числа побед и кадровой диверсификации. Однако хорошая результативность по показателю предметной диверсификации характеризует много-профильность школы и высокий уровень подготовки учащихся в целом. И те, и другие результаты позволяют судить о качестве преподавания в учебном заведении.
Результаты рейтинга школ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году приведены в таблице 3. Следует отметить, что рейтинг составлен для школ Москвы. Конечно, построение региональных рейтингов достаточно делать по результатам регионального этапа (что и было сделано Департамента образования Москвы). Однако дальнейшее использование данного рейтинга предполагает его расширение до всех регионов России, что позволит выявить передовые с точки зрения качества обучения регионы страны.
Таблица3
Рейтинг школ по итогам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Школа Округ Балл
Специализированный учебно-научный центр (факультет) -школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ЗАО 100,00
Государственное бюджетное образовательное учреждение Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 ЗАО 90,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1535 ЦАО 85,87
Структурное подразделение Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского института открытого образования средняя общеобразовательная школа № 179 ЦАО 80,64
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа-интернат среднего (полного) общего образования "Интеллектуал" ЗАО 74,06
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 57 "Пятьдесят седьмая школа" ЦАО 68,60
вое рейтинговое значение по j-ому показателю вычисляется по формуле:
X = (zv/ max{z j }J (1)
где max {xij} - либо суммарное значение j-ого показателя (для кадровой диверсификации и количества побед), либо максимальное количество дисциплин (для предметной диверсификации). В 2013 году количество дисциплин, по которым проводились олимпиады, составило 21.
Полученные итоговый рейтинговые значения нормируются в процентном выражении по максимальному значению, после чего определяется итоговой рейтинговый балл олимпиадной результативности школы путем взвешивания его баллов по каждому показателю:
x = 0,5xh + 0,25 x2i + 0,25x3i, (2)
где x1i - показатель предметной диверсификации для i-той школы; x2i - показатель кадровой диверсификации для i-той школы; x3i - показатель числа побед в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников для i-той школы.
Как видно из формулы (2) в предлагаемом рейтинге были определены следующие значения весовых коэффициентов. Вес показателя предметной диверсификации был определен как 0,5. Для показателей кадровой диверсификации и количества побед были установлены весовые коэффициенты по 0,25.
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей "Вторая школа" ЮЗАО 52,91
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1514 ЮЗАО 51,57
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 218 САО 50,30
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия №1518 СВАО 47,69
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1303 ЮВАО 44,67
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка № 1251 имени генерала Шарля де Голля САО 39,61
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1567 ЗАО 37,07
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением математики, информатики, физики № 444 ВАО 35,81
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением физики и математики № 2007 ЮЗАО 29,15
Негосударственное образовательное учреждение гимназия "Московская экономическая школа" ЦАО 27,80
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1502 при МЭИ ВАО 27,80
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 1253 ЦАО 27,80
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 853 Зеленоград 27,80
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1513 "Московская городская лингвистическая гимназия" ЦАО 27,73
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1944 СЗАО 26,54
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1552 ЮАО 26,54
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Лингвистический лицей № 1555 ЦАО 26,38
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1568 СВАО 23,76
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1527 ЮВАО 22,50
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка № 1338 САО 22,50
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1576 САО 19,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка № 1286 СЗАО 19,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1534 ЮЗАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 2006 ЮЗАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия № 1529 имени А.С. Грибоедова ЦАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1524 ЮВАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1523 ЮАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы многопрофильный технический лицей № 1501 ЦАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1448 ЗАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1319 ЮВАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1279 ЮЗАО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 1249 САО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1223 САО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 648 САО 18,53
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 1212 СЗАО 14,50
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы кадетская школа № 1702 "Петровский кадетский САО 11,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1547 ЮВАО 11,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1541 ЗАО 11,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1329 ЗАО 11,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия №1290 ВАО 11,88
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1220 СВАО 11,88
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 962 СВАО 11,88
Федеральное государственное образовательное учреждение "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации" САО 9,27
Негосударственное образовательное частное учреждение Школа "Муми-Тролль" САО 9,27
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей города Троицка" Троицкий округ 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Государственная столичная гимназия СВАО 9,27
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия г. Троицка" Троицкий округ 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2033 ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранных языков № 1900 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1811 "Измайлово" ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1641 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1590 САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1582 ЮАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1581 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1575 САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1571 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1569 "Созвездие" ЮАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1569 "Созвездие" ЮАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1553 "Лицей на Донской" ЮАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1551 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1542 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1530 "Школа Ломоносова" ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1525 "Воробьевы горы" ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1522 СЗАО 9,27
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1521 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия №1504 ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1503 СВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 1496 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 1474 САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1416 СВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1387 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением области знаний "Искусство" № 1372 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1359 ЮВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского и французского языков № 1358 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением информатики и английского языка № 1307 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1298 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1287 САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка №1283 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого языка № 1277 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1268 ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1258 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением испанского языка № 1252 имени Сервантеса САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1250 САО 9,27
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка № 1248 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1246 ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 1233 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка № 1231 имени В.Д. Поленова ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1227 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением французского языка № 1216 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1189 имени И.В. Курчатова СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей №1158 ЮАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1120 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1043 ЮВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1000 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 930 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 757 СВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 734 "Школа самоопределения" ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 732 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №654 имени А.Д. Фридмана ЮВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 596 САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 499 ЮВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 399 ВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 354 имени Д.М. Карбышева ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 345 ЦАО 9,27
Школа Округ Балл
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 338 ЮВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 330 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 308 СВАО 9,27
Государственное образовательное учреждение центр образования № 293 СВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 237 имени В.Ф. Орлова СВАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 228 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 204 имени А.М. Горького ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 192 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 171 ЦАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с этнокультурным азербайджанским компонентом образования № 157 имени К.А. Керимова САО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 138 СЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 109 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 79 ЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 58 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования "Школа здоровья" № 46 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 26 ЮЗАО 9,27
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 25 ЮЗАО 9,27
5. Слагаемые успеха
О чем же говорят полученные результаты? Очевидно, что структура итогового балла не позволяет квалифицировать рейтинг как простое количественное упорядочивание учебных заведений. Это связано с тем, что по полученному результату достаточно сложно судить о конкретном месте школы, поскольку итоговые баллы для многих школ совпадают по значению. Именно этим объясняется отсутствие мест в таблице 3. Скорее, речь идет о неком качественном ранжировании школ по результатам
Всероссийской олимпиады школьников. Представленные в рейтинге 127 учебных заведений составляют только 10-ю часть всех школ Москвы. Поэтому уже сам по себе факт попадания в этот рейтинг позволяет говорить о достигнутых успехах в области нетрадиционного обучения учащихся. Попытаемся понять, какой фактор оказывает наибольшее влияние на формирование «олимпиадной стратегии» школы.
Во-первых, оценим степень влияния территориального фактора на школы, попавшие в рейтинг. Для
этого проанализируем учебные заведения по округам, в которых они расположены (рисунок 1).
Из рисунка видно, что некоторое преимущество есть у Центрального административного округа (ЦАО). Скорее всего, это можно объяснить исторической ролью территории города, на которой расположен ЦАО. Это и сложившиеся традиции, и культурное наследие прошлого, и сосредоточение современности. На территории округа расположены школы с определенной репутацией и именем, в которые приезжают дети из разных концов Москвы. Все это способствует тому, что школы активно развиваются, стараясь улучшить созданный годами имидж и повысить качество образования в них.
По остальным округам распределение школ достаточно гомогенно. Исключения составляют только Зеленоград и Троицкий округ. Вероятно, для Зеленограда решающим оказалось то, что округ занимает площадь, в несколько раз меньшую, чем площадь других округов Москвы. Не имея при этом таких исторических корней, какими обладает ЦАО, Зеленоград и по количеству школ мало сопоставим с другими округами Москвы. В свою очередь школы не так давно присоединённой к Москве территории Троицкого округа, видимо, больше ориентированы на традиционные методы обучения и в отличие от своих московских коллег не настолько активно включены в олимпиадное движение.
В целом, полученные результаты позволяют говорить о том, что территориальный фактор не является определяющим в вопросах качества образования. Что же тогда? На наш взгляд, ответ следует искать во внутренней организации работы средних
учебных заведений.
Дадим типологию школ-победительниц. Для этого по полученному результату все школы разделим на 3 группы: локальных лидеров, устойчивых лидеров, глобальных лидеров.
В первую группу, самую многочисленную, отнесём школы, чей итоговый показатель не превышает 15%. В эту группу попало 87 учебных заведений, или 68,5% от всех школ, попавших в рейтинг. Что это за группа? В нее попадает 79 школ, в которых только 1 победитель по 1 предмету, и 8 учебных заведений, где число победителей по 1 предмету увеличивается до 2-3 человек.
Так называемая группа «устойчивых лидеров» представлена 30 учебными заведениями (23,6%), в которых итоговый показатель находится в границах от 15% до 47%. В этих школах диапазон предметов, по которым были одержаны победы расширяется до 2-4 дисциплин, а также растет число победителей и призеров. В эту категорию уверенно попадают специализированные средние учебные заведения. Например, среди 12 победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников из ГБОУ лицей №1303 одиннадцать учащихся одержали победу по химии, которая является профильным предметом в лицее. Похожая ситуация и со средней образовательной школой с углубленным изучением французского языка №1251 имени Шарля де Голля: из 8 побед - 6 по французскому языку.
В группу «глобальных лидеров» попало 10 московских школ, которые сумели подготовить значительное число победителей и призеров более чем по 5 предметам. Так, например, лидер нашего рей-
Зелен оград Троицкий округ (-до
ЮЗАО 5%
12%
Рисунок 1 - Распределение средних учебных заведений по округам г. Москвы
тинга - специализированный учебно-научный центр (факультет) - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова подготовил 23 победителя и призера Всероссийской школьной олимпиады по 6 предметам, а количество побед на указанной олимпиаде гимназии №1543 в 2012/2013 учебном году составило 13 по 9 предметам.
Какие же выводы позволяют сделать полученные результаты? Прежде всего, в отношении всех школ, попавших в составленный рейтинг, можно говорить о высоком уровне и качестве подготовки учащихся, поскольку победа школьников в подобного рода олимпиадах уже является неким количественным критерием, позволяющим оценить работу учебного заведения. Однако, если победы учащихся из школ «локальных лидеров» могут носить в том числе и случайный характер, не обязательно связанный с обучением в данном учебном заведении (например, ученик может посещать различного рода подготовительные курсы при высшем учебном заведении, дополнительные кружки или заниматься с репетитором), то степень участия учебного заведения в подготовке призеров и победителей олимпиады школьников из школ «глобальных лидеров» не вызывает сомнения.
Во-вторых, таблица 4 позволяет увидеть некую единую стратегию попадания в группу лидеров,
оценить так называемые «слагаемые успеха». Что же это за слагаемые?
Несложно заметить, что таких слагаемых три. Первое - максимум предметов. Учащиеся из школ «глобальных лидеров» на муниципальном уровне участвуют в олимпиаде по максимально возможному количеству предметов (от 10 до 17). Такая политика позволяет изначально претендовать на то, что по некоторым из дисциплин учащиеся смогут участвовать и на следующих этапах.
Второе - кадровый потенциал. В школах, готовящих победителей и призеров олимпиад, на школьном уровне участвуют все дети. Такая политика позволяет учащимся не теряться на подобного рода мероприятиях, а школам выявлять талантливых ребят. Соответственно, чем большее количество школьников участвует на начальных этапах олимпиады, тем больше шансов на то, что кто-то из них дойдет до финала. Данная логика подтверждается и цифрами из таблицы 4. Например, число победителей в школе-интернате имени А.Н. Колмогорова на муниципальном этапе составило 168 человек, на региональном - 110, на заключительном - 23 победителя и призера.
Третье слагаемое - подготовка учащихся. Несомненно, это является определяющим фактором, поскольку без этого условия первые два не приведут к успеху. Как правило, в учебных заведениях,
№ Школа Предметная Кадровая диверсификация Число побед
диверсификация
ЗЭ РЭ МЭ ЗЭ РЭ МЭ ЗЭ РЭ МЭ
1 Специализированный учебно-научный центр (факультет) -школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 6 8 11 23 110 168 23 135 246
2 Государственное бюджетное образовательное учреждение Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 9 14 16 10 53 140 13 75 223
3 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей № 1535 7 12 14 14 72 211 16 99 313
4 Структурное подразделение Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского института открытого образования средняя общеобразовательная школа № 179. 7 11 14 12 72 162 14 100 248
Таблица4
Количественные показатели школ «глобальных лидеров» на заключительном (ЗЭ), региональном (РЭ) и муниципальном (МЭ) этапах Всероссийской олимпиады школьников
№ Школа Предметная Кадровая Число побед
диверсификация диверсификация
ЗЭ РЭ МЭ ЗЭ РЭ МЭ ЗЭ РЭ МЭ
5 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа-интернат среднего (полного) общего образования "Интеллектуал" 7 14 17 10 37 60 11 50 107
6 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 57 "Пятьдесят седьмая школа" 5 12 16 13 85 130 14 103 217
7 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы лицей "Вторая школа" 5 8 10 7 52 135 8 63 176
8 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1514 5 12 15 7 52 128 7 65 177
9 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр образования № 218 5 15 15 6 37 63 7 62 123
10 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия №1518 5 10 17 5 20 73 6 27 144
Источник: [14]
готовящих победителей и призеров олимпиады, ведется целенаправленная подготовка к подобного рода мероприятиям. Она может носить разные формы: углубленное изучение дисциплины в учебном процессе, дополнительно организованные олимпи-адные кружки, на которых учащиеся разбирают и анализируют олимпиадные задания прошлых лет, индивидуальные занятия. Результат подобного рода работы не замедлит сказаться на итогах олимпиады. Очевидно, что учащиеся таких школ не просто участвуют всем классом в олимпиаде, но и показывают хорошие результаты (таблица 4). Количество побед в школах-лидерах на муниципальном этапе в среднем вдвое превышает число участников. Это говорит о том, что многие участники олимпиады являются победителями или призерами по нескольким предметам. Как и в отношении предыдущих слагаемых успеха, логика подобной стратегии остается прежней: чем больше побед учащихся на начальных этапах, тем больше вероятность попадания кого-нибудь из них в число победителей и призеров на заключительных этапах.
Таким образом, совокупность трех показателей предопределяет возможность продвижения по рассматриваемому рейтингу, главной целью которого (как и любого рейтинга) является информирование его потенциальных потребителей о качестве подготовки в том иди ином учебном заведении.
Резюмируя, хотелось бы отметить, что несмотря на те изменения, которые сотрясают нашу систему образования в последние десятилетия, определяющее значение в обучении все так же играет роль учителя. Это та сфера деятельности, где человеческий фактор является путеводной нитью, которая ведет ученика в мир знаний. От учителя зависит, каким откроет для себя ребенок этот мир: увлечется им или навсегда потеряет интерес. Школьное олим-пиадное движение, как никакое другое, позволяет оценить именно эту сторону работы учителей, поскольку основу олимпиадных заданий составляют знания, выходящие за рамки простой образовательной программы. А раз есть ученики, демонстрирующие такие знания, значит, есть и учителя, которые вкладывают в свою работу всего себя без остатка.
Примечания
1 Варьируется в зависимости от класса обучения.
2 Максимальное количество аудиторной нагрузки определяется ФГОС ВПО по направлениям подготовки.
Библиографический список
1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. М.: Министерство образования и науки РФ. 2012. URL: http://down.ctege.info/abitura/ 2013/monitoring-vuzov-minobr-2013.zip.
2. Рейтинг вузов. Сайт Благотворительного фонда В.Потанина. URL: http://www.fondpotanin.ru/ novosti/fond-v-potanina-predstavil-rejting-vuzov-20122013-353.
3. Рейтинг научной и публикационной активности российских вузов (октябрь 2010). URL:http:// www. hse. ru/org/hse/sc/u7.
4. Балацкий Е., Екимова Н. Академическая результативность высших экономических школ России/ Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 17.06.2013. URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/ artides/artide/232936
5. Портал НКР - Научные конференции России. URL: http://www.kon-ferenc.ru/obrazovanie.html
6. Екимова Н. Методика рейтинговой оценки средних учебных заведений Москвы / Федеральное интернет-издание «Капитал страны», 22.07.2013. URLAhttp://www.kapital-rus.ra/index.php/articles/ article/234408.
7. Всероссийская олимпиада школьников. Материал из свободной энциклопедии «Википедия». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F1%E5%F0%
EE%F 1 %F 1 %E8%E9%F 1 %EA%E0%FF_%EE%EB%
E8%EC%EF%E8%E0%E4%E0_%F8%EA%
EE%EB%FC%ED%E8%EA%EE%E2.
8. История олимпиады. Портал Всероссийской олимпиады школьников. URL: http://www.rosolymp.ru /index.php?option=com_content&view=article&id= 6430&Itemid=63.
9. Качество приема в вузы - 2012. Официальный сайт национального исследовательского института «Высшая школа экономики». URL:http://www.hse.ru/ ege/second_section2012/.
10. Качество приема в вузы - 2013. Официальный сайт национального исследовательского института «Высшая школа экономики». URL: http:// www.hse.ru/ege/second_section2013/.
11. Приказ МинОбрНауки РФ №> 695 от 02.12.2009 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m695.html
12. Рейтинг московских школ по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Официальный сайт Департамента образования города Москвы. URL: http://www.educom.ru/ru/ official_information/ 14_02_2013.php
13. Рейтинг школ по итогам Всероссийской олимпиады 2013. Портал «Школы Санкт-Петербурга». URL: http://www.shkola-spb.ru/olympiad/ best_schools/2013/
14. Портал Всероссийской олимпиады школьников. URL: http://vos.olimpiada.ru/
Yekimova N.A.
EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF SCHOOL-BASED DATA NATIONWIDE
COMPETITION
In the context of building an innovative economy in Russia more actualized the problem of assessing the quality of education in higher education , and at the school level. Era of innovation requires creative approaches and innovative solutions. The article explains how the current system of education can affect the formation of these qualities in a child, and why Russia is so rapidly gaining momentum school Olympiad movement. The methods of evaluating the effectiveness of school -based data nationwide competition.
Keywords: school system, all-Russian Olympiad, the effectiveness of education.